"Инновационная деятельность на базе КФУ".

Фролова Татьяна Владимировна

Страница содержит разработки уроков русского языка и литературы. На большей части уроков  используются игровые технологии, ИКТ-технологии.  Полезной будет авторская рабочая программа элективного курса  "Трудные вопросы морфологии современного руского языка" для 11 класса, в рамках которой происходит подготовка к некоторым вопросам ЕГЭ, сложным заданиям  предметных олимпиад, так как программа ориентирована на детей с повышенной мотивацией к изучению русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  «Черемшанский лицей»

 Черемшана Черемшанского муниципального района РТ

   Программа элективного курса

«Трудные  вопросы морфологии  современного русского языка»

для 11  класса

учителя русского языка и литературы

 МБОУ «Черемшанский лицей»

Черемшанского муниципального района

Республики Татарстан

Фроловой Татьяны Владимировны

 

2016-2017 год

Справка

                  Рабочая  программа элективного курса «Трудные случаи морфологии русского языка» для 11 класса  представляет собой целостный документ, включающий  следующие   разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; критерии  оценки письменных и устных ответов обучающихся; календарно-тематическое планирование; информационно-методическое сопровождение, приложение (тексты итоговой контрольной работы).

  Настоящая программа элективного курса для 11 класса составлена  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1312.

Рабочая  программа (углублённое изучение морфологии) соответствует «Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования».

Структура рабочей программы.

                  Рабочая  программа элективного курса «Трудные  вопросы  морфологии современного русского языка» для 11 класса  представляет собой целостный документ, включающий семь   разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки обучающихся; критерии  оценки письменных и устных ответов обучающихся; календарно-тематическое планирование; информационно-методическое сопровождение.

Раздел 1. Пояснительная записка.

  Настоящая программа элективного курса для 11 класса составлена  на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1312.

                Морфология – это наука.  Ответ  на этот вопрос, что же изучает эта наука,  содержится  в самом названии.   Посмотрев  в  словаре,  узнаем, что морфология как название науки относится не только к языку,  но и к другим областям знаний, поэтому она и определяется как «учение о строении и форме организмов и минералов».

  Интересно будет узнать, что изобретение самого термина из корней греческого языка (морфо – форма и логос – учение) принадлежит немецкому поэту Гете, много лет изучавшему науку о строении  и  формах растений и животных.

      У слов языка тоже есть форма, то есть строение. Наука морфология  как раз и  изучает, какую форму имеет в каждом случае слово, какое у него строение. Знание форм слова развивает у учащихся умение правильно и  хорошо излагать свои мысли как в устной, так и в письменной речи. Данный курс ориентирован на те вопросы морфологии, которые вызывают затруднения у учащихся.

      Авторская программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Идея создания данной авторской программы появилась под воздействием нескольких причин:

  1. В 11 классе на учебный курс «Русский язык»  выделяется достаточно мало часов -  1 час в неделю, к которому добавляется 1 час из школьного компонента. Поскольку 11 класс выпускной, возникает необходимость подготовки учащихся к экзамену. Среди экзаменационных вопросов встречаются и сложные вопросы морфологии.
  2. В группе учащихся 11 класса есть дети, отличающиеся повышенным интересом к изучению русского языка и талантом в его изучении. Именно они участвуют в различных конкурсах и олимпиадах. Естественно, олимпиадные задания не ограничиваются рамками школьной программы. Всё чаще встречаются задания, связанные именно со спорными вопросами морфологии, омонимией частей речи, историей частей речи в целом и исторических явлений в частности.

Данная программа нацелена на детей с гуманитарным складом ума, но, бесспорно, будет полезна всем учащимся, заинтересованным в углублённом изучении русского языка.

        Цели курса:

  • повысить интерес к гуманитарному образованию на основе расширения лингвистического кругозора учащихся,
  • углубить базовые знания учащихся о морфологии,
  • совершенствовать умения и навыки  в области морфологии русской речи,
  • развивать исследовательские способности учащихся,
  • помочь по-новому взглянуть на привычные проблемы морфологии,

      -    научиться решать лингвистические задачи повышенной сложности

        Задачи курса:

 – систематизация знаний о самостоятельных и служебных частях речи, о стилистических возможностях морфологии;

 –  совершенствование умений и навыков распознавать части речи и их формы, пользоваться синонимическими средствами морфологии, замечать и исправлять нарушения морфологических норм русского литературного языка;

 – совершенствование  умений и навыков многоаспектного анализа текста;

 – подготовка учащихся к итоговой аттестации.

    Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – значительное углубление знаний по русскому языку  и овладение умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности.

    Выпускники осваивают  возможности  грамматики,  систематизируют и дополняют знания о частях речи.   Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, обучающиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают.   На занятиях выпускникам предлагается теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Некоторые занятия предполагают самостоятельный поиск материала по заданной теме либо  нахождение ответов на вопросы в ходе исследовательской работы.

     Результатом системы работы курса является успешное решение сложных лингвистических задач. Наглядным примером может служить итоговая контрольная работа (см. приложение 1).

     Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  обучающегося главной фигурой образовательного процесса.

     Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы.

      Для реализации  целей используются следующие   методы:

  • объяснительно-иллюстративный;  
  • исследовательский;
  • работа с ЦОР;  
  • проблемный.

Реализация программы предусматривает использование следующих приемов:

  • составление таблицы, практическая работа,
  • составление вопросов и заданий к теме,
  • сообщения обучающихся,
  • тестирование,
  •  постановка проблемных вопросов,
  •  эвристическая беседа,
  •  проблемная лекция,
  • создание проблемных ситуаций,
  •  наблюдение,
  • анализ.

     Формы проведения занятий: семинары, беседа, практикумы, консультации, исследования.

     Основные организационные формы вовлечения обучающихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала)

- самостоятельная работа;

- работа в группах, парах;

- индивидуальная работа.

     Большое значение для формирования у обучающихся  самостоятельности в учебном труде имеет приобщение их к работе со справочной литературой. С её помощью они готовят сообщения по различным темам курса.

     Необходимо использовать такие формы занятий,  как семинары, собеседования, практикумы, консультации, которые требуют более активного самостоятельного изучения материала.      

     Программа предусматривает следующие формы и средства контроля.

     Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

  • учитываются умения обучающегося производить морфологический разбор слова, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;
  • учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение морфологическими нормами, изобразительно-выразительными возможностями морфологии, нормами орфографии и пунктуации;
  •  учитывается способность обучающегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.
  • В планировании предусмотрены разнообразные виды и формы контроля:
  • исследовательская работа;
  • практикумы;
  • аргументированный устный ответ;
  • сообщение, доклад.

Кроме средств контроля  предусмотрены  следующие формы учёта достижений обучающихся: участие в олимпиадах, конкурсах, выставках, презентациях.

Раздел 2.  Требования к уровню подготовки обучающих 11 класса

 по окончании курса обучающиеся должны

Знать:

  • лексико-грамматические разряды слов по частям речи;
  • грамматические категории частей речи;
  • принципы классификации частей речи;
  • грамматические признаки частей речи, их синтаксическую роль в предложении;
  • морфологические средства выразительности;
  •  способы образования различных частей речи;
  •  особенности употребления разных частей речи в составе словосочетания и предложения;
  • текстообразующую роль самостоятельных частей речи;
  •  роль служебных частей речи в тексте;

  Уметь

  • распознавать части речи и их формы, используя многоаспектный структурно-грамматический анализ;
  • соблюдать литературные нормы при образовании и употреблении слов;
  •  пользоваться грамматико-орфографическим словарем, справочниками по русской грамматике;
  •  уметь анализировать текст и определять роль частей речи в тексте, особенности морфологических средств выразительности;
  •  практически использовать знания и умения, полученные в процессе освоения курса.

Раздел 3. Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

1

Введение. Основы изучаемого курса. Части речи.

3

2

Имя существительное.

6

3

Имя прилагательное

2

4

Имя числительное

3

5

Местоимение

1

6

Глагол

6

7

Причастие

2

8

Деепричастие

1

9

Наречие

1

10

Категория состояния

1

11

Служебные части речи

3

12

Междометия

1

13

Модальные слова

1

14

Контрольные работы

3

15

ИТОГО

34

Раздел 4.Содержание программы.

Тема 1. Введение.

Основы морфологической и генеалогической классификации языков. Место русского языка в этих классификационных схемах. Грамматическое значение слова, способы его выражения в современном русском языке. Грамматическая категория. Типы грамматических форм. Понятие морфологической парадигмы. Часть речи как основная морфологическая категория в русском языке. Принципы разграничения частей речи. Система частей речи. Явление переходности в системе частей речи.

Тема 2. Имя существительное.

Имя существительное. Формирование категории одушевлённости / неодушевлённости в современном русском языке.  Трудные случаи определения категории одушевлённости / неодушевлённости (слова, мертвец, труп и т. п.). Способы определения категории рода (морфологический, лексический, словообразовательный синтаксический и другие). Трудные случаи определения рода имён существительных.  История слов общего рода или двуродовых слов. Категория падежа имени существительного. Появление термина «предложный» падеж.  Исчезновение или перевоплощение звательного падежа? Способы выражения категории числа. Остатки форм двойственного числа в современном русском языке. Различие системы склонения современного русского языка и системы древнерусского языка.  Адъективное склонение (мороженое, столовая). Смешанное склонение (армия, движение, Иванов). Флективная синонимия в сфере склонения существительных в современном русском языке.

Тема 3. Имя прилагательное.

Имя прилагательное.  Происхождение  имён прилагательных их эволюция в русском языке. Стяжённые и усечённые прилагательные.  Вопрос о разрядах имён прилагательных. Непритяжательные и притяжательные прилагательные. Вопрос о склонении имен прилагательных

Тема 4. Имя числительное.

 Имя числительное. Вопрос о порядковых числительных как разновидности порядковых прилагательных. Особенности числительных «миллион», «тысяча», «миллиард». Определение синтаксической функции числительных. Вопрос об определении части речи слов «нимало»-«немного»; «много»-«мало».  Омонимия числительных с другими частями речи (например, «один», «одна»).

Тема 5. Местоимение.

Местоимение в истории науки. Омонимия местоимений  с другими частями речи.

Тема 6. Глагол.

Глагол.  История развития глагола как части речи.  Сложные вопросы определения глагола. Спряжение глагола. Архаические глаголы. Изолированные (болит-болеет) и изобилующие (двигают-движут) глаголы. Вопрос о классах глагола (5 классов: продуктивные и непродуктивные). Категория вида. Понятие о видовых парах. Способы выражения видовых отношений.  Категория времени глагола. Особенности образования глаголов прошедшего времени (сохнуть-сох; бывало, обедывал, поднялся было). Неоднозначное отношение к категории залога русского глагола. Возвратные глаголы.

Тема 7. Причастие.

Статус причастия в русской грамматике. Семантическое образование существительных и прилагательных на базе причастий (грядущее, будущее). Омонимия причастий и прилагательных.

Тема 8. Деепричастие.

Статус деепричастия в русской грамматике. История возникновения деепричастий в русском языке.

Тема 9. Наречие.

Наречие. Вопрос об определении части речи слов «тут», «там».

Тема 10.Слова категории состояния.

Слова категории состояния. Их самостоятельность в русской грамматике.  Отличие слов категории состояния от кратких прилагательных и наречий.

Тема 11. Служебные части речи.

Предлог. Омонимия предлога и других частей речи. Союз. Союзные слова Омонимия союза и других частей речи. Частица. Производные и непроизводные частицы.

Тема 12. Междометия.

Междометия. Образование междометий от других частей речи (отглагольные, отымённые, отнаречные и другие).

Тема 13.Модальные слова.

Вопрос  о модальных словах.

Раздел 5. Критерии оценки письменных и устных ответов обучающихся

Текущая работа по элективному курсу оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Критерии оценок.

  • Отметка “5” ставится, если ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
  • Отметка “4” ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки “5”, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
  • Отметка “3” ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но и излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
  • Отметка “2” ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
  • Отметка (“5”, “4”, “3”) может ставиться не только за единовременный ответ, но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока, при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Раздел 6.  Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Форма занятия

Количество часов

Дата проведения

Теоретическая часть

Практическая часть

План

Факт

1

 Введение. Основы морфологической и генеалогической классификации языков. Место русского языка в этих классификационных схемах.

лекция с элементами беседы.

1

2

 Грамматическое значение слова, способы его выражения в современном русском языке. Грамматическая категория. Типы грамматических форм. Понятие морфологической парадигмы.

Исследование

1

3

Часть речи как основная морфологическая категория в русском языке. Принципы разграничения частей речи. Система частей речи. Явление переходности в системе частей речи.

 Практикум

1

4

Имя существительное. Формирование категории одушевлённости / неодушевлённости в современном русском языке.  Трудные случаи определения категории одушевлённости / неодушевлённости (слова, мертвец, труп и т. п.).

 Практикум

1

5

Способы определения категории рода (морфологический, лексический, словообразовательный синтаксический и другие). Трудные случаи определения рода имён существительных.  История слов общего рода или двуродовых слов.

Семинар

1

6

Категория падежа имени существительного. Появление термина «предложный» падеж.  Исчезновение или перевоплощение звательного падежа?

Семинар

1

7

Способы выражения категории числа. Остатки форм двойственного числа в современном русском языке.

Практикум

1

8

Различие системы склонения современного русского языка и системы древнерусского языка.  Адъективное склонение (мороженое, столовая). Смешанное склонение (армия, движение, Иванов).

 практикум

1

9

Флективная синонимия в сфере склонения существительных в современном русском языке.

Семинар

1

10

Имя прилагательное.  Происхождение  имён прилагательных их эволюция в русском языке. Стяжённые и усечённые прилагательные.

 лекция с элементами беседы

1

11

Вопрос о разрядах имён прилагательных. Непритяжательные и притяжательные прилагательные. Вопрос о склонении имен прилагательных.

Семинар

1

12

Имя числительное. Вопрос о порядковых числительных как разновидности порядковых прилагательных. Особенности числительных «миллион», «тысяча», «миллиард».

Лекция с элементами беседы

1

13

Определение синтаксической функции числительных

Исследование

1

14

Вопрос об определении части речи слов «нимало»-«нимного»; «много»-«мало».  Омонимия числительных с другими частями речи (например, «один», «одна»).

Семинар

1

15

Местоимение в истории науки. Омонимия местоимений  с другими частями речи.

Практикум

1

16

Практическая работа по теме  «Именные части речи».

Урок контроля

1

17

Глагол.  История развития глагола как части речи.  Сложные вопросы определения глагола.

Лекция с элементами беседы  

1

18

Спряжение глагола. Архаические глаголы. Изолированные (болит-болеет) и изобилующие (двигают-движут) глаголы.

практикум

1

19

Вопрос о классах глагола (5 классов: продуктивные и непродуктивные).

лекция

1

20

Категория вида. Понятие о видовых парах. Способы выражения видовых отношений.

 Практикум

1

21

Категория времени глагола. Особенности образования глаголов прошедшего времени (сохнуть-сох; бывало, обедывал, поднялся было).

Практикум

1

22

Неоднозначное отношение к категории залога русского глагола. Возвратные глаголы.

Семинар

1

23

Статус причастия в русской грамматике. Семантическое образование существительных и прилагательных на базе причастий (грядущее, будущее).

Лекция с элементами беседы

1

24

Омонимия причастий и прилагательных.

практикум

1

25

Статус деепричастия в русской грамматике. История возникновения деепричастий в русском языке.

Лекция с элементами беседы

1

26

Практическая работа по теме «Глагол и отглагольные части речи».

 Урок контроля

1

27

Наречие. Вопрос об определении части речи слов «тут», «там».

лекция с элементами беседы

1

28

Слова категории состояния. Их самостоятельность в русской грамматике.  Отличие слов категории состояния от кратких прилагательных и наречий.

практикум

1

29

Предлог. Омонимия предлога и других частей речи.

 практикум

1

30

Союз. Союзные слова Омонимия союза и других частей речи.

практикум

1

31

Частица. Производные и непроизводные частицы.

практикум

1

32

Междометия. Образование междометий от других частей речи (отглагольные, отымённые, отнаречные и другие).

практикум

1

33

Вопрос  о модальных словах.

Лекция с элементами беседы

1

34

Итоговая работа: решение творческих олимпиадных заданий.

Урок контроля

1

Раздел 7.  Информационно-методическое сопровождение.

Литература для обучающихся

  1. Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1972
  2. Власенков А.И. Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. – М.: 2002
  3. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. – 2-е изд. – М.,1972.
  4. Галлингер И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка. – М.: 1994.
  5. Гольцова Н. Г. Русский язык. 10 -11 классы: учебник для общеобразовательных  учреждений.  – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011 .
  6. Одинцов В.В., Иванов В.В., СмолицкаяГ.П.и др. Школьный словарь иностранных слов. – М.: 1999.
  7. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. – М.: 1992.
  8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / Под ред. Аванесова Р.И. – М.: 1989.
  9. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М.- 1991.
  10.  Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М.: 1996.
  11.   Учебный словарь сочетаемости слов русского языка./ Под ред. Денисова П.Н., Морковкина В.В. – М.: 1978.
  12.   Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. – М., 1983
  13.   Граудина Л. К. и др. Грамматическая правильность русской речи. – М.,1971
  14.   Иванова В. А. и др. Занимательно о русском языке. – М., 1990
  15. Ипполитова Н. А. Упражнения при грамматической стилистике при изучении частей речи. – М., 1980
  16. Шелякин М. А. Справочник по русской грамматике. – М.,1983

Литература для учителя

  1. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. - М., 1976.
  2. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч.I  Фонетика и морфология.- М., 1973.
  3. Грамматика  современного  русского литературного языка. - М., 1970
  4. Евтюхин В.Б. Морфологические категории.- СПб. 2002.
  5. Карпов А.К. Современный русский язык. Словообразование. Морфология.- М., 2002.
  6. Касевич В.Б. Семантика. Синтаксис. Морфология.- М., 1988. Гл.III. Морфологический компонент языка. С. 124-214.
  7. Краткая русская грамматика / Н.Ю.Шведовой, В.В.Лопатина.- М., 1989
  8. Лайонз Дж.  Введение в теоретическую лингвистику.  Пер. с англ.- М., 1978
  9. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990.
  10. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. - М., 1981.
  11. Морфология современного русского языка. Сборник упражнений. - Изд. Ростовского университета, 1986.
  12. Мучник И.П. Грамматические категории глагола и имени в современном русском литературном языке. - М., 1971.
  13. Плунгян В.А. Общая морфология. Введение в проблематику.- М., 2003.
  14. Русская грамматика. - Т.1. - М., 1980.
  15. Русский язык. Энциклопедия.- М., 1979, 1997
  16. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. -М., 1989 (Совр. р. яз., 1989).
  17. Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология.- М., 2003.
  18. Чеснокова Л.Д.,  Печникова В.С. Современный русский язык. Анализ языковых единиц в 3-х ч. Часть 2. Морфология.- М., 1995.

Приложение 1

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТАпо морфологии

Вариант 1

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова:

1. Голос из дальнего, голос из прошлогоиз-за спины обнимает меня.
2. Окна дома не
затемнены, семьи возвратились из Сибири.
3.
Весной легко расставаться – весной и счастливых тянет вдаль.
4. Я спешу
туда  ж – а там уже весь город.
5.
Дядина дача была в десяти  верстах отэтойстанции.
6.
Ярчесолнце, сильнее пахнут поля, обильнеедожди и вышетрава.
7. Мне
грустнопотому, чтовесело тебе.(?)
8. В жизни
нужнызнания, опыт и трудолюбие.

9. Они погибли радижизни на земле.
10. И впился комар
как раз тётке в правый глаз
11.Вот
нехотяс ума свела.
12.Архитектура переулков Арбата обладала
подлиннымобаянием, несмотря на отсутствие порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.

13. Выпишите из предложения  все местоимения.Но вскоре этот роман пойдёт вглубь и вширь, заполнится людьми, событиями, светом, красками и начнёт литься свободно и ровно, подгоняемый воображением, требуя от писателя всё новых жертв, требуя, чтобы писатель отдавал ему драгоценные запасы образов и слов.

14. Выпишите все предлоги. Только не подумайте, что эта «беспрецедентная рекламная кампания» направлена на раскрутку высокоградусных напитков. Всё гораздо возвышеннее: «новый формат периодики покоряет Россию»! Теперь благодаря некоему российскому издательству любой обладатель 15 рублей запросто окунётся в мир чувств, спектр которых достаточно широк.

15.Выпишите все частицы.  Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

16. А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА

Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму
а) действительное причастие    б) страдательное причастие
в) краткое прилагательное     г) деепричастие совершенного вида

  17. Какой частью речи является слово благодаря(предложение 13)? (IЗ)Благодаря своей вечности вопросы эти имели такое большое значение для нас и будут его иметь для всех последующих поколений.

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТАпо морфологии

Вариант 2

Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова:

1.Я долженпризнаться, чтовиноват перед тобой.
2. От души нам
жальэтого человека.
3. Но
тихо. День ещёдалёк, и люди спят кругом.
4. Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний  
касательно хозяйства.
5. Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно.
6. Литвинов
не бросал бомбы, но эффект от его речи был таким, как если быон настоящей бомбой сокрушил зал.
7.  С тех пор как к нам приехала фрейлен, она завела новую моду.
8. Раз уж на то пошло, слушайте.

9. Ждём, ведьэто первый вечер.
10. И чего ты привязался?
11. Архитектура переулков Арбата обладала
подлиннымобаянием, несмотря на отсутствие порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.
12. Братья
молча постояли.

13.Выпишите все указательные местоимения. Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. То же происходит и с языком. Он изменяется. Но мы не чувствуем, как это происходит. Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык.

14. Выпишите все частицы.  Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. Поразительная закономерность. Живая книга каким-то чудом пробивается к читателю. И диктат рынка ей не слишком большая помеха.

15. Выпишите все предлоги. Инвалид, по-собачьи преданно перехватив её взгляд, будто подтвердил: «Вот как я её люблю!» Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:  - Ну, хорошо, хорошо! - Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.

16. . А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова   БУДТО.

Она будто пробудилась от долгого сна.

А) Наречие   Б) союз  В) частица

17. Выпишите двойной союз. Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. По самой своей сути филология антиформалистична, ибо всегда  учит правильно понимать смысл текста, будь то исторический источник или художественный памятник. Она требует глубоких знаний не только по истории языков, но и знаний реалий той или иной эпохи.

Проверьте себя. Определите, к каким частям речи принадлежат выделенные слова.

Проверьте себя.

1. Голос из дальнего, голос из прошлого из-за спины обнимает меня.

1.Существительное, существительное.

2. Окна дома не затемнены, семьи возвратились из Сибири.

2.Причастие.

3. Весной легко расставаться – весной исчастливых тянет вдаль.

3.Наречие, частица, существительное.

4. Я спешу туда ж – а там ужевесь город.

4.Местоимённое наречие, частица, наречие, местоимение.

5. Дядина дача была в десяти верстах от этой станции.

5.Прилагательное, местоимение.

6. Ярче солнце, сильнее пахнут поля, обильнее дожди и выше трава.

6.Прилагательное, прилагательное, наречие, прилагательное.

7. Мне грустнопотому, чтовесело тебе.(?)

7.Слово категории состояния, местоимённое наречие, союз, слово категории состояния.

8. В жизни нужны знания, опыт и трудолюбие.

8.Прилагательное.

9. Я должен признаться, что виноват перед тобой.

9.Прилагательное, союз.

10. От души нам жаль этого человека.

10.Слово категории состояния.

11. Но тихо. День ещёдалёк, и люди спят кругом.

11.Слово категории состояния, наречие, прилагательное, наречие.

12. Василиса Егоровна сделала ему несколько замечаний касательно хозяйства.

12.Предлог.

13. Насчёт главного предмета Чичиков выразился очень осторожно.

13.Предлог.

14. Литвинов не бросал бомбы, но эффект от его речи был таким, как если бы он настоящей бомбой сокрушил зал.

14.Частица, местоимение, союз.

15. С тех пор как к нам приехала фрейлин, она завела новую моду.

15.Союз.

16. Раз уж на то пошло, слушайте.

16.Союз, наречие, предлог, местоимение.

17. Они погибли ради жизни на земле.

17.Предлог.

18. И впился комар как раз тётке в правый глаз!

18.Частица.

19. Ждём, ведь это первый вечер.

19.Союз.

20. И чего ты привязался?

20.Частица, наречие.

21. Вот нехотя с ума свела.

21.Наречие.

22.Архитектура переулков Арбата обладала подлинным обаянием, несмотря на отсутствие порядка, а может быть, именно благодаря отсутствию строгих правил.

22.Прилагательное, предлог, частица, предлог.

23. Братья молча постояли.

23.Наречие.