Открытые уроки по предметам 2011-12 учебный год с самоанализами

Ножкина Татьяна Анатольевна

Мои открытые уроки по предметам 2011-12 уч.г

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ

Учителя начальных классов Ножкиной Таьяны Анатольевны

МБОУ « Гимназия №17»

Тема урока: «Верные и неверные предложения (высказывания). Составление выражений»

Тип урока: урок закрепления изученного материала .

Цель урока: сформировать у детей представление о верных и неверных высказываниях;

Задачи:  организовать деятельность учащихся в ситуации успеха;

 закрепить вычислительные навыки в пределах 1000,

 развивать познавательную активность и логическое мышление младших  школьников.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, учебник «Математика. 3 класс» Л.Г.Петерсон

Структура (план) урока:

1.  Организационный момент

2.  Определение темы, целей урока

3.  Минутка теории

4.  Устный счёт

5.  Составление выражений

6.  Физкультминутка

7.  Закрепление изучаемого материала

8.  Итог урока.

9.  Рефлексия.

10. Домашнее задание

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Начинаем наш урок. Скажите, какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие?

Нужно быть внимательным, наблюдательным, активным, уметь поддержать другого и т. п.

2. Определение темы, целей урока

Начнём урок с игры «Собери слово».

( слайд №1) Слово рассыпалось. Собрать его вы сможете, записав эти числа в порядке возрастания.

Что получилось?

О чём будем говорить сегодня на уроке, в чём упражняться?

Что такое высказывание?

Ученики выполняют задания.

Высказывание.

Ученики высказывают предположения

Высказывание – это предложение, о котором точно можно сказать, верно оно или неверно (если нужно, уточняют по словарю).

3. Минутка теории

Математический диктант

  1. при умножении числа на о получается…
  2. сумма длин всех сторон четырёхугольника – это…
  3. каким арифметическим знаком обозначается сумма, разность, произведение, частное
  4. в 1дм…см

(слайд №2)

Как вы думаете, почему мы повторяем теоретический материал в начале урока?

Записывают в тетрадях ответы

(0, периметр,  +,  -  ,  х,  : ,  10)

Дети выполняют взаимопроверку

Нам эти знания пригодятся при выполнении заданий

4. Устный счёт

- Ну-ка, в сторону карандаши.

Ни костяшек, ни ручек, ни мела.

Устный счёт! Мы творим это дело только силой ума и души.

Посмотрите, какое задание можно выполнить?

(запись на доске)

560 – 20 =              575 + 199 =

21 : 7 =                   (7 х 3) х 3 =

400 + 300 =

 (700 – 367) х 0 + 972 =

Выберите задания, которые сможете

выполнить.  

Что повторили? В чём упражнялись?

Когда пригодятся эти знания?        

Ученики высказывают предположения (найти значения выражений, сравнить выражения, составить верные и неверные высказывания…)

Ответы детей.

Мы повторили таблицу умножения,  сочетательное свойство умножения, сложение, вычитание чисел и т. д.

Эти знания пригодятся при решении примеров, задач.

5. Составление выражений

Выполнение задания в учебнике

(№452 с. 107)

Работают у доски, комментируя ответы.

6. Физкультминутка

Под музыку выполняют комплекс упражнений (по выбору)

7. Закрепление изучаемого материала

  1. Задание «Соедини предложения». (Слайд №3) Какое задание нужно выполнить? Что вызвало затруднения? Почему? Какое предложение, на ваш взгляд, лишнее? Почему?
  2. Задание «Подбери идею для решения» (Слайд №4)

Можно, не вычисляя периметра, узнать, у какого из прямоугольных участков длина забора больше.

Это верное высказывание?

Составляют высказывания

Ученики высказывают предположения

Ученики работают в группах и высказывают свои идеи.

Аналитики, статисты ведут исследование темы, анализируют, делают выводы.

Информаторы составляют план ответа, оформители записывают план ответа на листе

Ученики высказывают предположения

8. Итог урока.

 (Слайд №5)

9.  Рефлексия.

Как бы вы оценили  свою работу на уроке? (Покажите при помощи мимики лица)

10. Домашнее задание.

Составить и записать 3 верных и 3 неверных высказывания.

Ученики дополняют предложения.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Учитель: Ножкина Татьяна Анатольенва

Дата проведения урока: 13.03 2012г.

Класс : 3

Предмет : Математика

Тип урока: Урок закрепления изученного материала

Тема урока:  «Верные и неверные предложения (высказывания). Составление выражений»

Цель урока: сформировать у детей представление о верных и неверных высказываниях;

Задачи:  организовать деятельность учащихся в ситуации успеха;

 закрепить вычислительные навыки в пределах 1000,

 развивать познавательную активность и логическое мышление младших  школьников

В классе 32 ученика. Сильных учеников немного (5), которые работают активно на всех уроках. Есть слабые дети с замедленной реакцией, медлительные, таких детей мало (6), остальные дети – имеют средний уровень.

В структуре урока я использовала  принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;  -дифференцированный подбор основных средств обучения и воспитания;

- разноуровневость в достижении результативности;

- создание ситуации успеха ребенку, формировании положительной установки к окружающему миру, к процессу обучения.

Принцип индивидуального и личностного подхода; своеобразность и неповторимость общих законов психического развития  каждого ребенка, осознание  своего "Я",  объективность самооценивания,  максимальный  учёт индивидуальных особенностей ребенка. Принцип гуманистичности:  ребенок активный субъект  совместной деятельности с педагогом, основанного на сотрудничестве, на взаимном уважении. В общении с детьми соблюдала следующие представления о правах ребёнка: Я могу учиться, исследовать, делать открытие сам; Я имею право голоса при принятии решений; Меня нужно принимать таким, какой я есть – Ребёнок;

Рассмотрим структуру этого урока.

На организационный этапе  ыла сделана установка на  эмоциональный настрой детей, использовала возможность для развития у уч-ся внимания, любознательности. Определение темы, целей урока. Данный этап урока проведён в занимательной форме. Дети самостоятельно определили тему и цели урока.  Минутка теории. Был проведен в форме теста, что активизировало их познавательный интерес. Устный счёт.  На этом этапе, я стремилась  показать радость и ценность знаний. Стимулировала уч-ся к  выполнению более трудных  заданий, использовала задания различной сложности. Составление выражений. Работа с учебником.  Наличие поисковых задач: доступность поиска программного содержания, раскрытие проблемы путём доказательного решения, стимулировала самостоятельность уч-ся. Физкультминутка. Была подготовлена с учетом физиологических особенностей детей, оказывала эмоциональный настрой. Закрепление изучаемого материала. На этом этапе я старалась закрепить изученный материал на уровне восприятия, осмысления и запоминания, используя  различные формы работы, вырабатывала умения целеполагания и планирования деятельности, отбор из суммы главного, основного. Перед детьми была поставлена проблема, которая раскрывалась путём доказательного решения. Обеспечил проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме, позволил с помощью предлагаемых незаконченных высказываний выявить типичные пробелы в  знаниях уч-ся. Этап рефлексии. Рефлексия, проведенная в конце урока,  показала, что детям на уроке было интересно. Урок я старалась вести таким образом, чтобы мои ученики были активными участниками учебного процесса, думаю, что мене это удалось.



Предварительный просмотр:

 ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ПРЕДМЕТУ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Учителя начальных классов Ножкиной Татьяны Анатольевны

                   Тема урока «Что такое деньги?»

 ЦЕЛЬ: ознакомить с историей развития денег,  познакомить с монетами, денежными единицами.

ЗАДАЧИ: дать представление о нумизматике,  развивать речь детей, память, творческие способности детей,  расширять кругозор, воспитывать бережливость

 ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер,

                                    мультимедийнй проектор,

                                    презентации,

                                    современные деньги,

                                    учебники, рабочие тетради,

                                    монеты достоинством 1 рубль, 10 копеек,

                                    бумажные деньги,

                                    кроссворд

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ 

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.(2 ученика работают по карточкам)

Разгадайте кроссворд: (фронтальный опрос)

1.»Главная потребность человека».Необходим для добывания природных богатств, производства товаров.(труд)

2.Он на дорожках во дворе,

   Он очень нужен детворе,

   Он и на стройке, и на пляже,

   Он и в стекле расплавлен даже. (песок)

3. Топили, сушили,

    Колотили, рвали,

    Крутили, ткали.

    И на стол клали. (лен)

4. Химическая … - составная часть экономики (промышленность)

5. Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. (услуги)

6. Он очень прочен и упруг,

    Строителям – надежный друг,

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы станут и заметны. (гранит)

Песок, лен, гранит к каким отраслям промышленности относятся?

Какое слово получилось в выделенном столбце? Деньги.

 СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА. (СЛАЙД 1)

- Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке. (Как и когда появились деньги, как изменялись)

 

III. НОВАЯ ТЕМА.

- Что такое деньги? (СЛАЙД 2)

« Деньги- металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле- продаже, средством платежей и предметом накоплений». С.И.Ожегов.

- Как вы думаете, деньги существовали всегда? Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги.

- А сейчас деньги существуют везде?

Сегодня  мы с вами полистаем устный журнал «Деньги»

СТРАНИЦА 1. «История появления денег».(СЛАЙД 3)(СЛАЙД 4,5)

Инсценирование . Анечка и Вовочка оказались у вождя древнего племени.

Давайте послушаем их разговор.

Вождь. Раньше мы все делали сами, а теперь приходиться выменивать у соседних племен то, чего у нас нет.

Вова. Ага, это как два бизнесмена договариваются друг с другом вагон повидла на вагон пряников сменять.

Вождь. Да, может у вас в племени это и удобно, а у нас, пока нужный обмен совершишь, состаришься.

Аня. А это почему?

Вождь. Гляди сама. Например, нам нужно зерно. Мы предлагаем в обмен на него шкуры. Но племени, у которого есть зерно, нужны не шкуры, а топоры. Племя, которое может дать топоры, меняет их только на горшки. Племя, которое делает горшки, готово поменять их на шкуры. Так и приходится меняться: шкуры на горшки, горшки на топоры и только топоры на зерно.    Голова закружиться.

Вова. Я у Андрюхи из 4 класса так рыбок выменивал. Намучился – ужас! Пришлось сначала выменять фонарик на двух крыс в клетке. Потом двух крыс в клетке – на диск с играми. Диск с играми – на картридж. А картридж – на рыбок!

Вождь. Да-а-а…, значит у вас в племени обмен проходит еще тяжелее, чем у нас.

Аня. Да уж, эти мальчишки, все, что хочешь, могут запутать. А всего-то нужно найти вещь, которая нужна всем и всегда. И на нее все выменивать. Мы с девчонками так и делаем.

Вождь. Вот здорово! А чего бы нам такое найти, на что можно менять?

Аня. Я думаю, это мог бы быть скот. Его выгодно долго держать, животные сами передвигаются и могут возить хозяина.

Вова. А еще из кожи можно делать одежду, обувь и барабаны. А из кости- оружие и украшения.

Вождь. Хау! Я решил! Пусть будет так!

(артисты уходят)

-   В чем преимущества натурального хозяйства, т.е. когда человек производил все, что ему необходимо, сам? (не нужно ничего менять, что тебе нужно, то и  произвел.)

- В чем его недостатки? (Трудно сделать хорошую вещь, например топор, не специалисту.)

- В чем преимущество обмена? ( Можно делать только то, что ты делаешь хорошо, а потом менять.)

- В чем недостаток такого обмена? ( Трудно найти того, кому товар нужен.И не всегда тебе нужно то, что тебе предлагают за твой товар.)

- Какой способ предложила Анечка? (Найти вещь, которая нужна всем.)

        -Такая вещь называется эквивалентом.  (СЛАЙД 6) Эквивалент – товар, к которому нужно приравнять все другие товары. Поэтому любой товар можно поменять на эквивалент. А эквивалент можно поменять на любой товар.

- Что было первым эквивалентом? ( скот)

- Что еще могло служить эквивалентом? (Шкурки животных, птичьи перья, зерно, ракушки) Все это  не только могло быть, но и было эквивалентом, или первыми деньгами.

      - Первые деньги совсем не были похожи на те, к которым привыкли мы.

В разных местах деньгами служили разные  предметы. И он назывались товаро-деньгами. Например, в древней Монголии это прессованный чай, (СЛАЙД 7,8)  на Королинских островах деньгами служили огромные камни. Сдвинуть такую  «деньгу» с места могли только несколько человек. Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов. (СЛАЙД 9,10) . В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на верёвочку, как бусы. За одного быка нужно было отсчитать тысячу раковин.  Бесполезная, ненужная вещь не могла стать деньгами.

        Металлические ножи, железные мотыжки, бронзовые топорики, рыбы, мечи, колокольчики – это первые металлические деньги.

         Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина.

СТРАНИЦА 2. «Русские деньги»(СЛАЙД 11)

Товаро- деньги на Руси:

Куны, ногаты, резаны, белки(СЛАЙД 12)

Куны- шкурки куницы,

Ногаты – части шкурки, лапка животного.

Резаны – обрезка серебряных монет.

На смену этим деньгам пришли – гривна,  алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.

           Товаро-деньгами на Руси служили скот и меха куницы, горностаев, лисиц, белок. Эти меха пользовались большим спросом у заморских купцов. Кстати, купцы и завезли на Русь раковины каури.

           Сначала на Руси не было своих денег. Арабские купцы привезли свои серебряные деньги- куны. (СЛАЙД 13) Половину куны называли резаной- отрезанной куной. 25 кун составляли гривну. (СЛАЙД 14) Гривны – серебряные слитки различной формы.  Если нужно было заплатить половину гривны , ее просто рубили топором пополам.(СЛАЙД 15) Такую половинку называли « рубль» ( от слова «рубить) Позднее появился рубль или рублевая гривна. (Гривна весом 200 гр).Половина  рубля называлась полтиной и весила около 100 гр. С 1534 г   в Руси введены монеты с изображением всадника с копьем. Они назывались копейными деньгами (СЛАЙД 16). Они имели неправильную форму и размер с арбузное семечко. Были и другие монеты: деньга, или денежка(1\2 копейки), и полушка (1\4 копейки)(СЛАЙД 17)

          У металлических денег оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают много места.Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой этот груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали с собой в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги.

СТРАНИЦА 3 «Нумизматика» (СЛАЙД 18)

Сообщение ученика.       

  Нумизматика – наука, изучающая историю монет, денежных слитков, медалей.

           Люди, которые коллекционируют и изучают монеты, называются нумизматы ( от латинского слова «нумисма» - монета).

            Старинные и современные монеты могут очень многое рассказать о прошлом и настоящем разных стран, знаменательных событиях и великих людях.

            (Рассматривание современных монет в парах.) (монеты и бумажные деньги) Большинство людей во всех странах получают деньги в качестве заработной платы. Но часть денег он может отложить на будущее, сберечь это сбережение.

           (СЛАЙД 20)    Лицевая сторона монеты называется аверс или «орел», а обратная – реверс «решка». Почему «орел» понятно, а почему «решка»? «Решка» от слова «решетка».В ходе денежной реформы Петра 1 в обращение поступил серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1.Она очень напоминала решетку, которая в разговоре стала «решкой». .

             Работа с учебником с.70.

             Практическая работа . Работа в парах.

Лицевая сторона монеты называется АВЕРС.

Оборотная сторона монеты называется РЕВЕРС.

Ребро монеты называется ГУРТ.

На монете указан ее номинал, т.е. достоинство.

-  Что такое ЛЕГЕНДА? Что можно узнать из надписей?

              Практическая работа. ((СЛАЙД 21,22)

Прочитайте и расскажите все, что вы смогли узнать из надписей.

Самые древние монеты называют «мертвыми». Почему? (У них нет легенды)

ФИЗМИНУТКА.

СТРАНИЦА 4. «Национальные монеты»(СЛАЙД 23)

Работа в парах. Рабочая тетрадь с. 38. Проверка

IV/ ЗАКРЕПЛЕНИЕ  ИЗУЧЕННОГО.

                         

                                 ТЕСТ

  1. Что не могло быть товаро-деньгами?

А) скот                    Б) бумага                              В) зерно

2. Шкурки куницы в роли денег назывались:

А) резаны                Б) ногаты                             В) куны

3. К слову «рубль» однокоренное слово:

А) рубаха                Б) рубин                               В) рубить

4. Лицевая сторона монеты называется:

А) аверс                   Б) реверс                             В) гурт

5. Надпись на монетах называется:

А) аверс                   Б) реверс        В) легенда

  ВЗАИМОПРОВЕРКА.

  Ответы: 1-Б, 2-В, 3- В, 4- А, 5- В. (СЛАЙД 24)

 V ВЫВОД.

1) Что такое деньги?

2) Что нужно делать, чтобы иметь деньги? (трудиться)

3)  Загадки про деньги.

   Маленькая, кругленькая

   Из кармана в карман скачет. (монета)

 

   Мала, кругла, покатна, как убежит, не догонишь.  (монета)

 

   Как не берегутся, а растрясутся. (деньги)

 

   Штучка невеличка, а всякому нужна. (деньги)

            Пословицы и поговорки про деньги.(СЛАЙД 25)

           Денежка без ног, а весь свет обойдет

        Нелегко деньги нажить, а легко прожить

           Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4) Как вы думаете, будут ли в дальнейшем меняться наши деньги?

VI ИТОГ УРОКА.

Понравился  вам урок? Что нового узнали? Что было особенно сложным? Довольны результатом своей работы? Что помогало вам в работе? (дружба, взаимовыручка, помощь)

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

    VII  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.(СЛАЙД 26)

С. 72 Задания 1,2,3,4.

          Задание 5 по желанию

Творческое задание: нарисовать свои «выдуманные» деньги.



Предварительный просмотр:

 ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Учителя начальных классов Ножкиной Татьяны Анатольенвы

 Тема: Правописание предлогов и приставок (обобщение).

Задачи урока:

  1. Развивать орфографическую зоркость.
  2. Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами и приставками.
  3. Воспитывать культуру общения на уроке, аккуратность ведения записей в тетрадях.  

Оборудование урока: учебник, тетради, таблица, схема слова, индивидуальные карточки.  

План урока:

I. Организационный момент. 1 мин.

II. Оформление тетрадей. 1 мин.

III. Чистописание. 3 мин.

IV. Словарно-орфографическая работа. 5 мин.

V. Сообщение темы и цели урока. 1 мин.

VI. Упражнение на дифференциацию предлогов и приставок. Устно и работа по индивидуальным карточкам. 5 мин.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VIII. Блиц-опрос. 3 мин.

IХ. Работа по учебнику.  10 мин.

Х. Письмо по памяти. 5 мин.

ХI. Итог урока. 2 мин.

XII. Домашнее задание. 2 мин.

Оформление доски:

Пятнадцатое февраля.

Классная работа.

Правописание предлогов и приставок.

от, к, за, для, про, с, по, кроме.                  Реш.ли волки зайчика (за)печь,

                                                                      А за.ц из духо.ки пры. (за)печь.

 Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.                                        

 Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.

                 Ход урока:

I. Организационный момент.

С добрым утром, начат день,

Первым делом гоним лень,

На уроке не зевать,

А работать и писать!

- Сначала поприветствуем гостей. Сейчас посмотрели друг на друга, улыбнулись, глубоко вдохнули, сделали выдох. Тихо сели. Начинаем урок!

II. Оформление тетрадей.

- Открываем тетради. Записываем: двадцать третье ноября. Классная работа.

 III. Чистописание.

На доске записаны слова: от, к, за, для, про, с, по, кроме.

- Посмотрите на доску. Прочитайте, что я выписала, как вы думаете, что это? (Это предлоги и приставки)

- На какие две группы их можно разделить? (В одной группе будут которые могут быть и приставками, и предлогами – от, за, про, с; во второй группе – это слова, которые могут быть только предлогами – к, для, кроме).

- В качестве чистописания, запишите на первую строк приставки, которые могут быть предлогами. Напишите их до конца  строчки, чередуя.

- Устно составьте свои примеры с данными приставками. (Например, заговорить, подарок, сбежать и т.п.)

- На вторую строку, чередуя, запишите предлоги до конца строки.

- Придумайте примеры, используя словарные слова с данными предлогами. (Например, к окну, кроме енота, для России).

IV. Словарно-орфографическая работа.

а) - Отгадайте загадки и запишите отгадки. Объясните ударение и орфограммы.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы –

Уши больше головы? (ЗАЯЦ)

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки – дробинки. (ГОРОХ)

Дни его – всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год. (ДЕКАБРЬ)

б)  -  А сейчас расшифруйте словарные слова, объясните ударение и орфограммы.

АГВОН, ОЖНЁГЛР,  ДРГОО. (Вагон, жонглер, город)

V. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня тема нашего урока «Правописание предлогов и приставок». Подводим итоги по изученной теме.

VI. Упражнение на дифференциацию предлогов и приставок. Устно. Работа по индивидуальным карточкам.

а). - На доске даются предложения. Прочитайте их и определите: какое задание необходимо выполнить. (Раскрыть скобки). Докажите, где приставки, а где предлоги. - Пока мы будем работать с предложениями, а некоторые дети получают карточки. Вы должны успеть выполнить работу за то время, пока мы работаем устно.

Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.

- Чем отличаются предлоги от приставки? (написанием со словами).

б) Повторение (по плакату).

VII. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

- упражнения для глаз (вверх-вниз, вправо-влево, по кругу, крепкое зажмуривание).

- упражнения на дыхание (глубокие вдохи и выдохи, потягивания).

VIII. Блиц-опрос.

- С какой частью речи никогда не употребляются предлоги. (с глаголами)

- Предлог – это ….(часть речи).

- Какие предлоги не могут быть приставками? (к, для, кроме)

- Приставка – это … (часть слова).

- Из каких предлогов можно составить название домашнего животного? (к о за,  к от)

IХ. Работа по учебнику. Комментированное письмо. Стр. 66,   №  115.

1. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки.

Вдруг лес (за)гудел, все в нем (за)шипело. (По)лесу (по)бежала поземка. (На)летел ветер, деревья (за)качались. (С)еловых лап (по)летели сугробики. Снег (по)сыпал, (за)вился. Началась пурга. Она (про)должалась день и ночь, весь лес (за)лепила снегом.

- Что такое ПОЗЕМКА? (вьюга, во время которой дует низовой ветер)

2. Подберите к словам, где это возможно, однокоренные существительные в единственном числе без приставки. (Загудел – гудок, побежала – бег, закачались – качка, залепила – лепка).

Дополнительное задание:

- разобрать второе предложение по членам предложения.

- какое слово из этого предложения подходит к схеме слова   ?  

(по лесу)

Х. Письмо по памяти.

Реш.ли волки зайчика (за)печь,

А за.ц из духо.ки пры. (за)печь.

- Какие орфограммы пропущены?

- Раскройте скобки и объясните.

- Чтение хором с орфографическим проговариванием.

- Запись текста по памяти.

- Самопроверка.

ХI. Итог урока.

- Чем отличается приставка от предлога?

- Что нового для себя вы узнали?

XII. Домашнее задание. Стр. 68, № 117.


САМОАНАЛИЗ УРОКА

Учитель: Ножкина Татьяна Анатольевна

Дата проведения; 15.02.2012

Класс: 3

В классе 32 ученика. Сильных учеников немного (5), которые работают активно на всех уроках. Есть слабые дети с замедленной реакцией, медлительные, таких детей мало (6), остальные дети – имеют средний уровень.

Форма занятия: урок.

Тема урока: Правописание предлогов и приставок (обобщение).

Тип урока: повторения и обобщения.

Задачи урока:

  1. Развивать орфографическую зоркость.
  2. Повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов и их различия при написании слов; формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами и приставками.
  3. Воспитывать культуру общения на уроке и аккуратность ведения записей в тетрадях и расширять кругозор учащихся.

Структура урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Оформление тетрадей.
  3. Чистописание.
  4. Словарно-орфографическая работа.
  5. Сообщение темы и цели урока.
  6. Упражнение на дифференциацию предлогов и приставок. Устная работа и индивидуальная с использованием индивидуальных карточек.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Блиц-опрос.
  2. Работа по учебнику.  
  3. Письмо по памяти.
  4. Итог урока.
  5. Домашнее задание.  

Место урока в теме. Этот урок является обобщением изученной темы: «Правописание предлогов и приставок, их отличие». Поэтому основная работа велась на обобщение, повторение и закрепление пройденного материала.

Урок начался со стихотворения-приветствия, что позволило настроиться на позитивную работу.

Минутка чистописания проводилась несколько иначе, чем в привычном виде. Во-первых, это разнообразило работу, а также имело и другую цель: повторение и закрепление данной темы и умение применять свои знания на практике. Словарная работа была также разнообразна, что имело определенную цель: повторить написание группы словарных слов, изученных на прошлых уроках. Чтобы работа не была монотонна и имела занимательный характер, повторение было проведено в виде зашифрованных слов и загадок. Так как в 3 классе количество словарных слов  должно быть не менее 10, то я запланировала их 3 слова дать на минутке чистописания, 6 – в словарно-орфографической работе и 1 слово встретилось на этапе повторения (письмо по памяти).

Все упражнения были нацелены на формирование и закрепление умений и навыков различать предлоги и приставки, постоянно внимание учащихся было направлено на  повторение данной темы. Это и упражнение на дифференциацию предлогов и приставок, упражнение показало, что дети научились распознавать и отличать их, а также  могут грамотно объяснить и привести доказательства правильного написания. Итогом этого этапа было проведено повторение темы по плакату. И работа по карточкам, т.к. аналогичные задания дети получили с индивидуальными карточками, что позволило проверить, как усвоен данный материал. И блиц-опрос имел свою определенную цель – это проверка усвоения материала, проводился в виде фронтального опроса. Вопрос-ответ позволяет детям концентрировать внимание с напряженной работой мозга. Это своего рода тренинг или гимнастика для ума. Вопросы научного характера чередуются с вопросами на логическое мышление. При таком подходе присутствует момент «неожиданности при ожидании», что позволяет учащимся сосредотачиваться, а не расслабляться. Упражнение в учебнике подобрано с учетом возможности комментированного письма, а также для лучшего повторения и закрепления изученной темы. Дополнительное задание – разбор предложения по членам, позволил повторить пройденную тему о предложении, а также проверить учителю – насколько дети умеют выполнять синтаксический разбор, а также разбор слова по составу: выборочный подбор слова к соответствующей схеме.

Письмо по памяти имело элемент занимательности. Такое упражнение тренирует зрительную и слуховую память, умение письменно воспроизводить текст после его проработки.  

Итог урока показал, что дети тему усвоили хорошо, поняли, умеют доказывать и объяснять правописание предлогов и приставок, называть их отличительные признаки.

Домашнее задание дано с пояснением для слабо подготовленных детей. Такие дети нуждаются в дополнительном пояснении.

Для снятия напряжения проведена физкультминутка. Упражнения нацелены, прежде всего, для снятия усталости глаз. Дыхательное упражнение позволило восполнить кислородную недостаточность при сидячей работе.

 Отбор материала и методов обучения осуществлялся с учетом особенностей учащихся. Были отобраны методы: по источнику знаний - словесные методы – беседа в форме блиц-опроса. К наглядным методам относятся повторение материала по таблице, а также подбор слова к схеме. Практические методы – чистописание, упражнения из учебника, индивидуальные карточки и письмо по памяти – отрабатывали умения и навыки учащихся в написании предлогов и приставок, что позволило не только повторить, но и обобщить изученный материал. Главный акцент был направлен на проверку знаний учащихся по данной теме.

По дидактической цели все методы, выбранные мной, позволили не только повторить, но и проконтролировать: насколько дети усвоили данную тему. Это упражнение на дифференциацию предлогов и приставок, работа по индивидуальным карточкам.

При отборе материала учитывались принципы обучения. Принцип научности – формулировка правил написания предлогов и приставок; принцип связи обучения с практикой – на минутке чистописания, стимуляция учащихся использовать свои знания в решении практических задач, анализировать и доказывать. Принцип систематичности и последовательности - старалась, чтобы все задания были взаимосвязаны, были интересны и разнообразны. Устная работа чередовалась с письменной, напряжение урока снималось через игровые моменты и физкультминутку, все этапы спланированы и логически связаны. Учитывался принцип доступности, а также принцип наглядности. Учтен и принцип прочности – дети показали, что учебный материал ими усваивается успешно.

Использовались методы работы: анализ задания, фронтальный опрос по теме, пояснения, наблюдения, заучивания.

Средства: учебник, тетради, наглядный и раздаточный материал.

Психологическая обстановка была доброжелательная. Воспитательные цели выполнялись в соответствии с целями урока.


Индивидуальные карточки и упражнения в учебнике

1. Вставь пропущенные предлоги и приставки.

Человек сидит  __ седле.

Ноги тащит __ земле –

Это едет дядя Степа

__ бульвару __ осле.

-Вам, - кричат Степану люди, -

Нужно ехать __ верблюде!

__ верблюде он поехал –

Люди давятся __ смеха:

-Эй, товарищ, вы куда?

Вы раздавите верблюда!

Вам, __ вашей вышине,

нужно ехать __ слоне!

2. Исправь ошибки. Выдели приставки и предлоги.

Катер от плыл от пристани.

До сторожки мы до брались поздней ночью.

Ребята с катились с горы.

Зависело б от мыла, веснушки  я  б от мыла.

Сугробы снега вьюги на мели, и грузовик, как баржа, на мели.

3. Правильно спиши стихотворение.

Лентяй

Сидел он на (о)кошке

И размышлял (о)кошке.

Вдруг подумал: «А (у)сов

Есть усы иль нет (у)сов?»

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

  1. Вставьте предлоги и выделите приставки.

Шёл восьмой час, когда ученик вышел __ дому, ___ крыльцо, сошёл __ крыльца, пошёл __ двору, зашёл __ ворота, подошёл __ газетному ларьку, отошёл __ ларька, дошёл __ трамвайной остановки, вошёл __ трамвай, и трамвай ушёл.



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ   УРОКА  

Учитель:  Ножкина    Татьяна Анатольевна

Дата проведения урока: 10.10.2011 года.

Класс: 3.

Предмет:  Окружающий мир.

Тема: «Что такое деньги?».

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Методы обучения: рассказ (объяснение учителя), беседа, самостоятельная работа.

Виды деятельности и формы работы:

- фронтальная работа;

- работа с учебником;

- индивидуальная работа на местах;

- дидактическая игра;

- практическая работа.

Межпредметные связи: история, литература, математика, русский язык.

     Преподавание окружающего мира ведется по учебнику А. А. Плешакова в 2-х частях (2

часа в неделю). На момент проведения урока учащиеся изучают темы раздела: «Чему учит

экономика».

     Была поставлена  дидактическая цель урока:

Образовательная:

- вывести понятие «ДЕНЬГИ», исследуя причины, по которым люди использует деньги,

рассмотреть происхождение денег, познакомить учащихся с историей развития различных форм денег, денежными единицами других стран;

- в процессе дидактической игры подвести детей к понятию БАРТЕР, показать трудности

такого обмена.

Развивающая:

- через обобщение (синтез) и выделение отличительного признака (анализ) способствовать

развитию логического мышления;

- развивать индивидуальные способности ребят, умение использовать свой жизненный

опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач;

- развивать диалогическую речь учащихся;

- способствовать развитию памяти, внимания учащихся;

- совершенствование коммуникативных навыков – совершенствование умения слушать

другого человека.

Воспитательная:

-вырабатывать у детей умение работать в коллективе, ответственно относиться к своему

труду и уважительно - к труду своих одноклассников;

- способствовать формированию спокойного отношения к деньгам в том случае, когда они

есть, и тогда, когда их нет;

- поддерживать интерес к изучению окружающего мира и других областей знаний.

     Поставлены реальные цели образовательного, развивающего и воспитательного аспектов. Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.  Это урок освоения новых знаний. Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:   словесные (объяснение, беседа с учащимися, введение  новых для детей слов, для обогащения словарного запаса);  наглядные (карточки с терминами, демонстрация  презентации  обучающего курса, просмотр    фрагмента мультипликационного фильма); практические (работа с раздаточным материалом: монеты разного достоинства), по виду учебной деятельности: поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися задач).

 На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности:  общеклассная,  индивидуальная,  которые в ходе урока сменяли друг друга.  Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено. Поддерживался высокий темп работы учащихся. Урок начинается с организационного момента и постановки учебной задачи. Педагог и учащиеся приветствуют друг друга. Затем учащимся предлагается отгадать загадку и просмотреть подготовленные слайды, раскрывающие тему и цели данного урока. Этот этап,  хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Задачи данного этапа: психологическая подготовка учащихся к общению, организация внимания, доброжелательный настрой учителя, использование вопросов, повышающих интерес детей к  теме урока. Далее происходит последовательное и плавное введение в тему урока. Следующий этап – подготовка к усвоению новых знаний. Здесь использовался метод наглядности (просмотр фрагмента мультфильма) и метод одностороннего представления учебного материала, т.е. учащиеся, работая с предложенным им новым материалом и опорой на собственный жизненный опыт, изучали тему урока.  На данном этапе основные формы работы -объяснение, фронтальная.   Физкультминутка   являлась неотъемлемой частью урока и имела смысловую важность (забота о физическом здоровье младшего школьника).   На основном этапе - этапе изучения нового материала – использовались  метод наглядности (демонстрация слайдов), работа с текстом учебника, выполнение практической работы и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным методом. По наблюдениям психологов, после 30 минут работы внимание учащихся на уроке снижается. Поэтому на этапе первичной проверки усвоения знаний использовалась компьютерная программа, позволяющая детям в игровой форме закрепить полученные знания и систематизировать их. Завершающим этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок. Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута триединая дидактическая цель. Учащиеся получили представление о том, что такое денежные единицы и их роли в жизни человека; познакомились с двумя способами обмена: «бартер» и «купля - продажа»; были введены новые понятия «деньги», «товар», «цена», «зарплата», «сбережения»; обратились к истории возникновения денег; формирование представлений о ценности денег. В ходе всего урока можно было проследить межпредметные связи между такими школьными дисциплинами как история, литература, математика, русский язык.  При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим. На случай непредвиденной ситуации были приготовлены запасные методические приемы (дидактическая игра, решение сюжетных задач по теме урока, работа со стихотворением и т. д.). Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение с учащимися было доброжелательным, доверительным. По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся  пользовался демонстрационный материал (использование компьютера), возможность самостоятельно получить новые знания при выполнении практической работы и  на этапе закрепления полученных знаний. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие нового материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и  свою. Перспективы педагогической деятельности: разработать цикл уроков с использованием ИКТ как наиболее эффективным  средством активизации познавательной деятельности младших школьников, пропагандировать широкое использование ИКТ в начальной школе как неотъемлемый метод обучения.