2.7 Согласованность инициатив со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе

Прокофьева Марина Леонидовна

Согласованность инициатив со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Обязательная часть        4
  1. Пояснительная записка        4

Цели и задачи реализации программы        4

Значимые характеристики Программы        5

Возрастные и индивидуальные особенности детей        6

  1. Планируемые результаты освоения рабочей программы        5
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Обязательная часть        8
  1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития        8

детей        8

  1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы        22
  2. Характеристика реализуемых программ        23
  3. Особенности взаимодействия с педагогами и семьями воспитанников        24
  4. Проектная деятельность в образовательной организации        235
  1. Организация воспитательной работы        26
  1. Уклад группы        26
  2. Календарь праздников, событий, мероприятий в группе        27

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Обязательная часть        28

  1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей в группе        28
  2. Материально-техническое обеспечение Программы        30
  3. Здоровьесберегающие технологии        35
  1. Целевой раздел
  1. Обязательная часть

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа 1 младшей группы «Ладушки» Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения центра развития ребенка - детского сада

«Фантазия» разработана с учетом основой образовательной программы и рабочей программы воспитания МДОАУ ЦРР - д/с «Фантазия».

Рабочая программа обеспечивает развитие личности детей раннего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель: создание мотивирующей образовательной среды для освоения ребенком социокультурного опыта по вектору амплификации развития с учетом его возрастных возможностей, индивидуальных особенностей и образовательного запроса его семьи. Задачи:

  1. поддержка у каждого ребенка чувства базового доверия к миру, обеспечение эмоционального комфорта и успешной адаптации к новым условиям социальной жизни в образовательной организации;
  2. создание условий для сохранения жизни и здоровья детей; обеспечение комплексной безопасности (витальной, социальной, экологической, информационной и др.);
  3. расширение представлений ребенка о мире; амплификация его развития с учетом индивидуальных особенностей и образовательного запроса семьи;
  4. содействие успешной социализации и становлению социокультурного опыта ребенка в соответствии с возрастными особенностями (культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, способы деятельности, культурные практики и др.);
  5. формирование позитивного опыта общения в разных ситуациях взаимодействия с другими людьми (близкими взрослыми, детьми);
  6. развитие понимания речи разных людей; поддержка становления собственной речи ребенка как основного средства коммуникации и познания окружающего мира
  7. организация условий для системного освоения детьми доступных видов активности (предпосылок деятельности) в их разнообразии;
  8. поддержка становления детской инициативы и предпосылок субъекта деятельности;
  9. создание условий для становления образа «Я», включающего представления о своем теле, своих умениях, привычках, желаниях, интересах, достижениях;
  10. развитие личностных качеств: доброжелательности, активности, самостоятельности, уверенности, самоуважения и др.

Рабочая программа решает также задачи развития детей в соответствии с образовательными областями [Образовательной программы дошкольного образования

«Теремок» для детей от 1,5 лет до 3-х лет под редакцией Волосовец Т.В., Кириллов И.Л., Лыкова И.А., Ушакова О.С.- обязательная часть].

Значимые характеристики рабочей программы

Приоритетом рабочей программы является воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его[Образовательной программы дошкольного образования «Теремок» для детей от 1,5 лет до 3-х лет под редакцией Волосовец Т.В., Кириллов И.Л., Лыкова И.А., Ушакова О.С., рабочая программа воспитания МДОАУЦРР - д/с «Фантазия»].

Возрастные и индивидуальные особенности детей

Кол-во всего детей в

группе

Кол-во девочек

Кол-во мальчиков

Кол-во детей с 1 группой

здоровья

Кол-во детей с 2 группой

здоровья

Кол-во детей с 3 группой

здоровья

ОВЗ

Инвалидность Группа риска

16

9

7

Особенности физического и психического развития

Дети первой младшей группы «Ладушки» много и разнообразно двигаются, продолжают активно осваивать пространство доступными способами (ходят, бегают, прыгают, переползают через предмет или подлезают под ним и др.), уверенно владеют своим телом. Они могут активно бодрствовать 6-6,5 часов, но все еще нуждаются в полноценном дневном сне, чередовании активности и отдыха. Дети продолжают с увлечением открывать мир предметов, людей, природных объектов и явлений. Они владеют многими предметными действиями - соотносящими и орудийными.

Соотносящие действия позволяют детям младшей группы привести в определенные пространственные отношения несколько предметов или их частей (закрыть

коробку подходящей крышкой, насыпав туда крупу или положив предмет; собрать и разобрать пирамидку).

Орудийные действия открывают детям возможность воздействовать одним предметом (орудием) на другой предмет или материал и тем самым расширять спектр действий, осуществляемых руками. При этом рука начинает выполнять роль «орудия орудий», становится более умелой. Орудийные действия - опосредованные, позволяющие ставить и достигать цели (достать предмет с помощью палочки, нарисовать картинку карандашом). Благодаря этому ребенок приобретает начальный опыт организации своей деятельности, начинает переносить освоенные способы в новые условия, применять их для решения новых практических задач. На третьем году жизни процесс освоения действий трансформируется: от совместного с взрослым к самостоятельному. Дети становятся все более активными, самостоятельными и умелыми. Появляется особая направленность на результат деятельности, настойчивость в поиске способа его достижения. Наряду с развитием восприятия и памяти формируются основные компоненты мышления - наглядно-действенного и наглядно-образного. Развитие образных форм мышления связано с появлением первых обобщений. Умение обобщать возникает сначала в действии (эмпирически), а затем закрепляется в слове. Начинается интенсивное накопление разнообразных представлений. Формируются первые представления об окружающем мире и наглядно проявляемых связях в нем. Зарождается знаковая(символическая) функция сознания, которая наиболее ярко проявляется в речи, игре (при использовании предметов-заместителей) художественной деятельности. Дети овладевают разными функциями речи: сигнальной, атрибутивной, номинативной (наименование предметов, качеств, действий), коммуникативной, информативной (вт.ч. обобщающей). Для них становятся значимыми содержание высказывания, диалога, литературного произведения. Появляются индивидуальные предпочтения в эстетическом восприятии мира (любимые игры и игрушки, книги с картинками, музыкальные произведения, красивые бытовые вещи). Дети способны эмоционально откликаться на содержание художественного образа, эстетические качества предметов и выражать свои впечатления в доступных видах художественного творчества. Расширяется и становится более избирательной сфера интересов, культурных практик.

Особенности социальной ситуации развития

Отношения ребенка с другими людьми расширяются, усложняются. Роль взрослого остается ведущей во взаимодействии, но при этом появляется потребность в самостоятельности и независимости, которая интенсивно развивается, достигая к концу третьего года жизни позиции «Я сам». Складывается «система Я», которая проявляется в стремлении к утверждению и реализации собственного «Я»: «Я сам(а)», «Я хочу», «Я могу». Наступает кризис третьего года жизни. Стремясь к самостоятельности и независимости, ребенок в то же время хочет соответствовать требованиям значимых для него взрослых. Центром внимания ребенка становятся близкие взрослые и их отношение к нему, к результатам его деятельности. Повышается потребность в признании близкими взрослыми новой позиции ребенка, что ведет к изменению сложившихся отношений. Позитивный образ «Я» формируется в зависимости от успешности ребенка в деятельности и поддержки со стороны окружающих. Формируются навыки самообслуживания и личностные качества: самостоятельность в действиях, целенаправленность, инициативность в познании окружающего мира и общении.

Общение обогащается по содержанию, способам, участникам, становится одним из средств реализации совместной деятельности. Ребенок начинает интересоваться правилами отношений, принятыми в обществе (можно, нельзя, правильно), и следовать им в своем поведении. Проявляет доброжелательность. Осваивает разные способы общения (преимущественно вербальные). По своей инициативе вступает в диалог, может составить совместно с взрослым небольшой рассказ-описание, рассказ-повествование. Охотно вступает в общение и совместную деятельность с детьми. При этом взрослый остается главным мотивом общения для ребенка третьего года жизни.

  1. Планируемые результаты освоения рабочей программы

Планируемые результаты освоения рабочей программы следует рассматривать как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка, как целевые ориентиры для педагогов и родителей, обозначающих направленность воспитательной деятельности взрослых.

Целевые ориентиры в раннем возрасте к трем годам

1) активно познает окружающий мир, интересуется бытовыми и природными объектами, разнообразно действует с ними, исследует их свойства и функции,

апробирует способы действий, экспериментирует; проявляет настойчивость в достижении результата своих действий

2) использует специфические, культурно фиксированные предметные действия,

знает назначение предметов (ложки, расчески, зубной щетки, карандаша, кисти и пр.) и умеет пользоваться ими

3) стремится к общению с другими людьми (взрослыми и детьми), активно подражает им, осваивая культурные способы и нормы; умеет согласовывать свои

действия и поведение с принятыми нормами и действиями других людей; начинает проявлять интерес к сверстникам

4) понимает речь взрослых, обращается к ним с вопросами и просьбами, участвует в

диалогах (может выступить инициатором разговора)

5) владеет связной речью, может выразить мысль, желание, чувство; знает названия знакомых игрушек и бытовых предметов; называет признаки, функции, действия

с ними

6) в игре воспроизводит действия и речь взрослого, использует не только игрушки,

но и предметы-заместители

7) проявляет самостоятельность в бытовых ситуациях и разных видах деятельности

8) владеет простейшими навыками самообслуживания

9) любит слушать потешки, стихи, песни, народные и авторские

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Обязательная часть

  1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей.

Общие образовательные задачи образовательных областей

1) Системно расширять, уточнять, обобщать представления детей о социальном и

природном        окружении        в        их        взаимосвязи.        Содействовать        формированию позитивного мировосприятия и образа мира.

2) Обеспечивать развитие основных движений и физических качеств с учетом возрастных, индивидуальных особенностей ребенка; дать начальное представление

о своем теле знакомить с элементарными правилами поведения, безопасного для жизни и здоровья.

3) Развивать восприятие, память, мышление (наглядно-действенное и предпосылки наглядно-образного).Поддерживать        постепенное        развитие произвольности(управления своими физиологическими и психическими

процессами, настроением, поведением).

4) Поддерживать интерес к общению и освоению способов взаимодействия в разных

видах деятельности.

5) Содействовать развитию речи как средства общения, познания, управления своими

действиями и поведением.

6) Инициировать дальнейшее развитие предметных и орудийных действий; создавать условия для их свободного применения, усложнения, изменения и переноса в новые

условия.

7) Содействовать развитию элементарного эстетического восприятия, способности эмоционально реагировать на эстетические особенности природы, предметы ближайшего окружения, на литературные, музыкальные и изобразительные

художественные образы

8) Создавать        условия        для        освоения        различных        культурных        практик,

экспериментирования, самостоятельной активности каждого ребенка.

Образовательные задачи

1) Содействовать        формированию        позитивного        восприятия        окружающего        мира,

доброжелательного отношения ко всему живому (людям, животным, растениям), бережного отношения кигрушками бытовым предметам.

2) Расширять инициативное общение с людьми – взрослыми и детьми, знакомыми и

незнакомыми (в безопасных ситуациях).

3) Инициировать освоение способов (речь, жесты, мимика),норм и правил общения,

соответствующих возрастным возможностям детей.

4) Поддерживать развитие речи как основного средства коммуникации.

5) Создавать условия для содержательного общения в разных видах деятельности

6) Содействовать        постепенному        становлению        произвольности        на        основе

развивающейся способности управлять своим поведением и настроением.

7) Поддерживать принятие взрослого как носителя норм и образцов поведения в социуме, помощника и партнера, объясняющего и помогающего, организующего

деятельность и оценивающего ее результат.

8) Создавать        основу        для        формирования        положительного        образа        «Я»,        развития

позитивной самооценки, появления потребности быть успешным.

9) Воспитывать        личностные        качества        -        общительность,        инициативность, самостоятельность, активность, самоуважение, уверенность в себе.

Содержание образовательной деятельности

Помогать детям, впервые приходящим в детский сад, пережить расставание с близкими людьми, успешно адаптироваться к изменившимся условиям жизни; обеспечивать эмоциональную поддержку (внимание, заботу, ласку, одобрение) со стороны родителей и педагогов детского сада. Расширять и разнообразить связи ребенка с окружающим миром, поддерживать интерес к событиям социальной жизни в семье, детском саду, магазине, поликлинике, транспорте и др. Знакомить с элементарными правилами поведения в обществе (здороваться; прощаться; благодарить; не толкаться; не отнимать игрушки; разговаривать негромко, но внятно, обращаясь к собеседнику; выслушивать речь, адресованную ребенку). Поддерживать желание наблюдать за другими людьми (детьми и взрослыми), знакомиться, вступать в общение в разных ситуациях. Поощрять доброжелательные отношения с взрослыми и сверстниками. Продолжать формировать у ребенка представление о себе самом (имя, фамилия, пол, возраст, особенности внешнего вида, любимые занятия и др.). Воспитывать самоуважение, чувство собственного достоинства через оценку успехов в деятельности и общении. Побуждать к управлению своими действиями, поведением. Уточнять и конкретизировать представления о семье: имена и отчества родителей, бабушек и дедушек, семейная фамилия, родственные связи, род занятий родителей и их трудовые обязанности в семье, семейные увлечения и традиции, отношения в семье. Систематизировать представления о детском саде. Учить узнавать свой детский сад, ориентироваться в пространстве своей группы и на участке; знать имя и отчество воспитателей, имена детей своей группы; рассказывать о занятиях, играх, отношениях. Знакомить с трудовыми действиями взрослых (воспитателя, повара, дворника): название профессии, форма одежды, предметы труда и действия, социальная значимость труда (воспитатель заботится о детях, любит их, учит играть и дружить, помогает узнать много нового). Расширять представления о своем населенном пункте: название города (деревни, поселка), названия улиц, на которых находятся родной дом и детский сад, основные достопримечательности. Содействовать становлению сюжетно отобразительной игры, зарождению ролевой игры. Вызывать интерес к игровому взаимодействию. Поддерживать желание отражать впечатления о мире в игре. В наглядной форме знакомить с построением игрового сюжета. Создавать условия для выбора и обыгрывания роли, поощрять обозначение замысла игры словом, рассказом, элементарным словесным планом («Я - бабушка. Пеку пирожки. Буду внуков угощать» и т.п.). Познакомить с разными способами решения игровой задачи: предметно-игровых действий, мимики, жестов, тактильной коммуникации, речи. Поощрять самостоятельный выбор игрушек,

игрового оборудования и предметов-заместителей для игры. Побуждать к переносу игровых действий в другие сюжеты и новые условия(в группе, на прогулке, дома). Содействовать появлению элементарного игрового взаимодействия «рядом», вдвоем и небольшой группой (в конце года).

Образовательные задачи

1) Постепенно расширять, уточнять, обобщать представления детей о социальном и природном окружении, их взаимосвязи. Содействовать формированию радостного мировосприятия.

2) Развивать        восприятие,        память,        наглядно-действенное        и        наглядно-образное мышление речь.

3) Продолжать развивать все сенсорные системы (зрительную, слуховую, вкусовую, обонятельную,        осязательную),        знакомить        с        сенсорными        характеристиками

объектов (форма, цвет, величина, фактура, масса и др.), сенсорными эталонами, обобщениями.

4) Активизировать        способы        действий        с        различными        предметами,        доступными орудиями труда или имитационными игрушками (щетка, совок, сачок, черпак),

материалами, веществами (бумага, ткань, глина, песок, снег, тесто и др.).

5) Поддерживать        поисково-исследовательскую                деятельность,        свободное экспериментирование.        Содействовать        переносу        полученной        информации        и

освоенных способов в новые ситуации.

6) Создавать условия для освоения способов познания (мыслительных операций): наблюдение, сравнение, группировка, классификация, выделение общего признака,

обобщение, эксперимент и др.

7) Инициировать отражение впечатлений и представлений речевых высказываниях, игровой и художественной деятельности.

8) Развивать личностные качества - любознательность, познавательную активность,

инициативность, уверенность, самостоятельность.

Содержание образовательной деятельности

Продолжать расширять представления об окружающем мире - предметном, социальном, природном (в их взаимосвязи). Учить выделять качественные (форма, цвет, фактура) и количественные характеристики предметов (величина, вес, количество), определять их положение в пространстве, устанавливать взаимосвязи и обозначать соответствующими словами (названия - существительными, качества и свойства - прилагательными, действия - глаголами, взаимосвязи - предлогами и местоимениями). Показать связь между реальными объектами (игрушками, бытовыми предметами, людьми, животными, растениями, орудиями труда и др.) и их обозначениями (словами), изображениями на картинках и фотографиях. Дать начальное представление о временных отношениях, последовательности действий, процессов и событий (последовательность в одевании и раздевании, режим дня, смена времен года, очередность эпизодов в сказке). Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения (идет дождь нужно надеть плащ и резиновые сапожки, взять зонт; заболел - нужно вызвать

врача). Формировать способы речевого общения для расширения кругозора и познавательного развития. Расширять представления о людях (имена, родственные связи, возраст, профессии, увлечения) и отношениях между ними. Знакомить с правилами поведения в обществе (здороваться, прощаться, благодарить, просить о помощи, откликаться на просьбы других людей). Рассказывать о правилах безопасного поведения в помещении, на улице, в общественных местах. На основе сопоставления живых объектов с их изображениями и игрушками (образными, зоологическими) формировать первоначальное представление о «живом». Рассказывать о том, что животные и растения нуждаются в поддержании их жизни (кормлении, поливе и пр.) и осторожном, бережном обращении с ними. Развивать понимание и реальное воплощение на практике разных видов деятельности с живыми и неживыми объектами природы: предметы (образы животных, игрушки) можно брать в руки, играть и манипулировать ими; за живыми объектами можно наблюдать и ухаживать. Поддерживать и развивать эмоционально положительное реагирование (радость восприятия) на объекты природы - красоту растений, плодов, их композиций в помещении и на улице, красоту облика и движений животных. Обеспечивать целенаправленное сенсорное развитие и воспитание. Формировать эмпирические обобщения. Расширять диапазон предметных действий. В совместной с ребенком предметной деятельности создавать условия для развития сенсорных ориентировок: выделение сенсорных свойств предмета, выполнение соотносящих действий сначала зрительно-двигательным, а затем зрительным способом. Учить соотносить предметы по одному или двум-трем сенсорным свойствам; соотносить и группировать разнородные предметы по одному из признаков; в дидактических играх соотносить предметы по цвету, форме, величине, фактуре, количеству и др. признакам. Напоминать способы употребления разных предметов и простейших орудий труда (разными щетками чистить зубы, вещи, одежду; салфеткой вытирать рот после еды; губкой мыть посуду; веником подметать пол), знакомить с новыми на примере имитационных игрушек (черпак, грабли, сачок). Создавать условия для экспериментирования с предметами, близкими по сенсорным характеристикам и функциям. Показать возможность применения вспомогательных средств (лента, тесемка, шнурок, палка, колесо), с помощью которых можно изменить положение предмета, выполняя действия притягивания, подтягивания, перемещения каталки с помощью рукоятки. Поощрять перенос освоенных способов в новые ситуации и условия. Учить сравнивать предметы по величине, форме, количеству, положению в пространстве. Поощрять инициативу детей в выборе темы, сюжета, правил зарождающейся игры. Создавать условия для переноса полученных представлений в свободные игры, которые становятся более развернутыми и многокомпонентными (готовят еду, накрывают на стол, приглашают и угощают кукол). Продолжать знакомить с книгой: слушать, понимать содержание, называть и описывать персонажей, запоминать сюжет и последовательность действий, пересказывать с помощью взрослого, обыгрывать наиболее яркие фрагменты, сочувствовать героям, переносить информацию, полученную из книги, в реальную жизнь (в разговоры, игры). Обсуждать, что делать, если игрушка сломалась, а книжка порвалась. Поддерживать интерес к конструированию разных построек на основе представления о строении предметов и сооружений (стол, диван, кровать, дорожка, заборчик, башня). Учить соотносить форму строительных деталей с реальными предметами и их образами (н-р, кубик - домик, брусок - кроватка). Побуждать называть и описывать постройки. Создавать условия для их обыгрывания.

Образовательные задачи

1) Формировать интерес к освоению родного языка как средства общения с другими

людьми и познания окружающего мира.

2) Совершенствовать понимание речи в общении с разными людьми (взрослыми и детьми), в процессе слушания стихов и сказок, просмотра мультфильмов и

инсценировок.

3) На основе расширения представлений об окружающем мире (о природе, растениях,

животных, рукотворных предметах, о людях) помогать устанавливать связи между реальными предметами и их названиями, зрительными и слуховыми образами.

4) Комплексно развивать все стороны речи: обогащение активного и пассивного

словаря, формирование грамматического строя, воспитание звуковой культуры, развитие связной речи.

5) Поддерживать и развивать инициативную речь, вербальное общение в форме диалога (ребенок вступает в контакт, слушает, слышит, понимает, задает вопросы,

высказывает        свои        желания,        выражает        согласие        или        несогласие,        передает отношение).

Содержание образовательной деятельности Обогащение пассивного и активного словаря

Знакомить детей с разными предметами, игрушками в процессе активных действий с ними; побуждать к называнию и элементарному описанию качеств (цвет, форма, величина, характер).Содействовать расширению представлений детей об окружающем мире и выражению своих знаний, впечатлений разными словами: существительными, обобщающими словами (игрушки, посуда, одежда, мебель, животные, транспорт); глаголами (в настоящем, прошедшем и будущем времени); прилагательными (описывающими объекты по форме, размеру, материалу, вкусу, запаху, принадлежности); местоимениями (я, ты, он, она, мы, они, мой, твой, мне, тебе);наречиями, обозначающими пространственные и временные отношения (вверху, внизу, рядом, быстро, медленно).Развивать понимание того, что одним и тем же словом можно называть разные объекты (пушистый шарф, цветок, одуванчик)и что один и тот же предмет можно описать разными словами (мяч красный, большой, звонкий, веселый, новый, мой). Уточнять представления о действиях людей, движениях животных и соотносить их с глаголами. Обогащать словарь названиями бытовых предметов, продуктов питания, одежды, мебели, транспорта, животных и их детенышей, растений, некоторых профессий людей (воспитатель, врач, шофер), частей и деталей предметов (колеса и кузов у машины), вещей (карман, рукав, воротнику рубашки и др.).

Формирование грамматического строя речи

Знакомить с пространственными и временными отношениями в окружающем мире и побуждать детей передавать свои представления в речи.(Солнце высоко, дерево далеко,

рыба в воде, собака в конуре).Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами и прилагательными; использовать в речи предлоги (в, на, за, под), союзы (потому что, чтобы); употреблять вопросительные слова (Кто? Что? Куда? Где? и др.). В звукоподражательных играх учить ориентироваться на звуковую сторону слова (мяу-мяу

- мяукает, ку-ка-ре-ку - кукарекает, кря-кря-кря - кря-кает). Содействовать изменению слов в единственном и множественном числе (кот - коты, книга - книги), по падежам (это лопатка, дай лопатку, нет лопатки), в настоящем и прошедшем времени (гуляем, гуляли). Воспитание звуковой культуры речи

Создавать условия для развития фонематического слуха, артикуляционного и голосового аппарата. Для становления речевого дыхания в игровых упражнениях учить детей производить выдох через рот плавно и протяжно, говорить внятно, не торопясь, достаточно громко. Упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных (кроме свистящих, шипящих и сонорных). Поддерживать игры со звуками в звукоподражательных словах. Учить узнавать животных и персонажи любимых литературных произведений по звукоподражанию. Формировать интонационную выразительность речи.

Развитие связной речи

Развивать умение вступать в диалог, обращаться с вопросами, просьбами, используя вежливые слова («здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и др.); стимулировать инициативные обращения в совместных действиях и играх. Поддерживать желание слушать и пересказывать сказки (совместно с взрослым - подговаривать за ним). Содействовать развитию умения по собственной инициативе или по предложению взрослого рассказывать об изображенном на картинках, об игрушках, о событиях из личного опыта (как правило, во второй половине года). Развивать интерес, положительное отношение детей к совместному с взрослым чтению, слушанию, инсценированию художественных произведений как предпосылку развития интереса к чтению художественной литературы. Развивать понимание смысла ситуации, описываемой в литературном произведении, учить выражать свое отношение: словом (реплики, повторы, вопросы), эмоциями и действиями (несет книгу, действует с игрушками, персонажами кукольного театра). Инициировать становление и развитие связной речи. Важнейшим условием освоения вербальных способов общения является четкая, ясная, грамотная, выразительная речь людей из ближайшего окружения. Образец речевого общения взрослого, простые по содержанию, лаконичные и доступные по словарному составу и предложениям пояснения, вопросы, комментарии, целенаправленная активизация в речи детей словаря, простых предложений, незаметное для ребенка упражнение в их применении – важная составляющая содержательного взаимодействия с детьми. Успешное решение задач речевого развития немыслимо без художественного слова, воздействующего одновременно на познавательную и эмоциональную сферу ребенка. Поэтому важно создавать условия для развития понимания и эмоционального отношения к словесному художественному образу. На этой основе нужно содействовать самостоятельному, инициативному обращению ребенка к художественному образу: рассказывать сказки и стихотворения, рассматривать книги и

иллюстрации, предлагать что-то почитать, инсценировать потешки, короткие стихи, фрагменты сказок.

Образовательные задачи

1) Создавать условия для эстетизации образовательной среды с применением изделий

народного декоративно-прикладного искусства, детских рисунков и коллажей, выполненных в сотворчестве с педагогом и родителями.

2) Развивать эстетическое восприятие красивых предметов, объектов и явлений природы, произведений разных видов искусства (литературы, музыки, народной

игрушки, книжной иллюстрации, скульптуры малых форм и др.) и разных жанров фольклора (потешек, прибауток, закличек, загадок, сказок и др.).

3) Содействовать        установлению        связи        между        объектами        реального        мира        и

художественными образами; развивать ассоциативное мышление.

4) Поддерживать интерес к художественной деятельности - самостоятельной или

организованной в сотворчестве с близким взрослым и другими детьми.

5) Начинать знакомить с «языком» разных видов искусства (слово, интонация, цвет,

форма, пятно, линия, ритм, динамика, пауза и др.).

6) Инициировать        практическое        освоение        доступных        способов        художественной

деятельности и культурных практик.

7) Продолжать знакомить с разными видами и жанрами искусства в соответствии с возрастными особенностями.

8) Создавать условия для художественного экспериментирования с цветом, формой,

линией, ритмом, звуком, интонацией, словом и пр.

9) Учить различать внешний вид, характеры, состояния и настроения контрастных художественных образов в разных видах искусства (добрый-злой, ласковый- строгий, веселый-грустный, тихий-громкий, светлый-темный, высокий-низкий,

быстрый-медленный, далеко-близко и др.).

Содержание образовательной деятельности

Художественная литература и фольклор

Продолжать знакомить с разными жанрами фольклора (пестушки, потешки, прибаутки, заклички, загадки, народные сказки) и детской художественной литературы (стихи, короткие рассказы, авторские сказки).

Побуждать к выражению индивидуального эмоционального отклика на описываемые события, характер и действия персонажей, красоту слова, ритм и мелодику поэтического произведения.

Знакомить с книгой как предметом культуры (люди придумали сказки, поэты сочинили стихи, художники нарисовали картинки, чтобы мы радовались и узнали много нового).

Систематически        читать        детям        книги        и        поддерживать        чувство удовольствия, радости от слушания и рассматривания иллюстраций.

Вовлекать в совместное «чтение»: повторять слова и фразы, исполнять песенки, выполнять игровые действия, находить изображения, соответствующие тексту. Задавать вопросы по содержанию картинок (Кто это? Что это? Где мышка? Где у лисы хвост? и др.) и побуждать отвечать жестом, словом, самостоятельно или с помощью взрослого.

Подбирать тексты, в которых присутствуют диалоги персонажей, и вовлекать детей в обыгрывание, инсценировки.

Одни и те же потешки, стихи, сказки читать и затем рассказывать многократно, в разных образовательных ситуациях (на занятиях, прогулках, в инсценировках).

Предлагать для самостоятельного рассматривания книги, специально изданные для детей раннего возраста (картонные или из прочной бумаги, с достаточно большими, красочными, лаконичными иллюстрациями).

При выборе книг учитывать интересы и желания каждого ребенка.

Оставлять книги на столе для самостоятельного рассматривания картинок детьми.

Рассказывать о правилах обращения с книгой (не рвать, аккуратно листать странички, не выхватывать из рук другого ребенка, не бросать на пол).

Постоянно применять художественное слово в разных образовательных ситуациях и в повседневной жизни детей (гигиенические процедуры, прогулки, игры).

Включать имя ребенка в потешку или песенку, подходящую к конкретному моменту(«Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай, мою Олю не пугай»).

Побуждать узнавать героев известных произведений в образных игрушках, на картинках, называть их, используя фольклорные или

устойчивые литературные обороты («котенька-коток», «зайчик-

побегайчик», «петушок – золотой гребешок», «птичка-невеличка»,

«солнышко-колоколнышко»).

Советовать родителям иметь дома иллюстрированные книги, адресованные детям раннего возраста (народные и авторские сказки, стихи, потешки), показывать мультфильмы по сюжетам литературных произведений.

Изобразительная деятельность и конструирование

Обогащать художественные впечатления детей. Знакомить с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, богородской) и книжной иллюстрацией(на примере творчества Ю. Васнецова, А. Елисеева, В. Лебедева,Е. Рачева, П. Репкина и др.).

В        бытовых        ситуациях        использовать        красивые,        эстетично оформленные предметы.

Проводить наблюдения за природными объектами (цветок, дерево, жук, бабочка, птичка) и явлениями (дождь, снег, ветер, листопад) для обогащения зрительных впечатлений.

Развивать ассоциативное восприятие, устанавливать связи между объектами окружающего мира и их изображениями.

Инициировать переход каждого ребенка сдо изобразительного этапа на изобразительный.

Учить «входить в образ», выбирать тему рисунка и постройки.

группы. Оформлять блиц-выставки для родителей.

Создавать условия для освоения способов изображения на основе доступных изобразительно-выразительных средств (цвет, пятно, линия, форма, ритм).

Поддерживать художественное экспериментирование с различными материалами (глина, пластилин, тесто, краски, бумага, ткань, фольга, снег, песок), инструментами для изодеятельности (карандаш, фломастер, маркер, кисть, стека, штампик) и предметами, выступающими в качестве художественных инструментов (ватная палочка, зубная щетка, губка и пр.).

Развивать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми при        создании        коллективных        композиций        («Грибная        полянка»,

«Праздничная елочка», «Солнышко в окошке» и др.).Интегрировать

виды художественной деятельности (рисование и аппликация, лепка

и конструирование).

В лепке продолжать знакомить детей с разнообразием пластических материалов (глина, пластилин, соленое тесто), знакомить с их свойствами (пластичность, вязкость, масса, объем). Активизировать базовые способы лепки шара и цилиндра (валика, столбика). Показать способы их преобразования: шара в диск (сплющивание в лепешку),цилиндра в тор (замыкание в кольцо) и др. Поддерживать интерес к лепке фигурок, состоящих из двух-трех частей (грибок, птичка, самолет).

В рисовании обеспечить переход от каракулей к осмысленному изображению различных линий и форм для отражения впечатлений о мире (дорожка, травка, солнышко). Учить детей правильно держать карандаш, кисть, мелок, палочку и создавать изображение на разных поверхностях (лист бумаги, песок, снег, доска, асфальт и др.). Знакомить с красками и способами живописного изображения (цвет, пятно, силуэт).

В аппликации знакомить с бумагой и ее свойствами (тонкая, белая или цветная, мягкая или жесткая, «послушная» - можно рвать, сминать, складывать). Инициировать создание образов из бумажных кусочков и комочков, фантиков, силуэтов, вырезанных воспитателем из одноцветной и многоцветной бумаги.

В конструировании знакомить детей с основными видами строительных деталей (кубик, кирпичик, полукуб, призма) и способами конструирования (выкладывание на поверхность, наложение, приставление, размещение деталей впритык и на некотором расстоянии). Показать варианты построек: линейных и замкнутых, горизонтальных и вертикальных. Помочь установить связь между постройками и реальными объектами (стол, стул, диван, дорожка, мостик, поезд, заборчик, дом, башня и др.).

Музыка

Слушание музыки. Развивать у детей умение вслушиваться в музыку, запоминать, узнавать, эмоционально откликаться. Поддерживать интерес к слушанию песен (исполняемых взрослым), отдельных пьес изобразительного характера и рассказов, сопровождаемых музыкой. Давать слушать классические музыкальные произведения (см. Репертуар) и созданные композиторами специально для детей раннего возраста. Создавать условия   для   обогащения   слухового   опыта:   слушать   мелодии,

звучащие на разных музыкальных инструментах и в ансамбле. В

течение года рекомендуется 10-12 пьес, 3-4 песни для слушания и два-три рассказа, сопровождаемые музыкой. Длительность звучания от двух-четырех минут в начале года до пяти минут в конце года(с небольшими паузами).

Пение. Вводить песню в жизнь детей. Предлагать слушать песни в исполнении взрослого (с показом и без показа игрушки, картинки) и поощрять подпевание. Учить запоминать слова песни и узнавать знакомые песни по инструментальному сопровождению (фортепьяно, металлофон, детский синтезатор). Поощрять подпевание, учить петь естественным голосом, без напряжения и выкрикивания звуков. Создавать условия для индивидуального, парного (вместе с взрослым) и группового пения: вовремя начинать и заканчивать пение; выдерживать паузы; слушать вступление и заключение. В процессе подпевания и пения поддерживать проявления индивидуальных особенностей развития и характера ребенка. В течение года рекомендуется предлагать для слушания до десяти песен. Песен, предназначенных для подпевания и пения, должно быть немного, чтобы можно было чаще их повторять, иначе дети не запоминают слова, а это тормозит развитие умения петь.

Используя разнообразные методические приемы при исполнении песни, включая ее в различные моменты музыкальной и общей воспитательной работы, приучать детей вслушиваться в песню, с

интересом повторять ее много раз, петь в самостоятельной игре и деятельности.

Музыкальное движение. Использовать музыкальные упражнения для решения разных задач: обучения новым движениям, различения особенностей звучания музыки (тихо - громко, быстро - медленно). Знакомить со следующими видами музыкальных движений: хлопать в ладоши; хлопать по коленям; притопывать одной ногой; притоптывать двумя ногами попеременно; хлопать в ладоши и по коленям одномоментно; хлопать в ладоши и одновременно притоптывать    одной    ногой;    делать    «пружинку»;    выполнять

«пружинку» с небольшим поворотом корпуса вправо-влево; бегать на месте на носочках; кружиться на носочках; делать шаг вперед - шаг назад на носочках; бегать и шагать по кругу, стайкой в одном направлении. Варьировать положение рук: обе руки на поясе; одна рука на поясе, другая поднята; руки разведены в стороны, ладони смотрят вверх; крутить «фонарики», медленно помахивать платочком, быстро стучать погремушкой об пол и др.Чередовать контрастные части музыкального произведения, чтобы дети легко воспринимали и радостно передавали эти контрасты в плясках. Учить связывать движения с характером музыки, не  нуждаясь в

показе   взрослого.   Создавать   условия   для   свободных   плясок,

поощрять пляски под народную плясовую музыку. Для обогащения опыта использовать прямой показ движений, музыкальную подсказку. В течение года рекомендуется семь-десять разных плясок, исполняемых индивидуально, в парах, в кружочке, в свободном построении.

Музыкальная игра. Вовлекать детей в игры, сопровождаемые музыкой. Вызывать яркие эмоции, веселое настроение. Выступать инициатором и организатором игры, но при этом поддерживать инициативную активность детей. Помогать понять игровую ситуацию (птички летят, зайчики скачут, медведь бредет по лесу, шофер крутит баранку и управляет машиной). Поощрять развитие умения выполнять движения согласно с музыкой. Вводить образы знакомых фольклорных персонажей (зайчик-побегайчик, лисичка- сестричка) для того, чтобы дети могли их изобразить в ходе игры. Использовать драматизацию песенки, сказки, потешки для развития эмоциональной отзывчивости; привлечения внимания детей к занятию, повышения их интереса к музыке; улучшению понимания слов, действий и общего содержания песенки (сказки); стимулирования музыкально-игровой активности детей. Применять драматизацию детских песен и сказок на занятиях и в режимных моментах. Стимулировать стремление детей к самостоятельному использованию театральных куколи атрибутов, элементов костюмов. В течение года проводятся три детских утренника: осенью(октябрь-ноябрь), зимой («Елка»)и весной (май).

Театрализованная деятельность

Проводить театрализованные игры и показывать небольшие сценки с фигурками типа би-ба-бо, с Петрушкой.

Продолжать знакомить детей с пальчиковым, кукольным театром.

Начинать знакомство с театром теней.

Поддерживать театрализованную игру в форме индивидуального подражания (хорошо знакомые персонажи потешек, сказок, образы животных).

Инициировать участие ребенка в дидактических играх- драматизациях (искупаем куклу Олю, оденем куклу Машу, уложим спать куклу Дашу, покормим собачку и др.).

Помогать        перенести        опыт        театрализованной        игры        и        игры- драматизации в самодеятельные игры

Образовательные задачи

1) Создавать условия для гармоничного физического и психического развития

ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

2) Развивать        устойчивый        интерес        к        движениям        и        физическим        упражнениям.

Поддерживать двигательную активность.

3) Совершенствовать умение ребенка управлять своим телом и движениями в разных условиях, свободно ориентироваться в пространстве и активно осваивать его в

процессе разных движений.

4) Обогащать и разнообразить двигательный опыт, изменяя способы и характер

движений.

5) Продолжать развивать основные двигательные умения (ходьба, бег, прыжки,

лазание, бросание, ловля и др.), сохраняя индивидуальный темп и ритм.

6) Содействовать становлению образа и чувства своего тела(телесности). Продолжать

знакомить с телом человека.

7) Формировать культурно-гигиенические навыки; развивать потребность в чистоте и

опрятности.

8) Приобщать к здоровому образу жизни, укреплять здоровье.

9) Содействовать формированию физических и личностных качеств

Содержание образовательной деятельности

Создавать условия для полноценного физического развития в разных ситуациях: на утренней гимнастике, в процессе занятий физической культурой, в подвижных играх, на прогулке - в естественной двигательной активности ребенка.

Обеспечивать развитие основных движений. Учить ходить и бегать по ограниченной площади: индивидуально, небольшими группами, затем всей группой в определенном направлении. Инициировать преодоление препятствий разными способами (подлезать, переползать, спрыгивать и др.). Усложнять и разнообразить способы управления мячом: бросание в заданном направлении, ловля, прокатывание. Упражнять в прыжках: подпрыгивание на двух ногах, перепрыгивание через линию или шнур, спрыгивание с невысоких предметов, мягко приземляясь. Создавать ситуации для развития умения ориентироваться в пространстве (в групповой комнате, в физкультурном и музыкальном зале, на прогулочной площадке, на улице). Учить ребенка согласовывать свои движения с движениями других играющих, двигаться, не наталкиваясь друг на друга. Поддерживать проявления образной выразительности движений, подражание персонажам потешек, стихов, сказок, театральных постановок. При проведении общеразвивающих и игровых упражнений, подвижных игр на занятиях, гимнастике, прогулке решать следующие задачи.

Ходьба: ходить «стайкой» за воспитателем в заданном направлении, меняя направление; перешагивая через линии, кубики; огибая предметы; парами; по кругу, взявшись за руки; переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе. Игры: «К куклам в гости», «По тропинке», «Догоните меня», «Принеси предмет», «Пузырь». Бег: бегать за воспитателем, убегать от него; бегать в разных направлениях, не сталкиваясь друг с другом; догонять катящиеся предметы; пробегать между линиями (30–25 см), не наступая на них; бегать непрерывно в течение 30-40 секунд; пробегать медленно до 80 м. Игры:

«Поезд»,        «Самолеты»,        «Догони        собачку»,        «Догони        мяч»,        «Курочка-хохлатка»,

«Автомобиль».

Прыжки: прыгать на двух ногах на месте и слегка продвигаясь вперед; подпрыгивать вверх, стараясь коснуться предмета, находящегося выше поднятых рук ребенка; перепрыгивать через линию, веревку, положенную на пол; через две параллельные линии (от 10 до 30 см); прыгать на двух ногах как можно дальше. Игры:

«Подпрыгни до ладони»,«Позвони в колокольчик», «Прыгай, как мячик», «Пробеги- подпрыгни», «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается».

Ползание: проползать на четвереньках 34 м; в вертикально стоящий обруч; подлезать под препятствия высотой 3040 см.; игры: «Доползи до погремушки»,

«Воротики», «Не наступи на линию», «Будь осторожен», «Обезьянки», влезать на лесенку-стремянку.

Бросание и ловля: скатывать мячи с горки; катание друг другу мячей, шариков, двумя и одной рукой; бросать мяч двумя руками воспитателю; стараться поймать мяч, брошенный воспитателем; бросать предметы (мячи, мешочки с песком, шишки и др.) в горизонтальную цель (расстояние1 м), двумя руками, поочередно правой и левой рукой. Игры: «Мяч в кругу», «Попади в воротики», «Лови мяч», «Целься верней», «Попади в корзину».

Скольжение: прокатывание детей по ледяным дорожкам взрослыми; скатывание с невысокой ледяной горки на картоне, фанере, клеенчатой подстилке с помощью взрослого. Катание на санках: катание ребенка взрослым; скатывание с горки, сидя на санках; везение санок за веревку; катание игрушек на санках; попытки катания друг друга с помощью взрослого.

Езда на велосипеде: посадка на трехколесный велосипед и схождение с него с поддержкой и без поддержки взрослого; поддержка детских попыток передвижения и управления рулем.

Ходьба и бег в воде (если есть бассейн) глубиной по колено, по пояс друг за другом, парами, держась за руки.

Упражнения для рук и плечевого пояса: руки вниз, вперед, вверх, в стороны, за спину; поднимать; сгибать и разгибать; размахивать вперед-назад; хлопать перед собой, над головой; сжимать и разжимать пальцы, захватывать пальцами мелкие предметы.

Упражнения для туловища: из положения стоя, сидя, лежа наклоняться вперед, в стороны; поворачиваться вправо, влево; переворачиваться со спины на живот и обратно.

Упражнения для ног: ноги вместе, слегка расставлены; сгибать и разгибать, приподниматься на носки; полуприседать с опорой; сгибать и разгибать стопы.

Становление образа и чувства своего тела (телесности). Поддерживать дальнейшее знакомство ребенка со своим телом (его строением, функционированием - в соответствии с возрастом), развивать ощущение своего тела (состояние здоровья, самочувствие, положение в пространстве, ощущение бодрости или, напротив, усталости, чувство сытости или, напротив, голода и др.). Обращать внимание на положение головы и осанку, частоту дыхания и окраску кожи лица; непроизвольные движения губ, рук и ступней ног ребенка; положение корпуса тела во время ходьбы, наличие личного пространства, расстояние между ребенком и другими детьми; владение внешними формами приветствия; образность, пластичность и ритмичность движений.

Телесно-ориентированные практики: дыхательные упражнения, зеркальное отражение, упражнения с образами, работа с жестами, мимикой, дыханием как выражением эмоций, выполнение упражнений в парах, подгруппами, контроль за самочувствием ребенка и др.

  1. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы

Построение образовательной деятельности в первой младшей группе «Ладушки» основывается на методах и формах работы с детьми Выбор методов и форм работы осуществляется воспитателем самостоятельно.

Виды деятельности

коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и другими детьми)

игровая (народные, подвижные, первые сюжетно-ролевые и др. игры)

двигательная (овладение основными движениями)

познавательно-исследовательская, в т.ч. экспериментирование

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)

изобразительная (рисование, лепка, аппликация)

музыкальная (восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

театрализованная (театр настольный, бибабо и др.)

конструирование из разного материала (строительного, бытового, природного) и др.

восприятие фольклора и произведений разных видов искусства - художественной литературы, народной игрушки, живописи, книжной графики (иллюстрации), скульптуры

малых форм, фотографии, музыки, театра и др.

Все формы, способы, методы и средства реализации Программы призваны обеспечивать активное участие ребенка в образовательной деятельности в соответствии с его возможностями и интересами, поддерживать личностно-развивающий характер общения и взаимодействия.

Организационные формы

культурно-гигиенические процедуры в течение дня

прогулки и тематические экскурсии (с участием родителей)

игры-забавы

игры-занятия (игровые образовательные ситуации)

игры с правилами (подвижные, дидактические)

свободные игры (поддержка становления и развития сюжетно-ролевой игры)

ситуационные беседы (разговоры педагога с детьми)

экспериментирование

развивающие занятия, связанные с организацией таких видов детской деятельности, как

познание окружающего мира, конструирование, лепка, рисование, аппликация, труд в природе

моделирование жизненных ситуаций, связанных с культурными практиками, в т.ч.

основами безопасности жизни и здоровья

  1. Характеристика реализуемых программ

В первой младшей группе «Ладушки» по пятницам реализуется примерная парциальная образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги» под редакцией Е.О. Смирновой, Л.Н. Галигузовой, С.Ю. Мещеряковой.

Программа направлена на развитие целостной личности ребенка - его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

Примерная парциальная образовательная программа для детей раннего возраста

«Первые шаги» обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

В результате освоения программы ребенок к трем годам:

  1.         Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, с удовольствием исследует их свойства.
  2. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий.
  3. Проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях.
  4. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания.
  5.         Владеет активной и пассивной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.
  6. Знает названия окружающих предметов и игрушек.
  7. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях. Появляются короткие отобразительные игры, в которых малыш воспроизводит действия взрослого.
  8. Возникают первые игровые замещения.
  9.         Проявляет интерес к сверстникам; с удовольствием наблюдает за их действиями и подражает им, взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями.
  10.         Любит слушать стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Появляется живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления.
  11.         С удовольствием двигается, ловко встраивается в пространство, стремится осваивать различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр.).

  1. Особенности взаимодействия с педагогами и семьями воспитанников

Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников первой младшей группы основываются на партнерских взаимоотношениях в интересах развития детей. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения в процессе содержательного общения и предполагает взаимное воздействие, активность, и строится «от ребенка» и «на стороне родителей».

Родители (законные представители) в качестве равноправных партнеров принимают участие в планировании образовательных отношений, их подготовке и реализации. Для того, чтобы родители включались в интерактивное взаимодействие, осваивали необходимые модели поведения, преодолевали затруднения в общении, наряду с традиционными формами взаимодействия используется технология фасилитации.

Перспективный план работы с родителями

Месяц

Название мероприятия

Сентябрь

  1. Родительское        собрание        на        тему:        «Организация        работы группы на 2022 – 2023учебный год».
  2. Сбор сведений о семье, оформление социального паспорта семей.
  3. Консультация «Режим дня и его значение в жизни ребенка»
  4. Памятка «Как вести себя с ребенком в период адаптации»
  5. Беседа «Одежда детей в группе и на улице»
  6. Анкетирование родителей на тему: «Положительные эмоции ребенка»
  7. Консультация «Как научить ребенка правильно держать ложку, карандаш?»

8.Сбор согласий родителей, для размещения информации на сайте «Детский сад семья – нас объединяют дети»

Октябрь

  1. Родительское собрание на тему «Роль малых фольклорных жанров в воспитании детей»
  2. Консультация «Когда обращаться к логопеду»
  3. Выставка поделок из природного материала «Дары осени»
  4. Буклет «Привитие культурно-гигиенических навыков детям раннего возраста»
  5. Оформление стенда «Повторите дома»
  6. Консультация «Оздоровление детей в домашних условиях»
  7. Индивидуальные беседы: «Формирование навыков одевания и самостоятельной еды»
  8. Совместная работа с родителями по созданию фотоальбома

«Наша дружная семья»

9. Размещение итогов по теме недели на сайте образовательной организации в разделе «Детский сад семья – нас объединяют дети»

Ноябрь

  1. Консультация «Язычок путешественник, артикуляционная гимнастика для дошколят»
  2. Привлечение        родителей        к        помощи                в        приобретении красочных книг с русскими народными сказками. 3.Индивидуальные                        беседы                        с        родителями        о необходимости                проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ.
  1. Оформление буклета для родителей: «Для чего нужны пальчиковые игры»
  2. Изготовление подарков для мам.
  3. Фотовыставка «Мамина улыбка»
  4. Показ        видеозаписи        праздника        «Мамина        улыбка», посвященному Дню матери.
  5. Памятка « О воспитании детей к родному краю»
  6. Оформление папки-передвижки        «Потешки для плачущего

ребенка»

  1. 9.Размещение итогов по теме недели на сайте образовательной организации в разделе «Детский сад семья – нас объединяют дети»

Декабрь

1.        Консультация        «Возрастные особенности психического развития ребенка дошкольного возраста».

  1. Совместное творчество по созданию атрибутов к новогодним праздникам.
  2. Привлечение родителей к оформлению прогулочных участков снежными скульптурами.
  3. Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для новогоднего праздника.
  4. Участие в выставке «Новогодняя игрушка своими руками – 2023»
  5. Памятка для родителей: «Безопасность при проведении новогодних развлечений для детей»
  6. Консультация «Детские праздники».
  7. Акция «Добрая зима для птиц»
  8. Размещение итогов по  теме недели на сайте образовательной организации в разделе «Детский сад семья – нас объединяют дети»

Январь

  1. Консультация «Правила в семье и обществе: для чего они нужны ребёнку?»
  2. В        уголок        для        родителей        поместить        информационный материал: «Здоровье детей в наших руках».
  3. Оформление папки-передвижки «Потешки при укладывании спать».
  4. Консультация «Как и чем занять ребенка дома?»
  5. Беседа «Прогулки зимой - это здорово»
  6. Размещение итогов по  теме недели на сайте образовательной организации в разделе «Детский сад семья – нас объединяют дети»

Февраль

  1. Консультация «Зачем ребенку папа?»
  2. Памятка «Учить цвета легко и просто»
  3. Информационный материал «Как научить ребенка наблюдать за изменениями в природе?»
  4. Индивидуальные беседы с папами на тему: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».
  5. Консультация «Роль отца в воспитании детей»
  6. Индивидуальные беседы: «Если ребенок дерется»
  7. Фотогазета «Самый лучший папа мой»
  8. Консультация:        «Фольклорные        праздники        –        средство приобщения детей к народной культуре и традициям».
  9. Привлечение родителей к пополнению уголка ряженья.
  10. Размещение итогов по  теме недели на сайте образовательной организации в разделе «Детский сад семья – нас объединяют дети»

Апрель

  1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка».
  2. Практические занятия с родителями «Рисуем без кисточки».
  3. Информационный материал: «Чем занять малыша весной на прогулке»
  4. Фотовыставка «Прогулка - это здорово!»
  5. Консультации        для        родителей        «Весёлые        потешки для…родителей»
  1. Оформление папки-передвижки «Потешки при умывании».
  2. Консультация «Значение книги в жизни малыша»
  3. Буклет «Что и как читать детям»
  4. Экологическая акция «Скворечник – дом для птиц»»
  5. Размещение итогов по  теме недели на сайте образовательной организации в разделе «Детский сад семья – нас объединяют дети»

Май

  1. Родительское собрание        «Итоги работы и наши успехи за 2022-2023 учебный год»
  2. Анкета «Что узнали и чему научились?»
  3. Размещение итогов по  теме недели на сайте образовательной организации в разделе «Детский сад семья – нас объединяют дети»

  1. Видео – презентация: «Вот так мы жили в детском саду»
  2. Совместное        фольклорное развлечение родителей с детьми

«Веснянка»

  1. Конкурс «Лучший рецепт блюда для детей из фруктов и ягод»
  2. Памятка «Если укусили насекомые»
  3. Консультация «Безопасное поведение детей возле водоемов»

5. Консультация: «Игры с песком и водой»;

Перспективный план работы с педагогами

Месяц

Название мероприятия

Октябрь

Публикация        материала        по        самообразованию        на        портале социальная сеть работников образования.

Декабрь

Мастер – класс в рамках работы по теме сообразования: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»

Март

Оформление в группе выставки по проектной деятельности

«»

Мастер – класс в рамках работы по теме сообразования: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Май

Выступление        с        отчетом        по        работе        самообразования        на

педагогическом совете.

Май

Публикация отчета по итогам работы за учебный год на портале

социальная сеть работников образования.

  1. Проектная деятельность в группе

В группе реализуется проект по всестороннему развитию детей раннего возраста посредством фольклора: «Детский фольклор как средство успешной адаптации детей к детскому саду». Проект направлен на систематизацию работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.

 Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Срок реализации проекта: 01.09.2022 – 31.05.2023

К        концу учебного        года у детей первой младшей группы сформируются следующие умения и навыки:

  1. положительное отношение к детскому саду у детей;
  2. с интересом слушают малые формы фольклора;
  3. самостоятельно проговаривают слова, фразы из потешек;
  4. в самостоятельной игре, режимных моментах сопровождают свои действия речью, активно используют малые формы фольклора;
  5. проявляют интерес к книгам, рассматриванию иллюстраций, бережно к ним относятся;
  6. по        просьбе        взрослого        или        по        собственной        инициативе        рассказывают        об изображенном на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта;
  7. свободно общаются в диалоге с воспитателем и со сверстниками. Родители:

   расширились знания родителей о роли детского фольклора в воспитании детей;

  1. принимают активное участие в работе по данной теме;
  2. более внимательное и ответственное отношение родителей к жизни детей, их интересам и потребностям.

Педагог:

1) овладение не только глубокими знаниями о детском фольклоре, его формах, но и методической системой обучения и организации работы с детьми по данному направлению.

  1. Организация воспитательной работы

Организация воспитательной работы в первой младшей группе «Ладушки» направлена на личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе; первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения; приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Воспитательная работа в группе построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей в интересах семьи и общества.

  1. Уклад группы

Уклад группы направлен на создание системы ценностей и воспроизведение особо значимых видов совместной деятельности.

Ключевые элементы

уклада группы

взаимодействие с родителями по вопросам воспитания

утренний и вечерний круг чтение перед сном

прослушивание колыбельных песен

обеспечение личностно развивающей предметно-пространственной среды согласно возрасту, времени года, теме недели (тематические

выставки, мини-музей, создание обучающих и развивающих игр и пособий для детей)

встречи с интересными людьми

детское портфолио

традиция празднования дня рождения ребёнка

общение старших и младших братьев и сестёр в группе детского сада

организация экскурсий (в природу)

участие родителей и детей в конкурсах, выставках образовательной

организации (согласно годовому плану)

  1. Календарь праздников, событий, мероприятий в группе

Мероприятия

сроки

Сезонные праздники

Здравствуй осень

Октябрь

Новогодние утренники

Декабрь

Развлечение «Дорогая моя мамочка»

Март

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Обязательная часть

  1. Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей в группе Учебный план

При проведении НОД в группе соблюдаются гигиенические требования: помещение проветривается, свет падает с левой стороны; оборудование, инструменты и материалы и их размещение отвечают педагогическим, гигиеническим   и эстетическим требованиям. Длительность непосредственной образовательной деятельности соответствует установленным нормам, а время используется полноценно. Большое значение имеет начало непосредственной организованной деятельности, организация детского внимания. В группе используются игровые методы и приемы обучения в работе с детьми; разнообразные формы организации детей (индивидуальный, подгрупповой, групповой). Обязательно проводятся физкультминутки в середине непосредственной организованной деятельности.

Продолжительность непосредственной образовательной деятельности в день

Возраст детей

Длительность НОД

Максимально допустимый объем нагрузки в I половине дня

Максимально допустимый объем нагрузки

во        II        половине дня

Максимально допустимый объем нагрузки

в день

Первая        младшая группа 2-3 года

10 мин

20 мин

20 мин

Количество и объем непосредственной образовательной деятельности в неделю Приложение №1

Возрастная группа

Обязательная часть (кол-во),

% (не менее 60)

Часть,

формируемая участниками образовательных отношений (кол- во), % (не более

40)

Длительность (в мин.)

Недельная

нагрузка

Кол-во

Время

1 младшая группа

«Ладушки»

9/90

1/10

10

10

1час 40

мин

Организация совместной деятельности

В первой младшей группе совместная деятельность деятельность двух и более участников образовательных отношений (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Совместная деятельность отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и ребенка, формой организации (возможности свободного размещения, перемещения и общения в процессе образовательной деятельности).

Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

Организация самостоятельной деятельности

Самостоятельная деятельность детей первой младшей группы занимает в режиме дня не менее 3-4 часов:

  1. свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;
  2. организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

Режим дня (холодный период года)

Виды деятельности

Первая младшая группа

Приход детей в детский сад, свободная игра, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика

07.00 - 08.00

Подготовка к завтраку, завтрак

08.00 - 08.30

Самостоятельная деятельность, игры, общение

08.40 - 09.30

(по подгруппам)

Организованная        детская        деятельность,        самостоятельная деятельность

Второй завтрак

09.30 - 09.40

Подготовка к прогулке, прогулка

09.40 - 10.50

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

10.50 - 11.20

Подготовка к обеду, обед

11.20 - 11.50

Закаливающие процедуры, подготовка ко сну

Дневной сон

11.50 - 15.00

Постепенный        подъем,        взбадривающая        гимнастика, самостоятельная деятельность

15.00 - 15.15

Полдник

15.15 - 15.25

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность, вечерний круг

15.25 - 15.55

Подготовка к прогулке, прогулка

15.55 – 16.30

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин

16.30 - 16.50

Самостоятельная деятельность, уход домой

16.50 - 19.00

Организация прогулки

Ежедневная продолжительность прогулки детей первой младшей группы составляет около 3-4 часов. Прогулку проводим 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину дня - после дневного сна и (или) перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15 м/с. прогулку не организуем.

Прогулка состоит из наблюдения, подвижных игр, трудовой деятельности, самостоятельной игровой деятельности детей, индивидуальной работы с детьми.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, заранее продумывается ее содержание. Одевание детей организуется так, чтобы не тратилось много времени. Детей младшей группы учатся одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Приучаем малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали благодарить за оказанную услугу

Организация питания

В первой младшей группе предусмотрено 5-ти разовое питание (между завтраком и обедом включен второй завтрак). Для обеспечения преемственности в организации питания между образовательной организацией и семьей родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

Организация сна

Продолжительность дневного сна детей средней группы составляет2-2,5 часа.

  1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы

Группа имеет возможность посещать необходимые помещения организации и использовать материалы и оборудование организации для полноценного развития, двигательной активности, комфортного, безопасного и эмоционально благополучного пребывания детей: музыкальный зал, кабинет педагога-психолога, медицинский блок.

В группе имеются все необходимые помещения: приемная, спальня, групповая комната, буфетная, туалетная и умывальные комнаты.

Развивающая предметно-пространственная среда группы разделена на центры: центр кулинарии, центр искусства, театральный уголок, центр строительства (конструирования), центр математики, центр развития речи, музыкальный уголок, патриотический уголок. Все центры оборудованы необходимым материалом: пособия, конструкторы, развивающие игры, детская и художественная литература, методическая литература, предметы народно-прикладного искусства, атрибуты к различным играм, макеты, настольно-печатные и дидактические игры, спортивное и оздоровительное

оборудование, театральные куклы, костюмы и декорации, ширмы, игрушки, природный материал, предметы-заместители.

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

Программно-методический комплекс обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей (образовательные области).

Направления развития

Методические пособия

Наглядно-

дидактические пособия

Рабочие тетради

Социально- коммуникативное развитие

Богоявленская М.Е., Кларина Л.М.,        Шатова        А.Д. Поддержка инициативы и самостоятельности в раннем детстве.

Казунина И.И., Лыкова И.А., Шипунова В.А. Первые игры и игрушки.

Игровая среда от рождения до трех лет.

Касаткина Е.И. Игровые технологии в воспитании детей раннего

возраста.

Касаткина Е.И. Игровое общение в раннем детстве.

Кошелева А.Д., Кулаковская В.И. Эмоциональное развитие враннемдетстве.

Кривенко        Е.Е.

Адаптационные игры для малышей.

Лыкова И.А., Шипунова В.А. Игры-забавы для малышей: методическое пособие.

Лыкова        И.А.Приобщаем малышей к народной культуре.                Методическое пособие.

Теплова А.Б. Народные игры в воспитании детей раннего возраста.

Трифонова Е.В.Становление и развитие игры в раннем

Серия «Расскажи детям о…».

Серия мир в картинках. Плакаты.

Дидактические, настольные игры по профилактике                ДТП. Макет        дороги.

Дорожные        знаки.

Картинки о

правилах        дорожного движения.

Машины

специализированные. Атрибутика        для сюжетно-ролевых        игр по возрасту детей

детстве.

Познавательное развитие

Белая С.Г., Казунина И.И., Лукьяненко                В.Н. Дидактическая        кукла. Развивающие игры и упражнения для малышей. Методическое пособие.

Николаева        С.Н.

Экологическое воспитание детей. Третий год жизни. Методическое пособие.

Николаева        С.Н.

Экологическое воспитание детей. Первый и второй годы жизни.        Методическое пособие.

Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познание окружающего мира в        раннем        детстве. Методическое пособие.

Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познавательное развитие детей. Третий год жизни. Методическое пособие.

Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познавательное развитие детей. Первый и второй годы жизни.        Методическое пособие.

Кириллов И.Л., Лыкова И.А., Урунтаева Г.А., Файзуллаева Е.Д. и др. Сенсорное развитие и воспитание ребенка в первые годы жизни. Учебно- методическое пособие.

Кривенко Е.Е. Удивляем и развиваем. Лайфхаки для

малышей. Методическое пособие.

Серия «Расскажи детям о…».

Серия мир в картинках. Плакаты.

Сезонный материал. Материал        для проведения

элементарных опытов.

Дидактические игры по экологии.

Дидактический

материал по сенсорному воспитанию.

Наглядный        материал: альбомы, картины,

фотоиллюстрации и др. Предметы народноприкладного искусства.

Предметы культуры

Речевое развитие

Ушакова О.С. Дидактические игры и упражнения для развития речи малышей. Методическое пособие.

Ушакова О.С. Речевое развитие детей третьего года жизни.        Методическое пособие.

Ушакова      О.С.       Речевое

Серия «Расскажи детям о…».

Серия        «Расскажи        по картинкам».

Серия мир в картинках. Дидактические игры по развитию        речи. Настольно-печатные

игры.

развитие детей второго года жизни.        Методическое пособие.

Ушакова О.С. Речевое развитие детей первого года жизни.        Методическое пособие.

Пантелеева Л.А., Суздальцева Л.В. Развитие речи детей с особыми образовательными потребностями.        Ранний возраст.

Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Двуязычие в раннем детстве. Парциальная        программа

«Многоязычный теремок» и методические рекомендации. Суздальцева Л.В. Поддержка семьи        в                речевом        развитии детей                раннего        возраста.

Методическое пособие.

Познавательный материал.

Иллюстрации. Дидактические мешочки.

Развивающие

игры, речевые игры Детская

художественная литература в

соответствии        с возрастом детей.

Художественно- эстетическое развитие

Александрова        Е.Ю., Воробьева И.Н., Кривенко Е.Е., Лаврентьева

И.А., Лыкова И.А. и др. Арт- методики для развития малышей. Методическое пособие

Буренина А.И. Музыкальные минутки: игры-забавы для малышей. Методическое пособие.

Васюкова Н.Е. Детская литература и фольклор для детей раннего возраста. Методическое пособие.

Корчаловская        Н.В.,

Колтакова        Е.Б.

Художественное развитие малышей на основе интеграции        искусств. Методическое пособие.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Третий        год        жизни. Методическое пособие.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду.

Серия «Расскажи по картинкам».

Серия мир в картинках. Детские музыкальные инструменты

Музыкально- дидактические игры.

Музыкальные        игрушки (озвученные, не

озвученные).

Предметы

народно – прикладного искусства.Ширмы.

Элементы        костюмов, головных уборов.

Различные виды театров (в соответствии с возрастом).

Второй        год        жизни. Методическое пособие.

Лыкова        И.А.

Конструирование в детском саду. Третий год жизни. Методическое пособие.

Лыкова        И.А.

Конструирование в детском саду. Второй год жизни. Методическое пособие.

Лыкова И.А. Художественное развитие детей первого года жизни.        Книга        для воспитателей и родителей.

Лыкова И.А., Петрова Е.В. Художественно-

дидактические игры для малышей.

Файзуллаева Е.Д., Фицнер Т.Д. Шифоновая радуга, или Альтернативное рисование тканью.        Методическое

пособие.

Физическое развитие

Волошина Л.Н. «Мой веселый, звонкий мяч». Парциальная образовательная программа.

Волошина Л.Н. Физическое развитие детей третьего года жизни.        Методическое пособие.

Волошина Л.Н. Физическое развитие детей второго года жизни.        Методическое пособие.

Волошина Л.Н. Физическое развитие детей первого года жизни.        Методическое пособие.

Здоровый        малыш: методическое пособие / Под редакцией Б.Б.Егорова.

Лыкова И.А., Шипунова В.А. Детская безопасность.

Фатхи О.Г., Сундукова А.Х. Моторика и сенсорика. Упражнения для развития

детей третьего года жизни.

Серия «Расскажи детям о…».

Серия мир в картинках. Атрибуты к подвижным и спортивным

играм. Нетрадиционное физкультурное оборудование.

-

Фатхи О.Г., Сундукова А.Х. Моторика и сенсорика. Упражнения для развития

детей первого и второго года жизни..

  1. Здоровьесберегающие технологии

Ежедневно с детьми в группе проводится утренняя, артикуляционная, дыхательная, пальчиковая, взбадривающая гимнастики. Утреннюю гимнастику делаем с предметами: флажками, кубиками, лентами. Особенно часто используем массажные мячи, с которыми проводим корригирующие упражнения для укрепления мышц ног и свода стопы, а также массаж рук. Эти мячи мы называем «ежики». В комплекс утренней гимнастики обязательно включаем упражнения на дыхательную гимнастику, которые необходимы для восстановления дыхания. Очень детям нравится упражнения с мыльными пузырями, Ежедневно после сна проводим взбадривающую гимнастику. При проведении взбадривающей гимнастики включаем спокойную музыку и сначала делаем упражнения на кроватках, а потом на полу. Для профилактических целей родителями были изготовлены коврики - дорожка с пуговицами. В период подъема инфекционных заболеваний в течение дня проводим лечебно-профилактические мероприятия: волшебная приправа (чеснок), увлажнитель воздуха, чесночные ингаляции, хвойные букеты, аромамедальоны.



Предварительный просмотр: