Инновационная деятельность на базе КФУ

Зиннатуллина Миляуша Минехаеровна

Являюсь членом РИП "Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОС ООО"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                           

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Программа: Примерная программа основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) для образовательных учреждений с русским языком обучения

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учебник для  общеобразовательных  учреждений, часть 1., Москва, Просвещение , 2016. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

Тема раздела: Имя существительное.

Тема урока: Правописание гласных о-е после шипящих   в суффиксах  существительных.

Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Образовательные:

Создать условия, способствующие изучению  знаний по теме «Правописание гласных о-е после шипящих в суффиксах  существительных» и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

Развивающие:

Содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, способствовать формированию умений работать в группе

Воспитательные:

Воспитание любви к русскому языку, активной жизненной  позиции

Планируемые результаты:

Предметные: изучить правописание гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных

Метапредметные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность  действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме, участвовать  в разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: формировать интерес к русскому языку и русской культуре.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный  проектор, экран, учебник

Сокращения: Универсальные учебные  действия: Л-личностные, П-познавательные, Р-регулятивные К-коммуникативные

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные  учебные действия

1 Мотивация (самоопределение) к  учебной деятельности

Я рада видеть каждого из вас!

И пусть лучами весна в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня на уроке предстоит большая и серьезная работа. Я хочу пожелать удачи. Возьмите за руки ребят, с которыми будете работать в группе, пожелайте успеха друг другу.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Игра «Третий лишний»

  1. Ж..рдочка, ж..лудь, крыж..вник.
  2. Ш..пот, капюш..н, щ..лочь.
  3. Карандаш..м, товарищ..м, меж…й.
  4. Нож..м, барж…й, саж..й.

- Какие  орфограммы спрятаны в словах? –

- Вспомните данные правила.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок работа в парах устно. Повторяют пройденный материал.

1.После шипящих в корне слышим -0, пишем – ё. (но нужно запомнить слова-исключения)

2. После шипящих в окончаниях существительных под ударением пишем 0, без ударения-е.

Воспроизводят знания в устной форме, проговаривают материал. Отвечают вслух, дополняют друг друга.

Л: мотивация, самоопределение, смыслообразование, внутренняя позиция школьника.

П: поиск и выделение информации

Р:  целеполагание.

К: планирование учебного сотрудничества, умение с точностью выражать свои мысли.

.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Синтаксическая пятиминутка.

Медвеж..нка пугали непонятные звуки, ш..поты, ш..рохи, и он тревожно вглядывался в овраж..к. Сегодня  малыш не стал любоваться  великолепным пейзаж..м.  

-Произвести синтаксический разбор предложения, составить его схему.

- В каких морфемах пропущены буквы, (морфемный разбор этих слов)

-Написание каких слов вызвало затруднение? Почему?

Выявляет уровень знаний, необходимых для усвоения нового материала

Выполняют синтаксический разбор предложения, морфемный разбор слов: медвежонка шёпоты, шорохи, овражек, пейзажем.

В словах шёпоты, шорохи буква пропущена в корне, в словах медвежонка, овражек– в суффиксе, пейзажем –в окончании.

Самостоятельно работают в тетрадях, ответы записывают на доске. Поверка ответов (коллективная работа)

Л: мотивация, смыслообразование, эмпатия

П: анализ, синтез, структурирование знаний.

Р: волевая саморегуляция, постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем

К: полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

 3.Выявление места и причины затруднения

Вы безошибочно поставили буквы после шипящих в корне и в окончаниях. А вот слова медвежонок,  овражек вызвали у вас затруднения. Как вы думаете, почему?

Фиксируют возникшее затруднение (написание  о и е в суффиксах). Причина – незнание правила

Л: учебно-познавательный интерес, смыслообразование, эмпатия

П: анализ, синтез, сравнение, аналогия, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы

Р: волевая саморегуляция

К: сотрудничество.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Задает вопросы:

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке7

- Чему мы должны научиться сегодня?

Записывает тему урока на доске

Формулируют тему урока (групповая работа):

-Правописание  гласных о и е после шипящих  в суффиксах существительных. (записывают тему в тетрадях)

Задача: узнать способ проверки написания о и е после шипящих в суффиксах существительных, научиться правильно использовать этот способ при написании данной орфограммы

Л: самоопределение, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

П: постановка познавательной цели, построение логической цепи рассуждений

Р: познавательная инициатива, планирование, прогнозирование

К: планирование учебного сотрудничества, понимание относительности мнений и подходов для решения проблем

5. Реализация построенного проекта

Для формулировки правила предлагает выполнить упражнение 302.

Формулируют правило (групповая работа), записывают алгоритм

Под руководством учителя формулируют гипотезы. составляют

алгоритм рассуждения:

1.слово- имя существительное

2.орфограмма находится в суффиксе после шипящих

3 под ударением пишем О, в безударном положении –Е

Образец рассуждения:  В слове друж..к  пишу  о, потому что в суффиксах существительных под ударением пишется о. (работа по цепочке). Жуч..к, петуш…к, , замоч..к, шапч..нка,  пирож..к, кулач..к, подуш..чка, ореш..к, луж..к,  горош..к.

Л: нравственно-этическое  оценивание усваиваемого содержания, осознание ответственности за общее дело, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям

П: анализ, сравнение, классификация, выдвижение гипотез и их обоснование

Р: волевая саморегуляция, познавательная инициатива

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, сотрудничество.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Организует  работу по проговариванию способа решения проблемы

Выполняют упражнение 302 из учебника (распределяют словосочетания в два столбика: 1 группа –существительные, в которых  суффикс имеет пренебрежительное значение, 2 группа- суффикс обозначает названия детенышей). Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Решение задачи по алгоритму.

Л: анализ материала; выбор оснований для составления задания.

П: подведение под понятие, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, выведение следствий

Р: контроль, коррекция, волевая саморегуляция

К: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу самопроверку по эталону

Выполняют самостоятельно упражнение 304. Пошаговая самопроверка по эталону

Л: развитие этических чувств и регуляторов морального поведения

П: анализ, сравнение, самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, постановка познавательной цели, выведение следствий, доказательство

Р: контроль, оценка, коррекция.

К: сотрудничество

8. Включение в систему знаний и повторение

Организует  работу по закреплению новых знаний

1 Буквенный  диктант «Проверяю себя»

1.Длинный языч…к,

2.Детский стиш..к

3. Душистый горош…к

4.Белый воротнич…к

5.Золотой петуш...к

6.Последний кусоч…к

7.Чистый роднич…к

8.Красный колпач…к

9.Снежный комоч...к

10.Сладкий пирож...к

2. Работа по карточкам

Вставить пропущенные буквы; расставить пропущенные знаки препинания во втором и четвертом  предложениях; выписать слова на изучаемую орфограмму в два столбика.

1) Принес старич..к комоч..к снегу в избу, положил в небольшой горшоч..к, накрыл веточкой и поставил на окошко. 2) Взошло солнышко пригрело горшоч..к и снег стал таять. 3) Вот слышат старики -пищит что-то в горшочке. 4) Глядь, лежит девч..ночка, беленькая, как снеж..к, кругленькая как комок, и говорит им Я девочка снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

(проверка по эталону)

 Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания

П: анализ, синтез, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, выведение следствий

Р: контроль, коррекция, оценка

К: учебное сотрудничество, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, управление поведением партнера        

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

-Что нового узнали?

-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

Организует фиксацию новых знаний в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися  своей деятельности на уроке

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.

Л: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, эмпатия

П: рефлексия способов и условий действия,

 Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

10. Дифференцированное домашнее задание.

Объясняет технологию выполнения домашнего задания (на выбор).

1 группа – упражнение 303.

2 группа - упражнение  305.

3 группа- упражнение 306

Решение заданий базового и повышенного уровней

Р: контроль.

Использованная литература:

  1. Русский язык. 6 класс. Учебник для  общеобразовательных  учреждений, часть 1., Москва, Просвещение , 2016. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.

2 .       О.В. Чермашенцева, Г.В.Цветкова. Русский язык. 6 класс. Технологические карты уроков по учебнику М.Т.Баранова,                  Т.А.Ладыженской, Л.А.Тостенцовой.-Волгоград, «Учитель», 2015