"Миссия жить"

Ершова Лариса Петровна

В школьной акции «Миссия жить» по профилактике злоупотребления ПАВ организую и провожу  тренинги для старшеклассников «Познай себя», час психологической разгрузки для педагогов и учащихся, беседы о здоровом образе жизни в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивное занятие с элементами тренинга "Формула хорошего настроения"

Слайд 2

ФОРМУЛА ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ

Слайд 3

Составляющие хорошего настроения Здоровое тело Ясный ум Положительные эмоции и чувства

Слайд 4

Смех – средство, которым вооружила человека сама природа.

Слайд 5

Смех благотворно влияет на функции человеческого организма: Избавляет от чувства безнадежности, создает положительные эмоции, которые помогают выздороветь; Благоприятно влияет на иммунную и эндокринную систему человека; Снижает уровень стрессовых гормонов и выделяет гормоны радости; Ликвидирует усталость и улучшает циркуляцию крови; Стимулирует деятельность нервной системы, успокаивает боль, нормализует работу кишечника, повышает творческие способности; Украшает любое лицо, а значит - улучшает внешний вид – тонизируя лицевые мышцы.

Слайд 6

Впрочем, умению смеяться надо учиться так же, как умению ходить и говорить. Этому в течение 4-8 первых недель жизни учат глаза матери. А в возрасте 2-3 месяцев он начинает улыбаться и смеяться сам. К 6 годам ребенок улыбается и смеется примерно по 300 раз в день, и смех его звучит весело и беззаботно. Однако по мере взросления приспособляемость к поведению снижает количество улыбок и человек улыбается примерно 15 раз в день. Медики считают такой процесс «поскучнения» людей неблагоприятным для здоровья.

Слайд 7

Проведенными исследованиями доказано, что человек, который смеется - меньше совершает неблаговидных поступков, легче решает проблемы, отличается большой щедростью и готовностью прийти на помощь.

Слайд 8

Знаменитое выражение гласит: все глупости на свете делаются с серьезным выражением лица

Слайд 9

«Десять раз должен ты смеяться в течение дня и быть веселым: иначе будет тебя ночью беспокоить желудок – отец скорби». Фридрих Ницше

Слайд 10

В чём секреты улыбки? Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми. Секрет 2. Психологи подсчитали, что 80%успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой. Секрет 3. Улыбка-сама есть способ общения. Секрет 4. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.

Слайд 11

Секрет 5. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества- гормоны, которые отвечают за хорошее настроение. Секрет 6. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Хандра приводит к смерти.

Слайд 12

Хмурость и неулыбчивость влекут за собой плохое настроение. Поэтому, смейтесь на здоровье!

Слайд 13

СТАНЬТЕ СЕБЕ ЛУЧШИМИ ДРУЗЬЯМИ, УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ! Д о н о в ы х у л ы б о к !

Слайд 14

Говорите чаще друг другу приятные слова, учитесь жить с позитивным умом и со здоровым телом и хорошее настроение не покинет больше вас! Педагог-психолог МАОУ «Средняя школа№8» Ершова Лариса Петровна


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Молодое поколение выбирает: "Здоровый образ жизни"

Слайд 2

з д о р о в ь е

Слайд 3

Из Толкового словаря С. И. Ожегова Здоровье - правильная¸ нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Слайд 4

«Размер здоровья» можно измерить по Н.М.Амосову Если вы не болели в течение учебного года – у вас самый высокий уровень здоровья. Если заболевание возникло во время эпидемии или экзаменов – средний уровень здоровья. А если вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень вашего здоровья – самый низкий. Проанализируйте свое здоровье за последний год и сделайте выводы.

Слайд 5

пробу по Л.П.Бутейко Сядьте удобно, расслабьтесь; Сделайте спокойный вдох и неполный выдох; Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы сможете не дышать Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит, проба проведена неточно. Не нужно пересиливать себя при задержке дыхания: как только захочется вздохнуть, откройте нос и дышите спокойно.

Слайд 6

Проба по Бутейко оценивается так: более 40 секунд – здоров от 20 до 40 – здоровье ослаблено менее 20 секунд – имеются какие-то заболевания.

Слайд 7

(1533–1592), французский писатель и философ М. Монтелье «Здоровье – это единственная драгоценность».

Слайд 8

Геродот - древнегреческий историк (около 484 - около 430-420 гг. до н.э.) «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».

Слайд 9

Правила здорового образа жизни 1.Соблюдай чистоту. 2.Правильно питайся. 3.Сочетай труд и отдых. 4.Не заводи вредных привычек.

Слайд 10

питание движение режим закаливание Главные факторы здоровья: Главные факторы здоровья:

Слайд 11

Скажем «Нет!» всему, что вредно! Ответим «Да!» всему, что полезно! Здравствуй, зарядка! Здравствуй, ходьба! Отныне и навеки так будет всегда

Слайд 12

Ешь побольше овощей, Станешь крепче, здоровей, Витамины в них живут, И болеть нам не дают Занимайся ты зарядкой, Не ленись полоть на грядках. Бегай, прыгай и плыви, Все болезни позади!

Слайд 13

Хорошо здоровым быть! Закаляться, обливаться, Спортом разным заниматься И, болезней не бояться, В тёплом доме, не таясь, По земле гулять свободно, Красоте дивясь природной. Вот тогда начнёте жить. Здорово – здоровым быть!

Слайд 14

Нужно учиться сохранять эмоциональное равновесие в различных жизненных ситуациях. Старайтесь быть источником положительных эмоций для людей, которые вас окружают

Слайд 15

Здоровье не купишь и не продашь, Его не возьмёшь и не отдашь. Берегите здоровье! Оно у нас одно! Оно страдает, и нам тяжело!

Слайд 17

Да будет здоровье всегда и везде – В огромной стране и в малой избе. Ведь тело и дух укрепить нам под силу Закалкой, зарядкой и спортом, и миром.

Слайд 18

Продолжи пословицы 1. В здоровом теле ,… 2. Голову держи в холоде,… 3. Заболел живот, держи … 4. Быстрого и ловкого

Слайд 19

Продолжи пословицы 5. Землю сушит зной, человека … 6. К слабому и болезнь … 7. Поработал - …

Слайд 20

Здоровье – это круто, Здоровье – это класс! И если вы хотите, То спорт – это для вас. Здоровье берегите, Здоровье вы любите, И так как вы хотите Пусть сбудется всегда. Чтобы быть здоровым – Нужно жизнь любить, Быть всегда весёлым, Не курить, не пить.

Слайд 21

Правильно питайся, По погоде одевайся, Не забывай делать зарядку, Старайся жить по распорядку. Про гигиену не забудь Да не хандри, весёлым будь. Соблюдай советы эти – Проживёшь сто лет на свете.

Слайд 22

Пришло время подвести итоги.

Слайд 23

- Зачем нам нужно это знать? - Что вам показалось важным?

Слайд 24

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тренинг «Нет – значит нет!»

Цель: обсуждение проблемы употребления ПАВ и  вредных привычек в аспекте  осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся. Формирование  у подростков  осознанной позиции в отношении вредных привычек и выработка  навыков аргументированной защиты.

 

Задачи:

  1. Информирование подростков о пагубном воздействии психоактивных веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими;
  2. Создание условий для личностного роста подростков и самореализации;
  3. Формирование подростками собственной системы ценностей;
  4. Формирование у подростков навыков ответственного поведения, навыков сознательного отказа от ПАВ в ситуации давления группы;
  5.  Создание условий для формирования позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Ожидаемый результат занятия:  осознание учащимися ответственности за жизненный выбор, формирование инициативности, умение различать истинные мотивы своего поведения и умение сказать «Нет!» в сложной жизненной ситуации

I. Ритуал приветствия.

Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте». Это значит, что я всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому что здоровье, для человека – самая главная ценность. Давайте поприветствуем друг друга. (Дети по кругу говорят друг другу  «здравствуй»)

II. Основная часть.

 К сожалению, мы начинаем говорить о здоровье только тогда, когда его теряем. Сегодня мы с вами поговорим о том, что может принести вред нашему здоровью. Речь пойдёт о психоактивных веществах (ПАВ). Кто может сказать, что такое ПАВ? (ответы подростков).Психоактивное вещество—любое вещество, которое при введении в организм человека может изменять восприятие, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. В повседневной жизни психоактивные вещества обычно именуются «наркотиками». Однако к психоактивным веществам относятся не только наркотики, но и алкоголь, табак (никотин), кофеин и др.

Алкоголь  (пиво, вино, крепкие спиртные напитки, некоторые медицинские средства и сиропы, некоторые парфюмерные изделия)

Никотин        (папиросы, сигареты, сигары, трубочный, жевательный, нюхательный табак, махорка)

Конопля        (марихуана, анаша, гашиш)

Стимулянты        (кофе, чай, амфетамины, продукты кокки, смешанные наркотики типа экстази)

Депрессанты        (успокаивающие средства, снотворные)

Летучие ингалянты        (аэрозоли в баллонах, газ бутан, бензин, клей, растворители, разжижители красок)

 Упражнение «А что дальше»

Цель: осознание личной  цели в жизни и возможных вариантов её достижения.

Нарисуйте линию времени.  Представьте временную перспективу своей жизни в виде линии. (Ведущий раздаёт каждому по листу бумаги и предлагает изобразить линию времени). Отметьте на линии времени рождение, детство и ваш сегодняшний возраст. Теперь отметьте на линии вашу цель в настоящий момент и подпишите способы её достижения, обозначив  временные промежутки. Ответьте на два вопроса: «Чего я хочу достичь в ближайшие два года и что для этого я могу сделать?».  У каждого из вас есть 3-4 минуты, чтобы рассказать об этом своему соседу. Основная задача – составить программу ваших действий на ближайший период.

Информационный материал. Цель – это то, что мы хотим получить, образ желаемого результата (при желании озвучивается цель учеников)

- Теперь обсудим ваши перспективные цели и ваши шаги на пути их достижения.

3. Беседа. Факторы, препятствующие достижению цели

Учащиеся называют возможные варианты, а психолог фиксирует их на доске.

Возможные варианты:

- лень

- нехватка времени

- занятость

- усталость

- вредные привычки

- невозможность отказать человеку

-  сказать «Нет!», когда тебе что-то предлагают

Вывод: человек живёт в среде, где он может подчиняться внешним факторам или искать пути разрешения ситуации, искать выходы. В любом случае в жизни человек всегда делает выбор.

Информационный материал. Выбор – это отбор, предпочтение, одно из двух, альтернатива, дилемма (словарь Ожегова). Выбор основывается на ценностях, потребностях человека, его интересах.

- Как вредные привычки могут помешать достижению цели?

Выбирается один человек, которому нужно достичь цель (она поставлена самим учеником в начале занятия). На доске написано слово «цель». Между учащимся и целью стоят вредные привычки – учащиеся, которые  выполняют свою роль («наркотик», «сигарета», «пиво», «энергетические напитки», «компьютер», «беседа в аське»).  Учащийся старается пробиться сквозь них к цели, но «вредные привычки» не дают это ему сделать. Каждая из «привычек» говорит от имени своей роли о том, как она будет мешать главному герою, а он должен придумать способ справиться с ней. Каждый из учащихся со своей позиции приводит аргументы.

Вопросы для обсуждения:

Легко или тяжело было пробиться к цели?

Как себя чувствовали в данной роли?

Игра «Ситуация»

Группа делится на команды по 4-6 человек.

Инструкция командам: Каждая команда в течение 5 минут придумает такую ситуацию, когда с помощью дружеского расположения или группового давления постарается соблазнить одного или всех членов другой команды выпить, закурить, уколоться, а члены другой команды должны бесконфликтно, но твердо противостоять им (план противостояния может составить команда, а выступать - кто-то один). Затем команды меняются местами».

2. Вопросы для обсуждения:

Как себя чувствовали в той и другой роли? Когда распознали соблазн? Какие трудности испытывали при противостоянии? Что помогло успешно справиться с ситуацией?

 "Мы нашли способы противостояния соблазнам. Давайте  составим "Книгу больших идей" с перечнем тех способов, которые помогли нам.

 "Большая книга идей":

Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя "хорошим", только если  уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие.

·      Умей сказать "НЕТ!" "Спасибо, что обратились ко мне, к сожалению, я не смогу сделать это".

·      Сделайте перерыв и скажите: "Я подумаю об этом и завтра скажу тебе решение".

·      Используйте перерыв эффективно:

·      а) выясни, как в подобной ситуации поступали другие (позвони друзьям);

·      б) попроси помощи у уважаемого человека, в службе "Телефон доверия", у специалиста (психолога);

·      в) составь план дальнейшего действия.

·      г) собрав информацию, будь настойчив в своих желаниях. Говори прямо: "Нет, спасибо, я не хочу сигарету (вина, наркотик). Я хочу...".

·      Отказывай так, чтобы окружающие почувствовали вашу решительность и вашу веру в достижение успеха в любой ситуации.

·      Поощрите себя за одержанную победу!

Рефлексия

- Что нового узнали на занятии?

- Какое упражнение вам принесло пользу? Какую?

III. Ритуал прощания.

У меня в руках свеча. Представьте, что свеча — это наша жизнь, которая изо всех сил старается гореть ярко, чтобы нам было светло и тепло. Она призывает нас жить и быть настоящими людьми, в которых есть искра живого огня и которые не позволяют погасить ее в себе.

   Я  хочу передать вам свечу как символ яркой здоровой жизни. Пусть ее огонь зажжет в наших сердцах стремление жить, творить, приносить людям пользу! Передавая ее,  скажите  и вы друг другу пожелания.

(Передает свеч упо кругу  говорит пожелание. Свеча возвращается психологу)

Психолог: Наша встреча подошла к концу, и  я хочу рассказать вам одну притчу.

Притча

   «Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее успешный  волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах людей и потому решил: «Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и спрошу мага: «Живая бабочка или мертвая?» - Если маг ответит: «Живая», — я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось».

   Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее между ладонями и пришел к магу с вопросом: «Живая бабочка или мертвая?» На что маг ответил мудро: «Все в твоих руках».

Психолог: Ребята,  помните: ваша будущая судьба - только в ваших руках.



Предварительный просмотр:

Педагог-психолог МАОУ «Средняя школа№8»

Ершова Лариса Петровна

В поисках истины с Маленьким Принцем. Профилактика суицида в начальной школе.

Цель:

формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых равновесий отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

Задачи:

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите и оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.
  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.

План мероприятия

  1.  Единый классный час «Жизнь как высочайшая ценность»
  • Просмотр ролика «Урок Бабочки»                            
  • Беседа  «Мои жизненные ценности. Как избежать беды?», «Умеешь ли ты решать свои проблемы?», «Преступление и наказание.  Формирование навыков самостоятельного принятия решения»,  «Путь к себе» и др.                  
  • Поделка из бумаги «Солнышко своими руками»  
  1. Акция «Мечтатели»         Цель: создание позитивного настроения, развитие умения замечать положительные качества в себе  и говорить  об этом. (На бумажных бабочках заканчивают   фразу:  мне  нравится что я…)
  2. Акция «Строители»         Цель:   формирование  позитивного  восприятия   окружающего мира.        (На большом ватмане   создают  модель  идеального мира из бумажных поделок)                
  3. Акция «Творцы» Цель:  помочь учащимся обратиться к своим чувствам, проанализировать свое отношение к ценностям        . (На ватмане  с изображением Земного шара рисуют  ладошки  и  записывают фразу: я смогу…)                
  4. Акция «Волшебники» Цель: определить  степень самооценки; выявить   значимые переживания и проблемы у каждого учащегося.(Ребенку предлагается идентифицировать себя с  волшебником, который может сделать все.  Предлагаются 3 вопроса: а)чтобы ты сделал для себя; б) для людей;  в )что бы ты уничтожил. Ответы складываются в волшебный почтовый ящик.)
  5. Акция «Послание в будущее»  Цель: актуализировать  процесс   социального  самоопределения;   способствовать осмыслению своей жизни в настоящем и будущем; (На бумажном свитке дети пишут,  какими они видят себя  через 10 лет)
  6. Тренинг «Я люблю тебя жизнь»   Цель: формирование толерантных установок в отношении жизненных ситуаций. (Групповое чтение и  свое продолжение цепочки  из  афоризмов   о ценности жизни, написанных на разноцветных   бумажных звездах)
  7. Тренинг  «Жизнь по собственному выбору»    Цель: формирование самосознания подростка, личностный рост.        

 I  Разминка   «Доброе животное»

  Для того чтобы почувствовать себя одним целым, я предлагаю выполнить упражнение «Доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Вы — одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад – вдох. Шаг вперед — выдох. У животного бьется сердце. Два шага назад — притопывая, два шага вперед. Спасибо.

II. Игра  «Рыба для размышления»

 Каждый участник группы «ловит рыбу», доставая из корзинки карточку с неоконченным предложением. После этого он зачитывает предложение, завершая его своими собственными словами.

Предложения на карточках:

Самый большой страх — это…

Я не доверяю людям, которые…

Я сержусь, когда…

Я не люблю, когда…

Мне грустно когда…

Когда я спорю…

Когда на меня повышают голос, я…

Самое грустное для меня…

Человек считается неудачником, если…

Мне скучно, когда…

Я чувствую неуверенность, когда…

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Почему КУРИТЬ ОПАСНО

Слайд 2

Если человек выкуривает 1 сигарету в день, его жизнь сокращается на 3 года! Смерть может наступить, если подросток одномоментно выкурит пол пачки сигарет.

Слайд 3

ЧЕЛОВЕК ПЕЧЕНЬ КОЖА ВОЛОСЫ СЕРДЦЕ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЖЕЛУДОК БРОНХИ ЛЁГКИЕ НЕРВНОЕ ПЕРЕВОЗБУЖДЕНИЕ ЯЗВА ЖЕЛУДКА ТУБЕРКУЛЁЗ

Слайд 4

КУРЕНИЕ – ПРИЧИНА СМЕРТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ РАК СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ОМЕРТВЛЕНИЕ ТКАНЕЙ ПРИВОДИТ К ГАНГРЕНЕ НОГ СУЖЕНИЕ КРОВЕНОСНЫХ СОСУДОВ ЗАБОЛЕВАНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Слайд 5

Наблюдения В течение нескольких лет учёные проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. Сравнительные результаты оказались такими: Курящие Некурящие 1. Нарушение нервной системы: 14 1 2. Понижение слуха: 13 1 3. Плохая память: 12 1 4. Плохое физическое состояние: 12 2 5. Плохое умственное состояние: 18 1 6. Нечистоплотны: 12 1 7. Плохие отметки: 18 3 8. Заторможенность: 19 3 85% всех умерших от рака лёгких были курящими людьми. 25% всех умерших от инфаркта миокарда были курящими людьми.

Слайд 6

У берегов озер, морей и рек Случается, что тонет человек. Лишь он начнет на помощь звать, Его, конечно же, спешат спасать. И если дом гудит, охваченный огнем, А человек без чувств остался в нем, Тотчас на помощь кто-то поспешит – Ему так сердце доброе велит. Когда же школьник курит сигарету И годы жизни отдает за это, Пойми, он тонет, он горит... Беда! Сейчас решается его судьба. Не будь же равнодушным человеком, Спеши спасать! Он может стать калекой!



Предварительный просмотр:

СЛАЙД                    ТЕМА ОБЩЕШКОЛЬНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ   ЗДОРОВЬЕ   ШКОЛЬНИКОВ»

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.


СЛАЙД Здоровье – это состояние организма человека, при котором все его органы полноценно функционируют.

Здоровый человек выделяется уверенной походкой, правильной осанкой и жизнерадостным выражением лица. Он энергичен и активен в делах, успевает сделать многое в течение дня.

СЛАЙД Здоровье классифицируется на  категории: физическое, социальное и психическое.

СЛАЙД   Физически здоровым человеком является тот человек, у которого нет каких-либо болезней, и все физиологические процессы его организма функционируют правильно.

СЛАЙД   Социальное здоровье – состояние организма, которое  определяет  способность человека контактировать с социумом.

СЛАЙД   Психическое здоровье

- это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, продуктивно и плодотворно работать,  проявлять  адекватное поведение и сохранять эмоциональный фон

СЛАЙД      Таким образом, можно выделить следующие  компоненты  психического здоровья:

  • состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность

СЛАЙД                Основные признаки психического здоровья определяются

1.Позитивным  настроением, в котором находится человек.  И тогда он испытывает

  • Полное спокойствие
  • Уверенность в своих силах
  • Вдохновение

2. Высоким уровнем психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

Поэтому

Для того чтобы быть здоровым необходимо  научиться поддерживать психическое благополучие своего организма

СЛАЙД                  Основа психологического здоровья определяется детско-взрослыми отношениями

Нормальные  отношения  развиваются  при  создание  условий для развития всего лучшего, что возможно  в конкретном возрасте.

Аномальные  –   приводят к нарушениям психологического здоровья ребенка, к  крайним  формам реагирования и проявления.

СЛАЙД                 Рассмотрим причины нарушения психического здоровья 

К ним относятся

1. Соматическое заболевания   (дефекты психического развития)

2.  Неблагоприятные факторы, стрессы, воздействующие на психику ребенка вызывают у него тревожность

СЛАЙД           Становиться ясно, что одна из проблем школьника – тревожность,             которая выступает признаком школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Выделим  факторы, воздействие которых способствует  формированию и закреплению тревожности.

В их число входят:

  • недостаточное развитие познавательных функций и волевых качеств;
  • учебные перегрузки;
  • неспособность учащегося справиться со школьной программой;
  • неадекватные ожидания со стороны родителей;
  • регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
  • а также смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом

Каждый школьный возраст характеризуется различными «предпосылками» формирования школьной тревожности.

СЛАЙД       РАССМОТРИМ   ВОЗРАСТНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ   ПРИЧИНЫ   ТРЕВОЖНОСТИ

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

1 класс

Освоение приемов учебной деятельности и системы школьных требований, формирование произвольности психических процессов

Изменяющаяся: предполагает освоение новых вариантов ролевого взаимодействия (ученик - учитель, ученик - одноклассники, ученик - родители ученика)

-Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых.

-Необходимость придерживаться правил школьной жизни.

-«Сверхценность» позиции школьника и атрибутов школьной жизни.

-Изменение режима дня, возрастание психофизиологических нагрузок.

-Необходимость освоения ролевого взаимодействия со значимыми другими (учителями)

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

2-4 классы

Развитие познавательной сферы, выработка и закрепление эффективного стиля учебно-познавательной деятельности

Стабильная: ребенок находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам

Этап обучения

СЛАЙД

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

5 класс

Начало процесса смены ведущего вида деятельности с учебной на интимно-личностное общение со сверстниками

Изменяющаяся: ребенок сталкивается с принципиально новой системой организации учебного процесса

-Необходимость осваивать «новую школьную территорию».

-Увеличение количества учебных дисциплин.

-Увеличение числа учителей.

-Смена классного руководителя.

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

-Резкое изменение в уровне родительского контроля и помощи

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

6-8 классы

Развитие самосознания. Формирование абстрактного мышления. Формирование чувства взрослости

Стабильная: подросток находится в системе привычных школьных требований, взаимодействует со знакомыми людьми (учителями, одноклассниками)

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

-Трудности переживания кризиса подросткового возраста.

-Астенизация как следствие бурного физиологического развития (нервно-психическая слабость – повышенная утомляемость, физическая и умственная истощаемость организма)

Этап обучения

СЛАЙД

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

9 класс

Первичное профессиональное самоопределение

Изменяющаяся: подросток заканчивает основной этап школьного обучения и оказывается перед проблемой выбора дальнейшего образовательного маршрута

-Неопределенность дальнейших жизненных перспектив.

-Переживание ответственности совершаемого выбора, подкрепляемое «посланиями» взрослых.

-Несоответствие ситуации выпускных экзаменов и выбора профильного предмета в 10-й классе.

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

10 класс

Профессиональное и личностное самоопределение

Изменяющаяся: учащийся сталкивается с принципиально новым уровнем требований, усложнением учебной программы

-Резкое усложнение учебной программы.

-Изменение системы контроля и оценки знаний.

-Необходимость адаптироваться к новым учебным нагрузкам

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность

Этап обучения

Возрастные задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные причины школьной тревожности

11 класс

Профессиональное и личностное самоопределение

Изменяющаяся: учащийся заканчивает школьное обучение и оказывается перед необходимостью конкретизации собственных жизненных перспектив

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность.

-Столкновение с ситуацией выпускных экзаменов.

-Переживание ответственности совершаемого выбора.

-Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в ВУЗы

СЛАЙД      Выявленные причины тревожности детей объясняют формы проявления тревожности  на различных этапах школьного обучения

Среди признаков школьной тревожности стоит отметить ухудшение соматического здоровья ребенка. Тревожные дети часто болеют и вынуждены по этой причине оставаться дома. Иногда возникают «беспричинные» головные боли или боли в животе, резко повышается температура. Особенно часто такие соматические нарушения случаются перед контрольными и экзаменами и характерны для учащихся любого возраста — от первоклассника до выпускника.

Нежелание ходить в школу чаще всего возникает в  недостаточной школьной мотивации, однако свидетельствует, в первую очередь, о том, что ребёнок чувствует себя в школе недостаточно комфортно.

Отказ от выполнения   заданий – тоже проявление школьной тревожности. Если какое-то задание не получается, ребёнок может просто перестать пытаться его выполнить. Ученики начальной школы, как правило, импульсивно бросают ручку с соответствующим эмоциональным комментарием. В подростковом возрасте к такой форме поведения может прибавиться другая: ребёнок просто не выполняет задание «втихую», не ставя никого в известность об этом. Такая форма проявления школьной тревожности особенно часто наблюдается в ребенке, который  присвоил себе  статус «самый слабый». Ученик  часто не выполняет домашнее задание, мало работает на уроках, не активный (или берет готовые решения из решебников, интернета, не осознавая содержание материала)

Раздражённые или агрессивные реакции (как вербальная, так и невербальная) могут оказаться способом преодоления эмоционального дискомфорта. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях с одноклассниками, иногда доводящую до драк.

Рассеянность или снижение концентрации внимания на уроках — тоже признак  тревожности. Агрессивность, рассеянность  указывает на определённый дефект внимания.

Особого внимания заслуживает такая форма проявления школьной тревожности, как потеря контроля  в стрессогенных ситуацияхНапример, ребёнок может волноваться, отвечая у доски и даже с места, чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой. Могут возникать тошнота, лёгкое головокружение

СЛАЙД         Первоклассник проявляет тревогу за свои школьные принадлежности

Новый портфель, пенал, учебники и тетрадки — всё это важные атрибуты приобретённого статуса ученика, и их  утрату ребёнок переживает болезненно. Эта ситуация может усугубиться своеобразной позицией родителей, настаивающих на полной сохранности школьных вещей и ругающих ребёнка за потерянные карандаши и сломанные линейки.

Школа занимает настолько важное место в жизни учеников 1-5 классов, что часто школьные впечатления не оставляют его и во сне, проявляясь в виде ночных школьных страховРебёнку могут сниться те ситуации из школьной жизни, которые вызывают эмоциональный дискомфорт.

Школьная оценка первоначально вызывает почти магический эффект: ценность хорошей оценки для многих детей очень высока. Оценка является  для детей начальной школы мотиватором учебной деятельности

Но наблюдения показывают, что к середине подросткового возраста ценность школьной оценки снижается, и она во многих случаях теряет свой мотивирующий потенциал, что выражается в довольно типичной детской фразе: «Двойка?.. Ну и ставьте, мне всё равно».

СЛАЙД    Поскольку к 6-8-му классу тревожность становится устойчивой, она может привести к резкому снижению эффективности учебной деятельности в ситуации контроля знанийЛюбая ситуация проверки знаний, независимо от уровня подготовленности ученика, вызывает у него беспокойство, дезорганизует его (вплоть до возникновения соматических симптомов, отказа от выполнения заданий: «Я ничего не знаю, ставьте «два»...»)

Тревога как эмоционально неприятное состояние может выражаться в негативизме и демонстративных реакциях. 

Ещё одна типичная форма поведения, которая маскируюет тревожность, — «уход» в аддиктивное поведение:  увлечение компьютерными играми, музыкой, общение с друзьями, которое сопровождается сигаретой, бутылкой пива и т.д.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ВИДИМ, что повышенная школьная тревожность дезорганизует поведение ребенка,  нарушает процесс школьной адаптации, препятствует эффективной учебной деятельности независимо от того, осознаётся она ребёнком или нет.

Взрослым  надо  внимательно относиться к таким эмоциональным состояниям детей, которые свидетельствуют о наличии ситуативной и личностной  тревожности и признаках нарушения психологического здоровья

СЛАЙД               В  связи с изложенными причинами нарушения психологического здоровья ребенка  и формами их проявления родителям 1 класса можно порекомендовать

  • Поддерживайте ребенка в стремлении стать школьником. Ваша заинтересованность в его делах, серьезное отношение к его достижениям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  • Обсудите с ребенком школьные  правила и нормы. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда он учится, у него может что-то не сразу получаться. Это естественно. Каждый человек имеет право на ошибку.
  • Составьте с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • !!! Поддерживайте в первокласснике его желание добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите то, за что его можно похвалить. Похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Хорошо») способны заметно повысить интеллектуальный уровень человека.
  • С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы — это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  • Учение — это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться время для игровых занятий.

СЛАЙД              Родителям  пятого  класса важно

  • Создавать условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, желательно обратиться  к учителю.

СЛАЙД             Советы родителям  десятого класса

  • Переход к обучению в старшей школе связан с резким возрастанием учебной нагрузки. Важно помочь ребенку научиться грамотно распределять свое время и планировать день так, чтобы оставалось время для отдыха, сна и внеучебных дел.
  • Профессиональное самоопределение — важнейшая задача данного возраста. Родители могут помочь своему ребенку сделать этот серьезнейший выбор, обсуждать его жизненные планы, не навязывая своего решения.
  • Старшеклассник ощущает себя взрослым человеком. Задача родителей — подумать, как можно эффективно реализовывать эту «взрослость», попытаться строить отношения с ребенком на новых, партнерских, «началах. Или, по крайней мере, хотя бы стремиться к этому

СЛАЙД            Советы родителям  выпускных классов

 Необходимо проговорить с ребенком перспективы, возникающие в случае успешной сдачи экзамена, обсудить, что будет, если успехи будут менее значительными; важно, чтобы ребенок понял, что семья безусловно верит в его способности, но готова поддержать его в случае неудачи.

  • Необходимо поддерживать у учащегося ощущение готовности к экзамену
  • Для повышения интеллектуальной активности желательно правильно организовать рабочее место.
  • Предупреждать  наступление  «хронического утомления».
  • Не следует настаивать, чтобы ребенок выключал музыку или телевизор при подготовке к экзаменам, — некоторым людям отсутствие привычного шумового или зрительного фона скорее мешает, чем помогает.
  • Экзамены вызывают у школьника сильный стресс, поэтому велика вероятность развития заболеваний сердечно-сосудистой системы и особенно желудочно-кишечного тракта. Важно особенно внимательно следить за режимом питания ребенка.

СЛАЙД            В  заключении  хочется напомнить, что

Задача взрослого -  подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно,  физически и психологически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье

 

“Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,  сделайте его крепким и здоровым”

Ж.Ж.Руссо



Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов

Профилактика суицида в школе.

Цель работы: формирование психологической готовности участников семинара к работе с детьми и подростками 12 – 17 лет группы суицидального риска.

Задачи:

  • Сориентировать участников на изучение психолого-педагогических, клинико-психологических теоретических, педагогических основ, необходимых для работы по профилактике суицидов.
  • Рассмотреть задачи администрации, классного руководителя, школьного психолога, педагога-предметника, социального педагога по профилактике суицидальных попыток.
  • Изучить и проанализировать практико-теоретические основы, имеющие рекомендательный характер, по работе с подростками группы суицидального риска.
  • Проанализировать известные случаи суицидальных попыток; ответить на вопрос: что может сделать школа для предотвращения трагедии?
  • Предложить воспитательные, учебные мероприятия для профилактики суицида в подростковой среде.

Необходимый материал: терминология основных понятий суицида для педагогов, родителей; рекомендации и памятка по выявлению подростков группы суицидального риска, частные случаи истинных и демонстративных суицидальных попыток.

Рекомендуемая литература:

  • Арнольд О. Дар редчайший, дар бесценный//Vita. – 1999, №3 – с. 22-24.
  • Волкова А.Н. Психолого-педгогическая поддержка детей суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998, №2 – с. 36-43.
  • Вроно Е. Что толкает в петлю//Деловой мир. – 1994 (30.05 – 06.06) – с. 30.
  • Дарк О. Право на смерть//Независимая газета. – 1999 (3 сентября) – с. 16.
  • Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1987.
  • Мелихова А. Мышь черная, белая… или профилактика суицида//Учительская газета. – 1999, №28/29 – с. 18.
  • Научные и организационные проблемы в суицидологии. – М., 1983.
  • Павлов И.П. Самоубийство – великая печаль русской жизни//Медицинская газета, 1999 (28 мая) – с. 15.
  • Снайдер Р. Практическая психология для подростков. – М., 1995.
  • Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. – М., 1993.

Ход работы.

Профилактика суицида в школе.
Ознакомление с теоретическими основами темы.

Для веселия планета наша мало оборудована,
Надо вырвать радость у грядущих дней,
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.

В. Маяковский
(«Сергею Есенину»)

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - стремление к саморазрушению, очевидно, заложенное в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.

Россия в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. По данным психиатров, это случается буквально каждый месяц, по 2-3 случая. И это притом, что ведется учет тех, кто остался в живых. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?

Вот несколько примеров: 1.Лихорадочная страсть к успеху любой ценой. Ученицу одной из престижных школ города У. Едва спасли – напилась таблеток. Оказывается, мать отругала ее за то, что та скатилась до четверки по сочинению.

2.Сережа рос в благополучной семье, родители – из интеллигенции. Способный к точным наукам мальчик рос молчуном, про таких говорят: «Слова не вытянешь». Надвигались выпускные экзамены, а по литературе против его фамилии в классном журнале стояла жирная точка. Мудрая учительница, жалея ребенка, не ставила ему отметок. Но как-то поделилась с матерью: Что, мол, делать? Вечером родители крупно поговорили с сыном. Ты, мол, нас позоришь. А утром отец вынул его из петли уже мертвым.

3.Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский «интерес к смерти». Подрастая, ребенок может подвести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются. Вспомните хотя бы потрясший недавно всю страну таинственный уход из жизни трех девочек-подростков из подмосковной Балашихи. «Похороните нас в одном красном гробу…» написала в предсмертной записке одна из них.

Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? Суициды были всегда. Но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Почему? Кто повинен в этом? Данные статистики в ответ на эти вопросы - 92% случаев суицида в среде подростков спровоцированы школой и семьей. Давайте задумаемся над этим фактом.

Что такое суицид, и кто на него способен?
(рекомендации по выявлению подростков группы суицидального риска)

Психотерапевты определяют суицид как осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.

Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предовращен и не выйдет в план внешнего поведения.

Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

В категорию детей с суицидальным поведением включаются те, чье поведение и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью. Этот термин сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотерапии. Авторы вслед за З. Фрейдом ищут в человеке глубинный инстинкт смерти, саморазрушения.

К самодеструктивному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью.

Помочь детям и подросткам, имеющим эту тенденцию личности можно лишь только в том случае, если хорошо понимать причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе самоубийц, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения.

Можно определить склонность подростка к суициду по суицидальным проявлениям. Различают внешние и внутренние суицидальные проявления.

Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

  • суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);
  • суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;
  • суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

К внешним формам суицидного поведения относятся:

  • суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
  • завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой. Нередко это акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.

В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.

Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы.

Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта. Психодиагностика этих параметров – важная составляющая мероприятий по профилактике суицида.

У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-лабильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.

В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов. Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.

У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.

Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Суицид подростков имеет следующие черты:

  • суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
  • конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая внутренний кризис и драматизацию событий;
  • суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение и т.п.
  • суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на публику»;
  • суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
  • средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа, малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).

Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

  • Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
  • Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
  • Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
  • Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду следующие:

  • тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем, однако, с проявлениями суеты, спешки;
  • затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
  • напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не мотивированной агрессией;
  • депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение, сонливость;
  • выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя, отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
  • тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными и нервно-психическими нарушениями;
  • употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.

Внешние обстоятельства суицидального подростка:

  • неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
  • беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого, который бы занимался подростком;
  • неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
  • отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
  • серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с родственниками и взрослыми.

Практическая работа
(материалы для обсуждения и рефлексии)

Источниками негативных переживаний подростка может стать накапливание негативных переживаний. Исследования, проведенные в 1995 году, показали, что негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты, частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование старших и взрослых.

Согласно данным этого исследования главный источник негативных переживаний – семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы «трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47% и 18% соответственно.

Важная причина подростковых переживаний – частые наказания детей. В группе «трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди «благополучных» 21% мальчиков и 2% девочек.

Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок. На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы «трудных» подростков.

Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту причину указали 65% мальчиков и 72% девочек.

Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов. Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний. Роль педагога в работе с такими подростками можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и первичная профилактика (сбор анамнестических сведений). Схема работы по выявлению таких учащихся может выглядеть следующим образом:

Факторы суицидального риска
Физическое, психологическое, педагогическое развитие каждого ученика должно отслеживаться с момента его поступления в школу. Зачастую суицидальные попытки имеют наследственную природу, поэтому классный руководитель, медработник, психолог, социальный педагог должны изучить личное дело ученика, постараться найти ответы на все вопросы по представленной схеме; регулярно вести картотеку группы подростков суицидально риска. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла. Осуществляя психопрофилактику суицида, мы должны знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к психологическому воздействию. В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды:

№ п/п

Класс

Основные виды деятельности с учащимися

На что обратить внимание

1

1 – 4

Становление и развитие самооценки учащихся.

В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти.

Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка
завышена.
Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти.

2

5

Адаптация к среднему звену
Активизация интереса к коллективной деятельности.

Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка

3

6

Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот»

4

7

Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении

Развитие навыков общения,
Формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов)

5

8

Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой;
Активизация сферы профессиональных интересов

Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов

6

9

Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей»

Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору;
Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе

7

10-11

Профессиональное самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях
Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков
Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу

Нетрадиционные педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания.
Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся

Если подросток готов совершить или уже совершил суицид…

Разделяют истинное самоубийство и демонстративное. Всегда есть риск того, что демонстративное самоубийство может стать истинным.

Шантажный суицид – это что-то вроде самоубийства «понарошку». Когда подросток точно знает, что его спасут и цель – не проститься с жизнью, а чего-либо добиться своей выходкой.

К примеру, вернуть парня, вызвав у него чувство вины. А если не вернется, то хоть окружающие пожалеют.

Итог этой игры – реанимация. По счастью для большинства «шантажистов» достаточной эмоциональной встряской становится атмосфера больницы. Тех, для кого самоубийство было осознанным решением ухода из жизни, больничные ужасы убедить не могут. Для таких людей вовремя приехавшая «Скорая» – не подарок судьбы, а лишь отсрочка. По статистике, треть самоубийц в течение года повторяют свою попытку. И на этот раз – в более жесткой форме.

Самые частые причины подростковых суицидов – несчастная любовь и конфликты в семье. Нет человека, который бы с этим не сталкивался. Из-за этого к самоубийцам часто относятся как к психам или слабакам.

Ситуация «я его люблю, а он меня нет» набила оскомину не меньше, чем подписи на партах «Саша + Маша = Любовь». Надписи типа «Миша + Вася» выглядят куда смешнее, правда? Напрасно вы так думаете! Люди с нестандартной сексуальной ориентацией – наивысшая группа риска в плане разрешения личностных проблем.

Врачи-суицидологи утверждают: количество суицидов в их среде в последнее время резко увеличивается. Одна девочка-лесбиянка совершила пять попыток в течение года из-за несчастной любви – ее бросила подружка. Впрочем, такие ситуации все-таки встречаются редко.
Вернемся к обычной ситуации «он и она». «Обычной» не значит легкой. У подростков нет еще опыта взрослых, что все проходит, «один бросил, десять подберут». Нет и каких-то зацепок, удерживающих в жизни даже после серьезной эмоциональной встряски: дети, работа, мнение друзей, коллег. Какое все это может иметь значение, когда потерян самый близкий человек? Первый человек, который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен. Брошюрки советуют: отвлекитесь, займитесь чем-то другим. А чем: учеба – тоска, предки достали, а у лучшего друга опять свидание. А у тебя ничего.

Здесь важно осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить себя под страхом вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты перестал быть нужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не будет никакого. Придется свыкнуться. Любовь Ромео и Джульетты встречается в книжках значительно чаще, чем в жизни.

Зачастую наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его предательство. Иногда это заостренное, инфальтильное восприятие жизни доходит до нелепости. Парень был влюблен в девушку, пригласил ее к себе в гости на вечеринку. Вышел на кухню покурить, возвращается в комнату и видит – она с его другом обнимается. Он побежал вешаться. Хорошо, что гости вовремя из петли вынули.

Это пример поступка импульсивного человека, который сначала делает, потом думает – то, что врачи называют «подвижным типом нервной системы». Впрочем, подростковому возрасту вообще свойственно сначала делать, а думать в лучшем случае потом. Мысли о завтра приходят с возрастом. Нормально плюнуть на домашнее задание и отправиться в гости. Подумаешь, двойка – не первая и не последняя. Но собственная жизнь-то, наверное, более значимая вещь. Это не означает, что абсолютно всегда нужно взвешивать все «за» и «против», но посчитать до тридцати перед тем, как намыливать веревку, – это не прагматизм. Это простой способ принять правильное решение.

Роль родителей в профилактике суицидальных попыток

Уважаемые родители, вспомните, пожалуйста, кто кого чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники возможного самоубийства собственного ребенка. В семьях с нормальными взаимоотношениями суицида не происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?

Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то зачем жить?

Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог. Для него самоубийство казалось единственно возможным выходом из создавшейся ситуации.

Одна девочка наглоталась таблеток во время очередной гулянки родителей. В течение нескольких дней она оставалась без помощи – родителям было не до дочки. В конце концов, ей удалось самой добраться до телефона и вызвать «Скорую».

Иногда трагедией оборачивается ситуация, которая внешне выглядит вполне нормально. В больницу с острым отравлением доставили девочку. Мать, воспитывающая ее без мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время переводили из класса в класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кроме постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что только она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же менялся. Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери – и в результате долгие беседы с психиатром. Ему пришлось потратить не один час, чтобы убедить девочку, что есть и другие способы объясниться с матерью, чем подобный акт протеста.

Не убий самого себя

Самоубийство есть убийство – неважно, что действие совершается собственной рукой. Нормальному человеку трудно переступить запрет на убийство себе подобного (хотя запрещает закон, на самом деле табу находится внутри нас) – и, слава Богу! Но направить орудие убийства против себя самого оказывается гораздо легче, чем против, другого – это так называемая переадресованная агрессия.

В повседневной жизни самоубийство чаще всего – просто реакция слабой натуры на сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет. Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как ему хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми, и добровольно покидать их не может и не должен.

Что думают подростки, которые нередко сами подходят к этой черте,
а некоторые и переступают ее?

Наталья, 10 класс.
Наташа, знакома ли ты с такой проблемой, как суицид?
Нет.
Как ты думаешь, почему вообще человек может покончить жизнь самоубийством?
Я думаю, может быть, он хочет стать счастливее…
А например ты смогла бы это сделать?
Нет.
Если можно поподробнее, какие причины толкают человека, например, на то, чтобы спрыгнуть с крыши девятиэтажного дома?
Может быть безысходность…

Алина, 8 класс.
Скажи, пожалуйста, Алина, знаешь ли ты что такое суицид?
Нет.
Может быть ты встречала понятие самоубийство где-то в литературе, …
Да, по телевизору.
Что ты вообще об этом думаешь? Актуальна ли эта проблема на сегодняшний день или нет?
Конечно нет, так поступают только больные люди, у них нет будущего…

Как ты думаешь, что на сегодня толкает людей, например выпрыгнуть с девятого этажа?
Это, наверное, какое-то горе, они, наверное, ушли сами в себя, во-первых, у них, наверное, что-то с нервами, у них стрессовая ситуация…
Как ты думаешь, ты могла бы попасть в такую ситуаццию, чтобы покончить жизнь самоубийством?
Нет, нет, я – точно нет. Я себя до такого никогда не довожу! Я хочу жить! Нет.

Ольга, 10 класс.
Скажи, пожалуйста, знакома ли ты с проблемой суицида?
Да.
Ты сталкивалась с этим на TV, в газетах, где-то еще…
Практически каждый день.
Где?
И на телевидении, и в газетах сейчас слишком много об этом пишут и говорят.
Как ты думаешь, что толкает людей спрыгнуть с девятого этажа, или вообще покончить жизнь самоубийством?
Мне кажется, у всех людей по-разному: кто-то, например, от безденежья, безвыходное положение и человек кончает жизнь самоубийством, а кто-то… например, есть такие люди, которым очень трудно жить на земле и они стремятся куда-то…
Как ты думаешь, актуальна на сегодняшний день эта проблема?
Думаю, что да.
Тебя не пугает, что суицид чаще встречается в подростковой среде, а не у взрослых, и с чем это связано по твоему?
Не знаю, может быть, неопытность.
Ты думаешь, что над решением проблемы суицида стоит работать психологам?
Думаю – стоит.

Елена, 10 класс.
Скажи, пожалуйста, сталкивалась ли ты с проблемой суицида?
Лично – нет.
Ну может быть в прессе, на телевидении?
Конечно, да.
Скажи, а актуальна ли на сегодняшний день проблема суицида?
Да. Особенно среди молодежи.
Стоит ли психологам работать над этой проблемой в подростковой среде и почему?
Я считаю, что психологам стоит работать над этой проблемой, так как подростковый возраст – это переходный возраст, и когда личность еще не совсем сформировалась и каждый подросток еще не знает, что он хочет от этой жизни и он думает, что он не нужен в этой жизни, и поэтому он кончает жизнь самоубийством.
Как ты думаешь, ты бы смогла совершить акт суицида?
Мне часто приходят такие мысли, но думаю, мне не хватит на это смелости.
Почему?
В первую очередь, наверное, мне жалко своих родителей.

Мнения подростков по вопросу суицида в подростковой среде разделились. Может быть, в силу их психологической неосведомленности по данной проблеме, но безусловно одно – это их собственные позиции и не считаться с ними нельзя. В интервью многие признавались, что мысли о самоубийстве возникают, но сам факт, что большинство интервьюированных любят жизнь, останавливал и уводил от таких мыслей. Мудрость гласит: «Устами младенца глаголет истина». Может это и есть великая истина. Люби жизнь! Люби даже в самые мрачные ее моменты, и эта любовь не только скрасит их, но и, может быть, спасет тебе жизнь.

Мнение православной церкви

В современном православии совершение самоубийства – это самый страшный грех. Человек не имеет права так самовольно распоряжаться с даром, которым его одарил Господь Бог. Самоубийц раньше хоронили за церковной оградой, не отпевали по церковным законам. Поминать их можно только один раз в год.

Заключение

За один день в России в среднем кончают жизнь самоубийством 108 человек. Легко подсчитать, что за год около 40 000 человек добровольно уходят из жизни. Если учесть так же все неудавшиеся по той или иной причине суицидальные попытки, то эта цифра, очевидно, многократно увеличится.

Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их. Однако задача эта чрезвычайно сложная, так как для решения ее необходимо добиться кардинальных позитивных сдвигов в общественных отношениях как на макро- так и на микросоциальном уровнях.

Распространение самоубийств, их частота отражают моральное здоровье общества, уровень социальной напряженности, наконец, просто благополучие людей.

Однако, на протяжении человеческой истории у разных народов, в рамках различных субкультур, при различных социально-экономических формациях самоубийства в том или ином виде всегда имели место.

Было бы наивно думать, что настанет когда-нибудь «золотой век», когда не будет конфликтов, разочарований, трагедий – всего того, что иной раз толкает человека к самоубийству. Видимо придется признать, что самоубийства будут всегда, как всегда будут болезни, старость, страдания и смерть.

Самоубийство – чисто человеческий, сознательный поведенческий акт, значит, не будет преувеличением сказать, что оно является своеобразной «платой» за разум, индивидуальность, за свободу воли и выбора. Тем не менее, это не значит, что мы не должны стремиться максимально снизить число самоубийств, а для этого необходимо углубленное изучение феномена самоубийства во всех его аспектах.