Публичное представление

Представлен опыт работы по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._opyt.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов МБОУ «Лицей № 4»

Рузаевского муниципального района Республики Мордовия

                              Калякулиной Татьяны Владимировны

                                                   

«Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами».

                                                                                                     В.А.Сухомлинский

Важной проблемой современного российского образования является духовное обнищание школьников. Одной из причин духовно-нравственного нездоровья детей, по моему мнению, отсутствие у них интереса к чтению.

Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация совершенно иная. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, в котором господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению.

Литературное чтение — один из основных предметов начальной школы, и успешность изучения данного курса влияет на результативность обучения по другим предметам учебного плана. Заставить читать ребёнка нельзя, но можно увлечь, научить, «заразить»... Перед учителем стоит важная задача—научить ребёнка читать правильно, эффективно и продуктивно. Поэтому я работаю над педагогической проблемой «Формирование грамотного читателя». 

Современная методическая наука рассматривает сегодня литературное чтение не только как предмет, обеспечивающий формирование функционального навыка чтения, но и как возможность более широкого литературного образования младшего школьника: развитие читательского кругозора, формирование эмоционально-волевых и нравственных качеств, развитие культуры восприятия художественного текста.

 

 Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Современный этап развития общества диктует новые требования к системе образования. Задача школы — дать ученику возможность получить такое образование, которое не только обеспечит его необходимыми научными знаниями, практическими умениями и навыками, но и поможет осмыслить накопленные человеческие ценности и традиции.

Высокое качество образования на любой ступени обучения невозможно без высокого уровня сформированности грамотного читателя. Опыт моей работы показывает, что применение на уроках литературного чтения технологии продуктивного чтения способствует достижению тех результатов, которые требует современный Федеральный государственный стандарт начального общего образования.

В учебном процессе работаю по УМК "Школа России",

которая полностью соответствует стандартам второго поколения. Эта программа

интересна, доступна детям, она помогает мне в развитии и более успешном обучении 

учащихся и побуждает к творчеству и учителя, и детей. В своей работе постоянно

стремлюсь к новым  формам и методам работы с учащимися.

Актуальность данной проблемы обусловлена  современными требованиями   развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС). 

Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы пробудить у учеников интерес к чтению, помочь ребёнку полюбить слово, научить его осмысленно читать.

  • Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование  

 выдвигаемых принципов и приемов)

В наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебной деятельности младшего школьника. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Поэтому в современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений. Учитель начальных классов должен осуществлять постоянный поиск эффективных технологий обучения, одной из которых и является технология продуктивного чтения.

Ведущая   педагогическая идея 

Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности. Ведущая педагогическая идея педагогического опыта – формирование активности учащихся, повышение качества учебно – воспитательного процесса.

Наличие   теоретической базы опыта

Технология продуктивного чтения была разработана профессором Н.Н.Светловской. Методическая научная школа, возглавляемая доктором педагогических наук, профессором, заслуженным учителем РФ Наталией Николаевной Светловской, решает одну из особо важных задач педагогики: с помощью книги вырастить достойных граждан России, духовно, нравственно и эстетически воспитанных, умеющих сопереживать всему позитивному, отвергать зло и бороться с ним.

В соответствии со структурой читательской деятельности названная выше технология предлагает три этапа работы с текстом.

Первый эта— работа с текстом до чтения. На этом этапе предполагается развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация (догадка, мысленное предвосхищение, «забегание вперёд»). Главная задача этапа—вызвать у ребёнка желание прочитать книгу, сформировать положительную мотивацию к процессу чтения.

Используя приём антиципации, я учу учащихся определять смысловую, эмоциональную направленность текста, выделять его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей чтению иллюстрации с опорой на читательский опыт. Работа с текстом до чтения завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».

Второй этап—работа с текстом во время чтения. С целью понимания текста и создания его читательской интерпретации, а главное—для обеспечения полноценного восприятия текста я в своей практике провожу «диалог с автором». Этот эффективный приём даёт детям возможность увидеть автора в тексте—«вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность» в ходе вдумчивого аналитического, изучающего, медленного чтения. При обучении учащихся «диалогу с автором» я учу видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые; «включать» их творческое воображение6 по слову, детали, иной свёрнутой текстовой информации ученики прогнозируют, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться конкретный эпизод или всё произведение.

Мой опыт работы показал, что важно научить школьников задавать по ходу чтения автору свои вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме. Такие вопросы предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения.

На третьем —заключительном—этапе предполагается работа с текстом после чтения. Цель этапа—корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом, а главная задача—обеспечить углубленное восприятие и понимание текста. Здесь эффективны, во-первых, смысловая беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия, в процессе чего происходит соотнесение читательских оценок произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Во-вторых. Важно организовать знакомство с писателем в ходе рассказа о писателе. Беседу о личности писателя лучше проводить после чтения произведения. И наконец, в-третьих, необходима разработка и использование творческих заданий, опирающихся на опыт читательской деятельности учащихся, их эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы. Интересгый приём, который я использую на этом этапе,—составление синквейна. Напомню его правила: 1-я строка—одно имя существительное, задающее тему всего текста, 2-я строка—два имени прилагательных (признака этого предмета), 3-я строка—три глагола, 4-я—предложение из четырёх слов, расширяющих тему и не повторяющих слов из предыдущих строк, 5-я—имя существительное (синоним, ассоциация со словом в 1-й строке).

В учебниках для начальной школы чаще всего произведения даются в сокращении, поэтому одним из приёмов в работе над текстом является восстановление авторского текста. Я предлагаю учащимся карточки с отрывками из произведения, которых нет в тексте учебника, и школьники определяют, где может быть пропущен этот отрывок. Этот приём даёт возможность не только восстановить текст в целом, но и чётче определить главную идею произведения, возможно, открыт новую тему рассказа.

Следовательно, цель данной технологии – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме «ученики—учитель—автор». Ученик не просто слушатель и исполнитель—он творческая личность, его работа на уроке приобретает исследовательский характер. Творчески раскрепощённые и эмоционально отзывчивые дети глубже чувствуют и понимают прочитанное. Именно технология продуктивного чтения способствует этому.

  • Оптимальность и эффективность средств

Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что внедрение в учебный процесс технологии продуктивного чтения позволяет формировать не только предметные  умения (читательские, текстовые), но и метапредметные(коммуникативные,информационные,учебную самостоятельность), будет способствовать формированию у детей универсальных учебных действий, в основном познавательных и коммуникативных. Кроме этого, у детей формируются и регулятивные универсальные учебные действия.

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме:

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве?»

     Цель урока: сформировать основы читательских и речевых умений, читательской культуры.

     Задачи: образовательные (формировать умение анализировать прозаический текст; находить сравнения, эпитеты, олицетворения; показать красоту прозы Л.Н.Толстого); развивающие (развивать навык выразительного чтения, эмоции и познавательный интерес); воспитательные (воспитывать любовь к родной природе, содействовать эстетическому воспитанию).

     Тип урока: открытие новых знаний.

     Формы работы: фронтальная, работа в парах.

     Форма проведения: урок—открытие нового.

                                                       

                                                         Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Я рада вновь видеть вас на уроке. Думаю, что он принесёт нам всем радость общения друг с другом. Каждый урок—это маленькое открытие. Лучший способ изучить что-либо—это открыть самому.

- Эту истину знаю отраду

И её никогда не таю:

«Кто не любит родную природу,

Тот не любит Отчизну свою!» Как вы думаете, чему мы посвятим наш урок?

Поставьте для себя цели на данный урок.

Зачем? Для чего нам это нужно?

Демонстрируют готовность к уроку. Слушают учителя. Включаются в беседу с учителем. Дают ответы на вопросы учителя.

-Открытию нового в области литературы.

-Познакомиться с новым произведением, учиться выразительно читать, формировать умения анализировать произведение.

-Чтобы становиться образованными, развитыми личностями.

Нужно быть внимательными, наблюдательными и думающими.

Личностные (положительное отношение к урокам литературного чтения); коммуникативные (умение слушать и слышать, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами); регулятивные (выдвигать, предполагать цель урока, принимать учебную задачу).

2.Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.

-Все литературные произведения можно разделить на две большие группы. Какие?

Что такое прозаическое произведение?

Выберите из предложенного списка фамилию русского писателя.

А.А.Фет, С.Д.Дрожжин, И.С.Никитин, Л.Н.Толстой. А.Н.Майков, С.А.Есенин.

Какие произведения Л.Н.Толстого вы знаете?

- Проза и поэзия.

-Все виды не стихотворно организованной речи.

Учащиеся выбирают фамилию Л.Н.Толстого.

-«Косточка», «Девочка и грибы», «Лев и собачка», «Два товарища».

Личностные (используют полученные знания, вносят коррективы); коммуникативные (умение оформлять свои мысли в устной форме).

3.Определение темы урока.

-Прочитайте поговорку, в которой отражается народная примета: «Большая роса утром—к хорошей погоде, нет росы—к дождю».

-В какое время года можно увидеть росу?

-Отчего она возникает?

-Прочитайте, как об этом явлении по-разному пишут в толковых словарях.

«Роса—это атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями».

«Роса—это маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней или вечерней прохлады».

-Какие однокоренные слова встречаются в определениях, помогающие понять, когда можно увидеть это явление природы?

-Посмотрите фрагмент научного фильма «Как появляется роса на траве»

-О чём же будем сегодня читать новое произведение?

-Какая бывает роса на траве?

Дыхательная гимнастика.

-Представьте, что на вашей ладони росинка. Мы должны на неё дуть медленно, равномерно, чтобы она не раскатывалась на ладони. Вдох через нос, медленный выдох через рот. А теперь вдох через нос и резкий выдох через рот, чтобы росинка скатилась на пол.

Читают поговорку.

- Летом.

Работают с толковыми словарями в парах. Читают друг другу определения.

Учащиеся сравнивают определения, находят общее.

Смотрят фрагмент фильма.

-О росе.

Предположительные ответы.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Коммуникативные (сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно, слушать и понимать других).

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества в паре, управление поведением партнёра, диалог в паре); познавательные (выразительное чтение).

4.Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы.

Знакомство с новым произведением. Тема урока: «Рассказ Л.Н.Толстого «Какая бывает роса на траве?»

Первичное чтение рассказа подготовленным учеником.

-Что вы представили во время слушания этого рассказа?

А какое у вас появилось желание?

Повторное чтение текста по абзацам. Словарная работа.

 1 абзац.

-От чьего имени написан рассказ? Почему?

-С чем сравнивает Л.Н.Толстой капельки росы?

-Что такое алмаз?

-Обратите внимание, как постепенно, осторожно автор приближает читателя к алмазам. Сразу ли автор попадает на поляну?

-Отчего блестят и переливаются алмазы?

-А когда можно разгадать тайну алмазов?

-Как вы понимаете выражение «капли собрались?»

-Какими вы представляете треугольные листы травы?

2 абзац.

-А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок?

-Что такое бархат?

-Почему так важно, что листок травы мохнат и пушист?

-А почему капли катаются по листку?

3 абзац.

-Что звучит в слове «неосторожно»?

-С чем сравнивает автор росу в 3-ем абзаце?

-А что вы узнали об авторе?

-Какие чувства испытывал автор на полянке при виде росы?

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз—росой она умылась,

Два—изящно покружилась,

Три—нагнулась и присела,

На четыре—улетела.

Работа над выборочным чтением, выразительным чтением.

-Вспомните, что такое олицетворение.

-Есть ли в тексте олицетворения? Назовите их.

-Какую роль в этом рассказе играет олицетворение?

-Писатели и поэты в своей речи часто используют сравнения. Найдите сравнения и прочитайте их.

-Помогают ли сравнения создать картину родной природы?

-Рисуя картины природы, автор использовал эпитеты. Найдите и прочитайте их.

-Назовите главную мысль рассказа. Что этим рассказом хотел сказать автор?

-Как вы думаете, каждый ли человек может в обычном явлении увидеть что-то необычное?

-Рассказ Л.Н.Толстого помогает нам увидеть красоту в обычных картинах природы. Он открыл читателю таинственную жизнь природы, её душу и язык. Рассказ проникнут чувством любви к родной природе. Любимый герой рассказа писателя—природа. Она у него живёт, она действует.

Слушают чтение ученика.

Дают ответы на вопросы учителя.

-Яркое солнечное утро.

-Попасть на поляну.

-От имени автора.

-С алмазами.

-Драгоценные камни.

-Через лес.

-От солнца.

-Нужно всмотреться, разглядеть.

-В одной кучке.

-Ярко выражены три ребра.

-С бархатом.

-Плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

-Они круглые.

-Извинение.

-С шариком светлым.

-Л.Н.Толстой любил природу.

-Чувство радости, восхищения, восторга.

Встают с рабочего места. Имитируют движения бабочки.

Находят олицетворения, объясняют значение этого литературного приёма.

Выделяют сравнения, читают их.

Выделяют эпитеты. Делают выводы об употреблении эпитетов в рассказе.

-Л.Н.Толстой хотел поделиться с читателем радостью, восхищением от увиденной ранним утром красоты природы. Мир полон чудес.. Только нужно уметь разглядеть их. Автор хочет привлечь наше внимание к окружающему миру.

-Не каждый. Тот,  кто умеет наблюдать. Но к умению видеть красоту родной природы нужно стремиться, работая над собой.

Регулятивные (умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить).

Познавательные 

(умение работать со словарём).

Познавательные (умение анализировать текст, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию); регулятивные (умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем).

Познавательные (умение работать с литературными приёмами, формирование навыков выразительного чтения); коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

5.Самостоятельная работа.

Моделирование обложки.

-Какую картину на обложке книги можно нарисовать? Какие краски вы будете использовать? Дома выполните свой рисунок.

-Каким настроением проникнут этот рассказ?

-Какое чувство нужно передать при чтении этого рассказа?

-Каким должен быть темп чтения?

Выделение логических ударений. Выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении. Учитель выразительно читает рассказ, выделяя логические ударения.

Моделируют обложку книги, доказывают свой выбор.

Дают ответы на вопросы учителя.

-Радостным.

-Чувство восхищения.

-Неторопливым.

Самостоятельно пробуют подчеркнуть нужное слово.

Читают за учителем. Сопоставляют расставленные логические ударения.

Познавательные (умение моделировать обложку книги); регулятивные (умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, искать средства её осуществления; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем); личностные (формирование творческой наблюдательности

Познавательные (умение выделять голосом главное слово в предложении).

6.Включение в систему знаний и повторение.

-Предложите свои варианты чтения рассказа.

-Как же ответить на вопрос автора «Какая бывает роса на траве?

-Прочитайте высказывания. Согласны ли вы с этими словами?

«Нет ничего изобретательнее, чем природа» (Цицерон)

«Любоваться природой есть следствие любви к ней, а любовь к природе—один из вернейших признаков любви к своей стране» (К.Г.Паустовский)

Занимаются смысловым чтением (хором, по абзацам парами).

-Как алмаз разного цвета:жёлтого, красного, синего; как шарик светлый, вкусной.

Читают высказывания, выражают своё мнение.

Познавательные (виды чтения)

7.Рефлексия учебной деятельности.

-Удалось ли вам открыть новое в мире прозы?

Достиг ли урок своей цели?

Продвинулись ли вы в своём развитии, в своих умениях?

Какого жанра это произведение?

Какие предложения запомнились?

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Всё ли у вас получилось?

Какие трудности возникли?

Почему?

Оценки за урок.

Домашнее задание:

Выполнить свой рисунок для обложки книги, подготовить пересказ близко к тексту.

Учащиеся подводят итог своей работы, анализируют, отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные (умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию); личностные (учащиеся задаются вопросом: какое значение и какой смысл имеет для нас учение).

Распределения функций между учащимися и преподавателем:

Фаза работы

Действия преподавателя

Действия учащегося

До занятия

1.        Подбирает кейс

2.        Определяет основные и
вспомогательные материалы
для подготовки учащихся

3.        Разрабатывает сценарий
занятия

1.Получает кейс и список рекомендованной литературы

2.Индивидуально готовится
к занятию

Во время занятия

1.        Организует предварительное обсуждение кейса

2.        Делит группу на подгруппы

3.        Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

1.        Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2.        Разрабатывает варианты
решений, принимает во внимание мнения других

3.        Принимает или участвует в
принятии решений

После занятия

1.        Оценивает работу учащихся

2.        Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Составляет письменный отчет о

Занятии в заданной форме

       

  • Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых). 

Сегодня, идя на урок, я не ставлю под сомнение важность и актуальность формирования и развития универсальных учебных действий  (УУД) школьников как реального итогового продукта, с которым каждый учащийся должен уйти с урока. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области учебного плана. Ежегодно мы проводим проверочные работы, направленные на выявление уровня сформированности УУД и делаем сравнительный анализ.

Сравнительный анализ сформированности УУД.

Класс 3 «А». ФИО учителя Калякулина Т.В.

Годы, класс

На конец 2016-2017 уч. года

2 класс

На

начало

2017-

2018

уч. года

3 класс

Результат

Уровень УУД

Кол-во

%

Кол-во

%

Регулятивные

УУД

Высокий

12

37 %

5

17 %

Ухудшился

Повышенный

6

19 %

11

38 %

Улучшился

Базовый

10

31 %

7

24 %

Улучшился

Низкий

4

13 %

6

21 %

Ухудшился

Познавательные

УУД

Высокий

16

50 %

5

17 %

Ухудшился

Повышенный

6

19 %

11

38 %

Улучшился

Базовый

9

28 %

8

28 %

Не изменился

Низкий

1

3 %

5

17 %

Ухудшился

Коммуникативные

УУД

Высокий

10

31 %

5

17 %

Ухудшился

Повышенный

11

34 %

15

52 %

Улучшился

Базовый

9

28 %

9

31 %

Не изменился

Низкий

2

7 %

-

-

Улучшился

           Итоги мониторинга по русскому языку и математике

     

        2015 - 2016 уч. г.

             2016 - 2017 уч. г.

                          1  класс

            2 класс

русский язык

математика

русский язык

математика

Качество знаний

      75 %

      76 %

      78 %

    81 %

Успеваемость

      96 %

      96 %

       96 %

    96 %

Средний балл

      4,0

      4, 2

       4, 1

     4, 2

   

Итоги муниципального мониторинга по русскому языку и математике

(2016 - 2017 уч. год)

Класс

Предмет

Обученность

Качество знаний

Средний балл

2 «А»

Русский язык

100 %

94%

4,4

2 «А»

Математика

90 %

71 %

3,9

Каждый год мои ученики принимают активное участие в школьных олимпиадах. В 2015 году в школьной олимпиаде по русскому языку занял 2-ое место Чугунов Андрей. В 2016 году в олимпиаде по литературному чтению заняла 2-ое место Позднякова. Мои ученики принимают активное участие в различных заочных олимпиадах и конкурсах. В 2016 году 7 человек приняли участие в Международном блицтурнире «Первоклашки в стране Знаний» на ЧОУ ЦДО «Фактор Роста». Победителями стали Петрунин Фёдор и Позднякова Ольга. 16 человек - в Международном блицтурнире по математике «Математические ступеньки». Победителями стали Петрунин Фёдор и Гаврилов Илья. 10 человек – в Международном блицтурнире по литературному чтению «Жар-птица». Победителями стали Петрунин Фёдор, Богомолов Егор, Голов Евгений, Бамбуркина Анастасия, Позднякова Ольга. Мои ученики участвуют в различных мероприятиях образовательной платформы «Учи.ру»: в 2015 – 2016 учебном году  в Олимпиаде «Плюс» Гаврилов Илья получил диплом победителя, в «Дино-олимпиаде» участвовало 11 человек, 6 учеников получили похвальную грамоту, в конкурсе «Юный предприниматель» 1-ое место занял Гаврилов Илья. В 2016 2017 учебном году в олимпиаде «Русский с Пушкиным» участвовало 6 человек.  Диплом победителя получили Родина Дарья, Петрунин Фёдор, Чугунов Андрей,  похвальную грамоту—Воронова Валерия, Гаврилов Илья.

Мои ученики участвуют и в творческих конкурсах разного уровня. В фотоконкурсе «Дорогие мои старики» Ольга Позднякова стала победителем в номинации «Самая богатая бабушка» и заняла 3-е место в конкурсе сочинений «Лицею—30» (ШУ). Илья Гаврилов—2-е место в конкурсе стихов собственного сочинения (ШУ), Анастасия Бамбуркина—3-е место в конкурсе поделок «Лицею—30» (ШУ). Ольга Позднякова получила дипломы победителя в конкурсе детского рисунка на асфальте «Кинематограф в детском рисунке» (МУ) и  в конкурсе детского рисунка «Мои родители работают в полиции» (РУ).

Полученный  педагогический опыт считаю  актуальным,  поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная технология, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей,  добиться хороших результатов.

 
Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Потеря детьми интереса к чтению—одна из самых острых и трудноразрешимых проблем сегодня. Распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинуло книгу на второй план. Как же учителям стимулировать у детей читательский интерес? Я приглашаю на классные часы библиотекарей, провожу диспуты, беседы, обзоры, КВН, устные журналы, уроки-утренники, уроки-отчёты, библиотечные уроки, сочинение сказок, стихотворений, составление диафильмов по прочитанным произведениям, иллюстрирование прочитанных книг. Но книга, к сожалению, не становится для современных юных читателей такой интересной, как подаренный родителями новенький планшет! Потому и труды учителя не всегда продуктивны: если родители не будут приучать ребёнка с самого рождения к книге, читать их детям, показывать иллюстрации, называть авторов сказок, рассказов, читательский интерес будет пропадать с каждым годом. Никогда не будет читать тот ребёнок, в семье которого нет книг, а сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей немало. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое. Книги, передающиеся из поколения в поколение, полные собрания сочинений тоже большая редкость, как и книга в качестве подарка. Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребёнка. Родителям важно осознать, что они не могут и не должны стоять в стороне от приобщения детей к грамотности, чтению, что семейное чтение является очень важным аспектом духовно-нравственного воспитания. Чтобы учащиеся не утратили интерес к чтению, я в своём классе организовала клуб семейного чтения. Занятия проводятся один раз в четверть—на каникулах. Родители вместе с детьми устраивают выставки книг, рисунков, разучивают стихи, инсценируют отрывки из произведений, составляют кроссворды, загадки на литературные темы. Заранее даётся список книг, которые рекомендуется прочитать. В конце заседания проходит награждение по разным номинациям. Участие в работе клуба пробуждает у учеников желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. Мой опыт показывает, что «читающая» среда должна быть создана, прежде всего в семье. Только совместная работа учителя и родителей может вызвать читательский интерес у школьника.

Адресные рекомендации по использованию опыта 

В целях обмена опытом с коллегами я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей школы, педсоветах, муниципальных  семинарах. Для родителей обучающихся провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации. Стараюсь повышать свой методический уровень, такую возможность дают курсы повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов школы, города, республики, а также использую Интернет-ресурсы, где широко представлен опыт педагогов России. Размещаю опыт работы на страницах школьного сайта и публикую свои работы на сайтах « Инфоурок», «Продлёнка», «Росмедаль»,  «Педагогический мир», участвую в фестивалях педагогического творчества, олимпиадах Центра развития талантов «Мега-Талант». Опыт работы был обсужден на заседании методического объединения учителей  и получил положительную оценку.  С публикацией о представленном педагогическом опыте можно познакомиться на сайте школы. Стремлюсь идти в ногу со временем, строить свою педагогическую деятельность так, чтобы мой урок отвечал не только современным требованиям, но и запросам образовательной среды, в частности, запросам моих учеников.