Повышение уровня школьной мотивации на уроках математики

Повыщение уровня школьной мативации на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение уровня школьной мотивации на уроках математики

Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою,

но заставить его напиться нельзя»

Да, можно усадить учеников за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.

В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. С каждым классом мотивация падает. Причин множество. Снижение мотивации определяется перегруженностью программ, оторванностью изучения материала от жизни, от потребностей учащихся.

Мотив (от французского) - побудительная сила, (от латинского) - приводить в движение, толкать. Мотивация - совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.

Мотивация бывает внутренней и внешней. Внутренняя мотивация - положительная: интересен изучаемый предмет, интересны занятия по предметам, интересен метод преподавания, интересен преподаватель, но предмет не интересен, осознается, что знания и умения нужны в будущем, стремление добиться особых успехов, осознание своего познавательного прогресса, доверие учителя, хорошее настроение, уверенность в своих силах. Внутренняя мотивация – отрицательная: месть, власть. Внешняя мотивация – положительная: стремление получить положительную отметку; одобрение учителя; одобрение учащихся; родителей; симпатию учителя; стремление превзойти других; соперничество. Внешняя мотивация - отрицательная: стремление избежать глупой оценки; стремление избежать наказание учителя; стремление избежать критики.

Для повышения мотивации учащихся имеет значение коммуникативное поведение учителя, тон речи, оправданность использования оценочных суждений, манера обращения к учащимся, умение поддержать контакт с ними, характер мимики, движений, жестов, сопутствующих речь.

Одним из важных направлений решения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Учеба - это не легкий труд, но если при правильной организации, способен приносить радость творческих открытий.

В своей работе стараюсь построить урок так, чтобы он обеспечил развитие познавательной самостоятельности, то есть стремления и умения ученика самостоятельно открыть новое для него. Использование более совершенных педагогических технологий предполагает поиск максимально удобных форм организации учебного процесса.. Для повышения мотивации учащихся использую продуктивные приемы: проблемная ситуация ставится и решается совместно с учащимися; активизирующий вопрос приводит к диалогу, дискуссии; анализируются решение, используются игровые ситуации, соревнование.

На своих уроках организую групповую и парную работу, работу по индивидуальным карточкам для коррекции знаний, что позволяет создать комфортную атмосферу учащимся, как слабым, так и сильным. Использую паузы, дающие время на обдумывание. Применяю стимулирование. В моей работе контроль является способом активной деятельности, а также и средством коммуникации. При этом: каждый контроль преследует конкретную цель - анализ результатов контроля; объективность оценочных суждений, требование к выполнению задания, критерии оценок сообщаются заранее; оценка результатов деятельности (а не личности), преобладание положительных оценок разнообразие форм и приемов контроля; преобладание функции обучающей над контролирующей; использование поощрений, самооценки и самоконтроля.

В своей работе использую приемы для создания эмоционального комфорта:

- системное одобрение; похвала, направленная на формирование положительных оценочных суждений; доброжелательность, умор, улыбка, умеренные жесты, мимика;

- создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

Использую приемы воздействия на поведение: организация деятельности, а не поведения; преобладание положительных оценок деятельности, ее результатов;

При изучении нового материала стараюсь использовать приемы, способствующие активизации мыслительной деятельности учеников. Обязательна четкость и простота изложения, наглядность, организую работу с учебником, использую опорные конспекты, элементы опережающего обучения для сильных учащихся, привлекаю учащихся для объяснения новой темы в роли учителя, подбираю для урока упражнения творческого характера. Для слабых учащихся подбираю карточки для коррекции знаний (каждая карточка посвящена одному отдельному вопросу и состоит из 3-х частей: инструкции – формулировка правил; образец применения этой инструкции и задания для самостоятельного решения).

В процессе обучения использую элементы игровой технологии на уроках и во внеклассной работе, на факультативных занятиях.

Применение элементов игровой технологии, позволяет учащимся проявить свои способности, делает процесс обучения интересным и занимательным, создает учащихся бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей, поддерживает и усиливает интерес к предмету.

Ответственность учеников за учебу, достижения в ней – мечта каждого учителя, для этого он должен установить уровень обученности каждого учащегося. Для этого была проведена диагностика направленности мотивации изучения предмета «Математика» в школе (исследование, направленное на повышение эффективности обучения).

Тактику обучения, ведущую к передаче ответственности, для детей, имеющих трудности в обучении описал М. Раттер. Она состоит из нескольких этапов, следую которым, учитель может установить контакт с ребенком, преодолеть возникшее у него отрицательное отношение к учебе и добиться, чтобы ребенок успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами.

1. Педагог должен пробудить у ребенка интерес к предмету и предоставить возможность поверить в собственные силы и способствовать достичь успеха. М.Реттер советует использовать не только личные качества учителя, но и всевозможные педагогические хитрости. Для того чтобы у ребенка возникла вера в собственные силы, учителю придется ввести для него иную систему оценивания результатов.

2. Учитель должен оценить, что известно, что неизвестно ученику по его предмету с тем, чтобы разработать программу обучения. Оценка обычно проводиться с помощью специальных тестовых заданий.

3. Программа обучения таких учеников должна быть разбита на серию мелких шагов. Такое поэтапное обучение и позволит ребенку самому следить за собственным прогрессом, то есть облегчить задачу и педагогу, и ребенку.

4. Программу следует сконструировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое достижение успеха. Как правило, дети, имеющие трудности обладают длительным опытом неуспеха и разочарования в собственных возможностях и поэтому первостепенное значение приобретает момент осознания ими того, что они могут успешно учиться.

5. Учитель и ученик должен работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определить зоны трудностей.

6. Должна быть установлена система поощрений за успех и выполнения заданий. Это не обязательно должны быть стандартные оценки, которые долгое время будут невысокими. Самое важное при этом - перенести акцент в оценках с неуспеха на успех.

Оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшее условие для развития мотивации учащихся, для правильного формирования личности школьника. Оно обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, в частности препятствует возникновению “психологического барьера”, обеспечивает управление социально-психологическим процессом в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.