Вебинар «Итоговая оценка: метапредметные результаты» Логинова О.Б.

Козлицкая Ирина Владимировна

В ноябре 2014 года я была участником вебинара, который проводила Логинова Ольга Борисовна, кандидат педагогических наук, научный консультант Научно-образовательного центра издательства «Просвещение». Здесь я размещу материалы, которыми со слушателями вебинара поделилась Ольга Борисовна. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Федеральный государственный образовательный стандарт: оценка образовательных достижений Москва, ноябрь, 2014 Оценка метапредметных результатов: групповой проект ОБЛогинова

Слайд 2

2 Круг обсуждаемых вопросов Зачем нужны метапредметные результаты? Что необходимо формировать и оценивать? Структура универсальных метапредметных учебных действий: предмет и объект оценки Инструментарий для итоговой оценки сформированности метапредметных действий: групповой учебный проект

Слайд 3

3 Зачем нужны метапредметные результаты?

Слайд 4

В чём согласно ФГОС состоит основной результат образования? Начальная школа Основная школа Старшая школа Личностное развитие на основе становления и развития учебной самостоятельности и освоения системы научных знаний Учебная деятельность – ведущая; освоение средств Освоенные средства учебной деятельности – инструмент формирования «Я-концепции»

Слайд 5

Учебная самостоятельность в структуре требований ФГОС хочу учиться могу учиться владею необходимыми понятийными средст - вами и инструментами познания Личностные результаты Метапредмет - ные рез-ты Метапредмет - ные и предмет- ные рез-ты

Слайд 6

6 Метапредметные результаты: Что необходимо формировать и оценивать?

Слайд 7

Приоритеты при выборе направлений и объектов оценки метапредметных результатов Начальная школа Сформированность основ учебной самостоятельност и С позиций основных задач развития: итоговая, промежуточ - ная оценка Основная школа Сформированность индивидуальной учебной самостоятельности итоговая, промежуточ - ная оценка Сформированность отдельных компо - нентов действий, ответственных за формирование этих способностей Текущая оценка

Слайд 8

Приоритеты при выборе объекта и предмета оценки метапредметных результатов в текущем учебном процессе Ценностно-смысловые установки Рефлексия Личностные смыслы учения Саморегуляция , самоорганизация Сотрудничество Коммуникация Самостоятельное приобретение знаний Разрешение проблем Использование ИКТ для обучения особый тип диагностических заданий с предметным содержанием; “ метапредметные ” задания (листы продвижения), задания проектного типа , задания для совместной работы, задания на развитие речи; “ метапредметные ” задания (листы самооценки) , специальные вопросы к заданиям с предметным содержанием творческие задания, учебные исследования, задания проектного типа;

Слайд 9

9 Важнейшие факторы, влияющие на достижение более высоких результатов: р азвитие познавательной активности учащихся, развитие навыков смыслового чтения, участие детей в учебной проектной и исследовательской деятельности, интеграция ИКТ в учебный процесс и использование ИКТ учащимися

Слайд 10

33 МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК 41 33 15 27 39 7 5 Уровень показателя условий для формирования познавательной активности учащихся Средний балл (в % от выполнения работы) для разных показателей уровня условий для формирования познавательной активности учащихся Процент учащихся Русский язык Математика 66 58 69 69 71 66 72 68 Недостаточный Низкий Средний Высокий Актуальность оценки метапредметных результатов: данные исследований, 2014 Развитие познавательной активности

Слайд 11

Математика, 4 класс Математика, 8 класс Актуальность оценки метапредметных результатов: данные исследований, TIMSS-2011 Степень вовлеченности учащихся в обучение

Слайд 12

12 Актуальность оценки метапредметных результатов: данные исследований, 2013 Совместная деятельность

Слайд 13

55 МАТЕМАТИКА РУССКИЙ ЯЗЫК 16 9 6 12 37 18 32 Уровень показателя исполь - зования ИКТ учащимися Средний балл (в % от выполнения работы) для разных показателей уровня использования ИКТ учащимися Процент учащихся Русский язык Математика 67 61 70 64 71 Практически не используют От случая к случаю, узкий спектр От случая к случаю, широкий спектр Практически посто - янно , узкий спектр 5 9 Практически посто - янно , широкий спектр 63 70 71 Комментарий Заметно возрос уровень интеграции ИКТ в учеб- ный процесс 68 71 67 Актуальность оценки метапредметных результатов: данные исследований, 2014 Интеграция ИКТ в учебный процесс

Слайд 14

14 Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009) На диаграмме показаны средние баллы для каждого из параметров оценки учебных заданий ( LA) и работ учащихся ( SW) для России и всех стран выборки По каждому из параметров свыше 50% ( для всех стран) и около 40% (Россия) учебных заданий и работ учащихся имеют код “1” ( самый низкий из возможных ) Многие учителя выборки еще только начинают осваивать инновационные практики в обучении

Слайд 15

15 15 Россия : LA и SW баллы Результаты оценок работ учащихся зависят от качества учебных заданий и практически всегда ниже последних По каждому из рассматриваемых параметров лишь незначительное число заданий имеют высокие показатели (коды 3 и 4); подавляющее количество предлагаемых учащимся заданий не направлено на формирование выделенных навыков и соответствующих требований нового образовательного стандарта Относительно успешно идет формирование только навыка коммуникации Особое беспокойство вызывает практика формирования навыков саморегуляции и решения проблем Чем объясняется повышенное внимание к учебному заданию? Результаты международного сравнительного исследования ITL (2009)

Слайд 16

Требования ФГОС Планируемые результаты Кодификатор Спецификация Демоверсии Процедуры 16 Нормативная основа Измерители Материалы для фиксации данных Как ведется оценка? Общий алгоритм

Слайд 17

17 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ регулятивные коммуникативные познавательные целеполагание речевые средства, в тч с опорой на ИКТ работа с инфор - мацией : поиск, запись, восприятие в тч средствами ИКТ планирование способ действия контроль коррекция коммуникация при взаимодействии использование моделей, знаков и символов,схем логические опе- рации: анализ, синтез, сравнение, сериация, класси- фикация, обобще- ние, подведение под понятие, ана- логия, суждение чтение ИКТ Оценка по результатам выполнения Оценка в процессе выполнения Оценка качества образования: метапредметные результаты проектно - исследов деятельн

Слайд 18

карта наблюдений лист планирова-ния и продвиже-ния по заданию презентация или иные материалы листы самооценки материалы целенаправ -ленных наблюдений рабочие материалы групп видеозапись результаты взаимооценки (голосование) Групповой проект Работа в группе: саморегуляция сотрудничество коммуникация использование ИКТ 1-3 урока Оценка качества образования, НШ: метапредметные результаты: инструментарий Комплексные работы на межпредметной основе: работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково-символических средств, схем Первая часть 1 урок

Слайд 19

карта наблюдений лист планирова-ния и продвиже-ния по заданию презентация или иные материалы листы самооценки материалы целенаправ -ленных наблюдений рабочие материалы групп видеозапись результаты взаимооценки (голосование) Групповой проект Работа в группе: саморегуляция сотрудничество коммуникация использование ИКТ Итоговый индивидуаль-ный проект 2-3 урока Оценка качества образования, ОШ: метапредметные результаты: инструментарий

Слайд 20

20 ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ: 2014, НШ Мониторинг оценки качества образования, 2012: групповые проекты Познавательный «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗЕМЛЕ?» Конструкторский «МАКЕТ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ» Исследовательский «КАК МЫ ПРОВО- ДИМ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?» Социальный «ПОМОГИ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ» Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта, планируют работу и готовят макет, плакат, или компьютерную презентацию, которую представляют классу Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы короткий текст, вопросы к нему и иллюстрации, загадки, пословицы список литературы макет – рисунок, или из ЛЕГО, или из пластилина + пояснения вопросы, опрос диаграмма текст-интерпретация выделяют возможные проблемы первоклассников и составляют план помощи/опеки Наблюдаем : планирование работы и ее исполнение, взаимодействие, конфликты, активность, инициативность

Слайд 21

21 Групповой учебный проект: почему мы выбираем этот инструмент? Как использовать проект в целях итоговой и промежуточной оценки сформированности коммуникативных и регулятивных универсальных действий?

Слайд 22

22 Анализ особенностей проектной деятельности как особой формы учебной работы: высокий развивающий потенциал проектной деятельности

Слайд 23

23 Точка развития – способность удерживать связь исходной идеи и ее воплощения Именно на этой основе преодолевается «магическое сознание», формируются и развиваются умения выбирать стратегии и принимать решения, умения совершать ответственные действия, умения управлять временем и др Педагогические следствия: Задача : у держать и от необос-нованного фантазирования, и от ухода в простое исполни- тельство Этапы, формы и приёмы : расширение возможностей для выбора проекты разной степени трудности проекты разной продолжительности конкретизация тематики соисполнительство в «масштабном» (например, общешкольном) проекте Проект: замысел–реализация–продукт Развивающий потенциал проектной деятельности: Единство замысла и реализации

Слайд 24

24 Результаты исследований, 2013 способность выдвинуть собственную идею

Слайд 25

25 Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта: пример 1

Слайд 26

26 По результатам работы подготовьте и оформите плакат или компьютерную презентацию, содержащие: заголовок к вашему плану помощи; выделенные вами проблемы первоклассников (не более трёх ); план помощи по каждой из выделенных вами проблем; иллюстрации или отрывки из стихотворений к выделенным вами проблемам или к вашему плану (можно подобрать готовые, а можно нарисовать самим) Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта: пример 2

Слайд 27

27 Результаты исследований: 2013 способность удерживать замысел в ходе реализации

Слайд 28

28 Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта: пример 3 Познавательный проект “ Что мы знаем о Земле ” 50% 11%

Слайд 29

29 Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта: пример 3 Конструкторский проект “ Детская площадка ” 60% 10%

Слайд 30

30 Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта: пример 3 Социальный проект “ Помоги будущему первокласснику ” 41% 44% 13%

Слайд 31

31 Способность выдвинуть собственную идею и удерживать замысел проекта: пример 3 Исследовательский проект Опрос “ Как мы проводим свободное время ” 45% 36%

Слайд 32

32 2 Четыре времени проекта Точка развития: Управление временем: умение строить искусственное время ЗАПУСК ФИНИШ осознание временного интервала реальное время время конкретного действия обратный отсчет 1 3 2 4 Развивающий потенциал проектной деятельности: Управление временем

Слайд 33

33 Педагогические задачи и возможные решения Задача : научить видеть, соотносить, отслеживать все виды времени, управлять ими Формы и приемы : обязательное (лучше – негласное) управление проектом учителем: фиксированное время «промежуточных финишей» – консультаций, обсуждений, предзащит и тп постепенно нарастающая продолжительность проекта (от одного-двух дней, до 1-го месяца, четверти, полугодия) «обозримое» время проекта, его материализация Важно помнить : полностью самостоятельные ученические проекты невозможны! Развивающий потенциал проектной деятельности: Управление временем

Слайд 34

34 Оценка качества начального образования: умение управлять временем (примеры)

Слайд 35

35 3 Продукт проекта – изменение ситуации Ученический проект: изменение самого автора , возможность увидеть себя в «продукте » Точка развития – самовыражение Именно на этой основе формируется и развивается идентичность, способность к самоопределению ( кто Я? ), самотождественность Временная: преемственность, связь прошлого, настоящего и будущего Социально-ролевая: и самотождественность , и адекватность ситуации Развивающий потенциал проектной деятельности: Возможность для самовыражения

Слайд 36

36 Педагогические задачи и возможные решения Задача : удержать и от предрешенности , и от принятия чужой идентичности, и от диффузии идентичности, и от рискованных самоиспытаний Формы и приемы : расширение возможностей для выбора и «проб» «пробы» в индивидуальных и групповых проектах «пробы» в исполнении различных ролей в групповой работе « п робы» различных социальных ролей (например, в «личностно» окрашенных проектах) «пробы» различных сфер человеческой деятельности (человек-человек, человек-знак, человек-природа, человек-техника, человек-образ) « пробы» в различных областях знаний , в тч – выполнение межпредметных проектов обязательность самооценки и рефлексии Важно помнить : презентации, выставки достижений, праздники и тп не должны подменять собой самооценку и рефлексию Развивающий потенциал проектной деятельности: Возможность для самовыражения

Слайд 37

37 4 Проект – изначально потенциально ответственная ситуация «ПОДПИСЬ» : признание авторства и принятие ответственности Точка развития – способность к принятию ответственных решений и осуществлению ответственных действий Важно, в частности, помнить : подпись и ссылки на использованные источники (литературу, сайты, прецеденты и тп ) обязательны Работы, содержащие плагиат, не рассматриваются и не оцениваются! Развивающий потенциал проектной деятельности: Потенциально ответственная ситуация

Слайд 38

38 5 Проект и средства его реализации Ситуация проектирования вынуждает школьников идти не от способа к задаче, а ОТ ЗАДАЧИ К СПОСОБУ, те выводит за рамки чисто учебных тренировочных ситуаций Это – необходимое условие субъективации (присвоения) собственных знаний Точка развития – поиск средств - основа способности становиться субъектами собственных знаний Важно помнить : проектное задание должно предполагать применение освоенных знаний и способов деятельности в новых, «непохожих» на обучающие, ситуациях (лучше – максимально приближенных к реальным) Развивающий потенциал проектной деятельности: Средства реализации: от задачи к способу

Слайд 39

39 6 Проект и коммуникация : взаимодействие при общении коммуникация в ходе презентация 7 Проект и сотрудничество (групповые , парные проекты): принятие согласованных решений работа над общим продуктом разделение ответственности Развивающий потенциал проектной деятельности: Сотрудничество и коммуникация

Слайд 40

51 16 100 80 100 0 80 60 40 20 20 40 60 Только базовый Повышенный Ниже базового 33 Все проекты Оценка качества начального образования Достижение метапредметных результатов: регулятивные и коммуникативные действия, 2014 Все проекты, 2013 Все проекты, 2014 13 48 39 Около 80% учащихся, не достигающих базового уровня не овладели ни регулятивными, ни коммуникативными навыками У остальных 20% не сформированы, главным образом коммуникативные умения В ОШ принципиально необходимо включение в практику работы учебных ситуаций, требующих коммуникации и учебного сотрудничества

Слайд 41

51 16 19 18 15 15 50 35 100 80 100 0 80 60 40 20 20 40 60 Только базовый Повышенный Ниже базового Конструкторский 34 Познавательный Социальный 51 31 50 31 Исследовательский 33 Все проекты Оценка качества начального образования Достижение метапредметных результатов: регулятивные и коммуникативные действия, 2013 51 Все проекты

Слайд 42

42 Оценка качества начального образования Достижение метапредметных результатов: регулятивные и коммуникативные действия Комментарий Наиболее трудно осваиваются детьми те действия, которые имеют особое значение для становления и развития учебной с амостоятельности, что, по всей видимости, и предопределяет кол-во учащихся, демонстрирующих свободное владение предметом

Слайд 43

43 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ Задание: контекст: мотивация, проектная идея, требование самостоятельно уточнить проектную идею требования к содержанию и оформлению работы, советы по организации работы, примеры оформления Лист планирования и продвижения Лист самооценки Ресурсы для выполнения проекта Анализ заданий проектного типа Структура материалов

Слайд 44

44 МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Инструменты для оценки результатов: карта наблюдений карта эксперта Рекомендации для учителя Формы для фиксации данных Анализ заданий проектного типа Структура материалов

Слайд 45

ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ 1-й класс Наш класс Телефонный справочник 2-й класс Наш класс Делаем книгу 3-й класс Наш класс Классный уголок 4-й класс Наш класс Энциклопедия школьной жизни Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта, планируют работу и готовят материалы, которые представляют классу Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы Наблюдаем : планирование работы и ее исполнение, взаимодействие, конфликты, активность, инициативность 5-й класс Наш класс в Древнем мире 6-й класс Наш класс Мы и наше здоровье  Маша т О Маше Почему звонит телефон : Советы звонящему О нас всех и о каждом: Результаты опроса Анкета Внутришкольный мониторинг: метапредметные результаты: инструментарий

Слайд 46

Пример работы для оценки отдельных аспектов сформированности метапредметных действий Входной тест (стартовая и/или текущая диагностическая оценка) Оцениваются : осознанность необходимости и готовности планирова - ния работы понимание роли лидера , оценка правильности поведения лидера, оценка личного опыта сформированность навыков планирования и комму- никации при участии в групповой работе сформированность исследовательских навыков: выбор методов, поисковый запрос, планирование, фиксация результатов сформированность исследовательских навыков: выдвижение и оценка правдоподобности гипотезы, поисковый запрос, работа с информацией

Слайд 47

47 Советы по разработке заданий п роектного типа ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ “ Возрастосообразность ” Содержание проектной деятельности должно поддерживать и инициировать формирование основных психологических новообразований данного периода возрастного развития “ Целесообразность оценки ” Содержание проектной деятельности должно позволять использовать такую систему инстру -ментов и критериев, которая отвечает задачам и особенностям проектной формы работы

Слайд 48

48 Сохранение, поддержка и развитие новообразований дошкольного периода: инициативность воображение свобода Овладевание способами деятельности, развитие новых навыков : навыков постановки вопросов навыков чтения , письма, счета навыков работы с информацией ИКТ-навыков работы Возрастосообразность содержания: Начальная школа

Слайд 49

49 Произвольность поведения, формирование способ- ности к самоорганизации с целью решения учебных задач: как основа для отработки универсальных метапредметных – и в первую очередь, регулятивных – действий, в тч : выстраивать последовательность собственных действий анализ задачи (условия, истории …) выявление ее предметной модели составление плана действий выявление аналогов – примеров исполнительских действий контроль – проверка адекватности совершенных действий требованиям задачи планировать время Возрастосообразность содержания: Начальная школа

Слайд 50

50 Экспериментирование на любом материале, возмож-ность осуществления свободных, нерегламетиро -ванных действий с учебным материалом, в тч : анализ ситуации, задачи обнаружение новых проявлений ( что будет, если …? ) свободное высказывание собственной позиции организация результатов собственного эксперимента, анализа, обдумывания … Свободное осмысление ситуаций (прежде всего – общественного характера), возможность предложить: собственный способ понимания ситуации собственный выход из ситуации проблемного характера Применение имеющихся знаний и способов действий – в ситуации эксперимента, анализа, поиска собственной точки зрения Возрастосообразность содержания: Основная школа –личностное самоопределение

Слайд 51

51 Целесообразно использовать разнообразные проекты и задания проектного типа различные по сложности обязательные или альтернативные различные по полноте используемых средств (прежде всего, – использование ИКТ) разные по продолжительности : на уроке (от 5 до 20 мин), на нескольких уроках, самосто-ятельное задание к следующему уроку, но не более недели

Слайд 52

52 Профессиональное самоопределение, управление своим поведением в учебной работе Самоопределение и самоорганизация с целью решения самостоятельно поставленной задачи (в рамках собствен -ной – желательно, самостоятельно выстроенной – образователь-ной траектории), в тч : анализ задачи (условия) и самостоятельная конкретизация цели поиск адекватных средств ее решения создание плана и программы реализация предзащита презентация, защита Опыт целесообразной и результативной деятельности Необходимость делать осознанный выбор Возрастосообразность содержания: Старшая школа

Слайд 53

53 Типология проектов: Множественность оснований Направленность содержания : для младших школьников, подростков или выпускников Сложность Обязательность или альтернативность Полнота используемых средств (прежде всего, – использование ИКТ)

Слайд 54

54 Типология проектов: Множественность оснований Продолжительность краткосрочные : на уроке, к следующему уроку среднесрочные: от нескольких дней до месяца долгосрочные : от месяца до полугодия/года пролонгированные ( лонгитьюдные ) Фазы и “ промежуточные финиши ” разработка и защита проектной идеи период реализации с рабочими консультациями подготовка итогового продукта с рабочими консультациями предзащита презентация

Слайд 55

55 Типология проектов: Множественность оснований Иерархичность и “ масштабность ” “ свой ” собственный, в т ч итоговый самостоятельная часть общего проекта часть масштабного проекта (типа “ Праздник цивилизаций ” ) Руководство проектом 1 учитель/педагог/руководитель монопредметный ( лингвистический, экономический …) внепредметный несколько педагогов межпредметный полипредметный комплексный ( например, ЕГЭ ) школьная команда

Слайд 56

56 Типология проектов: Множественность оснований Состав участников: численность индивидуальный групповой парный в малой группе (до 4-6 человек) в большой группе (до 10-12 человек) общеклассный (несколько малых групп или подгрупп не более 12 человек) о бщешкольный, разновозрастный открытый состав участников (типа WIKI) Состав участников: постоянство состава неизменяемый состав изменяемый состав ротируемый планируемый (на разные этапы) вынужденный

Слайд 57

57 Типология проектов: Множественность оснований Тип деятельности Информационно-познавательные Исследовательские (по ведущему методу познания) : социальные (опрос) экспериментально-поисковые теоретические Прикладные (по типу производимого продукта) : конструкторско-технологические ( изделия, приборы, макеты, сайты, … ) литературно-художественные ( литературные произведения, инсценировки, мультфильмы, альбомы… ) социальные (выставки, ярмарки, общественные обсуждения, благотворительные акции …)

Слайд 58

58 Спасибо за внимание! Ольга Борисовна Логинова olg 9527 @ yandexru ОБСУЖДЕНИЕ: WWWSTANDARTEDURU



Предварительный просмотр:

Групповой проект

«Наш класс. Телефонный справочник»

Давайте сделаем наш собственный телефонный справочник. В нём будет два раздела.

В первом разделе соберём полезные советы тем, кто звонит и говорит по телефону. Этот раздел назовём «Полезные советы».

Во втором разделе разместим странички про каждого ученика нашего класса. Назовём его «Личные странички».

Работать будем в группах. Каждая группа готовит и представляет материалы для обоих разделов телефонного справочника нашего класса – выполняет два задания.

Но сначала поработаем вместе всем классом.

Предварительное задание

Обсудите в парах или группах и дайте ваши предложения:

  1. Какую информацию о каждом ученике полезно поместить на личных страничках телефонного справочника?
  2. Какую информацию полезно поместить в разделе «Полезные советы»?
  3. Какая дополнительная информация понадобится для создания телефонного справочника?
  4. Какие материалы понадобятся для создания телефонного справочника?
  5. Что каждый должен уточнить, узнать и принести к следующему уроку?

Задание 1 (для работы в группе). Полезные советы

Обсудите, что ваша группа напишет в разделе «Полезные советы». Например:

Что пишем

в разделе

«Полезные советы»?

  1. Куда звонить в экстренных случаях
  2. Вежливые обращения
  3. ?
  4. ?

Найдите дополнительную информацию. Прочтите стихотворение Агнии Барто «Почему телефон занят?». Обсудите:

– Какие советы нужны тем, кто говорит по телефону?

– Как будете оформлять странички.

Распределите обязанности и заполните Лист планирования и продвижения по заданию.

Выполненные задания отмечайте это в этом же листе.

Постарайтесь красиво оформить каждую страничку. Вы можете написать и нарисовать от руки, а можете использовать компьютер. У нас есть разноцветная бумага, цветные и простые карандаши, фломастеры, ручки, линейки, ластики, ножницы, клей, клейкая лента. Для каждой группы есть свое рабочее место.

В конце работы проверьте, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили?

Подготовьте и прорепетируйте ваше выступление. Оно должно занять не более 2-х минут. Постарайтесь дать слово каждому.

Представьте результаты вашей работы другим группам.

Выслушайте отчеты других групп. Задайте им по одному вопросу.

Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. Прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.

Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните Лист самооценки.

Задание 2 (для работы в группе). Личные странички

Получите у учителя конверт и подготовьте 5 или 6 личных страничек для телефонного справочника – про тех ваших одноклассников, чьи фамилии вложены в конверт.

На каждой страничке поместите фотографию вашего одноклассника и напишите:

  1. его или её имя и фамилию,
  2. номер домашнего телефона,
  3. день рождения.

Обсудите в группе, что ещё может понадобиться знать тому, кто будет звонить. Например, как зовут его или её домашних.

Обязательно напишите, что ваш одноклассник знает или делает лучше других в классе. Напишите это как совет тому, кто звонит, например:

«Позвоните Даше, если вам понадобится узнать что-то про кошек. Даша очень любит кошек и всё про них знает

Или: «Позвоните Мише, если вы хотите узнать, как выступили наши футболисты. Миша увлекается футболом. Он сам хорошо играет в футбол и старается не пропустить ни одной интересной игры

Что пишем на личной страничке?

  1. Имя, фамилия
  2. Наклеиваем фотографию
  3. День рождения
  4. Коротко о (Маше): Позвоните (Маше), если …
  5. ?
  6. ?

Не забудьте:

– распределить обязанности и занести их в Лист планирования и продвижения по заданию;

– отметить в этом листе все выполненные задания;

– проверить в конце работы, всё ли вы сделали правильно, все ли задания выполнили.

Готовые странички положите в файловые папки и наклейте на них нужную букву алфавита.

Помните, что если вы чего-то не знаете о своих одноклассниках, вы можете спросить у них самих, или у учителя.

Постарайтесь красиво оформить каждую страничку. Вы можете написать и нарисовать от руки, а можете использовать компьютер. У нас есть разноцветная бумага, цветные и простые карандаши, фломастеры, ручки, линейки, ластики, ножницы, клей, клейкая лента. Для каждой группы есть свое рабочее место.

Подготовьте и прорепетируйте ваше выступление. Оно должно занять не более 2-х минут. Постарайтесь дать слово каждому.

Представьте результаты вашей работы другим группам.

Выслушайте отчеты других групп. Задайте им по одному вопросу.

Оцените выполненные вами работы – свою и других групп. Прикрепите свой стикер (клейкую цветную полоску) к названию той группы, работа которой вам больше всего понравилась.

Оцените работу своей группы и свой вклад в общую работу. Заполните Лист самооценки.

Все подготовленные вами странички положите в папку. Напишите на ней номер и название вашей группы. Не забудьте указать состав вашей группы.



Предварительный просмотр:

Групповой проект. «Наш класс. Телефонный справочник»

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Экстренный, лат.[extra], особенный, нарочный; чрезвычайный, случайный; внезапный; спешный, неотложный.

–ая посылка, -ый поезд, -ые расходы, -ое дело.

Владимир Даль. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА. 4 том.

Телефоны

Аварийная газовая служба……….

Ветпомощь на дому ….

Вызов такси ….

Заказы билетов на автобус …

Заказы билетов в театр

Полиция……………………………

Служба спасения…………………..

Скорая медицинская помощь…….

Справочная АЭРОФЛОТА …

Справочная автовокзала …

Справочная железнодорожная …

   Картинка 6 из 6618 http://63.mchs.gov.ru/upload/iblock/0ee/0ee2c44beb2cc39e1b9540aa30806a6c.jpg






Вежливые обращения

Здравствуйте, это ________ . Будьте добры/пригласите пожалуйста, __________

До свидания

Спасибо

Скажите, пожалуйста, в какое время я могу ему перезвонить …

Всего доброго

Извините, но мама/папа сейчас подойти не может. Перезвоните, пожалуйста, через 15 минут.

Передайте, пожалуйста, ему/ей, что завтра у нас уроки начинаются на час позже.

Будьте любезны, попросите его /ее мне перезвонить__________

Миша сейчас не может подойти к телефону…

Здравствуйте, могу ли я услышать/поговорить с _____________

Могли бы вы передать, что звонил(а) _____________

Алло. Я Вас слушаю.

Алло. Я Вас слушаю.  Здравствуйте. А с кем я говорю?

К сожалению, его/ее сейчас нет дома, что я могу ей/ему передать?

Спасибо. Всего хорошего.

Мама/бабушка/папа Вам обязательно перезвонит.

Мама/папа сейчас не может ответить, пожалуйста, оставьте Ваш номер телефона и она Вам перезвонит.

ПОЧЕМУ ТЕЛЕФОН ЗАНЯТ?

А. Барто

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой —

Ответственные лица:

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики —

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

— Андрей, что задано, скажи?..

Ах, повторяем падежи?

Все снова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

— Серёжа, вот какой вопрос:

Кто полушария унёс?

Я в парте шарил, шарил,

Нет карты полушарий!...

Не замолкают голоса,

Взывает в трубке кто-то:

— А по ботанике леса,

Луга или болото?

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!

Звони друг другу на дом!

Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки...

А первоклассник Колечка

Звонит Смирновой Галочке —

Сказать, что пишет палочки

И не устал нисколечко.



Предварительный просмотр:

Групповой проект «Наш класс. Телефонный справочник»

Школа ___________        Класс ____________        Номер группы _________

Название группы ___________________________________________        

Лист планирования и продвижения по заданию 1.

Полезные советы

Начало работы __ час ___мин                Окончание работы __ час ___ мин

Допишите по результатам обсуждения:

Что пишем на страничке

«Полезные советы»?

  1. Куда звонить в экстренных случаях
  2. Вежливые обращения
  3. ?
  4. ?

Заполните таблицу:

Что делаем

Кто делает

Отметка о выполнении

(+ или –)

  1. Страничку «Полезные советы»: Куда звонить в экстренных случаях

  1. Страничку «Полезные советы»: Вежливые обращения

  1. Страничку «Полезные советы»:

  1. Страничку «Полезные советы»:


Школа ___________        Класс ____________        Номер группы _________

Название группы ___________________________________________        

Лист планирования и продвижения по заданию 2.

Личные странички

Начало работы __ час ___мин                Окончание работы __ час ___ мин

Допишите по результатам обсуждения:

Что пишем на личной страничке?

  1. Имя, фамилия
  2. Наклеиваем фотографию
  3. День рождения
  4. Коротко о (Маше): Позвоните (Маше), если …
  5. ?
  6. ?

Заполните таблицу:

Что делаем

Кто делает

Отметка о выполнении

(+ или –)

  1. Личную страничку про ...

  1. Личную страничку про ...

  1. Личную страничку про ...

  1. Личную страничку про ...

  1. Личную страничку про ...

  1. Личную страничку про ...



Предварительный просмотр:

Групповой проект. Наш класс. Телефонный справочник

Лист самооценки

Школа ___________        Класс ____________        Номер группы _________

Название группы ___________________________________________        

Фамилия и имя _________________________________________________

Оцени работу своей группы. Отметь ∨ вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).

  1. Все ли члены группы принимали участие в работе над проектом?

• А. Да, все работали одинаково.

• Б. Нет, работал только один.

• В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.

  1. Дружно ли вы работали? Были ли ссоры?

• А. Работали дружно, ссор не было.

• Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.

• В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

  1. Тебе нравится результат работы группы?

• А. Да, все получилось хорошо.

• Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.

• В. Нет, не нравится.

  1. Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X.



Предварительный просмотр:

Групповой проект. «Наш класс. Телефонный справочник»


 Маша ___________

Д. тел. _________________

День рождения: ________

Мама: _________________

Позвоните Маше, когда хотите узнать, какую книгу стоить почитать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этапы выполнения проекта Обсудить задание Составить план Выполнить проект Контролировать исполнение Подготовить сообщение Представить результаты Проголосовать за лучшую работу Заполнить лист самооценки


Предварительный просмотр:

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ «НАШ КЛАСС. ТЕЛЕФОННЫЙ СПРАВОЧНИК»

Рекомендации по организации работы групп и проведению проекта

        

  1. Цель проведения проекта – получение данных для оценки сформированности метапредметных действий.

  1. Примерное время выполнения проекта.

В принципе занятие рассчитано на 3 урока:

  • на первом уроке примерно 10-20 минут отводится на совместное выполнение предварительного задания под руководством учителя;
  • на втором и третьем уроках (по 45 минут каждый) учащиеся самостоятельно выполняют соответственно задание 1 и задание 2. Внимание. По усмотрению учителя порядок выполнения заданий может быть изменен.

  1. Организация рабочего пространства класса.

В классе должны быть:

  • рабочие зоны по числу групп (от 4-х до 6-ти): «круглые столы» (четыре составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе)»; на рабочих столах каждой группы должны быть разложены:
  • листы с заданием (по числу участников группы),
  • лист планирования и продвижения по заданию (один на группу),
  • листы самооценки (по числу участников группы),
  • ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры, песочные часы.

Примечание. Каждой группе выдаются стикеры своего цвета,

  • бейджики с номерами от 1 до 5 и согнутый пополам лист плотной бумаги с номером группы;
  • компьютерная зона (шесть-восемь столов с компьютерами, расположенными, например, вдоль стены, и 10-12 посадочных мест);
  • стол(ы) с информационными материалами на бумажных носителях (см. Ресурсы для выполнения проекта, п. 1);
  • стол с ручными инструментами и материалами (см. Ресурсы для выполнения проекта, п.п. 2, 3);
  • зона для презентаций (экран, столы, стенды, магнитная доска с держателями).

  1. Ресурсы для выполнения проекта
  1. Подборка информационных ресурсов: символика, справочники, текст стихотворения А.Барто, иные материалы по проблематике проекта (например, ксерокопия нужной страницы журнала);
  2. Инструменты и средства: шесть-восемь компьютеров, принтер, проектор, экран (или интерактивная доска), магнитная доска с держателями, или рейки для крепления плакатов, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, песочные часы.
  3. Материалы: листы ватмана, белая и цветная бумага форматом А4, клей, клейкая лента, закладки для книг, стикеры, бейджики с номерами от 1 до 5 (по числу детей в классе).

  1. Организация наблюдения и помощи учащимся в работе.

Урок проводится учителем и школьным психологом. В помощь учителю можно пригласить иных педагогов, родителей. Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдений приглашаются старшеклассники (или другие педагоги, родители) – по одному-два человека на каждую группу.

Функции учителя и его помощников:

  • поддержка организованного проведения урока;
  • оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе – по организации их деятельности;

Примечание. Помощь не должна носить характера прямой подсказки

  • общее наблюдение за процессом работы групп,
  • заполнение карты эксперта в ходе презентаций групп

Примечание. Необходимо заранее ознакомиться с картой экспертов и особенностями ее заполнения.

Функции школьного психолога:

  • проведение инструктажа наблюдателей по заполнению карты наблюдений, включая совместное пробное заполнение карты наблюдений по ситуациям описанным психологом,

Примечание. Инструктаж проводится за один-два дня до выполнения проекта

  • оказание необходимых консультаций и помощи наблюдателям, при необходимости – корректировка результатов наблюдений,
  • общее наблюдение за процессом работы групп.

Функции наблюдателей:

  • заполнение карты наблюдений за работой групп.

Примечание. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами наблюдений и пройти инструктаж школьного психолога

  1. Организация деятельности учащихся
  1. Учитель объявляет тему урока и делит детей на 4 – 6 групп по 4 – 6 человек в каждой группе. Группы составляются по списку детей в журнале, например: первые 5 человек в списке – первая группа, вторые 5 человек в списке – вторая группа и т.д. Внимание. При выполнении данного проекта недопустимо составлять группы по желанию детей.
  2. Класс работает под «присмотром» ведущего учителя, его помощников (например, одного – двух воспитателей ГПД) и психолога. Если проект выполняется одновременно двумя параллельными классами, необходимо обеспечить возможность свободного перемещения психолога из одной классной комнаты в другую. Внимание. Дети постоянно должны находиться под наблюдением не менее, чем двух педагогов.
  3. Учитель предлагает каждой группе выбрать себе название и записать его на согнутом пополам листе плотной бумаги с номером группы. Листок с номером и названием группы ставится на рабочий стол данной группы. Затем дети разбирают и надевают бейджики с порядковыми номерами.
  4. Учитель, находящийся с группами в классе:

А) сначала читает вслух текст задания, обращает внимание на то, что они самостоятельно могут дополнить формат странички, показывает (с помощью слайдов или распечаток), как можно оформить странички, показывает, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами;

Б) затем выделяет и зачитывает детям вслух советы по выполнению задания, обращает на необходимые этапы выполнения задания, сопровождая чтение показом на доске каждого этапа:

1. обсуждение содержания и оформления странички;

2. составление плана работы (дети находят лист планирования и продвижения);

3. выполнение задания;

4. контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);

5. подготовку к выступлению (обращая внимание на песочные часы, которые надо использовать для контроля за временем)

6. представление результатов;

7. голосование за лучший проект;

8. самооценка (дети находят лист самооценки);

В) еще раз обращает внимание детей на доступные ресурсы, их расположение;

Г) даёт необходимые пояснения, отвечает на вопросы,

Д) дает команду приступить к работе (весь этап не должен занять более 10 мин).

  1. Задания рассчитаны так, чтобы дети, имеющие хотя бы минимальный опыт групповой работы, могли выполнить их примерно за 15 – 20 минут. Однако не следует ограничивать время работы групп – надо дать детям закончить работу. Поэтому примерно через 20-25 минут после начала урока учитель должен оценить степень готовности каждой группы и, если необходимо, продлить время выполнения проекта.
  2. По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута. Для экономии времени задавать вопрос докладчикам может только одна группа, остальные группы по очереди задают вопросы другим группам. Можно заранее договариваться, какая именно группа будет задавать вопрос выступающим. Этот этап (презентацию) затягивать не следует. В идеале (при 6-ти группах в классе) он должен занимать не более 20 минут (по 2 минуты на сообщение и по 1 минуте – на вопросы и ответы) однако учитывая, что коммуникативные умения только формируются, не следует обрывать выступления детей, лучше затратить больше времени, но дать им возможность договорить до конца.
  3. После заслушивания докладов всех групп и ответов на вопросы учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы. После окончания «голосования» учитель или наблюдатели подводят итоги «голосования», а детям предлагается заполнить лист самооценки и оформить титульную страничку (указать на ней № и название группы, состав группы).

Примечание. В отчете о результатах голосования необходимо указать общее число проголосовавших за каждый проект и указать, сколько из общего количества голосов принадлежит членам этой группы. Такой подсчет легко осуществить, если выполнено условие, оговоренное выше, – каждой группе выдаются стикеры своего цвета.

  1. В конце занятия учитель, психолог и наблюдатели благодарят детей за хорошую и слаженную работу, интересные и содержательные проекты и обсуждают, если это необходимо, направления дальнейшей доработки материалов, назначают группу по доработке справочника.
  2. Учитель просит каждую группу собрать и сдать наблюдателям папку со всеми собранными материалами проекта (титульную страничку, подготовленные странички, лист планирования и продвижения по заданию, листы самооценки).

  1. Ввод данных по результатам проведения проекта.

Ввод данных осуществляется в электронную форму «Проект Телефон справ_СОШXXXX_1X_29.04.2014.xls» на основании данных, содержащихся в

  • карты наблюдений,
  • карты эксперта,
  • листов самооценки,
  • протокола проведения проекта.

Формы включают 6 листов, содержащие формы, критериальную базу и рекомендации по выставлению оценок:

  • 2 листа с данными по каждому ученику (отдельно для заданий 1 и 2);
  • 2 листа с данными по каждой группе (отдельно для заданий 1 и 2);
  • 2 листа с данными протоколов проведения (отдельно для заданий 1 и 2).

  1. Отчетные материалы по каждому классу включают:
  1. Файл с результатами проведения проекта. «Проект Телефон справ_СОШXXXX_1X_29.04.2014.xls» (в электронной форме)
  2. Файл «Протокол проведения проекта» (в электронной форме)
  3. Сканы (или фотографии) примеров листов планирования и продвижения по заданию (удачные, неудачные, типичные)



Предварительный просмотр:

Групповые проекты, 1 класс

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ

за особенностями общения и взаимодействия учеников в процессе совместного выполнения проекта

Краткие рекомендации по организации работы наблюдателей

Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдения приглашаются старшеклассники, педагоги или родители – по одному-два человека на каждую группу.

Функции наблюдателей: заполнение карты наблюдения за работой групп. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами наблюдения и пройти инструктаж школьного психолога.

Проект выполняется малой группой из 4-х – 6-ти учеников.

Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4, 5 или 6). У всех учеников данной группы бейджики одного цвета. Разным группам, работающим в одном помещении, выдаются бейджики разного цвета.

Наблюдение за особенностями общения и взаимодействия ведется по следующим параметрам:

  1. Наличие элементов целеполагания

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 – 15 минут)

  1. Планирование

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 – 15 минут)

  1. Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока)

  1. Соответствие исполнения проекта плану

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала урока)

  1. Контроль продвижения по заданию

Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока

  1. Представление результатов

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10-15 мин)

  1. Конфликты и их разрешение

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока

  1. Особенности поведения и коммуникации ученика

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдения в ходе всего урока

По каждому параметру отмечаются результаты наблюдений за каждым учеником данной группы и за группой в целом.

При необходимости даются комментарии в процессе наблюдения или после завершения проекта. Описываются проблемы, возникшие в процессе работы.


Город Москва                Школа __________                Класс _______

Количество учащихся по списку ______        Присутствовало _____

Наблюдение ведется за группой _______________________

В группе _________________ человек

  1. НАЛИЧИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 - 15 минут)

  1. Отметьте  верное утверждение.

0. Целеполагание отсутствует

А) уточнение формата материалов в группе не обсуждается или

Б) результаты обсуждения не зафиксированы в листе планирования

1. Целеполагание единоличное

уточнение формата материалов осуществляется лидером группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы

2. Целеполагание в узком кругу участников

уточнение формата материалов осуществляется лидером группы с привлечением одного-двух участников

3. Целеполагание совместное

формат материалов обсуждается более, чем половиной группы (как минимум четырьмя членами группы); дети вместе уточняют формат материалов

  1. Заполните таблицу 1

Таблица 1. Участие и активность в целеполагании

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3

0 – не участвовал(а) в выборе темы/формы работы

1 – участвовал(а) в выборе темы/формы работы, но не активно

2 – активно участвовал(а) в выборе темы/формы работы,

3 – был(а) лидером

Группа в целом:

поставить 0 или 1:

0 – были споры из-за лидерства в выборе темы/формы работы

1 – споров из-за лидерства в выборе темы/формы работы не было

кроме того, при обработке результатов подсчитывается средний балл группы 

№1

№2

№3

№4

№5

№6


  1. ПЛАНИРОВАНИЕ

Отметки в карте наблюдений ставятся в начале занятия (в первые 10 – 15 минут)

  1. Отметьте  верное утверждение.

0. Планирование отсутствует

А) план работ в группе не обсуждается или

Б) результаты обсуждения не зафиксированы в листе планирования

1. Планирование единоличное

план составляется лидером группы единолично, без обсуждения с остальными членами группы

2. Планирование узким кругом участников

план составляется лидером группы с привлечением одного-двух участников

3. Планирование совместное

план обсуждается более, чем половиной группы (от трех до пяти-шести детей); дети вместе составляют план

  1. Заполните таблицу 2

Таблица 2. Участие и активность в планировании

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1, 2 или 3

0 – не участвовал(а) в планировании

1 – участвовал(а) в планировании, но не активно

2 – активно участвовал(а) в планировании,

3 – был(а) лидером

Группа в целом:

поставить 0 или 1:

0 – были споры из-за лидерства в планировании

1 – споров из-за лидерства в планировании не было

кроме того, при обработке результатов подсчитывается средний балл группы 

№1

№2

№3

№4

№5

№6

  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ и ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала)

  1. Отметьте  верное утверждение.

0. Распределения функций не было, каждый действовал «сам по себе»

1. Часть учеников оказались вне общего дела, часть – выполняла свою часть работы

2. У каждого ученика было свое задание, свои обязанности

  1. Заполните Таблицу 3

Таблица 3. Распределение функций и их выполнение

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1, или 2

0 – в работе над проектом не участвовал(а) (независимо от того были или не были распределены функции)

1 – ставится в следующих случаях: а) распределения функций не было, делал(а), что считал(а) нужным или б) распределение функций было, имел(а) своё задание, но выполнял(а) иное задание (дублировал(а) работу одноклассников, делал(а) непредусмотренное планом работ)

2 – распределения функций было, имел(а) и выполнял(а) свою часть работы

Группа в целом:

при обработке результатов подсчитывается средний балл группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Наблюдателем НЕ заполняется

  1. СООТВЕТСТВИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПЛАНУ

Отметки в карте наблюдений ставятся в середине занятия (по истечении 25 – 30 мин после начала)

Заполните Таблицу 4

Примечание. Таблица 4 НЕ ЗАПОЛНЯЕТСЯ в случаях: а) если план не составлялся или б) если составленный план повторяет – полностью или частично – этапы, приведенные в памятке; распределение обязанностей отсутствует или сделано формально (например, в столбце “Кто делает” по каждому пункту отмечено: все, все, все или каждый, каждый, каждый)

Таблица 4. Соответствие исполнения плану

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – «активность» ученика не связана с планом работы группы

1 – во время исполнения отступал(а) от выполнения своей части работы, зафиксированной в плане

2 – выполнил(а) работу в соответствии с планом 

Группа в целом:

при обработке результатов подсчитывается средний балл группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Наблюдателем НЕ заполняется

  1. КОНТРОЛЬ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ

Отметки в карте наблюдений ставятся ближе к концу занятия (по истечении 30-35 мин) по результатам наблюдения в ходе всего занятия

  1. Отметьте  верное утверждение.

0. Контроль отсутствует

1. Контроль индивидуальный – каждым или отдельными членами группы только за своими действиями

2. Контроль осуществляется лидером или организатором

3. Контроль осуществляется различными членами группы – как за своими действиями, так и за действиями партнеров

  1. Заполните Таблицу 5

Таблица 5. Участие и активность в контроле

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1, или 2

0 – не участвовал(а) в контроле

1 – контролировал(а) только свои действия

2 – контролировал(а) и свои действия, и действия партнеров по группе

Группа в целом:

при обработке результатов подсчитывается средний балл группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Наблюдателем НЕ заполняется


  1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 10 – 15 мин)

Заполните Таблицу 6

Таблица 6. Активность при презентации

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – в презентации не участвовал(а)

1 – участие в презентации незначительное

2 – участие в презентации значительное

Группа в целом:

при обработке результатов подсчитывается средний балл группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Наблюдателем НЕ заполняется

  1. КОНФЛИКТЫ И ИХ РАЗРЕШЕНИЕ

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия

Заполните Таблицы 7 и 8

Если конфликтов не было, то заполняется только правая часть таблицы 7.

Таблица 7. Возникновение конфликта.

Ученики: роль в возникновении конфликта

поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – инициатор конфликта

1 – участник конфликта

2 – в конфликт не вступает

Группа в целом: частота конфликтов

поставить 0, 1 или 2

0 – очень часто

1 – иногда

2 – конфликтов не было, все работали дружно

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Таблица 8. Разрешение (завершение) конфликта

Ученики: роль в разрешении конфликта

поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет 

1 – готов уступить, избегает столкновений 

2 – ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение 

Группа в целом: завершение конфликта

поставить 0, 1 или 2

0 – ссора, общего решения нет

1 – конфликт завершен – кто-то уступил, кто-то навязал свое решение и все подчинились

2 – конфликт завершился переговорами и общим решением

№1

№2

№3

№4

№5

№6


  1. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ и КОММУНИКАЦИИ УЧЕНИКА

Отметки в карте наблюдений ставятся в конце занятия (в последние 5 мин) по результатам наблюдений в ходе всего занятия

Заполните Таблицы 9, 10 и 11

Таблица 9. Активность/инициативность ученика и активность группы

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – не проявляет активности

1 – активен(активна), но инициативы не проявляет

2 – активен (активна), проявляет инициативу

Группа в целом:

при машинной обработке подсчитывается средний балл группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Наблюдателем НЕ заполняется

Таблица 10. Ориентация на партнера и согласованность позиций (децентрация) группы

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0 или 1

0 – не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера 

1 – иногда прислушивается к партнеру, иногда игнорирует его мнение

2 – внимательно выслушивает мнения партнеров, старается согласовать позиции, учесть предложения, которые считает верными

Группа в целом:

при машинной обработке подсчитывается средний балл группы

№1

№2

№3

№4

№5

№6

Наблюдателем НЕ заполняется

Таблица 11. Лидерство

Ученики:

поставить в каждой ячейке 0, 1 или 2

0 – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого»

1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет

2 – проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях»

Группа в целом:

поставить 0, 1 или 2

0 – в группе была борьба за лидерство, которая негативно повлияла на результат

1 – явных лидеров не было

2 – был признанный лидер/лидеры, их работа позволила группе добиться хорошего результата

№1

№2

№3

№4

№5

№6

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКШИЕ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА ПРИ НАБЛЮДЕНИИ ЗА УЧАЩИМИСЯ

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________



Предварительный просмотр:

КАРТА ЭКСПЕРТА

Заполняется учителем в ходе презентации на основании всех материалов проекта – а) листа планирования и продвижения, б) подготовленного группой продукта, в) презентации

Регион Москва        Школа ________________        Класс _________

Группа __________________________________________________  В группе _____ человек

  1. Оценка замысла проекта. Отметьте    одно утверждение.

0. Предмет обсуждения НЕ указан или НЕ уточнен: НЕ отражен на листе планирования и продвижения по заданию

1. Предмет обсуждения указан и отражен на листе планирования, ОДНАКО он повторяет один из примеров, приведенных в описании задания или дополнительно данных учителем

2. Предмет обсуждения указан и отражен на листе планирования И является частично самостоятельным, не повторяющим примеры, приведенные в описании задания или дополнительно данные учителемi

  1. Оценка качества планирования и распределения функций. Отметьте    одно утверждение.

0. План работ и/или распределение функций НЕ зафиксированы в листе планирования

1. План повторяет (по сути или даже дословно) все этапы, указанные в памятке, распределения обязанностей между членами группы нет или оно формальное

2. План описывает только действия членов группы, без указания предмета действия (создаваемого продукта)

3. План описывает как действия членов группы, так и предмет их действий (создаваемый продукт)

  1. Оценка полноты используемых средств. Отметьте    одно утверждение.

0. В ходе выполнения проекта ИКТ НЕ использовались

1. ИКТ использовались ТОЛЬКО для просмотра информационных ресурсов

2. ИКТ использовались НА ВСЕХ ЭТАПАХ выполнения проекта: а) при поиске, отборе и преобразовании информационных ресурсов, б) при выполнении работы (подготовке страничек, текстов, рисунков и т.п.) в) при подготовке презентации и защите работы

  1. Оценка качества продукта: соответствие требованиям задания. Отметьте    одно утверждение.

0. Созданный продукт НЕ соответствует требованиям задания: в ходе работы произошла подмена учебной задачи

1. Созданный продукт частично соответствует требованиям задания (в созданном продукте отражены НЕ ВСЕ части задания или не соблюдены требования задания к оформлению продукта)

2. Созданный продукт полностью соответствует требованиям задания: в созданном продукте отражены ВСЕ части задания и требования к оформлению

  1. Оценка качества продукта: работа с информацией. Отметьте  одно утверждение.

0. При подготовке проекта дополнительная информационные ресурсы НЕ использовались

1. При подготовке проекта использованы дополнительные информационные ресурсы, ОДНАКО информацию группа НЕ обрабатывала: НЕ отбирали и/или оценивали, НЕ преобразовывали.

2. При подготовке проекта использованы дополнительные информационные ресурсы И информацию группа обрабатывала: отбирали, сопоставляли и/или оценивали, преобразовывали


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Групповой проект «Наш класс. Телефонный справочник», 1 класс

ПРОТОКОЛ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО ПРОЕКТА

Город Москва                        Школа __________                Класс _______

Задание _________________________                        Дата ________

  1. Количество участников

Количество учащихся:                        Количество проводящих проект:

всего по списку _____                                учителей ______

присутствовало _____                                психологов _______

Количество групп ________                                помощников учителя ______

наблюдателей ______

  1. Время, затраченное на проведение проекта

Этапы занятия

Начало

Окончание

Длительность (мин)

Пример:

Организационный этап

10.25

10.30

5

Организационный этап

Выполнение проекта детьми

Презентации работ группами

Голосование, подсчет голосов, самооценка, подведение итогов

Всего

  1. Результаты голосования

Всего голосовало __________

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Группа 4

Группа 5

Группа 6

Группа 7

Группа 8

Группа 9

Группа 10

Подано голосов «ЗА»

Из них членами данной группы

  1. Проблемы, затруднения во время работы

Этапы занятия

Наличие проблем (укажите ДА/НЕТ)

Какие именно возникли проблемы или затруднения? В чем они проявились? Чем, по вашему мнению, были вызваны?

Примеры:

Организационный этап

ДА

Дети долго не могли приступить к работе. Работа оказалась непривычной

Презентация

ДА

Дети не укладываются в отведенное время. Каждый стремится рассказать обо всем проекте. Затрудняются в постановке вопросов. Вопросы подменяются мнениями и оценками.

Проблемы общего характера

 ДА

 НЕТ

Организационный этап

 ДА

 НЕТ

Выполнение проекта детьми

 ДА

 НЕТ

Презентации работ группами

 ДА

 НЕТ

Голосование, подсчет голосов, самооценка, подведение итогов

 ДА

 НЕТ

  1. Примеры вопросов, заданных при обсуждении работ групп

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Предложения по совершенствованию экспериментальных материалов (в свободной форме)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ___________

Фамилия и.о. ведущего учителя ___________________

Подпись __________



Предварительный просмотр:

Экспериментальные материалы для учащихся, ГлобалЛаб

2013/2014 учебный год

ВХОДНОЙ ТЕСТ

ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ НОМЕР РАБОТЫ(ЗАПОЛНЯЕТСЯ УЧИТЕЛЕМ)

Регион

Школа

Учитель

Класс

Ученик

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Выполнение работы рассчитано на 40 минут.

В работе тебе встретятся разные задания. Обрати внимание: в заданиях 1 – 3 иногда надо выбрать только один ответ, а иногда – несколько ответов. На вопросы задания 4 все ответы надо записать самостоятельно. Внимательно читай задания!

Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему.

Если ты ошибся, то можешь исправить свой ответ пока не закончил выполнение всех заданий.

Желаем успеха!

Задание 1. Как поступить?

Учитель дал задание: через неделю выступить с небольшим сообщением на тему «Кому и зачем нужна математика».

Антон и Маша считают, что нужно заранее спланировать работу по выполнению задания, а Костя и Таня считают, что планировать работу вообще незачем.

А. Какой из доводов Антона и Маши кажется тебе наиболее убедительным? Отметь ответ ˅.

Нужно заранее спланировать работу, потому что:

 1) любую работу всегда нужно планировать;

 2) нужно многое успеть сделать – собрать материал, сделать презентацию, отрепетировать выступление;

 3) учитель велел обязательно составить план;

 4) все ребята в классе составят план;

 5) на этой неделе много других заданий, ведь нужно выполнить их все.

Б. Какой из доводов Кости и Тани кажется тебе наиболее убедительным? Отметь ответ ˅.

Планировать работу вообще незачем, потому что:

 1) в жизни планы никогда не осуществляются – всегда что-нибудь случается;

 2) задание простое, его можно быстро сделать и без всякого плана;

 3) учитель не будет проверять, сделан ли план;

 4) никто в классе не будет делать план;

 5) если не будем успевать, всегда можно попросить родителей помочь.

В. А как поступил(а) бы ты? Отметь ответ ˅.

 1) Спланировал(а) работу заранее.

 2) Не стал(а) бы ничего планировать.

 3) Не знаю.


Задание 2. Кто прав?

Женя и Саша спорили о том, нужен ли лидер, когда работаешь в группе.

Женя считает, что лидер нужен обязательно, а Саша считает, что можно прекрасно обойтись и без лидера.

А. Какой из доводов Жени кажется тебе наиболее убедительным? Отметь ответ ˅.

Лидер в команде обязательно нужен, потому что:

 1) без него не будет порядка, а лидера все должны слушаться;

 2) лидер всегда лучше знает, что надо делать;

 3) лидер сумеет лучше представить сделанную работу;

 4) лидер проследит, чтобы работа была выполнена в срок и полностью;

 5) лидер сумеет уладить конфликт.

Б. Какой из доводов Саши кажется тебе наиболее убедительным? Отметь ответ ˅.

Команда может прекрасно обойтись и без лидера, потому что:

 1) можно легко договориться и без лидера;

 2) каждый и сам знает, что надо делать;

 3) каждый должен сам представлять сделанную им работу;

 4) всегда можно решить, кто из членов команды будет следить за временем;

 5) если все настроены на победу, то и ссор не будет.

В. А что подсказывает тебе твой опыт – лучше работать в команде с лидером, или без лидера? Отметь наиболее подходящий для тебя ответ ˅.

 1) Лучше работать без лидера – обычно лидер нам только мешает, никого не слушает, заставляет делать ненужную работу, мы только ссоримся.

 2) Лучше работать с лидером – мы всегда выбираем таких ребят, которые могут помочь и никого не обижают.

 3) Лучше работать с лидером – я сам(а) часто бываю лидером.

 4) Не знаю, у меня нет опыта работы в группе.


Задание 3. Ласточки летают низко – будет дождь?

Народная примета гласит: «если ласточки летают высоко – долго будет стоять хорошая погода, если ласточки летают низко – жди дождя». Ребята решили проверить, так ли это.

А. Ниже перечислены разные способы проверки, которые предлагали ребята в ходе обсуждения. Отметь все полезные, с твоей точки зрения, предложения ˅.

 1) Надо спросить у родителей.

 2) Надо спросить у учителя.

 3) Надо поискать информацию в библиотеке или Интернете.

 4) Надо самим провести наблюдения.

Б. Какое из следующих сочетаний ключевых слов является лучшим для поиска нужной ребятам информации в библиотеке или Интернете? Отметь ответ ˅.

 1) Приметы, ласточки, летают, дождь.

 2) Ласточки, высота полёта, погода, наблюдение.

 3) Высота полёта, погода, наблюдение.

 4) Ласточки, погода, высота полёта.

В. Что бы ты посоветовал(а) ребятам обязательно фиксировать в дневнике наблюдений? Отметь все необходимые, на твой взгляд, данные ˅.

 1) Дата.                                                         6) Прогноз погоды.

 2) Время наблюдения.                                 7) Направление ветра.

 3) Имя наблюдателя.                                 8) Осадки.

 4) Место наблюдения.                                 9) Температура воздуха.

 5) Высота полета ласточек.                         10) Облачность (ясно/пасмурно).

 11) Важные события в вашей жизни.                 12) Список литературы.

Г. Ребята решили проводить наблюдения в течение месяца. Как часто, по-твоему, им следует проводить наблюдения? Отметь ответ ˅.

 1) Ежедневно, один раз в день.

 2) Ежедневно, три раза в день (утром, днем, вечером).

 3) Только тогда, когда идёт дождь.

 4) Только в те дни, когда стоит хорошая погода.


Задание 4. Готовим презентацию

Группа, состоящая из четырёх человек – Артёма, Кати, Вероники и Назара, – должна за неделю подготовить и представить классу сообщение о ценности времени.

Все ребята хорошо пишут, Катя и Назар умеют хорошо рисовать и фотографировать, у Артёма и Вероники дома есть компьютеры с выходом в Интернет.

Ребята решили представить в презентации высказывания известных людей о ценности времени и результаты опроса одноклассников о том, есть ли у них в классе такие ребята, которые все успевают.

Ребята запланировали следующие дела и встречи:

  • Артём и Вероника подбирают высказывания известных людей.
  • Катя составляет вопросы для опроса одноклассников.
  • Все вместе проводят опрос одноклассников.
  • Назар готовит презентацию, делает фотографии и подбирает иллюстрации.
  • Все вместе репетируют сообщение.

А. Как ты думаешь, ребята запланировали все важные дела и встречи? Отметь все нужные ответы ˅.

 1) Да, все важные дела и встречи запланированы, ничего не пропущено.

 2) Нет, ребята не всё запланировали, они должны ещё обязательно составить график работы.

 3) Нет, ребята не всё запланировали, они должны ещё обязательно обработать результаты опроса.

 4) Нет, ребята не всё запланировали, они должны ещё обязательно показать презентацию учителю.

Перед тем, как составить график работ, ребята сначала заполнили «таблицу занятости». Вот что у них получилось.

Таблица «занятости»

Пнк,

1-ое

Втрн,

2-ое

Среда,

3-е

Чтв,

4-ое

Птн,

5-ое

Сбт,

6-ое

Вскр,

7-ое

Пнк,

8-ое

Артём

совместное обсуждение задания

теннис

теннис

уезжает с родителями

презентация в классе

Катя

кружок по рисованию

кружок по рисованию

уезжает с родителями

Вероника

концерт

встреча с подругой

Назар

бассейн

шахматы с другом

бассейн

идет в поход


Б. К какому дню надо закончить сбор всех материалов, чтобы Назар смог подготовить презентацию? Отметь ответ ˅.

Сбор всех материалов надо закончить в:

 1) воскресенье 7-го;

 2) субботу 6-го;

 3) пятницу 5-го;

 4) четверг 4-го;

 5) среду 3-го.

В. В какой день лучше провести опрос одноклассников и обработку материалов опроса, чтобы вовремя передать результаты Назару для подготовки презентации?

Отметь ответ ˅.

Опрос одноклассников и обработку материалов лучше всего провести:

 1) во вторник 2-го;

 2) в среду 3-го;

 3) в четверг 4-го;

 4) в пятницу 5-го;

 5) в субботу 6-го.

Г. В таблице «занятости» нет ни одного дня, в который все члены группы были бы свободны и могли бы собраться вместе для репетиции выступления по подготовленной Назаром презентации.

Если бы ты был(а) лидером группы, что бы ты сказал(а) своей команде?

Отметь ответ ˅.

 1) Давайте проведём репетицию в школе в понедельник 8-го на переменке.

 2) Давайте не будем проводить репетицию! Мы все готовили сообщение, все и так всё знают, зачем ещё репетировать?!

 3) Давайте соберёмся в субботу без Вероники, раз она одна не может.

 4) Вероника, не могла бы ты перенести свою встречу с подругой или пригласить её к нам на репетицию? Взгляд со стороны был бы нам очень полезен!

 5) Без репетиции никак нельзя! Поэтому я как лидер группы назначаю общий сбор на субботу. Пожалуйста, отмените все ваши дела и не подводите группу!


Задание 5. Почему червь – дождевой?

Многие, наверное, видели, как дождевые черви дружно выползают на поверхность во время дождя. Как вы думаете, почему они это делают? Может, они хотят пить?

А. Запиши ниже свою собственную гипотезу (предположение).

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Б. Составь поисковый запрос и найди в Интернете гипотезы, предлагаемые учёными. Выбери и запиши одну из гипотез, которая показалась тебе наиболее правдоподобной. Укажи автора этой гипотезы и приведи ссылку на использованный ресурс.

  1. Для поискового запроса я использовал(а) следующие ключевые слова:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Наиболее правдоподобной мне показалась гипотеза, высказанная учёным

__________________________ (укажи автора гипотезы). Она заключается в следующем:

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  1. Ссылка на использованный ресурс: ___________________________________

_____________________________________________________________________________