Внеурочная деятельность по ФГОС

Рымарчук Оксана Васильевна

Рабочая программа по внеурочной  деятельность по ФГОС по экологии 6 класс по авторской программе Самкова В.АЭкология. Примерная рабочая программа по учебному курсу. 5–9 классы. — М.: Академкнига/Учебник, 2015. — 64 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_6_kl.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТАВРИЧЕСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ № 20» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

         РАССМОТРЕНО

         на заседании МО

         протокол № 1 от «30» августа 2017 г.

         Руководитель МО _______Н.В.Евчук

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________________И.Л.Филь

« 31 » августа  2017 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом №  от «01» сентября 2017г.

Директор МБОУ № 20

_______________ Е.Г.  Титянечко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО   ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ 6-А КЛАСС

ЭКОЛОГИЯ

на 2017-2018 учебный год

срок реализации 1 год:

34 часа

                                                              Составитель: учитель химии

                                                                                         первой  категории    

                                                                                                 Рымарчук О.В.

                                                                                       

Симферополь, 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности Экология разработана на основе авторской программы: Самкова В.А Экология. Примерная рабочая программа по учебному курсу. 5–9 классы. — М.: Академкнига/Учебник, 2015. — 64 с.

         Программа по учебному курсу разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и согласована по структуре и содержанию с примерными программами по учебным предметам  и направлена на пропаганду здорового образа жизни, бережного отношения к природе, освоению экологических знаний,  воспитанию экологической культуры учащихся.

       Основная направленность программы–экологическая. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности она является предметной с упором на специализацию по воспитанию экологической культуры. По уровню освоения материала программа базовая.

В рабочей программе в отличие от авторской есть изменение в Тема 7. Экология, человек, культура своей местности изучается не на примере Москвы и Московской области, а на примере Крыма.

Цели задачи программы:

Цель предмета «Экология»: формирование сознательно-научного, нравственно - этического отношения учащихся к окружающей среде на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе. Только при таком отношении соблюдение моральных и правовых норм, практическая деятельность экологического характера приобретают добровольный, свобод- ный характер.

 Выдвигаемая цель достигается в процессе решения следующих образовательных задач:  

  • помогать учащимся понять сущность современной экологической проблемы и осознать ее, с одной стороны, как актуальную для человечества, с другой стороны, как лично значимую;
  • способствовать становлению системы экологически • ориентированных личных ценностей (установок, убеждений, интересов, стремлений и т.д.) и отношений;  
  • формировать знания и умения, составляющие основу творческой и деловой активности при решении экологических проблем и связанных с ними жизненных ситуаций;
  •  развивать личную ответственность за состояние окружающей среды, которая проявляется в умении принимать компетентные решения в ситуациях выбора и действовать в соответствии с ними;  
  • вовлекать учащихся в реальную педагогически организованную деятельность, строящуюся на основе принципа расширения индивидуального экологического пространства. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи, связанные с необходимостью формирования у учащихся основ экологически целесообразного поведения, базирующегося на ответственном отношении к состоянию окружающей среды, соизмерении всех видов своей деятельности с последствиями, оказывающими влияние на окружающую среду (т.е. умении предвидеть, прогнозировать), умении находить компетентные экологически оправданные решения в ситуациях выбора.

Принципы реализации программы:

Научность,  доступность, целесообразность,  наглядность, принцип преемственности, принцип междисциплинарной  интеграции, принцип гуманизации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЭКОЛОГИЯ. ПРИРОДА. ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА»

Ученик научится:

  • называть, показывать, распознавать объекты и явления окружающей среды;
  • определять, измерять качественные и количественные показатели, характеризующие состояние окружающей среды;
  • описывать компоненты, структуру экосистемы;
  • объяснять характер экологических связей, отношений, взаимодействий;
  • прогнозировать изменения в окружающей среде, происходящие под влиянием деятельности человека.

Ученик получит возможность научиться:

  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными;
  • оформлять результаты исследований в виде творческих отчетов, рефератов, проектов.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название Раздела,

Темы

Количество часов

Введение

2

1

Тема 1. Наши древние корни

4

2

Тема 2.  Природа и человек: у истоков культуры

5

3

Тема3. Взаимосвязь человека и природы в религиях разных народов

5

4

Тема 4. Научные методы в экологии

4

5

Тема 5.  Человек изменяет природу

4

6

Тема 6. Отношение человека к природе в искусстве

4

7

Тема 7. Экология, человек, культура своей местности

6

Итого

34

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение(2 часа)

Человек – часть природы. Человек разумный – вид, к которому принадлежат все люди Земли. Три уникальные особенности человека: умение добывать и использовать огонь; способность к образному мышлению и владение речью. Понятие «окружающая среда. Обмен веществом, энергией и информацией. Понятия «информационная перегрузка» и «информационный голод» Культура как форма адаптации человека к окружающей среде

Потребности человека. Биологические и социальные, материальные и духовные потребности. Возрастание уровней потребностей человека в современном обществе. Кризис перепотребления. Экологическая культура как один из механизмов регуляции потребностей человека

Тема 1. Наши древние корни (4 часа)

Рождение Солнечной системы. Наша планета до появления человека. Спираль времени. Первые следы жизни на Земле. Возникновение основных групп живых организмов. Первые млекопитающие и представители отряда приматов. Космический календарь Карла Сагана.

Религиозные и научные представления о происхождении человека. Краткий исторический обзор научных взглядов на происхождение человека (Аристотель, Карл Линней, Чарльз Дарвин, Эрнст Геккель)

Сравнительная характеристика внешнего вида, внутреннего строения и поведения человека и ближайших к нему человекообразных обезьян (на примере шимпанзе) Признаки, сближающие человека и человекообразных обезьян (группы крови, сходные заболевания, процессы старения и пр.) Отличительные особенности человека как биологического вида: s-образная форма позвоночника, уплощенная грудная клетка, противопоставленный большой палец кисти, крупный головной мозг, долгое детство)

Основные этапы эволюции человека (проконсул, австралопитек, человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный) Все мы - «наследники по прямой» :биологическое и социальное равенство рас человека. Появление рас как результат приспособления к различным климатическим условиям при расселении человека по земному шару

Человек овладевает огнем. Способы добывания огня. Значение огня в эволюции человека. Очаг, жилище. Экологические последствия овладения огнем.

Тема 2 . Природа и человек: у истоков культуры (5 часов)

Способность познавать окружающий мир и осознавать свою взаимосвязь с ним – отличительная черта человека. Изменение природных условий, разнообразное питание, общественный образ жизни как предпосылки развития интеллекта и возникновения разумной деятельности у австралопитеков. Появление у древнего человека способности создавать и использовать разнообразные орудия труда.

Как человек мыслит. Главная особенность разумной деятельности человека – способность обобщать свои свои знания о предметах и явлениях. Конкретные и абстрактные понятия.

Возникновение устной и письменной речи. Особенности строения гортани человека, позволяющие произносить разнообразные звуки речи. Язык. Сколько существует языков на планете. Наиболее распространенные языки. Языки межнационального общения. Возникновение письменности

Как человек получает информацию об окружающем мире. Органы чувств. Особенности восприятия человеком окружающего мира. Органолептические свойства – свойства объектов окружающей среды (воды, воздуха, пищи и т.д.0, которые можно выявить и оценить с помощью органов чувств. Сенсорная экология. «Метод пристального взгляда»

Человек познающий. Религия, философия, наука и искусство – способы познания человеком природы и самого себя.

Тема 3 Взаимосвязь человека и природы в религиях разных народов (5 часов)

Древний человек – часть единой природы. Единство человека и природы в представлениях древних людей. Культ Богини-Матери –всеобщей прародительницы и покровительницы.

Растения и животные – покровители рода. Тотемизм; тотемные животные и растения. Культ животных и растений. Мировое древо(Древо жизни, Древо познания, Древо центра мира и т.д.) в мифологии различных народов мира

Природа и человек в верованиях древних славян. Особо почитаемые славянами растения(дуб, береза, лиственница) и животные(волк, медведь, олениха, конь)

Язычество. Древнейшие божества славян. Божества плодородия – берегини. Род – древнейшее верховное божество, бог неба, грозы и . плодородия. Громовержец Перун. Языческая символика.

Религия – часть мировой культуры человечества. Темы, сближающие различные религии. Человек и его отношение к природе в религиях различных народов России.

Тема 4 Научные методы в экологии(4 часа)

Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания. Философы различных эпох о взаимосвязи природы и человека. Философы природы(биография Генри Торо)

Методы экологических исследований; наблюдение, научное предположение(гипотеза) и его проверка, измерение, эксперимент. Приборы, используемые в экологических исследованиях

Моделирование – современный метод изучения и прогнозирования изменений в окружающей среде. Реальные и образные модели. Моделирование в экологии. Станция «Биосфера – 2» - модель биосферы Земли. Математическое моделирование

Тема 5.  Человек изменяет природу (4 часа)

Два периода в истории взаимоотношений человечества и природы. Первый период – человек всецело зависит от природы; второй – природа все больше зависит от деятельности человека. Углубление противоречий между человеком и природой. Возникновение глобальных экологических проблем(сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, изменение климата и др) Демографический взрыв. Экологические последствия военных конфликтов. Взаимосвязь проблемы сохранения мира на планете с экологическими проблемами.

Бездонна ли «кладовая природы»? Истощение запасов природных ресурсов и проблема их рационального использования. Проблема пресной воды. Сокращение лесов на планете. Истощение почвы. Сокращение биологического разнообразия. Разрушение природных экосистем.

Охрана природы. Из истории природоохранного дела в России. Охрана и восстановление природы в наши дни. Особо охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы. Международное сотрудничество в области охраны природы. Международные экологические проекты

Тема 6 Отношение человека к природе в искусстве (4 часа)

Единство изобразительного искусства, религии, зачатков научных знаний в культуре древнего человека (синкретический культурный комплекс). «Человек рисующий»: от наскальной живописи к современному искусству. Области искусства: изобразительное искусство, музыка, танец, художественное слово и др.

Особенности эстетического восприятия. Выразительность природных форм. Гармония в природе. Природа - источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов.  Наука и искусство – два способа познания человеком окружающего мира.

Природа и архитектура. Три принципа архитектуры; польза, прочность, красота. Природа подсказывает решение. Ландшафтная архитектура и садово-парковое искусство

Природа в языке символов. Геральдическая символика: единство истории и искусства. Растения и животные на гербах, флагах и монетах разных стран. Что могут рассказать о природе гербы народов России.

Тема 7. Экология, человек, культура своей местности (6 часов)

Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Крыма.

       Памятники древней славянской культуры на территории Крыма.

      Охраняемые территории и памятники природы Крыма.

      «Русь деревянная». Памятники деревянного зодчества на территории Крыма.

       Азбука экологической культуры: что может сделать для сохранения равновесия в природе каждый из нас.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЭКОЛОГИЯ. ПРИРОДА. ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА»

Личностными результатами  являются следующие умения:

  • осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • формировать познавательные интересы и мотивы к обучению;
  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • формировать навыки поведения в природе, осознание ценности живых объектов;
  • постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • осознавать ценности здорового и безопасного образа жизни
  • оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, нацеленный на 5-ю и 6-ю линии развития – умение оценивать:

– риск взаимоотношений человека и природы (5-я линия развития);

– поведение человека с точки зрения здорового образа жизни (6-я линия развития).

Метапредметными результатами включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории ;результатом изучения курса «Экология. Природа. Человек. Культура» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на 1–4-й линии развития:

– осознание роли человека в природе (1-я линия развития);

– рассмотрение экологических процессов в развитии (2-я линия развития);

– использование экологических знаний в быту (3-я линия развития);

– объяснять мир с точки зрения взаимоотношений человека и природы (4-я линия развития)

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметными результатами: включающих освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

Предметными результатами изучения предмета «Экология. Природа Человек. Культура» являются следующие умения

  • грамотно использовать основные научные категории, необходимые для выполнения учебной исследовательской работы: проблема, объект и предмет исследования; цель, задачи, гипотеза; методы исследования;
  • владеть терминологическим аппаратом, используемым в экологии;
  • объяснять изменения, происходящие в природе в результате саморазвития или под влиянием антропогенного фактора.
  • понимать необходимость сохранения естественных экосистем своей местности;
  • соблюдать и объяснять правила поведения в природе;
  • сравнивать результаты своих исследований с литературными данными.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

п/п

Сроки проведения

Название темы

УУД

план

факт

Введение 2 часа

1.

2.

Человек - часть природы.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе

Тема 1. Наши древние корни 4 часа

3.

Наша планета до появления человека

Называть возраст Земли. Описывать методы, позволяющие воссоздать картину возникновение и развития жизни на планете. Характеризовать основные этапы развития жизни на Земле

4.

Происхождение человека

Описывать основные этапы развития человека.

5.

Наши древние предки- «Дети природы».

Сравнивать черты сходства человека и человекообразных обезьян

6.

Огонь, очаг, жилище.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений.

Тема 2. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК:   У ИСТОКОВ КУЛЬТУРЫ 5 часов

7.

Хочешь выжить - думай!

8.

Почему человек заговорил?

Объяснять причины появления речи у древних людей.

9.

Как человек получает информацию об окружающем мире

Охарактеризовать роль органов чувств во взаимоотношении человека с природой

10.

Практическая работа№1 Тренируем органы чувств

 Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием

11.

Человек познаёт природу и самого себя

Сравнивать взгляды на происхождение человека в религии и науке

Тема 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В РЕЛИГИЯХ РАЗНЫХ НАРОДОВ 5 часов

16.

Единство человека и природы в представлениях древних людей.

Объяснять, каким было отношение древних людей к природе; объяснять происхождение культа Богини- Матери.

17.

Растения и животные - покровители рода.

Называть природные объекты – тотемы. Раскрывать основной смысл культа растений и животных у древних народов.

18.

Практическая работа№2 Мировое Древо.

Выполнять  практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

19.

Природа и человек в верованиях древних славян.

Называть верования, связанные с животными леса.

20.

Человек и его отношение к природе в различных религиях народов России

Сравнивать отношения человека к природе в различных религиях народов России. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений , докладов и мини- исследований .

Тема 4. Научные методы в экологии 4 часа

21.

Философия об отношении

Человека к природе

Объяснять отношения человека к природе в философии различных исторических эпох. Называть ученых, которые внесли свой вклад в развитие научных знаний.

22.

Методы экологических исследований

Называть и сравнивать методы экологических исследований.

23.

Моделирование в экологии

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения по теме урока. Сравнивать модель и объект который она воспроизводит. Создавать модели.

24.

Практическая работа №3. Реальная модель биосферы

Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Объяснять назначение приборов используемых в изучении окружающей среды.

Тема 5. Человек изменяет природу 4 часа

25.

Человек и природа: противоречия нарастают.

Описывать меняющееся воздействие человека на природу по мере совершенствования орудий труда.

26.

Практическая работа№4 Геометрия природы.

Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

27.

Бездонна ли «кладовая природы».

Называть последствия, к которым приводит увеличение численности населения Земли. Объяснять последствия военных конфликтов в разные исторические эпохи. Объяснять понятие « экологический баланс. Приводить примеры нарушения экологического баланса. Прогнозировать последствия истощения природных ресурсов.

28.

Человек охраняет природу

Называть особо охраняемые природные территории.

Тема 7. Экология человека, культура своей местности.  6 часа

29.

Стоянки древнего человека: археологические раскопки на территории Крыма

Называть памятники древней славянской культуры на территории Крыма

30.

Памятники древней славянской культуры на территории Крыма

 Приводить примеры памятников древней славянской культуры на территории Крыма

31.

32.

Охраняемые территории и памятники природы Крыма

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения по теме урока

33.

Памятники деревянного зодчества на территории Крыма

34.

Практическая работа№7 Азбука экологической культуры

Выполнять практическую работу. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.