Для родителей

Кислинг Лейля Ризаевна

Речь ребенка

 

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

 

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

 

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

 

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите: "Что он делает?" вместо «Он играет?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

 

Если ваш ребенок употребляет всего, лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч». Последовательно научите его говорить: «Большой мяч», «Танин мяч», «Круглый мяч».

 

Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

 

Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит»

 

Как говорит ваш ребенок

 

Каждый родитель однажды задается вопросом: «А правильно ли говорит мой ребенок?». С нарушениями в формировании речевой функции у детей приходится встречаться специалистам разного профиля: логопедам, психологам, учителям, врачам.

 

Материал подобран в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Данная разработка рекомендована лишь для первичной оценки речевого развития.

 

Цель ее — помочь родителям понять, надо ли направлять ребенка на дальнейшую консультацию к логопеду или нет. Чтобы составить полное представление о речи ребенка в целом, необходимо обратить внимание на следующие параметры:

  • понимание речи;
  • оценка речи по звучанию (звукопроизношение);
  • фонематический слух;
  • связная речь;
  • лексико-грамматический строй речи;
  • состояние голоса;
  • темп речи.

 Рассмотрим отдельно каждый параметр, по которому производится оценка.

 

«Понимание речи» включает в себя понимание инструкции, которую необходимо выполнить в определенной последовательности. С возрастом в задания включаются ответы на вопросы, объяснение наиболее часто употребляемых пословиц.

 

«Связная речь» подразумевает составление рассказа по серии картинок, либо по сюжетной картинке. Здесь же ребенок должен безошибочно повторить предложение, состоящее из определенного количества слов (для каждого возраста оно разное).

 

«Оценка речи по звучанию» предполагает определить внятность речи ребенка.

 

«Фонематический слух». Оценивается способность к отхлопыванию ритмов, правильность произнесения ряда звуков и их последовательности, способность производить звуко-буквенный анализ слов и умение по звукам составить слово.

 

«Лексико-грамматический строй речи». Оценивается способность изменять слова по родам, числам, падежам, а также слоговая структура слова (слово должно быть произнесено без пропусков букв, слогов).

 

«Состояние голоса». Обращается внимание на звучность и способность менять интонацию голоса. Детям 3—4 лет предлагается изменить голос, имитируя больших и маленьких зверей. Можно предложить дошкольникам изменить голос, используя персонажей сказки «Три Медведя». Взрослые обращаются к ребенку с просьбой повторить, например, фразу: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?» за Михаила Ивановича, Настасью Петровну и маленького Мишутку. Если ребенок может модулировать голос, понижать и повышать, то результат оценивается «1», если нет — «О». Младшим школьникам предлагается изменить повествовательное предложение: «Сегодня ясный день» на вопросительное и восклицательное предложения. Последним проверяется темп речи.

Если ребенок говорит слишком медленно или слишком быстро, а также, если в его речи встречаются запинки, результат оценивается в «О», если темп речи нормальный- то в «1».

 

Подводя итог сказанному, предлагаем вам воспользоваться планом — подсказкой, чтобы определить и оценить умения и навыки вашего ребенка в 3 года.

 

Понимание речи. Выполнение одноступенчатой инструкции:

1. Дай мне куклу (I/O). 2. Дай маме мишку (I/O). 3. Возьми книжку и положи ее в шкаф (1/0).

 

Связная речь. Беседа по картинкам: что здесь нарисовано? (ответ из одного слова)        

1. Яблоко (1/0). 2. Кошка (1/0). 3. Стул (1/0).

 

Оценка речи по звучанию. Общее впечатление от речи:

внятная (1); невнятная (0).

 

Фонематический слух. Хлопки (все хлопки одинаковые)

два, два (1/0) три, два (1/0) два, один (1/0) два (1/0).

 

Лексико-грамматический строй речи. Звукоподражание:

1. Как мяукают котята (1/0)? 2. Как лает собака (1/0)? 3. Как тикают часы (1/0)?

 

Состояние голоса:

1. Представь, что ты — маленький котенок (1/0). 2. А теперь — большая собака (1/0). 3. Маленький щенок (1/0). (Следим, изменяет ли ребенок голос).

Темп речи.

 Норма (1). Укоренный (0). Замедленный (0). Запинки (0).

 

Проверить речевые навыки ребенка в 4 года вы можете следующим образом:

 

Понимание речи. Выполнение двух- и трехступенчатой инструкции:

1. Возьми куклу и положи ее на стол. (1/0). 2. Подойди к маме. Возьми ее за руку (1 /0).   Подведи ее ко мне.

3. Закрой глаза. Хлопни в ладоши. Топни ногой (1/0).

 

Связная речь. Сюжетные картинки с открытым смыслом.

 1. Составь предложение по картинкам: Девочка читает (1/0). Девочка спит (1/0). Мальчик рисует (1/0).

2. Серия из трех картинок (1/0) (любых).

 

Оценка речи по звучанию. Общее впечатление от речи:

внятная (1), невнятная (0).

 

Фонематический слух.

1. Хлопки: два, два (1/0) три, два (1/0) два, один (1/0) два (1/0), —хлопок сдвоенный (1/0).

2. Покажи: где миска, а где мишка

 

 Лексико-грамматический строй речи.

1.Основные цвета: красный (1/0), желтый (1/0), синий (1/0), зеленый (1/0)

 2.Кто это? (Показываем картинки петуха, козы). А как он кричит (1/0)? А что это у него (1/0)?

(Петух: «Ку - ка - ре - ку!». Гребешок, хвост. Кот: «Мяу!» Усы, хвост. Коза: «М-е – е!». Рога. Глаза.)

 

Состояние голоса. (Умение модулировать).

Сказка «Три медведя». Пусть ребенок скажет за Михайло Ивановича, Настасью Петровну, маленького Мишутку, Михайло Иванович: «Кто сидел на моем стуле?» (1/0) Настасья Петровна (1/0). Мишутка (1/0).

 

Темп речи.

Норма (1). Ускоренный (0). Замедленный (0). Запинки (0).

 

 

Словесные игры

(консультация для родителей)

 

Что в мешочке?

В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает.

Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол.

 

Что из чего сделано?

Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан?

Взрослый. Какой стол, если он сделан из дерева?

Дети. Деревянный.

Взрослый. Стакан из стекла?

Дети. Стеклянный.

Взрослый. Ключи из стали?

Дети. Стальные и т.д.

 

Кто как работает

Взрослый рассказывает детям, что есть много профессий.

Взрослый. Что делает врач?

Дети. Врач лечит больных. Делает, операции. Выезжает на «скорой помощи» и т.д.

Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его.

Что я не так сказала?

Взрослый (ребенку). Внимательно слушай, правильно ли я называю домашних животных (произносит слово, изменяя один или два звука): корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц.

Ребенок исправляет ошибки.

 

Придумай предложения

Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным.

Взрослый. «Солнце греет»

Ребенок. «Солнце греет, птички поют», «Солнце греет, снег тает».

 

Скажи наоборот

Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета.

Мама. Я вижу высокий дом.

Ребенок. Я вижу низкий дом.

Мама. У меня острый нож.

Ребенок. У меня тупой нож.

 

 

20 советов родителям малыша

 

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС

Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

 

Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ

Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается. Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

 

Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО

Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.

 

Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ

Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

 

Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ

Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

 

Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.

 

Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ

Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.

 

Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ

Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!

 

Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ

Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).

 

Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ

Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.

 

Совет №11 — УЧИТЕ В ИГРЕ

Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.

 

Совет №12 — НЕ ПРЕДУПРЕЖДАЙТЕ ЖЕЛАНИЙ РЕБЕНКА

Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.

 

Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ

Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь, говорит – активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.

 

Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК

Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

 

Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).

 

Совет №16 — НЕ ПРЕНЕБРЕГАЙТЕ ЗВУКОПОДРАЖАНИЕМ

Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.

 

Совет №17 — ЧИТАЙТЕ …

 Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.

 

Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ

Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.

 

Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ

Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

 

Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!

Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.