Направления работы

Иванова Светлана Николаевна

Технологии работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17 «Аистенок»

Технология «Формирование коммуникативных навыков дошкольников»

Н. Галигузова, Е.Смирнова

на 3 учебных года

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1593239/pub_5d4283d8520a9b00b1f324da_5d4d18dfac412400ad1198dc/scale_1200

Воспитатель первой кв.категории

Иванова Светлана Николаевна

г.о.Химки

 «Как  развивать коммуникативные навыки  у детей с проблемами общения в старшем дошкольном возрасте»

Актуальность.

Дошкольный возраст –это период, когда закладываются основные принципы морали, поведения и становления ребёнка, как личности. Это время познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, как человека, развития познавательных способностей. Человек  будет человеком и личностью только если он с младенчества будет среди людей, в окружении людей, в общении с людьми, впитывая в себя правильное или неправильное воспитание. И в процессе жизни постоянно работая над собой и совершенствуясь ( если воспитание правильное), и пересматривая и переделывая себя, если неправильное.  Поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.

        Мы живём в материальном мире, и пользуемся материальными благами, и именно поэтому многие родители вынуждены идти работать, а ребёнка вести в детский сад. С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется .привычный образ жизни, можно сказать, что его просто вырывают из привычного мира  комфорта и уюта, где всё решала мама. Теперь ему нужно самостоятельно строить новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.

        В этом возрасте начинается самопознание – открытие себя – одно из важнейших открытий на свете. На первом месте стоит своё Я. Но, оказывается, что ты не один в этом мире, и ты не центр Вселенной. А рядом с тобой – другой, и надо учиться смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать и принимать другого.

В своей работе я столкнулась с такой проблемой. Ко мне в группу пришёл ребёнок, с особыми трудностями в развитии и общении. И в результате работы с ним я поняла, что нужны особые методы для воспитания и общения моего с ним и с детьми.

  Наблюдая изо дня в день, как общаются дети в детском саду, и, анализируя высокую эмоциональную напряженность и конфликтность в их отношениях, мы пришли к выводу, что повышенная агрессивность является одной из наиболее часто встречающихся проблем в детском коллективе, и волнует это не только воспитателей, но и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. В итоге снижается их продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие. Агрессивный ребенок создает массу проблеем, не только окружающим, но и себе.

        Среди факторов, вызывающих агрессивное поведение детей, мы отметили следующие:

-Особенности семейного воспитания;

-Образцы агрессивного поведения, которые ребенок наблюдает через средства массовой информации, в общественных местах, среди сверстников;

-Уровень эмоциональной напряженности ребенка.

  В конце сентября я провела диагностику детей и при её анализе была составлена программа по работе с детьми

Предполагаемые результаты при работе по этой программе: дети должны легче адаптироваться в группе, создать безопасное пространство для общения, условия для самовыражения, обьединить всех детей совместной деятельностью, дети должны получить уверенность в своих силах и проявить сплоченность.

Надо отметить, что дети находятся в саду большую часть времени. Детский сад-это их временный дом, в котором они живут, кушают, играют, учатся, общаются друг с другом. Общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека. Высшие психические функции ребенка, такие как память, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. Правильно построенное общение – это и есть процесс воспитания и развития ребенка.

 Ритм и условия сегодняшней жизни обостряют чувствительность маленького человека, повышают уровень его тревожности.

По мнению целого ряда психологов по поводу того, что основной причиной детской тревожности является чувство беспомощности и неуверенности в себе. Уровень тревожности проблемного ребенка существенно колеблется в зависимости от изменения внешних и внутренних условий и редко достигает крайних значений, так что путем наблюдения эту постоянную тревожность трудно определить. Однако она скрыто может проявляться в усилении упрямства, подозрительности, негативизма и обидчивости.

         Ощущение неуверенности в себе приводят к тому, что проблемные дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке, в неизменной симпатии сверстников и взрослых, то есть во всем том, что способно поддержать их самооценку и тем самым снизить тревожность. Проблемные дети стремятся обрести симпатию любого безотносительно к тому, как они сами относятся к этому человеку. Для них важно, главным образом, то, как сами они выглядят в глазах окружающих. Это очень характерная особенность проблемных детей – крайняя зависимость от мнения других, основа которой заложена в нестабильности их самооценки.

        Потребность в самоутверждении и стремление к лидерству можно считать здоровыми и естественными для любого ребенка качествами, но у проблемных детей эти стремления навязчивы, распространяются на самые различные ситуации и приобретают агрессивные черты, если встречают препятствия на пути своей реализации.

        Общение с проблемными детьми требует развитых психологических навыков. Порой бывает трудно усмотреть в проблемном ребенке неуверенность в себе, поскольку она маскируется хвастливостью, манерностью и капризностью. Они способны на благородные поступки (например, взять вину товарища на себя, отказаться от желаемого предмета в пользу другого, встать на защиту слабого, проявить внимание к взрослому), но мотив такого поступка будет лежать не в нем самом, а в желании заслужить высокую оценку и тем самым самоутвердиться.

         Проблема межличностных отношений дошкольников кажется нам на сегодняшний день сверхактуальной, и вот почему.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявились также:

- обидчивость как болезненное переживание ребенком игнорирования или отвержения со стороны партнеров по общению;

- застенчивость, которая проявляется в робости, неуверенности, напряженности, тревоге и страхе перед другими;

-   демонстративность как устойчивая личностная особенность.

        Общим для всех проблемных форм межличностных отношений дошкольников является невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

        Множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность и пр.), имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве. И поскольку именно в этом возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другим, важно вовремя уделять этой проблеме пристальное внимание.

        Из всех характеристик и особенностей личности мы выделили основные параметры, которые, как нам кажется , наиболее важные для дальнейшего  школьного обучения:

-умение общаться со сверстниками и строить отношения со взрослыми;

-отсутствие заниженной самооценки и страха неудач.

          Анализ проведенной работы с родителями и анкетирование показал, что родителей волнуют вопросы эмоционального благополучия ребенка, познавательной деятельности, психологической готовности к школе и сложности общения сверстников друг с другом.

        Анализ особенностей проблемных детей и специфических дефектов их общения со взрослыми и сверстниками позволил нам выделить основные задачи психологической работы с ними:

-Во-первых, необходимо было повысить интерес проблемного ребенка к окружающим его людям;  

-Во-вторых, необходимо было научить ребенка извлекать опыт из неудачного общения и выхода их конфликтных ситуаций;

-В-третьих, необходимо было обучить детей определенным приемам  своего эмоционального состояния, что позволило бы им уходить из-под власти конфликта, восстанавливая тем самым свою социальную гибкость.

Игровая деятельность как средство коррекционной работы с детьми.

         Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, в которой  они  учатся, как общаться друг с другом, игра и общение выступают основными содержательными компонентами программы.   Игра как деятельность свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет собой единственное место, где ребенок получает возможности свободного самовыражения. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. В самом деле,  как трудно ребенку управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут посидеть на месте или постоять, сохраняя одну и ту же позу. В игре же, выполняя, например, роль часового, дети могут сохранять одну и туже позу 9 – 10 минут.

        Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения.

        Игра, особенно коллективная, требует от ребенка мобилизации всех его сил и возможностей: и физических, и умственных.

        В игре бурно развивается воображение ребенка. Он мысленно творит, планируя общую линию игры и импровизируя по ходу его выполнения.

           Сюжетно-ролевая игра – это игра коллективная, и именно она развивает у ребенка умение устанавливать отношения со сверстниками. Умение играть со сверстниками важно для самоутверждения ребенка, и для общего психического развития.

        Наряду с сюжетно-ролевыми играми к концу дошкольного возраста появляется игра с правилами. Умение подчинятся правилу, развивается в процессе ролевой игры, где любая роль содержит скрытые правила.

        Умение подчиняться правилу, самоконтроль, который требуется ребенку для выполнения роли, оценка правильности своих действий – все это, развивается в игре, необходимо для новой деятельности – учения. В игре складываются предпосылки учебной деятельности, которая станет основой для ребенка 7 – 8 лет.

        По мнению Л.С. Выготского, именно игра является источником развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность перехода ребенка оттого, что он уже умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве.  Игра как деятельность, реализация которой требует от ребенка отказа от сиюминутных желаний и подчинения правилам в пользу выполнения принятой на себя роли, обеспечивает возможность перехода к произвольной регуляции поведения.

        Игра невозможна без общения, которое является ее основным энергетическим источником. Игра способствует объединению больших и маленьких, помогает им найти общий язык. Она является прообразом коллективной деятельности, так как учит договариваться друг с другом, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Ребенок учится понимать и уважать других, справляться с запретами. Он в этом личностно заинтересован, так как не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру. В играх встречаются два рода отношений. Это отношение соревновательного типа – между командами, между партнерами, у которых прямо противоположная цель (если один выигрывает, то другой проигрывает), и отношения подлинного сотрудничества между участниками одной команды. Такое сотрудничество помогает ребенку «выйти» из ситуации и проанализировать ее как бы со стороны.

        Игра ребенка – основное средство становления его как автономной независимой личности, свободно и самостоятельно выстраивающей свои отношения с равными – сверстниками. Игра обеспечивает ребенку самореализацию и эмоциональный комфорт.

        Эффективность коррекции достигается чаще всего в процессе коллективных игр, в группе сверстников. Навыки адаптивного бесконфликтного поведения ребенок получает только в ходе активного общения. Поэтому важно создать для него возможность отрабатывать эти навыки в специально организованной для этого обстановке. От того, как сложатся отношения ребенка в группе, во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам, умеет играть, общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь на других, можно надеяться, что он в дальнейшем будет нормально чувствовать себя среди людей.

Основная цель и задачи  программы.

        Цель: Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками.

В соответствии с этой целью формируются задачи программы:

  • Развитие внутренней активности детей.
  • Формирование социального доверия.
  • Обучение умению самостоятельно решать проблемы.
  • Формирование адекватной самооценки детей.
  • Развитие социальных эмоций.
  • Развитие коммуникативных навыков.

Предмет коррекции:        коммуникативная и эмоциональная сфера детей дошкольного возраста.

Средства коррекции:         детская игра, элементы психогимнастики, направленные на повышение сплоченности группы, развитие навыков общения,                             

          Программа рассчитана на детей 4 – 7 лет и состоит из занятий, которые проводятся систематически в форме подгрупповых занятий продолжительностью 20– 35 минут.

                 Методика позволяет определить:

- отношение каждого ребенка ко всем детям группы;

- представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы;

- каков в действительности каждый член группы в глазах всех остальных детей (личностный статус ребенка).  

По результатам диагностических методик формируются группы. Повторная диагностика проводится после завершения программы в апреле месяце.

       На основе полученных данных составляется план коррекционных и развивающих мероприятий с детьми, с родителями и воспитателями.  

Этапы коррекционной работы

  1. Начальный этап.

Планирование целей, задач, тактики проведения коррекционной работы на основании наблюдения за коммуникацией детей и особенностях их развития;

Разработка программы и содержания занятий, выбор формы работы (индивидуальная или групповая). Отбор методик и техник работы, планирование форм участия родителей. Развитие коммуникативной компетентности. Развитие способности к осознанию себя и своих возможностей. Понятие образа – Я. Расширение сферы осознания чувств и переживаний.

Организация условий осуществления программы. Консультирование родителей. Утверждение  перспективного плана работы по данной технологии. Обсуждение программы с педагогами, администрацией.

  1. Основной этап.

Реализация программы. Проведение занятий с детьми в соответствии с программой. Контроль динамики хода работы. Представление родителям обратной связи о ходе работы. Проведение родительских групп (в соответствии с планом). Информирование по запросу педагогов и администрации детского учреждения о промежуточных результатах. Внесение необходимых корректив в программу работы.

Основные формы работы:

Непосредственная образовательная деятельность

Беседы

Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные)

Заучивание стихотворений

Слушание художественных произведений и обсуждение

Театрализованная деятельность

  1. Заключительный этап. Оценка эффективности. Оценка результатов программы с точки зрения достижения планируемых целей. Перенос нового позитивного опыта в реальную жизнедеятельность. Праздник «Праздник правильной речи».

Основные показатели, определяющие необходимость проведения работы с детьми:

  1. Трудности коммуникации:

- низкий уровень коммуникативной компетентности,

- несформированность коммуникативных действий и операций,

- неумение согласовывать свои действия с партнерами,

- отсутствие адекватных способов разрешения конфликтных ситуаций,

 -   необщительность, замкнутость (при условии сформированности потребности в общении),

- социальная изолированность, низкий социометрический статус;

  1. Низкий уровень сформированности широких социальных мотивов. Неудовлетворительная или неадекватная ориентировка в системе социальных норм и правил. Неотчетливые и размытые представления о социальных ролях и системе социального одобряемых отношений;
  2. Трудности произвольной регуляции поведения и деятельности. Низкий уровень развития способности планировать свои действия в соответствии с поставленной целью, неумение контролировать свои действия и предвидеть их последствия. Неспособность правильно оценивать результаты действия и внести необходимые коррективы в деятельность. Неспособность действовать в соответствии с заданным образцом и правилом;
  3. Трудности эмоционального развития – неадекватная или неполная ориентировка ребенка в эмоциональных состояниях и чувствах, как самого себя, так и другого человека; трудности обозначения чувств и переживаний в речи и трудности осознания эмоциональных состояний; неспособность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социальных эмоций;
  4. Трудности личного развития. Неадекватные представления о своих качествах, способностях и возможностях, неадекватная самооценка, неуверенность в себе;
  5. Несформированность социальной потребности в общении с другими людьми – взрослыми и сверстниками, крайний эгоизм и себялюбие.

Основные этапы программы трудностей общения у дошкольников

        Программа коррекции трудностей общения у дошкольников включает четыре основных этапа, различающихся по своим задачам, используемым методам и средствам работы, тактике поведения психолога О.А. Карабановой «Игра в коррекции психического развития ребенка»

Взаимодействие с родителями.

Индивидуальные консультации, рекомендации по общению со своим ребенком дома, беседы.

Этапы работы с педагогами.

Взаимодействие детей из разных возрастных групп с целью совместного общения и выстраивания коммуникации между детьми старшего дошкольного возраста и младшего, а также установления дружеских отношений между сверстниками (совместная театрализованная деятельность, совместная утренняя гимнастика, совместные прогулки, совместные занятия на платной образовательной деятельности).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида № 17 «Аистенок»

Технология «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

О.С. Ушакова

Фотообои на заказ - Siblings Reading a Book Фотообои на зака

Воспитатель первой кв.категории

Иванова Светлана Николаевна

г.о.Химки

Пояснительная записка

Актуальность и значение выбранного направления.

Для достижения качественного образования от участников образовательной деятельности требуется обеспечение преемственности и соблюдения непрерывности на всех ступенях образования.

От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит его дальнейшее обучение.

На мой взгляд одна из основных задач детского сада – воспитание грамотного читателя.

Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему. Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.

Именно в детском саду начинает складываться начитанность: ребенок должен прийти в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. К сожалению, в наш век информатизации, интерес к чтению стал падать. И уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге - просмотр телевизора, видеофильмов и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать, а ведь это - первая ступень к грамотности и обучению на протяжении всей жизни, которая развивает у ребенка личностные качества: интеллектуальное и эмоциональное развитие; развитие языка; социальное и образовательное развитие; влияют на социализацию личности.

В связи с этим в моей практике  назрела необходимость введения

деятельности, которая поспособствует решению этой проблемы. Я выбрала для себя технологию «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» О.С. Ушаковой

Технология  включает  возможность  взаимодействия всех участников образовательного процесса: педагогов – детей – родителей. Особенностью использования технологии является то, что ее возможно начать реализовывать в любой возрастной группе, начиная с самых маленьких воспитанников дошкольного учреждения. Чем дольше взаимодействие с родителями ведется по данной технологии, тем глубже становится понимание необходимости чтения.

Реализуя данную технологию, я получила следующие показатели: