Мои выступления

Дзюба Ирина Викторовна

Выступления с докладами на заседаниях ШМО, РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogi_realizatsii_fgos_noo.docx40.96 КБ

Предварительный просмотр:

ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МКОУ «КИРОВСКАЯ СОШ»

                                                          Дзюба И.В.-руководитель ШМО

                                                                                       учителей начальных классов

                                                                                       МКОУ «Кировская СОШ»

        2016 г.

 Начальная школа является составной частью системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны приобщать детей к творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющую находить эффективные способы решения проблем, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.  

        Включение личности в непрерывное образование актуализирует умение оперативно обновлять имеющиеся представления о жизни, выбирать в информационном потоке нужные знания.

  1 сентября 2011года наша школа, как и все школы района,  перешла на работу по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. С этого момента вопросов стало возникать еще больше.  В целом по результатам первых  лет можно отметить следующее:

   - С введением новых ФГОС сохранилась преемственность между стандартами первого и второго поколения, которая определяется единством содержания. Так же как и в стандартах первого поколения обоснованы такие умения, без которых выпускник начальной школы не сможет продолжить обучение на следующей ступени образования. Стандарт  поддерживает традиции существующего начального обучения, но расставляет иные акценты и ориентируется на иные приоритеты.

    Изменилась позиция педагогов: педагоги на практике увидели насколько подходы, описанные в стандартах, действительно, создают условия для развития ребенка;

Многие подходы, описанные в стандартах и раньше очень активно использовались в педагогической практике, но сейчас это складывается в четкую, целенаправленную систему по всем направлениям образовательного процесса: и в части достижения планируемых результатов в освоении учебных программ, и в области духовно- нравственного развития, в создании здоровьесберегающей среды, в направлении взаимодействия с родителями и общественностью.

Достоинством стандартов второго поколения можно считать то, что его разработчики попытались представить результат освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования тремя группами требований к результатам освоения: личностными, метапредметными и предметными.  

Считаем, что эффективность ФГОС  зависит прежде всего от того, как школа подготовилась к работе по этим стандартам.

 Работа по новому Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования была начата с изучения пакета нормативно-правовых документов, а также анализа финансово-экономического, материально-технического обеспечения, информационной среды и кадрового потенциала образовательного учреждения.

    В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация была подготовлена в полном объёме. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников, внесены изменения в Устав, разработаны локальные акты, утвержден список учебников и учебных пособий (УМК),  соответствующих требованиям ФГОС. Определена и описана оптимальная для образовательного учреждения модель организации внеурочной деятельности обучающихся, включая направления и внутренние для ее реализации ресурсы.

    Большую роль в реализации ФГОС играют Материально-технические условия. На данный момент все рабочие места учителей автоматизированы интерактивными средствами обучения, все компьютеры учителей Кировской школы подключены к сети Интернет.

Все классы обеспечены комплектами демонстрационных таблиц и схем. В школе отремонтированы и оснащены столовая, медицинский  кабинет.

Пополнили библиотечный фонд базовыми документами и дополнительными материалами для решения вопросов новых госстандартов. Сейчас в фонде школьной библиотеки имеется медиатека, в которой есть электронные пособия, имеется набор дисков по различным областям знаний для младших школьников, игры на развитие памяти и логики. Библиотечный фонд включает учебную и художественную литературу, необходимую для ведения образовательной деятельности в рамках ФГОС.

    На наш взгляд, создание одних условий мало. Особое внимание было уделено вопросам повышения квалификации педагогических кадров  и  методическому сопровождению процесса перехода на ФГОС. Прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами  все педагоги начальных классов. Повышение квалификации-это и самообразование педагогов, стремление идти в ногу со временем. Предъявляемые требования побудили педагогов освоить интерактивные технологии. Все педагоги используют в работе интерактивные технологии. Практически все учителя имеют свой собственный сайт.

В целях повышения компетентности педагогов были организованы семинары, круглые столы, заседания РМО и ШМО, где педагоги имели возможность обмениваться опытом, более детально изучать различные аспекты внедрения ФГООС, выступали с докладами, учились новым подходам в обучении. Учителя нашей школы в основном сумели перестроиться на новый лад. Подтверждением этому служат мастер- классы, открытые уроки и занятия по внеурочной деятельности, проводимые в рамках семинаров и заседаний РМО учителей начальных классов.

  Так, в рамках заседания РМО были даны открытые уроки: (слайд)

урок

Тема урока

класс

ФИО учителя

1

Обучение грамоте

Согласные звуки /г,г*/, буквы Г,г

1

Дзюба И.В.

2

Лит. чтение

Русская народная сказка «Два мороза»

2

Дуюнова О.С.

3

Русский язык

Падежные окончания имен существительных

4

Хоктина С.В.

4

Окружающий мир

Органы чувств

3

Дуюнова Т.А,

В рамках заседания ШМО были также даны открытые уроки всеми педагогами нашей школы и структурных подразделений.( слайд)

урок

Тема урока

класс

ФИО учителя

1

ИЗО

Мастер украшеня. Украшаем елку

2

Дзюба И.В.

2

Лит. чтение

« Великие русские писатели-обобщение»;

3

Дуюнова О.С.

3

Русский язык

«Заглавная буква Ш»

1

Хоктина С.В.

4

Окружающий мир

«Жизнь луга»

4

Дуюнова Т.А,

5

математика

«Особые случаи умножения»

3

Евгеденова В.Г

6

математика

«Умножение на числа, оканчивающиеся нулями»

4

Немяшева Д.А.-

математика

 «Деление нуля на число»

3

Михайлова Т.П

литературное чтение

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Юницкая М.Н

математика

 «Закрепление по теме: Умножение на единицу».

3

Цих Л.С

Уроки педагогов служат прекрасным образцом отвечающего современным требованиям урока. Педагоги используют на уроках во всеоружии такие новые приёмы, как:

  1. Постановка проблемного вопроса.
  2.  Создание проблемной ситуации.  
  3. Репродуктивные задания (вспомни, выполни, повтори).
  4. Мыслительные задания (сравни, разбей на группы, выдели «лишнее»).
  5. Прием «актуальность» (связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать знания в жизни).
  6. Анализ жизненных ситуаций.
  7. Создание ситуации спора, дискуссии, выбора.
  8. Применение групповых и индивидуальных методов;
  9. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля;
  10.  Организация творческой работы;
  11. Устранение затруднений самостоятельно;
  12. Оценка деятельности (самооценка, оценка деятельности товарищей);
  13. Проведение рефлексии на каждом уроке.

        На уроках  педагоги умело создают психологический положительный настрой на успешную работу, используя  ИКТ- технологии, дифференцированное обучение, технологию развития критического мышления. В основе обучения лежит системно-деятельностный подход. Педагоги направляет деятельность учащихся, развивая навыки самостоятельной работы. Основная работа на уроках направлена на формирование УУД.

В Стандарте второго поколения прописаны требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы начального общего образования. Учителями начальных классов была проделана большая  работа по разработке данных программ. Следует отметить, что не все педагоги сразу внесли новшество в свои программы, не все сразу получилось. Но, так как всё приходит с опытом, поэтому, программы с каждым годом совершенствуются, становятся более приближены к нужным параметрам. На данный момент рабочие программы написаны по новым направлениям и разделам работы, с учетом УУД, деятельности учителя и учащегося. Была оказана помощь в разработке программ молодым специалистам. Неоднократно проводились заседания ШМО, где педагоги школы и структурных подразделений(малокомплектных школ) разрабатывали программы, с учетом всех требований ФГОС.

  В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа реализуется и через внеурочную деятельность. Для учащихся 1 классов на внеурочную деятельность отведено 8 часов , 2-4 классов – 10 часов.  Внеурочная деятельность в школе организуется по следующим  направлениям развития личности  (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе ,через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, "круглые столы", конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования.  На слайде представлена внеурочная деятельность в Кировской СОШ. Надо отметить, что не сразу удалось наладить работу в этой области. Педагогам необходимо было разработать рабочие программы. В ходе работы мы пришли к выводу, что необходима преемственность и в этом направлении реализации ФГОС. На заседаниях ШМО  педагоги обсуждали различные программы, спорили, приводили доводы и принимали решения. В результате внеурочная деятельность в школе реализуются следующими курсами:

Внеурочная деятельность 1 класс.  Дуюнова Т.А.

п/п

Направления внеурочной деятельности

Название курса

Кол-во

часов

1.

Общеинтеллектуальное

«Эрудит»

2 часа

2.

Духовно-нравственное

«Учимся общаться»

2 часа

3.

Социальное

««В мире танца»

1 час

4.

Спортивно-оздоровительное

«Подвижные игры

1 час

«Моё здоровье»

1 час

5.

Общекультурное

«Весёлые нотки»

1 час

ИТОГО:

8 часов

Внеурочная деятельность 2 кл

п/п

Направления внеурочной деятельности

Название курса

Кол-во

часов

1.

Общеинтеллектуальное

«Эрудит»

1 часа

Информатика

1

2.

Духовно-нравственное

«В гостях у сказки»

2 часа

3.

Социальное

«Экономика. Первые шаги.»

1 час

4.

Спортивно-оздоровительное

«Здоровейка»

2 часа

«Шахматы»

1 час

5

Общекультурное

«В мире танца»

2 часа

ИТОГО:

10 часов

Внеурочная деятельность 3 класс.  Дзюба И.В.

п/п

Направления внеурочной деятельности

Название курса

Кол-во

часов

1.

Общеинтеллектуальное

«Эрудит»

2 часа

информатика

1

2.

Духовно-нравственное

«В гостях у сказки»

2 часа

3.

Социальное

«Экономика. Первые шаги.»

1 час

4.

Спортивно-оздоровительное

«Здоровейка»

2 часа

«Шахматы»

1 час

5.

Общекультурное

«Волшебная кисть»

1 час

ИТОГО:

10 часов

Внеурочная деятельность 4 класс.  Дуюнова О.С.

п/п

Направления внеурочной деятельности

Название курса

Кол-во

часов

1.

Общеинтеллектуальное

«Эрудит»

2 часа

информатика

1 час

2.

Духовно-нравственное

«В мире танца»

2 часа

3.

Социальное

«Юный патриот»

1 час

4.

Спортивно-оздоровительное

«Тропинка к здоровью»

2 часа

«Шахматы»

1 час

5.

Общекультурное

«В гостях у сказки»

1 час

ИТОГО:

10 часов

В плане реализации санитарно-гигиенических требований должны быть  созданы условия для работы в режиме продленного дня,  которые включают  двухразовое горячее питание. Надо отметить, что в нашей школе учащиеся начальных классов на 100% охвачены горячим питанием.

   Правильная организации внеурочной деятельности дает возможность не только всесторонне развивать учащихся, но и позволяет выявить интересы учащихся, помочь им в овладении школьной программой, в подготовке к различным конкурсам, олимпиадам. (из опыта работы-слайды). Хочу отметить, что учащиеся нашей школы стали активнее участвовать в различных мероприятиях. Каждое направление внеурочной деятельности имеет выход. Так. Кружки «В мире танца», «Веселые нотки» дают возможность детям раскрыть свои творческие возможности не только в пределах класса и школы, но и поселка. Наши учащиеся являются активными участниками поселковых мероприятий, ежегодно участвуют в благотворительных концертах посвященных Дню Победы. В 2014-15 уч.году учащиеся 3 класса заняли 2 место в районном конкурсе «Зажги звезду».                                                    

Курсы «Здоровейка» и «Подвижные игры» позволяют развивать физическую подготовку учащихся. Так наши ученики имеют призовые места в спортивных соревнованиях.

ФИ ученика

Класс

Название конкурса

место

ФИО учителя

Цуканов Иван

1

Кросс «Золотая осень»

2

Хоктина С.В.

ЮницкаяЮстина

1

Кросс «Золотая осень»

2

Хоктина С.В.

Давашкин Денис

1

Кросс «Золотая осень»

3

Хоктина С.В.

Медведева Юлианна

4

Кросс «Золотая осень»

2

Дуюнова О.С.

В рамках кружка «Эрудит» ученики 2 класса приняли участие в Фестивале науки с исследовательской работой «Чудо-кристаллы» (Асархинова В. И Михайлова Дарья), Томилин Андрей в 2014-15 уч. Г. Стал победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, занял 1 место в Республиканской математической игре «Сайгак», 2 место в олимпиаде по шахматам, а в 2015 г.-3 место. Колесникова Дарья –в этой же олимпиаде заняла 2 место ( учитель Дуюнова Т.А). В этом учебном году в Республиканском Конкурсе-игре «Сайгак»   - приняли участие 26 учащихся из 1-4 классов (результат ожидается).

2013 г. Всероссийская предметная олимпиада «Центр талантливой молодежи»: Будаева Данара-4 место в России,4м в Регионе-русский язык, Медведева Юлианна-4место в России, 1 м в Регионе «Викторина Эрудит»

В 2014 году наши учащиеся стали активными участниками общероссийской  предметной олимпиады «Пятерочка» и тоже имели успех.       Общероссийский предметная олимпиада «Пятерочка» 2014г.

ФИ ученика

предмет

место

ФИО учителя

1

Конев Никита

Русский язык

1

Дзюба И.В

математика

1

Окружающий мир

2

2

Томилин Андрей

Русский язык

1

Дуюнова Т.А.

Окружающий мир

2

В этом учебном году учащиеся 1-4 классов также приняли участие в заочных Республиканских, международных и всероссийских олимпиадах, конкурсах

Математический марафон «Кудесник»:  В командном зачете заняли 4 место.

Международный конкурс-игра «Медвежонок – приняли участие 12 учащихся.

2 кл- 5 ч

3 кл- 5 ч

4 кл –2 ч

Процент выпонения заданий от 75 до 95,7.

Диплом победителя -Конев Никита, 3 класс.(учитель –Дзюба И.В.). Надо отметить, что Никита стал победителем второй год подряд.

Международный конкурс Инфоурок «Мириады открытий»  -(онлайн конкурс) принял участие Конев Никита, уч-ся 3 класса.

Результаты следующие:

           место

Направление

    страна

регион

С чего начинается родина

17

3

Физическая культура

24

2

Математика

42

5

ИЗО

50

4

Русский язык

24

5

Логика и общее развитие

1

1

Окружающий мир

1

1

В рамках кружка «Юный патриот»- Медведева Юлиана заняла 1 место в районном этапе конкурса «Ювента» в 2014-2015 уч. году. А Королев Денис и Будаева Данара –участвовали в фотоконкурсе «Мой любимый город» и заняли соответственно 1 и 2 места. (учитель Дуюнова О.С.)

В рамках курса внеурочной деятельности «Волшебная кисть» в 2013-2014 уч. г. Конев Никита занял 3 место в районном этапе Всероссийского детско-юношеского творчества «Я люблю тебя ,Россия!» в номинации «Художесвенно-изобразительное творчество,и 1 место в конкурсе «История моей страны. О подвигах, о доблести, о славе».( учитель-Дзюба И.В)

Опыт работы учителей начальных классов был обобщен на педагогическом совете школы, где учителя рассказали о своих результатах по внедрению ФГОС, показали мастер-классы уроков и внеурочных занятий, проведенных в соответствии с требованиями ФГОС

        Анализируя факторы успешного применения стандартов нового поколения в нашей школе, мы уверены, что решение проблем, связанных с реализацией ФГОС, возможно только в одном случае: если все участники образовательного процесса – администрация, педагоги, родительская общественность – осознают необходимость совместных усилий по достижению качественно новых результатов образования.

«Выживает не самый сильный и не самый

умный, а тот, кто лучше всех откликается

на происходящие изменения»

/Чарльз Дарвин/