Боровкова Анна Васильевна

Методическая разработка

«Методика развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста  в подвижных играх»

Выполнила

Боровкова Анна Васильевна

Старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 85

 Калининского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 2022

 

Пояснительная записка

Развитие детской инициативы – одно из направлений развития личности. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе – опыт, практические  навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно поддерживать их деятельностные проявления, поощрять проявления активности и инициатив.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует педагогов на решение задач социализации и индивидуализации дошкольников. Особо подчеркивается в этом документе поощрение  инициативности ребенка, взрослый поощряет и поддерживает эту инициативу.

Инициативный ребенок проявляет себя субъектом деятельности и отношения, он стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, к содержательному общению, он умеет найти себе занятие в соответствии с желаниями и потребностями, он способен предложить интересное занятие другим детям. В педагогической литературе отмечается, что в дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. 

Игра как форма активности занимает важное место в жизни ребенка и благотворно влияет на формирование детской души, развитие его физических и психических сил и способностей. В игре растущий организм познает жизнь, учится самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций, взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, расширять кругозор, уточнять представление об окружающем мире

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие личности дошкольника зависит от уровня когнитивной сферы, уровня творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Таким образом, наиболее значимыми условиями развития детской инициативности являются:

  • обеспечение педагогической поддержки субъектных проявлений ребенка, в т.ч. инициативности, активности, самостоятельности;
  • обеспечение возможностей разнообразных выборов при организации и проведении подвижных игр;
  • ориентация на интересы, запросы, возможности ребенка при определении игрового репертуара;
  • обеспечение образовательной среды, способствующей проявлениям субъектности ребенка-дошкольника.

 

Методика проявления инициативности

старших дошкольников в подвижных играх

 

Цель: выявление особенностей проявления инициативности старших дошкольников в подвижных играх.

Задачи:

  1. Изучение игровых интересов детей старшего дошкольного возраста (подвижные игры).
  2. Проявления старшими дошкольниками инициативности в подвижных играх.
  3. Поддержка педагогами детских инициатив в подвижных играх в условиях ДОУ.

 

Наблюдение за играми старших дошкольников.

Цель: изучение проявлений интереса ребенка старшего дошкольного возраста к подвижным играм, их места в игровом репертуаре ребенка, отношения детей к взаимодействию со сверстниками в подвижных играх.

Процедура организации и проведения:

Наблюдение за играми детей осуществляется в естественных условиях за свободной деятельностью детей в утренний отрезок времени и после дневного сна, так как это время является наиболее оптимальным для самостоятельных игр детей.

Экспериментальная ситуация выбора «Деятельность в картинках» (модификация методики Л.Н.Прохоровой).

Цель: определить предпочтения ребенка в выборе вида деятельности, оценить проявление интереса к подвижным играм.

Перед ребенком раскладываются пять листов с сериями тематических картинок:

  1. «подвижная игра»,
  2. «сюжетно-ролевая игра»,
  3. «игра-экспериментирование»,
  4. «дидактическая игра»,
  5. «игра-драматизация»

и дается следующая инструкция: «Посмотри внимательно на эти картинки и выбери то занятие, которым тебе хотелось бы заниматься больше всего». После, того как ребенок сделал выбор, воспитатель откладывает выбранную картинку и последовательно повторяет ту же инструкцию относительно оставшихся картинок.

Для того чтобы выявить, является ли предпочтение определенного вида деятельности устойчивым, необходимо использовать данный метод не менее трех раз в течение недели.

1 выбор

2 выбор

3 выбор

4 выбор

5 выбор

оценивается в 5 баллов

в 4 балла

в 3 балла

 

в 2 балла

в 1 балл

 

 Затем подсчитывается средний балл по каждой серии тематических картинок и на этой основе определяется рейтинговое место подвижной игры среди других видов игровой деятельности.

Беседа с ребёнком

Для определения предпочтений детей к подвижным играм проводится дополнительная индивидуальная беседа. В беседе выявляется, в какие игры любит играть ребенок и почему. Какую форму игры он предпочитает, каков его игровой репертуар и каково место игр среди игровых предпочтений.

Вопросы беседы

1) Какие игры ты больше любишь?

2) Ты сам предлагаешь и выбираешь игры, или тебе кто-то предлагает их?

3) Ты можешь сам выбирать на физкультуре или прогулке, в какую игру поиграть или тебе надо играть в то, что скажет воспитатель?

4) В какие подвижные игры ты умеешь играть, назови их?

5) Играешь ли ты в подвижные игры где-нибудь, кроме детского сада? Где?

6) Кто тебя учит играть в подвижные игры?

Таким образом, в первом направлении собиралась информация, дающая возможность определить игровые предпочтения, место подвижных игр в игровом репертуаре старших дошкольников.

2. Определение особенностей проявления старшими дошкольниками инициатив в подвижных играх и уровень инициативности.

Цель: изучение инициативности ребенка старшего дошкольного возраста в подвижных играх.

Наблюдение за проявлением инициативности детей осуществляется в естественных условиях за свободной деятельностью детей на прогулке в утренний отрезок времени и после дневного сна, так как это время является наиболее оптимальным для самостоятельных игр детей.

Параметры наблюдения:

1. Частота обращения ребенка к подвижной игре:

2. Характер обращений к подвижной игре:

3. Преобладающие подвижные игры, в которые дети играют по собственной инициативе:

3.1). Подвижные игры с правилами:

- сюжетно-ролевые игры (строятся на основе опыта детей, двигательного навыка; в них используются знания об окружающем мире, о повадках животных, явлениях природы, транспорте; например, «Гуси-лебеди», «Жмурки» и др.);

- другие игры (не имеют зафиксированного сюжета, основаны либо на выполнении играющими конкретных двигательных заданий: «Догоните меня», «В воротики» и др., либо на действиях с предметами: «Классы», «Бабки»).

3.2). Эстафеты (игры, представляющие собой соревновательный момент).

3.3). Игры-забавы (проводятся в основном на вечерах, досугах и праздниках – весёлое зрелище, развлечение для детей и взрослых доставляющее много радости, но и в тоже время они требуют от участников проявления двигательных умений ловкости, сноровки).

3.4). Игры с пением и хороводные (чаще всего строятся на основе народных песен и плясок, они оказывают большое эмоциональное воздействие, способствуют плавности, ритмич­ности, выразительности движений детей, напр. «Ручеёк»).

Беседа с детьми

Цель: Выявить понимание детьми возможностей изменения и преобразования подвижной игры через проявление инициатив.

Взрослый подходит к играющим детям и задает им вопросы:

- Можно что-то изменить в этих играх?

- Что можно изменить?

-Какие атрибуты тебе нравятся в подвижных играх (ленточки, мячи, скакалки, обручи, маски и т.д.)?

- Если тебя попросят придумать свою подвижную игру, ты сможешь? Придумай.

В результате беседы выявляем представления детей старшего дошкольного возраста о возможностях изменения подвижных игр и некоторых особенностях проявления детской инициативности.

Наблюдение за умением детей разворачивать подвижную игру

Цель: Выявить умения детей разворачивать подвижную игру, особенности подвижной игры детей старшего дошкольного возраста, проявления детских инициатив в подвижных играх.

Параметры наблюдения

  1. Наличие замысла игры, постановка игровых целей
  1. Как возникает замысел игры
  1. Обсуждает ли ребенок замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения;
  1. Развитие замысла по ходу игры, проявления импровизации в игре;

5.         Какова устойчивость сюжета игры, т.е. насколько ребенок следует сюжету;

  1. Умеет ли формулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предлагать ее другим детям

Таким образом, определили особенности проявления старшими дошкольниками инициатив в подвижных играх и уровень их инициативности.

  1. Особенность организации и руководства подвижными играми педагогом с позиции развития детской инициативы, готовность педагога к осуществлению педагогической деятельности, направленной на поддержку и развитие инициативности старших дошкольников в подвижных играх.

Беседа

Цель: Изучение представлений педагога о детской инициативности.

Вопрос: что такое детская инициативность? Как вы определяете, что ребенок инициативный? Кого из ваших воспитанников вы можете назвать инициативным? Как развивать и поддерживать детскую инициативу? С какими трудностями вы сталкиваетесь при развитии инициативности детей? Расскажите о вашем положительном опыте развития инициативности ребенка (детей).

- Педагог развернуто раскрывает тему инициативности, полностью владеет методикой развития инициативности

- Педагог не полностью раскрывает тему инициативности, имеет приблизительные представления о методике развития инициативности

- Педагог не владеет теорией и методикой развития инициативности Наблюдение за организацией и педагогическим руководством подвижными играми

Цель: выявить особенности организации и руководства подвижными играми педагогом с позиции развития детской инициативы.

В ходе наблюдения за организацией и руководством подвижными играми педагогом отмечались:

1) Ориентация педагога на игровые предпочтения детей и уровень развития игровой деятельности воспитанников.

2) Поддержка педагогом детских игровых инициатив:

3) Привлечение детей в качестве организаторов игр:

4) Предоставление детям возможности самостоятельных игровых объединений

5) Предоставление детям возможности самостоятельно осуществлять выбор способов решения проблемных ситуаций

6) Предоставление детям возможности самостоятельно осуществлять выбор игровых атрибутов

Наблюдение за совместной деятельностью педагога и детей в условиях ДОУ.

Цель: выявить особенности организации совместной деятельности педагога и детей с позиции развития детской инициативности.

В ходе наблюдения за организацией и руководством педагогом процесса совместной деятельности с детьми отмечалось:

  1. Обсуждаются ли на этапе планирования детские игровые замыслы
  1. Объединение детей в подгруппы происходит по интересам, личным симпатиям или по указанию воспитателя
  1. Предоставляется ли детям выбор игровых атрибутов
  1. Педагог дает четкий алгоритм действий для реализации цели или предоставляет детям самостоятельно спроектировать алгоритм действий и выбрать необходимые материалы, инструменты, способы действий и проч.
  1. Поддерживает ли педагог проявления инициативы в совместной деятельности
  1. Поощряет ли педагог творческую инициативу в ходе совместной деятельности
  1. Происходит ли обсуждение результатов деятельности с детьми
  1. Проявления инициативности старшими дошкольниками в подвижных играх в условиях детского сада

 

 

 

Включение подвижных игр в детскую деятельность в течение одного дня

Режимные моменты

Подвижные игры

Утро

Самостоятельная деятельность

Кольцеброс

инициатор ребенок

Утро

Утренняя гимнастика

игра «Затейники»

предложила педагог

День

Музыкальное занятие

игра

«Курочка с цыплятами»

предложила педагог

День

Физкультурное занятие

 игра «Ручеек»

предложила педагог

День

В самостоятельной деятельности

игра

«Передача шапочки»

предложила педагог

День

 Дневная прогулка

в самостоятельной деятельности футбол

п/игры

 «У медведя во бору», Два Мороза»,

«Выше ноги от земли»,

предложила педагог

п/игра

 «Волк»- инициатор ребенок

Режимные моменты

 Перед обедом дети организовали игру

игра «Кто позвал»

инициатор ребенок

Вечер

Вечерняя прогулка

«Салочки с ленточками»

предложила педагог

игра «Стоп – игра»

инициатор ребенок

Таким образом, за день прошли 12 подвижных игр

 

Содержание детских инициатив

Варианты содержания

Варианты проявления

 В выборе игры

Предлагают свои варианты, поскольку игровой репертуар содержательный

 В выборе ведущего игры

Предлагают выбирать ведущего, используя считалки

 В выборе игровой атрибутики

предлагают  использовать другие атрибуты в игре

 В придумывании сюжета для подвижных игр

Придуманная  игра «Два лося и несъедобные грибы», «Единорог и злой человек» (правила – злой человек должен поймать единорога), «Животные убежали из зоопарка» (правила – убегать от крокодила со слоном), «Щука убегает от акулы, касатки, моржа морского»),

 В изменении игровых действий, движений

Предлагают  дети  в гонках бежать не прямо, а боком

 В изменении правил

 «Давайте, мышки котов станут ловить»,

 «Самому себе забить гол, тогда выиграем»

Следующие трудности, присущие детям:

неумение самостоятельно организовать подвижные игры, неспособность придумать новые интересные подвижные игры.

 

Варианты предоставления выбора дошкольникам в условиях детского сада

Варианты выбора

Примеры

Выбор подвижной игры

  • Выберите, в какую игру будем сегодня играть на прогулке: «Два Мороза» или «Краски»?
  • Я знаю несколько очень интересных подвижных игр. Какую хотите разучить первой: «Не оставайся на полу», «Встречные перебежки», «Охотники и звери»?
  • Свободное время. Детям, желающим играть в подвижные игры. «Выберите себе подвижную игру, какую хотите, но чтобы не помешать другим детям. В игре не должно быть быстрого бега и громких криков. Что выберете?»

Выбор атрибутики для игр 

  • Для игры нужны султанчики. Выберите их того цвета, который вам больше нравится.
  • На прогулку возьмем мячи, скакалки, обручи или серсо для игр?

Выбор способа действий

  • В игре можно впрыгивать в круг на двух ногах, на правой ноге, на левой ноге. Какой способ выберете?
  • Выбираем ведущего игры. Каким способом это сделаем сегодня: считалкой, волшебной стрелочкой, с учетом  желания ребенка, поручим выбор кому-нибудь из детей?

Выбор последовательности

  • У нас есть время для двух подвижных игр. Во что сначала поиграем:  в игру «Пожарные на учении» или «Ловишки»?
  • Определитесь в последовательности: кто за кем будет стоять в командной эстафете.

Выбор партнера

  • Капитаны набирают команды. По-очереди выбирайте себе игроков.
  • Игра «Ловишки парами». Выберите себе пару для игры.

Выбор содержания деятельности

  • На прогулке будем играть. Игры с какими движениями хотите выбрать: с бегом, прыжками или метанием?

 

Накопление у старших дошкольников опыта творческого  инициирования

  1. «Придумываем новую подвижную игру» (используем морфологическую таблицу).

В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены.

Обычно для морфологического анализа строят таблицу из двух осей. В качестве осей берут основные характеристики рассматриваемого объекта и записывают возможные их варианты по каждой оси. Например, изобретаем новую подвижную игру. Сначала заполняем таблицу. По горизонтали компоненты игры. По вертикали их содержательное наполнение. Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Чем больше критериев выбрано, тем более подробно будет описана новая игра. Характеристик по каждому из критериев также может быть сколь угодно много.

Перебираются все возможные варианты. Приведем пример заполнения таблицы.

Морфологическая таблица «Придумываем подвижную игру»

 

1.Игроки

2.Атрибуты

3.Движение

4.Место для игры

5.Игровая цель

6.Оценка результата

1

Дети

Спасательные круги

Бросать, метать

Площадка для прогулки

Спасти «тонущих»

Кто больше

2

Дети и родители

Носовые платочки и камешки

Бегать в паре

Площадь группы

Донести до места

Кто быстрее

3

Мальчики и девочки

Стулья

Прыгать

Прогулочный павильон

Быть медленным

Кто медленнее

4

Бабушки и внуки

Самолетики из бумаги

Перебрасы вать

Часть группы

Быть точным

Кто дольше

5

Воспитатели и родители

Кегли и шарфики

Пролезать

Стол

Быть ловким

Кто лучше

6

Дети двух групп

Мягкие игрушки

Ходить

Площадь круга

Быть незаметным

Кто тише

 

  1. Придумываем подвижную игру. Метод фокальных объектов.

Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, называем слова, их характеризующие. Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.

1 слово. Персик: ароматный, с косточкой, витаминный, спелый, желто-оранжевый, в ящике.

2 слово. Машина: гоночная, грязная, шумная, быстрая, вместительная.

3 слово. Банка: стеклянная, с крышкой, пустая, прозрачная…

К каждому слову подставляем слово «игра» и придумываем, какой она может быть.

Например, игра вместительная? Возможно, все желающие смогут принять в ней участие.

Игра прозрачная? С точными правилами, в ней не схитрить.

Игра гоночная? Наверное, игра с бегом…

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

Результатом станет умение старшего дошкольника придумывать новые варианты содержания подвижных игр, игровых правил, что положительно скажется на проявлении инициативности.

  1. Обогащение детского игрового опыта средствами совместной со взрослым и самостоятельной деятельности.

Для этого важно обеспечить предметную среду, предоставляющую детям возможность практикования подвижных игр в самостоятельной деятельности, в групповом помещении и на прогулке.  Пространство групп  необходимо организовывать в виде разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Все предметы  должны быть доступны детям. Оснащение центров активности меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которая позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки, пособия.

Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и  рационального использования помещений  как групповых комнат, так и помещений ДОУ в целом.

 Должны иметься различные традиционные и нетрадиционные пособия, оборудование, материалы.  Дети сами, совместно с педагогом  могут  изготовить маски для игр, эмблемы для эстафет и т.д.

 

Заключение

Анализ психолого-педагогических источников позволил определить инициативность как значимую характеристику проявления субъектности человека, проявляющуюся стремлением разнообразить и изменять ситуацию, деятельность, предмет через творческий поиск и выдвижение новых замыслов.

Мы предположили, что подвижные игры могут стать эффективным средством формирования инициативности у детей старшего дошкольного возраста при соблюдении ряда условий:

  1. Поддержке педагогом проявлений активности и инициативы старших дошкольников в разных видах деятельности, в т.ч. подвижных играх
  2. Обеспечении возможностей разнообразных выборов для дошкольников при организации и проведении подвижных игр.
  3. Обеспечении возможностей практикования подвижных игр в помещениях для проведения образовательной деятельности (группа, музыкальный зал, физкультурный зал) и на прогулочном участке.
  4. Стимулировании интереса к поиску новых возможностей в проведении подвижной игры (при изменении атрибутики, правил, сюжета, количества играющих и т.п.)

Рассматривая возможности подвижной игры в образовательном процессе детского сада, пришли к выводу о значительном педагогическом потенциале этого средства. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Абраменкова В. В мире детских игр. // Воспитание школьников, 2001 г. № 7 - С.16-19
  2. Абрамова Г. С. Практическая психология. – Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. – 368 с.
  3. Атарова А.Н., Гогоберидзе А.Г. Проблема развития самостоятельности дошкольников в исследованиях кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета//"Традиции и инновации в дошкольном образовании: исследования молодых ученых": Сборник научных статей. (По материалам международной научно-практической конференции 26-28 мая 2010 г.) - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010, с.17-26.
  4. Бабаева Т.И.  Воспитание  самостоятельности  как  фактор  подготовки детей  к обучению  в  школе. // Воспитываем  дошкольников  самостоятельными.   Сборник статей. - Спб., 2000.
  5. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – С.137-150
  6. Бедерханова В. П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. – Краснодар, 2001
  7. Богоявленская Д.Б., Петухова И.А. Умственные способности, как компонент интеллектуальной активности. - В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности - М., 1979 г. - С.155 – 161
  8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред.Д.И. Фельдштейна - М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1995 г.
  9. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика 2005 с 16-23

 

 

 

Добавить запись

Защита от спам-роботов