Воспитателям!

Великих Наталья Анатольевна

Игра  в жизни дошкольника

Общепризнано, что основной вид деятельности дошкольника – ИГРА. В игре развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Игра способствует развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности в реальной жизни.

Игры для детей – это способ вырасти и стать большим. При помощи игрушек ребенок строит свой маленький мирок, где он независим. Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.

Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе

Помнить! Игра – важная и существенная составляющая жизни детей в детском саду.

Предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

Играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

Формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

Формировать у детей умения, необходимые для сюжетно – ролевой игры: предметные действия «понарошку».

Опираться на интересы каждого из детей, развёртывать в игре близкую им тематику (жизнь семьи, детского сада, поездка на транспорте и т.д.), использовать мотивы знакомых сказок.

Подводить ребёнка к пониманию той или мной роли (он сам в игре может быть кем-то иным – мамой, шофёром, доктором и т.д.).

Формировать у ребёнка использовать сюжетные игрушки, предметы-заместители (палочка градусник ит.д.).

Включать в игру по любой тематике эпизоды «телефонных разговоров», различных персонажей для активизации ролевого диалога.

Поощрять стремление детей «оживлять» игрушки. Выполнять роль за себя и игрушку.

Играя с детьми, занимать позицию равного заинтересованного партнёра.

Вызывать у ребёнка ощущение эмоциональной общности со взрослыми и сверстниками, чувство доверия к ним.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности в средней группе

Воспитатель постоянно использует разнообразную тематику детской игры по мотивам известных сказочных и литературных сюжетов.

Обеспечить условия для свободной, самостоятельной индивидуальной игры (режиссерской), поддерживать эмоциональное и положительное состояние ребёнка.

Формировать у детей более сложные игровые умения, поведение в соответствии с разными ролями партнёров, менять игровую роль.

Воспитатель поощряет самостоятельную совместную игру детей в небольших подгруппах.

Воспитатель в случае необходимости помогает ребёнку подключится к игре сверстников, находя для себя подходящую по смыслу роль.

Воспитатель делает существенный акцент на ролевом диалоге

Воспитателю включаться в совместную игру в качестве партнёра.

В ходе игры воспитатель не придерживается жёсткого плана, а импровизирует, принимая предложения партнёра – ребёнка относительно дальнейших событий.

Учить развёртывать совместную игру небольших подгруппах, учитывая сюжетные замыслы партнёров.

Учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

Развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

Использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

Формировать у детей новые, более сложные способы построения ролевой игры.

Рекомендации воспитателю по развитию игровой деятельности с детьми старшего возраста

Стимулировать детей к использованию выразительных средств речи, жестов при передаче характеров исполняемого персонажа.

Обеспечить условия для игровой деятельности детей.

Дать возможность свободного выбора ребёнком выбора игры, соответствующего его интересам.

Воспитатель поощряет детскую инициативу.

Может подключиться к игре, принимая на себя роль, не связанную непосредственно с сюжетно-смысловым контекстом, может ввести в игру роль из другого смыслового контекста (это заставляет детей разворачивать сюжет в новом направлении).

Воспитатель способствует развитию у детей инициативы и самостоятельности в игре, активности в реализации игровых замыслов.

Поощрять стремление ребёнка изготовить своими руками недостающие для игры предметы.

Уделять внимание формированию у детей умений создавать новые разнообразные сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнёрами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

Способствовать укреплению детских игровых объединений, быть внимательным к отношениям, складывающимся детьми в игре.

Ориентировать детей на сотрудничество в совместной игре, регулировать их поведение на основе творческих игровых замыслов.

Развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру, справедливо решать возникшие в игре конфликты. Использовать для этого нормативные способы (очередность, разные виды жребия).

Развивать у детей умения широко использовать игровую роль для развёртывания разнообразных сюжетов, для включения в согласованную со сверстниками игру.

Совершенствовать умение детей регулировать поведение на основе игровых правил.

Воспитатель постепенно формирует у детей умение творчески комбинировать разнообразные события, создавая новый сюжет игры.

Воспитатель поддерживает интерес детей к свободной игре-импровизации по мотивам сказок, литературных произведений, предлагая разные формы: драматизация по ролям, кукольный театр, участвует вместе с детьми.

Воспитатель организует с небольшими подгруппами детей (6-7 лет) игру-драматизацию по готовым сюжетам в виде короткого спектакля для младших детей или сверстников.

ПОМНИТЕ!

Начинайте утро в детском саду со слов: «1,2,3,4,5 - начинаем мы играть!»

Играйте вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства!

Уделяйте большое внимание содержанию игры!

 

Уважаемые педагоги, уделяйте игре больше времени, ведь игра - это самый лучший и действенный инструмент воспитания и обучения!

 

 

Использование интерактивных ресурсов в ДОУ

      В последнее время в системе дошкольного образования произошли изменения. Так, согласно новому Закону «Об образовании в РФ», оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования. Кроме того, 29 августа 2013г. был утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

     Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от недавно принятых нормативных документов не стоит. Но не стоит и испытывать перед ними страх, который все же присутствует среди воспитателей.

     Опасения связаны во многом с тем, что могут быть предъявлены новые требования к уровню образования самих педагогов. Также существует растерянность и в связи с отсутствием реестра программ, соответствующих ФГОС дошкольного образования.

    Внедрение ФГОС имеет ряд потенциальных рисков. Так, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов отметил, что одним из основных рисков является столкновение стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что от дошкольных организаций требуется «дрессура детей», которая позволит им быть готовыми к школе. Определенные ожидания подобного же рода есть и у педагогов начальных классов. Они считают, что, приходя в первый класс, дети должны уметь считать и писать, в том числе, благодаря занятиям и умениям, полученным в детском саду. Действительно, необходимость того, что ребенок должен быть подготовлен к следующему уровню образования, никто не отменял. Однако во ФГОСе прописано совсем другое – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появится желание учиться.

     В настоящее время информационно-коммуникационные технологии активно внедряются в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций. Создано множество простых и сложных компьютерных программ для разных областей познания в каждом возрастном периоде. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста.

    Интерактивная доска – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций в детском саду. При работе с интерактивной доской снижается утомляемость и пресыщаемость детей, так как учебный материал, предъявляемый детям, отличается наглядностью, яркостью образов и динамичностью.

Использование интерактивной доски даёт возможность педагогу самостоятельно создавать интерактивные ресурсы для использования на занятиях. Это открывает большие просторы для творчества, самореализации педагога. При желании педагог может создавать свою коллекцию иллюстраций, развивающих заданий, видеоматериалов или воспользоваться уже готовой; создавать свои разработки занятий, мультимедийные слайд-презентации, развивающие интерактивные игры. В настоящее время имеется не так много готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски для работы с дошкольниками. Поэтому мы будем пытаться создать свою коллекцию разработанных нами занятий с использованием интерактивных средств обучения. Я 

 

Методические рекомендации педагогам

для работы по формирова­нию культуры речевого общения детей старшего возраста

 

                                                  

1. При работе по формирова­нию культуры речевого общения учитывайте возрастные особен­ности детей старшего дошколь­ного возраста.

2. Предусматривайте сочетание различных форм организации деятельности:

  • регламентированной;
  • совместной педагога с детьми;
  • самостоятельной деятельности детей.

3. Соблюдайте принципы ис­пользования различных методов, приемов работы, особое внимание уделяйте:

  • в регламентированной деятель­ности: беседе, художественно­му слову, поощрению, проигры­ванию проблемных ситуаций, разъяснению;
  • в совместной деятельности педагога с детьми: собственно­му примеру для подражания, решению проблемных ситуа­ций, сочинению сказок-пере­вертышей, вежливых сказок, дидактическим играм, чтению художественных произведений, играм-драматизациям;
  • в самостоятельной деятельно­сти детей: играм парами, роле­вым, играм-драматизациям.

4. Помните, что работа, проводи­мая в дошкольном образователь­ном учреждении по формирова­нию культуры речевого общения результативна только тогда, когда находит продолжение в семье.

  •  обратите внимание на исполь­зование разнообразных рече­вых этикетных формул и сте­реотипов;
  •  на интонирование, помните, что верно расставленные интона­ционные акценты влияют на качество воспринимаемой ин­формации и на общий психо­логический микроклимат;
  • постарайтесь избавиться от слов-«паразитов» («ну»,«зна­чит», «в общем», «так» и т.д.);
  • трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспо­собить ее для понимания детей. 9. Помните, что ребенком до­школьного возраста вся инфор­мация лучше усваивается не че­рез слова, а через отношения. Старайтесь использовать нерече­вой прием взаимодействия старших дошкольников с окружа­ющими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому необходимо ак­тивно привлекать родителей к решению проблемы с помощью таких форм, как:
  • индивидуальные беседы;
  • консультации;
  • круглый стол;
  • родительские собрания;
  • анкетирование;
  • приглашение в группу на День открытых дверей.

5. Постарайтесь учитывать подготовленность дошкольни­ков к усвоению предлагаемого материала.

6. Обязательно устанавливайте личный контакт с детьми:

  • обращайтесь по имени;
  • занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
  • используйте тактильные при­емы.

7. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Не перебивайте ребенка.

8. Помните, что речь — отраже­ние вашей личности. Следите за собственной речью:

  • исключите окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая у них дискомфорт;
  • учитывайте терминологичес­кую точность и уместность, коммуникативную целесооб­разность речи педагога
  •  обратите внимание на исполь­зование разнообразных рече­вых этикетных формул и сте­реотипов;
  •  на интонирование, помните, что верно расставленные интона­ционные акценты влияют на качество воспринимаемой ин­формации и на общий психо­логический микроклимат;
  • постарайтесь избавиться от слов-«паразитов» («ну», «зна­чит», «в общем», «так» и т.д.);
  • трансформировать свою речь таким образом, чтобы приспо­собить ее для понимания детей.

 9.Помните, что ребенком до­школьного возраста вся инфор­мация лучше усваивается не че­рез слова, а через отношения. Старайтесь использовать нерече­вой прием взаимодействия с

детьми, как «демонстрацию рас­положенности к нему»: спокой­ное внимание, улыбку, контакт глаз, одобряющий жест, ласковое прикосновение.

10. Организуя общение с деть­ми, стремитесь понять их настро­ение.

11. Чаще улыбайтесь детям в процессе общения с ними

12. Общаясь с детьми, чаще используйте такие приемы, как собственную речь, пример для подражания, разъяснение, поощре­ние, комплименты.

13. Умейте анализировать про­цесс общения.

14. Для напоминания ребенку речевых этикетных формул ис­пользуйте игровые приемы, а не нотации.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ

 

 

Творчество – это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов. Творчество имеет разные уровни. Для одного уровня творчества характерно использование уже существующих знаний и расширение области их применения; на другом уровне создается совершенно новый подход, изменяющий привычный взгляд на объект или область знаний.

В. И. Андреев, определяя творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков, характеризующих ее как целостный процесс:

  • наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;
  • социальная и личная значимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, – это не творчество, а варварство);
  • наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
  • наличие субъективных (личностных качеств – знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;
  • новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков осмысленно исключить хотя бы один, то творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой.

     Признаки

уровней

творчества

  • Овладение новыми знаниями, способами, приемами;
  • переосмысление собственной работы в свете новых знаний;
  • разработка новых методов, приемов, форм, средств;
  • модификация методов, приемов, средств;
  • умение эффективно использовать передовой опыт;
  • умение находить оригинальное решение проблемы в нестандартных ситуациях;
  • · способность изменять стратегию и тактику в зависимости от конкретной ситуации, высший уровень – создание новой системы обучения, воспитания, развития детского дома

        Источниками

творчества

могут быть

    • Анализ учебно-воспитательного процесса, выявление «узких мест» и «западающих» проблем;
    • изучение опыта коллег;
    • чтение научной литературы;
    • картотека интересных фактов, высказываний;
    • вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;
  • общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;
  • система перспектив в работе, которые сменяют друг друга, усложняются, обновляются

        Условиями

творчества

могут быть

    • Нравственно-психологический климат коллектива (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого педагога);
    • стимулирование к нестандартным решениям (например: организация конкурсов творческих работ, проведение дней и недель творчества, организация методических выставок, учреждение специальных дипломов);
    • научная организация труда;
    • обогащение общей культуры, кругозора, информативности;
    • наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа;
    • материальная обеспеченность, материальная база;
    • свобода критики, проведение творческих дискуссий;
    • использование потребности педагога в самовыражении и самоутверждении;
    •  влияние личности руководителя учреждения

А теперь рассмотрим непосредственно само педагогическое творчество и все, что с ним связано.

Педагогика – одна из интереснейших социальных дисциплин, которая имеет дело с самыми широкими социальными процессами. И за всем этим космосом чувств, диалогов – реальные люди, реальные дети, реальные воспитатели. Педагогический труд нетворческим не бывает, да и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагогическое творчество, представляя особый феномен, при всей специфике имеет много общего с деятельностью ученого, писателя, артиста.

Следовательно, педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах. Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата в соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Творчество обусловлено творческим потенциалом личности, который, если вести речь о педагоге, формируется на основе накопленного им социального опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций. С другой стороны, опыт убеждает, что творчество приходит только тогда и только к тем, для кого характерно ценностное отношение к труду, кто стремится к повышению профессиональной квалификации, пополнению знаний и изучению опыта как отдельных педагогов, так и целых педагогических коллективов.

Творческий потенциал любого человека, в том числе и педагога, характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности. При этом авторы приводят разные перечни таких признаков. Они выделяют способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; готовность отказаться от теоретических суждений, деления на черное и белое, отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Педагогическое творчество характеризуется различными уровнями:

· уровень воспроизведения готовых рекомендаций, то есть уровень элементарного взаимодействия, педагог использует обратную связь, корректирует свои воздействия по ее результатам, но он действует «по методичке», «по шаблону», по опыту других;

· уровень оптимизации деятельности (начиная с планирования), когда творчество проявляется в умелом выборе и целесообразном сочетании уже известного педагогу содержания, методов и форм воспитания;

· эвристический, когда воспитатель использует творческие возможности живого общения с ребенком;

· высший уровень (личностно-самостоятельный), который характеризуется полной самостоятельностью, использованием готовых приемов, но в которые вкладывается личностное начало, поэтому они соответствуют его творческой индивидуальности, особенностям личности воспитанника, конкретному уровню развития группы.

 

Проявление педагогического творчества

Рассмотрим сферу и условия, способствующие проявлению педагогического творчества. Творческая деятельность учителя, по мнению В. В. Краевского, осуществляется в двух основных формах: применение известных средств в новых сочетаниях к возникающим в образовательном процессе педагогическим ситуациям и разработка новых средств применительно к ситуациям, аналогичным тем, с которыми учитель уже имел дело ранее. На первой стадии творческий педагогический процесс представляет собой установление новых связей и комбинаций, известных ранее понятий и явлений и может быть реализован на основе специальной методики. Оптимальные пути его осуществления возможно определить посредством алгоритма или при помощи эвристической системы правил, следуя которым легче найти решение. Предписания к педагогической деятельности, нормы этой деятельности – необходимое научно обоснованное руководство для учителя в его работе. Выполнение этих предписаний (если они принимаются именно как руководство, а не как догма) открывает учителю простор для подлинно творческой работы.

Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности и охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую. Однако для осуществления творчества в педагогической деятельности необходим ряд условий (Н. В. Кузьмина, В. А. Кан-Калик):

    • временная спрессованность творчества, когда между задачами и способами их разрешения нет больших промежутков времени;
    • сопряженность творчества педагога с творчеством учащихся и других педагогов;
    • отсроченность результата и необходимость его прогнозирования;
    • атмосфера публичного выступления;
    • необходимость постоянного соотнесения стандартных педагогических приемов и нетипичных ситуаций.

Часто сферу проявления творчества педагога непроизвольно сужают, сводя ее к нестандартному, оригинальному решению педагогических задач. Между тем творчество педагога не в меньшей мере проявляется и при решении коммуникативных задач, выступающих своеобразным фоном и основанием педагогической деятельности. В. А. Кан-Калик, выделяя наряду с логико-педагогическим аспектом творческой деятельности учителя и субъективно-эмоциональный, отмечает наличие в деятельности педагога коммуникативного творчества (поиск и нахождение новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на уроке, создание новых форм общения в групповой работе учащихся).

В сфере личности педагогическое творчество проявляется как самореализация педагога на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального роста и построение программы самосовершенствования.

Педагог всегда творит в соавторстве с воспитанниками. Это позволило ученым-педагогам В. А. Кан-Калику и Н. Д. Никандрову описать варианты сотворчества педагога с детьми:

    • педагог не соотносит свой творческий процесс с деятельностью воспитанников; творит для себя и от себя (пример: перестановка мебели в группе по инициативе, по плану и под неуклонным руководством воспитателя);
    • педагог соотносит свое творчество с деятельностью группы, управляет общим творческим процессом (та же перестановка мебели, но не под диктатом, а при соучастии воспитателей и детей);
    • педагог учитывает нюансы деятельности отдельных воспитанников;
    • педагог создает общую концепцию  воспитательного  мероприятия  (дела, занятия), учитывает особенности отдельных детей, обеспечивает им индивидуальный подход и получает при этом лучший результат.

Недаром в последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Творчески работающий педагог своими личностными качествами стимулирует развитие у воспитанников творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой  личности  (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение воспитателем детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.