Программа психолого-педагогического сопровождения

Мезенцева Галина Юрьевна

Программа психологической работы с 5-классниками,имеющими повышенный уровень тревожности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

1. Актуальность программы

Отличительной чертой нашего времени можно назвать компьютеризацию общества, информационные и интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Дети школьного возраста являются пользователями различных дивайсов наравне со взрослыми. Технический прогресс породил и свои проблемы: участились депрессии, суициды, появилась компьютерная зависимость. Но чаще всего учителям приходится сталкиваться с агрессивностью, неадекватным поведением или тревожностью у детей.        

Повышенная тревожность у учащихся 5-х классов – очень распространенное явление.

Данная проблема обусловлена внутренними и внешними факторами: изменение условий обучения при переходе в среднее звено школы, изменение классного коллектива, вступление ребенка в пубертатный период, генетическая предрасположенность. Все это оказывает влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты.

        Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в раннем подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самореализации, критическое осмысление окружающего, становление образа «Я» и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Школьная тревожность, как вид общей личностной тревожности, является серьезным препятствием на пути  получения знаний и умений. У тревожного ребенка страдают концентрация памяти и внимания, тормозятся мыслительные операции, он характеризуется повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

        Актуальность данной программы обуславливается потребностью в создании специальной коррекционно–развивающей программы для работы с подростками в переходный период с использованием тех материально-технических средств, которыми оснащена современная школа.

2. Адресат, показание к применению программы.

Данную программу целесообразно использовать в работе  с учащимися 5-х классов общеобразовательной школы, у которых выявлен уровень тревожности выше нормы.

      Занятия, направленные на снятие мышечного напряжения,  с использованием релаксации и визуализации желательно проводить в специально оборудованном помещении. Мы использовали сенсорную комнату с мягким ковровым покрытием и релаксационными пуфами.

3. Цель и задачи программы.

Цель: 

  • Создать условия для снижения школьной тревожности до уровня «нормы», соответствующей возрасту.

4. Задачи программы

  • развитие у школьников умений и навыков психофизической саморегуляции (снятие мышечного и эмоционального напряжения) и навыков владения собой в критических ситуациях;
  • формирование  коммуникативных компетенций: умений и навыков конструктивного общения;
  • повышение самооценки учащихся, уверенности в себе.
  • формирование позитивной «Я-концепции».

5.  Ожидаемые результаты

  1. Снижение уровня тревожности обучающихся до уровня «нормы», соответствующей возрасту.
  2. Сформированные умения и навыки снятия мышечного и эмоционального напряжения.
  3. Развитые коммуникативные умения и навыки.
  4. Достижение  адекватной самооценки подростка, уверенности в себе.
  5. Наличие позитивных представлений, знаний о себе, устойчивого положительного отношения подростка к самому себе.

6.  Обоснование содержания программы.

        Коррекционно-развивающую направленность данной программы  обеспечивает подбор игр и упражнений, направленных на формирование положительной «Я-концепции», развитие эмоциональной стабильности, расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей.

Занятия разработаны с условием использования релаксационной комнаты, т.к. программа проходила апробацию на базе ОУ, имеющего данное помещение.

         Работа по всем направлениям может проводиться как параллельно, так, и последовательно или постепенно, это зависит от  желания и оценки ситуации ведущего (педагога-психолога).

При структурировании занятий мы учитывали возраст участников программы, поэтому особое внимание уделялось упражнениям, которые требуют вербального и невербального общения, самовыражения. Программа предполагает использование игр, психогимнастических упражнений, методов релаксации и визуализации, элементов арт- и сказкотерапии.

      Для эффективного воздействия занятий на личность учащегося необходимо соблюдать следующие условия: осторожно оценивать результат деятельности ребенка, создавать в группе климат безусловного принятия каждого подростка.

7. Форма и режим занятий.

         Программа рассчитана на 2 - 3 месяца (17 часов). Рекомендованная периодичность коррекционно – развивающих занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью 1.5 часа ( 2 учебных часа). Группа может состоять от 7 до 12 человек, а также упражнения программы могут использоваться в индивидуальных коррекционных занятиях.

       Объём и содержание занятий могут быть уточнены с учетом реальных возможностей их выполнения на конкретной практике с сохранением общей направленности на коррекционную психологическую работу.

8. Диагностические методы и методики

  1. Тест Филлипса, модификация А.М. Прихожан. Выявляет общий уровень школьной тревожности, норма – до 11 баллов. Шкалы теста  диагностируют: переживание социального стресса (до 6 баллов), фрустрация потребности в достижении успеха (до 7 баллов), страх самовыражения (до 3 баллов), страх не соответствовать ожиданиям окружающих (до 3 баллов), физиологическая сопротивляемость стрессу (до 2 баллов).
  2. Карта наблюдений за подростками Стотта выявляет степень адаптивности подростков. Синдромы. диагностируемые Картой  наблюдений за подростками: недоверие к новым людям, вещам, ситуациям (до 10 баллов),, депрессия, уход в себя ( до 7 баллов), тревожность по отношению к взрослым (до 10 баллов), эмоциональное напряжение, невротические симптомы .
  3. Методика Т. Дембо и  С.Я. Рубинштейн направлена на определение самооценки и уровня притязаний   (показатель адекватной самооценки от 45 до 75 баллов, «норма» уровня притязаний от  60 до 90 баллов).
  4. Анализ обратной связи позволяет определить степень позитивности «Я-концепции».

4. Учебно-тематически план

Раздел

Кол-во теоретических часов

Кол-во практических часов

Всего часов

1

Вводное занятие

0.5

0.5

2

Раздел 1. Развитие самосознания.

2.5

5

7.5

3

Раздел 2. Формирование положительного образа Я.

1

3

4

4

Раздел 3. Формирование  коммуникативных компетенций.

0,5

3,5

4

5

Заключительное занятие

1

1

Итого:

4,5

12,5

17

5. Календарно-тематический план

Название раздела, темы

Содержание

Кол-во теоретических часов

Кол-во практических часов

Всего часов

Раздел 1: Развитие самосознания.

1.

Тема1:Вводное занятие. Техника безопасности.

Знакомство.

Инструктаж. Техника безопасности.

0,5

0,5

Тема 2: Самооценка и уровень притязаний.

Создание эмоционально положительной атмосферы принятия. Уточнение и углубление представлений о себе. Диагностика и самопрезентация. Релаксация

0,5

1

1,5

2

Тема 3: Рефлексия. Эмоции.

Знакомство с положительными и отрицательными эмоциями. Развитие умения понимать и выражать их адекватно. Упражнение  «Ладошки». Релаксация. Визуализация .

1

1

2

3

Тема 4: Эмоции тревоги и страха.

Развитие умения осознавать и выражать тревогу и страх адекватно. Релаксация, визуализация. Рисование «Место силы». Рефлексия

0,5

1,5

2

4

Тема 5: Осознание эмоций обиды и ранимости.

Развитие умения осознанно и конструктивно выражать обиду и ранимость. Сказкотерапия. Релаксация. Визуализация. Рисование мандалы. Рефлексия.

0,5

1,5

2

Раздел 2:

Формирование положительного образа Я.

5

Тема 1: Мои умения и способности.

Осознание своей индивидуальности. Упражнения на принятие своих сильных и слабых сторон «Если бы я был растением, то (каким?)…» «Я могу…» «Я хотел бы…». Релаксация, визуализация.  Рисование мандалы.

0,5

1,5

2

6

Тема 2: уверенность в себе.

Осознание собственной индивидуальности. Релаксация, визуализация «Я – уверенный человек». Рисование мандалы уверенности.

0,5

1,5

2

Раздел 3: формирование  коммуникативных компетенций.

7

Тема 1: Снижение тревожности в общении со сверстниками.

Игры взаимодействие: «Имя – стул», «Свободный стул», «Тесто». Упражнения на взаимодействие, развитие доверия: «Сиамские близнецы», «Слепой и поводырь». «Паровозики». Релаксация, визуализация. Рисование мандалы. Рефлексия.

2

2

8

Тема 2: осознание своих потребностей в общении.

 Упражнение на осознание своих потребностей, выявление лидерских качеств: «Я – звезда!», «Проведи группу», «Паровозики». Игровой модуль «Варежки». Релаксация, визуализация. Рисование мандалы. Рефлексия.

0,5

1,5

2

9

Заключительное занятие

Подведение итогов, диагностика.

1

1

ИТОГО:

4,5

12,5

17

        ИТОГО:

17часов

6. Содержание программы

Раздел 1: Развитие самосознания.

Тема1:Вводное занятие. Техника безопасности.

Теория: Знакомство. Инструктаж. Техника безопасности.

Раздел 1: Развитие самосознания.

Тема 2: Самооценка и уровень притязаний.

Теория: понятия «уровень притязаний» и «самооценка», «самопрезентация»,  «прогрессивно-мышечная релаксация».

Практика: Диагностика уровня притязаний и самооценки. Упражнения «Мой образ», «Кто Я?» [8;21,22]. Обучение прогрессивно-мышечной релаксации.

Раздел 1: Развитие самосознания.

Тема 3: Рефлексия. Эмоции.

Теория: Знакомство с положительными и отрицательными эмоциями. Понятие «диафрагмальное дыхание»

Практика: Упражнения на развитие умения понимать и выражать эмоции адекватно. Упражнение на повышение самооценки: «Ладошка» [5;120], Упражнения на снятие мышечных зажимов [11]. Обучение диафрагмальному дыханию. Визуализация [6;128].

Раздел 1: Развитие самосознания.

Тема 4: Эмоции тревоги и страха.

Теория: понятие «тревожности», знакомство с видами страхов.

Практика: упражнения на осознание и адекватное выражение тревоги и страха. Овладение приемами эмоциональной саморегуляции, дыхательными техниками. Релаксация, визуализация «Место нашей личной силы»[11]. Рисование «Место силы». Рефлексия.

Раздел 1: Развитие самопознания.

Тема 5: Осознание эмоций обиды и ранимости.

Теория: понятие эмоций обиды и ранимости.

Практика: упражнения на осознание и адекватное выражение обиды и ранимости. Сочинение сказки «Жила-была Обида». Релаксация. Визуализация на развитие эмоциональной устойчивости «Лодочка в океане» [10;26]. Рисование мандалы или лодочки в океане. Рефлексия.

Раздел 2:

Формирование положительного образа Я.

Тема 1: Умения и способности.

Теория: понятия «индивидуальность», знакомство с умениями и способностями.

Практика: Упражнения на принятие своих сильных и слабых сторон: «Если бы я был растением, то (каким?)…» «Я могу…» « Мне нравится в себе… и не нравится…» «Я хотел бы…» [6; 111]. Релаксация, визуализация на принятие себя  «Твой прекрасный сад» [11].  Рисование мандалы. Рефлексия.

Раздел2: Формирование положительного образа Я.

Тема 2: уверенность в себе.

Теория: понятие уверенности в себе, отличие от эгоцентризма.

Практика: Упражнения на осознание своей уверенности: «Когда я уверен в себе?», «Походка, жесты, речь уверенного человека». Разыгрывание сценок. Релаксация, визуализация [5;120]. Рисование мандалы уверенности. Рефлексия.

Раздел 3: формирование  коммуникативных компетенций.

Тема 1: Снижение тревожности в общении со сверстниками.

Практика: игры взаимодействие: «Один стул», «Тесто» [5;125]. Упражнения на развитие умения договариваться, уступать, брать на себя ответственность: «Сиамские близнецы», «Слепой и поводырь». Упражнения на развитие доверия: «Паровозики». Релаксация, визуализация [5;119]. Рисование мандалы. Рефлексия.

Раздел 3: формирование  коммуникативных компетенций.

Тема2: осознание своих потребностей в общении.

Теория: Понятие потребности в общении, во внимании, признании. Знакомство с лидерскими качествами.

Практика: упражнение на осознание своих потребностей, выявление лидерских качеств: «Проведи группу», «Паровозики». Игровой модуль «Варежки». Релаксация [11], визуализация. Рисование мандалы. Рефлексия.

Заключительное занятие.

Практика: Диагностика уровня тревожности и самооценки. Результаты диагностики. Рефлексия.


Приложение №1

Карта наблюдений Стотта

В основе методики Стотта, направленной на выделение характера дезадаптации ребенка к школе, лежит фиксация форм дезадаптированного поведения по результатам длительного наблюдения за ребенком. Методика получила название «Карты наблюдений» (КН). Важно отметить, что психолог может как сам проводить такое наблюдение, так и использовать опыт наблюдения, знание ребенка педагогом.

 В нашей программе, имеющей целью работу с тревожными подростками, мы используем только некоторый перечень синдромов методики Стотта.

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют формам поведения (фрагментам), наиболее характерным для данного ребенка. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). В бланке номера симптомов не всегда идут по порядку, их расположение зависит от значимости того или иного симптома (фрагмента поведения) для квалификации синдрома. Например, в синдроме Д симптомы 9 и 10 стоят слева, а симптом 8 — справа от вертикальной черты. Это означает, что симптом 8 говорит о более серьезном нарушении в отношении синдрома Д. При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа — двумя. Подсчитываются сумма баллов по каждому синдрому и общий «коэффициент дезадаптированности» по сумме баллов по данным синдромам.

I. НД —недоверие к новым людям, вещам, ситуациям. Это ведет к тому, что любой успех стоит ребенку огромных усилий. От 1 до 11—менее явные симптомы; от 12 до 17 — симптомы явного нарушения.

1. Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2. Плачет, когда ему делают замечания.

3. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее,

если его об этом попросят.

 4 Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, например,

во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это

смотрят).

5. Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

6. Лжет из боязни.

7. Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

8. Никогда но приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.

9. Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.

10. Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных мальчиков и девочек в классе.

11. Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

12. Не подходит к учителю по собственной инициативе,

13. Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).

14. Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15. Легко устраняется от активного участия в игре.

16. Говорит невыразительно, бормочет, особенно тогда, когда о ним здороваются.

II. Д —депрессия. В более легкой форме (симптомы 1—6) время от времени наблюдаются разного рода перепады активности, смена настроения. Наличие симптомов 7 и 8 свидетельствует о склонности к раздражению и физиологическом истощении. Симптомы 9—20 отражают более острые формы депрессии. Пунктам синдрома Д обычно сопутствуют выраженные синдромы ВВ и ТВ (см. IV и V), особенно в крайних формах депрессии. По всей вероятности, они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.

1. Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

2. В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

3. Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.

4. В играх иногда активен, иногда апатичен.

5. В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.

6. Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет;

7. Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

8. Рассерженный, «впадает в бешенство».

9. Может работать в одиночестве, но быстро устает.

10. Для ручной работы не хватает физических сил.

11. Вял, безынициативен (в классе).

12. Апатичен, пассивен, невнимателен.

13. Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

14. Движения замедленны.

15. Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

16. Взгляд «тупой» и равнодушный.

17. Всегда ленив и апатичен в играх.

18. Часто мечтает наяву. 

19. Говорит невыразительно, бормочет.

20. Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

III. У — уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение. Защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к нему чувства любви.

1. Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

2. Не реагирует на приветствия.

3. Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.

4. Избегает разговоров («замкнут в себе»).

Б. Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).

6. Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.

7. Не проявляет интереса к коллективным играм.

8. Избегает других людей.

9. Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.

0. Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).

11. Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.

12. В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

13. Ведет себя подобно «настороженному животному».

IV. ТВ — тревожность по отношению к взрослым. Беспокойство и неуверенность в том, интересуются ли им взрослые, любят ли его. Симптомы 1—6 ребенок старается убедиться, «принимают» ли и любят ли его взрослые. Симптомы —10 — обращает на себя внимание и преувеличенно добивается любви взрослого. Симптомы 11—16 — проявляет большое беспокойство о том, «принимают» ли его взрослые.

1. Очень охотно выполняет свои обязанности.

2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

3. Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4. Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю

5. Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т. п.

6. Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7. Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

9. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.

11. Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.

12. Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно собственной особой).

13. Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14. Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

15. Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

16. Полностью «устраняется», если его усилия не увенчиваются успехом.

V. ЭН —эмоциональное напряжение. Симптомы 1—5 свидетельствуют об эмоциональной незрелости. 6—7 — о серьезных страхах. 8—10 — о прогулках и непунктуальности.

1. Играет игрушками, слишком детскими для его возраста.

2. Любит игры, но быстро теряет интерес к ним.

3. Слишком инфантилен в речи.

4. Слишком незрел, чтобы прислушиваться и следовать указаниям.

5. Играет исключительно (преимущественно) с более младшими детьми.

6. Слишком тревожен, чтобы решиться на что-либо.

7. Другие дети пристают к нему (он является «козлом отпущения»). 

8. Его часто подозревают в том, что он прогуливает уроки, хотя на самом деле он пытался это сделать раз или два.

9. Часто опаздывает.

10. Уходит с отдельных уроков.

11. Неорганизован, разболтан, несобран.

12. Ведет себя в группе (классе) как посторонний, отверженный.

VI. НС — невротические симптомы. Острота их может зависеть от возраста ребенка; они также могут быть последствиями существовавшего прежде нарушения.

1. Заикается, запинается. «Трудно вытянуть из него слово».

2. Говорит беспорядочно.

3. Часто моргает.

4. Бесцельно двигает руками. Разнообразные «тики».

5. Грызет ногти.

6. Ходит, подпрыгивая.

7. Сосет палец (старше 10 лет).

Имя, фамилия ___________________________________    

Возраст _________________________                                

Дата ____________________________

Класс ___________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нд

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

 

 

д

1

2

3

4

5

6

7

9

10

8

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

 

 

 

у

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

тв

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

 

 

 

 

эн

1

2

3

4

5

9

10

6

7

8

11

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нс

2

3

4

1

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая таблица результатов наблюдения за поведением детей 
с помощью карты Стотта

Фамилия, имя ученика

НД

(до 10 б.)

Д

( до 6 б.)

У

( до 7 б.)

ТВ

( до 10 б.)

ЭН

( до 5 б.)

НС

( до 2 б.) (до 2 баллов).

 

 

 

 

 

 

 


Используемая литература

  1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы), автор-составитель С.А. Коробкина. Издательство «Учитель», Волгоград, 2011г.
  2. Диагностика в арт-терапии, метод «Мандала», под редакцией А.И. Копытина. Издательство «Психотерапия» Москва, 2009г.
  3. Костина Л.М., Игровая терапия с тревожными детьми. Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2003г.
  4. Лютова Е.К., Монина Г.Б., Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2000г.
  5. Микляева А.В., Румянцева П.В.  Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2004г.
  6. Оклендер В., Окна в мир ребенка, руковдство по детской психотерапии, Издательство Независимая фирма «Класс», Москва,2005г.
  7. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. Издательство «Просвещение», Москва, 1991г.
  8. Стишонок И.В., Тренинг уверенности в себе, развитие  и реализация новых возможностей. Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2008г.
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем.: В 4-х томах. Т.1.-. Издательство «Генезис», Москва 2003.
  10. Шевцова И., Упражнения и рекомендации для тренинга личностного роста. Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2007г.
  11. http://www.kind-land.ru/psychology/relax-training/

Литература для педагогов и родителей

  1. А. Фабер, Э.Мазлиш, Как говорить с детьми, чтобы они слушали, и как слушать детей, чтобы они говорили. Издательство Эксмо, Москва, 2011.
  2. Вайолет Оклендер, Окна в мир ребенка, руководство по детской психотерапии. Издательство Москва, Независимая фирма «Класс», 2005.
  3. И.Ю. Млодик, Метаморфозы родительской любви, или как воспитывать, но не калечить. Издательство «Генезис». 2014.
  4. И.Ю. Млодик, Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Издательство «Генезис». 2014.
  5. Ж. Ледлофф, Как вырастить ребенка счастливым, Принцип преемственности. Издательство «Генезис». 2010.
  6. Ю. Б. Гиппенрейтер, Общаться с ребенком. Как? Издательство «Генезис». 2006.