Продуктивность методической деятельности педагога

3.1.1.

Разработка программно-методического сопровождения образовательного процесса

 

Название и вид методической продукции (программа по предмету учебного курса, кружка, КИМы, сценарии, сборники упражнений, задач и т.д.)

Рабочие программы по междисциплинарным курсам:

- МДК 03.04. Теория и методика математического развития по  специальности «Дошкольное образование»;

- МДК 02.06  Теоретические основы и методика математического развития дошкольников по  специальности «Специальное дошкольное образование»

Рабочие программы прошли процедуру внешней экспертизы представителями работодателя (МДОУ №10, МДОУ №99)

Пакет контрольно-оценочных средств по междисциплинарным курсам:

- МДК 03.04. Теория и методика математического развития по  специальности «Дошкольное образование»;

- МДК 02.06  Теоретические основы и методика математического развития дошкольников по  специальности «Специальное дошкольное образование»

КОС прошли процедуру внешней экспертизы представителями работодателя (МДОУ №10, МДОУ №99)

В УМК представлены следующие материалы:

Лекционный материал:

-        Теоретические основы математического развития детей дошкольного возраста

-        Дидактические основы математического развития детей дошкольного возраста

-        Методика формирования количественных представлений у дошкольников

-        Методика формирования представлений о величинах, обучение измерительной деятельности

-        Методика формирования у дошкольников представлений о геометрических фигурах и форме предмета

-        Методика формирования пространственных представлений у дошкольников

-        Методика формирования временных представлений у дошкольников

-        Развитие логического мышления дошкольников в ходе формирования элементарных математических представлений

-        Планирование работы по математическому развитию детей в ДОО

-        Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы формирования элементарных математических представлений

-        Взаимосвязь детского сада, семьи и школы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников

Рекомендации к проведению практических заданий:

-        Разработка конспектов занятий по формированию элементарных математических представлений у дошкольников;

-        Разработка конспектов и картотеки дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников;

-        Разработка практических материалов для работы с родителями

-        Подбор диагностических методик по выявлению уровня сформированности математического развития дошкольников

Материалы для СРС:

-        Рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Материалы для учебной практики:

-        схема анализа программы ДОО (раздел «Формирование элементарных математических представлений»);

-        схема анализа предметно-пространственной среды по математическому развитию детей дошкольного возраста

-        рекомендации по составлению картотеки дидактических игр и упражнений по математическому развитию детей дошкольного возраста;

-        схема анализа организации и проведения дидактической игры по математическому развитию дошкольников

-        схема анализа организации и проведения индивидуальной работы по математическому развитию дошкольников

-        схема анализа занятия по формированию математических представлений с дошкольниками.

Видеоматериалы:

-        Занятия по формированию элементарных математических представлений в ДОО

3.1.2.

Совершенствование методов обучения и воспитания, продуктивное использование новых технологий

 

Используемые современные образовательные технологии/методики

Цель использования технологии/методики

Результат

применения технологии/методики

 

 

Метод проектов

-                    развивать познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;

-                    развивать критическое мышление

Использование данной технологии на уроках направлено на результат, который получается при решении студентами той или иной практически или теоретически значимой проблемы математического развития дошкольников. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Поэтому в своей образовательной деятельности использую индивидуальные или групповые мини-проекты, которые способствуют развитию умения у студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способности прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Коллаборативное обучение

-                    активно включать каждого студента  в процесс усвоения учебного материала;

-                    активизировать познавательную деятельность

-                    развивать  умение успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.);

-                    совершенствовать межличностные  отношения в группе

Использование технологии коллаборативного обучения способствует формированию знаний в ходе совместной учебной деятельности, когда учащиеся старались понять и применить теории и концепции.

 Следует отметить, что сотрудничество между студентами в группах совместного обучения повысило их мотивацию и обеспечило тем самым лучшие условия для достижения заданных учебных целей.

Студенты несут ответственность за обучение друг друга, равно как и самих себя. То есть успех одного ученика позволяет остальным участникам группы добиться успеха. Обучаясь в группах, учащиеся могут поделиться тем, в чем они сильны, а также усилить то, в чем они ощущают свою слабость, они развивают умение работать в команде, учатся разрешать конфликты.

Портфолио

 

-    проследить динамику профессионального становления каждого конкретного студента;

-    дать разностороннюю объективную характеристику готовности к профессиональной деятельности каждого конкретного студента;

-    обеспечить формирование у будущих специалистов умений самопроектирования профессионального становления на основе адекватного восприятия и оценки своих достоинств;

-    оценить профессиональные и личностные достижения студента.

Методические материалы по МДК «Теория и методика математического развития» и «Теоретические основы и методика математического развития дошкольников»,   собранные в портфолио студентами, документируют развитие знаний  в изучаемом модуле, отношения к учебе.

Портфолио позволяет проводить оценку всего учебного процесса от самого начала, поскольку оно пополняется периодически в течении всего периода обучения.

Отражая результаты индивидуальной образовательной активности выпускника, портфолио служит существенным дополнением к результатам экзаменов, поскольку:

- демонстрирует образовательную активность, уровень самоорганизации, профессионально значимые возможности и достижения;

- наиболее полно характеризует личность студента, его  культуру, коммуникативные качества;

- отражает устойчивые результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена;

- свидетельствует о творческих и познавательных способностях и умении их реализовать

Использование портфолио обеспечивает построение планов профессионального роста, отвечает интересам студентов. На его основе студенты составляют резюме, которое помогает им достойно представить себя работодателю во время приема на работу.

Элементы проблемного обучения

-                    усвоить  систему знаний и способов умственной и практической деятельности;

-                    развивать познавательную самостоятельность и творческие способности;

-    мотивировать студентов на более глубокое осмысление представленных понятий, решение профессиональных проблем.

Особенностью использования проблемного обучения заключается в том, что данная технология позволяет создавать педагогические проблемные ситуации, активизировать познавательную деятельность студентов, мотивировать их на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления. Таким образом, студент становится в позицию своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.

Следует отметить, что студенты решают данные проблемные задачи в равной доле успешности и затруднении.

Поэтому при создании проблемных ситуаций использую разнообразные приёмы: подвожу к противоречию и предлагаю самим найти способ его разрешения; излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос или предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждаю обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты; определяю проблемные теоретические и практические задания; ставлю проблемные педагогические задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения).

Элементы РКМЧП

-                    стимулировать студентов к неустанному познанию, способствовать формированию навыков продуктивного мышления;

-                    стимулировать к выработке своей точки зрения по определенному вопросу и отстаивать ее логическими доводами.

В своей деятельности использую различные элементы данной технологии, а именно:

- «Синквейн» (по понятиям курса);

- «Кластер» (по понятиям курса);

- «Корзина идей» (по любой проблеме курса);

- «Ромашка вопросов» (студенты задают и отвечают на конкретные вопросы по конкретным проблемам);

- «Диаграммы сравнения» (по опорной схеме сравнивают два понятия и отражают их в диаграммах);

- «Эссе» (свободное письмо на заданную тему);

- «Рефлексия» и др.

Использование элементов данной технологии позволило выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность студентов для достижения поставленных учебных целей; способствовало замене пассивного слушания и пересказа на активное участие обучающихся в образовательном процессе, и тем самым повышению эффективности занятий по МДК.

Следует отметить повышение посещаемости занятий студентами (3 курс – 60 %, 4 курс – 90-100 %), а также качества обучения и т.д.