Инновационная деятельность на базе КФУ

Фарукшина Светлана Саввична

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность

с детьми старшей группы  

по развитию логического и творческого мышления

 «Тайны морских глубин»

Автор-составитель: воспитатель

первой квалификационной категории

МБДОУ «Центр развития ребёнка –

детский сад №1 «Бэлэкэч» г. Альметьевска

Фарукшина Светлана Саввична

  1. Цель: Развитие логического и творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Планируемый результат: умение решать задачи на слух, считать в пределах 10, находить цифру в соответствии с числовым значением, сравнивать геометрические фигуры, воображать; логически мыслить; умеют при помощи компьютерной мыши перемещать фигуры на экране ноутбука; различают 4 уровня глубины океана: поверхностная зона, глубинная зона, донная зона, дно; активно взаимодействуют друг с другом; умеют характеризовать объект, ситуацию, делать выводы; выкладывают оберег при помощи цветной соли, ракушек, жемчужинок; используют новые термины в точном соответствием с их значением.

  1. Программное содержание.

Задачи:

Познавательное развитие:

 - создать условия для логического и творческого мышления, сообразительности, внимания, фантазии;

 - упражнять в счёте в пределах 10, находить цифру в соответствии с числовым значением, сравнивать геометрические фигуры;

 - совершенствовать умение решать логические задачи на слух;

-  закреплять умение управлять действиями на экране с помощью компьютерной мышки: выбирать и перемещать геометрические фигуры;

- познакомить детей с особенностями подводного мира, научить различать 4 уровня глубины океана: поверхностная зона, глубинная зона, донная зона, дно.

Социально-коммуникативное развитие:

 - содействовать развитию игровой деятельности, действовать в соответствии с игровой задачей;

 - приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения  со сверстниками и взрослыми;

- развитие творческого воображения, способности совместно развивать игру; формирование умения договариваться;

 - научить детей работать в парах;

- формировать привычку здорового образа жизни, правильную позу при работе за столом.

Речевое развитие:

 - совершенствовать умение детей точно характеризовать объект, ситуацию делать выводы, использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания;

- активизировать двигательно-зрительные, слуховое восприятие, внимание;

 - развивать грамматический строй речи, умение поддерживать беседу.

Художественно-эстетическое развитие:

 -научить выкладывать геометрические фигуры, при помощи цветной соли, ракушек, жемчужинок;

 - развивать мелкую моторику рук, воображение, творчество, образное представление;

 - воспитывать аккуратность и самостоятельность.

Физическое развитие:

 - Создать условия для двигательной активности детей;

 - Закрепление умения участвовать в подвижных играх.

3. Словарная работа:  активизация словаря: глубоководная техника, поверхностная, придонная, глубинная, донная зоны.

4. Материалы и оборудование: интерактивная доска, пианино, 5 столов, 10 стульев, якоря с картинками (числовое значение), 5 нетбуков, 5 компьютерных мышек, карточки с цифрами на столы, 10 наборов с цифрами, металлофон, презентация, 10 плоских пластиковых тарелок, 20 глубоких пластиковых тарелок, природный материал: ракушки, морская соль ярких цветов, кисель, жемчужинки; картинки с изображением: нетбука, металлофона, морские обитатели, оберег.

5. Предварительная работа:

- создание презентации;

- подбор музыкального репертуара;

- подбор природного материала;

- подбор методического пособия.

  1. Методы и приемы работы с детьми.  

Наглядные методы:

- наблюдение;

-демонстрация (рассматривание);

- презентация.

Практические методы:

- упражнение; экспериментирование.

Игровые методы:

- дидактическая игра;

- воображаемая ситуация;

-применение сингапурских структур обучения «Фоллоу зе лидер», «Коннерс».

Словесные методы:

- рассказ воспитателя;

- познавательная беседа.

Индивидуально-дифференцированный подход: помощь при работе с нетбуками, с природным материал.

Ход образовательной деятельности

(На слайде пиратский корабль. Звучит песня).

 Здравствуйте ребята, я  пиратка Иззи.

Я прибыла на этот остров на Летучем Голландце, корабле-призраке, который появляется из ниоткуда и исчезает в никуда.  Тысячу лет я скитаюсь в  морской пучине в поисках магического компаса. Может ребята вы мне поможете его отыскать? (Ответы детей). 

 Тогда мы вместе опустимся на самое дно моря и познаем тайны морских глубин. Итак, вы согласны стать моими моряками? (Ответы детей).

  Тогда все на борт. У каждого из вас будет своя каюта, а какая, вы выберите сами.

(На полу маленькие якорьки, на обратной стороне изображения - числовые значения. На  каждом месте за столами – цифры.)

 Посмотрите на эти якоря, это  ключи - числовые карточки. Выберите понравившийся вам якорь, посчитайте количество изображений на обратной стороне. И найдите число соответствующее этому количеству за столом. Это и будет  номер вашей каюты.

(Дети занимают свои  места за столами согласно числам).

 Все на своих местах? Тогда «Полный вперед! Начинаем погружение»

Слайд.

 В морях и океанах выделяют 4 уровня глубины: Поверхностный, Глубинный, Донная зона и Дно.

Слайд.

 Сейчас мы с вами в 1 зоне которая называется Поверхностная.

 Повторим вместе. (Дети повторяют – «поверхностная зона»). А как вы думаете почему она так называется?( Ответы детей). 

 Верно, ребята, потому что это наименее глубокий уровень.  И вода  здесь наиболее тёплая. А может вы уже догадываетесь почему? (Ответы детей)

 Верно. Солнечный свет проникает сюда и прогревает воду. Именно здесь обитает наибольшее количество рыб. Как, по вашему, почему? (Ответы детей).

      Верно, вода тёплая и освещается солнечным светом. Но вчера ребята, море было неспокойно, его изрядно штормило.  

Слайд.

 Посмотрите, что произошло – рыбы, растения все перепуталось. (Показывает слайд, где все геометрические фигуры перепутаны). Ребята, мы можете назвать, какие  геометрические фигуры вы узнали в этой путанице? (Ответы детей)  

 Молодцы! А теперь нам необходимо навести порядок на этом уровне моря.  А поможет нам в этом наша глубоководная  техника. ( Предлагает детям раскрыть нетбуки). Вы будете работать в парах. И каждая пара будет наводить порядок на своем участке моря и из геометрических фигур собирать изображения морских обитателей.  

Слайд.

     Посмотрите, как это сделала я. (Показывает на слайде  примерный вариант и убирает.

 Дети собирают изображения морских обитателей из геометрических фигур на нетбуках. В процессе работы воспитатель подходит к каждой паре и интересуется, какого обитателя и из каких фигур дети собирают.  После того как ребята выполнили задание, просит встать их и пройти посмотреть на работы других пар).

 Молодцы, ребята, теперь на поверхностном уровне царит морская идиллия, и мы можем продолжить погружение.

Слайд.

     Мы опускаемся во вторую зону, которая называется Глубинная зона, она находится ниже поверхностной. Повторим вместе. (Дети повторяют  «глубинная зона»). Как вы думаете, почему она так называется? (Ответы детей). Вы правильно рассуждаете, - свет сюда почти не проникает, и водоросли здесь жить не могут. Животным в поисках пищи приходится подниматься на поверхностную зону. Глубоководные существа плохо видят в темноте, но очень хорошо различают звуки. Ведь  звук  распространяется в воде почти в 5 раз быстрее, чем в воздухе. А насколько тонок  ваш слух? Сейчас мы и узнаем,  я предлагаю вам поиграть в игру.

 (На столах перед каждым ребенком конверты).

 Ребята, обратите внимание, что за разноцветные конверты лежат на ваших столах?

(Дети раскрывают конверты с цифровыми карточками, воспитатель предлагает  разложить их по порядку от1 до 10).

(Игра «Угадай сколько» с металлофоном).

 Представьте себе, ребята, что вы глубоководные обитатели, вы ничего не видите (закрывает глаза) и ориентируетесь только по звуку. Мой волшебный металлофон будет издавать определенное количество звуков, а вы будете их внимательно слушать и  считать. После этого вы  откроете глазки и поднимете цифровую карточку, соответствующую количеству услышанных звуков. Поиграем? Итак, закрываем глазки и внимательно слушаем. (Воспитатель играет на металлофоне определенное количество звуков).  Сколько звуков вы услышали? Поднимите цифровую карточку.

А теперь я доверяю мой волшебный инструмент  Инне. (Воспитатель  подзывает ребенка  к себе и называет ему количество звуков, которые она должна сыграть для группы.)

 Ребятки, закройте глаза и отгадайте, сколько звуков сыграет Инна.

(Играет, дети поднимают карточки)

Какие вы молодцы,  ваш слух ничуть не хуже чем у подводных обитателей.

Слайд.

 Продолжаем погружение. Это  Донная зона. Повторим, ребята, вместе. (Дети повторяют «донная зона») Здесь совсем  темно и холодно. Чтобы не замерзнуть, мы поиграем в игру. (Игра «Фоллоу зе лидер» - Физминутка).

 Каждый из вас почувствует себя настоящим капитаном. Итак, вам нужно разделиться на 2 команды. Тот кто стоит первым, он капитан - встает лицом к команде. Я буду играть на фортепиано музыку, а вы будите показывать  любые движения, какие только придут вам на ум. Как только музыка остановится,  капитаны уйдут в конец строя, а их места займут следующие игроки, оказавшиеся первыми в строю. Каждая команда повторяет движения за своим капитаном. (Дети выполняют движения).

Молодцы ребята, вы настоящие капитаны. Вот мы с вами немного  отогрелись и продолжаем погружение.

Слайд.

 Мы  приближаемся к  месту, которое называется Дно. Повторим вместе. (Дети повторяют «дно»). На дне очень темно и очень немногие животные способны обитать там, они небольшого размера, имеют  странную форму и странный вид. Некоторые из них слепы, а некоторые излучают свет, приманивая добычу. Чтобы не испугать их и не навлечь на себя новую беду, нужно решить их задачку. Итак: морской обитатель синего цвета больше красного, красный больше зеленого, но меньше желтого. Какой обитатель больше всех? (Ответы детей). 

Правильно молодцы! Синего цвета. Проверим?

Слайд.

       Молодцы!

Ребята, я чувствую, что мы уже близки к разгадке. Мы на самом дне моря!

Слайд

  Ах, что я вижу? Вот он! Моя прелесть! Ребята, спасибо вам, вы нашли  мой магический компас и  теперь мой корабль спасен.

Слайд.

  Я хочу вас отблагодарить и  предлагаю отправиться к неизведанным, сказочным, морским берегам вместе со мной. Согласны? (Ответы детей).

Слайд.

  Но море полно не только сокровищ, тайн и загадок, но и опасностей. Много сказок и легенд сложено о морских обитателях - мифических существах, русалках, водяных. Мы незнаем существуют ли они на самом деле, но мы суеверные моряки, предпочитаем не испытывать судьбу. И сейчас мы с вами изготовим защитный оберег из даров моря, чтобы уберечь себя от опасностей.

Слайд.

(Детям предлагается плоская пластиковая тарелка и различные природные материалы: ракушки, морская соль ярких цветов, кисель, стеклянные шарики и т.п.)

    Ребята, вы можете нарисовать свой защитный оберег, такой какой вы хотите любым понравившимся вам цветом соли, украсить ракушками, жемчужинками.

(Дети рисуют оберег цветной солью)

 Молодцы, ребята, теперь нам не страшны никакие чудовища.

(Воспитатель подзывает детей к себе. Использование сингапурской структуры «Конэрс (углы, разные точки зрения).

 Посмотрите, у нас на корабле развешаны картинки. Что они вам напоминают? Да это, наше путешествие по глубинам моря. В правом углу палубы на картинки изображён нетбук, в левом углу металлофон, с другой правой стороны самый большой морской обитатель, а с левой оберег. Подойдите к той картинке, на которой изображено то, чем вам понравилось заниматься больше всего.

(Дети выбирают углы, объясняют свой выбор).  

Вы молодцы, мои юные моряки – настоящие герои, вы отлично справились со всеми заданиями и сохранили морскую  идиллию. А теперь все на борт! Готовимся к отплытию!  Полный вперед!