Материалы на конкурс "Учитель года России-2017"

Ермакова Ирина Николаевна

Конкурсные задания для конкурса Учитель года: методический семинар, внеклассное мероприятие, учебное занятие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

ФИО

 Ермакова Ирина Николаевна,

Место работы

МБОУ Ушаковская СШ

Класс

7

Тема урока и номер урока в теме

Плавание судов (№42)

Базовый учебник

А. В. Перышкин,-М.: Дрофа, 2012

Цель  урока: продолжить изучение условий плавания тел, рассмотреть устройство судов, ознакомить школьников с видами судов и их применением; совершенствовать умения характеризовать поведение тел в жидкости и газа; продолжить работу по расширению кругозора учащихся, повышению интереса к книгам по физике.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

метапредметные

регулятивные: учиться определять и формулировать цель деятельности; составлять задачи, способствующие достижению цели, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности;

познавательные: создавать обобщения; умение преобразовывать информацию в схемы для решения учебных и познавательных задач; устанавливать причинно-следственные связи;

коммуникативные: учиться слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; договариваться, находить общее решение;

личностные:

 испытывать чувство гордости за свою малую Родину; осознавать себя гражданином и частью мира; осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране

Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология, технология развития критического мышления.

Формы и методы диагностики формирования основных компетенций в рамках ФГОС ООО: представление карты самодиагностики и самооценки.

  1. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, проектор и экран, компьютер, модель корабля.

Этап урока

Время

Деятельность

Планируемый результат  

учителя

учащихся

  1. Организационный момент

1-2 мин.

Учитель приветствует учащихся, высказывает добрые пожелания, используя энергизатор:

Кто слышал звонок на урок- похлопали;

Кто видит рядом с собой одноклассников, готовых к уроку- потопали;

Кто отправляется с нами сегодня в путешествие, поприветствовали друг друга и присели.

Учащиеся включаются в деятельность на личностно значимом уровне «хочу, потому что могу», настраиваются на работу.

Регулятивные УУД: саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии)

  1.  Актуализация знаний

4-5 мин

Учитель предлагает повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания», задавая следующие вопросы:

1.Приведите 2-3 примера действия выталкивающей силы, которые вам знакомы из повседневной жизни?

2.Человек с глубокой древности научился перемещаться по воде: на обломках деревьев, брёвнах, плотах, лодках. Первые деревянные суда появились в древнем Египте (около 3000 лет до н.э.)

3.Постепенно от плавающего бревна люди перешли к сложным конструкторским решениям. Одним из таких сложных сооружений являлся пассажирский лайнер “Титаник” (сл.3).

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, оценивают свой уровень подготовки.

Коммуникативные УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.

Регулятивные УУД:

уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  1.  Постановка учебной задачи

4-5 мин.

Учитель предлагает прослушать доклад на тему «Почему большие корабли не тонут?»

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли инженеров, которые конструируют корабли. Перед нами стоит нелёгкая задача – спустить судно на воду и отправить его в далёкое плавание. Для этого необходимо заполнить паспорт вашего технического средства. Будем использовать технологическую карту. В конце урока все паспорта сдаются на “экспертизу”.

Учащиеся слушают доклад, формулируют тему и цели урока.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение- формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные УУД:

уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

  1. «Открытие нового знания»

10-15 мин.

Для постройки «Титаника» были использованы материалы, плотность которых больше плотности воды, однако это не помешало ему плыть в течение трёх дней пока не случилась трагедия. Почему огромные корабли могут плыть?

Выполните задание №1 из технологической карты (сл.4).

Титаник был предназначен для перевозки людей. А для каких целей можно использовать ваше судно? Рассмотрите классификацию судов (сл.5). Выполните задание №2 (сл.6)

Как известно Титаник затонул, не завершив свой первый и последний рейс. Причина крушения – огромное плавающее тело, что это? (сл.7)

Объект называют “чёрный айсберг” (сл.8). Размеры и масса айсберга огромные. Однако такая огромная глыба не тонет. Вспомним ещё раз условия плавания айсберга (сл.9)

Оказывается, большая часть айсберга была скрыта под водой. Рассчитаем этот объём. (Сл.10). Выполните задание №3.

Конструкция Титаника была очень ложной, но существуют основные части корабля. Перечислим их (сл.11).

Выполните задание №4 (сл.12). Знание основных частей и пропорций судна – главное условие безопасного плавания. Существуют и другие способы безопасной эксплуатации корабля. Например, конструкторы при строительстве Титаника использовали различные методы разноуровневой защиты (сл.13).

А какие средства безопасности использовали вы при постройке вашего судна? Выполните задание №5 (сл.14).

Важной характеристикой корабля является ватерлиния. (сл.15). Выполните задание №6

Изучите характеристики судов (сл.16-18). Выполните задание №7. (сл.19)

Учащиеся слушают, отвечают на поставленные вопросы, заполняют технологическую карту, оценивают работу одноклассников.

Личностные УУД: сформировать познавательный, интерес, развивать творческие способности, самостоятельность в приобретении знаний о плавании судов и воздухоплавании, самостоятельно оценивать результаты своих действий.

Познавательные УУД: систематизируют и дифференцируют не полученные знания.

Коммуникативные УУД:

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками.

Регулятивные УУД:

составлять (в группе) план решения проблемы (выполнения мини проекта);

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.

  1.  Первичное закрепление

8-13 мин.

Учитывая все характеристики корабля и правила техники безопасности подумайте и дайте физическое обоснование крушения Титаника (сл.20).

Проверим правильность ваших предположений. Причина гибели Титаника:

  1. Грузоподъёмность не соответствует условиям техники безопасности (не достаточное количество спасательных шлюпок) (сл.21).
  2. Пробоина ниже ватерлинии привела к нарушению условия плавания тела.
  3. Из-за нарушения целостности конструкции корабля стала увеличиваться сила тяжести. Корабль пошёл ко дну.

Официально признанной версией причин крушения можно считать следующее: (сл.22)

  1. Высокая скорость.
  2. Погодные условия.
  3. Игнорирование предупреждений.
  4. Некачественные материалы.

Учащиеся проговаривают ответы на заданный вопрос.

Познавательные УУД:

строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Регулятивные УУД:

уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности

  1. Постановка домашнего задания

2мин.

§ 51

С помощью морозильной камеры изготовьте плоскую льдинку и опустите её в воду. Измерьте толщину льдинки и определите, какая её часть находится над поверхностью воды. Объясните полученный результат.

Ученики записывают домашнее задание.

Личностные УУД:

оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно.    

Регулятивные УУД:                                  организация учащимися своей учебной деятельности

  1. Рефлексия деятельности (итог урока).

3мин.

-Какое открытие вы сегодня сделали?

– Чему научились?

- Где мы можем применять полученные знания?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

Ученики отвечают на поставленные учителем вопросы.

Личностные УУД:

оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения.                                  Познавательные УУД:

умение обобщать, формулировать вывод


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конкурсное задание «Методический семинар» Всероссийский конкурс «Учитель года России» - 2017 Разработка комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование учебно-познавательной компетентности по физике Ермакова Ирина Николаевна Учитель физики и математики МБОУ Ушаковской СШ

Слайд 2

Разрешите представиться Ермакова Ирина Николаевна - учитель физики первой квалификационной категории Стаж работы – 6 лет Единство разнообразия моих учеников предполагает единство разнообразия методов, приемов и технологий. Только четко выстроенная и постоянно обновляемая система способна дать результат. Поэтому я всегда в состоянии поиска! Мое педагогическое кредо: « Учиться и саморазвиваться всегда и везде!».

Слайд 3

Условия формирования опыта Изучение ключевых нормативных документов ФГОС второго поколения Изучение методической литературы по проблеме реализации различных технологий на уроках физики Изучение передового педагогического опыта коллег Прохождение курсов повышения квалификации Участие в профессиональных конкурсах

Слайд 4

Цель: р азработка комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование учебно-познавательной компетентности по физике Задачи Развить познавательный интерес к физике Расширить школьные знания об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира. Показать возможности применения физических явлений и законов в практической деятельности. Подготовить учеников к осознанному выбору профессии и продолжению образования.

Слайд 5

Актуальность идеи Современная школа в условиях перехода на стандарты второго поколения (ФГОС ООО) нуждается в "новом" типе учителя, творчески думающем, креативном, требовательном, обладающем современными методами и технологиями образования . Отличительной особенностью стандарта является системно- деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности и сознания учащегося.

Слайд 6

Обновленная нормативная база (ФГОС ООО , профессиональный стандарт «Педагог») Необходимость решать новые образовательные задачи: «…Обеспечение роста творческого потенциала учеников, их готовности к применению универсальных учебных действий в жизненных ситуациях…» (ФГОС) Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Известная методическая база (педагогические теории, технологии, диагностики) Переход к новым образовательным стандартам

Слайд 7

Владею способами самостоятельной познавательной деятельности Владею универсальными учебными действиями Умею выполнять индивидуальные проекты Умею формулировать и решать задачи Современный выпускник

Слайд 8

Самоопределение к деятельности начинается с мотивации. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля Совместная с обучающимися постановка цели. Постановка проблемы - совместный поиск путей решения проблемы. Закрепление (с монологическим и диалогическим оформлением решения). Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой . Включение в систему знаний и повторение Рефлексия Моделирование урока с позиции системно – деятельностного подхода

Слайд 9

Переход с традиционных на креативные уроки Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Креативный урок 1. Мотивация. Создание проблемной ситуации. 2 . Выдвижение гипотезы. 3 . Исследование ( теоретическое, практическое). 4 . Обмен информацией (при работе в группах). 5 . Обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез). 6. Подведение итогов урока. 7. Вариант(ы) решения проблемы. 8. Рефлексия. 9 . Домашнее задание.

Слайд 10

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. В. Ключевский Активизация мотивации на познание познавательные методы (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий ) волевые методы (накопительная система оценок, самооценка и коррекция деятельности) эмоциональные методы (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий) социальные методы (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) Линостно -ориентированный подход

Слайд 11

Постановка проблемы «Рыбак для сохранения пойманной рыбы живой сделал в своей лодке усовершенствование: он отделил часть лодки, поставив две вертикальные перегородки, и в отгороженной части сделал отверстие в дне. Не зальет ли лодку и не потонет ли она, если спустить ее в воду? — думал он перед испытанием своего усовершенствования, а как думаете вы ?» Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там. Как вы думаете, почему воз не двигается с места ? ….. Хозяйка дома, где был Холм в гостях, подошла к двери и впустила кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «На улице холодно ». Как он это определил? У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том; И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом … О каком виде движения идет речь в отрывке ?

Слайд 12

Типы задач Примеры Формирование УУД 1)задачи, требующие мнемического воспроизведения данных Физический диктант по теме «Электрические явления» (на знание единиц измерения основных величин) Познавательные, общеучебные 2) задачи, требующие простых мыслительных с данными От каких величин зависит сопротивление? Познавательные, общеучебные , логические 3) задачи, требующие сложных мыслительных с данными В начале 19 века ученые не могли определить разницу между атомами и молекулами. Как бы ты объяснил в чем заключается эта разница? Познавательные, общеучебные , логические 4) задачи, требующие сообщения данных Подготовить доклад на тему «Почему не тонут большие корабли». Регулятивные, познавательные, коммуникативные 5)задачи, требующие творческого мышления. Определить основные условия, которые должны выполняться, чтобы судно не затонуло. Регулятивные, познавательные, коммуникативные личностные Типы задач

Слайд 13

Вид задания Его цель Пример 1. Сравнение явлений и свойств для выявления общего и существенных отличий. Развитие умения сопоставить. Сравнить свойства электрического поля и поля тяготения. 2. Объяснение общих свойств и различий. Развитие разумного мышления, выявляющего сущность. Объяснить причину общих свойств и различий проводников и диэлектриков. 3. Сопоставление плана прочитанного. Развитие умения вести анализ и выделять главное. Прочитать параграф учебника, составить его план. 4. Представление изученного в сжатой наглядной форме. Развитие умения суммировать и преобразовывать информацию. Создать таблицу: значение напряженности точечного заряда, заряженной плоскости, конденсатора в вакууме, диэлектрике. 5. Написание рецензии. Формирование умения анализировать, критически оценивать, обосновывать свою точку зрения, делать выводы. Прочитать параграф учебника и прорецензировать его. 6. Создание реферата, доклада. Развитие умения работать с дополнительной и справочной литературой. Сделать реферат на выбранную вами тему. 7. Сопоставление рассказа по рисунку и картине. Развитие умения получать информацию из изображения, связывать образ и слово. Рассказать, что изображено на рисунке в учебнике. 8. Составление задачи. Развитие творчества, логического мышления, умения связывать факты и цифры. 1. Составить задачу по записанным на доске данным. 2. Придумать задачу противоположную предложенной (исходной). 3.Дополнить и усложнить предложенную задачу. 4. Составить задачу, пользуясь таблицей (или таблицами). Развивающие задания

Слайд 14

Примеры рефлексии урока Тестовая форма рефлексии: Посоветуй Незнайке, как можно изменять давление: А. Меняй силу и площадь поверхности тела; Б. Смазывай поверхность разными смазками; В. Меняй цвет тела. Предметная рефлексия: 1 . На столе стакан с водой, пластмассовый угольник, рисунок радуги. У каждого ученика карточки с надписями: «вещество», «тело», «явление». Нужно разложить надписи по соответствующим местам на столе. Рефлексивный экран: Ребята должны оценить свою активность на уроке, полезность и интересность форм подачи знаний, увлекательность урока, коллективную работу. Ребята по цепочке высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось...

Слайд 15

Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит. Д. И. Менделеев Организация самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности Дополнительные учебные курсы Предметные недели Проектно-исследовательская деятельность Практические домашние задания Проведение олимпиад

Слайд 16

Результаты качества знаний по итогам мониторингов учебного года

Слайд 17

Проблемы и перспективы До недавнего времени были востребованы гуманитарные науки, а на дисциплины естественно-научного цикла спроса не было. В настоящее время большой спрос на технические специальности. Задача учителя состоит в том, чтобы разбудить интерес учащихся к предметам естественно-научного цикла и заполнить рынок труда специалистами технического профиля.

Слайд 18

Вывод Системно- деятельностный подход можно использовать как начинающим педагогам, так и педагогам с высокой планкой мастерства. Трудности и возможные риски: сопряжение заданий с требованиями образовательных стандартов; сложность в формулировании заданий таким образом, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения, навыки; сложная система оценивания результата творческих заданий, проблема субъективной оценки творческой работы; в работе в группах нередко возникают проблемы «лодырей» и «иждивенцев ».

Слайд 19

Литература 1 . Долженко Ю.А. « Методическое сопровождение личностно – ориентированного образования», Барнаул, АКИПКРО, 1998. 2. Коротаева Е.В. « Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников», М., 2003. 3. Маркова А.К., Матис Т.А. «Формирование мотивации учения»,М.,1990. 4. Молис С.С., Молис С.А. «Активные формы и методы обучения биологии. М., Просвещение,1989. 5. Степанов Е.Н. « Личностно - ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование», М., Творческий центр, 2003. 6. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности в учебном процессе», М., 1979. 7. Якиманская И.С. «Личностно – ориентированное образование в современной школе», М., 1996 . 8. Галтерштейн Л. Я. Занимательная физика М. Росмен , 1998 9. Занимательные опыты и эксперименты (Ола Француа , Дюпре Жан-Поль, Жибер Анна-Мария, Леба Патрик, Лебьом Джоель ) М. Айрис Пресс. 2006 10. Ланина И. Я. Не уроком единым. Развитие интереса к физике М. Просвещение, 1991 11. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе М. Просвещение, 1977

Слайд 20

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тема: Разработка комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование учебно-познавательной компетентности по физике

Все, что захватывает нас, вызывает неподдельный интерес и удивление, есть средство побуждения к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.

Мне, как учителю всегда хочется, чтобы ученик, приступая к изучению новой темы, воскликнул: «Ух-ты! Как интересно!», «Как быстро закончился урок!», но зачастую не все разделы или главы в предмете вызывают такую реакцию. Что же делать?

Мой опыт работы в школе 6 лет. Имея совсем небольшой багаж педагогических знаний и умений, я сталкиваюсь с тем, что не все те методы и приемы, которым меня учили в институте, можно использовать на современном этапе. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся. Только четко выстроенная и постоянно обновляемая система способна дать результат. Поэтому все время приходится быть в поиске.

Мое педагогическое кредо: «Учиться и саморазвиваться всегда и везде!».

Физика — один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым школьным курсом физики невозможно, если у ученика недостаточно развит мыслительный процесс. Учителя физики пока не работают в рамках второго поколения ФГОС.

Но существует проблема: новый социальный заказ школьному образованию не может быть выполнен в полной мере только средствами традиционной педагогики.

Поэтому возникла необходимость в поиске средств и методических решений для соответствия новым профессиональным компетенциям.

Цель моей работы: создание и организация педагогических условий, для формирования познавательной деятельности, направленной на освоение обучающимися учебных компетенций по физике.

Требования ФГОС. Развивать мыслительную активность учащихся, включающую умение искать, анализировать, обобщать, применять, интерпретировать информацию, содержащуюся в различных источниках, о событиях и явлениях прошлого и настоящего».

Мой вариант. Искать педагогические технологии, методы, приёмы, средства, которые мотивируют обучающихся на саморазвитие, самовоспитание, что соответствует базовым положениям ФГОС, в котором системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию рассматривается как основа современного образования.

Новые подходы и стандарты в образовании основываются на существующих педагогических технологиях и методологических принципах. Мой педагогический опыт опирается на ведущие дидактические теории и концепции в преподавании ведущих ученых: Шамовой Т.И., Марковой А.К.(Теория активизации учебной деятельности учащихся), Махмутова М.И., Лернер И.Я., Матюшкина А.Я. (Теория проблемного обучения), Г.И.Щукиной (Концепция развития познавательного интереса), ведущие идеи системного, технологического подходов (В.А. Беликов, В.П. Беспалько, П.Я. Гальперин, М.М. Поташник, В.П. Симонов), личностно-ориентированного подхода (Бондаревская Е.В., Сериков В.В.).

Обновленной нормативной базой являются ФГОС ООО и профессиональный стандарт «Педагог»

В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования сделан акцент на подготовку выпускника школы с активной жизненной позицией, креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, осознающего ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества, конкурентноспособного, умеющего применять свои знания на практике, умеющего и готового учиться всю жизнь выпускника.

Педагогические условия, которые формируют учебно-познавательную компетентность обучающихся состоят из:

•        Активизация мотивации на познание

•        Конструирование урока с элементами инновационных технологий

•        Организация самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности

•        Создание творческой образовательной среды

Моделирование современного урока, происходит с позиции системно – деятельностного подхода. Изучая его структуру, я увидела, что проводимые мною уроки созвучны со структурой этих уроков. Значит это подтверждение того, что я работаю в правильном направлении.

Переход с традиционных на уроки в системе ФГОС уроки

Я убеждена, что урок - это сотрудничество ученика с учителем, объединенное деятельностью, направленной на развитие целостной личности школьника. Чтобы сотрудничество было эффективным, использую различные формы организации учебно-познавательной деятельности: коллективную, групповую, индивидуальную, фронтальную, учитывая поставленные цели и задачи на конкретном этапе урока. По структуре, содержанию к уроку в системе деятельностного подхода близки креативные уроки. При проведении таких уроков решается одновременно несколько задач: формируется нетривиальное мышление у ребенка, дети учатся находить решения и мыслить в разных направлениях, развивают оригинальность мыслительной деятельности.

Активизация мотивации на познание

К сожалению, в последнее время приходится все чаще отмечать, что у большинства современных учащихся нет стойкого интереса к учебе.

Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать я считаю, что это один из самых важных компонентов урока.

И для этого на своих уроках использую познавательные; эмоциональные; волевые и социальные методы.

При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, создавая условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность

Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы. Например, люблю использовать прием «Удивляй!» Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным.  

Например, тема: «Магнитные свойства вещества». (11 класс) Учитель: В патентное бюро пришла заявка на изобретение. Инженер предлагал использовать мощный электромагнит для вытягивания из печи железных раскаленных заготовок. Но в авторском свидетельстве на это изобретение ему было отказано. Почему? Показателем эмоционального интереса в этом случае является особое эмоциональное воздействие, поиска ответа на поставленный вопрос. Итогом звучит вывод учащихся на поставленный вопрос. Почему был отказ от патента? (Инженер не учел эффект определенной температуры-потерю магнитных свойств вещества.)

Очень интересен прием «Отсроченная отгадка». Пример. Метапредметный урок физики и химии на тему: «Горение топлива» (8 класс). В начале урока зачитываем историю, пояснение к которой будет дано в конце урока. Пример. Удивительная история! В 1896 году в Екатеринбурге один крестьянин построил большой бревенчатый дом. Потом обставил его деревянной мебелью, обложил со всех сторон поленьями, облил керосином и поджег при большом стечении народа. В результате этой акции он значительно разбогател... К концу сегодняшнего занятия вы попробуете догадаться - что же все-таки произошло?» Ответ: Крестьянин изобрел противопожарный раствор. Пропитанное им дерево становилось негорючим. Построил и поджег дом он на торгово-промышленной выставке, сделав тем самым прекрасную рекламу своему изобретению. Попутно еще и выиграл несколько денежных пари у скептиков.  И еще много других приемов.

Постановка проблемы

Не менее важной составляющей урока является постановка проблемы. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей, учащихся использую разные способы выдвижения проблем. Остановлюсь на некоторых из них.

Например: 1). Постановка проблемного вопроса.

Рассмотрим пример создания проблемной ситуации на уроке физики “Плавание тел” в 7 классе.

Перед учащимися находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковых тела, например, яйца: в первом сосуде тело плавает на поверхности, во втором находится внутри жидкости, в третьем тело на дне.

Вопрос: Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости?

Учащиеся предлагают много версий, но не все они отражают суть, поэтому сами учащиеся выбирают из всех самые доказательные. Так как, во всех случаях тела одинаковые, то можно сразу исключить параметры тела, остается жидкость, следовательно, условия плавания связаны с жидкостью.

Таким образом, зная о существовании силы тяжести и силы Архимеда, учащиеся приходят к выводу о соотношении этих сил, а также связывают это с плотностью тел и жидкости. На доске делаем чертеж данного опыта и подбираем соотношение сил, после каждого рисунка делаем вывод: тело тонет, если…и т.д.

2. Просмотр видеофильма: Discovery: Наука магии

Физика 7 класс, тема «Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений». Глядя на то. Как сжимается пустая цистерна. Ребята пытаются это объяснить.

Творческие задачи

Включение задач в учебный процесс, особенно творческих позволяет обеспечить самостоятельность активность учащихся, сформировать прочные знания и умения, осуществлять связь обучения с жизнью, а также способствует профессиональной ориентации школьников.

Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности, и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии и химии.

Например: - 1) задачи, требующие мнемического воспроизведения данных, 2) задачи, требующие простых мыслительных действий с данными, 3) задачи, требующие сложных мыслительныхдействий с данными, 4) задачи, требующие сообщения данных, задачи, требующие творческого мышления.

Творческие задачи по физике

1.        Задачи на воспроизведение имеющихся знаний.

2.        способствующие развитию исследовательских навыков.

3.        на распознавание натуральных объектов.

4.        г) на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы.

5.        д). Задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими.

Например: Как из соленой воды сделать пресную?

Как из этого вопроса сделать творческую задачу? Первое – мы должны вызвать интерес: добавим интересный литературный образ - например, Робинзон Крузо.

«В центре необитаемого острова Робинзон нашел озеро, но вода в нем оказалась соленой. Как из соленой воды получить пресную? Раз, возникнув вопрос, не давал ему покоя». Противоречие существует, корректность вопроса присутствует, но вот условие недостаточно. Дополняем: «приборов нет, но есть пещера, в которой так холодно, что вода ночью замерзает. Что делать Робинзону?» Ответ: выпарить.

Рефлексия урока - один из приемов осознанного усвоения знаний

Рефлексия проводится обычно для того, чтобы понять насколько ученик овладел /осознал изучаемый материал. Для этой цели провожу входящее и подводящее итог анкетирование. Эффективными приемами является прием незаконченного предложения. Хорошо воспринимается учениками прием «Дерево целей», упражнение «Плюс-минус-интересно».

Организация самостоятельной и учебно-исследовательской деятельности происходит на уроках и во внеурочное время.

Ведущей доминантой деятельности обучающегося на уроках является учебное исследование, которое обеспечивает овладение фундаментальными знаниями, методами научного познания, исследовательскими умениями, развитие творческой индивидуальности

Это происходит в урочной и во внеурочной деятельности: проведение предметных недель, практических домашних заданий; олимпиад, конференций, учебных курсов, подготовка учебно-исследовательских проектов.

Формированию учебно-познавательной компетентности по физике способствует

1.        Основная школа.

1.        Обучение физическим приёмам мышления, способам и методам постижения истины в ходе экспериментальной деятельности. Ученикам даётся возможность самостоятельно получать выводы при проведении опытов. Получая задания, они проверяют гипотезу, выдвинутую в начале урока. Например:

        все вещества состоят из частиц;

        в жидкости и газе существует выталкивающая сила;

        кристаллическое тело имеет постоянную температуру плавления;

        ускорение тела зависит от его массы и величины силы, приложенной к нему.

В этом случае идёт отработка умений ставить физический опыт, проводить наблюдение, организовывать анализ, делать публичное сообщение о проделанной работе. Общение в группах позволяет развивать необходимые качества личности.

1.        Составление кроссвордов, сообщений, сочинений к изученной теме. Данная форма обучения предполагает нестандартное использование полученных знаний, позволяет ученикам проявить свои творческие способности.

2.        Создание электронных презентаций. Формирование умения использовать информационные технологии в процессе обучения.

3.        Вывод учащихся на новое понятие. Данная форма обучения представляет некое подобие мозгового штурма. Ученики получают задание практического характера. Например, учащимся 8 класса можно предложить перечислить материалы, используемые при строительстве дома перед началом изучения понятия теплопроводность. Такой подход к изучению физики делает её наиболее приближенной к реальной жизни, а значит более интересной и понятной для детей.

2.        Старшая школа.

1.        Работа на второй ступени изучения школьного курса физики строится на использовании базовых знаний, полученных в основной школе при максимальной самостоятельности учащихся. Основной формой организации занятий является групповая работа, в ходе которой каждая группа движется в своем направлении согласно индивидуальной теме. Такой подход даёт возможность активизировать интерес учащихся к предмету, рассмотреть роль физики в построении картины мира и в развитии технической цивилизации. Направления работы групп:

        история становления представлений по данной проблеме, поиск и систематизация информации;

        экспериментальное исследование проблемы;

        решение задач, моделирование процессов;

        объяснение природных явлений, исследование применения физических принципов для создания технических устройств.

2.        Формами контроля при такой организации занятий являются:

        результаты перекрёстных дискуссий

        отчёт группы в ходе итогового занятия

        тестовая работа по теме

        оценка работы каждого члена группы её руководителем

        лучшие в номинациях: «За лучшую находку в Интернете», «За лучшее исследование», «За лучшую презентацию к докладу» и т.д.

Организация перекрёстных дискуссий осуществляется в виде мозгового штурма. Опираясь на материал, собранный группой, учащиеся дают ответы на ряд нестандартных вопросов, выдвигая свои идеи, размышляя над проблемой.

Осуществить переход от традиционно предписываемого исполнения методических канонов к построению собственной педагогической концепции очень трудно. Цели, которые ставятся перед учителем – привлекательные. Но для их достижения требуются новые знания, появляется необходимость в получении качественной информации, изготовление дидактического материала. Но мне нравится расти и развиваться и во всем хочется достигать совершенства.

Исходя из вышеизложенного, я считаю, что создаваемые мною педагогические условия обеспечивают формирование учебно-познавательной компетентности по физике. Хочется выполнить главную задачу – научить ребенка азам наук, сформировать в нем интерес к окружающему миру, к процессу его познания, уверенность    в себе и отпустить. Отпустить в дальнейшее плавание по не всегда спокойным волнам школьной жизни.