Инновационная деятельность на базе КФУ

Рамазанова Эльмира Тамерьяновна

Инновационная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_ob_innovatsionnoy_deyatelnosti_za_2016_god.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Отчёт об инновационной деятельности за 2016 год

Информационная карта инновационной деятельности

Полное наименование образовательной организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сармановская средняя общеобразовательная школа»

Контактные данные

423350 РТ Сармановский район с. Сарманово ул. С. Рафикова д. 36

89874023380

http://russ2.ucoz.ru/

Тема инновационной разработки

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо как средство повышения учебной    мотивации учащихся

на уроках русского языка и литературы

Автор инновационной разработки

Рамазанова Эльмира Тамерьяновна

Краткое описание инновационной разработки (актуальность, новизна, цель, задачи, ресурсы,  содержание работы, полученные результаты)

   Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».

Поэтому перед школой стоит задача сформировать метаумения:

• Теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);

• Навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);

• Критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);

• Творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми).

   Технология развития критического мышления способствует развитию:  коммуникативности; критического мышления; рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков); креативности; мобильности; толерантности; ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности. Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

 Инновационность методов критического мышления.

   Технология представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов.

 Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель: 

1.Стадия вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия. 

    Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей.

Приемы развития критического мышления на уроках русского языка: «Корзина идей», «Кластер»,  «Верные и неверные утверждения», «Знаю – хочу узнать – узнал», «Написание синквейна», «Толстые и тонкие вопросы»,  «Ключевые слова», «Эссе», «Ассоциация», «Самоанализ» и др.

     Технология развития критического мышления помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

     Таким образом, применение элементов технологии критического мышления создает условия для творческой самореализации личности, развития познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала.

Сведения о распространении инновационного опыта:

 - Участие в научно-практических конференциях

- Открытые уроки по инновационной деятельности

- участие в конкурсах, семинарах по инновационному направлению деятельности

- печатные работы за отчётный период

- Участие во Всероссийской научно-практической конференции, проходившей на базе ФГБОУ ВПО НИСПТР с  участием Шалвы Амонашвили.

- Выступление на методическом совете школы на тему «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС» (январь 2016г.)

- Выступление на методическом совете школы на тему  «Создание персональной информационно-образовательной среды учителя» (октябрь 2016г.)

- Выступление по теме «Современный урок в соответствии с требованиями ФГОС» в рамках межрегионального семинара учителей русского языка и литературы в условиях новой парадигмы образования» в Актанышском МР. (февраль 2016г.)

- Участие в семинаре, проходившем в г. Альметьевск с участием Егораевой Г.Т., автора пособий по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, ведущего специалиста издательства «ЭКЗАМЕН» г. Москвы. «Формирование системы коммуникативных умений в процессе работы над частью 2 ЕГЭ и частью 3 ОГЭ». (октябрь 2015г., сентябрь 2016г.)

- Участие в семинаре издательства «Просвещение» по теме «Реализация системно-деятельностного подхода на примере УМК по литературе издательства «Просвещение».(октябрь 2016г.)

Печатная работа

- Конспект урока «Мотивы преступления Раскольникова» по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в сборнике статей, разработок уроков, внеклассных мероприятий учителей республик Татарстан, Башкортостан, Удмуртии.(февраль 2016г.)

Открытые уроки

- Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему  «Степени сравнения наречий» в рамках проверки МО и Н РТ

(26 декабря 2015 г.)

- Открытый урок по русскому языку в 7 классе на тему  «Буквы е – ё в после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени» в рамках проверки МО и Н РТ

(29 ноября  2016 г.)

Внеклассная работа

Организация и проведение муниципального конкурса чтецов, посвященного 130-летию со дня рождения Г.Тукая.

Сведения, подтверждающие эффективность инновационной разработки (положительная динамики):

- конкурсное движение, участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах обучающихся;

- качество образования (высокобальники)

Участие в олимпиадах

Декабрь 2016 г.

Габдрахманова Лиана (литература) 8 класс (победитель, муниципальный)

Сафиуллина Зульфия (литература) 11 класс (победитель, муниципальный)

Сафиуллина Зульфия (литература) 11 класс (участие, республиканский)

Участие в научно-практический конференциях

XII Республиканская научно-практическая конференция школьников им. Л.Н.Толстого

Зайнуллина Миляуша ( 1 место, муниципальный)

Участие в конкурсах

Муниципальный Конкурс чтецов, посвящённый 130-летию Г.Тукая

Габдрахманова Лиана (гран-при)

Хатипова Диляра (1 место)

Салахова Айгуль (2 место)

Результаты ЕГЭ по русскому языку в 2015/2016 учебном году: 74,38 (РТ 73,58)

Высокобальники по русскому языку:

2015 год

 Салемгараева Гузелия – 98 б.

Гарипов Динар – 87 б.

2016 год

 Ахметова Чулпан – 93 б.

Хабибуллина Рузиля – 91 б.

Мухамадиева Айгуль – 86 б

Салахова Айсылу – 83 б.

Сафиуллина Зульфия – 81 б.

Зайнуллина Миляуша – 83 б.                  

Форма представления инновационной деятельности

Открытые уроки. Выступление на заседаниях ШМО, РМО.