Взаимодействие с воспитателями

Гилязетдинова Гульназ Наилевна

 

image

Страница предназначена воспитателям для целостности музыкального образования в совместной деятельности с музыкальным руководителем  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Музыка как одно из средств физического развития

Экскурс в историю.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что искусство обладает лечебным эффектом! В Древней Греции Пифагор в своём университете в Кротоне начинал и закачивал день пением: утром — чтобы очистить ум ото сна и возбудить активность, вечером — успокоиться и настроиться на отдых.

В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно-сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

        Музыкой можно изменить развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но, главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.

Но все эти эксперименты проводились со взрослыми. Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Двенадцать – пятнадцать лет назад ученые Института педиатрии РАМН решили найти научное обоснование метода музыкотерапии. А самыми первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, стали новорожденные отделения недоношенных. 

Что показали исследования.


У детей, пострадавших от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как младенцам давали прослушивать классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. Младенцам также замеряли артериальное давление, пульс, ритм дыхания. И всюду видели классическую реакцию адаптации: организм приспосабливался к окружающей среде и чувствовал себя лучше.

А может, дети так реагируют на любой звуковой раздражитель - тиканье будильника, разговор? Может быть, гармония и мелодия тут ни при чем? Исследователи включали младенцам метроном, который отбивал медленный ритм в темпе спокойной музыки. Внешне новорожденные вели себя неплохо: успокаивались, засыпали. Но цитохимический анализ бесстрастно отмечал: на фоне работающего метронома в клетках идет угнетение ферментов. Это, между прочим, доказательство того, что рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом вредна маленьким детям.

Когда новорожденные покидали стационар, врачи рекомендовали их родителям и дома наряду с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде продолжать сеансы музыкотерапии. Родители по-разному относились к такому совету, кто-то потом давал своему ребенку прослушивать музыку, кто-то - нет... 

Но когда через год все эти дети прошли обследование в Институте педиатрии, выяснились интересные вещи. Младенцы, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справились с неврологическими нарушениями, чем те, чьи родители не поверили в целебную силу музыкотерапии. Так появилась достоверная статистика. 

Какую музыку должны слушать младенцы? 

Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе - "адажио", "анданте". Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Поскольку в начале своих исследований наши врачи опирались на опыт немцев в этой области - в Германии было больше всего литературы по этому вопросу, в их программах преобладала немецкая и венская классика: Моцарт, Шуберт, Гайдн... Потом добавились Вивальди, Чайковский... Это может быть, к примеру: 2-я часть "Маленькой ночной серенады" Моцарта, "Зима" из "Времен года" Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского "Пиковая дама", колыбельные песни. 

Слушание 2-ой части «Маленькой ночной серенады» В. Моцарта.

Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение - сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. И не важно, на каком языке поют, новорожденные прекрасно слушают, например, колыбельную Брамса или Рождественские песнопения на немецком языке. 

А для младенцев с синдромом угнетения, которые плохо сосут, иногда даже неритмично дышат, полезны произведения в темпе "аллегро" и "аллегро модерато" Моцарта, Шуберта, Гайдна... Например: вальсы из балетов Чайковского, "На тройке" из его же "Времен года", "Весна" из "Времен года" Вивальди, а также маршевые мелодии. 

Слушание «Большого вальса» П.И. Чайковского из балета «Лебединое озеро».

Сеансы музыкотерапии хорошо влияют и на здоровых, нормально развивающихся малышей. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Вот и можно это сделать с помощью расслабляющей или активизирующей музыки. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. Наши уши природой приспособлены для рассеянного звука. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму. 

Отдых на клеточном уровне. Сейчас у родителей большой выбор - они могут покупать аудиокассеты и CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или кассеты с классикой, аранжированной специально для малышей. Там в ансамбль инструментов введены колокольчики. А еще продаются записи классической музыки на фоне звуков природы - шума ручья, прибоя, звуков леса... Аудиокассеты так и называются: "Малыш в лесу", "Малыш у моря", "Малыш у реки"... Тоже приятное лекарство. Слушайте музыку вместе с малышом и расслабляйтесь, ведь и мамам беспокойных младенцев просто необходим хороший отдых, на клеточном уровне.

Любое искусство развивает, воспитывает личность ребёнка, позволяет разобраться в жизни, найти и познать самого себя, сформировать самооценку. Специально подобранная музыка способна в целом оптимизировать деятельность мозга. Когда же речь идёт о формирующемся мозге маленького ребёнка, то музыкальные воздействия могут выступать как конструирующие мозг. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок с рождения (и даже раньше) имел возможность слышать красивую и «богатую» музыку. Дети матерей, которые на двадцать восьмой — тридцать шестой неделях беременности слушали музыку, быстрее других начинают реагировать на звуки, узнавать мелодии. У них лучше развита память.

Влияние музыки на развитие плода заключается еще и в том, что дети, которые слушали музыку еще в утробе, быстрее начинают сидеть, ходить и говорить.

Проведенные эксперименты показывают, что, например, плод реагирует на звучание Пятой симфонии Бетховена – ребенок начинает двигаться, ритм его сердцебиения ускоряется.

Слушание отрывка из 5-ой симфонии Л.В.Бетховена.

На мелодичную, плавную музыку младенец реагирует иначе – сердце бьется в более медленном ритме. Следовательно, звуки способствуют развитию двигательной активности плода. Кроме того, музыка, доносящаяся из внешнего мира – пока что единственный способ получить какую-то информацию об этом мире.

Музыка положительно влияет на ребёнка и до рождения, и в последующий период. Музыка успокаивает ребёнка. Помогает физическому и умственному развитию. Поэтому важно, чтобы матери пели своим детям, особенно мелодичные песни.

Влияние музыки на физическое развитие детей активно изучается учеными. По данным ряда исследований, еще до рождения ребенок слышит звуки и чувствует вибрации с внешнего мира. Когда родители поют и разговаривают с еще не родившимся ребенком, считается, что он также общается с ними и с внешним миром. Дети могут реагировать на звуки, чаще всего  в виде толчков. В некоторых исследованиях обнаружено, что дети, даже находясь в утробе матери, имеют свои собственные предпочтения в музыке. Если вы слушаете лирическую классическую музыку, скорее всего, ребенок будет успокаиваться и прекратит удары ногами. А музыка в стиле рок или металл может спровоцировать настоящие танцы в животе матери. 

Ученые, занимающиеся научными исследованиями о влиянии музыки на физическое развитие детей, считают, что прослушивание Моцарта способствует развитию умственной деятельности детей. Ученые называют это явление "эффектом Моцарта". Чтобы ощутить благотворное влияние музыки на ребенка, врачи часто советуют матерям слушать чаще лирическую музыку (особенно классическую). Музыка рассматривается как часть природы человека, которая медленно, но эффективно восстанавливает гармонию в жизни и способствует дальнейшему физическому развитию ребенка.

Давно замечено, что дети хорошо засыпают под колыбельные песни или чтение книги. Звуки, особенно те, которые мелодичны, успокаивают и усыпляют детей. Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А детям школьного возраста помогает быстрее изучать иностранные языки. Ведь известно, что даже маленькие дети легко запоминают песни на  другом языке, даже не зная смысла слов. Но это их первый шаг на пути изучения этого языка. Дети намного более легко запоминают и воспроизводят песни, а не отдельные слова и тексты. Так как петь детям легче, чем говорить, музыка считается эффективным средством лечения заикания у детей. Музыка помогает улучшить речь, и то, что дети не могут сказать, легко могут спеть.

По словам исследователей из США, целительная сила музыки нужна для нормализации артериального давления, помогает активировать деятельность мозга и укрепляет иммунную систему. Ритмичная и энергичная музыка в стиле марша тонизирует многие мышцы, что крайне полезно для физического развития детей. Поэтому многие делают зарядку под бравурную музыку. Для некоторых детей музыка является средством фокусировки. Она делает детей целенаправленными, помогает сосредоточить мышление на определенной теме, одновременно снимает стресс и усталость. Если ваш ребенок засыпает и просыпается с музыкой, он будет намного более счастливым и здоровым.

Однако, вместо того, чтобы слушать музыку, гораздо полезнее петь самому. Австралийские врачи даже практикуют в лечебных целях сеансы пения. Достаточно напевать самую простую мелодию, чтобы вы почувствовали себя лучше. Поэтому занятия пением или музыкой очень полезны для физического развития детей. Она учит любви к жизни. Поэтому дети, которые увлечены музыкой, становятся более образованными, внимательными, честными в своих отношениях с другими людьми, излучают спокойствие и позитивное настроение. "Музыкальные" дети развиваются в интеллектуальном развитии быстрее, чем их сверстники. Музыка развивает творческие способности детей, эстетику, культуру поведения, помогает строить доверительные отношения и заводить новых друзей.

Музыка может выражаться не только через музыкальные инструменты и звуковоспроизводящие устройства. Музыка закодирована в звуках природы - шум волн и шелест листьев на ветру, пение птиц и сверчков, шелест дождя и так далее. Поэтому чаще бывайте на природе. Найдите именно ту музыку, которая больше всего нравится вашему ребенку, и старайтесь слушать ее как можно чаще. 

Ранний музыкальный опыт, а также музыкальная деятельность (пение, движение под музыку, музицирование, слушание музыки и т. д.) открывают доступ к врождённым механизмам, ответственным за восприятие, понимание музыки и расширяет использование этих механизмов для образования других высших функций мозга.

Появившийся недавно термин «музыкотерапия» может выступать как дополнительный стимул развития детей. В его основу заложено несколько принципиальных определений: прослушивание музыки развивает наглядно-образное мышление — способность анализировать образ, а затем синтезировать его. Такого рода мышление лежит в основе математики, инженерии и других дисциплин;

  • чем раньше ребёнок приобщится к музыке, чем больше у него шансов полюбить и освоить её по-настоящему;
  • музыкальные игры  сочетают разговор и пение с ритмическими движениями. Зоны мозга, отвечающие за эти действия, контролируют также двигательные импульсы, благодаря чему ребёнок все больше учится управлять своим телом.
  • Музыкальные игры помогают ребёнку одновременно использовать в работе многие навыки, что развивает многосторонние нервные связи.

Ребёнок, с раннего возраста слушающий «живую» музыку и играющий с музыкальными инструментами, в дальнейшем с большей вероятностью реализует свой врождённый музыкальный потенциал, когда станет старше;

  • когда ребёнок слушает классическую музыку, при этом укрепляются мозговые связи, отвечающие за его математические способности;
  • соприкосновение с музыкой чрезвычайно важно для речевого и эмоционального развития, а также для укрепления двигательных навыков;
  • ритмичные песни, которые вы поёте своему малышу, способствуют развитию его мозга.

Поэтому музыка в силу своей внутренней природы должна быть составной частью любого воспитания.

В «Методике музыкального воспитания» Н. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии организма в целом. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

"Праздничные утренники"

Праздничные утренники занимают особое место в системе эстетического воспитания в детском саду. Они соединяют в себе как средства воздействия различные виды искусства и художественной деятельности.
В детском саду проводят следующие праздники: "Осенины", День матери, праздник новогодней елки, День защитника Отечества, Масленица, 8 Марта, выпускной бал.             
     В основе каждого утренника лежит главная идея, которая должна быть понята детьми, а значит, должна быть преподнесена им в простой, доступной форме. Этому способствует объединение на праздниках различных видов искусства, формирующих у ребенка нравственно-эстетические чувства. Праздники должны доставлять детям радость и давать возможность каждому участнику проявить свои художественные способности, эмоциональную восприимчивость,         творческую         активность.
Предпраздничная обстановка, подготовка к предстоящему торжеству в стране, в детском саду, каждой семье вызывают у ребят радостное ожидание этого события. Особый праздничный подъем обостряет чувства детей, они по-иному, чем на обычных занятиях, проникаются содержанием исполняемых песен, стихотворений, танцев. Поэтому на праздничных утренниках осуществляется одновременно эстетическое и нравственное воспитание детей.
    Забавные зрелища, занимательные игры-драматизации вызывают чувство удовольствия, игры-аттракционы - смех и веселье. Правда, радость и веселье детей на празднике не всегда бывают связаны с проявлением эстетических эмоций. Подлинно эстетические эмоции (в тех первоначальных формах, в каких они могут проявляться у детей) возникают лишь при достаточно высоком художественном уровне всего, что воспринимает ребенок на празднике, и хорошем качестве детского исполнения. Ребенок может почувствовать выразительность мелодии песни, поэтичность стихотворения, воспринять образность движений в игре, танце.
      Как же нужно организовать праздничный утренник, чтобы он способствовал эстетическому воспитанию детей? В практике детских садов сформировались определенные художественно-педагогические требования к проведению праздничных утренников, где главным является такое соединение различных видов искусства, которое, усиливая воздействие их друг на друга, позволило бы полнее донести до детей основную идею праздника.
    Большое значение придается художественному оформлению, отражающему тематику утренника и время года, в которое он проводится.
Оформление каждого детского выступления должно соответствовать его содержанию. Это проявляется в удачном подборе тонов, правильном их сочетании в атрибутах, настенном оформлении, деталях костюмов, в выразительности движений детей в народных танцах.
    Много ярких впечатлений приносит веселый зимний праздник елки. И красочно убранная, светящаяся разноцветными огнями елка, и оформление зала (многочисленные гирлянды, снежинки, серебряный дождь, зимний лес и домик Снегурочки, забавные персонажи на стенах) - все это обогащает детей новыми представлениями. Дети замечают, как красивы на синем фоне нежные узоры снежинок, как сказочно выглядит зимний лес, как красиво светится в полумраке         елка.
   Летний праздник совершенно особый. Ребята прощаются с детским садом, вспоминают любимые песни, пляски, игры.
Формируя вкус детей, необходимо хорошо продумывать цельность всего оформления, выразительность деталей, правильный их отбор пo количеству, не допуская перенасыщения, чтобы внимание детей привлекали главные детали, подчеркивающие идею праздника.
    Роль поэтического текста и слова заключается в том, что они наиболее полно и конкретно доносят до ребенка содержание праздника, объединяют отдельные части сценария, разъясняют их смысл и значение. Читая стихи, дети выражают свое отношение к различным событиям, проявляют способности к собственному выразительному исполнению произведений.
     Большой интерес вызывают у детей игры-инсценировки. Они дают возможность по-своему передать характерные особенности образа, порученной        роли.
Ведущее место на празднике занимает музыкальное искусство. Под звуки торжественного марша дети входят в зал, выполняют перестроения, напоминающие праздничное шествие, поют, играют и танцуют. Музыка сопровождает игры-инсценировки, объединяет детей в едином переживании, создает       смену         настроений.
    Музыкальные и литературные произведения, используемые на утреннике, должны быть высокохудожественными. Творческое отношение к работе часто вызывает у педагогов желание брать дополнительный материал, помимо основного, рекомендуемого программой, здесь необходимо очень внимательно относиться к качеству произведений при подборе репертуара.
   Высокие требования предъявляются и к речи ведущего на празднике. Тщательно продуманные доступные по содержанию слова, обращенные к детям, выразительная интонация - все это средства эстетического воздействия   на детей.
В сценарий часто включаются зрелищные и сюрпризные номера которые проходят весело, непринужденно, перемежаясь играми и аттракционами. Однако они также должны быть хорошо продуманы, выразительно исполнены, со вкусом оформлены.
Деятельность детей на празднике разнообразна. Они принимают участие в торжественном шествии, праздничной перекличке, выступают с плясками, стихами, песнями определенной тематики которые могут быть представлены как концертные номера. Если говорить о деятельности детей на утренниках с точки зрения задач эстетического воспитания, то следует остановиться на выразительности их исполнения.
    Выразительность достигается на основе приобретения ребенком необходимых навыков к разным видам художественной деятельности, в результате появившегося у него умения передать определенное настроение, свое отношение к содержанию песни, стихотворения, которое он исполняет. В пении выразительность достигается точным исполнением мелодии чистым, слаженным звучанием; при чтении стихов - разнообразием интонаций, хорошей дикцией; в пляске - соответствием движений характеру музыки, форме музыкального произведения. Качество детского исполнения во многом зависит от доступности музыкально-литературного репертуара и соответствия его возрастным возможностям дошкольников. Только в этом случае оно будет свободным, естественным, доставит им удовольствие. Поэтому нельзя увлекаться сложным материалом, так как разучивание его отнимет много времени, потребует от детей большой сосредоточенности внимания, а это вызовет напряженность, снизит эстетическую значимость исполнения.
    Эстетическое воспитание предполагает развитие художественно-творческих способностей. На празднике могут иметь место придуманные ребятами танцы и игры, а также их импровизации. При этом необходим индивидуальный подход к детям с учетом уровня их художественных способностей.
   В группе всегда есть дети, которые быстрее других усваивают программный материал, и дальнейшее их развитие требует использования более сложных произведений. На утреннике и предоставляется возможность поручить им самые ответственные роли, разучить с ними более трудный материал, который поможет им полнее проявить свои способности.
    Желательно с каждым ребенком подготовить выступление в соответствии с его способностями, которое доставит ему удовольствие. Это может быть не только участие в массовых играх, танцах, пении, но и индивидуальные выступления в составе небольшой группы детей: поочередное чтение стихотворения, несложная роль в театрализованном представлении, исполнение на металлофоне простой песенки и т. д.
    Праздничный утренник обогащает детей разнообразными художественными впечатлениями. В зависимости от возраста ребенок по-разному выражает свое отношение к ним. Малыши радуются флажкам, воздушным шарам, находящимся у них в руках, и почти не обращают внимания на окружающую обстановку. Поэтому к оформлению зала необходимо специально привлекать их внимание. Педагог рассматривает с детьми убранство комнаты, показывая наиболее яркие, понятные им детали. В зале при большом количестве гостей дети (особенно в начале праздника) сдержанны. Они с интересом смотрят вокруг, но особенно активно своих чувств не выражают. Веселая музыка, движения с цветными платочками, флажками, погремушками вызывают у ребенка улыбку, желание двигаться. Однако слишком много ярких впечатлений иногда вызывает у детей заторможенность. Педагог своим вниманием, ласковым тоном ободряет малыша, создает радостное настроение, приглашает петь и играть на празднике.
    Дети постарше сами замечают красочные детали оформления, воспринимают его в целом. Выразительность исполнения, вызывая у них чувство восхищения, отражается на их лицах. Они более самостоятельны в своих действиях, знают и помнят, как надо стать на пляску, сами занимают свои места. Обычно большое оживление и восхищение вызывают у них внешнее оформление номера, световые эффекты, яркие костюмы персонажей. Здесь чувства детей выражаются бурно и непосредственно в веселом смехе, репликах, аплодисментах.
   Хорошая подготовка, продуманный сценарий, четкая организация - все это определяет поведение и настроение каждого ребенка на празднике, эффективность воздействия различных видов искусства. Дети должны быть радостными, веселыми, держаться свободно и непринужденно. Однако не следует допускать безудержного веселья, которое слишком возбуждает детей.
     Праздничные сценарии не надо перегружать большим количеством номеров. Материал лучше распределить так, чтобы правильно чередовались деятельность и отдых. Например, после общих хороводов вокруг елки можно дать инсценировку или индивидуальные выступления.
     Для того чтобы праздник был эффективной формой организации художественной деятельности детей, необходимо вести с ними повседневную систематическую работу, развивая их способности, вкус, творческую активность в музыкальной, художественно-речевой, изобразительной деятельности, обеспечивая приобретение ими определенных  навыков.
      Воспитателям следует помнить, что праздничный утренник - это прежде всего радость для детей. Это источник впечатлений, которые ребенок может сохранить надолго. Это сильное средство формирования нравственно-эстетических чувств.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район

Республики Башкортостан

Мастер класс для воспитателей
«Музыкальный марафон»

Музыкальный руководитель

Гилязетдинова Г.Н

с.Стерлибашево

2018

Цель: сохранение психологического здоровья педагогов средствами музыкотерапии.

Задачи:

Образовательные:  Обогащать знание педагогов о методах и приемах музыкального развития.

Развивающие: Развивать чувство ритма, музыкальный слух, хореографические способности, и коммуникативные качества.

Воспитательные: Формировать чувство коллективизма, настойчивость в достижении цели, любовь и уважение к искусству.

Виды  деятельности: Игровая, коммуникативная, соревновательная, музыкальная.

Формы и методы: Беседа; игровые упражнения; соревновательный момент.

Планируемый результат: Пробудить творческие способности, доставить чувство радости от совместной деятельности.

-Здравствуйте, уважаемые воспитатели!  Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы провести увлекательную и весёлую игру «Музыкальный марафон». За определенное время вы должны будете справиться с поставленными перед вами задачами. 
Сегодны собрались вы здесь
Нам показать свои познанья.

Музыка сейчас для вас
Устраивает состязание.
 И так, начинаем!

    Настало время познакомиться. Справа   от меня команда «Домисолька». И ваш девиз, друзья.(произносят девиз).

Слева от меня команда «Мелодия».И мы ждем ваш девиз. (произносят девиз).

-Слушайте правила нашей игры:

Правила наши очень просты

Услышав вопрос, его обсуди

10 секунд на раздумье у вас

Чтоб верно ответив, порадовать нас.

В награду  волшебные нотки вам дам

Вы в песню сложите их, как меломан

И чем больше ноток, тем песня ясна

И я вам скажу- победа близка!

Команды готовы к борьбе? Вот эту волшебную нотку получит та команда, которая лучше справиться с заданием, чем больше ноток вы соберете, тем больше шансов у вас будет для разгадывания самого трудного задания- мелодии на засыпку. Раунд «Давайте поздороваемся».Слушаем задание: по моему сигналу вы начинаете двигаться по залу и здороваться со всеми, кто встречается на пути.

Здороваться надо определенным образом: 1 хлопок- здороваемся за руку

                                                                         2 хлопка- здороваемся плечами

                                                                         3 хлопка- здороваемся спинами.

Разговоры во время игры запрещены.Команды готовы? Начинаем!

Игра «Давайте поздороваемся».

-После 1 раунда обе команды зарабатывают по волшебной нотке.

Раунд 2-й: «Разминка». Внимание вопрос: как называется самая известная дыхательная гимнастика, которая применяется в дошкольном учреждении? Время пошло!  Внимание ,гонг! (отвечает та команда, которая первая прозвенит в бубен).

-А теперь практическое задание: команда «Домисолька» должна показать упражнение по А. Стрельниковой «Насос», «Кошка». А команда «Мелодия»- упражнение «Обними за плечи» и «Ладошки». Вам дается 10 секунд на подготовку.   –Гонг!

-Пожалуйста, команда «Домисолька» ваше упражнение «Насос» и т.д.

Команды показывают заданные упражнения.

-Обе команды справились с заданием и получают по волшебной нотке.

-Следующий раунд называется «Испорченная пластинка». Каждой команде предлагается фрагмент песни, в которой нужно спеть первую строчку вслух, сопровождая ритмическими хлопками, вторую- про себя. Команды возьмите, пожалуйста, задание. На подготовку дается 10 секунд, время пошло.

Песня «Кузнечик» В. Шаинского

Песня «Антошка» В.Шаинского

-Обе команды достойно справились с заданием и получают по волшебной нотке.

-Давайте отдохнем и повеселимся, приглашаю всех на физминутку. Прошу команды выходите в центр зала. Вам будут включать музыку разных стилей , вы должны исполнить танец разных частей тела. Например, я скажу- «танец головы», «танец плеч» и т.д., ваша задача максимально использовать в танце названную часть тела.

Включается музыка и по сигналу ведущего участники начинают танцевать.

По окончанию физминутки команды получают по волшебной ноте.

-Следующий раунд «Культпоход». Переходим к вопросу:

-Назовите птицу в названии которой есть нота «ми»?

А) тетерев  Б) фламинго  В) сова

Время! Гонг ! Команда «» была быстрее.(повторить вопрос).

-Как зовут мальчика в известной детской песенке, который всегда готов к обеду?

А) Прошка Б) Антошка В) Сережка.

- Всего две ноты и предлог построить я на даче смог?

А) Дворец Б) Крепость В) Домик.

За правильный ответ- нотка.

-Я  объявляю самый волшебный раунд нашей игры- магический шар.

В магическом шаре спрятан музыкальный инструмент, которым можно щи хлебать. Время! (ложка). –Давайте посмотрим, что же лежит в магическом шаре. (за правильный ответ- нотка).

-А сейчас я предлагаю сделать музыкальную паузу. (участникам раздают музыкальные инструменты).

-Сейчас мы с вами устроим шумовой оркестр, будьте внимательны, у каждого инструмента своя партия. Я ваш дирижер. Музыканты готовы?

Исполняется «».

-Пришло время подсчитать сколько волшебных ноток заработала каждая команда. (подсчет ноток).

-У команды «Домисолька» - ?ноток

У команды «Мелодия»-? Ноток.

-Финальное задание «Мелодия на засыпку». Каждая команда должна угадать музыкальный отрывок по количеству заработанных ноток. И так, первый музыкальный отрывок для команды «Домисолька». (исполняется фрагмент песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже»).

Для команды «Мелодия» исполняется фрагмент песни Г. Гладкова «Песня Львенка и Черепахи».

-Обе команды справились с заданием. Молодцы!

-А сейчас, я приглашаю всех участников на танцтерапию. Проходите, пожалуйста, в центр зала. Исполним с вами модный танец «Арам- зам-зам».

Исполнение танца.

-Спасибо нашим участникам, это была увлекательная игра. Наш музыкальный марафон подошел к концу. До свидания! До новых встреч!

Участники расходятся.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район  

Республики Башкортостан

Перспективный план работы с воспитателями на 2018-2019 учебный год.

Музыкальный руководитель

Гилязетдинова Гульназ Наилевна

Сентябрь

Октябрь

1 неделя

Беседа об одежде детей на музыкальных занятиях, о дисциплине, о настрое детей перед занятиями.

Разучивание песен осеннего репертуара. Обсуждение сценария осеннего праздника (атрибутика, роль ведущего).

1 неделя

Беседа о «трудных» детях, как их заинтересовать, чтобы они «раскрыли» себя..

2 неделя

Проигрывание игр, аттракционов, которые будут использоваться на осеннем празднике. Беседа об организации выставки поделок и рисунков.

Работа над сценарием

2 неделя

День Республики

Разучивания песен, обсуждение сценария, подготовка атрибутов и оформления стены к празднику по ПДД

3 неделя

Осенний праздник.

Обсуждение сценария ко Дню Республики. Разучивание песен.

3 неделя

Разучивание м.р.д. «ковырялочка», «переменный шаг», «поскок», «кружение на легком беге».

4 неделя

Беседа об организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе.

4 неделя

Развлечение по ПДД

«Ребенок – главный пассажир»

Ноябрь              

                             

Декабрь

1 неделя

Разучивание песен, обсуждение сценария. Проигрывание игр, аттракционов, которые будут использоваться на празднике.

1 неделя

Разучивание песен зимнего репертуара.

Обсуждение Новогоднего сценария. Работа с ведущими праздников, подготовка атрибутов, декораций и оформление центральной стены.

2 неделя

Познавательное развлечение «Правила пожарной безопасности»

Обсуждение сценария ко Дню матери. Распределение ролей, работа с ведущими утренника.

2 неделя

Театрализованное представление.

Консультация «Праздничные утренники ».

3 неделя

Праздничный концерт «Мама лучший друг»

Беседа о музыкально-дидактических играх, о пополнении центров художественно-эстетического развития

3 неделя

Круглый стол «Как лучше провести Новогодний праздник».

Работа с ведущим утренника.

4 неделя

Консультация «Музыка как одно из средств физического развития».

4 неделя

Новогодние утренники.

Январь

             

Февраль

1 неделя

НОВОГОДНИЕ

1 неделя

Знакомство воспитателей с новинками музыкальной литературы.

2 неделя

КАНИКУЛЫ

2 неделя

Организация шашечного турнира. Подготовка ко Дню Защитника Отечества (разучивание песен, проигрывание игр, аттракционов, которые будут использоваться на празднике).

3 неделя

Беседа об организации смотра – конкурса чтецов « Зимушка – зима»

Работа над сценарием

3 неделя

Проведение музыкально – спортивного праздника «Наши папы лучше всех»

4 неделя

Организация и проведение конкурса чтецов «Зимушка – зима»

Подготовка к «Празднику правильной речи»

4 неделя

Разучивание репертуара, обсуждение и работа над сценарием к 8 марта

Март

Апрель

1 неделя

Беседа об организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе.

1 неделя

Развлечение «День Смеха» Консультация «Гигиена и охрана детского голоса»

2 неделя

Утренник ко дню 8 Марта.

2 неделя

Обсуждение сценария к празднику «День Победы»

3 неделя

Анализ проведения праздника 8 Марта. Организация и проведение фольклорного праздника «Эй, Масленица!»

3 неделя

Разучивание элементов танцев к выпускному утреннику.

4 неделя

Разучивание весеннего репертуара.

4 неделя

Круглый стол «Как провести выпускной вечер».

Май

1 неделя

Праздник «День Победы».

2 неделя

Обсуждение сценария выпускного утренника.

3 неделя

Подготовка зала к выпускному празднику.

4 неделя

Утренник «Выпуск детей в школу».




Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район

Республики Башкортостан

Консультация

для воспитателей

«Театр в жизни детей»

Музыкальный руководитель
Гилязетдинова Г.Н.

Театр в жизни детей


Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.
Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью.
Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши экспансивно сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.
Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков — дело хлопотливое, но возможное в любом детском саду. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, воспитатель может подойти с ней к малышам, и этот поросенок или мишка могут поговорить с детьми, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить ребенка, попросить что-либо сделать. Как изготовить куклы, создать декорации и подготовить спектакль, подробно рассказывается в книгах Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду» (М., 1960) и Г. В. Генова «Театр для малышей» (М., 1968).
Вызывает интерес у детей и теневой театр. Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др. Если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения.
Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, шарф, волосы и т. д.).
Показ спектакля теневого театра требует на первых порах участия трех воспитателей: один должен сидеть перед экраном и читать текст, двое других за экраном управлять силуэтами. Возможны различные варианты показа спектакля: можно читать все произведение, а можно ограничиться лишь чтением авторского текста, реплики персонажей будут произносить воспитатели, находящиеся за экраном, и т. д.
Когда воспитатели приобретут опыт в управлении силуэтами, они могут показывать спектакль даже поодиночке, привлекая в качестве ассистентов детей.
Воспитателю придется читать текст за нескольких действующих лиц, поэтому надо научиться за каждого говорить так, чтобы дети могли по голосу различать персонажей. Дикторское прочтение слов автора требует, чтобы текст читался выразительно, внятно, достаточно громко. Одним из вариантов теневого театра является такой, когда силуэты получаются от фигур людей.
Так же как и в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким: на воздухе — солнце, а в комнате — очень яркая лампа, которая вешается в полутора-двух метрах от экрана, на уровне плеч детей. Прежде чем приглашать зрителей на просмотр спектакля, воспитатель приводит за экран 6—8 детей и объясняет им их обязанности. Он сам проходит близко от экрана и просит, чтобы дети сказали, когда тень будет ярче и отчетливее.
Сначала дети будут разыгрывать сценки-импровизации, шутить и веселиться. Для создания комического эффекта можно дать им смешные головные уборы, приделать длинные носы, пышные бороды и т. д. Затем можно готовить небольшие жанровые сценки.
Интересный литературный материал для театра теней дан в книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду».
Большой популярностью у малышей пользуется картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки — делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок.
Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах, и, конечно, с радостью встречают они картинки двигающиеся. Издательство «Малыш» выпустило оригинальные книжки-игрушки «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Мальчиш-Кибальчиш», представляющие собой своеобразные миниатюрные театры картинок. Изобретательно выполненные сценки могут служить образцом для театра картинок.
Самодельные театры картинок создают эффект действия: при показе спектакля воспитатели стараются перемещать фигурки. Как правило, их делают на подставках, за которые тянут небольшими крючками, прикрепленными к палочкам. В последнее время передвижение фигурок в театре картинок производится магнитами, при этом можно добиться даже того, что фигурки будут забавно танцевать.
Элементарная форма представления в картиночном театре — передвижение картинок на столе без создания эффекта внезапности появления. Просто сначала, например, ставят большую репку, затем выдвигают последовательно бабку и всех других персонажей спектакля. При таком показе руки воспитателя привлекают к себе слишком много внимания. Чтобы закрыть от детей руки, из картона делается красивый барьерчик (40—50 см длины и 8 см ширины).
Для создания обстановки театрального представления воспитатели делают занавес, кулисы. В таком театре на сцене могут находиться различные фигурки, передвигаться в разных направлениях. О том, как сделать фигурки, декорации, рассказывают Т. Н. и Ю. Г. Караманенко в книге «Кукольный театр — дошкольникам» (М., 1973).
Репертуар театра картинок очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения.
Развитие эстетического вкуса дошкольников будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений. Уже в группе раннего возраста при рассказывании потешек и маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Практически большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум или включенных для дополнительного изучения, могут быть инсценированы одним из указанных способов.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 с.Стерлибашево муниципального района Стерлибашевский район  

Республики Башкортостан

Консультация

для воспитателей

Новое в оснащении музыкальных уголков

«Игры звуками - это музыкальная импровизация»

Музыкальный руководитель
Гилязетдинова Г.Н.

с.Стерлибашево

Одной их самых увлекательных и совершенно необходимых для детей форм первичного познания звукового мира, а через него и основ музыкального искусства, являются игры звуками. Удивительно, что этот вид деятельности даже не возник в отечественных музыкальных методиках. Исключение из музыкально-образовательного процесса данного этапа, подобно тому, как это существует в российской практике, закрывает музыкальное творчество для большинства детей даже в простейших формах. Автором, разработавшим идею игр звуками как первоначальной формы знакомства детей с миром музыки, является австрийский композитор Вильгельм  Келлер, сподвижник и коллега Карла Орфа.

        Удивителен мир звуков, окружающих нас. Их так много, и они такие разные: вот жалобно мяукает кот, тонко позванивает хрусталь, таинственно шуршат листья под ногами, визжит тормозами машина и поет скрипка. И каждый звук может стать музыкой. Надо только постараться ее услышать. Нам, взрослым, только кажется, что вся музыка давно сосредоточилась в фортепиано или симфоническом оркестре. На самом деле это не так — фантазия и воображение могут вдохнуть красочную жизнь в обычные бытовые звуки. «Марш деревянных кубиков», «Полька цветных карандашей» или «Скрипучее рондо» — такие пьесы увлекут не только малышей.

        Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек светлячка, простые рыболовные колокольчики «разговаривают» друг с другом о дружбе, а коробочки с крупой расскажут, как осенью грустно шуршат под ногами листья. Стоит только прислушаться — и в легком постукивании карандашом по столу можно услышать незатейливую песенку дождика, в бумажном шелесте — целую сказку, рассказанную простым бумажным листком.

        Использование в музыкальном воспитании шумов и тембровых импровизаций на шумовых инструментах никак не противоречит сути самого музыкального воспитания. Что касается часто возникающие у педагогов сомнений, можно ли называть тот, с их точки зрения, беспорядочный шум, который ребенок производит с помощью инструмента, то здесь можно только посоветовать попробовать услышать разницу между тем, когда ребенок просто шумит и пытается сыграть собственную музыку.  Чуткий педагог безошибочно определит присутствие музыки в потоке звуков, издаваемом  ребенком, так и ее отсутствие.

        Импровизируемая детская музыка существует в мире неиндивидуализированной дохудожественной выразительности. Однако это не значит, что к ней можно применить определение с частицей «анти». Дети творят свою музыку на том уровне выразительности, который можно назвать первично универсальным, открывая для себя (т. е. переоткрывая) известные элементарные интонации. Здесь только начало пути к художественному и индивидуализированному, который каждый проходит соразмерно своим возможностям, желаниям и интересу к музыке.

        Мы не можем и не имеем права ожидать от детей мелодий, произведений, похожих на музыкальные шедевры. У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на нее лишь в незначительной степени распространяются наши представления о прекрасном. У нее есть главный смысл — прикладной, она помогает детям изучать и исследовать мир, а также формировать свое к нему отношение средствами музыкально-творческой игры.

        Творческое музицирование можно назвать обучением, ориентированным на процесс импровизационного общения участников, а не на его результат, который суровые методисты будут высчитывать в процентах. Цель такого урока составляет, скорее, создание условий для собственных импровизационных проявлений детей, чем директивное научение. Поэтому к первым музыкально-творческим опытам детей следует подходить как к начальным проявлениям их индивидуальности, которые не подлежат оценке с позиций эстетики, сложившейся для оценки художественных произведений профессионального искусства.

        Глубоко укоренившееся в педагогическом сознании отношение к продукту детского творчества как к несовершенному «недо» и боязнь его губительны для музыкального обучения детей, которым просто необходима подобная «игра в кубики», далеко не всегда заканчивающаяся постройкой дома. Импровизация, которая в своей сути есть игра, основанная на варьировании, преображении, пересочинении, более всего соответствует детской модели познания мира. Импровизационное обучение имеет не только чисто музыкальный смысл, его значение гораздо шире и затрагивает сферу формирования внутренних качеств личности.

        Одновременно творческое музицирование как музыкально-эстетическая игра не может не стремиться к неким качественным характеристикам. Как определить качество музицирования с детьми, которые мало что умеют? Что способно выступить в данном случае эталоном оценки? Можно попытаться выразить качество через предельно обобщенное условие: самое простейшее (пусть это будут два звука на барабане) должно быть одухотворено и организовано. Нам представляется, что в этих словах заключена вся философия творческой работы с детьми.

        Игры звуками — это ничем не ограниченный полет фантазии, свобода самовыражения, радость от того, что можешь быть таким, каким хочешь, что все тебя принимают и не оценивают по принципу «плохо или хорошо» ты что-либо сделал. Игры звуками — это творчество-исследование, которое служит нескольким важным педагогическим целям:

  • изучению звуковых свойств различных материалов и предметов из них (бумажных, деревянных, стеклянных, металлических); детских музыкальных инструментов (орфовских и шумовых, а также голоса и артикуляционного аппарата);
  • приобретению разностороннего опыта звуковых ощущений;
  • исследованию различных способов получения звука и приобретению навыков игры на инструментах;
  • развитию тонкого тембрового, а через него и звуковысотного слуха.

Однако главная ценность игр звуками состоит в том, что эта увлекательная для детей и взрослых форма является самым простым и самым прямым путем к импровизации и устной композиции. 

        Техническая легкость игры звуками, полная свобода фантазии и способов манипуляции являются основой для творческих проявлений детей.

        С точки зрения методики игры звуками основываются на принципах элементарной импровизации, фактически и являясь ею. Ключевая фраза «сыграй, как ТЫ хочешь» запускает сам механизм этой импровизации. Обобщая свой многолетний опыт, мы попробовали выразить педагогически целесообразную последовательность действий учителя в словах, побуждающих детей к определенным действиям:

  1.  «Поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные» (работа всей группой одновременно).
  2. «Сыграй музыку на инструменте — как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по кругу, спонтанная комбинаторика).
  3. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» — ребенок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов, которые солируют по очереди.
  4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «маленькую ледяную симфонию», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль»». Ступени данного процесса будут правильными, если двигаться от звукоподражательных интонаций типа «кап- кап», «тик-так», имеющих прямую ассоциативную связь со своим жизненным прообразом, к постепенному увеличению степени опосредования ассоциативной связи.
  5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение» — здесь используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении детской импровизации на структурно и ритмически организованный поэтический текст.
  6. «Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь» — диалоги инструментов, например, коробочки и маракаса.

        Импровизация, которая в орфовской музыкальной педагогике является ее «сердцем», как известно, стояла у колыбели всех культур мира. Она есть древнейший и генетически первичный вид музыкального творчества. На протяжении многих веков импровизация была единственным способом рождения и существования музыки. Можно сказать, что она также являлась и условием ее рождения: человек должен был уметь улавливать свою внутреннюю музыку и сразу же делать ее слышимой — играть, петь, танцевать. Личная активность человека становилась необходимым условием для того, чтобы музыка появилась вообще. Ее необходимо было сначала «добыть» для себя. Она внутри человека, а не снаружи его. В этом еще один глубочайший смысл импровизационного музицирования, которое формирует позицию деятеля, создателя, исследователя, а не потребителя.

        Как показывает учебно-творческая практика, для того чтобы импровизировать не надо ничего специально знать и  уметь. Педагогу очень важно начать с понимания, что импровизация есть акт самовыражения. Это абсолютная максима, любое спонтанное самопроявление в звуке будет импровизацией. 

        В самом начале импровизационные действия детей осторожны и несовершенны, дети лишь приспосабливаются к инструменту.

Элементарная импровизация, начинаясь для детей с одного единственного звука в своем развитии условно проходит  этапы:

  1. Музыкальная импровизация с детьми реально начинается с исследования и свободного изучения «неокультуренного» звукового пространства, с игры звуками вне каких бы то ни было музыкальных систем и звукорядов, а также вне регулярного метра и ритма. Первоначальные инструменты для звуковой игры — это голос, звучащие жесты и шумовые инструменты. Соответственно первыми самостоятельными музыкально-продуктивными действиями детей будут темброво-динамические и темброво-регистровые импровизации, которые, постепенно оформляясь ритмически, превращаются в темброво-ритмические.
  2. Следующая ступень импровизации, доступная детям — инструментальные внеладовые импровизации на ксилофонах или блок- флейте. «Сыграй любые звуки, какие хочешь, это будет твое звуковое письмо», — примерно так я говорю детям, чтобы настроить и позволить им быть спонтанными в общении с инструментом. У данной игры может быть замечательная образная форма коллективного «музыкального рисунка»: на морозном стекле, мокром песке, листе бумаге, на ковре и т. д. Дети импровизируют в произвольном порядке, каждый вносит свой музыкальный рисунок в общую композицию. В данном случае интуитивно подключаются двигательные ассоциации (карандаш, кисточка, рука), и мелодический контур импровизации приобретает желательную гибкость и пластичность: импровизируемая детьми музыка «оживает» на глазах.

Последовательные импровизации детей (друг за другом) вне лада могут сочетаться с одновременными. В нашей учебной практике есть образная импровизация «Цветные облака»: все дети играют на ксилофонах остинат- ный[1] ритм, каждый на своем звуке, меняя всякий раз его при повторении ритма. Возникающие в результате неожиданные кластерные пятна[2] («цветные облака») в ксилофонном звучании полны очарования, и слух детей мгновенно обостряется до необычайной внимательности, удивляясь каждый раз новой краске.

  1. Импровизации в пентатонике по степени свободы действий в ней можно вполне сравнить с внеладовыми. Сама же пентатоника при этом дает преимущества как в импровизировании мелодий, так и в использовании вертикальных соединений. Любые ее случайные сочетания в многоголосии приемлемы, т. к. не образуют резко звучащих созвучий. Вне ладо- гармонических «правил» классической тональности у музицирующих есть необходимая для импровизации свобода. Очевидно, поэтому во всех известных нам зарубежных пособиях по творческому музицированию предлагается импровизировать с детьми преимущественно в пентатонике. Используя и творчески комбинируя выразительные средства музыки, можно довольно долго продолжать музицирование, развивая при этом умения детей строить более развернутые музыкальные формы.

В понимании музыки как средства общения, осознании ее диалогической природы кроется возможность для серьезной и одновременно веселой игры музыкальными элементами. «Что может звонкая деревянная коробочка сообщить ранним весенним утром хмурому неразговорчивому маракасу?» — участие в подобном забавном музыкальном диалоге, который дети вынужденно будут дополнять мимикой и пантомимой, способно сразу дать им почувствовать многогранную природу музыкальной интонации и интуитивно понять очень многое.

4. «Сыграем вместе» — переходная форма от игр звуками в свободной аметричной форме к импровизациям в заданной структуре. Используется метод наложения — дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне структурно оформленной импровизации педагога на ксилофоне (фортепиано).

Все то, что было сказано выше об играх звуками инструментов, относится и к играм голосом. Голос и артикуляционный аппарат могут рассматриваться как целое собрание инструментальных тембров. В творческой педагогической практике они используются для различной звукокрасочной игры, создания звуковых эффектов: свист, шипение, глиссандиро- вание, шепот, кряхтение, тремолирование связками, цоканье языком, вдохи, выдохи, возгласы и т. п.

        Импровизации вначале могут появиться лишь как пластические, мимические или речевые — игра фонемами, фонематическими слогами, артикуляционная игра. Они создают предпосылки к импровизации собственно музыкальной, поскольку в движении и речи любой здоровый ребенок успешен, эти области для него знакомы, здесь почти сразу возможна игра и комбинирование. В практической части пособия в тематических уроках можно найти разнообразные формы претворения фонематических игр, автором идеи которых был также В. Келлер. В практической части пособия педагоги найдут модели для музицирования, которые основаны на творческом исследовании и использовании голосового и артикуляционного аппарата.

        Подводя итог, можно сказать, что игры звуками, являясь первичной формой импровизации, базируются на нескольких фундаментальных принципах. Среди них наиболее важными нам кажутся следующие три:

  • формирование у детей отношения к звуку, слову, жесту, движению как к игровому материалу, которое создает фундамент для творчества;
  • коллективно-распределительный характер элементарной импровизации, позволяющий принимать в ней участие каждому;
  • простота и доступность. Поиск, свободные образные ассоциации и

свободное комбинирование составляют механизм детской импровизации.

Инструменты

        Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудия труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои «орудия» — детские музыкальные инструменты, с помощью которых учатся данному виду деятельности.

Если представить себе класс, музыкальный зал, который можно определить как «насыщенную среду» для творческого музицирования, то в нем окажутся не нужны парты, а будут необходимы музыкальные инструменты. Очевидно, что инструменты не могут быть технически сложными в освоении, ребенок должен понять, как играть на них в результате несложных манипуляций. Такими свойствами обладают орфовские штабшпили — металлофоны и ксилофоны со съемными пластинами, созданные специально для детей. Эти инструменты откликаются на малейшее прикосновение чудесными звуками: по ним можно играть палочками, подушечками и косточками пальцев, просто щелчками и даже кулачками.

        Условиям простоты, доступности и вариативности отвечают также и шумовые инструменты. Как известно, разнообразие шумовых инструментов, существующих у народов мира, велико. Это удивительно красочный ансамбль. Сам шумовой инструмент в естественной среде обитания выглядит очень нарядно. Внешняя привлекательность и необычность инструмента — главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей  и желание взять инструмент в руки. Детей привлекает не только звучание и вид инструментов но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи, извлекать из них звуки. Легкость самостоятельных действий шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются главными факторами педагогического успеха в работе с ними.

        Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом происходит закрепление за звучаниями определенного смысла (дождь, часы, гром и т. д.). Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры — импровизационное звукоподражание. можно запустить руку и слушать чудесный шорох. Звуки, часто лишь раздражающие взрослых, доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими бесконечно, особенно если получается ритмично.

        Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов, кастаньет, бубенцов, свистулек у наших давних предков были засушенные тыквы с шуршащими семенами, куски полого бревна, простые деревянные бруски, обыкновенные кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В нашей современной жизни для звукотворчества возможностей неизмеримо больше. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных инструментов может пригодиться все:

  • Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.).
  • Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки.
  • Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки).
  • Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань.
  • Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки.
  • Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.).
  • Металлические банки разных размеров.
  • Стеклянные бутылки и фужеры.
  • Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.
  • И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!

        Что же делать со всем этим богатством? Прежде всего, каждый из перечисленных здесь предметов обладает собственным голосом — почти все, что окружает нас, может звучать. Предложите детям попробовать поиграть, например, разной бумагой разными способами: ритмично сминать, тереть, рвать. Затем обратите внимание на то, сколько разных тонких звучаний можно различить в бумажной музыке. Бумажные звуки могут перетекать друг в друга, образуя композицию, для которой можно придумать интересное название, например, «Мышиная суета», «Шорохи ночного леса». Попробуйте озвучить стихотворение:

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш.

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

Как расшалились шалуны!

А.Усачев

        Если сделать вместе с детьми штук 30 шумовых игрушек, их легко можно  применять в серьезной ритмической работе на занятиях, раздавая их каждому ребенку для исполнения метра или ритма.

        Скорлупки от грецких орехов следует просверлить и подвесить гроздьями на обычную палочку или 10-12 скорлупок надеть на бельевую резинку: растягивая ее и отпуская, можно получить различного свойства звуки. Замочив на сутки скорлупки от фисташек, проколите их шилом посередине и нанижите на шерстяную нитку через узелки, затем прикрепите несколько таких ниток к палочке. Этот инструмент завораживает своим тонким тихим шелестом, слушать который хочется еще и еще.

        Перевернутые и украшенные какой-нибудь аппликацией большие металлические и пластмассовые банки от питьевой воды могут образовать семейство барабанов, попробуйте с детьми играть не только сверху, но и по боковым поверхностям, сочетая потом разные приемы игры (можно играть рукой, палочками с различными головками). Из круглых деревянных палочек разной длины можно сделать подвесной ксилофон и использовать его для спонтанной или ритмичной звукоподражательной импровизационной игры: дятел, белочка, лошадка, — применяя для музыкального и сюжетного развития. Подобными звуками дети с удовольствием сопровождают представление в кукольном или настольном театре, но с непередаваемым наслаждением будут двигаться сами, как белочка или лошадка.

        На круглую палку диаметром 2-3 см можно с двух сторон набить тонкими гвоздиками разноцветные пробки от пива так, чтобы они могли свободно звенеть при потряхивании. Этот простой и очень привлекательный для детей инструмент по звучанию похож на бубенчики. Сделайте их несколько, это совсем несложно. Можно собрать на согнутую проволоку 3-4 рыболовных колокольчика и сделать бубенцы на ручке.

        Замечательные возможности для конструирования таит в себе обыкновенная детская вешалка для одежды. На нее можно привязать карандаши, металлические предметы, стеклянные флакончики от лекарств или духов. У вас получится деревянная, металлическая или стеклянная «арфа». Играть на ней нужно, проводя рукой или палочкой глиссандо.

        Сделайте из плотной ткани или кожи браслетики на липучках, прикрепите на них связки разноцветных пуговиц, колечек, бубенчиков — и готовы инструменты, которые можно надевать на запястья или щиколотки во время импровизационных веселых танцев или для сюжетных игр.

        Небольшие вертикальные коробочки от йогурта разрежьте на донышке и отогните слегка края. Цепляя по ним пальцем, можно имитировать какие-нибудь звуки, например, кваканье лягушки. Если на пустую коробочку плотно натянуть тонкую резинку (можно использовать велосипедную камеру) и цеплять ее наподобие струны, то можно наблюдать один из важнейших способов рождения звука. Обратите внимание детей, что почти у каждой резиночки будет свой голос: его тембр зависит от ее толщины и степени натяжения. Пусть ребята послушают каждую коробочку. Со стороны донышка под резинку для украшения проденьте несколько тонких ленточек из гофрированной или другой разноцветной бумаги. Инструмент для радостного музицирования готов!

Если на картонные трубки различной длинны и диаметра натянуть разноцветные воздушные шарики, предварительно отрезав нижнюю узкую часть, то получатся замечательные барабаны.

        Творческое музицирование крайне чувствительно к однообразному техническому тренингу, поэтому целесообразно упражнения для инструментов также моделировать как образную игру, превращая тем самым тренировку в музицирование.

        Каждый музыкальный инструмент для ребенка является предметом изучения, он возбуждает интерес своим необычным внешним видом и, конечно, тем, что звучит. Каким бы ни казался простым, например, обычный бубен, ребенок должен с ним познакомиться: подержать в руках, позвенеть, постучать по нему, услышать громкое и тихое звучание. Без этой действительно исследовательской работы самого ребенка музыкальное обучение с использованием детских инструментов никогда не станет творческим.

C:\Users\ТехноСити\Desktop\сканирование0001.jpgC:\Users\ТехноСити\Desktop\media\image1.png


[1]Остинато (итал. ostinato — упорный, упрямый) — многократное повторение в музыкальном произведении оборота: мелодического, ритмического, гармонического, ритмо-мелодического.

[2] Кластер (звуковое пятно) — звуки хроматического или диатонического звукоряда, взятые одновременно в указанном диапазоне. В контексте данного пособия подразумеваются любые случайные созвучия, которые могут образоваться в результате коллективных импровизаций на ксилофонах или в играх голосом.