"Самый классный классный - 2015"

Павленко Елена Ивановна

Материалы заочного тура городского конкурса "Учитель года - 2015", номинация "Самый классный классный":

1. Методический семинар.

2. Эссе "Я - педагог".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskiy_seminar.doc57 КБ
Файл esse_pavlenko.docx20.8 КБ
Файл metodichekiy_seminar15.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся начальных классов

через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.  

                                                                          «Нужно любить то, что делаешь,

и тогда труд возвышается до творчества»

Максим Горький

Глобальные изменения во многих сферах современной жизни обусловили необходимость корректировки содержания образования, использования новых технологий обучения и воспитания. В настоящее время в образовании отмечается акцент на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, планировать действия и принимать решения, сотрудничать с другими людьми. Как отмечается в федеральном компоненте государственного образовательного стандарта, «начальное образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для развития каждого ребенка».    

Я являюсь учителем начальных классов и классным руководителем. Безусловно, основы воспитания и поведения ребёнка закладываются в семье, но и от первого учителя во многом зависит будущее человека.  Научить ребёнка можно только тому, что хорошо умеешь и любишь делать сам.  Моей сильной стороной является творческий подход к делу, поэтому в основу своей деятельности я положила совместное творчество с учащимися и их родителями. Оно проходит единой линией во всех направлениях моей работы с классом.

Итак, цель моей работы - развитие творческих способностей через интеграцию урочной и  внеурочной деятельности.

Задачи:

  1. Изучение опыта работы педагогов, литературы по развитию творческих способностей учащихся.
  2. Активное участие в коллективных творческих делах школы и класса.
  3. Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности.
  4. Развитие литературного творчества.
  5. Активизация сотрудничества с родителями учащихся.

Я определила основные направления работы:

  1. Коллективная и групповая творческая деятельность в урочной и    

     внеурочной деятельности.

  1. Создание и организация работы классного клуба «Хочу всё знать».
  2. Участие в работе детского пресс-центра.
  3. Развитие самоуправления в классе.

Подробнее расскажу о каждом направлении моей работы с учащимися – выпускниками начальной школы в 2014 году. Это не просто класс. Это мои любимые ученики и родители, с которыми мы дружно, ярко прожили четыре незабываемых года. В начале обучения главное - сформировать коллектив детей, объединить родителей, сделать их единомышленниками. Самый продуктивный, оправданный и интересный путь к этому – творчество.

Когда дети в 2010 – 2011 учебном году были в 1 классе, в нашу школу на практику пришли студенты СВГУ. Мне доверили работу с ними по подготовке и проведению праздника «Посвящение в первоклассники». Мои первоклашки сразу же попали в водоворот бурной школьной жизни.    Коллективное творческое дело, которое мы организовали, отличалось многообразием видов деятельности, яркостью, сблизило педагогов, детей и родителей. Я подала хороший пример моим детям: написала сценарий, подготовила актёров-студентов, детей, была ведущей праздника. Родители также были привлечены к работе: одни готовили своё выступление, другие шили костюмы, надували шары, покупали подарки – в общем, все  желающие приняли участие. Со временем помощников становилось всё больше.

С первых дней обучения я начала  привлекать детей к творческой деятельности на уроках, переменах, при подготовке к мероприятиям. На уроках чтения дети пересказывали текст, инсценируя его, причём я старалась использовать детали костюмов, маски, чтобы это выглядело зрелищным, и детям было интересно. Учащиеся на уроках литературного чтения  исполняли песни,  учили тексты наизусть, а впоследствии эти песни исполняли на школьных праздниках. Нередко я просила придумать небольшой этюд на определённую тему или изобразить какой-либо предмет, животное или явление, сочинить историю, загадку, стихотворение. Уроки изобразительного искусства и технологии помимо художественной направленности часто сопровождались музыкой. Даже переодеваясь на физкультуру, дети просили включать песни. Мы танцевали во время физминуток и на переменах, а затем мне не составляло труда из отработанных движений «собрать» танец.  

Постепенно в классе появились маленькие актёры, художники, музыканты, танцоры, чтецы, спортсмены. Я убеждала родителей заняться дополнительным образованием детей, развивать их таланты и способности. Приводила в пример себя: демонстрировала свои умения, которые получила в детстве в музыкальной школе и училище, студии театра юного зрителя и кукольного театра, постоянном участии в школьных мероприятиях.

Итогом  творческий деятельности детей стали и сборники работ по школьным предметам «Занимательная математика», «Азбука», в которых каждый мог оформить свою страничку.  

Постепенно ребятам всё больше хотелось проявлять инициативу. Они начали сочинять сценки, интересные номера, «на ходу» придумывали костюмы или приносили из дома, распределяли роли. Самые активные и творческие дети   стали примером для остальных.  Уже с третьего класса многие ребята с удовольствием стали готовить материал к классным часам, урокам и мероприятиям: подбирали и учили стихотворения, песни, сочиняли истории, я только сообщала им тему. Очень радовало, что они сами объединялись в группы сменного состава. Это очень сблизило ребят. Не случайным стало название класса – «Дружные ребята».

За эти годы мы стали самыми активными участниками всех школьных мероприятий и победителями многих творческих конкурсов. Творческое развитие детей шло постоянно из года в год.  В 2013 – 2014 учебном году в рамках школьного проекта «Читать – это модно!» каждый класс готовил на конкурс презентацию «Самая классная книга». С огромным желанием мы готовились к этому мероприятию: вместе сочиняли сценарий, придумывали рекламу, костюмы, оформление. Никто не остался в стороне: 100 % учащихся приняли участие, родители помогли сделать костюмы, а я написала текст песни на музыку Г. Гладкова. Наша презентация была признана лучшей в школе, поэтому мы показали её полностью в гала-концерте, а песня «Читать – это модно» стала песней проекта. Я находилась среди зрителей, а не за кулисами, как это часто бывает в начальных классах, включала музыку и любовалась своими талантливыми учениками. Для меня и ребят это было второе выступление в общешкольном мероприятии высокого уровня самостоятельности. (Первое – Фестиваль самоуправления в начальных классах, которое я разработала.)

Самым крупным коллективным творческим делом за эти 4 года стал праздник «Прощание с начальной школой». Мы вместе сочинили сценарий, в котором многие идеи принадлежат моим ребятам, отрепетировали номера, я подготовила ведущих,  сделали оформление, костюмы. У меня давно была мечта – когда-нибудь вывести своих учащихся на такой уровень творчества, чтобы они  сами провели праздник:  вели его, контролировали сценарий, переодевались, своевременно и организованно всё делали, а я сидела бы в зале вместе с коллегами и родителями, восхищалась своими учениками и гордилась своей работой. Моя мечта сбылась! Правда, сначала я видела удивлённые взгляды и слышала тревожные фразы взрослых: «Не боитесь, что они от волнения что-нибудь перепутают или забудут?» Нет, я им верила! Я наслаждалась нашим творчеством и осознавала, что мои старания были не напрасны!  

       Несмотря на то, что в этом классе по программе не было  учебных часов на внеурочную деятельность, мы  активно  ею занимались и добились высоких результатов. Создание и организация работы классного клуба «Хочу всё знать» стало необходимостью, моим большим желанием и желанием детей.  В 1 классе я предложила детям принять участие в конкурсе докладов. Я не ожидала такого количества желающих. Один из моих учащихся принёс в класс несколько игрушечных динозавров и начал рассказывать о них. Это вызвало огромный интерес всех учащихся. Они наперебой стали делиться информацией, спорить, изъявили желание достичь таких же успехов. К каждой работе я старалась подойти творчески, найти какую-нибудь изюминку. За 4 года я подготовила с детьми 10 работ на школьную научно-практическую конференцию, большинство из которых были признаны лучшими. В городской научной конференции учащихся начальных классов «Мы открываем мир»  ученики моего класса побеждали 5 раз, и 1 работа была признана лучшей в номинации «За самый интересный эксперимент».  Нужно отдать должное научному и творческому подходу детей к написанию и представлению  своих работ.

С целью развития творческих способностей учащихся, повышения интереса к изучению русского языка и развитию литературного творчества в 2007 - 2008 учебном году был создан детский пресс-центр начальных классов, которым я руководила 7 лет. В результате нашей творческой работы появилась газета «На Планете Чудес», а затем мы объединились со старшеклассниками и стали выпускать газету «Большая перемена». Мои учащиеся активно участвовали в её выпуске.   Формы занятий с учащимися были разнообразные. Мы вместе выбирали темы, которые нужно осветить, придумывали рубрики, оформление, редактировали заметки и статьи, обсуждали стихотворения.  

Такую работу я веду со своими учащимися и на уроках. Одни дети с удовольствием сочиняют, а другие иллюстрируют их сочинения. В это творчество втянулись родители и даже бабушки. Неоднократно стихотворения и рисунки моих ребят печатали в  газете «Магаданская правда».

      По результатам наблюдений, диагностических срезов и отзывов родителей   работа над развитием творческих способностей обладает значительным развивающим эффектом для всех участников, так как:

1) устанавливается гармоничная связь между учебной и внеучебной деятельностью учащихся;

2) сплачивается детско-родительский коллектив, что особенно важно в ситуации дефицита семейного общения;

3) оптимизируются  социальные взаимоотношения друг с другом;

4) развиваются творческие способности детей, их родителей и учителей, инициативность и самостоятельность учащихся;

5) формируются позитивные характеристики самооценки учащихся начальных классов.

Сравнивая моих учеников в начале и конце обучения,  сразу можно выделить положительные тенденции развития: они стали активными, организованными, самостоятельными, с удовольствием выполняют творческие задания, активно участвуют в жизни класса и школы, имеют высокий уровень воспитанности. Сейчас мои ребята учатся в 5 классе. Адаптационный период  прошел ровно, без особенностей. Качество знаний по предметам не только не снизилось, а даже повысилось. Мои ребята – активные участники школьной жизни. И я по праву ими горжусь!



Предварительный просмотр:

Эссе

«Я - педагог»

Я – педагог… Вернее, в детстве я ещё не знала этого слова и говорила всем: «Когда я вырасту, буду учителем». Среди моих родственников большинство педагогов. Возможно, в какой-то степени этот фактор сыграл роль в выборе моей будущей профессии. С ранних лет я наблюдала их бесконечные хлопоты: тетради, картинки, подготовку к урокам и мероприятиям, но всегда я видела их горящие глаза, счастливые лица, неутомимую энергию и никакого намёка на усталость. Мне казалось, что эта профессия – главная в жизни и ничего прекраснее и интереснее быть не может.

В начальных классах мне повезло: меня учила самая лучшая в мире учительница – Элла Эмильевна Корке. Прошло тридцать с лишним лет, но я до сих пор помню её добрый умный взгляд, морщинки в уголках глаз, если она улыбалась, её спокойный голос, который всегда лился плавно и уверенно, её тёплые руки, когда она прикасалась ко мне. Она никогда не повышала голоса, дети всегда её слушали и слышали. Разумеется, такой пример педагогического мастерстване мог не оказать на меня воздействия. Все школьные годы я мечтала стать учителем. Моей любимой игрой в детстве была «Школа». Правда, иногда менялись любимые предметы, но верность выбору будущей профессии всегда оставалась. Однажды, в конце первого класса, мы писали письма, в которых фантазировали на тему будущего. Я «жила» в Ленинграде и работала учителем в музыкальной школе. В своей  дальнейшей  жизни музыку я преподавала, но волею судьбы вместо северо-запада я уехала на северо-восток далеко от города, в котором жила. Но это будет потом…

Шли годы. Теперь я понимаю, что они не шли, а летели. Любовь к музыке победила мои многочисленные интересы. Когда передо мной встал выбор – играть или преподавать – я даже не раздумывала, потому что всегда мечтала о школе.

Я – педагог? Да, мне не верилось. Из Лены я превратилась в Елену Ивановну.  «Превращение» произошло в сложные  девяностые, когда многие люди уходили из профессии по разным причинам: одни вынужденно, другие по-предательски, погнавшись за выгодой.

Начинать всегда не просто, но этого не нужно бояться. Главное, чтобы было желание, а оно у меня было огромное. Мне снова повезло! Я встретила в школе замечательного опытного педагога – Галину Сагидулловну Мажитову. Она разглядела во мне учителя начальных классов и сказала: «Это твоё, пробуй,  учись, но музыку  бросать не вздумай». К тому времени я и сама поняла, чего я хочу в школе. Меня всегда тянуло к маленьким детям, я любила с ними заниматься, репетировать, придумывать что-нибудь интересное. Первое десятилетие трудовой деятельности я работала в школе-интернате. Дети уходили домой только в выходные, поэтому всю неделю я была им не только учителем и классным руководителем, но и близким человеком: будила их по утрам, учила, гуляла, делала с ними уроки, укладывала спать, одним словом, проживала с ними первые годы их школьной жизни. Для них я была действительно классной мамой, в буквальном смысле, и эти тёплые близкие отношения во многом повлияли на моё  педагогическое будущее. Не все дети могут быть примерными учениками с хорошим качеством знаний, главное, чтобы они выросли хорошими порядочными людьми, принесли пользу обществу и правильно воспитали своих детей. Так пролетело первое десятилетие моей деятельности. Именно деятельности, потому что я не сидела на месте, а всё время двигалась вперёд.

Так сложилось, что я оказалась в Магадане. Ни капли не жалею об этом! Я здесь счастлива по-настоящему. Разумеется, пришла в школу, потому что в другой профессии себя не вижу и даже не пытаюсь представлять. Вроде и город другой, и школа обычная общеобразовательная, и большинство детей из благополучных семей, но точно также,  как когда-то в интернате, я вижу, что я им нужна. Нужна с пониманием, состраданием, лаской, улыбкой. Предыдущий класс выпустила в прошлом году, но до сих пор мы не можем «оторваться» друг от друга. И это не привычка, это та невидимая душевная связь, которую разорвать невозможно.  Об этом этапе жизни могу сказать так: «Я – педагог!» Это годы активного профессионального роста и совершенствования, осмысления своей сущности и нужности.

С годами пришло глубокое осознание того, что от нас, педагогов, зависит будущее. Раньше я это понимала, но на другом уровне. Мера ответственности, возлагаемая на современного педагога, чрезвычайно высока. Наше государство нуждается в грамотных, творчески мыслящих людях, способных ориентироваться в бурном информационном потоке, обладающих чётко выраженной гражданской позицией. Педагог должен заложить в детях высокое нравственное начало: чувство долга, ответственности, собственного достоинства, любви к ближним, к Родине.

Воспитывая детей, педагог обязан своим личным примером каждый день доказывать, что без любви, без самоотдачи невозможно нравственное совершенствование.

Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребёнка. Его задача – определить предназначение каждого ребёнка, помочь ему раскрыть в себе способности, данные свыше.

Как важно то, чему учатся наши дети. То чему они учатся, должно иметь непосредственное отношение к окружающему миру, поэтому большое значение в образовании имеет мотив – служения людям. Чем масштабнее мотив «ради чего», тем успешнее процесс постижения знаний. А для этого ребёнок должен научиться понимать, что такое истина. Без этого жизнь похожа на гипнотический сон. Если для ребёнка дома будет одна истина, в школе – другая, в средствах массовой информации – третья, а на улице – четвертая, какое у него будет представление об окружающем мире? Вот поэтому на учителя  ложится  трудная задача воспитания цельного восприятия мира с опорой на общечеловеческие ценности.

Свою педагогическую деятельность как классный руководитель направляю на то, чтобы научить детей любить людей и жизнь, приобщая их к национальным и общечеловеческим ценностям. Стараюсь создать в детском коллективе атмосферу добра, взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Нужно верить в возможности ребёнка, помогать ему реализовывать их через учебную и внеклассную деятельность. Я полностью согласна со словами великого австрийского педагога и пианиста Артура Шнабеля: «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы «проталкивать» в них ученика».

С каждым годом всё больше убеждаюсь: учить необходимо радости. Через радость ребенок будет стремиться получить знания, которыми он может поделиться с окружающими. А для этого учителю нужно быть честным, искренним, не допускать обиды и гнева. Каждое слово, обращенное к детям, должно быть согрето чувствами учителя, исключая пустоту и случайность.

           Я – педагог. Теперь я говорю это уверенно, гордо. Несмотря на сложности (а где их не бывает, если работаешь добросовестно, отдавая всю себя?), я счастлива. Рецепт моего педагогического счастья прост: я очень люблю детей, а они меня. Я в этом уверена, потому что дети искренни, и играть в «симпатию и любовь» не могут.

        Очень хочется, чтобы все мои ученики выросли хорошими, добрыми, порядочными людьми, а взаимопонимание, которое существует между нами сейчас, никогда не исчезало.  Я мечтаю о том, чтобы каждый нашёл своё место в жизни, а  кто-нибудь из них гордо произнёс: «Я – учитель!».

Павленко Елена Ивановна,

учитель начальных классов, классный руководитель   МАОУ СОШ № 18


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Павленко Елена Ивановна , учитель начальных классов, классный руководитель МАОУ СОШ № 18 г . Магадана Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через интеграцию урочной и внеурочной деятельности.

Слайд 2

« Нужно любить то, что делаешь , и тогда труд возвышается до творчества» Максим Горький

Слайд 3

Цель: развитие творческих способностей учащихся начальных классов через интеграцию урочной и внеурочной деятельности. Задачи : 1 . Изучение опыта работы педагогов, литературы по развитию творческих способностей учащихся. 2. Активное участие в коллективных творческих делах школы и класса. 3. Формирование навыков проектной и исследовательской деятельности. 4 . Развитие литературного творчества. 5 . Активизация сотрудничества с родителями учащихся. Цель и задачи

Слайд 4

Коллективная и групповая творческая деятельность. 2. Создание и организация работы классного клуба «Хочу всё знать». Участие в работе детского пресс- центра . 4. Развитие самоуправления в классе. Основные направления работы:

Слайд 5

Наши таланты : художники, танцоры, музыканты, учёные, шахматисты, поэты и артисты!

Слайд 6

Студенты СВГУ

Слайд 7

На уроках и мероприятиях

Слайд 8

На уроках и мероприятиях

Слайд 9

Дружные ребята

Слайд 10

Самая классная книга (Лучшая презентация в школе)

Слайд 11

Читать – это модно! (Гала-концерт)

Слайд 12

Выпускной - 2014

Слайд 13

Школьная научно-практическая конференция

Слайд 14

Городская научная конференция учащихся начальных классов «Мы открываем мир»

Слайд 15

Уровень воспитанности ( 1 — 4 классы)

Слайд 16

устанавливается гармоничная связь между учебной и внеучебной деятельностью учащихся; сплачивается детско-родительский коллектив, что особенно важно в ситуации дефицита семейного общения; оптимизируются социальные взаимоотношения друг с другом ; развиваются творческие способности детей, их родителей и учителей , инициативность и самостоятельность учащихся ; формируются позитивные характеристики самооценки учащихся начальных классов. В результате этой работы

Слайд 17

Обобщение опыта воспитательной работы

Слайд 18

Мы вместе! (Мои звёзды – 5 б класс)