Для вас, воспитатели

Зименс Мария Фёдоровна

Это страничка предназначена для воспитателей и  поможет в творческой работе с воспитанниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Возможности сказкотерапии23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности метода сказкотерапи при проведении коррекционной работы с семьей ребенка дошкольника с ОВЗ

          В настоящее время в коррекционной работе психолога с семьей ребенка с ОВЗ в условиях дошкольных образовательных учреждений, все больший интерес вызывают методы сказкотерапии. Сказка, игра, рисунок являются универсальным средством общения для детей и взрослых. На языке искусства происходит активное общение и динамическое взаимодействие всех участников образовательного и коррекционного процесса в атмосфере поддержки и эмоциональной заботы.

        В рамках аналитической психологии К.Г. Юнг рассматривал искусство как могущественное средство гармонизации, самореализации личности посредством достижения целостности коллективного бессознательного и личного.

В силу того, что дети с ОВЗ являются особой категорией воспитанников дошкольных учреждений, в коррекционной работе с ними сказка используется не только как средство формирования художественной культуры, но и является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии, оказывает на них лечебное воздействие.

В настоящее время в системе психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, можно выделить два взаимосвязанных направления: артпедагогическое и арттерапевтическое. Психокоррекционная практика использования разных видов арттерапии с детьми ОВЗ представлена в работах Л.В. Кузнецовой, И.Ю. Левченко, Ю.Б. Некрасовой.

     В специальной психологии существует несколько направлений использования искусства в коррекционной работе:

- психофизиологическое – направлено на коррекцию психосоматических нарушений;

- психотерапевтическое – имеет связь с воздействием на волевую, мотивационную и эмоциональную сферы;

- психологическое – выполняет катарсистическую, коммуникативную и регулятивную функции;

 - социально-падагогическое – связано с на развитием эстетических потребностей, расширением художественно-эстетического кругозора с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

   

 Реализация этих направлений в работе с детьми с ОВЗ проблемами осуществляется через психокоррекционные, коррекционно-развивающие методики, которые используются в рамках метода сказкотерапии.

 

  Метод сказкотерапия успешно используется в работе практического психолога, в том числе и в специализированных дошкольных образовательных учреждениях. «Интегративная сказкотерапия –– это такое направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности». ( И.В. Вачков, 2011).

   В основе сказкотерапии лежит сказка, которая является проводником между миром сознательного и бессознательного человека, посредством символов и метафор. «Используя метафорические ресурсы сказки, она позволяет развивать самосознание человека и строить особые уровни социальных взаимодействий, то есть преследует вполне гуманистические цели, притом воздействует мягко и ненасильственно, но результативно» (И.В. Вачков, 2011).

   Метафорический язык сказки сближает и создает единое семантическое пространство для всех участников коррекционного процесса. С помощью сказки психолог – сказкотерапевт создает особый сказочный психологический мир, особое психологическое пространство, в котором происходит совместная деятельность всех участников творческого коррекционного процесса. Полученные в результате совместной работы психолога и семьи знания, предполагают изменение способа видения мира и изменение отношения к нему и к себе и у родителей, и у детей. Происходит «совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими». ( И.В. Вачков, 2011).

   Психолог с помощью сказки воздействует на отдельные структуры психики ребенка с целью исправления неправильно сформированных функций, позитивного изменения поведения, развития самосознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Использование психологом сказкотерапии в работе с детьми и их родителями помогает создать дополнительную мотивацию и снизить естественное сопротивление.

   Первым и основным принципом успешного проведения арт-терапии при взаимодействии психолога с семьей, является одобрение любой творческой деятельности ребенка и взрослого, безоценочное отношение и безусловное принятие, создание атмосферы доверия и понимания. Занятия сказкотерапией в группах родителей с детьми в дошкольном учреждении рекомендовано начинать с 5-6 лет, при начале формирования символической функции мышления в ролевой игре.

   

Существуют две формы сказкотерапии: активная – предполагает, что человек создает собственный продукт в области сказочного творчества, и пассивная - при которой человек воспринимает уже созданные кем-то сказки и с их помощью переживает, осознает и выражает свои чувства. В современной практике сказкотерапии наиболее широко используется рисуночная терапия, игровая терапия, сказкотерапия, имаготериспользуются апия, фототерапия, песочная терапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцевальная терапии и т.д.

   Игровые сказкотерапевтические упражнения, разыгрывание ролевых сказочных ситуаций с успехом используются в коррекционной работе с детьми и взрослыми. Так как ведущим видом деятельности в дошкольном детстве является игра, то для психолога, осуществляющего коррекционную работу, крайне важно учесть это обстоятельство и с учетом целей коррекции, изменять игровую ситуацию и мотивировать действия ребенка в нужном направлении. У детей дошкольного возраста отсутствует рефлексия, это вызывает необходимость работать «здесь и теперь» с переживаниями ребенка, чтобы делать акцент на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые появились в коррекционной работе.

   Игра ребенка и родителя в сказочном пространстве с помощью психолога строится в соответствии с ее структурой: происходит принятие условной вымышленной сказочной ситуации, опираясь на игровые мотивы, игровые задачи, игровые роли. Освоив игровые действия в паре со взрослым, ребенок на заключительном этапе игры идет на изменение принятой ранее позиции обучаемого и принимает позицию ведущего.

Коррекционная сказкотерапевтическая игра

предполагает четыре этапа:

  1. Ориентировочно-обучающий этап. Психолог ориентирует ребенка и родителя в содержании игры, знакомит их со всеми обязательными этапами игровых действий и показывает перспективу освоения игры.

  1. Этап освоения правил. Происходит самостоятельное выполнением игровых действий в паре «родитель-ребенок». В ходе выполнения могу обнаруживаться трудности в выполнении действий как в умственном, так и в практическом плане и актуализироваться необходимая мотивация усвоения правил.

  1. Этап совместных форм деятельности. Происходит обмен ролями сначала между взрослым и ребенком.

  1. Этап рефлексии своих достижений. Анализируется сформированность выполнения игровых действий, обсуждаются смысл, значение приобретенного в игре нового опыта, фиксируется новая психологическая позиция ребенка — субъекта присвоения учебно-игрового опыта.

   В процессе игрового взаимообучения возникают и формируются специфические качества субъектности — рефлексия и самополагание.

Технологии работы со сказками в настоящий момент разработаны довольно хорошо.

Е. Л. Доценко предлагает использовать в коррекционной работе со сказкой следующую схему работы, состоящую из шести этапов:

  1. При планировании коррекционной работы проектируется сказочное пространство, в котором находится проблемная область. Для того, чтобы обеспечить идентификацию с одним или несколькими персонажами, выбирается для них подходящий или узнаваемый тип, количество героев сказки и определяются отношения между ними. Согласно содержанию сказки предугадываются возможные проекции.

  1. Сказка рассказывается психологом, наблюдаются эмоциональные реакции и чувства слушателей. Можно попросить детей и родителей сочинить свою часть сказки, чтобы точнее настроиться.

  1. Дозировано и поэтапно вводятся затруднения, либо в сюжете появляются задания, которые необходимо решить, действуя в созданной проблемной ситуации. Отслеживается и подкрепляется внутренняя готовность ребенка, самостоятельно (или в паре с взрослым) решить проблему.

  1. При возникновении затруднений или невозможности решить задачу, вводятся дополнительные персонажи, которые помогают найти необходимый внутренний ресурс, видоизменяются условия или вносятся изменения в сказочное пространство.

  1. Сказочный сюжет разворачивается, таким образом, а ресурсы вводятся так, чтобы главному герою приходилось выполнять все задания самостоятельно. Важно следить, чтобы у ребенка на самом деле возникало искомое ресурсное состояние.

  1. Закрепление успеха с помощью похожих домашних заданий с тем же смыслом.

Таким образом, можно выделить отличительные особенности коррекционной сказки:

  1. События, происходящие с героем (героями) в сказке, схожи с реальными ситуациями из жизни детей.

  1. Ребенок через сказку имеет возможность осознать свои собственные чувства и переживания.

  1. Альтернативные модели поведения, понятые благодаря сказке, помогают ребенку увидеть разные грани возникающих ситуаций и варианты выхода из них.

 

    В процессе взаимодействия в коррекционной группе происходит обсуждение и обогащение жизненного опыта, нахождение путей решения внутренних проблем посредством решения сказочных задач.

  Коррекционный процесс отношений в семье ребенка с нарушением ОДА должен носить очень деликатный характер. Непросто вести разговор с родителями и «оголять раны» Сделать процесс общения, обучения и коррекции более безопасным, но эффективным способом помогает сказочная метафора. «Часто один мощный художественней образ влагает в нашу душу более, чем добыто многими годами жизни» (В.М. Гаршин)