Рабочие программы по ВД

Рабочие программы по ВД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КТП Истоки49.32 КБ
Файл Финансовая грамотность, 2019-2020 г.26.25 КБ
Файл Шахматы45.93 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы  и  нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к сожалению, приходится наблюдать, что проблемы воспитания  и  культуры перестали быть приоритетными. Перестали. Но не утратили при этом своей значимости для общества в целом,  и  особенно для педагогической деятельности.

Прекрасно то, что вокруг нас. Но есть  и  безобразное. Научить детей отличить одно от другого; сохранять первое  и  бороться со вторым – одна из задач всей воспитательной работы. Одним из решений этой задачи – создание системы духовно-нравственных ценностей у детей в начальной школе.

 Цель: воспитание грамотного, творчески активного читателя, ориентированного на духовное  и  нравственное развитие.

Задачи:

  1. Подвести учащихся к пониманию сути  Истоков ;
  2. Развивать целостное восприятие мира внешнего (социокультурная среда развития)  и  мира внутреннего (духовно-нравственного);
  3. Развивать образное  и  логическое мышление;
  4. Формировать навыки продуктивного диалога  и  сотрудничества.
  5. Ввести ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, целостное восприятие русского языка как языка великого народа  и  великой литературы.

 Отличительная особенность.

            Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора  социокультурного   системного   подхода  в образовании  Е . Ю .  Давыдовой , профессора Российской Академии естественных наук,  и  профессора Вологодского государственного педагогического университета И.А. Кузьмина, доктора исторических наук.

 Социокультурный   системный   подход  в  образовании позволяет:

  • развивать  социокультурную  основу личности с первого года обучения начальной школы;
  • осуществить присоединение от семьи к начальной школе  и  от начальной школы к средней школе;
  • создать  социокультурный  стержень в учебном процессе  и  развить межпредметные связи;
  • обеспечить преподавателя  социокультурным  инструментарием  и  эффективно управлять внутренними ресурсами человека.

                Курс « ИСТОКИ » является одним из базисных курсов на основе  системного   подхода .

                Курс предназначен для преподавания в  1 -4-м  классах  начальной школы.

                Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности  и  завершенности курса « ИСТОКИ » в рамках начальной школы.

                В  1  -м  классе  дети приходят к пониманию сути  Истоков . Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ  и  Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем ( социокультурная  среда развития)  и  мире внутреннем (духовно-нравственном).

                Во 2-м  классе  происходит знакомство с  истоками  ближайшей к ребенку  социокультурной  среды  и  основной деятельности в ней человека.

                В 3-м  классе  акцент переносится на  истоки  ценностей внутреннего мира человека.

               В 4-м  классе  осуществляется знакомство с  истоками  русских традиций как важнейшим механизмом сохранения  и  передачи из века в век базовых  социокультурных  ценностей российской цивилизации.

Таким образом, выстраивается система категорий  и  ценностей в начальной школе.

  Сроки реализации: Программа рассчитана на четыре года обучения.

 Режим занятий: Занятия проходят  1  раз в неделю по 35 минут.

 Формы работы : теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал))   и  практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».

 Ожидаемые результаты:

  • формирование системы духовно-нравственных ценностей;
  • развитие восприятия, мышления, чувствования  и  духовного опыта ребенка;
  • приобщение ребенка к  истокам  родной культуры, духовных ценностей  и  образа жизни;
  • умение вести продуктивный диалог  и  сотрудничать;
  • расширение кругозора  и  словарного запаса.

В процессе освоения программы предусмотрена система контроля за знаниями  и  умениями с помощью рабочей тетради. В этой тетради учащиеся выполняют рисунки, различные задания. Тетрадь позволяет детям, родителям, педагогу увидеть результаты своего труда.

 Формы подведения итогов: анализ рисунков по темам курса, в конце курса проводится диагностика по изучению уровня воспитанности учащихся (автор Н.П.Капустин), в 4  классе  изучение социализированности личности учащихся (автор М. И .Рожков), проведение  праздников, участие в конкурсах духовно-нравственного направления.

 Методика отвечает современным достижениям в области психологии  и  психофизиологии младших школьников. Используемые технологии позволяют снизить нагрузку на память  и  внимание детей. В качестве  методических принципов оптимизации  и  интенсификации обучения предлагаются:

• использование эмоционально положительных  и  архетипически значимых образов;

• опора на непроизвольное запоминание;

• вовлечение различных видов восприятия (слух, зрение, кинестетическое чувство);

• использование эвристических методов обучения;

• организация занятия по правилу смены деятельности;

• диагностика  и  своевременная индивидуальная коррекция в процессе обучения;

• организация самостоятельной работы в парах  и  группах;

• тематическая связь с другими предметами.

Использование методов активного обучения с опорой на непроизвольное запоминание позволяет избежать перенапряжения  и  утомления  и , как следствие, повысить учебную мотивацию учащихся.

Активное обучение предполагает не столько механическое запоминание необходимой информации, сколько изучение предмета с различных сторон. В случае обучения чтению предметом изучения (анализа, сравнения  и  моделирования) служит письменная речь (текст), разделяемая на предложения, слова, слоги  и  буквы. При таком  подходе  изменяется главная задача: ребенок не учит буквы  и  слоги, чтобы складывать из них слова, а изучает слова, чтобы научиться их понимать. Понимая чтение как процесс извлечения смысла, а не механического звукослияния, мы помогаем ребенку решить актуальную для него задачу. При этом любой результат, полученный в процессе обучения, осознается как достижение. Даже выучив одну букву, ребенок начинает слышать  и  видеть ее в словах, чувствует реальное приближение к раскрытию тайны печатного слова.

 Развитие духовно-нравственной основы личности

Одной из важнейших задач  Азбуки  является развитие духовно-нравственных ценностей ребенка  и  присоединение к этому родителей. Опыт прошедших десятилетий убедительно показал невозможность нравственного воспитания в культурной традиции без учета архетипических особенностей народа. Один из путей  социокультурного  развития личности – приобщение к  Истокам .

 Азбука  состоит из четырех разделов: Мир, Слово, Образ  и  Книга. Предложенные образы, слова, поговорки, фрагменты произведений, тексты представлены  системно  в алфавитной  и  содержательных частях.

Например, главная тема при изучении букв А и  М – «Семья. Родители». В развитие дети слушают текст «Солнышко, мама  и  папа».

При изучении букв П и  Л – «Поле  и  лес». В развитие – «Мир  и  лад» с текстами «Поле  и  школа», «Поле  и  семья», «Школа  и  семья».

При изучении букв  И   и  Р – « Истоки   и  радуга».

букв Щ и  Г – «Щит  и  герб»,

букв Д и  Б – «Доброе слово»  и  т.д.

Иллюстрации  и  иллюстративные миниатюры (см. приложение  1 ) развивают образное восприятие ребенка на основе категорий  Истоков .

При изучении букв Э  и   Ю  с целью закрепления образного восприятия представлены:

• портреты великих русских поэтов:

            Александра Сергеевича Пушкина,

            Михаила Юрьевича Лермонтова,

            Федора Ивановича Тютчева,

            Сергея Александровича Есенина;

• иконографические изображения  и  портреты великих людей России:

            Святого князя Владимира,

            Святого князя Александра Невского,

            Михаила Илларионовича Кутузова,

            Александра Васильевича Суворова.

Материал учебных страниц  Азбуки  содержит важнейшие образы  и  понятия, непосредственно связанные с темами воспитательной программы, которые в свою очередь образуют единую линию, задают вектор  социокультурного  развития личности.

 Развитие языкового сознания

Одна из основных задач  Азбуки  – введение ребенка в мир родного языка, развитие языкового чувства, создание прочной понятийной  и  мотивационной базы для дальнейшего структурного изучения русского языка. С учетом того, что активизация языкового сознания является неотъемлемым условием  социокультурного  развития личности, оба направления разработаны в едином контекстном поле. Многоуровневые связи, пронизывающие весь комплекс учебно-воспитательных программ, обеспечивают целостное восприятие русского языка как языка великого народа  и  великой литературы.

МИР

  1 . Солнышко, мама  и  папа (А   М)

Знакомство с « Азбукой   истоков ». Алфавит – семья букв. Все буквы разные, у каждой свое название  и  все они одинаково важны и нужны. Различные начертания букв, различие строчных и прописных букв. Рукописные и декоративные шрифты, буквицы.

2. Мир и лад (Поле, школа и семья) (П   Л)

Самое главное в слове – смысл, значение (сравнить значения слов поле, лес, поляна, опушка, дол). Чтобы доброе слово принесло пользу душе, надо его прочесть и понять. Кто поможет правильно понять? Конечно, мама и семья, учитель и школа. Из чего состоит слово? Чем слово отличается от набора букв (читаем ла-ла и ла-па)? (Сравнение букв с семенами часто встречается в пословицах и загадках.)

3. Истоки и школа (К   О)

Что обозначает слово? Предмет, понятие (имена существительные – без терминологии). Общее и конкретное значение слов. Слово-образ, слово-символ. Колокол, язык, книга, школа. Слово – Имя, имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

4. Дар (Рождество) ( Е    Ё)

Праздничное слово. Слово-поздравление. Слово-приветствие. Слово-прославление. Какие слова мы часто используем, поздравляя друг друга, почему? Придумываем поздравления и пожелания близким, знакомым и незнакомым людям.

5.  Истоки  и радуга (И   Р)

Откуда берутся слова? Слова тоже имеют свои  истоки . У одних общее происхождение, например: род, родина, родник. Другие, хотя и похожи по звучанию, между собой по смыслу не связаны: рука, река. А бывает, что слова кажутся мало похожими, но глубоко связаны и имеют общие древние корни: Радость, радуга. (В упражнениях найти слова «из одной семьи».)

6. Сказки А.С. Пушкина (Ш   С)

Сказочные слова и присказки. Услышав эти слова, мы сразу понимаем, что это сказка. Почему? (Продолжить предложение так, чтобы получилась сказка.Найти в отрывке о Черноморе слова, которые мы не употребляем в обычной речи, что они означают?)

7. Родной край (Й)

У каждого края свое имя. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Рассказать о происхождении некоторых названий.

8. Святыни России. Щит и герб (святой Георгий Победоносец) (Щ   Г)

Героические слова, слова верности. Вспомни такие слова с предыдущих уроков. (Крепость, сила, копье, смелость, совесть, родина, родной край).

Слово-действие (глаголы – защищать, обороняться, наступать, побеждать и др.). Что значит «Ищи мира»? Как это делать?

9. Святыни России. Илья Муромец (У   Ф)

Продолжение темы. Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с географическими названиями? (Дмитрий Донской, Александр Невский и др.).

 СЛОВО

 1 . Слово (Х   В)

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение с различной интонацией.

2. Весна и слово (Н   Я)

Слово – сравнение, описание (прилагательные – без терминологии). Обратить внимание на метафоры в четверостишиях. С чем еще можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, выученные раньше, ищем сравнения.

3. Золотое сердечко (З   Т)

Пять талантов Золотого сердечка: Доброе Слово, Честное Слово, Слово о родителях, Труд и подвиг, Святое слово. Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души. Трудные упражнения.   

4. Серебряное копытце (Д   Б)

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли мы их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

5. Честное слово. «Добрыня Никитич» (Ч   Ы)

Слово – наука. Чему мы научились? Слушать и слышать.

6. Слово о родителях (Э   Ю)

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

7. Святое слово. Былина «Алеша Попович» (Ь   Ъ)

У каждого человека есть свое дело в жизни, своя профессия. У каждого слова тоже есть своя «работа»: одни, как мы уже знаем, обозначают предметы, другие – действия, третьи – свойства. А еще есть слова-помощники, они обычно очень короткие, но без них не обойтись (предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте (зрительно и на слух).

8. Чаша жизни (Ж   Ц)

 Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как себя вести, как правильно говорить и писать? Для этого в русском языке существуют правила. Некоторые мы уже знаем (например, правописание слов с большой буквы), с другими еще познакомимся.

 ОБРАЗ

1. Родник

Как и наша Родина, наш язык очень богат. Одно и то же можно сказать по-разному. В русском языке много слов близких по смыслу (например, родник, источник, ключ), поэтому наша речь имеет множество оттенков (синонимы, антонимы – без терминологии). Важно научиться подбирать точные слова, чтобы выразить свою мысль.

2. Образ Родины

Слова очень разные, но «устроены» они похоже. Самая главная часть каждого слова называется корень, как вы думаете, почему? Другие части слова тоже важны, они могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова. Примеры из предыдущих текстов.

3. Образ защитника Отечества

Слова в языке живут дружно, когда одно изменяется, то и другие, если нужно, изменяют свою форму, например: Смелый защитник – смелые защитники. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии). Упражнения: подбор слова в правильной форме, например, «воины покинули свой дом … с победой возвратился воин домой… трудна была его дорога к дому…».

4. Образ праздника (День Победы)

Мудрое и доброе слово передавалось из поколения в поколение не только с помощью книг, но и устно – в преданиях, сказках и, конечно, песнях. Недаром говорят, что «слово из песни не выкинешь». Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева). Какие песни мы знаем?

Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания, почему они так называются? Примеры.

 КНИГА

 1 . Книга

Книги бывают самые разные, одни описывают исторические события, другие рассказывают сказки, истории, стихи, третьи учат строить или шить.  И  у каждой из них своя задача  и  свои особенности языка.

Упражнение: догадайтесь, из какой книги отрывок. (Из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции  и  т.п.).

2. Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества. Исторические пути книги (возникновение письменности в древнем мире, братья Кирилл  и  Мефодий – создатели славянской  азбуки   и  письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

3. Живое слово книги

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

4. Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги.

Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год. Слова благодарности книге.

 Обучение чтению

Методика « Азбуки   истоков » разработана с учетом современных представлений о формировании вербальных функций  и  является развитием традиционного метода слогового обучения чтению.  Азбука  нами используется  самостоятельно в рамках программы духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Букварные страницы Азбуки посвящены изучению конкретных букв, содержат зрительные образы и слова, имеющие данную букву, пословицы,  стихотворные отрывки, обучающие упражнения и микротексты для чтения. Типовая организация «букварных» страниц способствует концентрации внимания и стимулирует самостоятельную работу учащихся.

Работа с букварными страницами предусматривает пять этапов:

I этап. Сопоставление образа и звука. Развитие фонематического слуха.

II этап. Семантический и фонетический анализ отдельных слов с выделенной буквой. На этом этапе предполагается уделять особое внимание смыслу рассматриваемых слов. Важно не просто объяснить незнакомые слова, необходимо выяснить, как дети их понимают, подобрать родственные слова, слова похожие и противоположные по смыслу (без терминов).

III этап. На этом этапе объектом изучения является уже не отдельное слово, а целая мысль, связанная с рассмотренными выше словами. Чтобы научить детей выражать свои мысли, им предлагается определить/описать смысл одного из предложенных на странице слов. Дополняя и уточняя друг друга, добавляя сущностное и отсеивая незначительное, дети под руководством учителя рождают свою (!) мысль. И только после этого осуществляется переход к рассмотрению пословицы – короткой, но глубокой по сути фразы.

Знание пословиц приобщает детей к глубинным пластам народной мудрости, приучает искать смысл прочитанного, дает пример лаконичной и образной формулировки мысли. Обсуждение и разъяснение смысла пословицы проводится в живом диалоге с детьми. Важно, чтобы ребенок сделал самостоятельное, пусть небольшое, умозаключение.

При многократном использовании одного и того же материала (слов, фраз, текстов и т.п.) вначале выполняются упражнения, направленные на понимание и осмысление, и только потом – формально-аналитического характера.

IV этап. Самостоятельное чтение.

Материал для самостоятельного чтения организован в виде таблицы, содержащей слоги и слова разной сложности с этими слогами. Такая структура дает возможность четко прослеживать формирование навыка и своевременно отрабатывать трудные моменты.

Примеры тренировочных упражнений (таблица должна быть продублирована на доске):

 1 . Чтение слогов в столбик.

Поиск заданного слога.

Поиск начального слога – учитель называет слово, или показывает картинку с изображением предмета, а ученики указывают на первый слог (ваза – ВА).

Комбинация слогов. Чтение цепочки из похожих слогов (ба-ба-ба, ба-бо-ба, бо-бо-ба и т.д.). Можно приводить в игровой форме с использованием различных персонажей. (Кто как стучит?Чьи это шаги? и т.п.)

2. Чтение пар: слог – слово (ба – бал, до – дом). Анализ: что изменилось, какая буква прибавилась после слога или перед ним?

Чтение более сложных пар (ком – ко-мок, пол – полк). Анализ: как изменился смысл слова, какие буквы добавились? Здесь же полезно обсудить различия в «назначении» слов.

3. Чтение столбиков слов, поиск слова, прочитанного учителем (возможна работа в парах).

4. Чтение отдельных длинных слов. Для облегчения вначале можно открывать слово по одному слогу (че-ло-век, че-ло-век, че-ло-век).

Использование различных заданий для многократного прочтения одних и тех же слов повышает эффективность обучения. При этом создаются условия для развития самоконтроля и стремления к самосовершенствованию.

5. Самое важное – переход к чтению текста. Главная задача учителя подготовить ученика к пониманию мысли. Последняя строка уже не является тренировочным упражнением. Это микротекст для осмысления, и его формальная структура не обсуждается. (Это не игровое задание, ребенок может и должен осознать разницу). «Текст» может быть продолжен или уточнен устно.

V этап. Чтение учителем стихотворного отрывка, его обсуждение и заучивание (задача выучить наизусть явно не ставится, а используются приемы опосредованного запоминания):

• учитель читает, дети слушают;

• учитель начинает, дети заканчивают строку;

• учитель читает первую строчку, дети вторую;

• все читают хором (с минимальной помощью учителя);

• кто хочет, рассказывает сам.

Эта общая схема работы может быть изменена или сокращена при необходимости. Главное – дать почувствовать детям красоту и неповторимость поэтического текста, научить слышать и понимать поэзию, без которой невозможно развить настоящее чувство родного языка.

При всей алгоритмичности описанной структуры учителю предоставляется широкое поле для творческой деятельности, т.к. любой этап может быть развернут по усмотрению педагога и стать центральной частью урока, что придает курсу в целом неповторимое разнообразие.

 

Тематическое планирование учебного курса

«Азбука Истоков. Золотое сердечко» (1 класс) /33 часа/

Тема урока

Содержание

Основные понятия

Дата

Коррект

I. Мир

1

Введение в предмет.

Солнышко, мама и папа

Знакомство с «Азбукой Истоков». Алфавит – семья букв. Различные названия и начертания букв. Строчные и прописные буквы. Рукописные шрифты, буквицы.

Родители. Мама. Папа. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность.

2

Мир и лад

(Поле, школа и семья)

Смысл и значение слова.

Из чего состоит слово?

Чем слово отличается

от набора букв?

Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод.

3

Истоки и школа

Что обозначает слово?

(Имена существительные – без терминологии.) Общее и конкретное значение слов. Слово-образ. Слово-символ. Слово-имя. Имена родителей и друзей. (Заглавная буква.)

Колокол. Язык. Книга. Истоки. Отечество. Имена. Уважение к старшим. Школа.

4

Дар

(Рождество)

Праздничное слово.

Слово-поздравление.

Слово-приветствие.

Слово-прославление.

Дар. Божий дар. Благодарение. Поздравление. Праздник.

5

Истоки и радуга

Откуда берутся слова? Связь и общее происхождение слов. (Корни слов.)

Истоки. Живительная сила. Родная земля. Родное слово.

Родной очаг. Радуга. Сияние истоков.

6

Сказки

А.С. Пушкина

Сказочные слова и присказки. Каковы отличия сказочной речи от обыденной?

Мир сказок. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость.

7

Родной край

Имя края. В какой стране мы живем? Названия городов, сел, рек, гор родного края. Происхождение названий.

Родной край. Родина. Дом. Родные люди. Народная песня.

8

Святыни России.

Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

Героические слова.

Слова верности.

Слово-действие.

(Глаголы – без терминологии.)

Что значит «Ищи мира»?

Как это делать?

Герб. Щит. Щит-совесть. Святой.

Чудо. Защитник. Победоносец.

9

Святыни России.

Илья Муромец

Славные имена. Связь имени с родным краем. Почему богатыря Илью назвали Муромцем? Имена каких героев тоже связаны с краем?

Богатырь. Добро. Храбрость. Родная земля. Мир.

10

Обобщающий урок (Память)

Что более всего запомнилось из пройденного содержания?

Добрая память. Долгая память. Память сердца.

Тема урока

Содержание

Основные понятия

11

Слово

Высокое предназначение слова. Уважительное отношение к слову. Интонация. Чтение

с различной интонацией.

Слово. Бесценный дар. Свет. Добро.

Слово и дело.

12

Весна и слово

Слово – сравнение, описание. (Прилагательные – без терминологии.) Метафоры.

С чем можно сравнить весну? Вспоминаем стихи, ищем сравнения.

Весна и слово. Добродетель.

Сад добродетелей. Умиротворение.

13

Золотое сердечко

Пять талантов

Золотого сердечка.

Почему «верная тропа узка»? Чтение – труд души.

Трудные упражнения.

Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово.

Слово о родителях.

Труд и подвиг.

Святое слово.

14

Серебряное копытце

Доброе слово. Какие добрые слова мы знаем, часто ли их говорим? Учимся говорить добрые слова родителям, учителям, друзьям.

Добро. Доброе слово. Доброе дело.

15

Честное слово. Добрыня Никитич

Слово – наука.

Чему мы научились?

Слушать и слышать.

Честное слово. Родительское благословение. Подвиг.

16

Слово о родителях

Поэтическое слово. Поэтический образ, рифма, ритм. Примеры из прочитанных стихотворений.

Благословение. Родительское слово. Материнская и отеческая любовь. Уважение. Почитание.

17

Святое слово. Алеша Попович

Слово и дело в жизни. Работа. Помощник. Слова-помощники. (Предлоги, союзы, междометия – без терминологии). Ищем слова-помощники в тексте – зрительно и на слух.

Святое слово. Богатырская доблесть. Честь.

18

Чаша жизни

Правила в нашей жизни. Как правильно поступать, как вести себя, как правильно говорить и писать? Правописание слов с большой буквы.

Жизнь. Любовь. Добрые дела.

19

Обобщающий урок (Внимание)

Наиболее увлекательные минуты на уроках «Истоки». Любимые увлечения и важные дела. Когда мы меньше всего устаем от учебного или физического труда? Нужно ли расширять свой кругозор? Внутренний мир.

Внимание. Умение слушать и слышать.

Любознательность.

Усердие в учебе.

Заботливость.

Сердечное внимание.

-

-

20

Экскурсионно-тематический урок.

Тема урока

Содержание

Основные понятия

III. Образ

21

Родник

Богатство Родины и богатство языка. Близкие по смыслу слова. Множество оттенков речи. (Синонимы, антонимы – без терминологии). Учимся подбирать точные слова и правильно выражать свои мысли.

Род. Родник.

Живая вода.

 Святой источник. Святая вода.

22

Образ Родины

Похожие слова. Корень слова. Другие части слова, которые могут стоять впереди или позади корня и менять смысл всего слова.  Примеры из предыдущих текстов.

Родина. Родная земля. Отечество. Святая земля. Образ Родины.

23

Образ защитника Отечества

Дружная жизнь слов в языке. Взаимодействие слов. Изменение формы слова. Зависимость изменения формы одного слова в предложении от изменения формы другого. (Изменение по числам, родам, лицам и падежам на примерах – без терминологии).

Упражнения на подбор слова в правильной форме.

Защитник Отечества. Солнце

Земли русской. Подвиг.

24

Образ праздника

(День Победы)

Передача мудрого и доброго слова через книги. Устная передача – предания, сказки, песни. Почему говорят, что «слово из песни не выкинешь»? Чем песня отличается от рассказа или стихотворения? (Ритм, мелодия, рифма, повтор припева.) Георгиевская скала. Можем ли мы «услышать» письменную речь? Что помогает нам понять интонацию автора? Знаки препинания: почему они так называются? Примеры.

Образ праздника. Великая Победа. Святая память.

25

Обобщающий урок (Мышление)

Как уроки «Истоков» помогают нам учиться мыслить самостоятельно? Что значит мыслить образно? Что такое образ мыслей? Как меняется наш образ мыслей в процессе учебы? Что значит «чистые мысли»?

Мысль и слово.

Мысль и образ.

Образная мысль.

Образ мыслей.

Чистые мысли.

26

Экскурсионно-тематический урок.

IV. Книга

Тема урока

Содержание

Основные понятия

27

Книга

Разнообразие книг. О чем рассказывают книги? Особенности языка и разные задачи. Угадываем, из какой книги отрывок: из сказки, былины, рассказа, учебника, инструкции и т.п.

Книга – живое существо. Добро и красота. Творец.

28

Книга книг

Жизнь книги. Вечные книги человечества.

Исторические пути книги (возникновение письменности в Древнем Риме, святые братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки и письменности, первые книги на Руси и т.д.). Библиотека. Традиции собирания библиотеки в семье, школе, обществе.

Книга книг. Библия. Библиотека. Собирание библиотеки.

Связь поколений.

29

Живое слово книги

Книга – культурное наследие народа. Уважение и сохранение чистоты и уникальности родного языка. Книги, пришедшие из других стран.

Живое слово книги. Чтение.

Сердечный дар.

30

Первая книга. Мир книги

Первая книга: увиденное, услышанное, прочувствованное ребенком. Создание Первой книги. Открытие мира книг. Рассказ детей о книгах, прочитанных за год.

Слова благодарности книге.

Слово. Образ. Мир. Добро. Дом. Книга. Истоки.

31

Годовой обобщающий урок (Речь)

Слово сохраняет чистоту Золотого сердечка.

Что значит «говорить от чистого сердца»?

Чистое сердце.

Чистая речь.

Доброе слово.

32

Заключительный экскурсионно-тематический  урок.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для обучающихся составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа  разработана основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
    утвержденный приказом №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».

Целью курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Цель курса конкретизируют следующие задачи:

учить планировать личный бюджет и постановку целей;

рассмотреть способы достижения финансовых целей (накопления, депозиты, вклады);

познакомить с особенностями функционирования банков, пенсионных фондов, налоговых и страховых компаний;

познакомить с понятиями «право» и «налоги»;

формировать основы предпринимательства, через игровую деятельность.

Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 3–4 классов в сфере экономики семьи. 

  Основные содержательные линии курса:

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. 

 

В соответствии с учебным планом образовательного учреждения на изучение курса «Финансовая грамотность»  предусмотрено  68 часов - в 3-4 классе отводится по 34 часа, по 1 занятию в неделю (модульный курс)

Итоговый контроль  (промежуточная аттестация)  - викторина.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 

В результате изучения данного курса у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

осознание себя как члена семьи, общества и государства;

овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

развитие самостоятельности и осознания личной ответственности за свои поступки;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: 

составление простых планов с помощью учителя;

понимание цели своих действий;

проявление познавательной и творческой инициативы;

оценка правильности выполнения действий;

адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Познавательные УУД: 

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

овладение базовыми   предметными и межпредметными понятиями.

Коммуникативные УУД: 

составление текстов в устной и письменной формах;

умение слушать собеседника и вести диалог;

умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

понимание и правильное использование экономических терминов;

представление о роли денег в семье и обществе;

умение характеризовать виды и функции денег;

знание источников доходов и направлений расходов семьи;

умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

проведение элементарных финансовых расчётов.

  

Результативность реализации программы отслеживается через:

  • устный опрос;
  • письменная самостоятельная работа: ответы на вопросы;
  • тестовое задание;
  • решение задач;
  • решение кроссворда и анаграммы;
  • мини-исследование;
  • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
  • творческая работа: постер, компьютерная презентация;
  • викторина

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 4-го класса

Тема

Дата

1

Введение Что такое финансовая грамотность?

2

Как появились деньги?

3

Проблемы товарного обмена.

4

История российских денег.

5

Какими бывают деньги?

6

История монет. Свойства драгоценных металлов. Появление первых монет.

7

Из чего складываются доходы в семье?

8

Как защититься от риска потери денег? Риски потери денег и имущества.

Участие в городских конкурсах. (Практическое занятие на параллели 4-ых классов)

Итоговое практическое занятие Викторина ( Среди учащихся 4-ых классов)

Список рекомендуемой литературы

         1. Антипова М.В. Метод кейсов: Методическое пособие. — Мариинско-Посадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011 — http://mpfmargtu. ucoz.ru/metod/metodicheskoe_posobie-1.pdf

         2. Горяев А.,Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. — Российская экономическая школа, 2010. Электронная версия книги доступна на сайтах: www.nes.ru и www.azbukafinansov.ru 3. Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

         3. Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н.Н. Думная, 55 О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2010.

         4. Карасев Д. Менялы. История банковского дела. Мир денег, март — апрель 2002 — http://www.mirdeneg.com/rus/mworld/archives/magazine/article/204/

         5. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном  процессе — http://festival.1september.ru/articles/537420/

         6. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе http://www.hse.ru/data/2011/04/22/1210966029/22_2007

          7. Симоненко В.Д., Шелепина О.И. Семейная экономика: учебное пособие для 7–8 классов общеобразоват. учр./ Образовательная область «Технология». — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.

         8. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. — М.: ООО «Кейс», 2010.

         9. Экономика для 3–5 классов. Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер, Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер / Пер. с англ. Т.   Равичевой, под ред. С. Равичева. — М.: МЦЭБО, 2006.

Интернет-источники

1.  Сайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru;

2. Журнал «Работа и зарплата» — http://zarplata-i-rabota.ru/zhurnai-rabota-i-zarplata;

3.Портал «Профориентир»   «Мир профессий» - http://www.clskuntsevo.ru/portal_proforientir/mir_professii_news_prof.php;

4.  Сайт «Все о пособиях» - http://subsidii.net/



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному  направлению «Шахматы» для учащихся 1-4 классов разработана на основе авторской программы И.Г. Сухина "Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений", рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и является адаптированной, составлена на основе нормативно — правовой базы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

- Типовые  положения об общеобразовательном учреждении разных типов (Постановления Правительства РФ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированный Минюстом России 4 февраля 2011 года № 19707 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373» (о части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 22 сентября  2011 года № 2357, зарегистрированный Минюстом России 12 декабря  2011 года № 22540 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 года № 373»  (о количестве учебных занятий за 4 учебных года);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 августа2017г. № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ»;

- Устав ОУ, свидетельство о государственной регистрации

Цели программы:

  • способствовать становлению личности младших школьников и наиболее полному  раскрытию их творческих способностей,
  • реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Задачи курса:

  • совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
  • формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
  • развитие умения контактировать со сверстниками в творческой и практической  деятельности;
  • формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
  • умение осознанно решать творческие  задачи; стремиться к  самореализации

Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится 0,5 час в неделю  ( 1 класс – 16,5 часа, 2 класс – 17 часов, 3 класс – 17часов, 4 класс – 17 часов).

Общая характеристика курса.

Учебный курс в 1-ом классе включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.  

Если в первом классе большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то во втором классе много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”, “Шахматная комбинация”. В программе дается перечень дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, приводится вариант поурочного распределения программного материала, а также список оригинальных учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.

Материал для учащихся 3-4-ых классов выстроен на основе ранее приобретенных знаний и умений, где ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал. Учебный курс включает в себя три большие темы: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля” и “Основы эндшпиля”.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностные результаты освоения программы курса.

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;
  • Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
  • Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

К концу 1-го класса дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу 1-го класса дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

К концу 2-го класса дети должны знать:

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу 2-го класса дети должны уметь:

  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации.

К концу 3-го класса  дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • что означают термины: дебют, миттельшпиль.

К концу 3-го класса дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

К концу 4-го класса дети должны знать:

  • основные тактические приемы;
  • что означают термины: миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу 4-го класса дети должны уметь:

  • находить несложные тактические удары и точно разыгрывать простейшие окончания.

Содержание программы

1 класс

Раздел № 1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА.

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Раздел №2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ.

Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Раздел №3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.

Раздел №4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра “на уничтожение”, белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Раздел №5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.  

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Раздел №6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

2 класс

Раздел № 1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

Раздел №2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Раздел №3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Раздел №4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.

Раздел №5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Раздел №6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

3класс

Раздел № 1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА.

Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.

4класс

Раздел № 1. ОСНОВЫ МИТТЕЛЬШПИЛЯ.

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах. Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса на темы завлечения, отвлечения, блокировки, разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты, связки, “рентгена”, перекрытия и др. Комбинации для достижения ничьей.

Раздел № 2. ОСНОВЫ ЭНДШПИЛЯ.

Элементарные окончания. Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя). Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи). Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи). Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля. Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали. Ключевые поля. Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля). Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

 

Календарно-тематическое планирование.

1 класс

п/п

Название темы и занятий

Кол-во

часов

Дата

Шахматная доска

1

История возникновения шахмат. Знакомство с шахматной доской.

1

Шахматные фигуры. Начальная расстоновка фигур.

2

Шахматная нотация. Шахматные фигуры и начальная позиция.

1

3

Ладья.

1

4

Слон.

1

5

Ферзь.

1

6

Конь.

1

7

Пешка.

1

8

Король.

1

9

Ценность фигур.

1

Ходы и взятие фигур.

10

Нападение. Взятие. Взятие на проходе.

1

11

Шах и защита от шаха.

1

Цель шахматной партии.

12

Мат.

1

13

Пат – ничья.

1

14

Рокировка.

1

Игра всеми фигурами из начального положения.

15

Повторение пройденного материала. Игра всеми фигурами.

1

16

Игра всеми фигурами.

1,5

Итого:

16,5

Календарно-тематическое планирование.  

2 класс

п/п

Название темы и занятий

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

Краткая история шахмат.

1

Повторение изученного материала.

1

2

Краткая история шахмат.

1

Шахматная нотация.

3

Шахматная нотация.

1

4

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

1

5

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения

1

Ценность шахматных фигур.

6

Ценность шахматных фигур. Сравнительная сила фигур.

1

7

Ценность шахматных фигур. Защита.

1

Техника матования одинокого короля.

8

Две ладьи против короля.

1

9

Ферзь и ладья против короля.

1

10

Ферзь и король против короля.

1

11

Ладья и король против короля.

1

Достижение мата без жертвы материала.

12

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

13

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

1

14

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

Шахматная комбинация.

15

Тема отвлечения, завлечения, блокировки.

1

16

Тема уничтожения защиты. Тема связки.

1

17

Игровая практика

1

Итого:

6

11

Календарно-тематическое планирование

3 класс

 №

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

1

Повторение изученного материала.

1

Основы дебюта

2

Двух- и трехходовые партии.

1

4

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

1

5

Игра на мат с первых ходов.

1

6

Детский мат и защита от него.

1

7

Игра против “повторюшки-хрюшки».

1

8

Принципы игры в дебюте.

1

9

Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе.

1

10

Понятие о темпе.

1

11

Гамбиты. Наказание “пешкоедов”.

1

12

Борьба за центр

1

13

Безопасная позиция короля

1

14

Гармоничное пешечное расположение

1

15

 Связка в дебюте.

1

16

Коротко о дебютах.

1

17

Итоговое занятие. Повторение программного материала

Тест.

1

Итого

2

15

Календарно-тематическое планирование

4 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Теория

Практика

1

Повторение изученного материала.

1

Основы миттельшпиля.

2

Самые общие рекомендации о том, как играть в середине шахматной партии

1

4

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар

1

5

Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

1

6

Матовые комбинации на мат в 3 хода и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса

1

7

Комбинации для достижения ничьей.

1

Основы эндшпиля.

8

Элементарные окончания

1

9

Ферзь против слона, коня, ладьи (простые случаи), ферзя (при неудачном расположении неприятельского ферзя)

1

10

Ладья против ладьи (при неудачном расположении неприятельской ладьи), слона (простые случаи), коня (простые случаи).

1

11

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

1

12

Пешка против короля. Пешка проходит в ферзи без помощи своего короля.

1

13

Правило “квадрата”. Пешка проходит в ферзи при помощи своего короля.

1

14

Оппозиция. Пешка на седьмой, шестой, пятой, четвертой, третьей, второй горизонтали.

1

15

Ключевые поля.

1

16

Удивительные ничейные положения (два коня против короля, слон и пешка против короля, конь и пешка против короля).

1

17

Итоговое занятие. Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

Итого

2

15

Список литературы

Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре

  1. Авербах Ю. Что нужно знать об эндшпиле.— М.: ФиС, 1979.
  2. Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в Шахматное королевство. – М.: ФиС, 1972.
  3. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. – М.: Советская Россия, 1970.
  4. Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995.
  5. Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992.
  6. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991.
  7. Бондаревский И. Комбинации в миттельшпиле. – М.: ФиС, 1965.
  8. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. – Л.: Лениздат, 1966.
  9. Бронштейн Д. Самоучитель шахматной игры. – М.: ФиС, 1980, 1982.
  10. Вайнштейн Б. Комбинации и ловушки в дебюте. – М.: ФиС, 1965.
  11. Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.
  12. Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 3-го и 4-го разрядов.— М.: Всероссийский шахматный клуб, 1969.
  13. Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольника шахматной игре. – М.: ГЦОЛИФК, 1984.
  14. Горенштейн Р. Подарок юному шахматисту. – М.: ТОО “Синтез”, АО “Марвик-М”, 1994.
  15. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980.
  16. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991.
  17. Журавлев Н. Шаг за шагом. – М.: ФиС, 1986.
  18. Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. – Л.: Детская литература, 1985.
  19. Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам.— М.: ГЦОЛИФК, 1990.
  20. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Радянська школа, 1986.
  21. Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. – Киев: Радянська школа, 1986.
  22. Каган И. В ваших руках короли. – Петрозаводск: Карелия, 1986.
  23. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. – М.: ФиС, 1983.
  24. Капабланка X. Р. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1983.
  25. Князева В. Азбука шахматиста.— Ангрен, 1990.
  26. Князева В. Уроки шахмат. – Ташкент: Укитувчи, 1992.
  27. Кобленц А. Волшебный мир комбинаций. – М.: ФиС, 1980.
  28. Костьев А. Уроки шахмат. – М.: ФиС, 1984.
  29. Костьев А. Учителю о шахматах. – М.: Просвещение, 1986.
  30. Костьев А. Учителю о шахматах.— М.: Просвещение, 1986.
  31. Костьев А. Шахматный кружок в школе и пионерском лагере. – М.: ФиС, 1980.
  32. Ласкер Э. Учебник шахматной игры. – М.: ФнС, 1980.
  33. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры.— М.: ФиС, 1980.
  34. Лисицын Г. Заключительная часть шахматной партии.— Л.: Лениздат, 1956.
  35. Майзелис И. Шахматы.—М.; Л.: Детгиз, 1960.
  36. Макарычев С., Макарычева М. От А до ...— М.: “64”, 1995.
  37. Мучник X. Рассказы о комбинациях на шахматной доске. – М.: ФиС, 1979.
  38. Мучник Х. Первые шахматные уроки. -– М.: Воениздат, 1980.
  39. Нежметдинов Р. Шахматы. – Казань: Татарское книжное издательство, 1985.
  40. Нейштадт Я. По следам дебютных катастроф. – М.: ФиС, 1979.
  41. Нейштадт Я. Шахматный практикум. – М.: ФиС, 1980.
  42. Никитин А., Фрадкин А. Книга начинающего шахматиста. – Красноярск, 1983.
  43. Нимцович А. Моя система. – М.: ФиС, 1984.
  44. Нимцович А. Моя система.— М.: ФиС, 1984.
  45. Новотельнов Н. Знакомьтесь, шахматы. – М.: ФиС, 1981.
  46. Панов В. Шахматы для начинающих. – М.: ФиС, 1955.
  47. Ройзман А. Шахматные миниатюры. – Минск: Полымя, 1978.
  48. Савин П. В мире шахматных комбинаций. – Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1981.
  49. Сокольский А. Ваш первый ход. – М.: ФиС, 1977.
  50. Сухин И. 1000 самых знаменитых шахматных комбинаций. – М.: Астрель, АСТ, 2001.
  51. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  52. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
  53. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
  54. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
  55. Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991.
  56. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
  57. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
  58. Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
  59. Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002.
  60. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
  61. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
  62. Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры.— Обнинск: Духовное возрождение, 2004.
  63. Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.— Обнинск: Духовное возрождение, 2005.
  64. Суэтин И. Как играть дебют.— М.: ФиС, 1981.
  65. Учебники и пособия по обучению детей шахматной игре
  66. Хенкин В. Последний шах. – М.: ФиС, 1979.
  67. Шахматный словарь / Сост. Г. Гейлер.— М.: ФиС, 1964.
  68. Шахматы — школе / Сост. Б. Гершунский и др.— М.: Педагогика, 1991.
  69. Шахматы – школе/ Сост. Б. Гершунский, А. Костьев. – М.: Педагогика, 1991.
  70. Шахматы детям. – СПб.: Респекс, 1994.
  71. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. – М.: ГЦОЛИФК, 1986.
  72. Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности.— М.: ГЦОЛИФК, 1986
  73. Шумилин Н. Практикум по тактике. – М.: Андреевский флаг, 1993.
  74. Шумилин Н. Практикум по тактике.— М.: Андреевский флаг, 1993.
  75. Шумилин Н. Шахматный задачник. – М.: ФиС, 1964.
  76. Юдович М. Занимательные шахматы. – М.: ФиС, 1966.
  77. Яковлев Н., Костров В. Шахматный задачник. – СПб.: ЦНТИ, 1994.

Дидактические шахматные сказки

  1. Сухин И. Котята-хвастунишки //Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.
  2. Сухин И. Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.
  3. Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмыACT, 1993.
  4. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде.Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.
  5. Сухин И. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Сказки и рассказы для детей о шахматах и шахматистах

  1. Аматуни П. Королевство Восемью Восемь.Гришин В., Осипов Н. В гостях у Короля // Гришин В., Осипов Н. Малыши открывают спорт. – М.: Педагогика, 1978.
  2. Добрыня, посол князя Владимира (былина). Драгунский В. Шляпа гроссмейстера. Ильин Е. В стране деревянных королей. – М.: Малыш, 1982.
  3. Кумма А., Рунге С. Шахматный  Король .Медведев В. Как капитан Соври-голова чуть не стал чемпионом, или Фосфорический мальчик. Молодцу и семидесяти искусств мало (узбекская сказка).Остер Г. Полезная девчонка. Пермяк Е. Вечный Король. Сендюков С. Королевство в белую клетку. – М.: Малыш, 1973.
  4. Сухин И. О злой волшебнице, драконе и Паламеде. Тихомиров О. Чемпион Гога Ренкин. Шаров А. Сказка о настоящих слонах.

Стихотворения о шахматах и шахматистах

  1. Берестов В. В шахматном павильоне. Берестов В. Игра.Ильин Е. Приключения Пешки. – М.: ФиС, 1975.
  2. Ильин Е. Средневековая легенда. Квитко Л. Турнир.Никитин В. Чья армия сильней? – Красноярск, 1977.
  3. Сухин И. Волшебная игра.

Художественная литература для детей по шахматной тематике

  1. Булычев К. Сто лет тому вперед. Велтистов Е. Победитель невозможного. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания. Крапивин В. Тайна пирамид. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. Лагин Л. Старик Хоттабыч. Надь К. Заколдованная школа. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Раскатов М. Пропавшая буква. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 4, 5.
  2. Томин. Шел по городу волшебник. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.

Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками

Дидактические игрушки: “Горизонталь – вертикаль”, “Диагональ” (материал – плотная бумага, ватман, картон).Шахматная матрешка. Шахматные пирамидки. Разрезные шахматные картинки. Шахматное лото. Шахматное домино. Кубики с картинками шахматных фигур. Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, вертикаль, диагональ). Набор из 64 кубиков с картинками шахматных фигур, белых и черных полей, а также фигур, расположенных на белых и черных полях. Летающие колпачки (около гнезд нарисованы шахматные фигуры и указана их относительная ценность).Шахматная доска – куб с фрагментами доски (свидетельство на промышленный образец № 30936 от 28. 03. 1990 г., авторы; И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев). Набор фрагментов шахматной доски (приоритетный № 4336153/12 от 30. 11. 1987 г., авторы: И. Г. Сухин, Г. П. Кондратьев).