Описание опыта работы по разным видам деятельности

Мармылёва Алёна Михайловна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ЗАЯВКА

НА УЧАСТИЕ В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ «ЭКОЛИДЕР»

Районный конкурс «ЭкоЛидер» на лучшую организацию работы по проведению Дней защиты от экологической опасности

Регистрационный номер заявки

Дата получения

КАРТОЧКА УЧАСТНИКА

  1. Общие сведения:

Название организации

муниципальное казённое учреждение «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Координаты

652240, Российская Федерация, Кемеровская область, Тяжинский район, пгт Тяжинский, улица Коммунистическая, дом 3а.

Телефоны: 8(384)49-2-84-58, 8(384)49-2-96-72, факс: 8(384)49-2-84-58

e-mail: cscf@mail.ru

Данные руководителя организации

Карабанова Оксана Васильевна, директор

Данные координатора, ответственного за проведение «Дней защиты» в организации

Мармылева Алена Михайловна, заместитель директора по организационно-методической работе, телефон: сотовый – 89059149956, домашний – 8(38449) 2-72-49

  1. Результаты работы в акции

Дата

Мероприятие

Краткое описание

Ресурсы

Результаты

март - апрель

информационные акции:

- «Международный день земли»;

- «Экология и охрана окружающей среды»

распространение буклетов среди населения пгт. Тяжинский

использованы компьютерные ресурсы и бумага

Распростране-ны 95 буклетов с целью инфор-мирования      населения посёлка

март-июнь

беседы среди населения района в рамках выездных дней

проведение бесед об охране окружающей среды специалистами в выездные дни по селам района

Автомобиль, портативный видеоплейер

охват  - 112 чел. (жители п.Итатский, сёл Ново-Марьин-ка, Акимо-Ан-ненка, отды-хающие в отде-лении дневного пребывания. МБУ «КЦСОН) с целью информирования населения

03.06.2013

стенд «Природа кричит «SOS!»  

оформление стенда на экологическую тему в административном здании МКУ «СРЦдН»

использованы компьютерные ресурсы и бумага

стенд оформ-лен с  целью информирования клиентов центра

март-июнь

выставка рисунков воспитанников центра «Сохраним природу!»

оформление выставки на экологическую тему в административном здании МКУ «СРЦдН»

краски, цветные карандаши, бумага, фломастеры, гуашь

воспитанниками нарисовано 46 рисунков с целью пропаганды бережного отношения к природе

январь-март

№ 7 (10) 2013 г.

март-апрель

№ 8 (11) 2013 г.

май-июнь

№ 9 (12) 2013 г.

спецвыпуски газеты МКУ «СРЦдН» «Добрый день» на экологическую тему

газеты содержат информации о проведенных в Центре экологических мероприятиях

использованы компьютерные ресурсы и бумага

распространено 120 газет с целью инфор-мирования населения района

01.06.2013

флешмоб «Сохраним природу»

с помощью танцевальных движений пропагандировали за сохранение природных ресурсов

привлечение танцевальной группы «Эдельвейс», оформление плакатов

привлечено 137 человек с целью пропаганды бережного отношения к природе

март-июнь

субботники по благоустройству и озеленению территорий Центра и памятных мест поселка

расчистка снега, оформление клумб, высадка цветочной рассады, уборка мусора, побелка деревьев и т.д.

хоз.инвентарь

привлечено 80 сотрудников Центра с целью озеленения площадей и улиц посёлка

май-июнь

высадка саженцев деревьев и кустарников

высадка саженцев на улицах пгт. Тяжинский и территории Центра

саженцы деревьев и кустарников

 участвовали10 сотрудников Центра, проведено озеленение территорий

25.05.2013

видеоролик «Мы выбираем жизнь!»

видеосюжет построен на взаимосвязи человека и природы в рамках конкурса социальной рекламы по мотивации детей и подростков к здоровому образу жизни

использованы компьютерные ресурсы

в подготовке задействованы  11 чел., в т.ч. 6 несовершенно-летних

  1. Наиболее удачные моменты работы:

флешмоб «Сохраним природу!», высадка саженцев деревьев и кустарников, цветочной рассады, оформление клумб, выпуски газеты «Добрый день!», открытые занятия с воспи-танниками Центра, стенд «Природа кричит SOS!», выставки детских рисунков, мини-беседы на экологические темы, информационные акции для различных категорий населения.

  1. Инфорамационный блок

№ п/п

Описание информационного блока в СМИ

Дата публикации/ре-портажа/пр.

1.

Районная газета «Призыв», раздел «Экология», статья «День здоровья», автор З.А. Щербакова

12.04.2013

2.

Районная газета «Призыв», раздел «Наши новости», статьи «Волшебные семена», «Сохраним природу!», «Весенняя неделя добра»,  автор             З.А. Щербакова

19.04.2013

3.

Сайт Администрации Тяжинского муниципального района - 15 пресс-релизов  на экологическую тему

март-июнь

Заместитель директора

по организационно-методической работе   _______________________      А.М. Мармылева

   



Предварительный просмотр:

Организация работы в группе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья стационарного отделения социальной реабилитации

в период с 2000 по 2014 год.

В начале 90-х годов в Тяжинском муниципальном районе, как и во всей стране, сложилась сложная экономическая ситуация. Особенно сложно приходилось семьям, имеющим детей - инвалидов. На 1995 год в районе проживало 159 детей-инвалидов. Дети нуждались в помощи целого круга специалистов, владеющих современными технологиями реабилитационного процесса. Этим детям было необходимо постоянное лечение, иногда и не один раз в году, и, как правило, приходилось ездить в областные клиники, так как в районе не оказывали комплексной реабилитации. В связи со сложившейся ситуацией, центром социальной помощи семье и детям 15.03.2000 года была получена  лицензия на право ведения оздоровительной деятельности и открыто отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными уственными и физическими возможностями и часто болеющих детей на 8 мест.

Для работы отделения специалисты Центра изучили опыт работы центров реабилитации для детей с ограниченными возможностями различных территорий.

В то время в отделении работало 5 человек (медик, педагоги, специалисты по социальной работе) и уже тогда это была команда единомышленников. Было очень сложно, не было опыта работы с такими детьми, не было оборудования, необходимой литературы, но было главное - было желание работать и помогать детям- инвалидам.

Первое, что было сделано специалистами - знакомство с детьми-инвалидами и их семьями. Специалисты по социальной работе побывали в каждой семье, познакомились с условиями проживания ребенка, с его потребностями и возможностями, был составлен полный банк данных о детях-инвалидах. В течение полугода работала медико-психолого-педагогическая комиссия, в которую вошли врачи, психологи, педагоги, логопед. Был осмотрен каждый ребенок и составлен примерный план реабилитации, учитывая реабилитационный потенциал ребенка и возможности центра.

С открытием нового отделения появились и новые возможности учреждения, были решены многие проблемы, тяжелые дети и дети из отдаленных территорий района смогли получать реабилитацию. 

За время функционирования отделения приходили дети разного возраста, с разным уровнем развития, с разным уровнем интеллекта, с множественными отклонениями в развитии, а значит с разными возможностями реабилитации. Детям, в основном, оказывалась медицинская реабилитация (массаж, лечебная физкультура, физиолечение), да и родители в основном делали акцент на  оказание медицинских услуг.

В процессе работы выявилась необходимость расширения психолого-педагогической, а прежде всего социальной реабилитации.

На тот момент еще не было системы психолого-педагогической коррекции детей с множественными нарушениями в развитии, отсутствовало программное обеспечение.

Для создания коррекционно-развивающего пространства, определения задач, целей, направлений психолого-педагогического сопровождения ребенка было необходимо изучить данную категорию детей, определить характер вторичных нарушений.

Были определены основные направления работы:

  1. личностное    развитие    (представление    о    себе    и    окружающей действительности, основы безопасности);
  2. социатьно-бытовая ориентировка;
  3. физическое развитие и охрана здоровья;
  4. развитие социальных навыков и общения;
  5. развитие творческих способностей;

Была разработана комплексная программа реабилитации для работы с детьми-инвалидами.

Огромное значение уделялось выстраиванию системы работы с родителями, неотъемлемой части коррекционной деятельности, стремлению к тому, чтобы родители были не только помощниками, но и активными участниками коррекционно-воспитательного процесса.

Именно поэтому была организована «Школа специальный знаний» (для родителей, дети которых оздоравливаются в группе) и клуб «Точка опоры» (для родителей, воспитывающих детей-инвалидов), которые действуют и в настоящее время. Работа в школе ведется в следующих направлениях:

  1. повышения уровня педагогической грамотности родителей;
  2. формирование объема педагогических, психологических, медицинских знаний;
  3. организация социально-педагогической помощи родителям по вопросам воспитания;
  4. формирование у родителей знаний по организации здорового образа жизни ребенка в семье;
  5. информирование родителей об итогах реализации индивидуальных программ реабилитации детей в отделении.

В «Школе специальных знаний» папы и мамы учатся помогать себе и своим детям, обмениваются опытом. Работа в Школе ведется в виде семинаров, круглых столов, деловых игр и тренингов с разбором проблемных ситуаций, консультаций, индивидуальных занятий с родителями и ребенком, «открытые дни» для родителей с просмотром занятий.  Многие родители - активные члены Школы.C:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\АРХИВ РЕЛИЗОВ2011 г\декабрь\П-р клуб Точка опоры\P1010006.JPG

        Для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, по программе «Точка опоры» открыли клуб с одноименным названием.  Основной целью клуба является оказание взаимопомощи, психологической поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов, привлечение этих родителей к творческой, социальной жизни, их интеграции в общество, пропаганды основ здорового образа жизни. Для работы в клубе привлекаются медики, психологи, педагоги, специалисты центра и т.д. Занятия проводятся один раз в квартал. На занятиях клуба реализуются такие задачи как:

  1. оказание консультативной помощи родителям, воспитывающих детей-инвалидов, с участием медицинских работников, психологов, педагогов центра;
  2. обучение родителей навыкам ухода, основам медицинской помощи, психолого-педегогическим методикам коррекции;
  3. предоставление родителям возможности общения, обмена информацией в различных областях культуры, истории, образования и т.д.;
  4. содействие развитию творчесикх способностей и инициатив.

Клуб организует лекции, семинары, творческие встречи, выставки и т.д.

В настоящее время после ряда произошедших реформ целью  группы детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья отделения  социальной реабилитации муниципального казённого учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» является обеспечение социальной реабилитации несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии. В задачи группы входит реализация программ комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями, проведение информационно-просветительской работы с родителями, воспитывающими детей-инвалидов.

 Главным  направлением  в работе данной группы является оздоровление детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучение родителей особенностям их воспитания и методикам реабилитации.

Центр имеет свои хорошие традиции: ежегодно приглашаются семьи детей на концерты и праздники, посвященные Дню матери, Дню семьи, в летнее время в городском парке проводятся дни отдыха для семей с детьми-инвалидами и Спартакиада среди детей, традиционно проводится месячник, посвящённый Дню инвалида, организуются и проводятся выставки декоративно-прикладного творчества. P10100042

За 10 лет мы сумели создать свою систему организации работы по медико-психолого-педагогическому сопровождению детей в реабилитационном процессе. Сегодня работа в группе ведется по нескольким направлениям:

  • психолого-педагогическая помощь и социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями;
  • медико-социальная      реабилитация      детей      с        ограниченными возможностями;
  • профилактика   детской   инвалидности   (работа   с   детьми   раннего возраста):
  • физическая реабилитация.

Психолого-педагогическую помощь детям в группе оказывают психологи, логопеды, педагоги дополнительного образования, социальные педагоги, музыкальные руководители.Описание: Описание: Изображение 120.jpg

Работа педагогов направлена на:

  • коррекцию восприятия и ощущения;
  • формирование интеллектуальных умений;
  • коррекцию координации дифференциации пальцев рук;
  • формирование личностных качеств;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • преодоление двигательной депривации ребенка-инвалида. 

Во время ежемесячных заездов в  группе из 7-ми человек дети наблюдаются педиатром, получают витаминотерапию, точечный массаж по Уманской (профилактика заболеваний органов дыхания).  Первостепенное значение в данной группе придается медицинскому аспекту обслуживания. При поступлении и выбытии проводятся антропометрические измерения (рост, вес). Практически у всех отдыхающих наблюдается положительная динамика по обоим показателям. Сказывается сбалансированное витаминизированное питание, режим дня, ежедневные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Педагоги в своей работе используют современные методы диагностики и коррекции, в том числе: психогимнастику, сказкотерапию, логоритмику, музыкотерапию, компьютерные игры и многое другое.   C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\SAM_1335.JPG

В 2007 году введена новая форма работы по оздоровлению детей-инвалидов в летнее время «Лагерь на дому».    Такая форма работы, как «Лагерь на дому», позаимствована  у  Центра социальной помощи семье и детям города Междуреченска. Её методы переработаны с учётом адаптации к имеющимся возможностям. В результате систематизации данного направления в реабилитационной работе с детьми-инвалидами разработана программа «Лагерь на дому».  Суть этой программы не  в простом визитировании семей с целью знакомства с условиями проживания детей-инвалидов, а проникновенное изучение особенностей адаптивных возможностей ребёнка в семье и участие специалистов в разрешении                                                                                           её проблем. «Комплексом» форм работы с детьми и семьями в «Лагере на дому» является: изучение социально-бытовыхC:\Documents and Settings\Пользователь\Рабочий стол\ЗАЩ\ФОТО\Лагерь на дому\++\P1010001.JPG

 условий семьи, возможностей для развития успешной реабилитации в семье ребёнка-инвалида, беседы  специалистов с родителями,

  диагностические и развивающие занятия с ребёнком, опосредованное общение ребёнка-инвалида со сверстниками (совместные игры, беседы, занятия творчеством).  

    Инновационный подход специалистов заключается в том, что при составлении плана работы «Лагеря на дому» отдельные мероприятия готовятся и планируются индивидуально для каждого ребёнка-инвалида с учётом его особенностей. Но главное: при этом обязательно преследуется цель – мотивировать детей с ограниченными возможностями и их родителей не останавливаться на достигнутом в процессе реабилитации и развития, а постоянно стремиться улучшать свои  результаты. Некоторые дети-инвалиды включаются в план работы по форме «Лагерь на дому» повторно (в силу необходимости более детально и углубленно поработать с ними, закрепить достигнутое).

 Условия нашего Центра позволяют реализовать основные принципы работы с такими детьми, сочетание медицинского и психолого—педагогического  воздействия,  учитывая  и  нетрадиционные  формы работы (музыкотерапия, сказкотерапия, комната психологической разгрузки), позволяют делать процесс реабилитации наиболее эффективным. Комплексная коррекция минимизирует потенциальные задержки развития у детей, ослабляет влияние условий приводящих к ним, позволяет достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня развития, что способствует снижению общего количества аномальных детей, подготавливает их к дальнейшей независимой жизни в обществе.



Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Мармылёва Алёна Михайловна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей»

652240, Кемеровская область, Тяжинский район, пгт.Тяжинский, ул. Ленина, 11 тел.8(38449)28-0-77, 8(38449)28-0-80

методист

13 лет

II.Сущностные характеристики опыта*

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Создание и поддержка замещающих семей в Тяжинском районе через реализацию социального проекта «Путь домой».

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

   В Тяжинском районе около 80 детей и подростков находятся в государственных интернатных учреждениях (детском доме, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних). Кроме этого, ежегодно десятки детей остаются без попечения родителей, из которых пополняются ряды воспитанников интернатных учреждений, оказываются устроенными под опеку или попечительство, передаются в приёмные семьи, усыновляются. Воспитание в государственных учреждениях не удовлетворяет потребности ребенка в родительском тепле и заботе. На сегодняшний день распространению практики семейного воспитания приемных детей препятствует, главным образом, низкая осведомленность общества о проблемах детей-сирот и доступной поддержке. Вызывает озабоченность и тот факт, что учащаются случаи отказов приемных родителей от своих детей, а также конфликтные ситуации между замещающей семьей и ребенком. Одной из серьезных проблем является неподготовленность родителей к подобной работе, нередкое отсутствие самих служб, недостаточная разработанность технологии социально-педагогического и медико-психологического сопровождения замещающих семей. Процесс создания приёмных семей, адаптации детей сопровождается множеством психолого-педагогических трудностей. Основная причина вышеупомянутых проблем видится в отсутствии подготовки будущих родителей к принятию ребенка в семью (социально-психологической, правовой, социальной), так и психологического сопровождения замещающих семей в процессе адаптации ребенка к новым условиям, а также в случае возникновения спорных и конфликтных ситуаций в семье.  Следовательно, детальное обучение и подготовка кандидатов в замещающие семьи является ключевым фактором успешного помещения ребенка в семью. По данным разных источников, хорошая подготовка помогает уменьшить число поведенческих проблем у детей; наладить бесконфликтные отношения со специалистами, оказывающими семье поддержку; постоянно совершенствовать родительские навыки, не сталкиваясь с проблемой эмоционального выгорания. Необходимым условием успешного создания приёмной семьи, адаптации ребенка-сироты в новой семье является разработка комплексной системы педагогического, медико-психологического и социального сопровождения замещающей семьи. К сожалению, на практике часто происходит так, что специалисты различных учреждений выполняют одну и ту же работу. Наиболее приемлемым вариантом выхода из данного круга проблем является создание единой системы непрерывного сопровождения замещающей семьи на всех этапах ее существования в Тяжинском районе. На сегодняшний день проблемами создания и сопровождения замещающих семей занимаются многие регионы. Эта проблема приобретает особую актуальность именно в условиях сельской местности, где приемные семьи в последнее время активно создаются. Однако большинство приемных родителей не имеют базового психолого-педагогического образования, не владеют методами и технологиями воспитания ребенка в семье. Это связано, в  первую очередь с так называемым информационным вакуумом. В Тяжинском районе нет высших учебных заведений, осуществляющих профессиональную подготовку, не проводятся курсы и семинары по различным психолого-педагогическим проблемам семьи и детства, практически отсутствуют информационные издания по данной тематике. Штаты учреждений, занимающихся семейными формами устройства, очень ограничены, специалисты отдела опеки и попечительства физически не имеют возможности отслеживать и сопровождать каждую замещающую семью в районе.  Именно поэтому в условиях Тяжинского района проблема подготовки, создания и сопровождения приемных семей,  предотвращения возвратов детей стоит весьма остро.

    Опираясь, на вышеизложенное, можно утверждать, что данная тема является актуальной в настоящее время. Созданию большего количества замещающих семей, предотвращению возвратов детей из приёмных семей и сокращению социального сиротства в Тяжинском муниципальном районе в целом способствовала реализация социального проекта «Путь домой».

3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

   Проект «Путь домой» по созданию и поддержке замещающих семей являлся одним из направлений реализации комплексной муниципальной программы  профилактики и предупреждения социального сиротства в Тяжинском районе. Уникальность данного Проекта состояла в комплексном подходе к проблемам адаптации ребенка в семье и обществе, помогая ребенку и семье, и членам общества установить гармоничные отношения, а также в выстраивании индивидуальной системы взаимоотношений с каждым клиентом службы и создание условий для немедленного отклика на запрос о помощи. Комплексная профессиональная работа с семьями опекунов и усыновителей как «до», так и «после» помещения ребенка в семью, являлась ключевой для развития ребенка, а, следовательно, при адаптации ребенка и семьи - это необходимое условия для сохранения семьи, предотвращения возвратов детей в детский дом и для гарантированной безопасности ребенка в приемной семье.

       Опыт создания и поддержки замещающих семей показал, что эффективность реализации проекта «Путь домой»  позволил:

  • включить специалистов учреждений района в режим инновационной деятельности, обеспечивая углубленное изучение проблемы и комплексное психологическое сопровождение замещающих семей;
  • на муниципальном уровне в работу над Проектом включались различные группы основных партнеров (сфер образования, здравоохранения, социальной защиты населения), что поспособствовало привлечению внимания широкой общественности и средств массовой информации к данной проблеме.

Для того, чтобы процесс создания и поддержки замещающих семей проходил более успешно, необходимо было умелое руководство и контролирующая деятельность со стороны координационного совета при администрации Тяжинского муниципального района, в состав которого входили представители  всех сфер - соисполнителей.

4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

     Для достижения цели и задач Проекта, его результативности применялись апробированные эффективные технологии и методики: «Поуровневого психологического сопровождения замещающей семьи», «Реабилитационной комнаты» (применялась для подготовки детей, переживших жестокое обращение и насилие, к устройству в замещающую семью), «Семейного коучинга», информационных технологий. В своей деятельности по созданию благоприятных условий успешной адаптации приёмных детей в замещающих семьях использовались инновации и новые социальные технологии, наработанные специалистами социальных учреждений в пилотных проектах, профинансированных по федеральной целевой программе «Дети России на 2003-2006 гг.» (подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних):

      - пилотного проекта МКУ «СРЦдН» «Семейный патронаж» (технология «POWERMENT» - наделение клиента «силой» - комплекс психологических подходов и методов по созданию у приёмных родителей и приёмных детей чувств: самоуважения, самодостаточности, уверенности в себе);

     - пилотного проекта «Разработка и реализация технологий командной работы специалистов по профессиональному сопровождению замещающих семей и семей группы риска» ГУ социального обслуживания «Областной Центр семьи» г.Пскова (инновации по специальным методикам мотивации клиента– выявление жизненных целей и чёткое формулирование задач для их достижения; создание настроя для успешной реализации намеченного);

      - пилотного проекта «Сохранение семейного окружения через семейные воспитательные группы» ГУ социального обслуживания «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Надежда» г.Энгельс (современные технологии создания социальной рекламы: профессиональный подход и креативность в подготовке «помогающей информации и отношение к ней  как к одному из факторов пропаганды замещающих семей);

       - пилотного проекта «Современная модель замещающей семьи» МУ «Территориальный Центр социальной помощи семье и детям «Отрада» Октябрьского района г.Екатеринбурга (системный подход к созданию условий для успешной адаптации детей-сирот в приёмных семьях с учётом  психологических особенностей «наследия прошлого»).

     В работе применялся опыт работы Е.К.Деревянко – психолога БУ «Центр социальной помощи семье и детям «Родничок» г.п.Новоаганск, Нижневартовского Ханты-Мансийского автономного округа (использование эффективной формы личностно-образующего взаимодействия – поиск «путей к сердцу приёмного ребёнка», методики «Шаги навстречу»);  из опыта работы Щ.В.Хаджиновой – директора ГБУ Территориального центра социального обслуживания населения (семьи и детей) г.Воркуты, Республика Коми  «Практика работы с замещающими семьями в учреждении социального обслуживания»  - (командное сопровождение замещающих семей –  опыт работы с молодыми приёмными семьями специалистов различных профилей).

     Все выше перечисленные методики  и технологии обеспечивали целостность и системность, единство и преемственность  в работе по успешному созданию  приёмных семей.

    Для достижения устойчивых социально значимых результатов по Проекту реализовывались основные трудоёмкие подготовительные и  запланированные мероприятия.

  1. Разработка социального проекта.
  2. Оформление и утверждение заявочного пакета документов на соискание грантовой поддержки для участия во Всероссийском конкурсе инновационных проектов и социальных программ.
  3. Согласование и утверждение плана мероприятий по проекту, бюджета, финансово-экономического обоснования, сметы расходов учредителем Конкурса.
  4. Завизирование вышеизложенных документов и договора в автоматизированной подсистеме для хранения и доступа к электронному архиву программ и проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  5. Разработка подпрограмм, реализуемых в рамках проекта.
  6. Осуществление проекта;
  7. Оценка достигнутых результатов.

     На организационном (подготовительном) этапе реализации Проекта основными задачами были: создание координационного совета и творческой группы по реализации проекта, составление планов работы, подбор специалистов, разработка документации, изучение методической литературы. Немало важное  значение приобрело и проведение презентации Проекта «Путь домой» на муниципальном уровне. Основная цель данного этапа - накопление материально-технического оснащения МКУ «СРЦдН». Для эффективной  работы по социально-психологическому обучению родителей и приемных детей была необходима развивающая среда и современные технические средства обучения. Поэтому за счет средств гранта планировалось и было приобретено оборудование комнаты психологической разгрузки, компьютерных комплексов и программно-аппаратного комплекса для психофизиологических исследований ПАКПФ-02. Важной целью являлась профессиональная подготовленность специалистов, задействованных в проекте, поскольку для достижения устойчивых положительных результатов в работе с замещающими семьями специалисты  должны были владеть современными и эффективными методами социально-психологического воздействия на клиентов.  Для этого в рамках реализации Проекта необходимым условием было прохождение курсов повышения квалификации и организация внутреннего обучения всех сотрудников, задействованных в реализации проекта. Не менее важной представлялась работа по изучению опыта работы других регионов по вопросам семейных форм устройства, а также изучению общественного мнения жителей района по проблеме создания замещающих семей. Данная работа позволила  построить программу действий специалистов, самым эффективным образом нацеленную на достижение позитивного результата в работе.

     Основной этап был посвящен непосредственной реализации программы подбора, психолого-педагогического обучения и сопровождения замещающих семей района. Работа на данном этапе строилась в следующем порядке: пропаганда семейных форм устройства  в СМИ  путем издания собственной информационной газеты «Добрый день» на компьютерном комплексе, создание на сайте МКУ «СРЦдН» страницы «Путь домой». Привлечение потенциальных замещающих родителей осуществляется через различные формы информирования населения о возможностях семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так же и в рамках выездных дней в сёла района.

Поэтапная оценка и отбор кандидатов в приемные родители осуществлялась через телефонный и визуальный контакты с претендентами, заполнение анкеты, интервью, подготовки и выдачи психологического заключения  кандидатов в приёмные родители. С каждым претендентом проводилось индивидуальное консультирование по психолого-педагогическим основам, а также цикл групповых занятий по воспитанию ребенка в замещающей семье в рамках организации и проведения «Школы приёмных родителей».

     Наблюдение за ходом адаптации и проживания ребёнка в приёмной семье, предупреждение негативных моментов в поведении детей, и их взаимоотношениях с замещающими родителями отслеживалось через периодические посещения семей и  психологические обследования детей-сирот, определённых в семью; индивидуальное консультирование с дальнейшим разрешением проблем профильными специалистами по запросу. Оказание социально-правовой поддержки осуществлялось через оформление документов, социальных гарантий. Проводилась коррекционно-развивающая работа на базе комнаты психологической разгрузки МКУ «СРЦдН» с привлечением специалистов различных партнёрских учреждений, занимающихся данным вопросом.

     Сопровождение и поддержка семей специалистами Центра проходили посредством еженедельного посещения каждой семьи, организации и проведения совместных досуговых мероприятий, направленных на улучшение внутрисемейных отношений и привлечение общественного внимания к замещающим семьям. Важной составляющей являлось непрерывное психолого-педагогическое обучение родителей (проведение семинаров, индивидуально – методических устных и письменных консультаций для родителей и детей). Создание приёмных семей и их социально-психологическое сопровождение  так же проходило через этап «гостевой семьи».

     На заключительном этапе были подведены итоги проделанной работы, оформлен мониторинг, анализ работы, был обобщён  и распространён опыт работы по созданию приёмных семей и системы сопровождения замещающих семей в Тяжинском районе. Была организована  и проведена заключительная конференция.  По результатам проекта на компьютерных комплексах МКУ «СРЦдН» и типографским способом  выпущено методическое пособие «Опыт внедрения и перспективы развития современной замещающей семьи в Тяжинском муниципальном районе», а также пакет методических материалов для родителей, проходящих психолого-педагогическое обучение. Опыт работы так же планируется распространить среди учреждений сферы социального обслуживания населения Кемеровской области и сферы образования.  

     Выше перечисленные оказываемые социальные услуги были направлены на подготовку граждан к приёму на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на социальное сопровождение замещающих семей и профилактику отказов от несовершеннолетних из созданных приёмных семей.

        Изначально прогнозировались и риски в рамках реализации Проекта: в первый период адаптации приёмных детей в семье могли возникнуть ситуации, когда, казалось бы, сложившаяся замещающая семья распадается. Как правило, это происходит от того, что социальных сирот начинают   усиленно «отвоёвывать»  неожиданно проявившие интерес лишённые родительских прав биологические родители или ближайшие родственники. Другой причиной несостоявшейся приёмной семьи является то обстоятельство, что бездетные супруги, взявшие на воспитание приёмных детей, не представляли реальных трудностей, с которыми им пришлось столкнуться. Устойчивость проекта к возможным рискам была обусловлена тем, что специалисты Центра начинали работать с теми, кто уже решил создать замещающую семью, осознанно идя на этот шаг. В «Школе приёмных родителей» от юристов, специалистов органов опеки, социальных работников и психологов кандидаты  в приёмные родители в полном объёме получали  информацию о своих обязанностях и ответственности, способах решения той или иной проблемы. Для обучающихся в Школе организовывались встречи с приёмными семьями со стажем. Приёмная семья сопровождается психологами Центра и специалистами всех социальных служб района, пользуется  их безусловной поддержкой.

     Деятельность по отражённому в проекте направлению была начата до его разработки (с 2012 года) и будет продолжена по завершению реализации, т.к. приёмные семьи в ближайшие годы сохранят тенденцию популярности, будут образовываться чаще предыдущих лет.

       Для повышения доступности и качества исполнения Проекта использовались следующие социальные услуги: социально-педагогическое консультирование, социально-педагогическая диагностика и обследование личности, информирование, содействие в проведении мероприятий для приёмных семей.

5. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

    Для реализации проекта использовалось высокие виды ресурсного обеспечения.

Кадровый потенциал исполнения  проекта и основных мероприятий

Категория участников проекта

Ф.И.О.

Должность

Основная функция

    Руководитель проекта

Карабанова О.В.

Директор МКУ

«СРЦдН»

Руководство  в реализации проекта

Главный исполнитель проекта

Чебаткова И.В.

Заведующая отделением  социальной диагностики

Создание и реализация

проекта

Руководитель рабочей группы по реализации проекта,

координатор

Мармылёва А.М.

Заместитель директора по организационно-методической работе

Консультации и

координация в реализации проекта

Члены рабочей группы

Кураторы реализации направлений проекта

Заведующие отделениями, специалисты по социальной работе, психологи

Осуществление помощи  в реализации проекта

Партнёры - соисполнители

Палец Т.Е.,

Алтухова Е.П.

Чухланцев А.Г.,

Погрецкая Н.В.

Тушминцева А.В

Каратаева Е.Н.

Сардаковская

Р.Н.

Дегтярёва Т.Г.

Ларионова И.В.

Панченко И.Б.

Специалист органа опеки и попечительства, юрист

Невропатологи  МБУЗ «ТЦРБ»

педиатр

специалист по детству МБУЗ «ТЦРБ»

психиатр МБУЗ «ТЦРБ»

приёмные семьи

Осуществление помощи  в реализации проекта

Осуществление помощи  в реализации проекта

Осуществление помощи  в реализации проекта

Осуществление помощи  в реализации проекта

 Внедрение сетевого взаимодействия группы основных партнёров-соисполнителей в реализацию Проекта способствовало повышению качества оказываемых вышеперечисленных услуг и привлечению внимания широкой общественности и   СМИ к проблеме Проекта.

Методическое обеспечение

№п/п

                  Наименование

1

Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей

Утверждена постановлением Коллегии Администрации КО от 28.09.2012г. № 386

2

Психологическая газета «Мы и Мир»

Москва

3

Практическое пособие «Настольная книга приёмного родителя»

СПб.: Санкт-Петербургская общественная организация «Врачи детям», 2007.

4

Конспекты занятий, сборники практических материалов, разработанные психологами в рамках программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей

Рассмотрены на методическом совете и утверждённые приказом МКУ «СРЦдН», 2012г.

5

Шимин Н.Д. Семья как общественное явление

канд. филос. наук. – Горький, 2009. – 33 с.

6

Брошюры, буклеты, изготовленные специалистами МКУ «СРЦдН»

Рассмотрены на методическом совете и утверждённые приказом МКУ «СРЦдН», 2012г.

Информационные ресурсы

№ п/п

Наименование ресурсов

1.

Доступ в сеть Интернет

Подключён в 2012 году

2.

Сайт для родителей

(ya-roditel.ru)

3.

Сайт  учреждения МКУ «СРЦдН»

cscf-tiajin.ucoz.ru

4.

Сайт для психологов

http://www.psycholga.ru/

5.

Официальный сайт администрации Тяжинского муниципального района

www.tyazhin.ru/

6.

Газета «Добрый день» МКУ «СРЦдН»

Выпускается с  2012 года

7.

Районная газета «Призыв»

8.

Областная газета «Кузбасс»

6.Результат изменений

Мероприятия, проводимые в рамках проекта, обеспечили следующие эффективные результаты:

 1) развитие института «Гостевой семьи», как одной из форм замещающей  семьи;

2) увеличение  в Тяжинском  муниципальном районе числа приемных  семей, создание реальных условий для реализации права каждого ребенка жить в семье;

3) увеличение числа обученных кандидатов в принимающие родители, замещающих родителей, рост психолого-педагогической компетентности принимающих родителей;

4)  снижение  количества возвратов детей из замещающих семей;

5) повышение профессионализма и формирование профессиональных компетенций у специалистов служб сопровождения замещающих семей;

6) формирование позитивного общественного мнения в отношении замещающей семейной заботы;

7) сокращение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в интернатных учреждениях района;

8) улучшение обеспечения МКУ «СРЦдН» материально-техническим оснащением.

7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Оформление пресс-релизов на официальном сайте МКУ «СРЦдН», официальном сайте Тяжинского муниципального района. Публикации в районной газете «Призыв», газете «Мариинский курьер», областной газете «Кузбасс». Публикации на сайтах Всероссийского творческого конкурса для детей и педагогов «Созвездие талантов», Всероссийского дистанционного конкурса работников образования «Моё творчество», Всероссийских фестивалей педагогических идей «Открытый урок» и педагогического творчества ассоциации творческих педагогов. Публикации на сайте официальном сайте Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Разработка сборника практических материалов «Опыт реализации социального проекта «Путь домой» в Тяжинском муниципальном районе.

III. Описание инновационного опыта

    Описание инновационного опыта по созданию и поддержке замещающих семей в Тяжинском районе через реализацию социального проекта «Путь домой» предложено в итоговой работе по данной теме и в прилагаемых приложениях.

IV. Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

Муниципальный уровень распространения опыта: выступление на заседаниях РМО для социальных педагогов, на совещании среди учреждений сферы социального обслуживания района, выступление на координационном совете при администрации Тяжинского муниципального района, итоговой районной конференции по итогам реализации проекта «Путь домой». Распространение опыта работы в разработанных буклетах, памятках и сборнике.

Областной уровень: выступление среди слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников (руководители и заместители ОО), выступление в рамках областной учебно-методической площадки «Дитя двух семей», выступление среди директоров учреждений сферы социального обслуживания КО в г. Тайга.

Всероссийский уровень: выступление в рамках Всероссийской выставки-форуме инновационных проектов и программ «Вместе ради детей» в г.Казань.

Распространение опыта работы в виде публикаций в вышеперечисленных Всероссийских конкурсах и фестивалях.

Итоговая работа по описанию инновационного опыта

по созданию и поддержке замещающих семей в Тяжинском районе

через реализацию социального проекта «Путь домой»

Введение

Концепция государственной семейной политики взаимосвязана с Концепцией демографической политики и Национальной стратегией действий в интересах детей. Авторы Концепции исходят из того, что семья является основой российского общества. Демографическая политика, Национальная стратегия действий в интересах детей не могут быть эффективными без понимания того, что происходит с институтом семьи, какие проблемы являются наиболее острыми для российских семей, с какими современными угрозами и вызовами сталкиваются российские семьи, особенно семьи с детьми, в какой мере  российское государство способно разделить с семьями риски, связанные с рождением детей. Семья и государство могут стать партнерами в решении задач общенационального масштаба, в первую очередь в решении демографической задачи, в защите детей от бедности, сиротства и неблагополучия.[1]  Поэтому одной из главных задач семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года является  повышение уровня семейного благополучия, а одним из направлений - профилактика и преодоление семейного неблагополучия.

       Не вызывает сомнения, что наилучшая среда для воспитания ребенка - семья, если она не является крайне дисфункциональной. Проанализировав ряд сравнительных исследований о развитии ребенка в условиях детского дома и профессиональной замещающей семьи, ряд учёных пришел к заключению о практически полной согласованности своих выводов с опытом воспитателей: в замещающих семьях развитие детей по всем направлениям происходит значительно успешнее, чем в сиротских учреждениях. В нашей стране медленно, но все же формируется новый профессиональный статус: замещающий профессиональный родитель. Это требует определения круга его профессиональной компетентности.

       Стихийно же созданные, несопровождаемые профессиональные замещающие семьи либо перестают существовать в качестве замещающих, либо в этих семьях приемные дети живут в ситуации эмоционального отторжения, что противоречит целям замещения. Но на всех этапах формирования семьи с приемным ребенком актуализируется потребность в помощи специалистов. При этом сами приемные родители и члены их семей являются полноправными участниками команды сопровождения. Поэтому помощь специалистов должна быть направлена на поддержание целостности семейной системы, обучение способам принятия общих решений, снижение уровня эмоционального напряжения у всех членов семьи.

                  Несмотря на многочисленные трудности, развитие института профессиональной замещающей семьи в настоящее время является наиболее приемлемым решением проблемы интеграции детей-сирот в общество. Цель профессиональной замещающей семьи - помочь ребенку успешно социализироваться; научить его выполнению положительных социальных ролей, дать модель для формирования положительной идентичности. Воспитание ребенка, лишенного родительской заботы и получившего негативный жизненный опыт, является профессионально значимым трудом, который необходимо всемерно поддерживать, в том числе и экономически. Семья является важнейшим условием нормального развития, она дает ребенку модели надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности. 

       В данной работе представлен опыт  муниципального казённого учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» пгт. Тяжинский (где работала в должности заместителя директора по организационно-методической работе) по созданию и поддержке замещающих семей через реализацию социального проекта «Путь домой», победителя Федерального конкурса инновационных социальных проектов  по развитию и социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации по приоритетному направлению «Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства детей, включая профилактику жестокого обращения с детьми, восстановление благоприятной для воспитания ребёнка семейной среды, семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

  1. История разработки социального проекта по созданию и поддержке замещающих семей «Путь домой»

       История разработки и создания проекта возвращает в 2008 год, когда на базе Центра помощи семьи и детям  под руководством Чебатковой И.В., заведующей психолого-педагогического отделения начал действовать  клуб  для приёмных родителей. Цель деятельности клуба  – повышение уровня социально-психологической и педагогической компетенции замещающих родителей, оказание им эмоциональной поддержки. В целях реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 28 сентября 2012г. №386 был утверждён порядок и программа «Школы приёмных родителей» для подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, в целях психолого-педагогической и правовой подготовки приёмных родителей. Курс обучения включал в себя 14 занятий с общим объёмом в 62 часа. Занятия проводились с кандидатами в замещающие родители 2 раза в неделю. По завершении подготовки лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, выдавалось свидетельство о прохождении подготовки. Так за период с октября 2012 года по 1.04.2014г. на базе Центра проведено 5 курсов обучения, с общим охватом числа обученных в 49 человек. Всем кандидатам выданы свидетельства. Данное направление реализовывалось в рамках деятельности МКУ «СРЦдН». В ходе реализации мероприятий Школы приёмных родителей были достигнуты следующие результаты:

  1. Увеличение в районе числа приёмных семей, соответственно и увеличение в них приёмных детей:

2011г – 62/127, 2012г.-64/128, 2013г.- 71/158.

  1. Увеличение в районе опекаемых семей с детьми: 

           2011г – 89/124,2012г. – 97/132,  2013г.-103/133.

  1. Увеличение семей с усыновлёнными детьми:

                 2011г- 1/1, 2012г.-1/1, 2013г-5/9.

                 Обучение в Школе приёмных родителей, комплексное психологическое сопровождение, поддержка как «до» так и «после» создания замещающих семей с привлечением специалистов различных сфер деятельности: здравоохранения, образования, социальной защиты населения было описано и оформлено в социальный проект «Путь домой», который представлялся Чебатковой И.В. в мае 2013 года на региональном конкурсе в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Кемеровской области «Лучший по профессии», где получил наибольшее количество баллов и  положительные отзывы членов жюри. В октябре 2013 года администрацией  учреждения было принято решение об участии данного проекта в федеральном конкурсе инновационных социальных проектов по развитию социальных услуг детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Была проделана очень большая работа по подготовке к участию Центра в данном конкурсе. Собран и оформлен заявочный пакет документов: информационная карта и описание проекта, бюджет и финансово-экономическое обоснование, нотариально заверенные копии учредительных документов, копии отчётов о финансовых результатах деятельности учреждения за последний год, сведения об основных мероприятиях заявителя за предшествующий год, в том числе реализованных за счёт привлечённых благотворительных средств; письмо Главы района К. А. Соловьёва о поддержке данного проекта, письма соисполнителей проекта за подписью главного врача МУЗ ТЦРБ Кошкина С.Н., начальника управления образования Абразумовой О.В., начальника управления социальной защиты населения Саватейкиной О. Н.

         529 заявок из 79 субъектов РФ подлежало рассмотрению в отборочном туре конкурса, из них было рассмотрено 295 из 56 субъектов. Остальные отклонены по причине не соответствия условиям оформления пакета документов. Хотелось бы отметить, что из Кемеровской области заявлялись 6 учреждений из городов Кемерово, Калтана, Анжеро-Судженска и пгт. Тяжинского.

В результате  правлением Фонда поддержки детей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации г. Москвы, 13 декабря 2013 года был утверждён рейтинговый перечень инновационных проектов для финансовой поддержки Фондом в 1,5 млн. рублей. В перечень было включено всего 87 проектов, получивших наиболее высокую оценку (не менее 85 баллов, из Кемеровской области таких проектов - 2). Сумма рейтинговых оценок представленных на конкурс проектов составила от 35 до 99 баллов, оценка проекта «Путь домой» - 90 баллов.

В период с января по апрель 2014 года было осуществлено непосредственное сотрудничество с кураторами Проекта от Департамента поддержки социальных проектов и Департамента управления финансами и имуществом г. Москва. Непосредственно предоставлялись проекты плана реализации мероприятий, финансово-экономического обоснования, бюджета; после чего данные документы были утверждены и завизированы в автоматизированной подсистеме для хранения и доступа к электронному архиву программ и проектов Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Раздел 2. Создание и поддержка замещающих семей через реализацию социального проекта «Путь домой»

2.1. Описание деятельности, проведенной в рамках Проекта направленной на достижение цели и задач Проекта

         Создание и поддержка замещающих семей в Тяжинском районе продолжилась в рамках проекта по утверждённому плану мероприятий Проекта, реализация которого началась с 1 апреля 2014 года на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и продолжилась до конца сентября 2015года. Была создана и утверждена приказом МКУ «СРЦдН» рабочая группа учреждения. Координационный совет при администрации района по реализации проекта утверждён распоряжением администрации Тяжинского муниципального района. 24.04.2014г. в зале администрации района проведен районный межведомственный семинар по теме «Презентация социального проекта по созданию и поддержке замещающих семей «Путь домой» с целью информирования соисполнителей, участников Проекта, органов исполнительной власти, местного самоуправления о деятельности, реализуемой в рамках Проекта. На презентации Проекта присутствовали Главы, заместители и ведущие специалисты сельских территорий; социальные педагоги образовательных организаций, соисполнители проекта (общий охват численности присутствующих – 83 человека). Данный семинар получил высокую оценку организации и его проведения. 28.04.2014г. на базе МБОУ ДПО «Информационно-методический центр» проведена дополнительная презентация проекта для социальных педагогов образовательных организаций района. Присутствовало 15 человек.

        Формирование целевых групп Проекта проходило на протяжении всего периода. Таким образом, сформированы и утверждены списки целевых групп из граждан, изъявивших желание принять на воспитание в семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 71 человек; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, участвующих в мероприятиях Проекта – 431 ребёнок; взрослых (родителей, опекунов, приемных родителей) – 135 человек; добровольцев – 25 человек.

         С целью повышения профессиональной компетентности исполнителей Проекта, волонтёров, родителей по вопросам профилактики семейного неблагополучия и социального сиротства детей было обучено 160 человек. Проведены курсы повышения квалификации на базе Тяжинского муниципального района для специалистов МКУ «СРЦдН», органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, социальных педагогов образовательных организаций по дополнительной профессиональной программе «Теория и практика правоприменительной деятельности по охране прав и законных интересов несовершеннолетних». Обучены 30 специалистов, выданы удостоверения Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования о прохождении краткосрочных курсов в объёме 72 часов. Проведён двухдневный психологический тренинг на базе Тяжинского муниципального района для специалистов МКУ «СРЦдН», органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, социальных педагогов, родителей и кандидатов в замещающие родители по теме «Депривационные нарушения в развитии ребёнка из замещающей семьи и вопросы компенсации». Обучено 17 специалистов и 13 родителей и кандидатов в приёмные родители (всего 30 человек). Выданы сертификаты ООО «Консалтингового центра «25-кадр» об участии в семинаре в объёме 16 часов. Обучено 4 специалиста на курсах повышения квалификации с выездом в г. Кемерово по профессиональной дополнительной программе «Теория и практика социально-психолого-педагогической деятельности». Выданы удостоверения Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования о прохождении долгосрочных курсов в объёме 120 часов.

 С 14 по 16 апреля 2015 года на базе   загородного лагеря «Олимпиец» прошла областная трехдневная учебно-методическая площадка по профилактике социального сиротства «Дитя двух семей», в которой приняли участие территории Кемеровской области: Новокузнецк, Прокопьевск, Крапивинский, Мыски, Белово, Ленинск-Кузнецкий, Мариинск, Тисуль, Тайга, Юрга, Яя, Топки, Киселевск, Гурьевск, Кемерово, Полысаево, Тяжинский. Организаторами и инициаторами площадки выступили Консалтинговый центр «25 кадр» г. Кемерово и учреждение - грантополучатель в рамках реализации инновационного социального проекта «Путь домой» при финансировании фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.  

       Обучено 20 специалистов, 33 родителя и кандидата в замещающие родители (всего 53 человека из Тяжинского района). Но приняли участие в работе учебно-методической площадки 117 человек из многих районов Кемеровской области.

        С 15.09.2015г. по 24.09.2015г. 15 человек (специалисты МКУ «СРЦдН») обучились в г. Кемерово в КемГУ по программе повышения квалификации «Социально-психологическая работа с семьёй и детьми» (72 часа), а 28.09.15г. прошёл семинар для специалистов, работающих в сфере профилактики социального сиротства (28 чел.)  «Инновационные технологии раннего выявления семейного неблагополучия и работы с приёмной семьёй» с привлечением к.пед.наук, доцента КемГУ Мартыновой Т.Н.

       Информирование населения района о возможностях создания и сопровождения потенциальных замещающих семей в рамках Проекта «Путь домой» проводилось на протяжении всего периода реализации. Данной работой было охвачено более 500 человек населения. Распространены буклеты и брошюры в рамках организации и проведения 19-ти выездных дней района по сельским территориям Тяжинского района. Информация о проекте размещалась на информационных стендах в каждом сельском поселении района. Типографским способом выпущены 15 вариантов буклетов, 3 брошюры и 2 сборника: «Как рассказать приёмному ребёнку о его кровных родителях?», «Первые дни ребёнка в семье после детского дома», «Как подготовить родного ребёнка к приходу приёмного?», «Школа приёмных родителей», «Опека (попечительство)», «Приёмная семья», «Усыновление», «Путь домой», «Муниципальное казённое учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», «Скажи «нет» социальному сиротству», «Чужих детей         не бывает», «Школа успешного родительства», «Познакомьтесь с ребёнком», «Что такое дом?», «Сенсорная комната». Брошюры: «Формы семейного устройства», «Кодекс для приёмных родителей», «Памятка для граждан, желающих принять в свою семью ребёнка». Сборники: «Технологии работы с замещающими семьями», «Опыт внедрения и перспективы развития современной замещающей семьи в Тяжинском муниципальном районе». Все материалы также отпечатаны на МФУ-принтере, приобретённого за счёт средств Гранта и спонсорских средств (3237 единицы).

         Выпущены статьи по реализации проекта в районной газете «Призыв», областной газете «Кузбасс» и «Мариинский курьер» (14 публикаций).  Выпущено 22 пресс-релиза в учреждении, 15 на официальном сайте района. Вся информация по проекту предложена на сайте МКУ «СРЦдН»  - http://crcdn-tiajin.ucoz.ru/, открыта и действует страница «Путь домой». Специалистами учреждения проведено 8 выступлений на родительских собраниях. К информированию привлечено 30 специалистов и 25 добровольцев.

        С целью отбора и психологической диагностики кандидатов в приёмные родители, изучения внутрисемейной ситуации, выделения специфических проблем кандидата, требующих внимания специалистов; получения объективной информации об окружении кандидата, а также подготовки психологического заключения в рамках проекта использовалась адаптированная и разработанная специалистами Центра программа «Психодиагностика будущих приёмных родителей». За отчётный период в отборе и оценке приняли участие 76 обратившихся человек-кандидатов в приёмные родители.  Так же использовались адаптированные методики: тест Люшера, опросник родительского отношения (ОРО), методика PARI, характерологический опросник Леонгарда, а также специализированное программно-методическое обеспечение, приобретённое за счёт средств Гранта ДМО, ПАЭС, АРМ.

     Компьютерная психодиагностическая система (ПАЭС) включает в себя опросник СМИЛ (является ведущим инструментом в психодиагностике, показывает на сколько выражена депрессия, ипохондричность, психопатические черты, параноидальность, психостения и т.д.), ДМО (диагностика межличностных отношений), МЦВ (глубинный проективный метод, представляющий собой адаптированный тест Люшера).

    АРМ  (направлен на оценку характеристик нейро- и психодиагностики внимания, памяти, мышления тестируемых): методика «Психологическая автоматизированная экспертная система, методика «Диагностика межличностных отношений», «16 когнетивных методик», дающие возможность выявления межличностных взаимоотношений, акцентуализации характеров и психофизиологического обследования личности.    

      Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

       Опросник родительского отношения (ОРО) направлен на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, разработан В.В. Столиным и А.Я. Варга.

Авторы данной методики понимают отношение родителей к своему ребёнку как систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребёнком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник состоит из 61 вопроса, которые составляют следующие пять шкал:

    Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

    Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

   Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

   Авторитарная гиперсоциализация. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

   Маленький неудачник. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

       Методика PARI

Области применения:

Исследование отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

Общее описание:

Тест включает в себя методические инструкции для психолога, инструкцию для испытуемого, ключ, бланки ответов, описание интерпретации результатов и опросник, состоящий из115 вопросов, исследующих 23 аспекта-признака, касающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье: 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются детско-родительских отношений.

        Характерологический опросник Леонгарда. Этот тест предназначен для выявления типа акцентуации характера, т.е. определенного направления характера. Акцентуации рассматриваются как крайний вариант нормы, в чем состоит их главное отличие от психопатий - патологических расстройств личности. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования.

     За 5 курсов обучения психологическую диагностику прошли 76 кандидатов в замещающие родители. Гендерный потрет кандидатов в замещающие родители: женщин- 60 чел., мужчин – 16 чел. По возрастной категории: до 30 лет – 8 чел., 30-40 лет – 22чел., 40-50 лет-27чел., 50-60 лет – 19 чел.

      С целью повышения уровня правовой, социально-психологической и педагогической компетентности замещающих родителей, их обучения способам позитивного общения и взаимодействия с приёмными детьми проведено 5 курсов обучения в «Школе приёмных родителей». Курс обучения состоял из 14 занятий. Занятия проводились по апробированной программе «Подготовка лиц, желающих принять в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей», используя имеющийся опыт эффективных технологий и методик «Поуровневого психологического сопровождения замещающей семьи», «Семейного коучинга», «Семейный патронаж». 

          Семейный коучинг - простой и легкий подход, помогающий в построении и развитии семейных отношений, это взаимодействие одного человека, либо семейной пары со специалистом. Семейный коучинг -  системная работа как с ценностями отдельно взятого члена семьи, так и с ценностями всей семьи в целом.

Он ориентирован на результат и самообучение членов семьи, поэтому гарантированно помогает решать проблемы и достигать цели улучшения семейной жизни. Работа проводится по обращениям граждан в Центр, либо с выездом на территорию обратившихся.

       Семейный патронаж семьи – это форма индивидуальной адресной социальной поддержки и необходимых услуг, которые предоставляются на длительной основе семьям и детям, попавшим в особо трудную и даже опасную, кризисную ситуацию, но не обладающим способностью или утратившим возможность самостоятельно её преодолеть.

Патронаж носит постоянный (или эпизодический) регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер. Интенсивность патронажных услуг, разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, её социальной запущенности и некомпетентности. Патронаж семьи направлен на создание таких условий, в которых постепенно приобретаются способности к самостоятельному решению своих жизненно важных проблем и полноценному функционированию в социальной среде.

Основная цель семейного патронажа – комплексная помощь по преодолению кризисной ситуации. Принимают участие в патронаже специалисты различного профиля.

Сущность патронажа как формы работы с семьёй заключается в том, что он осуществляется систематизировано, комплексно и в определённые сроки группой специалистов разного профиля. При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход. Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).

Специалисты, осуществляющие психологический патронаж проводят консультирование, находят вместе с клиентами альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревожности, при этом специалист должен квалифицированно совместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

       Поуровневое психологическое сопровождение замещающей семьи, основная цель – обеспечение психолого-педагогического сопровождения приемных семей, создание условий для успешной социализации и развития детей. Этапы организации сопровождения замещающих семей: 

     1.  Работа с кандидатами в воспитатели замещающих семей (подготовка и обучение).

Содержание обучения замещающих родителей-воспитателей включает три компонента их подготовки: информационно-образовательный, практический, коррекционный.
Информационно-образовательный компонент предполагает вооружение замещающего родителя минимумом знаний, касающихся воспитательного потенциала семьи, особенностей детей, воспитывавшихся как в неблагоприятной семейной обстановке, так и в условиях государственных воспитательных учреждениях, а так же основам их оздоровления, воспитания, социальной реабилитации в условиях замещающей семьи.

Практический компонент в подготовке родителей-воспитателей данной категории реализуется через систему групповых занятий, которые предполагают их активное участие в ролевых играх, анализе типичных жизненных ситуаций, дискуссиях и т.д. Практические занятия направлены на решение комплекса задач:

  • помочь замещающим родителям более глубоко осознать особенности проблем, которые могут возникнуть в связи с принятием в семью чужого ребенка; 
  • развить у них способность эффективно слушать, принимать и поддерживать проблемного ребенка, помогать усвоению способов общения; 
  • сформировать умение конструктивно взаимодействовать с воспитанником, предвидеть и вовремя погасить обострение отношений, конфликт. 

Накопленный на практических занятиях опыт был призван способствовать формированию у приемных родителей уверенности в своих действиях, готовности к преодолению неизбежных трудностей, к сотрудничеству, как со специалистами, так и с другими замещающими родителями.
Включение коррекционного компонента в обучение замещающих родителей был вызван необходимостью исправления определенных установок кандидата, которые могут снизить эффективность его деятельности (излишне детализированные представления о ребенке; непродуктивный подход к воспитанию: гиперопека, диктат и т.п.).

Значительное место в повышении социально-психолого-педагогической компетентности родителей принадлежало индивидуальным консультациям, совместному анализу реальных ситуаций, вызывающих у них тревогу.


2. Подготовка детей, проживающих в интернатных условиях, к жизни в замещающей семье (осуществлялась специалистами детского дома «Ласточкино гнёздышко»). Проблемы, с которыми сталкиваются в замещающей семье, как взрослые, так и дети, окончательно убедили нас в том, что в подготовке нуждались не только приемные родители, но и воспитанники специализированных учреждений. Подготовка включала: медико - психолого - педагогическое изучение ребенка на начальном этапе работы с ним, далее по специально разработанным программам для детей осуществлялись занятия, игры, тренинги, направленные на оценку и компенсацию последствий травматического опыта, пережитого ребенком и создание позитивного образа семьи.

3. Психолого-педагогическое и социальное сопровождение семей, взявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сопровождение замещающих семей осуществлялось уже после создания семьи любой категории по следующим направлениям: социально-правовое, социально-медицинское, социально-психологическое, социально-педагогическое.
     В работе Школы приёмных родителей участвовали специалисты различных учреждений, это и Детский дом «Ласточкино гнёздышко», и сотрудники Тяжинской поликлиники, специалисты органа опеки и попечительства, психологи и соц. педагоги социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Присутствуя на занятиях Школы, взаимодействуя с приёмными родителями, они могли с большей долей вероятности прогнозировать, как будут складываться отношения между конкретным ребёнком и конкретным родителем. На занятия Школы привлекались и успешные родители, которые уже преодолели немало трудностей, связанных с приёмом ребёнка в семью. Их рассказы и ответы на вопросы участников заметно снижали тревогу, вселяли в участников уверенность в собственных силах, создавали чувство причастности к общему делу, принадлежности к команде. За время реализации проекта обучены 71 кандидат, по окончанию ШПР все получили свидетельства о прохождении курса обучения. Из обученных кандидатов уже создали 43 приёмные семьи.

      Была утверждена и реализовывалась комплексная программа сетевого взаимодействия в профилактике социального сиротства и поддержке замещающих семей. Это дало новый импульс в работе по профилактике социального сиротства. Помочь семье на раннем этапе неблагополучия, задействовать потенциал семьи в решении её проблем стало возможным благодаря комплексной работе включённых специалистов групп основных партнёров. Как правило, семья, оказавшаяся в трудной жизненной ситуации, нуждалась в комплексной реабилитации, включающей в себя психологическую, медицинскую, социальную, юридическую, педагогическую и иную помощь, содействие в преодолении жизненных проблем. Специалисты служб собирались для встречи с семьями, для проведения беседы и содействия в решении поставленных задач.  

      Сокращение числа детей, воспитывающихся вне семьи, создание и развитие приёмных семей, увеличение числа успешных, способных к самостоятельному проживанию детей, снижение социального сиротства в районе проходило через: создание приёмных семей и этап «гостевой» семьи - помещение детей на выходные и в каникулы в гостевые семьи. Гостевое пребывание ребенка в семье рассматривалось как подготовительный этап к созданию замещающей семьи. Посещение семьи ребенком в выходные дни, проживание в потенциальной замещающей семье во время школьных каникул являлось естественным и обязательным этапом в процессе подготовки ребенка и кандидатов к передаче детей в семью. Такие события позволяли в неформальной обстановке познакомиться и привыкнуть друг к другу, а также окончательно определиться с решением о создании замещающей семьи и выборе данного ребенка. За период реализации Проекта 50 семей Тяжинского района прошли через этап «гостевой».

      За счёт средств гранта в августе 2014г. было получено и установлено оборудование для сенсорной комнаты: трапеция с гранулами, пуфик-кресло «Груша» с гранулами, детское панно «кривое зеркало», панно «Бесконечность», безопасная пузырьковая колонна, профессиональный источник света к зеркальному шару «Зебра», зеркальный шар с приводом вращения, звукоактивированный проектор со светоэффектом «Русская пирамида», комплект «Сенсорный уголок», безопасный оптиковолоконный пучок торцевого свечения «Светлячок», набор рыбок для пузырьковой колонны. От полученной экономии по статьям бюджета проекта и по разрешению Фонда в ноябре было поставлено дополнительное оборудование в сенсорную комнату: диван «Комфорт», сенсорный крокодил (диван), мягкая мебель для релаксации «Малютка», тактильная панель «Акустическая», двусторонняя ширма, стол для песочной анимации, банкетка, дидактический коврик, настенное панно, сенсорная дорожка, сухой бассейн, горка прямоугольная для бассейна, стол-мозаика. Работа проводилась с группой детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (80 человек) по действующей программе «Коррекция эмоционально-волевой сферы ребёнка», а также проводилась коррекционная работа с 71 замещающими семьями (только за последний период июль - сентябрь прошло 13 детей и 17 семей).

        Работа за ходом адаптации и проживания детей в приёмных семьях, предупреждение негативных моментов в их поведении и взаимоотношениях с замещающими родителями специалистами межведомственного взаимодействия осуществлялась в рамках выездных дней в сёла района, а  также в рамках коррекционно - развивающей работы специалистами Проекта с приёмными детьми на базе комнаты психологической разгрузки. Проведено 19 выездных дней в сёла района. Неоднократно посещены 106 семей, в которых проживает 277 приёмных детей.

         С целью повышения роли и значимости замещающей семьи в обществе, распространения положительного опыта семейных отношений, повышения социального статуса замещающей семьи, улучшения внутрисемейных отношений, поддержки таких семей проводились совместные досуговые мероприятия с вручением подарков и сувениров участникам праздников. Так, были организованы и проведены: 24.04.2014г.  на базе спортивного комплекса «Юность» районный спортивный праздник для замещающих семей, посвящённый Дню здоровья «От семейных побед - к спортивным рекордам» среди 4-х замещающих многодетных семей; 28.07.2014г. состоялась поездка 40 детей из замещающих семей в культурный музей-заповедник «Томская писаница», 28.08.2014г.  прошёл районный творческий конкурс «Лучшая приёмная семья», где 4 семейные команды представляли свои визитные карточки, хобби своей семьи и соревновались в дополнительных конкурсах.  30.09.2014г.  на базе спорткомплекса «Юность» организованы и проведены спортивные соревнования «Осенний марафон».       07.11.2014г. - экскурсионная поездка в г. Кемерово: областной краеведческий музей, областной музей изобразительных искусств, музей-заповедник «Красная горка» с общим охватом в 45 детей; 15.11.2014г. - экскурсионная поездка в г. Мариинск: в краеведческий музей, музей «Береста Сибири», дом – музей В.А. Чивилихина с общим охватом в 45 человек. 04.12.2014г. в рамках проведения районного месячника «Отчий дом» на базе спортивного комплекса «Юность» было проведено незапланированное мероприятие «Спортивная семья», в котором приняли участие приёмные и замещающие семьи района.  Общим охватом в 67 человек. 19.05.2015г. – проведено мероприятие, посвящённое Дню семьи «Семья-радуга улыбок» для замещающих семей Тяжинского района (в мероприятии приняло участие 27 чел.); 31.05.2015г. - экскурсионная поездка в музей – заповедник «Томская писаница» с общим охватом в 43 ребёнка. 31.07.2015г.  в рамках реализации проекта прошла военно-патриотическая игра для приёмных семей «Со спортом дружить -здоровым быть!», с привлечением специалистов управления культуры и спорткомплекса «Юность».  Приняли участие 81 чел. 29.08.2015г. состоялась экскурсионная поездка в зоопарк «Роев ручей» г.Красноярск. 30.08.2015г. прошёл ежегодный творческий конкурс среди замещающих семей «Лучшая приёмная семья», в котором приняли участие 4 самые талантливые семьи со своими детьми.

       Все мероприятия способствовали укреплению психического и физического здоровья детей, формированию активной жизненной позиции здорового стиля жизни. Охват целевых групп, участвующих в досуговых мероприятиях: приёмные родители – 135 человек, приёмные дети - 431 человек, специалисты - 30 человек. Обратная связь с целевыми группами Проекта осуществлялась через мнения, пожелания, зафиксированные в книге отзывов.

        С 17 по 19 сентября 2014г. Чебаткова Инна Викторовна, психолог дневного отделения (по профилактике безнадзорности несовершеннолетних) за счёт средств учреждения стала участницей V Всероссийской выставки-форума «Вместе – ради детей!», организованной Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, где представляла опыт работы по проекту и методический материал данного направления.

       13.11.2014г. Чебаткова Инна Викторовна стала участницей регионального Форума по Всероссийскому проекту «России важен каждый ребёнок», проводимого на базе Тяжинского муниципального района, где представляла опыт работы по проекту, итоги деятельности за 9 месяцев и методический материал данного направления.

        11.12.2014г. проведён межведомственый семинар среди представителей сфер образования, здравоохранения, социальной защиты населения, общественности района, которые являются соисполнителями   социального проекта «Путь домой. В программу встречи вошла и презентация комнаты психологической разгрузки, оборудование которой так же было приобретено за счёт средств гранта. Всем участникам представилась возможность высказать своё мнение о необходимости такой комнаты в работе с детьми специализированного учреждения, познакомиться с приобретённым оборудованием и программным обеспечением психологического изучения личности. А участники межведомственного семинара за круглым столом и чашечкой чая обсудили текущие вопросы по проекту и планируемым мероприятиям в 2015 году.

       28.09.2015г. прошла районная конференция «Об итогах реализации Проекта «Путь домой» о создании и сопровождении замещающих семей на территории Тяжинского муниципального района». Были подведены итоги Проекта, дана оценка эффективности новых социальных услуг, определены основные направления дальнейшего развития повышения уровня компетентности замещающих родителей и оказание эмоциональной поддержки этим семьям. Представленные результаты по реализации Проекта были высоко оценены специалистами, работающими в сфере профилактики семейного неблагополучия. Проведено награждение специалистов и сосисполнителей, принимавших участие в реализации проекта.

         С целью обобщения опыта работы по реализации проекта были разработаны и выпущены типографским способом сборники: «Технологии работы с замещающей семьёй», «Опыт внедрения и перспективы развития современной замещающей семьи в Тяжинском муниципальном районе».   Сборники распространены среди представителей служб-соисполнителей Проекта, замещающих семей района, в апреле 2015г. в рамках проведения 3-х дневного семинара - практикума с участием представителей данных служб области и на заключительной итоговой конференции (28.09.15г.), общее количество 324шт.


п/п

2.2. Показатели эффективности реализации Проекта

Наименование

показателя

Единица

измерения

Значение показателя

ожидаемое значение

за период реализации проекта

достигнутое значение

за период реализации проекта

1

2

3

4

5

1.

Число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы Проекта и получивших помощь с использованием новых методик и технологий

человек

53

80

2.

Число семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, включенных в состав целевой группы Проекта и получивших помощь с использованием новых методик и технологий

семей

50

71

3.

Общее число детей и взрослых, принимающих участие в мероприятиях Проекта

человек

160

637

4.

Число специалистов, которые будут принимать участие в мероприятиях Проекта по распространению эффективных социальных практик оказания социальных услуг, деятельности новых социальных служб

человек

30

30

5.

Число добровольцев, участвующих в практической работе с целевой группой Проекта

человек

25

25

6.

Количество мероприятий по распространению новых методик и технологий в работе с целевой группой Проекта (тренинги, обучающие семинары, стажировки, научно-практические конференции)

единиц

137

138

7.

Количество изданных методических материалов по использованию новых методов и технологий, внедренных в ходе проектной деятельности

единиц

25

25

8.

Общий тираж методических изданий, изданных в рамках Проекта

изданий

300

3237

9.

Число публикаций в печатных средствах массовой информации о ходе и результатах реализации Проекта

единиц

18

14


Раздел 3. Анализ эффективности реализации Проекта по созданию

и поддержке замещающих семей в Тяжинском районе

         На основании всех вышеперечисленных показателей и анализа сообщаемой информации на видны статистические результаты. Из 71 обученных кандидатов 43 уже создали замещающие семьи (за весь период реализации проекта). Так на 1 октября 2015 года в районе насчитывалось 94 приёмных семей, в которых воспитывалось 265 детей и 87 опекаемых семьи, в которых 117 детей. Если сравнивать данные на начало реализации проекта, то в районе проживало 76 приёмных семей с меньшим количеством детей - 159 и 103 опекаемые семьи, в которых воспитывалось 132 ребёнка.

         Снижается и количество возвратов детей из приёмных семей. Так в 2015 году таких случаев 3, когда в прошлом году таких фактов было 6.

         Таким образом, помогая ребенку, семье, и членам общества установить гармоничные отношения, специалисты совместными усилиями решают проблему адаптации ребенка. Комплексная профессиональная работа с семьями опекунов и усыновителей как «до», так и «после» помещения ребенка в семью, является ключевой для развития ребенка, а, следовательно, при адаптации ребенка и семьи – это необходимое условие для сохранения семьи, предотвращения возвратов детей в детский дом и для гарантированной безопасности ребенка в приёмной семье.