Непосредственно образовательная деятельность в ДОУ

Тихая Наталья Сергеевна

Конспекты непосредственно образовательной  деятельности в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого комплексного занятия в старшей группе "Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

Подготовила и провела

воспитатель старшей группы МКДОУ Д/с 7 с. Красное

Тихая Наталья Сергеевна

Тема:            Рассказывание русской народной сказки «У страха глаза велики».

Цели:                Учить детей пересказывать текст сказки последовательно, без   

                          пропусков и повторений,    выразительно передавая речь

                          персонажей; объяснять значение слов; дать  представление о

                          наперстке, колоде, подпечье.

                           Помочь понять содержание сказки; обратить внимание на   

                          необычное название     (это  пословица).  Понимать

                          эмоционально-образное содержание произведения.

                           Продолжать упражняться в образовании слов с суффиксами

                  оценки (уменьшительно- ласкательными и увеличительными).

                           Развивать зрительное и слуховое внимание — умение

                  рассматривать иллюстрации, узнавать   изображенных героев

                  сказки по контурному изображению; умение вслушиваться в речь

                  взрослого, отвечать на поставленный вопрос.

                           Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Предварительная работа: разучивание речевой разминки, слов   физминутки.

Оборудование: зайчик-игрушка, ширма,  «яблоня», картинки-схемы с героями- заменителями, яблоки-эмоции, подарки для детей, дорожка, озеро-обруч, напёрсток цветы, маски, плакат.

              Содержание организованной деятельности детей

1.Организация начала занятия.

«Спинка отдыхает» (шуточная тренировка, упражнение на расслабление)

                                           Я на коврике лежу,

                                          Прямо в потолок гляжу.

                                          Лежат ровно пяточки,

                                          Плечики, лопаточки.

                                          Спинка ровная, прямая.

                                          А могла бы быть кривая.

 

 

  - Ребята, давайте подойдём к нашему озеру, водичка так успокаивает.

1  (Звучит медленная, спокойная музыка. )

 Дети с воспитателем сидят на ковре, держась за руки, улыбаются друг другу.

- Посмотрите, какая сегодня замечательная погода, солнышко светит, птички поют, у всех отличное настроение. Давайте немножко отдохнём и настроимся на занятие.

Самомассаж лица

    

 Ручки растираем и  разогреваем,                                                                 

     И лицо теплом своим нежно умываем,

     Пальчики сгребают все плохие мысли.

     Ушки растираем сверху вниз мы быстро.

     Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

     А потом руками трогаем мы щёчки.

2. Вдруг все слышат какое-то шевеление за ширмой. (запись)

 - Что за странный звук?

 - Ой, ребята, кто это? (зайчик) Воспитатель берёт зайчика на руки, тот ему что-то шепчет на ушко.

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Ребята,  зайчик  только что мне сказал, что  он убежал из сказки и очень боится туда возвращаться. Говорит, что в сказке страшные охотники. Я вам предлагаю послушать сказку и узнать, чего же на самом деле испугался зайчик.

3. 3.Речевая разминка.( на фоне музыки «В гостях у сказки»)

- А чтобы попасть в сказку, надо взяться  за руки и чётко повторять  за мной волшебные слова:

         «Ра-ра-ра – в сказку нам идти пора,                                                 

           Ги-ги-ги – нам,  зайчонок,  помоги. (зайчонок первый )

- Отправляемся!                                      

 Большие ноги шли по дороге     (идут по дорожке)             

                                                 Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

                                                 Маленькие ножки

                                                 Бежали по дорожке

                                                 Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

(дети садятся на стульчики) 

4. Первичное знакомство со сказкой. Просмотр сказки.

 -Я предлагаю познакомиться с еще одной русской народной сказкой, которая называется «У страха глаза велики».                          Раз, два, три, четыре, пять –     

               Можно сказку начинать»

4.  (Прослушивание грамзаписи  с  видео)

5. Беседа по содержанию.

- Кто запомнил, как называется сказка? (У страха глаза велики.)

- Как вы понимаете название сказки? ( Когда человек пугается, у него на лице появляются  большие выпученные глаза).

Воспитатель предлагает упражнение «Говорящая мимика».

 

 

 

- Что такое мимика? (Движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние.)

-Что может выражать мимика лица? (Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду)

- Я буду называть эмоцию, а вы передайте ее с помощью мимики своего лица.(закрываем маской лицо)

Отрабатывается мимика следующих эмоций: радость, печаль, злость, страх.

-  Ребята, а название этой сказки ещё является  и пословицей «У страха глаза велики». Давайте произнесем ее хором.

-А теперь давайте разберемся, кто и чего  в этой сказке испугался.

- Вспомните, как начинается сказка.

-  Жили-были…

-  Совершенно верно, эта сказка начинается со слов, с которых начинаются многие русские народные сказки «жили-были», а теперь  мы вспомним, кто главные герои сказки.

  - Как называли бабушку? - Старушка.    

  - Как называли внучку? - Хохотушка.   

  - Как называли курочку? - Клохтушка. 

  - Как называли мышку? – Норушка       

Воспитатель демонстрирует детям первую схему.

- А чтобы вам было понятнее, я приготовила вам схемы-помощники.

- Посмотрите, большой кружок – это бабушка…

-  Куда герои ходили каждый день?   (За водой)

-  С чем они ходили за водой?         ( С ведрами)

-  Какие ведра были у бабушки, внучки,  курочки, мышки?…  (большие, поменьше, с огурчик, с наперсток)  показывают дети.

Воспитатель уточняет, что у курочки ведра сравниваются по размеру с огурчиком, а у мышки с наперстком (при этом  зайчик показывает наперсток и объясняет его истинное предназначение)

Воспитатель демонстрирует вторую схему.

- Откуда брала  воду бабушка?... (из колодца, колоды, лужицы, поросячьего следа)

Если дети затрудняются, воспитатель сам говорит, что из колоды, при этом поясняет, что колода - это старинный термин, который обозначает бревно с выдолбленной серединой, использующееся как корыто.

Воспитатель обращает внимание детей на прилагательное поросячий, но не свинячий.

Воспитатель демонстрирует следующую схему.

 

 

-  Ребята, кто запомнил, как в сказке названы герои одним словом? (Водоносы)

- Почему они так названы? ( Потому что каждый день носили воду)

-  В этот день водоносы донесли воду? ( Нет)

- Кто им помешал? (Зайка)

-  Где он сидел? (Под яблоней)

-  Как он помешал? (Зайке яблоко упало в лоб, он испугался и бросился под ноги водоносам)

-Давайте покажем.- А под яблонькой зайка сидел.(ушки показали) Налетел на яблоньку ветерок, (руками машут)яблоньку качнул, яблочко хлоп - и зайке в лоб!(по лбу хлопают))

Воспитатель демонстрирует следующую схему.

- Что произошло с водоносами?  ( Они побросали ведра и убежали домой)

- Куда спряталась бабушка? (на лавку)

- Куда спряталась внучка? (за бабушку)

-  Куда взлетела курочка? (на печку)

- Куда спряталась мышка? (под печку)

Воспитатель демонстрирует очередную схему.

-  Кто со страху померещился бабушке? (Медведище)

Воспитатель обращает внимание детей на ту форму слова, которая употреблена в сказке.

 -  Почему медведище сказано в сказке? (Потому что большущий медведь привиделся бабушке)

-   Кто привиделся внучке? (волк), курочке? (лиса), мышке? (котище)

Воспитатель демонстрирует схему.

-  Что произошло с зайчиком? (спрятался в лесу под кустом)

- Как вы думаете, что он испытал? (Страх)

-  Кто привиделся зайчику? (Четыре охотника)

-  Какова концовка сказки? ( У страха глаза велики: чего нет, и то видят)

Произносят хором.

6.  Физминутка.

-Давайте покажем, как это было, превратившись в главных героев.

             Покружитесь, покружитесь                                                                                          
             в героев сказки  превратитесь!

«Бабушка-старушка ведёрки взяла                             

И по воду пошла .   (еле-еле идут, охают)

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка.  (бегут, смеются, пищат)

А за ними бегом

Курочка с ведром.   (бегом, кудахчет :ко-ко-ко)

Воды набрали и

Домой зашагали».   (спокойно идут)

 

(Подходят к озеру ,черпают воду из озера и идут по дорожке назад)

-Давайте опять превратимся в ребяток.

                    Покружитесь, покружитесь
                    И в ребяток превратитесь!

5. 7. Повторное прослушивание сказки и пересказ по схемам.

-  Послушайте сказку еще раз, а затем предлагаю вам пересказать ее по схемам.

(на ковре)

 8.  Подведение итогов.

– Понравилось вам путешествие по сказке? Какие задания мы с вами выполняли? А что больше всего вам понравилось?

-  Чему вас научила эта сказка?

-  Если чего-то испугался, нужно подумать , а на самом ли деле это так страшно и преодолеть страх.

- Давайте подойдём к стене настроения. Выберите ту картинку, какое настроение у вас было на занятии. Переверните. Я очень рада, что у всех ребят хорошее настроение, и они выбрали именно те фрукты, о которых сегодня шла речь. Заинька, посмотри, сейчас ребята прикрепят фрукты к  дереву и они больше не упадут, и не испугают тебя.

(Зайчик что-то шепчет воспитателю на ушко)

 Ой, ребята, это ещё не всё, зайчик не хочет так просто с вами прощаться.

     Вот пенёк.
    А что внутри?
    Если хочешь,
                                    Посмотри! –            (
дети открывают и заглядывают)
                                                    Посмотрели детишки
             А в пенёчке - игрушки!

-Ребята, зайчик хочет подарить вам фигурки с изображением персонажей сказки. Они надеваются на пальчики.( показ)

6.  (запись «В гостях у сказки»)

– Вот и закончилось наше путешествие по сказке, надо возвращаться домой. Давайте встанем и повторим волшебные слова:

         «Ра-ра-ра – возвращаться нам пора»                                 

                     (дети идут в группу).