Тренинговое занятие: «Адаптация ребенка в приёмной семье»

Цель: помощь в снижении уровня тревоги ребенка при адаптации в семье.

 

Ход занятия:

  1. Введение в тренинг

Психолог знакомит родителей с целью работы. Раскрывает условия, вводит правила группового взаимодействия. Рассказывает, в какой форме будет проводиться занятие и какой основной теме оно будет посвящено.

 

  1. Знакомство

Для снятия напряжения и разогрева с родителями проводится игра-перекличка. Для ее организации используются сведения о детях, представленные в анкете, заполненной родителями при поступлении детей к психологу. Например, ведущий спрашивает у родителей:

  • Есть ли мама мальчика, у которого есть собака? Он очень любит рисовать, собирать «Лего»
  • Есть ли мама девочки, которая имеет кошку, хомяка, а также очень любит сказку «Красавица и чудовище»? И так далее.

Затем родители представляются, высказывают свои ожидания и         опасения относительно занятий.

 

Информация № 1

Родители находятся в очень близкой эмоциональной связи со своими детьми, поэтому они должны уметь повлиять на процесс адаптации детей в приемной семье. Если они будут тревожиться и волноваться, то могут помешать ребенку. Если будут знать сигналы неблагополучия и способы помощи ребенку, то, оставаясь спокойными, помогут ему.

Что важно для ребенка в первые дни в семье и новой школе? Суметь познакомиться с другими детьми.

Упражнение «Знакомство из роли взрослых»

Предлагается из своей родительской роли назвать свое имя и как можно больше качеств, которые начинаются на первую букву имени.

Упражнение «Знакомство из роли детей»

Предлагается представить себя ребенком и познакомиться с соседом справа. Затем обсуждаются способы, какими дети могут познакомиться друг с другом, их эффективность, возможность обучения детей этим способам знакомства.

 

Информация № 2

Детям важно суметь не только познакомиться, но и установить дружеские связи. Дети делают это разными способами: предлагают игры, включаются в предложенные или привлекают внимание «шутовством», драками или какими-то другими способами.

Упражнение «Словесный портрет»

Из роли детей нарисовать словесный портрет ребенка, с которым хочется общаться и с которым не хочется. Подумать, какому портрету ближе приемный ребенок и что сделать, чтобы приблизить его к желаемому образу.

Упражнение «Вспомни игру»

Вспомнить игру, интересную детям, и провести ее с группой.  Подумать, как к началу учебного года научить детей нескольким играм. Психологу нужно иметь игры в запасе на случай, если родители смогут ничего вспомнить.

 

Информация № 3

Для ребенка важно найти общий язык не только со сверстниками,  но и со взрослыми. Однако здесь дело обстоит сложнее, поскольку окружающие его взрослые и педагоги в школе являются носителями определенных ценностей, что и определяет направление их воспитательной деятельности. Ребенку будет комфортно, если ценностная основа учителя будет близка к той, которая принята в    приемной семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребенка в один класс, много, поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе и дома.

Упражнение «Качества, которые нужны моему ребенку»

Подумать и сказать, какие качества замещающие родители хотят воспитать у своего ребенка в первую очередь. Каждое качество записывается на отдельном листе бумаги. Затем родители обсуждают их и ранжируют по степени значимости. К примеру, это могут быть такие качества:

  • Уважение к себе
  • Уважение к окружающим
  • Доброта
  • Честность
  • Любовь
  • Ответственность
  • Отзывчивость
  • Любознательность
  • Порядочность
  • Мужественность
  • Волевые качества
  • Самодостаточность
  • Самостоятельность
  • Трудолюбие
  • Старательность
  • Уверенность в себе
  • Понимание других

 

 

Информация № 4

Когда ребенок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют эти проявления. Важно, чтобы педагоги и родители подкрепляли одно и то же поведение, в противном случае ребенок почувствует себя в ситуации неопределенности и небезопасности: непонятно, почему одни значимые взрослые меня за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают.

Упражнение «Похвала-критика»

Родители в парах обсуждают, за что они  будут хвалить или ругать ребенка, и выбирают по три самых значимых, на их взгляд, момента. Записывают на листах бумаги и потом предъявляют их группе.

Упражнение «Образ человека»

Присутствующим предлагается представить образ учителя, которому родитель доверяет.

Упражнение « Соберем портфель наказов»

Составить список наказов ребенку о том, как ему следует теперь себя вести в новой семье и школе.

 

Информация № 5

Важная проблема – как научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде и они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы, они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Но полное отсутствие конфликтов         приведет к изнеженности детей и как следствие, формированию у них неуверенности в себе.

Упражнение «Играм в конфликт»

Родители делятся на пары и из детской позиции пытаются конструктивно разыграть ситуации конфликтов, предложенные    психологом.

 

Информация  № 6

Важно не только научить ребенка правильно действовать, но и самому грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, но оказать ребенку поддержку – ресурс, при     помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.

Упражнение « Я реагирую»

Каждый участник получает листок с жалобой ребенка на случившийся конфликт. Ему необходимо предъявить группе свою реакцию.

Упражнение «Поддержка ребенка»

Участники становятся в два круга лицом друг к другу, образуя пары. Им необходимо различными способами в течение минуты оказывать поддержку друг другу. По сигналу психолога члены внутреннего  круга сдвигаются на шаг вправо. Таким образом движение идет до тех пор, пока все участники не повзаимодействуют друг с другом.

 

  1. Резюмирование

Психолог подводит итог разговора об адаптации ребенка в семье и новой школе.

Упражнение «Проживание состояния «YES»

Участники делают четыре карточки: «Прошлое», «Настоящее», «Будущее спустя n-е время после изменения». Далее предлагает расположить карточки по линии времени. Участники становятся рядом с карточкой и стараются прочувствовать собственное состояние в заданный момент. Начинать необходимо с настоящего. Линии участников не должны пересекаться или быть продолжением друг друга.

 

        4. Обмен мнениями

- Что я чувствую в момент достижения цели, преодоления проблемного поведения моего ребенка?

- Что произойдет дальше?

 

  1. Обратная связь

Участники отвечают либо письменно, либо устно в свободной форме на вопросы:

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие:

«Адаптация ребенка в приёмной семье»

Цель: помощь в снижении уровня тревоги ребенка при адаптации в семье.

Ход занятия:

  1. Введение в тренинг

Психолог знакомит родителей с целью работы. Раскрывает условия, вводит правила группового взаимодействия. Рассказывает, в какой форме будет проводиться занятие и какой основной теме оно будет посвящено.

  1. Знакомство

Для снятия напряжения и разогрева с родителями проводится игра-перекличка. Для ее организации используются сведения о детях, представленные в анкете, заполненной родителями при поступлении детей к психологу. Например, ведущий спрашивает у родителей:

  • Есть ли мама мальчика, у которого есть собака? Он очень любит рисовать, собирать «Лего»
  • Есть ли мама девочки, которая имеет кошку, хомяка, а также очень любит сказку «Красавица и чудовище»? И так далее.

Затем родители представляются, высказывают свои ожидания и         опасения относительно занятий.

Информация № 1

Родители находятся в очень близкой эмоциональной связи со своими детьми, поэтому они должны уметь повлиять на процесс адаптации детей в приемной семье. Если они будут тревожиться и волноваться, то могут помешать ребенку. Если будут знать сигналы неблагополучия и способы помощи ребенку, то, оставаясь спокойными, помогут ему.

Что важно для ребенка в первые дни в семье и новой школе? Суметь познакомиться с другими детьми.

Упражнение «Знакомство из роли взрослых»

Предлагается из своей родительской роли назвать свое имя и как можно больше качеств, которые начинаются на первую букву имени.

Упражнение «Знакомство из роли детей»

Предлагается представить себя ребенком и познакомиться с соседом справа. Затем обсуждаются способы, какими дети могут познакомиться друг с другом, их эффективность, возможность обучения детей этим способам знакомства.

Информация № 2

Детям важно суметь не только познакомиться, но и установить дружеские связи. Дети делают это разными способами: предлагают игры, включаются в предложенные или привлекают внимание «шутовством», драками или какими-то другими способами.

Упражнение «Словесный портрет»

Из роли детей нарисовать словесный портрет ребенка, с которым хочется общаться и с которым не хочется. Подумать, какому портрету ближе приемный ребенок и что сделать, чтобы приблизить его к желаемому образу.

Упражнение «Вспомни игру»

Вспомнить игру, интересную детям, и провести ее с группой.  Подумать, как к началу учебного года научить детей нескольким играм. Психологу нужно иметь игры в запасе на случай, если родители смогут ничего вспомнить.

Информация № 3

Для ребенка важно найти общий язык не только со сверстниками,  но и со взрослыми. Однако здесь дело обстоит сложнее, поскольку окружающие его взрослые и педагоги в школе являются носителями определенных ценностей, что и определяет направление их         воспитательной деятельности. Ребенку будет комфортно, если ценностная основа учителя будет близка к той, которая принята в         приемной семье. Но педагог один, а семей, отдающих ребенка в один класс, много, поэтому стоит согласовать ценностные основы воспитания, чтобы принять некие общие для всего класса положения и добиваться их реализации и в школе и дома.

Упражнение «Качества, которые нужны моему ребенку»

Подумать и сказать, какие качества замещающие родители хотят воспитать у своего ребенка в первую очередь. Каждое качество записывается на отдельном листе бумаги. Затем родители обсуждают их и ранжируют по степени значимости. К примеру, это могут быть такие качества:

  • Уважение к себе
  • Уважение к окружающим
  • Доброта
  • Честность
  • Любовь
  • Ответственность
  • Отзывчивость
  • Любознательность
  • Порядочность
  • Мужественность
  • Волевые качества
  • Самодостаточность
  • Самостоятельность
  • Трудолюбие
  • Старательность
  • Уверенность в себе
  • Понимание других


Информация № 4

Когда ребенок проявляет себя так, как это нравится взрослым, когда он радует их, они, как правило, хвалят его и закрепляют эти проявления. Важно, чтобы педагоги и родители подкрепляли одно и то же поведение, в противном случае ребенок почувствует себя в ситуации неопределенности и небезопасности: непонятно, почему одни значимые взрослые меня за это хвалят, а другие не замечают или даже ругают.

Упражнение «Похвала-критика»

Родители в парах обсуждают, за что они  будут хвалить или ругать ребенка, и выбирают по три самых значимых, на их взгляд, момента. Записывают на листах бумаги и потом предъявляют их группе.

Упражнение «Образ человека»

Присутствующим предлагается представить образ учителя, которому родитель доверяет.

Упражнение « Соберем портфель наказов»

Составить список наказов ребенку о том, как ему следует теперь себя вести в новой семье и школе.

Информация № 5

Важная проблема – как научить ребенка реагировать на конфликты, потому что в детской среде и они обязательно будут. Некоторые родители считают, что конфликты недопустимы, они свидетельствуют о плохо организованном воспитании. Но полное отсутствие конфликтов         приведет к изнеженности детей и как следствие, формированию у них неуверенности в себе.

Упражнение «Играм в конфликт»

Родители делятся на пары и из детской позиции пытаются конструктивно разыграть ситуации конфликтов, предложенные         психологом.

Информация  № 6

Важно не только научить ребенка правильно действовать, но и самому грамотно реагировать на сообщение о случившемся у ребенка конфликте. Главное здесь – не обещать ребенку наказать обидчика или обвинить его самого, но оказать ребенку поддержку – ресурс, при         помощи которого он смог бы разрешить конфликт самостоятельно.

Упражнение « Я реагирую»

Каждый участник получает листок с жалобой ребенка на случившийся конфликт. Ему необходимо предъявить группе свою реакцию.

Упражнение «Поддержка ребенка»

Участники становятся в два круга лицом друг к другу, образуя пары. Им необходимо различными способами в течение минуты оказывать поддержку друг другу. По сигналу психолога члены внутреннего  круга сдвигаются на шаг вправо. Таким образом движение идет до тех пор, пока все участники не повзаимодействуют друг с другом.

  1. Резюмирование

Психолог подводит итог разговора об адаптации ребенка в семье и новой школе.

Упражнение «Проживание состояния «YES»

Участники делают четыре карточки: «Прошлое», «Настоящее», «Будущее спустя n-е время после изменения». Далее предлагает расположить карточки по линии времени. Участники становятся рядом с карточкой и стараются прочувствовать собственное состояние в заданный момент. Начинать необходимо с настоящего. Линии участников не должны пересекаться или быть продолжением друг друга.

4. Обмен мнениями

- Что я чувствую в момент достижения цели, преодоления проблемного поведения моего ребенка?

- Что произойдет дальше?

  1. Обратная связь

Участники отвечают либо письменно, либо устно в свободной форме на вопросы:

- Чем полезна именно для вас данная встреча?

- Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?