Родителям

Бойко Светлана Петровна

Предварительный просмотр:

Адаптация в детском саду

Адаптация к детскому саду – тяжелое время, как для каждого ребенка, так и для родителей. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций малыша, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывает тревогу за своего ребенка, и также привыкают к требованиям детского сада.

Адаптация (от лат. - приспособлять) - в широком смысле - приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.

Период адаптации может длиться от одной-двух недель до трех-четырех месяцев и зависит от многих причин: 

  • достигнутого уровня психического и физического развития;
  • состояние здоровья;
  • степени закаленности;
  • сформированности навыков самообслуживания;
  • коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками;
  • личностных особенностей самого малыша;
  • уровня тревожности и личностных особенностей родителей.
  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения;
  • неумение занять себя игрушкой.

Основные отличия домашней обстановки ребенка от детского сада.

• В семье вокруг ребенка находятся только родные люди. В детский сад ребенок приходит в незнакомый коллектив.

• В детском саду ребенка сопровождает другая обстановка, непонятная пока для него.

• Внимание воспитателя в детском саду направлено на всю группу целиком. В отличие от домашней обстановки, где все внимание мамы направлено на ее любимое чадо.

• Новый распорядок дня, по которому должен научиться жить ребенок.

Основные особенности нормально текущего периода адаптации

  • Нарушения настроения

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность - от недели до 1,5 месяца).

  • Нарушения сна

Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром же их бывает очень трудно разбудить в нужное время. Некоторые дети не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 22-23 ч. Недостаток сна сказывается на самочувствии детей практически сразу и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему (продолжительность - от 1 до 2 месяцев)

  • Нарушения аппетита

Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. Для детей, привыкших к приему протертой пищи в домашних условиях, может оказаться неожиданной консистенция блюд в детском саду. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочно-кишечным расстройствам - рвоте, болям в животе, икоте, иногда - к пищевой аллергии (продолжительность - от 1 недели до 1 месяца).

  • Нарушение поведения

Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки и т.д.) (продолжительность - от 1 недели до 2 месяцев.

Рекомендации по подготовке ребенка в детский сад

  • Расширяйте круг общения ребенка, как со взрослыми людьми, так и с детьми. Старайтесь как можно больше ездить с ребенком в гости, где тоже есть маленькие дети, и гулять в обществе других детей.
  • Предоставляйте ребенку больше самостоятельности. Поощряйте, а не пресекайте попытки ребенка к самостоятельным действиям.
  • Приучайте ребенка к самообслуживанию: мыть руки с мылом, одеваться-раздеваться самому, самостоятельно есть ложкой, убирать на место игрушки.
  • Развивайте познавательную деятельность ребенка. Стимулируйте его любознательность. Чем выше она будет у ребенка, тем легче ему будет познать новую обстановку.
  • Для снижения стрессовой ситуации заранее узнайте о режиме в детском саду и постарайтесь ввести в этот режим ребенка за несколько месяцев до детского сада.
  • При ребенке не говорите о ваших переживаниях насчет детского сада. Не показывайте вашего волнения, дети все чувствуют.
  • Упоминайте о садике как о приятном и дружном месте. Заранее готовьте малыша к временной разлуке с вами, оставляя его иногда с бабушкой или подругой. Постоянно объясняйте ребенку, что он как и прежде любим и дорог для вас.
  • Еще до того как отдавать малыша в садик познакомьте его с детьми и воспитателем группы, в которую он будет ходить. Хорошо когда в одной группе с вашим ребенком окажется его друг со двора или знакомый из песочницы. Тогда ребенок будет чувствовать себя увереннее и соответственно ему не составит труда наладить контакт со сверстниками.
  • Старайтесь первые две недели не оставлять непоседу в садике больше чем на четыре часа. Дома, даже за проделки, не ругайте ребенка, будьте терпеливы и внимательны. Помните, что адаптационный период - временное явление, которое скоро пройдет. Пережить этот период необходимо для нормального развития ребенка.

           Не  делайте ошибок

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка. Чего нельзя делать ни в коем случае:

  • Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
  • Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
  • Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
  • Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

                    Адаптационный период считается законченным, если:

 • Ребенок ест с аппетитом;

 • Быстро засыпает, вовремя просыпается;

 • Эмоционально общается с окружающими.

 • Играет.

Одна из самых распространенных проблем — утренний плач ребенка при расставании с родителями. Важно не поддаваться на провокации со стороны малыша и дать ему понять, что как бы там ни было, а ходить в садик ему придется. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенный час. Сократите «сцену прощания». Как правило, уже через несколько минут после исчезновения родителя ребенок успокаивается. Создайте «ритуал прощания»: договоритесь заранее с ребенком, например, о том, что вы помашете ему в окошко и пошлете воздушный поцелуй, так ему будет проще отпустить вас. И конечно, не забудьте похвалить его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители, поэтому членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть хоть малейшие колебания, ребенок их «уловит», и ему будет еще труднее расставаться с вами. Когда вы уходите из детского сада под вопли ребенка, не считайте себя чудовищем.

 Имейте в виду, что проблемы адаптации ребенка в садике могут возобновиться после праздников, каникул, а также при серьезном изменении внешних обстоятельств. В этом случае необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь сократить время пребывания ребенка в детском саду либо в течение какого-то времени по договоренности с воспитателем устраивать перерыв в середине недели.

                      Тест «Готов ли ваш ребенок к посещению в детский сад»

1.Какое настроение преобладает у ребенка в последнее время в домашней обстановке?

  • Бодрое, уравновешенное - 3 балла
  • Неустойчивое - 2 балла
  • Подавленное - 1 балл

2. Как Ваш ребенок засыпает?

  • Быстро, спокойно (до 10 мин) - 3 балла
  • Долго не засыпает - 2 балла
  • Неспокойно - 1 балл

3. Используете ли Вы дополнительное воздействие при засыпании ребенка (укачивание, колыбельные и пр.)?

  • Да - 1 балл
  • Нет - 3 балла

4.Какова продолжительность дневного сна ребенка?

  • 2 ч - 3 балла
  • 1 ч - 1 балл

5.Какой аппетит у Вашего ребенка?

  • Хороший - 4 балла
  • Избирательный - 3 балла
  • Неустойчивый - 2 балла
  • Плохой - 1 балл

6.Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

  • Положительно - 3 балла
  • Отрицательно - 1 балл

7.Просится ли Ваш ребенок на горшок?

  • Да - 3 балла
  • Нет, но бывает сухой - 2 балла
  • Нет и ходит мокрый - 1 балл

8.Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

 Сосет пустышку или сосет палец, раскачивается ...

  • Да- 1 балл
  • Нет - 3 балла

9. Интересуется ли ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

  • Да - 3 балла
  • Иногда - 2 балла
  • Нет - 1 балл

10.Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

  • Да - 3 балла
  • Иногда - 2 балла
  • Нет - 1 балл

11.Как Ваш ребенок играет?

  • Умеет играть самостоятельно - 3 балла
  • Не всегда - 2 балла
  • Не играет сам - 1 балл

12.Какие взаимоотношения со взрослыми?

  • Легко идет на контакт - 3 балла
  • Избирательно - 2 балла
  • Трудно - 1 балл

13.Какие взаимоотношения с детьми?

  • Легко идет на контакт - 3 балла
  • Избирательно - 2 балла
  • Трудно - 1 балл

14.Как относится к занятиям: внимателен, усидчив, активен?

  • Да - 3 балла
  • Не всегда - 2 балла
  • Нет - 1 балл

15.Есть ли у ребенка уверенность в себе?

  • Есть - 3 балла
  • Не всегда - 2 балла
  • Нет - 1 балл

16.Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

  • Перенес разлуку легко - 3 балла
  • Тяжело - 1 балл

17. Есть ли у ребенка аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

  • Есть - 1 балл
  • Нет - 3 балла.

Прогноз адаптации: готов к поступлению в ДОУ - 55-40 баллов; условно готов - 39-24 балла; не готов - 23-16 баллов.

                 Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад

                                             (рекомендации для родителей)

  • Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
  • Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
  • Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
  • Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
  • Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
  • Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и их ввести в режим дня ребенка дома.
  • Повысить роль закаливающих мероприятий.
  • Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.
  • Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
  • Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детсад.
  • "Раскрыть секреты" малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
  • Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
  • Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за непослушание.
  • Готовить вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.
  • Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.
  • Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
  • Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.


Предварительный просмотр:

                                                                                                                 

                                                       Анкета для родителей

                                         «Условия здорового образа жизни в семье»

Уважаемые родители!

Мы обращаемся к Вам с просьбой оказать нам содействие в исследовании влияния образа жизни детей в семье на представление ребенка о здоровье.

1. Читаете ли Вы литературу о здоровом образе жизни? _____________

2.  Используете ли Вы полученные знания в воспитании Вашего ребенка?  ______

3.  Можно ли назвать образ жизни в Вашей семье здоровым? _________________

4.  Делаете ли Вы утреннюю зарядку? _______________________________________

5.  Есть ли у Вас или у других членов семьи вредные привычки? _________________

6.  Как Вы организуете питание в Вашей семье? _______________________________

7. Что Вы считаете здоровым образом жизни? __________________________

_____________________________________________________________________________

9.  Воздействуете ли Вы на своих детей с целью формирования у них привычки к  

 здоровому образу жизни?_________________________________________________

10. Занимаетесь ли Вы физической культурой и играми вместе со своими детьми.______

____________________________________________________________________________

11.Занимаетесь ли Вы закаливанием детей?_____________________________________

12. Часто ли болеет Ваш ребенок? ______________________________________________

14. Каковы причины болезни Вашего ребенка?___________________________________

_____________________________________________________________________________            15. Соблюдает  Ваш ребёнок режим дня?________________________________________

16.  Соблюдает ли Ваш ребёнок правила личной гигиены?__________________________

                   

Благодарим за оказанную помощь. Желаем Вам здоровья и благополучия!

Анкета для родителей

       

1.Что вы подразумеваете под "здоровым образом жизни?_______________________

______________________________________________________________________

2. Считаете ли вы свой  образ жизни здоровым, почему?

  • да ____________________________________________________________________
  • нет ___________________________________________________________________
  • не знаю _______________________________________________________________

3. Что мешает вам вести здоровый образ жизни?

  • недостаток времени
  • низкая зарплата
  • недостаток знаний
  • другие причины (указать)________________________________________________

4. Закаляетесь ли вы или ваши члены семьи?

  • да
  • нет
  • иногда

5.Проводите ли вы совместный семейный активный досуг (турпоходы, прогулки и т.д.)

  • да
  • нет
  • иногда

6.Что, на ваш взгляд, является основной причиной заболеваний вашего ребенка?

  • неудовлетворительное медицинское обслуживание
  • неблагоприятные экологические условия
  • недостаток знаний в вопросах  сохранения здоровья
  • другие причины (указать)_______________________________________________

7. Ваши предложения для улучшения работы по формированию здорового образа жизни в дошкольном образовательном учреждении _____________________________________

Желаем Вам здоровья и благополучия!

Анкета для родителей

Цель: выяснить проблемы, возникающие у родителей в воспитании здорового ребенка, а также проанализировать знания родителей о здоровом образе жизни.

1. Состав Вашей семьи_______________________________________________________

2. Есть ли у ребенка братья или сестры?_________________________________________

3. Имеет ли ребенок отдельную комнату?________________________________________

4. Много ли времени Вы уделяете ребенку (играете, занимаетесь с ним?)_____________

___________________________________________________________________________

5. Интересуетесь ли Вы тем, что беспокоит ребенка, что он чувствует, в чем заинтересован?______________________________________________________________

6. Посещает Ваш ребенок кружки, спортивные секции?____________________________

7. Много ли времени проводит Ваш ребенок перед телевизором? Какие программы предпочитает смотреть?______________________________________________________

8 .Есть ли дома компьютер? Умеет ли ребенок им пользоваться? Если    «да», то, сколько времени он проводит перед ним?_______________________________________

9. Умеет ли ребенок играть самостоятельно? Какие игры предпочитает? _____________

___________________________________________________________________________

10.Вовлекает ли Вас в игру?___________________________________________________

11. Как Вы проводите свои выходные?__________________________________________

___________________________________________________________________________

12. Выезжаете ли Вы за город? Как часто?_______________________________________

___________________________________________________________________________

13. Часто ли Вы гуляете с ребенком?___________________________________________

14. Где Ваш ребенок проводит лето, время Вашего отпуска?_______________________

___________________________________________________________________________

15. Что Вы понимаете под определением «здоровый образ жизни»?__________________

___________________________________________________________________________

16. Что для Вас значит здоровый ребенок?_______________________________________

___________________________________________________________________________

17. Часто ли Ваш ребенок болеет? Чем?_________________________________________

21. Часто ли жалуется на усталость, недомогания, капризничает, плачет?_____________

___________________________________________________________________________

22. Соблюдаете ли Вы режим дня дошкольника? Почему?__________________________

___________________________________________________________________________

23. Делаете ли Вы утреннюю гимнастику вместе с ребенком?_______________________

24. Следите ли Вы за осанкой вашего ребенка? Как?_______________________________

___________________________________________________________________________

25.Как Вы укрепляете здоровье ребенка ?________________________________________

___________________________________________________________________________

26. Какие закаливающие процедуры Вы проводите?_______________________________

27.Кто, по Вашему мнению, должен проводить работу по ознакомлению детей с основами здорового образа жизни (воспитатели, специалисты, медицинские работники, родители?)__________________________________________________________________

31 .Какие вопросы Вас интересуют  по этой теме?_________________________________

___________________________________________________________________________

                                                       Благодарим Вас за ответы.

Анкета для родителей

«Адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению»

Уважаемые родители!

Как известно, начало посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения является сложным периодом, как для самого ребенка, так и для его родителей. Для того чтобы определить насколько комфортно чувствует себя ваш ребенок в детском саду, просим ответить на следующие вопросы.

1. Укажите фамилию, имя и возраст вашего ребенка __________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Посещал ли ваш ребенок до этого группу кратковременного пребывания, центр игровой поддержки ребенка? ___________________________________________________________________________

3. Сколько времени ваш ребенок посещает детский сад? Данную группу? ___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4. Комфортно ли чувствует себя ребенок в этой группе?

  • да
  • нет
  • скорее нет, чем да.

5. С каким настроением ребенок идет в дошкольное образовательное учреждение?

  • с хорошим
  • со слезами
  • по-разному
  • отказывается идти в дошкольное образовательное учреждение.

6. С удовольствием ли ребенок идет к воспитателям группы, которую посещает?

  • да
  • не очень, ребенок находится в напряжении, общаясь с воспитателями;
  • скорее да, чем нет.

7. Есть ли у ребенка предпочтения в общении с воспитателями?

  • да, легче идет на контакт только с одним воспитателем
  • нет, общается одинаково трудно.

8. Какие индивидуальные особенности вашего ребенка необходимо учитывать воспитателям?

  • повышенную подвижность
  • стеснительность
  • обидчивость
  • упрямство
  • двуязычие
  • затрудняюсь ответить.

9. Что изменилось в вашем ребенке за время посещения дошкольного образовательного учреждения?

  • стал более самостоятельным, организованным
  • стал более общительным
  • стал скованным
  • чаще плачет, капризничает
  • ничего не изменилось.

10. Придерживаетесь ли вы дома режима дня, организованного в дошкольном образовательном учреждении?

  • да
  • нет
  • периодически.

11. На ваш взгляд, ваш ребенок адаптировался к новым условиям в дошкольном образовательном учреждении?

  • да
  • нет
  • затрудняюсь ответить.

12. Консультации каких специалистов вы хотели бы получить с целью повышения уровня психологического комфорта ребенка в дошкольном образовательном учреждении?

  • педагог-психолог
  • учитель-логопед
  • социальный педагог
  • музыкальный руководитель
  • инструктор по физической культуре
  • медицинский работник
  • другой специалист __________________________________________________________________

                                            Спасибо за сотрудничество!

Анкета

«Отношения родителей к детской игре и выбору игрушек»

Уважаемые родители!

Игра в жизни каждого ребенка имеет большое значение. В процессе игры дети развиваются, учатся общаться, осваивают социальный опыт. Особого внимания требует вопрос выбора игрушек для ребенка. Для того чтобы детская игра была содержательной и эмоционально насыщенной не только в дошкольном образовательном учреждении, но в условиях семьи, просим вас ответить на вопросы данной анкеты.

1. Часто ли вы играете с ребенком дома?

  • часто
  • редко
  • иногда
  • ребенок организует игры самостоятельно.

2. В какие игры вы играете с ребенком? _________________________________________________________________________

3. В какие игры чаще всего играет ваш ребенок? _________________________________________________________________________

4. Любите ли наблюдать, как играет ваш ребенок? _________________________________________________________________________

5. Можно ли, на ваш взгляд, наблюдая игру ребенка, увидеть в его поведении положительные и отрицательные качества?

  • да
  • нет
  • затрудняюсь ответить.

6. Какие черты характера особенно ярко проявляются у вашего ребенка в процессе игры? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Как ваш ребенок ведет себя в совместной ролевой игре со сверстниками?

  • считается с интересами других детей
  • оказывает посильную помощь
  • играет с 3–5 детьми
  • играет один
  • другое _______________________________________________________________

8. Как ваш ребенок выбирает и развивает сюжеты своих игр?

  • самостоятельно создает игровой замысел
  • тематика игр всегда очень разнообразна
  • может играть в одну и ту же игру часто и подолгу
  • другое ________________________________________________________________

9. Отражает ли ребенок в игре то, что происходит в данный период времени в семье?

  • да
  • нет
  • затрудняюсь ответить.

10. Как часто вы покупаете своему ребенку новые игрушки?

  • очень часто
  • достаточно часто
  • редко
  • только по случаю (день рождения или другой праздник)
  • когда ребенок сам попросит.

11. Каких игрушек больше всего у вашего ребенка? __________________________________________________________________________

12. Каким игрушкам вы отдаете предпочтение? ___________________________________________________________________________

13. Какое из приведенных утверждений, на ваш взгляд, наиболее верное:

  • игрушек у ребенка должно быть как можно больше
  • ребенка не стоит баловать большим количеством игрушек
  • другое ________________________________________________________________

14. Все ли игрушки, на ваш взгляд, одинаково полезны для ребенка? __________________________________________________________________________

                                              Спасибо за сотрудничество!

Анкета   для родителей

«Безопасности жизни и здоровья детей»

1.Попадал ли ваш ребенок в опасную ситуацию дома, на улице, на природе? (Приведите пример) ___________________________________________________________________________

2.Как вы думаете, смог бы ребенок избежать опасности, если бы знал о последствиях своего поведения? __________________________________________________________________________

3.Знакомите ли вы своего ребенка с правилами обращения с опасными предметами? __________________________________________________________________________

4.Проводите ли вы с ребенком беседы о правилах поведения при встрече  с незнакомыми людьми? ______________________________________________________

Знает ли ваш ребенок правила дорожного движения? ___________________________________________________________________________

5.Формируя навыки безопасного поведения у ребенка, вы действуете:

  • путем прямых запретов: "Не трогай", "Отойди", "Нельзя"
  • пытаетесь подробно объяснить ту или иную опасную ситуацию
  • ваш вариант _____________________________________________________________________

6.Поощряете ли вы ребенка за соблюдение правил безопасного поведения? Каким образом? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Придерживаетесь ли вы сами правил безопасного поведения?

  • всегда
  • часто
  • иногда
  • редко
  • никогда

8.Целесообразно ли проводить специально организованную образовательную деятельность с детьми по основам безопасности жизнедеятельности в дошкольном образовательном учреждении? ___________________________________________________________________________

9.Какие темы образовательной деятельности по основам безопасности жизнедеятельности вы считаете наиболее актуальными?__________________________

10.Готовы ли вы принимать участие в обсуждении вопросов безопасности жизни и здоровья детей, проведении различных мероприятий, а также поддерживать и закреплять навыки безопасного поведения у детей вне дошкольного образовательного учреждения?___________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Ваши пожелания по организации мероприятий (консультаций, семинаров-практикумов, родительских собраний, совместной с детьми деятельности т. д.) по данной теме в ДОУ __________________________________________________________

___________________________________________________________________________

                                                         Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей

«Формирование у детей культуры здорового питания»

Уважаемые родители!

С целью определения необходимости работы по формированию у детей культуры здорового питания, проводимой в дошкольном образовательном учреждении, просим вас ответить на вопросы данной анкеты.

1.Как вы оцениваете значение питания для здоровья вашего ребенка:

  • здоровье ребенка очень сильно зависит от его питания
  • здоровье ребенка зависит от питания, но есть и другие важные факторы
  • здоровье ребенка не зависит от питания ребенка.

2. Пронумеруйте следующие факторы, необходимые для организации правильного питания ребенка, от самого важного до наименее важного:

  • понимание взрослыми важности правильного питания для здоровья ребенка
  • наличие традиций правильного питания в семье
  • кулинарные умения и желание готовить у родителей
  • наличие знаний у родителей об основах правильного питания в семье
  • наличие знаний о правильном питании у самого ребенка
  • сформированность у ребенка привычек правильного питания.

3.Какие проблемы, связанные с питанием ребенка, у вас возникают?

  • нет возможности для того, чтобы контролировать питание ребенка в течение дня
  • недостаток знаний о том, каким должно быть питание ребенка
  • разногласия во взглядах взрослых членов семьи на организацию питания ребенка
  • несоблюдение ребенком режима питания
  • ребенок отказывается от полезных продуктов и блюд.

4. Какие основные приемы пищи присутствуют в режиме дня вашего ребенка, в том числе считая приемы пищи в дошкольном образовательном учреждении?

  • завтрак
  • второй завтрак
  • обед
  • полдник
  • ужин.

5. Какие привычки и правила поведения за столом сформированы у вашего ребенка?

  • использует салфетку во время еды
  • моет руки перед едой без напоминаний
  • смотрит телевизор во время еды
  • ест быстро, глотает большие куски
  • читает книгу во время еды
  • моет ягоды, фрукты, овощи перед тем, как их съесть
  • ест примерно в одно и то же время
  • ест небольшими кусочками, не торопясь.

6. Каким из перечисленных продуктов Ваш ребенок отдает предпочтение?

  • бутерброды
  • шоколад, конфеты
  • свежие фрукты
  • свежие овощи
  • каша
  • суп
  • колбаса/сосиски
  • кисломолочные продукты
  • чипсы
  • пирожные, торты, булки.

7.Ваш ребенок обычно питается в одно и то же время в будние дни?

  • да, ребенок питается в одно и то же время всегда
  • да, почти всегда питается в одно и то же время
  • нет, ребенок питается в разное время.

8.Находясь с ребенком в поездке (на прогулке), где вы предпочитаете питаться?

  • всегда заходим в кафе/ресторан
  • берем необходимые продукты с собой из дома
  • покупаем пирожки/пирожные в небольших магазинах
  • не едим ничего, пока не вернемся домой.

9.Как вы считаете, нуждается ли ваш ребенок в обучении правильному питанию в дошкольном образовательном учреждении?

  • да, такое обучение нужно
  • скорее нужно, чем нет
  • скорее не нужно
  • ребенок не нуждается в таком обучении.

10.Как вы оцениваете возможные результаты обучения ребенка правильному питанию в дошкольном образовательном учреждении?

  • это поможет в организации правильного питания ребенка дома
  • это вряд ли поможет организовать правильное питание ребенка дома.

Спасибо за сотрудничество.

Анкета для родителей

«Закаливания ребенка»

Уважаемые родители!

Каждый из Вас хотел бы видеть своего ребенка здоровым и счастливым. Для этого необходимо уделять особое внимание закаливанию и физическому развитию детей, а главное быть примером для них в этом полезном деле – соблюдении здорового образа жизни. В целях повышения эффективности вашего сотрудничества с педагогами дошкольного учреждения в вопросах укрепления здоровья и закаливания детей просим ответить на следующие вопросы.

1.Что такое закаливание? ___________________________________________________________________________

2.Знаете ли вы основные методы, принципы закаливания? Перечислите их. ___________________________________________________________________________

3.Какие традиционными/нетрадиционными методы закаливания  вы используете? __________________________________________________________________________

4.Вы закаляетесь сами, как? ___________________________________________________________________________

5.Вас беспокоит что-то в состоянии здоровья ребенка? ___________________________________________________________________________

6.Установлен ли для вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его? __________________________________________________________________________

7.Сколько времени ваш ребенок проводит на свежем  воздухе ежедневно? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.Проводите ли вы дома с ребенком закаливающие мероприятия, какие? __________________________________________________________________________

9.Беседуете ли вы с ребенком о необходимости закаливания? __________________________________________________________________________

10.Как ребенок относится к закаливающим мероприятиям? __________________________________________________________________________

11.Проводятся ли закаливающие мероприятия в детском саду, который посещает ваш ребенок? __________________________________________________________________________

12.Принимаете ли вы участие в мероприятиях дошкольного учреждения, направленных на оздоровление воспитанников? ______________________________________________

13.Хотели бы вы получить информацию о методах и принципах закаливания ребенка дома? _____________________________________________________________________

14.Хотели бы вы поделиться опытом организации закаливания ребенка в семье? ___________________________________________________________________________

15.По вашему мнению что нужно изменить в работе детского сада, направленной на физическое развитие детей, сохранение и укрепление их здоровья?  _________________

___________________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
  2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.
  5. Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил.

  1. Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  2. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  3. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  4. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  5. Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.



Предварительный просмотр:

                      «Ребенок идет в школу»

Поступление ребенка в школу — переломный момент в жизни каждого дошкольника. Начало обучения в школе кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственная дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, ограничений.

Теперь ребёнок должен систематически и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.

Что такое готовность ребенка к школе?

Каждый родитель понимает это по-своему.

  •  умение ребенка читать, писать, считать.
  • желание ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых.
  • способность сосредотачиваться на определенном деле.
  • простое желание  ребенка идти в школу.

(Для одних - это умение ребенка читать, писать , считать (таких родителей большинство),  для других- желание ребенка быть послушным и выполнять все требования взрослых, для третьих- способность сосредотачиваться на определенном деле, для четвертых- простое желание  ребенка идти в школу.)

И каждый родитель по-своему прав!

 Опыт работы  показывает, что наибольшие трудности в первом классе  испытывают отнюдь не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний, умений и навыков, а те, у кого отсутствуют желание и привычка думать, навыки общения со сверстниками и взрослыми, самостоятельность,  умение правильно оценивать ситуацию и регулировать свое поведение.

Теперь ребёнок должен систематически и напряжённо работать, чётко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и требованиям школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.

Существует три компонента школьной готовности:

1.Физиологический

(физическое созревание организма, его устойчивость к нагрузкам, новому режиму. Детям, особенно у которых ослабленное здоровье, рекомендуется  укрепить свое здоровье, пройти курс лечения)

2.   Педагогический
( знания, умения, навыки- все, чему научили ребенка.)

3.   Психологический-

( совокупность особенностей развития и формирования ребенка)

Какой из трех компонентов наиболее важен при определении школьной готовности?

Оказывается, психологическая готовность является той базой, на которой педагог будет формировать знания, умения и навыки, что позволит избежать различных трудностей в школьной жизни ребенка.

Основными показателями психологической готовности к обучению являются 

1. Зрелость психических процессов

 (определенный уровень развития памяти, внимания, мышления и др.);

2.Эмоциональная готовность

(наличие у ребенка желания познавать новое, эмоциональная устойчивость),;

3. Наличие волевой регуляции поведения

 (умения подчиняться требованиям);

4. Сформированность навыков общения

(умение строить взаимоотношения в коллективе сверстников, со взрослыми).

Многие родители считают, что если ребенок посещает детский сад, значит, подготовку к школе он там получит. Конечно, дошкольное образование много делает в этом направлении, но видимый результат будет виден только от совместной работы- семьи и образовательного учреждения. В школе ребенку будет намного легче, если родители с первых дней сумеют стать для него помощником, наставником, а не контролером, критиком.

Помощь родителей  при  подготовке  ребенка  к школьному обучению.

  1. Использование общеразвивающих упражнений, которые полезны для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.
  2. Разучивайте  стихи, скороговорки и сочиняйте сказки.
  3. Учите запоминать различные предметы, их количество и расположение.
  4. Учите сравнивать различные предметы и явления.
  5. Используйте занятиями, которые развивают и укрепляют мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликация, игры с конструкторами типа LEGO .

Важно помнить

·        Занятия с ребенком  должны быть обоюдно добровольными.

·        Их длительность не должна превышать 30 минут.

·        Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.

·        Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер.

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

  1. Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
  2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
  3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.
  4. Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов.
  5. Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени.
  6. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам.
  7. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.
  8. После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха ( ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил.
  9. Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
  10. Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей.
  11. Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка.
  12. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.
  13. Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

ТЕСТ

"Готов ли ваш ребенок идти в школу?"

С помощью этого теста Вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».

1. Часто ли Ваш малыш заявляет о своем желании идти в школу?

2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книжки, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?

3. Вы считаете, что Ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?

4. Ваш ребенок общителен как с детьми так и со взрослыми?

5. Вы не уверены в том, что Ваш малыш способен хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?

6. Ваш ребенок ни минуты не может побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?

7.Игрушки и личные вещи Вашего ребенка всегда в беспорядке и Вы устали напоминать  ему, что нужно их убрать?

8. Умеет ли Ваш ребенок считать до двадцати и обратно?

9. Может ли Ваш ребенок сравнивать числа и предметы?

10. Способен ли Ваш малыш складывать и вычитать в пределах двадцати?

11.Знает ли он простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)?

  12.Умеет ли ребенок выделять существенные признаки в предметах (например, у птицы есть клюв, перья)?

13.Может ли Ваш ребенок объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туфли», «ботинки»)?

14.Сможет ли Ваш ребенок придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом(например, «жарко» — «холодно»)?

15. Умеет ли он составлять рассказ по 5-7 картинкам?

16. Знает ли Ваш малыш буквы и умеет ли он читать по слогам?

17. Ваш ребенок с трудом и без всякого удовольствия декламирует стихи и рассказывает сказки?

18. Верно ли, что Ваш(а) сын (дочь) недостаточно уверенно пользуется шариковой ручкой?

19. Ваш ребенок любит мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?

20. Ему доставляет удовольствие раскрашивать или рисовать?

21. Рисунки Вашего ребенка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?

22. Ваш ребенок без особого труда может собрать разрезанную на несколько частей картинку?

23. Может ли Ваш ребенок придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу, как связаны слова в образце (например, образец «дерево — ветки», к слову «книга» необходимо назвать слово «страницы»)?

  24. Вы считаете, что Ваш малыш нелюбознателен и плохо осведомлен?

 Соотнесите Ваши ответы с ключом.

 Если на вопросы  1,3,4,5,8,9,10,11,12,13,14,15,16,19, 20, 22, 23 ответили «да»,

 то начислите по 1 баллу за каждый ответ.

 Если на вопросы  2, 6, 7, 17, 18, 21, 24 ответили «нет»,  то начислите еще по 1 баллу за каждый ответ.  Подсчитайте общее количество баллов.

 Если оно составляет:

 20-24  балла, то поздравляем! Ваш ребенок готов к школе. Будьте уверены, что ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и к получению новых знаний.

 15-19  баллов, Вам следует уделить больше внимания своему малышу, содержание вопросов либо задания в них помогут Вам выбрать нужное направление работы с ребенком. Не отчаивайтесь, Ваш малыш почти готов, чтобы идти в школу.

 14-0 баллов, лучшим советом для Вас будет поговорка: «терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.