Обеспечение радиационной безопасности населения.

Головкина Елена Владимировна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: « Обеспечение радиационной безопасности населения»

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с понятием «радиационная безопасность», основными источниками радиации, с нормами радиационной безопасности.
  • Обучить правилам, которые необходимо соблюдать при проживании в зоне возможного радиоактивного заражения.
  • Выработать алгоритм действий при получении сигнала оповещения о радиационной аварии.
  • Воспитывать культуру в области защиты от последствий радиоактивного заражения.
  • Развивать познавательный интерес к изучаемой теме.

Оборудование:

  • учебник А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.»;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация;
  • листы с текстом.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, начинаем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний

- Чтобы вспомнить тему «Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия», предлагаю выполнить следующие задания.

Слайд 2.

Задание 1.

Установите соответствие.

1.

Покрытие территории водой.

а.

Зона катастрофического затопления

2.

Часть зоны затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва.

б.

Гидродинамически опасный объект

3.

Чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения (плотины, дамбы, шлюзов) или его части.

в.

Поражающие факторы гидродинамической аварии

4.

Сооружение с разницей уровня воды.

г.

Гидродинамическая авария 

5.

Образование волн прорыва.

д.

Затопление 

На выполнение задания учитель дает несколько минут, после чего проверяет тетради  у нескольких учащихся и ставит оценки.

Остальные учащиеся по слайду 3 проверяют правильность выполнения задания.

Слайд 4.

Задание 2.

Оцените верность утверждений

1. Плотина  - это искусственное водосбросовое сооружение.

2. Аварии на химически опасных объектах, в результате которых может произойти заражение воды, относятся к гидродинамическим.

3. Гидродинамические аварии могут возникнуть вследствие действия сил природы.

4. Бьеф – это часть водоема выше и ниже гидротехнического сооружения.

5. Водозаборные гидротехнические сооружения предназначены для забора воды из источника питания (реки, озера) с целью использования её для нужд гидроэнергетики, водоснабжения или орошения полей.

После выполнения задания учитель  проверяет тетради  у нескольких учащихся и ставит оценки.

Остальные учащиеся сверяют свои ответы со слайдом 5.

Ш. Введение в тему

- Ребята, подумайте, какое общее слово может объединить все эти ситуации:

многочасовой перелет на самолете, прохождение флюорографии в поликлинике, длительная работа за компьютером? Ответы учащихся.

- Воздействие радиации на организм мы называем облучением.

Давайте вспомним, что же такое радиация или ионизирующее излучение? Ответы учащихся.

ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ (РАДИАЦИЯ) – это виды радиоактивных излучений, которые, попадая в определенные среды или проникая через них, производят в них ионизацию, т.е. приводят к образованию заряженных частиц (ионов).

- Сегодня на уроке мы поговорим о радиационной безопасности, установленных основных гигиенических нормативах облучения, а также о правилах поведения населения, проживающих в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.

- Тема нашего урока: «Обеспечение радиационной безопасности населения». Слайд 1. Чтобы вернуться на слайд 1, необходимо навести курсор на стрелку в правом нижнем углу на слайде 5.

IV. Изложение нового материала

Что же такое радиационная безопасность? Чтобы попасть на слайд 6, необходимо навести курсор на стрелку в правом нижнем углу на слайде 1.

Слайд 6.

Радиационная безопасность населения - это состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего облучения.

В целях обеспечения радиационной защиты населения нашей страны в 1996 г. был принят Федеральный закон «О радиационной безопасности населения», в котором определилась политика государства в области радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Слайд 7.

В нашей стране разработаны нормы радиационной безопасности (HPB-96/99), которые введены на территории России с 1 января 2000 г.

Прежде чем вы узнаете о них, поговорим сначала об источниках облучения.

Мы живём в радиоактивном мире, так как живём на радиоактивной Земле. Все естественные источники излучений создают естественный радиационный фон, в котором мы рождаемся и живём на протяжении всей нашей жизни.

Слайд 8.

К естественным источникам излучений относятся космическое излучение и радиоактивные вещества, находящиеся на поверхности, в недрах Земли, в атмосфере, воде, растениях и организмах всех живых существ, населяющих нашу планету.

Источниками космического излучения являются звёздные взрывы в галактике и солнечные вспышки. Солнечное космическое излучение не приводит к заметному увеличению дозы излучения на поверхности Земли.

К искусственным источникам ионизирующих излучений относятся: производства, связанные с использованием радиоактивных изотопов, атомные электростанции, транспортные и научно-исследовательские ядерно-энергетические установки, специальные военные объекты, рентгеновская техника и медицинская аппаратура лучевой терапии, а также бытовые излучатели.

Слайд 9.

Радон – самый главный из всех естественных источников радиации. Этот газ без цвета, вкуса и запаха – один из продуктов распада урана-238. Он достаточно тяжёлый (в 7,5 раза тяжелее воздуха). Главный источник поступления радона – грунт. Радон выделяется в основном из геологических разломов и шахт, но может содержаться в материале стен и даже питьевой воде.

При длительном поступлении радона в организм человека возрастает риск возникновения рака легких. Лучшая защита от него – хорошая вентиляция подвальных помещений и жилых комнат.

Слайд 10.

На слайде вы видите воздействие на человека разных источников радиации в процентном соотношении.

- облучение населения продуктами распада радона и торона в помещениях - 42% (торон – изотоп радона);

- использование ионизирующих излучений в медицине - 34%;

- естественный фон - 23%;

- глобальные выпадения продуктов ядерных испытаний -1%;

- пользование авиатранспортом - 0,10%;

- употребление радиолюминесцентных товаров - 0,10%;

- атомная энергетика - 0,03%.

Каковы же нормы радиационной безопасности?

Слайд 11.

Годовая доза облучения 30-100 миллибэр.

Допустимая доза облучения  за год 500 миллибэр.

Для обеспечения радиационной безопасности населения специалистами МЧС России разработаны рекомендации по правилам поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.

Слайд 12.

 

При проживании в непосредственной близости от радиационно опасных объектов необходимо:

– уточнить наличие в районе вашего проживания радиационно опасных объектов и получить возможно более подробную и достоверную информацию о них;

– выяснить в ближайшем территориальном управлении ГО ЧС способы и средства оповещения населения при аварии на радиационно опасном объекте;

– изучить инструкцию о порядке действий населения в случае возникновения радиационной аварии;

– создать и иметь определённые запасы необходимых герметизирующих материалов, йодных препаратов, продовольствия и воды.

VI. Продолжение темы

Каковы действия населения при подготовке к возможной эвакуации?

Слайд 13.

- Соберите  самые необходимые вещи (документы, деньги, личные вещи, продукты, средства индивидуальной защиты).

- Необходимо сложить в чемодан и рюкзак одежду и обувь по сезону, однодневный запас продуктов, нижнее бельё и другие необходимые вещи. Оберните чемодан (рюкзак) полиэтиленовой пленкой.

-  Покидая при эвакуации квартиру, отключите все электро- и газовые приборы, вынесите мусор, на дверь прикрепите объявление «В квартире №_ никого нет».

- Зарегистрируйтесь у председателя эвакокомиссии.  Прибыв в безопасный район, примите душ и смените бельё и обувь.  

VII. Итог урока

Вопросы для самоконтроля:

-  Когда и какие нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения установлены в Российской федерации?

- Какие меры предусмотрены в нашей стране для защиты населения в случае возникновения радиационной аварии?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обеспечение радиационной безопасности населения

Слайд 2

Задание 1: установите соответствие 1. Покрытие территории водой. а. Зона катастрофического затопления 2. Часть зоны затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва. б. Гидродинамически опасный объект 3. Чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения (плотины, дамбы, шлюзов) или его части . в. Поражающие факторы гидродинамической аварии 4. Сооружение с разницей уровня воды. г. Гидродинамическая авария 5. Образование волн прорыва . д. Затопление

Слайд 3

Проверь себя!!! 1 . Покрытие территории водой . д. Затопление 2. Часть зоны затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва. а. Зона катастрофического затопления 3. Чрезвычайная ситуация, связанная с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения (плотины, дамбы, шлюзов) или его части . г. Гидродинамическая авария 4. Сооружение с разницей уровня воды. б. Гидродинамически опасный объект 5. Образование волн прорыва . в. Поражающие факторы гидродинамической аварии

Слайд 4

Задание 2. Оцените верность утверждений 1. Плотина - это искусственное водосбросовое сооружение. 2 . Аварии на химически опасных объектах, в результате которых может произойти заражение воды, относятся к гидродинамическим. 3. Гидродинамические аварии могут возникнуть вследствие действия сил природы. 4. Бьеф – это часть водоема выше и ниже гидротехнического сооружения. 5. Водозаборные гидротехнические сооружения предназначены для забора воды из источника питания (реки, озера) с целью использования её для нужд гидроэнергетики, водоснабжения или орошения полей.

Слайд 5

Проверь себя!!! 1. НЕВЕРНО 2 . НЕВЕРНО 3 . ВЕРНО 4 . ВЕРНО 5 . ВЕРНО

Слайд 6

Радиационная безопасность населения Это состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего облучения В 1996 году был принят Федеральный закон «О радиационной безопасности населения». В нем определены политика государства в области радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.

Слайд 7

Разработаны нормы радиационной безопасности ( HPB- 96/99) , которые введены на территории России с 1 января 2000 г.

Слайд 8

Источники ионизирующих излучений естественные искусственные КОСМИЧЕСКОЕ Звездные взрывы Солнечные вспышки ЗЕМНОЕ Естественные радиоактивные вещества (радон и др.) Ядерное производство Атомные электростанции Специальные военные объекты Медицинская рентгеновская аппаратура Бытовые излучатели

Слайд 9

Радон – главный из естественных источников радиации ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА Это газ без цвета, вкуса и запаха, в 7,5 раз тяжелее воздуха ИСТОЧНИКИ Грунт Строительные материалы (бетон, кирпич) Вода ОПАСНОСТЬ !!! При длительном поступлении радона в организм человека возрастает риск возникновения рака легких Радон – один из продуктов распада урана 238.

Слайд 10

Воздействие на человека различных источников радиации

Слайд 11

Нормы радиационной безопасности От 4 до 12 мкР /ч Естественный радиационный фон 30 – 100 мбэр (0,03 -0,1 бэр) Годовая доза облучения 500 мбэр Допустимое облучение за год

Слайд 12

Рекомендации населению Уточнить наличие в вашем районе РОО. Получить более подробную информацию о них. Выяснить способы и средства оповещения населения при аварии на РОО. Изучить инструкцию о порядке действий населения в случае возникновения радиационной аварии. Создать и иметь определенные запасы необходимых герметизирующих материалов, йодных препаратов, продовольствия и воды. При проживании в непосредственной близости от радиационно опасных объектов

Слайд 13

Рекомендации населению Действия при получении сигнала оповещения о радиационной аварии Задание 1. Вставьте в полученный текст пропущенные слова и словосочетания.

Слайд 14

Рекомендации населению Соберите самые необходимые вещи (документы, деньги, личные вещи, продукты, средства индивидуальной защиты). Необходимо сложить в чемодан и рюкзак одежду и обувь по сезону, однодневный запас продуктов, нижнее бельё и другие необходимые вещи. Оберните чемодан (рюкзак) полиэтиленовой пленкой. Покидая при эвакуации квартиру, отключите все электро- и газовые приборы, вынесите мусор, на дверь прикрепите объявление «В квартире №_ никого нет». Зарегистрируйтесь у председателя эвакокомиссии . Прибыв в безопасный район, примите душ и смените бельё и обувь. Действия при подготовке к возможной эвакуации