Коллегам

Седова Алла Валентиновна

Здоровьесберегающие технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка детский сад № 19

города Подольска Московской области

Консультация для педагогов по теме:

«Музыкальное сопровождение деятельности педагога и детей

в режимных моментах»

                                   

Подготовила

Музыкальный руководитель

                                                     Седова А.В.

2018г.

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на непосредственно образовательной деятельности и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фона совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса:

  • создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
  • развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
  • активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
  • переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
  • психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в непосредственно образовательную деятельность, должен ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном непосредственно образовательная деятельность определяется воспитателем.

Фоновую музыку можно использовать в режимных моментах. Бодрую, энергичную, ритмичную (марши) для проведения утренней зарядки.

Чтобы помочь ребенку успокоиться и расслабиться перед сном, нужно включать тихую, мелодичную, мягкую музыку (колыбельную музыку со звуками природы).

При проведении бодрящей гимнастики, чтобы помочь детям быстрее проснуться, прийти в активный жизненный ритм используется веселая, бодрая музыка (детские песни, русская народная музыка, марши).

Фоновая музыка должна звучать в каждой возрастной группе ежедневно не менее 30 минут.

Музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребёнку. Но взрослые часто не обращают внимание на то, в какой звуковой

среде растет и развивается ребенок, что совсем не безразлично для

развития его нервной системы. В результате у детей слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, дети предпочитают грубые шлягеры, которые слышат вокруг.

Дети не умеют петь, у них нет желания и умения слушать музыку и получать

от этого удовольствие; они не понимают, что с помощью звука можно выразить разные эмоции: радость, грусть, тревогу, любовь.        

        Музыка должна стать радостью повседневной жизни ребенка.

Самой простой и естественной формой вхождения музыки в жизнь детей является пение взрослых, которое включается в различные моменты жизни: колыбельные песни, потешки, приговорки и игры для развлечений; протяжные и лирические песни во время ручного труда, хороводные  - на прогулке, календарные – на праздниках.

        Музыка должна входить во все виды деятельности детей в повседневной жизни детского сада.

Мы с вами, воспитывая всесторонне и гармонично развитого ребенка, комплексно решаем задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные методы и технологии.

Итак:  В каких режимных моментах, по вашему мнению, может звучать музыка? (ответы педагогов)

- Утренний прием

-Утренняя гимнастика

- Вовлечение детей в образовательную деятельность

-НОД

- Подготовка ко сну (засыпание)

- Пробуждение (подъем)

- Закрепление песен, хороводов

- Музицирование в свободной деятельности

- Релаксация

- Повторение песен и хороводов

( Вместе с воспитателями определить, где режимные моменты, а где непосредственно образовательная деятельность)

Приведу примеры режимных моментов с привлечением в них музыки, не только инструментальной, в записи, но и пение без аккомпанемента воспитателем и вместе с детьми. Желательно чаще привлекать детей к пению помимо музыкальных занятий.

1. Утренняя зарядка.

        Во время проведения зарядки под музыку дети узнают музыкальные отрывки и делают определенные упражнения. Под марш у детей сразу улучшается осанка, они становятся собранными, четко выполняют все задания.

2. Занятия по рисованию, лепке, конструированию так же можно проводить с использованием музыки. Можно включать спокойную тихую музыку во время детской работы. Музыка настраивает на фантазию, успокаивает детей.

 Например, на занятиях по конструированию можно напеть песню «Паровоз», «Строим дом», «Самолет»

На занятиях по рисованию можно использовать песни «Осень», «Елочка», «Урожай собирай», «Песенка о весне», классическую музыку Чайковского, Вивальди из циклов «Времена года». и т.д.

3. Наблюдения на прогулке.

Дети лучше усваивают то, что наблюдают, если сопоставляют это со знакомой им песней.

Например, наблюдение за птицами -  «Птичка», «Зима прошла»;

за погодой – «Дует, Дует ветер», Дождик, дождик пуще..», «Солнышко лучистое» и т.д.

4. После сна тоже можно включать  спокойную тихую музыку, чтобы дети под нее спокойно просыпались, делали гимнастику и оделись .

        В другие режимные моменты, одевание на прогулку, сюжетно-ролевые игры в группе, можно петь с детьми песни по их желанию.

Можно предложить детям приносить диски  с их любимыми песнями или музыкой  для прослушивания в группе.

        Все это благотворно влияет на психику детей, на их развитие в плане музыкального образования.

Подбор музыкальных произведений

  1. В отличие от музыкальных занятий, использование музыки в группе организует воспитатель, консультируясь у музыкального руководителя.  

Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка. Всем известно, что диссонансы, возникающие при резко звучащих звуковых сочетаниях, приводят к психическому напряжению. Различное влияние на психическое состояние оказывает мажорная и минорная музыка. Существенное значение имеет ритм музыки, который по-разному влияет на различные функции организма, прежде всего, на дыхательную и сердечную деятельность. Поэтому:

Утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.(включать музыкальные примеры)

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Пробуждению детей после дневного сна поможет: тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

Поэтому нужно подбирать произведения музыкальной классики, которые несут в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребенку, и взрослому.

1.        Музыка должна быть фоновой, степень звучания «не громко». Музыка  не должна давить (на уши) и вызывать дискомфорт.

2.        В  детском саду музыка может звучать в течение всего дня. Но это не значит, что она должна звучать непрерывно. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей. 

3.        Музыку нужно подбирать с учетом возрастных особенностей. Количество музыки увеличиваться постепенно при переходе от одной возрастной группы к другой. 

     Классические произведения  в оригинальном исполнении лучше использовать в старшем возрасте. А для младшего и среднего возраста лучше подойдет стилизованная музыка, т.е. музыка, где аранжировка сделана специально для малышей. ( СD «Моцарт для малышей»)

 

( Раздать подборку музыкальных произведений для режимных моментов).

             Перечень музыкальных произведений фоновой музыки является примерным и может варьироваться  воспитателем с учетом его музыкального вкуса. 

Примерный перечень музыкальных произведений

 Музыка для свободной деятельности детей

И. Бах «Прелюдия» До мажор, «Шутка»

И. Брамс «Вальс»

А. Вивальди «Времена года»

Д. Кабалевский  «Клоуны», «Петя и волк»

В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»

М. Мусоргский «Картинки с выставки»

П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Ф. Шопен «Вальсы»

И. Штраус «Вальсы»

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение)

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

И. Брамс. «Венгерский танец № 7».

А. Дворжак. «Славянский танец № 2».

Ф. Лист. «Венгерские рапсодии».

В. Моцарт. «Маленькая ночная серенада».

Э. Григ. «Утро».

И.-С. Бах. «Шутка».

И. Штраус. «Весенние голоса».

Ф. Шопен. «Прелюдии».

Б. Монти. «Чардаш».

Успокаивающая (умиротворяющая)

Ф. Шопен. Прелюдия ми минор.

Т. Альбиони. Адажио для органа и струнных.

М. Глинка. «Жаворонок».

А. Лядов. «Музыкальная табакерка».

К. Сен-Санс. «Лебедь».

Ф. Шуберт. «Серенада».

П. Чайковский. «Вальс цветов».

Ф. Шуберт. «Вечерняя серенада».

И. Брамс. «Вальс № 3».

К. Дебюсси. «Облака».

А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета.

К.-В. Глюк. «Мелодия» из оперы "Орфей и Эвридика".

В.-А. Моцарт. «Реквием».

Р. Шуман. «Детские сцены», «Грезы».

Г.-Ф. Гендель. «Музыка на воде».

Музыка для пробуждения после дневного сна

Л. Боккерини  «Менуэт».

Э. Григ «Утро».

Лютневая музыка ХYII века.

Ф. Мендельсон  «Песня без слов».

В. Моцарт  «Сонаты».

М. Мусоргский «Рассвет на Москва-реке».

К. Сен-Санс  «Аквариум».

П. Чайковский «Вальс цветов», «Зимнее утро», «Песня жаворонка», « Шестая симфония», 3-я часть.

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Ф. Шопен. «Прелюдия» 1, опус 28.

М.И. Глинка. «Камаринская».

В.-А. Моцарт. «Турецкое рондо».

Релаксирующая (расслабляющая)

К. Дебюсси. «Облака» .

К. Дебюсси. «Лунный свет».

А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета.

К.-В. Глюк. «Мелодия».

 К.-В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».

В.-А. Моцарт. «Реквием».

К. Сен-Санс. «Карнавал животных»,  « Лебедь».

Ф. Шуберт. "Вечерняя серенада», «Аве Мария».

И. Брамс. «Вальс № 3».

Р. Шуман. «Детские сцены», «Грезы».

Г.-Ф. Гендель. «Музыка на воде».

Т.Альбиони «Адажио».

Л. Бетховен  «Лунная соната».

Э. Григ  «Песня Сольвейг».

Н. Римский-Корсаков  «Море».

П. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс».

Ф. Шопен  «Ноктюрн соль минор».

Активизирующая (возбуждающая)

П.  Чайковский. «Шестая симфония"», 3-я часть.

Л. Бетховен. "Увертюра Эдмонд".

В.-А. Моцарт. "Турецкий марш".

Ф. Шопен. "Прелюдия 1, опус 28".

М. Глинка. "Камаринская".

В.-А. Моцарт. "Турецкое рондо"

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности)

И. – С. Бах. "Ария".

А. Вивальди. "Времена года".

С. Прокофьев. "Марш".

Ф. Шуберт. "Музыкальный момент".

В.-А. Моцарт. "Гроза".

В.-А. Моцарт. Симфония № 40.

Д. Шостакович. Прелюдия и фуга фа минор.

П.Чайковский. "Времена года"

  • Детские песни В. Шаинского, А.Рыбникова, Г. Гладкова, Е.Крылатова,  Г.Струве, современных авторов,
  • музыка из мультфильмов и детских фильмов,
  • классическая музыка в обработке для малышей,
  • колыбельные,
  • звуки природы ( ручей, море, птицы, дельфины).

Вывод:  Влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников. Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приведет к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, сами смогут определять момент перехода от одного вида деятельности к другому. В наших силах помочь детям достичь состояния психологического комфорта.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика

Методики дыхательной гимнастики по К. П. Бутейко,  А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.

От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и умственная деятельность.

Особенности дыхания детей

Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребёнок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при этом и без того узкие ходы становятся еще уже, и ребенку становится трудно дышать.

Жизненная емкость легких тем меньше, чем меньше ребенок, а потребность в кислороде велика, поэтому ребенок часто и поверхностно дышит. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений необходимо включать дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи:

-повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закаленности и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;

При составлении комплексов дыхательной гимнастики учитывается:

-эффективность каждого упражнения для закаливания и оздоровления детей в условиях дошкольного учреждения;

-доступную степень сложности упражнений для детей разного возраста;

-степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры.

С целью систематического использования дыхательные упражнения они включены в комплексы оздоровительной гимнастики после сна, утреннею гимнастику и физкультурных занятий.

Огромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей.

Техника выполнения дыхательных упражнений.

В основу методики проведения занятий положено применение специальных статических и динамических дыхательных упражнений Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлиненным и усиленным выдохом на фоне общеукрепляющих и общеразвивающих физических упражнений. Этого можно достичь с произнесением гласных звуков (а-а-а, у-у-у, о-о-о), шипящих согласных(ж и ш) и сочетаний звуков(ах, ух, фу). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.).

Помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, уменьшается риск заболевания.

Занятия рекомендуется проводить в облегченной одежде, при температуре воздуха не выше 17-20 градусов. Продолжительность занятий  от 10-12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий. Занятия могут проводиться педагогом, инструктором, воспитателем или медицинским работником дошкольного учреждения.

Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения упражнений.

Комплексы дыхательной гимнастики

Комплекс № 1. Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

-куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

-какая часть тела приходит в движение при вдохе и  выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

-какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

-какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох или спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой);

-тихое, неслышное дыхание или шумное.

Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 3-5 раз.

Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.

Подыши одной ноздрёй

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.

1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).

2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». 3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.

Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя. Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1.Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, -живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2.Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4—10раз.

Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

1.Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2.На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Повторить 6-10 раз.

Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах.

Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз.

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3.  Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

Примечание. Упражнение не только великолепно очищает, вентилирует легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.

Радуга, обними меня

Цель: та же.

Исходное положение - стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунд.

3.  Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.

Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

Комплекс  2.

Цель данного комплекса: укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие.

Все упражнения комплекса выполняются стоя или в движении.

Подыши одной ноздрей

Повторить упражнение «Подыши одной ноздрей» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Ежик

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.

Губы «трубкой»

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2.Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3.Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4.Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.Повторить 4-6 раз.

Ушки

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный. Повторить 4-5 раз.

Пускаем мыльные пузыри

1.При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2.Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3.Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

4.Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

Язык «трубкой»

1.Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

2.Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.

3.Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза -3-5 секунд.

4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос. Повторить 4-8 раз.

Насос

1.Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2.Выполнять наклоны вперед- вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

3.Выдох произвольный. Повторить 3-4 раза.

Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.

Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.

При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.

Повторить 3-5 раз.

Дышим тихо, спокойно и плавно

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой.

Комплекс 3.

Проводится в игровой форме.

Ветер на планете

Повторить упражнение «Насос» из комплекса № 1.

Планета «Сат-Нам»-отзовись! (йоговское дыхание)

Цель. Учить детей укреплять мышечный тонус всего туловища и всей дыхательной мускулатуры.

Исходное положение - сидя ягодицами на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, спина выпрямлена, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных, переплетены, а указательные пальцы соединены и выпрямлены вверх, как стрела.

После слов «Планета, отзовись!» дети начинают петь « Сат - нам».

Повторить 3-5 раз.

Примечание. «Сат» произносить резко, как свист, поджимая живот к позвоночному столбу -это резкий выдох.«Нам» произносить мягко, расслабляя мышцы живота - это небольшой вдох.

Цикл дыхания: выдох «сат» - пауза - вдох «нам». С произнесением «сат» напрягаются мышцы туловища: ноги, ягодицы, живот, грудь, плечи, руки, пальцы рук и ног, мышцы лица и шеи; «нам» - все расслабляется.

Упражнение выполняется в медленном темпе. После того как дети 6-8 раз произнесут «Сат-нам», взрослый говорит: «Позывные принял!»

На планете дышится тихо, спокойно и плавно

Повторить упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно» из комплекса № 1, но с меньшей дозировкой с целью расслабления мышечного тонуса.

Инопланетяне

Цель: та же, что и в упражнениях «Дышим тихо, спокойно и плавно», «Планета «Сат-нам» - отзовись!»

Разница в выполнении: напряжение мышц на вдохе, а расслабление на выдохе.

Исходное положение - 3-4 раза из положения лежа на спине, 3-4 раза стоя. Упражнение выполняется под словесное сопровождение, например: «Инопланетяне просыпаются, напрягаются» и т. д.

1.Спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот, грудную клетку.

2. Медленно и плавно выполнять вдох, заполняя полностью легкие.

3.Задержать дыхание, напрягая все мышцы и мысленно проговаривая: «Я сильный (ая )».

4.Спокойно выдохнуть воздух через нос с расслаблением мышц.

Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

Все три комплекса связаны между собой по степени увеличения физической нагрузки на определенные мышцы дыхательной системы и по технике выполнения.

В первом комплексе больше внимания уделяется типам дыхания - успокаивающе-восстановляющему и очистительному (упражнения выполняются без особого напряжения мышц).

Второй комплекс направлен на укрепление носоглотки, верхних дыхательных путей и легких с напряжением тонуса определенных групп мышц.

Третий комплекс в основном направлен на укрепление мышечного тонуса всей дыхательной системы.

Все три комплекса необходимо чередовать в течение одной или двух недель, т. е. каждый комплекс проводить по 2-3 дня. (При разучивании каждого комплекса количество дней можно увеличить.)

Можно комплексы варьировать: например, весь комплекс, но с меньшей дозировкой в упражнениях, или по 3-4 упражнения из разных комплексов, но с сохранением дозировки.

Младшие дошкольники выполняют все дыхательные упражнения с меньшей дозировкой и в упрощенной форме, с постепенным усложнением.

Отдельные  упражнения   включены  в  данные комплексы можно  использовать в качестве профилактики от простудных заболеваний, особенно в холодное время года.

Комплексы можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы   выполнения.  Дети  одного   возраста  развиваются   по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения,  строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей.

Комплекс дыхательных упражнений.

Младшая группа.

Упражнение № 1. «Перекличка животных».

Между детьми распределяются роли различных животных и птиц. Дети должны, услышав от ведущего название своего животного, на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание. Игра оживляется, если ведущий старается запутать играющих: называет животное, а смотрит на ребенка, исполняющего совсем другую роль. Внимание направлено на длительность и четкость звучания согласных и гласных звуков.

Упражнение № 2. «Трубач».

Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая, их друг перед другом. На выдохе медленно дуют в “трубу”. Инструктор хвалит тех, кто дольше всех сумел дуть в “трубу”.

Упражнение № 3. «Топор».

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены, и пальцы рук сцеплены “замком”. Быстро поднять руки -вдох, наклониться вперед, медленно опуская “тяжелый топор”, произнести - ух! - на длительном выдохе.

Упражнение № 4. «Ворона».

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести: кар!

Упражнение № 5. «Гуси».

Дети сидят. Кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвезти локти назад, на длительном выдохе произнести: га. Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение - вдох. На выдохе произнести га, гы.

Комплекс дыхательных упражнений.

Средняя группа.

Упражнение № 1. «Поиграем животиками».

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

В положении лежа на спине, дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают - при этом животик надувается, затем выдыхают -животик втягивается. Чтобы упражнение стало еще интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку. Когда ребенок дохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз - как будто она качается на качелях. Второй вариант. В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение № 2. «Узнай по запаху».

Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.

Дети по очереди нюхают, например цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребенка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребенок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок. Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребенка положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание.

Упражнение № 3. «Носик и ротик поучим дышать».

Цель: дифференциация вдоха и выдоха через нос и рот, развитие внимания.

Ребенок учится контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами. Сначала ребенок выполняет вдох носом и выдох носом (2-4 раза), показывая указательным пальчиком до носа; а, вдыхая ртом, подносит ладонь ко рту, но не дотрагивается, а лишь тактильно контролирует, выходящую изо рта воздушную струю. Второй вариант. Аналогично проводятся упражнения: вдох ртом - выдох ртом (ко рту подносится ладошка) и вдох ртом - выдох носом (при вдохе ребенок открывает рот, а при выдохе закрывает и показывает на нос указательным пальчиком).

Упражнение № 4. « Загони мяч в ворота».

Цель: выработка длительного, сильного, целенаправленного выдоха, развитие глазомера. Взрослый показывает детям, как нужно подуть на “мяч”, чтобы загнать его в игрушечные ворота. Дети по очереди выполняют игровое упражнение. Побеждает тот, кто сумел отправить “мяч” в ворота с одного выдоха.

Упражнение № 5. «Погудим».

Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.

Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырек, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-“ветерок” быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключение упражнения все дети дуют одновременно. При обыгрывании упражнения можно предложить малышам несколько вариантов, когда гудение может означать сигнал парохода, паровоза или завывание ветра. Можно использовать пузырек в качестве музыкального инструмента, заставляя его гудеть по сигналу педагога во время исполнения специально подобранной музыки.

Комплекс дыхательных упражнений.

Старшая группа.

Упражнение № 1. «Дышим по разному».

Исходное положение - сидя на стуле прямо или стоя:

Вдох и выдох через нос (вдох быстрый, не очень глубокий, выдох продолжительный).

Вдох через нос, выдох через рот.

Вдох через рот, выдох через нос.

Вдох и выдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

Вдох через одну половину носа, выдох через другую (попеременно).

Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.

Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.

Вдох через нос, выдох через нос толчками.

Упражнение №2. «Свеча».

Тренировка медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи. Внимание на живот. Медленно дуйте на “пламя”. Оно отклоняется, постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении.

Вместо свечи можно взять полоску бумаги шириной 2-3 см. и длиной 10 см. Положите левую ладонь между грудной клеткой и животом, в правую возьмите полоску бумаги, используя её как свечу, и дуйте на нее спокойно, медленно и равномерно. Бумажка отклонится, если выдох ровный, то она будет до конца выдоха находиться в отклоненном положении. Обратите внимание на движение диафрагмы - левая ладонь во время выдоха как бы “медленно погружается”. Повторите 2-3 раза.

Упражнение № 3. «Упрямая свеча».

Тренировка интенсивного сильного выдоха. Представьте себе свечу большого размера, вы понимаете, что её вам трудно будет погасить, а сделать это обязательно надо. Сделайте вдох, задержите на секунду дыхание и дуньте на свечу, пламя отклонилось, но не погасло. Еще сильнее дуньте, еще сильнее. Еще!

Чувствуете ладонью движения диафрагмы? Чувствуете, как подтянулся низ живота? Это упражнение дает возможность ощутить активные движения диафрагмы и мышц живота. Повторите 2-3 раза.

Упражнение № 4. «Погасит 3,4,5,6,…10 свечей».

На одном выдохе “погасите” 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. С помощью статических и динамических дыхательных упражнений тренируются брюшные мышцы и мышцы диафрагмы. Эти упражнения можно использовать в комплексе утренней зарядки.

Упражнение № 5. «Танец живота».

Верхнюю часть туловища наклоните вперед под углом 45 градусов, а руки положите на поясницу большими пальцами вперед. Смотрите перед собой, спина прямая, плечи развернуты. Исполнение - одновременно с выдохом на п-ффф втягивается живот, затем рефлекторно происходит вдох, живот выдвигается вперед. Повторите 3-5 раз.

Тренировочные упражнения для развития межреберных дыхательных мышц. Напомним, что от того, как развиты межреберные дыхательные мышцы, зависит наполнение воздухом средней части легких.

Комплекс дыхательных упражнений.

Подготовительная группа.

Упражнение № 1. «Душистая роза».

Исходное положение - стоя, внимание сосредоточьте на ребрах. Положите ладони на ребра по обе стороны грудной клетки. Исполнение - представьте, что вы нюхаете душистую розу. Медленно вдохните через нос - заметим, как ребра грудной клетки раздвинулись. Вы это почувствовали ладонями, а теперь выдохните, ребра опустились и ладони тоже. Живот и плечи при этом остаются неподвижными. Помните, что все внимание - только на ребрах, так как вы хотите натренировать межреберные мышцы. Вдохи должны быть неглубокими, но полными. Повторите 3-4 раза.

Упражнение № 2. «Выдох- вдох».

Исходное положение - стоя или сидя на стуле. Исполнение - после энергичного выдоха на п-ффф поднять руки, завести их за голову и отклониться назад, делая вдох, затем, делая наклон вперед, достать пол и мысленно считать до 15 - это вдох.

Упражнение № 3. «Поющие звуки».

Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю.

Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.

Упражнение № 4. «Птица».

Исходное положение стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. На счет раз поднять руки через стороны вверх - вдох, задержать дыхание на один счет, после этого медленно опустить руки через стороны - выдох на протяжном звуке п-ф-ф-ф,- сссс. Повторение 2 раза.

Упражнение № 5. «Весёлые шаги».

Ходьба по комнате или на свежем воздухе. Делаем на один шаг вдох, задержка на один счет, на 4 шага выдох. Через каждые 2-3 дня увеличивайте продолжительность выдоха на 1 счет. Чтобы через 1 месяц научиться делать выдох на 10-15 шагов.

«Гимнастика для мозга»

Регулярные тренировки в замедленном дыхании являются хорошим средством для повышения силы защитных механизмов, предохраняющих мозг от недостаточного кровоснабжения. Защемление и задержка дыхания, сопровождающаяся снижением кислорода и повышением углекислоты в крови, приводит в действие соответствующие механизмы, включая рефлекторное расширение сосудов и увеличение мозгового кровотока. Речевое, диафрагмально-реберное дыхание, при котором вдох короткий, а выдох длительный (1:15; 1:20) как раз и тренирует эти защитные механизмы, тем самым, играя физиологическую роль в повышении умственной работоспособности.

Комплекс упражнений

Упражнение № 1. «Наклоны вперед».

Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки поднять над головой. Сделать спокойный вдох и выдох, затем, задержав дыхание, наклоняйтесь, доставая руками пол. Сделайте несколько (5-7) наклонов, пока не возникает ощущение нехватки воздуха, после чего примите исходное положение, сделайте вдох и выдох, снова задержите дыхание, затем еще раз повторите наклоны туловища. После выполнения - спокойная ходьба, не задерживая дыхания. Повторите упражнение 2 раза.

Упражнение № 2. «Приседания».

То же, что и в первом упражнении, только вместо наклона туловища делается приседание. Повторяйте 2 раза.

Упражнение № 3. «Прямой маятник».

Качание туловища вперед - назад. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки на 30 градусов, спина прямая. Резкое “торможение” и быстрый наклон назад, резкое “торможение” и снова наклон вперед, и так 15-20 раз. Дыхание произвольное. Движения выполняются непрерывно.

Упражнение № 4. «Боковой маятник».

Качание туловищем из стороны в сторону. Исходное положение - стоя. Ноги вместе, руки на поясе. Быстро наклонить туловище влево, резко остановиться, наклонить туловище вправо - резкое торможение, и так 15-20 раз. Движение выполняется непрерывно, дыхание не задерживается.

Постоянство и систематичность - необходимое условие при постановке диафрагмального дыхания. Делать дыхательные упражнения дети должны осмысленно, а не механически.



Предварительный просмотр:

Пошла коза по лесу.

Пошла Коза по лесу, по лесу, по лесу,

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем,

Головкой покачаем, качаем, качаем,

И снова начинаем, начинаем, начинаем.

Дети строят круг, выбирается Коза. Коза выходит в центр круга, остальные дети изображают «лес». Дети поют припевку: «Пошла Коза по лесу, по лесу, по лесу…….». Коза ставит на голове «рожки» и выполняет движения по тексту. К концу припевки в кругу оказываются 2 ребенка, они становятся «козами». Игра продолжается с двумя «козами», затем с четырьмя и до тех пор, пока все дети не будут выбраны. Когда все дети стали «козами», вместо слов «и снова начинаем» поют «и больше не играем».

Дударь.

Дударь, Дударь, Дударище!

Старый, старый старичище!

Его под колоду, его под сырую,

Его под гнилую!

 Дударь, Дударь, что болит?

Дети строят круг, в центре круга лежит или сидит «Дударь». Дети идут по кругу и поют: «Дударь, Дударь, Дударище…….». На вопрос: «Дударь, Дударь, что болит?», Дударь отвечает, к примеру, «голова». Дети берутся за голову соседа и идут по кругу, держась рукой за голову соседа – лечат Дударя – и поют припевку. На следующий вопрос Дударь называет другую часть тела, которая у него болит и т.д. В конце игры Дударь говорит «все, вылечился я, ничего не болит». Игра заканчивается.

Яша.

Сиди, сиди, Яша,

Под ракитовым кустом.

Грызи, грызи, Яша,

Орешки калёные,

Милому дарёные.

(говорком)

Чок, чок, пятачок,

Вставай, Яша, дурачок.

Где твоя невеста?

В чём она одета?

Как её зовут?

И откуда привезут?

В круг ставят «Яшу» с завязанными глазами. Хоровод движется по кругу и поет. На словах «Чок, чок, пятачок» один из хоровода раскручивает «Яшу», а на последних словах «И откуда привезут?» хоровод замолкает, а «Яша» идет вперед. Кто ему попадается, того он и должен опознать. Если узнал, то водящим становится этот играющий.


Как у дедушки Егора.

Как у дедушки Егора

Было семеро детей.

Они не пили, не ели,

Всё на дедушку глядели,

Дружно делали вот так!

Дети строят круг, выбирается «дедушка Егор». «Дедушка» выходит в центр круга, дети идут по кругу и поют припевку. После слов «дружно делали вот так» «дедушка Егор» показывает какое-либо движение, все дети его повторяют. По окончании музыки, «дедушка Егор» выбирает того ребенка, который лучше всех повторял движение, и этот ребенок становится «дедушкой Егором» (если выбрана девочка, можно петь «Как у тетушки Арины было семеро детей……»).

Я по улку шла.

Я по улку шла, переулку шла,

Клубок ниточек нашла.

Клубок катится, нитка тянется.

Клубок дале, дале, дале,

Нитка доле, доле, доле.

Я за ниточку бралась,

Тонка нить оборвалась.

Дети ходят кругом и поют. Затем круг разрывается и один из последних играющих начинает крутиться вокруг себя. Вся цепочка детей завивается вокруг него «клубком». Когда клубок закрутился полностью, все дети поднимают руки, не расцепляя их, а стоящий в середине выпутывается из «клубка», проходя под воротами и вытягивая всех остальных. Игра повторяется снова.

Грошки.

Чичары, чичары,

Собирайтесь, гончары!

По кусту, по насту,

По лебедю горазду, вон!

Дети «горшки» садятся в кружок, «хозяева» становятся за каждым горшком. Водящий изображает «покупателя». Он подходит к одному из «хозяев» и завязывается диалог:

- Здорово, хозяин!

- Здорово, покупатель!

- Почем горшок?

- По …. Рублей.

- А что так дорого?  Видишь, трещина!

Далее «покупатель» и «хозяин» торгуются. Покупатель сбивает цену, ища изъяны, а «хозяин» расхваливает горшок. Если они не сходятся в цене, «покупатель» идет к другому «хозяину», если сходятся – то оба говорят: «Давай сговор!» или «Ладно, покупаю твой горшок!», становятся позади «горшка», берутся за правые руки. Все поют припевку. На слово «вон!» оба бегут в разные стороны по кругу. Кто первый дотронется до «горшка», тот и становится его «хозяином», другой игрок становится «покупателем». Игра повторяется.

Тетёрка.

Тетёра шла, моховая шла,

По камушкам да по веточкам.

Сама прошла и детей провела,

Самого лучшего гусёночка оставила!

Из играющих детей выбирается «тетерка» и «ловушка». Остальные дети становятся «гусятами». «Ловушку» образуют двое детей, взявшись за руки и подняв их . «Гусята» встают за «тетёркой», держась за плечи друг друга. Все поют припевку, «тетёрка» проводит «гусят» через «ловушку». После слов «самого лучшего гусёночка оставила» «ловушка» закрывается. Пойманный «гусёнок» становится «ловушкой». Игра повторяется, пока не переловят всех «гусят».

Редька.

Уж, ты, редька моя,

Редька соженая, замороженая.

Редьку черви точили,

Девки бабу волочили.

Выбираются «бабка», «дед», остальные дети – «грядка редьки». «Грядка» сидит на полу (на коврике) в затылок друг другу, держась за пояс сидящего впереди. «Грядка» раскачивается вправо-влево в такт звучащей припевки. «Бабка» в это время ходит вокруг грядки, изображая полив, рыхление, прополку и т.п. Появляется «Дед» и начинает выпрашивать у «Бабки» редьку. Та долго не соглашается отдать редьку под разными предлогами: «самой мало», «не созрела ещё», «ленивым не подает» и т.п. Но каждый раз «Дед» становится настойчивее и в конце концов сам решается вытянуть редьку – вытаскивать за руки впереди сидящего. Дети стараются удержать друг друга. Кого «Дед»вытянет, забирает себе. И так игра продолжается, пока «Дед» не вытянет всю редьку.

Кривой петух.

(говорком)

- Кривой петух, на чём стоишь?

- На иголочках!

- А как тебе не колко?

- А я на подковочках!

(поют)

Ступай в кут!

Там блины пекут,

Там блины пекут ,

Тебе блин дадут!

(петух топает 3 раза)

- Кто там? - Тарас!

Лови нас, не открывая глаз!

Выбирается «Петух», которому завязывают глаза. Дети встают перед ним и начинают диалог с пением. После заключительных слов дети бегают вокруг «петуха», хлопая в ладоши. Петух пытается поймать кого-нибудь. Пойманный становится «петухом». (Вариант: «петух» целует пойманного под слова «Целуйтеся! Раз, два, три!»).

Ходи в пекло, ходи в рай.

Ходи в пекло, ходи в рай.

Ходи в дедушкин сарай.

Там и пиво, там и мёд.

Там наш дедушка живёт.

Дети встают парами друг за другом, пары берутся за руки, поднимая их вверх. Один человек водящий. Он ныряет в «ручеёк» и выбирает себе пару. Для этого он берёт выбранного человека за руку и проводит через весь ручеёк, вставая с ним в конце. Оставшийся без пары играющий – водит. Он идёт в начало ручейка выбирать себе новую пару. Так «ручеёк» движется, пока не дойдет до определённого места.

Я золотце хороню.

Я золотце хороню,

Перхораниваю.

Моё золотце пропало,

В чисто полюшко  Запало.

Играющие садятся полукругом и складывают ладони «лодочкой». Водящий держит в сложенных ладонях кольцо и под пение кладет кольцо каждому. Но по-настоящему он положит кольцо только одному. Если играет много детей, песню можно повторять несколько раз. Когда водящий обойдет всех детей, он произносит «Колечко, колечко, выйди на крылечко!». Игрок с кольцом должен выскочить в центр полукруга. Если сумеет выскочить, то становится «водой». Если не сумеет – «вода» остается прежний. Игра продолжается.

Коршун.

Коршун, коршун колесом,

Твои дети за лесом

Пить, есть просят,

Работать не могут.

Я их накормила,

Я их напоила,

Спать уложила,

Рогожей накрыла.

(говорком)

- Коршун, коршун, чего роешь?

- Ямку рою.

- Зачем тебе ямка?

- Денежку ищу.

- Зачем тебе денежка?

- Иголочку купить.

- Зачем тебе иголочка?

- Мешок сшить.

- Зачем тебе мешок?

- Цыплят ловить!

Выбирается «коршун» и «курочка». Остальные дети становятся «цыплятами». «Коршун» салится на корточки и «роет ямку». «Цыплята» встают за «курочкой», держась за плечи (или пояс). «Курочка» под пение водит «цыплят» вокруг «коршуна». По окончании пения все останавливаются и разыгрывается диалог. После слов «цыплят ловить» «коршун» пытается поймать последнего в ряду цыпленка, «курочка», раскрыв руки - «крылья» - пытается защитить «цыплят». Пойманного «цыпленка» «коршун» забирает себе. Игра продолжается, пока «коршун» не переловит всех «цыплят».

Золотые ворота.

Золотые ворота:

Проходите,  господа.

Перва мать пройдёт,

Всех детей проведёт.

Первый раз прощается,

Второй  запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

Двое водящих детей образуют «ворота». Водящие придумывают по секрету себе имена: солнце – луна, дуб – береза и т.д. Под пение остальные дети пробегают цепочкой под воротами. На слова «Не пропустим вас!» водящие опускают руки. Тому, кто попался на ухо задают вопрос: «Что выбираешь, солнце или луну?». Кого пойманный назвал за того он и встает. Игра продолжается, пока всех не поймают. Таким образом за каждым водящим стоит цепочка детей. В цепочках все крепко держатся друг за друга и начинается перетяжка. Чья цепочка разорвалась или кого перетянули, тот и проиграл.

Горелки.

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят.

(говорком)

Раз, два – не воронь!

Беги, как огонь!

Вариант 1: Дети стоят парами друг за другом. Водящий стоит перед первой парой, спиной к ней, расставив руки в стороны. На слова «беги, как огонь!» последняя пара, разомкнув руки, бежит наперегонки. Кто первый дотронется до руки водящего, берет его в пару, встав впереди всех пар. Опоздавший становится «водой».

Вариант 2: Дети стоят парами друг за другом. Водящий стоит перед первой парой, спиной к ней. На слова «беги, как огонь!» последняя пара, разомкнув руки, бежит так, чтобы «вода» не осалил их, пока они не соединятся. Водящий должен осалить кого-нибудь из бегущих. Кого осалил, тот становится «водой». Водящий встает в пару с другим игроком впереди всех пар.  Игра продолжается с новым «водой».

Бабка Ёжка.

Бабка Ёжка,

Костяная ножка.

Кашу варила,

И нас потом ловила!

Из играющих выбирается «Бабка Ёжка», остальные – дети. Это игра театрализованная, развивающая фантазию. Баба Яга сидит в избушке и варит кашу, помешивая её веточкой. Один из детей предлагает пойти подразнить Бабку Ёжку. Дети идут стайкой, встают перед Бабкой Ёжкой и поют припевку.  По окончании припевки Бабка Ёжка грозит детям и бежит их догонять. Кого осалит веточкой, того забирает к себе в избушку. Оставшиеся дети идут выручать своих друзей. Подойдя  к избушке, дети начинают просить отпустить детишек. Баба Яга требует выкуп (что-либо сделать). Если выкуп отдан, Яга отпускает детей. Но дети идут снова дразнить Бабу Ягу, и при повторной игре первый осаленный веточкой ребенок становится новой «Бабкой Ёжкой».

Бояре.

Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила!

Молодые, нам вот эта мила!

Бояре, она дурочка у нас,

Молодые, она дурочка у нас!

Бояре, а мы выучим её,

Молодые, а мы выучим её!

Бояре, а чем будете учить?

Молодые, а чем будете учить?

Бояре, а мы пряничка дадим,

Молодые, а мы пряничка дадим!

Бояре, у ней зубки болят,

Молодые, у ней зубки болят!

Бояре, а мы к доктору сведем,

Молодые, а мы к доктору сведём!

Бояре, она доктора боится,

Молодые, она доктора боится!

Бояре, не валяйте дурака,

Отдавайте нам невесту навсегда!

Дети становятся в две шеренги лицом друг к другу - «стенка на стенку». Договариваются, кто будет сватать невесту, а кто – отдавать. Под пение поочередно одна шеренга движется ко второй и обратно. Первая шеренга – сваты – выбирают невесту, вторая шеренга – хозяева – отдают невесту. После слов «отдавайте нам невесту навсегда», выбранная «невеста» должна разбежаться и прорвать шеренгу сватов. Если прорывает, остается «дома», нет – переходит к сватам.

Селезень.

Селезень утку загонял,

Молодой, серу загонял.

Ходи, утица, домой,

Ходи, серая, домой.

У тя семеро детей,

Восьмой селезень,

А девятая – сама,

Поцелуй разок меня.

Играющие стоят кругом. В центре «уточка». За кругом – «селезень». Хоровод идет по кругу и поет песню. После окончания песни «селезень» должен поймать «уточку». Хоровод мешает «селезню», поднимая и опуская руки. «Уточку» хоровод пропускает. «Селезень», догнав «утку», под слова «ура-ура-ура-за, целоваться три раза целует «уточку» (можно обнять или поздороваться за руку).

Садился наш Яшенька.

Садился наш Яшенька

На дубовый стульчик.

Ладу, ладу, ладу,

На дубовый стульчик.

Соскочил наш Яшенька

На резвые ножки.

Ладу, ладу, ладу,

На резвые ножки.

В центре хоровода (или полукруга) стоят два стула, спинками друг к другу. На одном из них сидит парень. Хоровод поёт песню, а парень в кругу выполняет действия в соответствии с текстом песни. Выбрав девушку их хоровода, он сажает её на стул, сам садится на другой, спиной к девушке. Хоровод, закончив петь, декламирует: «Раз, два, судьба!». Сидящие на стульях должны повернуть голову. Если повернули голову в одну сторону – целуются, если в разные – пожимают друг другу руки. Далее девушка садится на стул, и игра начинается снова. В тексте песни желательно обращаться к сидящим по именам садился Серёженька, садилася Оленька и т.д.



Предварительный просмотр:

Играем в оркестр

1.Кто играет на лугу

https://www.youtube.com/watch?time_continue=5&v=PWkRlqAM_x8&feature=emb_logo 

2.Весёлый огород

 https://www.youtube.com/watch?time_continue=8&v=-PhSR83abGw&feature=emb_logo 

3.Оркестр под ёлочкой

https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=tmYs0fP3Obg&feature=emb_logo 

4.Добрый мастер

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=yOPDUOR_yx4&feature=emb_logo 

5.Мамин день

https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=ij0lOwADKjk&feature=emb_logo