10 класс

Ващинникова Людмила Александровна

10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ростовская область, Обливский район, х. Солонецкий

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Солонецкая  средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Солонецкой СОШ

Приказ от ____________________№____  

_____________________Е.В.Григорьева.

                                                                                     

                      Рабочая программа

           

             По информатике

             Среднее общее образование, 11 класс

             Количество часов - 68

  Учитель: Ващинникова Людмила Александровна

 Программа разработана на основе Федерального                   Государственного стандарта, программы основного общего образования по информатике Н.Д. Угринович, БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012

        Пояснительная записка

Программа по информатике и ИКТ для 10 класса составлена на основе:

  1. Программы по информатике для 10 класса (профильный уровень); автор: Угринович Н. Д. (Методическое пособие для учителей. / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2012).
  2. Программы по информатике для 10 класса (базовый уровень); автор: Угринович Н. Д. (Методическое пособие для учителей. / Н.Д. Угринович – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2012).
  3. Методическое пособие «Информатика и ИКТ» 8-11/; автор: Угринович Н. Д. (Методическое пособие для учителей. / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2012).
  4. Примерной программы курса информатики.
  5. Стандарта общего образования по «Информатики и ИКТ»;
  6. Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением стандартов по «Информатике и ИКТ».

Изучение информатики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению правовых и этических норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В старшей школе предметная область информатики изучается на более глубоком базовом уровне. Это уже уровень профессионального использования компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы в освоенных на предыдущем уровне обучения программных средах. При этом организация учебной и познавательной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения проектов.

Задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников: освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности. социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так. например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию: передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия: создавать, реатизовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников: освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности. социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Ряд важных понятий и видов деятельности курса формируется вне зависимости от средств информационных технологий, некоторые - в комбинации «безмашинных» и «электронных» сред. Так. например, понятие «информация» первоначально вводится безотносительно к технологической среде, но сразу получает подкрепление в практической работе по записи изображения и звука. Вслед за этим идут практические вопросы обработки информации на компьютере, обогащаются представления учащихся о различных видах информационных объектов (текстах, графики и пр.).

После знакомства с информационными технологиями обработки текстовой и графической информации в явной форме возникает еще одно важное понятие информатики - дискретизация. К этому моменту учащиеся уже достаточно подготовлены к усвоению общей идеи о дискретном представлении информации и описании (моделировании) окружающего нас мира. Динамические таблицы и базы данных как компьютерные инструменты, требующие относительно высокого уровня подготовки уже для начала работы с ними, рассматриваются во второй части курса.

Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются формальные языки блок-схем и структурного программирования. С самого начала работа с алгоритмами поддерживается компьютером.

Важное понятие информационной модели рассматривается в контексте компьютерного моделирования и используется при анализе различных объектов и процессов.

Понятия управления и обратной связи вводятся в контексте работы с компьютером, но переносятся и в более широкий контекст социальных, технологических и биологических систем.

В последних разделах курса изучаются телекоммуникационные технологии и технологи коллективной проектной деятельности с применением ИКТ.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию: передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия: создавать, реатизовывать и корректировать планы.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов - интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа рассчитана в 10 классе на 70 часов (общее время по 2 часа в неделю).

Требования к уровню полготовки по итогам изучения Информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:

знать/понимать

  • виды информационных процессов: примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации:

  • программный принцип работы компьютера:
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации: скорость передачи информации;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдение соответствующих правовых и этических норм.

Формы организации учебного процесса         

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-30 мин, и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 15-40 минут.

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы. 

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

 Содержание учебного материала

1. Введение в информатику – 2 ч

Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей. Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации. Кодирование числовой информации.

2. Информационные технологии – 33 ч

Текстовые редакторы и текстовые процессоры. Назначение и функциональные возможности текстового процессора.

Редактирование и ввод текста. Орфографическая проверка документа. Форматирование символов, абзацев, страниц. Вставка специальных символов, формул, изображений. Таблицы. Графические возможности текстового процессора. Гипертекст. Программы оптического распознавания документа.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Редактирование рисунков изображений. Форматы графических файлов.

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Представление чисел в компьютере.

Компьютерные презентации. Дизайн презентаций и макеты слайдов. Переходы между слайдами с помощью кнопок и гиперссылок. Добавление в презентацию звуковых и видеофайлов.

Практические работы:

  • Кодировки русских букв
  • Создание и форматирование документа
  • Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика
  • Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа
  • Кодирование графической информации
  • Растровая графика
  • Трехмерная векторная графика
  • Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
  • Создание флэш-анимации
  • Создание и редактирование оцифрованного звука
  • Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство» компьютера»
  • Разработка презентации «история развития ВТ»
  • Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
  • Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
  • Построение диаграмм различных типов

3. Коммуникационные технологии – 26 ч

Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Знакомство с инструментальными средствами создания Web-сайтов. Форматирование текста и размещение графики. Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта.

Практические работы:

  • Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети
  • Создание подключения к Интернету
  • Подключение к Интернету и определение IP-адреса
  • Настройка браузера
  • Работа с электронной почтой
  • Общение в реальном времени в глобальных и локальных компьютерных сетях
  • Работа с файловыми архивами
  • Геоинформационные системы в Интернете
  • Поиск в Интернете
  • Заказ в Интернет-магазине
  • Разработка сайта с использованием Web-редактора

4. Повторение — 9 ч


Календарно-тематическое планирование 10 класс

п/п

Наименование раздела

программы

Тема урока

(этап проектной или исследовательской

деятельности)

Тип урока (форма и вид деятельности

обучающихся,

форма

занятий)

Элементы

содержания

Требования к

уровню

подготовки

обучающихся

(результат)

Вид

контроля.

Измерители

Д/з

Дата

проведения

1/1

Введение

Правила поведения на уроке информатика. Информация и информационные процессы

повторение

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения информации.

Уметь рассчитывать количество информации.

Приводить примеры информационных процессов в живой, неживой природе и технике.

поэлементный контроль

2/1

Введение

Решение задач на определение количества информации

повторение

Количество информации, единицы измерения.

Определять информационный объем сообщения алфавитным и содержательным методом.

кратковременная самостоятельная работа

3/2

Информационные технологии

Кодирование текстовой информации

изучение нового материала

Количество информации, двоичное кодирование информации в компьютере. Кодировки знаков, кодовые таблицы.

Знать, как кодируется информация в компьютере, формулу определения количества информации, различные кодировки знаков.

фронтальный опрос

4/2

Информационные технологии

Пр.1.1. Кодирование русских букв

практическая работа

Кодировки знаков, кодовые таблицы.

Уметь кодировать символы русского алфавита в различных кодировках (Windows, MS-DOS, ISO, Unicode, КОИ-8)

поэлементный контроль

5/2

Информационные технологии

Создание документов в текстовых редакторах

изучение нового материала

Текст как информационный объект. Текстовые редакторы. Текст как информационный объект. Создание и редактирование документов. Форматы текстовых файлов.

Знать интерфейс, основные инструменты и команды текстового редактора.

Уметь создавать, сохранять и печатать документы.

тест

6/2

Информационные технологии

Форматирование документов в текстовых редакторах

изучение нового материала

Параметры страницы. Структурные элементы текста. Форматирование параметров текста.

Иметь представление о форматировании текста.

тест

7/2

Информационные технологии

Пр.1.2. Создание и форматирование документа

практическая работа

Форматирование текста

Уметь форматировать текст по заданным параметрам и в различных текстовых процессорах.

поэлементный контроль

8/2

Информационные технологии

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов

изучение нового материала

Интерфейс, основные инструменты компьютерных словарей и систем машинного перевода текстов.

Знать интерфейс, основные инструменты и команды компьютерных словарей.

фронтальный опрос

9/2

Информационные технологии

Пр.1.3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика

практическая работа

Онлрйновый компьютерный словарь.

Уметь использовать онлайновые компьютерные словари для перевода текстов, использовать различных направлений перевода.

поэлементный контроль

10/2

Системы оптического распознавания документов

изучение нового материала

Системы оптического распознавания документов, форм.

Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате. Уметь сохранить документ и вывести на печать.

фронтальный опрос

11/2

Информационные технологии

Пр.1.4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа

практическая работа

Сканирование и распознавание документа.

Уметь отсканировать «бумажный» документ и преобразовывать его в электронный, использовать различные параметры сканирования.

поэлементный контроль

12/2

Информационные технологии

Контрольная работа №1 «Кодирование и обработка текстовой информации»

контрольная работа

Основные приемы обработки текстовой информации.

Уметь создавать структурированный текст, используя базовые возможности текстового процессора.

Тест

13/2

Информационные технологии

Кодирование графической информации

изучение нового материала

Пиксель, растр, разрешающая способность, глубина цвета, графически режимы монитора, видеопамять, графические редакторы, форматы графических файлов.

Находить информационный объем графического изображения, находить соответствие между глубиной цвета и количеством отображаемых цветов.

Области применения компьютерной графики.

фронтальный опрос

14/2

Информационные технологии

Пр.1.5. Кодирование графической информации

практическая работа

Разрешение экрана в dpi.

Уметь устанавливать различное разрешение экрана монитора.

поэлементный контроль

15/2

Информационные технологии

Растровая графика

изучение нового материала

Основные понятия растровой графики, форматы файлов, применение растровой графики.

Знать основные характеристики растровой графики.

тест

16/2

Информационные технологии

Пр.1.6. Растровая графика

практическая работа

Графические редакторы, форматы графических файлов.

Осуществлять геометрические преобразования в растровом графическом редакторе, сохранять графические изображения в различных форматах.

поэлементный контроль

17/2

Информационные технологии

Векторная графика

изучение нового материала

Основные понятия векторной графики, форматы файлов, применение векторной графики.

Знать основные характеристики векторной графики.

тест

18/2

Информационные технологии

Пр.1.7. Трехмерная векторная графика

практическая работа

Создание трехмерной графики в различных графических редакторах.

Создавать трехмерные тела, устанавливать различные параметры трехмерных изображений

поэлементный контроль

19/2

Информационные технологии

Пр.1.8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС

практическая работа

Системы компьютерного черчения, основные чертежные объекты

Уметь строить основные чертежные объекты

поэлементный контроль

20/2

Информационные технологии

Пр.1.9. Создание флэш-анимации

практическая работа

Флэш-анимация, параметры, алгоритм создания.

Уметь создавать флэш-анимацию.

поэлементный контроль

21/2

Информационные технологии

Контрольная работа №2 «Кодирование графической информации»

контрольная работа

Основные приемы обработки графической информации.

Уметь создавать изображения, используя базовые возможности растрового и векторного редакторов.

тест

22/2

Информационные технологии

Кодирование звуковой информации.

изучение нового материала

Аналоговая, дискретная форма, дискретизация, пространственная дискретизация. Временная дискретизация звука.

Понимать принцип представления звуковой информации в памяти компьютера. Понимать зависимость объема памяти от глубины кодирования и частоты дискретизации..

фронтальный опрос

23/2

Информационные технологии

Пр.1.10. Создание и редактирование оцифрованного звука

практическая работа

Интенсивность, частота, громкость звука; частота дискретизации, глубина кодирования звука.

Знать характеристики, влияющие на качество оцифрованного звука.

поэлементный контроль

24/2

Информационные технологии

Компьютерные презентации

изучение нового материала

Презентация, слайд, запуск презентации

Понимать назначение программ подготовки презентаций. Называть основные информационные объекты, которые можно поместить на слайд. Знать порядок создания гиперссылок

тест

25/2

Информационные технологии

Пр.1.11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»

практическая работа

Презентация, слайд, запуск презентации

Создавать интерактивную мультимедийную презентацию.

поэлементный контроль

26/2

Информационные технологии

Пр.1.12. Разработка презентации «История развития ВТ»

практическая работа

Презентация, слайд, запуск презентации

Создавать интерактивную мультимедийную презентацию.

поэлементный контроль

27/2

Информационные технологии

Представление числовой информации с помощью систем счисления

изучение нового материала

Представление числовой информации в различных системах счисления.

Знать способы представления числовой информации в различных системах счисления. Знать особенности позиционных и непозиционных систем счисления.

фронтальный опрос

28/2

Информационные технологии

 Пр.1.13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью Калькулятора

практическая работа

Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

Уметь переводить числа из одной системы счисления  в другую; выполнять арифметические вычисления в различных системах счисления.

поэлементный контроль

29/2

Информационные технологии

Электронные таблицы

изучение нового материала

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.

Знать назначение и функции электронных таблиц. Иметь представление об элементах электронных таблиц. Уметь вводить данные и изменять данные в готовой таблице.

тест

30/2

Информационные технологии

Пр.1.14. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

практическая работа

Абсолютные и относительные ссылки.

Уметь, используя адресацию в таблице, задавать абсолютные и относительные ссылки.

поэлементный контроль

31/2

Информационные технологии

Пр.1.16. Стандартные функции

практическая работа

Встроенные функции. Ввод математических формул и вычисление по ним.

Уметь вводить математические формулы, содержащие функции, используя встроенные в табличные процессор функции.

поэлементный контроль

32/2

Информационные технологии

Пр.1.17. Условная функция

практическая работа

Операции И, ИЛИ, НЕ, функция ЕСЛИ.

Знать особенности записи логических выражений и условной функции в электронных таблицах. Уметь применять для решения задач.

поэлементный контроль

33/2

Информационные технологии

Построение диаграмм и графиков

изучение нового материала

Диаграмма, типы диаграмм. Ряды данных и категории.

Знать основные типы и параметры диаграмм.

фронтальный опрос

34/2

Информационные технологии

Пр.1.15. Построение диаграмм различных типов

практическая работа

Диаграмма, типы диаграмм. Ряды данных и категории.

Строить диаграммы различных типов, уметь изменять параметры диаграмм. Уметь табулировать функцию и строить ее график.

поэлементный контроль

35/2

Информационные технологии

Контрольная работа №3 «Кодирование числовой информации»

контрольная работа

Основные приемы обработки числовой информации.

Применять навыки обработки числовых данных, форматирования таблиц и построения диаграмм в среде табличного процессора.

тест

36/3

Коммуникационные технологии

Локальные компьютерные сети

изучение нового материала

Передача информации, источник, приемник, информационный канал, пропускная способность канала, локальная сеть, топология сети.

Называть основную характеристику передачи информации — пропускную способность. Понимать назначение локальной сети. Знать различные топологии сети и их отличия.

тест

37/3

Коммуникационные технологии

Пр.2.1 Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети

практическая работа

Общий доступ в локальной компьютерной сети.

Предоставлять общий доступ к принтеру в локальной сети компьютерного класса.

поэлементный контроль

38/3

Коммуникационные технологии

Глобальная компьютерная сеть Интернет

изучение нового материала

Глобальная Сеть. Сервер. Провайдер. Сайт.

История «Интернет». Знать аппаратную и программную организацию глобальной сети. Иметь представление о способах подключения к Интернет, достоинства и недостатки. Основных интернет-провайдеров города.

фронтальный опрос

39/3

Коммуникационные технологии

Подключение к Интернету

изучение нового материала

Аппаратное и программное обеспечение интернет-подключения, способы подключения.

Определять оптимальный тип подключения в зависимости от аппаратного подключения и точек доступа.

фронтальный опрос

40/3

Коммуникационные технологии

Пр.2.2. Создание подключения к Интернету

практическая работа

Типы подключения к Интернету.

Уметь настраивать соединение и подключение к Интернет.

поэлементный контроль

41/3

Коммуникационные технологии

Пр.2.3. Подключение к Интернету и определение IP-адреса

практическая работа

IP-адрес, доменная система имен, маршрутизация.

Понимать принцип адресации компьютеров в Интернете (IP-адрес, доменное имя). Знать некоторые имена доменов верхнего уровня. Понимать назначение протокола передачи данных.

поэлементный контроль

42/3

Коммуникационные технологии

Всемирная паутина

изучение нового материала

Всемирная паутина, адрес Web-страницы, браузеры.

Иметь представление об информационных ресурсах, предоставляемых сетью Интернет.

Понимать назначение WWW и способы доступа к web-ресурсам сети Интернет.

фронтальный опрос

43/3

Коммуникационные технологии

Пр.2.4. Настройка браузера

практическая работа

Параметры настройки браузера.

Производить настройку браузера.

поэлементный контроль

44/3

Электронная почта

изучение нового материала

Электронная почта, почтовый сервер.

Знать правила переписки по электронной почте. Уметь создавать почтовый ящик, создавать и отправлять сообщение, делать приложения к письмам.

фронтальный опрос

45/3

Коммуникационные технологии

Пр.2.5. Работа с электронной почтой

практическая работа

Учетная запись,  создание, отправки и получение сообщения.

Уметь создавать почтовый ящик, создавать и отправлять сообщение, делать приложения к письмам.

поэлементный контроль

46/3

Коммуникационные технологии

Общение в Интернете в реальном времени

Интерактивное общение, мобильная связь.

Знать какие формы общения существуют в реальном вреени.

фронтальный опрос

47/3

Коммуникационные технологии

Пр.2.6. Общение в реальном времени в глобальной и локальной компьютерных сетях

практическая работа

Обмен текстовыми сообщениями, аудио и видеообщение, интернет-телефония.

Уметь организовать коммуникацию с помощью форумов, чатов, телеконференций.

поэлементный контроль

48/3

Коммуникационные технологии

Файловые архивы

изучение нового материала

Сервер файлового архива, менеджеры загрузки, FTP-клиент.

Уметь сохранять для индивидуального использования информационные объекты из Интернет и ссылки на них.

Уметь создавать и распаковывать архив.

фронтальный опрос

49/3

Коммуникационные технологии

Пр.2.7.Работа с файловыми архивами

практическая работа

Сервер файлового архива, менеджеры загрузки, FTP-клиент.

Производить загрузку файла и передачу их с локального компьютера на удаленный сервер.

поэлементный контроль

50/3

Коммуникационные технологии

Интернет-вещание

изучение нового материала

Технологии Интернет-вещания.

Способы передачи данных.

фронтальный опрос

51/3

Коммуникационные технологии

Геоинформационные системы в Интернете

изучение нового материала

Типы и назначение геоинформационных систем в Интернете.

Знать основные отличия  и приемущества различных типов ГИС.

фронтальный опрос

52/3

Коммуникационные технологии

Пр.2.8. Геоинформационные системы в Интернете

практическая работа

Интерактивные карты.

Использовать ГИС для поиска объекта.

поэлементный контроль

53/3

Коммуникационные технологии

Поиск информации в Интернете

изучение нового материала

Поиск по ключевым словам, поиск в каталогах, поиск с использованием специализированной системы поиска файлов.

Уметь делать простые и составные запросы, использовать специализированные системы поиска файлов.

тест

54/3

Коммуникационные технологии

Пр.2.9. Поиск в Интернете

практическая работа

Поиск по ключевым словам, поиск в каталогах, поиск с использованием специализированной системы поиска файлов.

Уметь делать простые и составные запросы, использовать специализированные системы поиска файлов.

поэлементный контроль

55/3

Коммуникационные технологии

Электронная коммерция в Интернете

изучение нового материала

Формы электронной коммерции.

Знать основные характеристики форм электронной коммерции.

фронтальный опрос

56/3

Коммуникационные технологии

Пр.2.10. Заказ в Интернет-магазине

практическая работа

Интернет-магазин.

Делать заказ в интернет-магазине.

поэлементный контроль

57/3

Коммуникационные технологии

Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете

изучение нового материала

Электронные библиотеки, энциклопедии, переводчики, словари.

Уметь использовать онлайновые библиотеки, словари, переводчики и энциклопедии.

фронтальный опрос

58/3

Коммуникационные технологии

Основы языка разметки гипертекста

изучение нового материала

Html-код, web-сраница, тэги языка.

Назначение тэгов.

тест

59/3

Коммуникационные технологии

Пр.2.11. Разработка сайта с использованием web-редактора

практическая работа

Таблица тэгов.

Создавай простой html-код web-страницы.

поэлементный контроль

60/3

Коммуникационные технологии

Разработка сайта с использованием web-редактора (продолжение)

изучение нового материала

Таблица тэгов.

Создавай простой html-код web-страницы.

поэлементный контроль

61/3

Коммуникационные технологии

Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии»

контрольная работа

Основные понятия по теме

Знать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети, осуществлять поиск информации в Интернете.

тест

62/4

Повторение.

Информация и ее кодирование

обобщение и повторение

Количество информации. Двоичное кодирование.

Определять информационный объем сообщения алфавитным и содержательным методом. Понимать принцип двоичного кодирования различных видов информации.

тест

63/4

Повторение.

Системы счисления

обобщение и повторение

Система счисления, основание, алгоритм перевода чисел, двоичная арифметика.

Иметь представление о системах счисления и двоичном представлении информации в памяти компьютера, уметь выполнять арифметические действия в позиционных системах счисления.

тест

64/4

Повторение.

Технология обработки графической, текстовой и звуковой  информации

обобщение и повторение

Основные приемы обработки текстовой информации. Основные приемы обработки графической информации.

Применять навыки обработки числовых данных в среде табличного процессора.

Применять навыки обработки графической данных в среде растровых и векторных графических редакторов. Использование мультимедийных приложений.

тест

65/4

Повторение.

Обработка числовой информации

обобщение и повторение

Основные приемы обработки числовой информации.

Применять навыки обработки числовых данных в среде табличного процессора.

тест

66/4

Повторение.

Принципы

организации и функционинирования компьютерных

сетей, адресации в сети

обобщение и повторение

Аппаратные и программные средства организации и функционирования сети.

Знать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, адресации в сети, осуществлять поиск информации в Интернете.

тест

67-70/4

Повторение.

Поиск информации в Интернете

обобщение и повторение

Поиск по ключевым словам, поиск в каталогах, поиск с использованием специализированной системы поиска файлов.

Уметь делать простые и составные запросы, использовать специализированные системы поиска файлов.

тест

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Учащиеся должны

знать/понимать 

  • объяснять различные подходы к определению понятия "информация";
  • различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;
  • знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, компьютерных сетей;

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности. 

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)

  1. Угринович Н. Д. Информатика: Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Практикум по информатике и информационным технологиям / под ред. Н. Д. Угриновича. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  3. Угринович Н. Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  4. Задачник-практикум по информатике в 2-х частях: Учебное пособие для средней школы / Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.

Аппаратные средства

  1. мультимедийные компьютеры,
  2. локальная сеть;
  3. мультимедиа проектор;
  4. принтер;
  5. сканер;
  6. телекоммуникационный блок.

Программные средства:

  1. операционная система;
  2. файловый менеджер;
  3. геоинформационная система;
  4. почтовый клиент;
  5. браузер;
  6. программа интерактивного общения;
  7. редактор web-страниц;
  8. растровый графический редактор;
  9. векторный графический редактор;
  10. система автоматизированного проектирования;
  11. звуковой редактор;
  12. видеоредактор;
  13. текстовый процессор;
  14. программа создания публикаций;
  15. табличный процессор;
  16. ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/);
  17. материалы авторской мастерской Н. Д. Угриновича (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/).

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя; отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя; отсутствие ответа.

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена.

Согласовано

Протокол заседания методического совета МБОУ Солонецкой СОШ от ______________________2015 год № ______________Н.И. Кошенская

Согласовано

Заместитель директора по УВР ______________________Н.И. Кошенская

_______  ______________________ 2015 год