Кружок "Буковка" в ДОУ

Галошева Ирина Андреевна

 

 

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80»

 города Чебоксары

 

 

 

 

 

Программа

дополнительного образования детей по курсу:

обучение раннему  чтению

 

Кружок «Буковка»

 

 

 

Возраст детей: 5 - 7 лет.

Срок реализации программы – 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           Автор: Галошева И.А.,

                                                                                                                                       воспитатель

                                                                              

 

 2014– 2015 гг.

 

I. Пояснительная записка.

                      

Актуальность

    В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому  грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.

    Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

    Также  в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.

    Совершенствуя речевой аппарат, в занятия кружка включены артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и др. В программу занятий включено множество загадок, которые сопровождаются иллюстративным или игровым материалом: муляжами, картинками и игрушками. Процесс отгадывания загадок очень важен, потому что он развивает воображение, формируют быструю реакцию на слово.

    Как известно, дети этого возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

    Кружок «Буковка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.

    Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

 

Новизна программы.

Данная программа  направлена на подготовку детей 5 - 7 лет к успешному освоению чтения.  В основу программы положены методическое пособие  «Занимательное обучение чтению» Ковригиной Т.Е., Шеремет Р.Е.,    И.А. Быковой «Обучение детей грамоте в игровой форме».

В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного  в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жукова. На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и  слова. Рекомендуется подсказывать при забывании  не сами буквы, а их образы. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.

 

Цель программы:

 

 Выработка у детей умения ориентироваться в звуко - буквенной системе русского языка и на этой основе — развитие интереса и способнос­тей к чтению.

 

Задачи:

 

   Подготовка к обучению грамоте

- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», как они строятся, из каких частей состоят;  умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова  на слоги, составлять слова из слогов.

Воспитание звуковой культуры речи

- формирование и закрепление правильного произношение звуков русского языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

 

 

 

Формирование грамматического строя речи

-развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений.

Развитие  процессов восприятия, мышления, речи

- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.

 

Методами успешной реализации программы является:


                               • Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ,

беседа )

• Наглядный (наблюдение, рассматривание).

                                Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).

             Методическое условие реализации программы предполагает материал для чтения«Букварь»Жукова.
Дидактическое – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу.

        Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.

         Также необходимым условием успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.

 

Программа разработана с учетом основных принципов:

  1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
  2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);
  3. Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
  4.  Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
  5.  Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
  6.  Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

 

Сроки реализации программы.

 

Данная программа рассчитана на  1 год ( с октября по май) обучения детей 5 – 7  лет с разным уровнем речевой готовности .

 

 

 

Формы и режим занятий.

 

Проведение занятий  планируется  2  занятия в неделю,  фронтально, продолжительностью 25-30 минут во вторую половину дня.

 

Ожидаемые результаты.

 

К концу курса дети:

  1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать

названия букв.

  1. Различать гласные, твердые и мягкие согласные.
  2. Правильно ставить ударение в знакомых словах.
  3. Плавно читать целыми словами, отвечать на вопросы по тексту.
  4. Составлять из букв разрезной азбуки слова.

 

 

 

Формы подведения итогов реализации программы.

 

Проведение итогового занятия с приглашением родителей.

 

Методическая основа программы.

 

- одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

- непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями), а также овладение плавным слоговым чтением;

- применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов и слов, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков;

- предоставление детям системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу;

- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптико-пространственного представления;

- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания, чтения и письма.

 

 

 

 

Этапы изучения буквы

 

Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.

 

Основное направление:

От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).

 

  1. Выделение изучаемого звука из слов.

Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).

 

  1. Называние буквы.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.

 

3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

 

           4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.

Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.

 

5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).

Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.

 

            6.Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

 

 

 7.Анализ буквы.

Дети определяют следующее:

  • из каких элементов состоит буква;
  • из скольких элементов состоит буква;
  • как расположены эти элементы в пространстве.

 

8. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

  • Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
  • Обведение буквы по трафарету;
  • Обведение буквы по контуру;
  • Запись буквы в воздухе;
  • Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.
  • Письмо буквы на ладони, на спине.

 

       9. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.

 

10.Самостоятельное  написание печатной буквы.

 

 

  Тематическое планирование:

                                                     (43 занятия)

1.Речь письменная и устная. Звуки речи. Слова, слоги.

2.Гласный звук IаI,  буквы А, а.

3.Гласный звук  (У); буквы У, у.

4.Гласные и согласные звуки. Гласный звук IоI, буквы О,о.

5.Согласные звуки IмI, IмI;  буквы М,м. Деление слов на слоги, определение слогов в словах.

6. Учимся соединять буквы. Чтение слогов. Согласные звуки IсI , IсI; буквы С, с. Учить называть слова с заданным слогом.

7. Закрепление букв А. О, У, М, С. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Предложение. Деление предложения на слова. Выкладывание слов: сам, сама.

8. Согласные звуки IхI, IхI; буквы Х, х. Чтение слогов и слов. Звуковой анализ слова: МУХА. Составление предложений со словом СУХО

9.Закрепление пройденных букв и звуков.

10. Согласные звуки IрI, IрI; буквы Р, р. Заглавные  буквы, слова с этими буквами.

11. Согласный звук IшI, всегда твердый ; буквы Ш, ш. Составление предложений из трех слов.

12. Гласный звук IыI; буква ы. В русском языке нет слов,  которые начинаются на Ы. Звуковой анализ слов МИШКА,  МЫШКА.

13. Согласные звуки IлI, IлI; буквы Л, л. Точка. Схема предложений. Точка. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

14.Чтение слов и слогов с буквами Л-Р

15. Согласные звуки IнI, IнI; буквы Н, н. Звуковой анализ слов. Ударный слог. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

16. Согласные звуки IкI, IкI; буквы К, к. Закрепление написания больших букв в именах, начале предложений. Учить вычленять словесное ударение, определять его место в словах.

17.Закрепление пройденных букв и звуков.

18. Согласные звуки IтI, IтI; буквы Т, т. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах.

19. Гласный звук IиI; буквы И, и. Звуковой анализ слогов МЫ-МИ, РЫ-РИ, СЫ-СИ, ТЫ-ТИ. Учить составлять предложения со словом И.

20. Согласные звуки IпI, IпI; буквы П,п. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Пересказ прочитанного текста.

21. Согласные звуки звонкие и глухие. Согласные звуки IзI, Iз I; буквы З, з. Закрепить умение называть слова с заданным звуком и буквой, вычленять словесное ударение, определять его место в словах. Омонимы (Слова звучат одинаково, но смысл разный).

22. Согласный звук IйI; буквы Й, й. Совершенствовать навыки чтения. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели.

23.Чтение и-й,ий-ый.

24. Согласные звуки IгI, IгI; буквы Г, г. Работа с предложением. Вопросительные предложения. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

25.Чтение с-з,г-к.

26. Согласные звуки IвI, IвI; буквы В, в. Вопросительные предложения. Пересказ прочитанного.

27. Согласные звуки IдI, IдI; буквы Д, Сопоставление звуков и букв Д-Т. Закрепление понятий слог, слово, предложение.

28.Чтение д-т.

29. Согласные звуки IбI, IбI; буквы Б, б. Сопоставление звуков и букв Б-П.

30. Согласный звук IжI; буквы Ж, ж. Сопоставление звуков и букв . Познакомить с правилом написания сочетания – ЖИ.

31.Чтение ж-з,б-п.

32.Чтение. Буквы Е, е. Звуковой анализ слов с буквой Е. Пересказ прочитанного текста.

33. Буква Ь. Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова.

Работа с разрезной азбукой: ЕЛ-ЕЛЬ,УГОЛ-УГОЛЬ. Учить называть слова. определенной структуры

34. Буквы Я, я. Звуковой анализ слов с буквой Я. Анализ слогов  с буквой  Я: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Пересказ прочитанного текста.

35. Буквы Ю, ю. Анализ слогов с буквой Ю: ТУ-ТЮ,  СУ-СЮ, ДУ-ДЮ.

36. Буквы Ё, ё. Развитие речи. Звуковой анализ слов с буквой Е. Сопоставление букв Е-Е. Закрепить умение составлять предложения с заданным количеством слов.

37. Мягкий согласный звук IчI; буквы Ч, ч. Звуковой анализ слов. Закрепить знания о словоразличительной роли букв в слове.

38. Гласный звук IэI; буквы Э, э. Закрепить умение составлять предложения с предлогами (в, на. за и др.).

39. Согласный звук IцI; буквы Ц, ц.

40. Согласные звуки IфI, IфI; буквы Ф, ф.

41. Согласный звук IщI; буквы Щ, щ

42. Буква Ъ. Буква Ъ – показатель твердости.

43.Алфавит.Чтение текстов  по  слогам. Итоговое занятие.

 

 

 

 

Список детей, посещающих кружок «Буковка»           

на 2014 -2015 учебный год

1 подгруппа

    Понедельник- 15-30-16-00

                                                                                                          Четверг-         15-30-16-00

 

 

 

 

1.

Александров Артур                     Подгот.гр.Б

2.

Иванова Юля                               Подгот.гр.Б

3.

Таймаскина Алиса                       Старшая гр.А

4.

Ананьев Максим                           Старшая гр.А

5

Ковалева Екатерина                     Старшая гр.А

6.

Фомина Вика                               Старшая гр.А

 

 

 

               

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список детей, посещающих кружок «Буковка»

                                                                                                                                Понедельник- 15-00-15-20

                                                                                                                                                                        Четверг-         15-00-15-20

2 подгруппа

 

1.

Кузнецова Ева                             Средняя гр.В

2.

Карасева Анастасия                   Средняя гр.В

3.

Шемякин Макар                          Средняя гр.В

4.

Жирнов Руслан                           Средняя гр.А

5.

Васильева Екатерина                   Средняя гр.А

6.

Мурзин Никита                           Средняя гр.А

7.

Юсова Юля                                Средняя гр.А

8.

Туйманова Карина                     Средняя гр.А

9.

Максимова Аделина                    Средняя гр.А

10.

Петров Егор                               Средняя гр.А

11.

Петрова Екатерина                      Средняя гр.А

12.

Тухтаманова Екатерина               Средняя гр.А

13.

Колесова Арина                          Средняя гр.А