выступление на педсовете Здоровьесберегающие технологии на уроке химии

Овчинникова Марина Альбертовна

выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx21.72 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии.

Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. 

Что же такое здоровье?

Здоровье – состояние полного физического, психического, духовного и социального благополучия.

  • Соматическое (я могу)- это текущее состояние органов и систем органов в организме человека.
  • Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма.
  • Психическое здоровье (я хочу) – это состояние психической сферы.
  • Нравственное здоровье (я должен) – это система мотивационных ценностей, установок, норм поведения индивидуума в обществе.
  • Индивидуальное здоровье зависит от того, как мы воспринимаем себя как личность, в каком направлении ее в себе развиваем, чего надеемся достичь в личной и общественной жизни (в семье, профессиональной деятельности).
  • Духовное здоровье - система духовных ценностей и убеждений. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой.
  • Социальное здоровье– отражает  уровень профессионального и социального благополучия, социально-экономические условия жизни человека.

Среди большого количества критериев здоровьесбережения хочу остановиться на некоторых.

1) Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание, составление плана,  таблицы, схемы, пересказ, заучивание вслух… и др. ). Предполагается 4-7 видов. Отсутствие однообразной деятельности. Творческие задания снижают утомляемость

2) Наличие эмоциональных разрядок  

  • поговорка,
  •  высказывание,
  •  веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка,
  •  исторические экскурсы,
  •  оригинальные задачи.

Приведу примеры из моей практики.

Оригинальные задачи:

В начале XX в. из порта Нью-Йорка вышла в открытый океан красавица яхта. Её владелец, американский миллионер, изготовил корпус яхты из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклёпками. Это было очень красиво: сверкающий серебристый корабль, усеянный золотистыми головками заклёпок! Однако через несколько месяцев обшивка корпуса начала расходиться, и яхта пошла ко дну. Почему? Напишите соответствующие уравнения реакций.

Исторический экскурс:

Как был открыт йод.

Однажды Бернар Куртуа готовил очередной химический опыт. На его столе стояли две колбы: в одной находилась серная кислота, в другой – зола морских водорослей в этиловом спирте. А на плечах у химика сидел… кот.
В тот самый день кот внимательно наблюдал за действиями хозяина и вдруг прыгнул прямо на стол, столкнув колбы на пол. Возможно, ему померещилась мышь…
Колбы упали, разбились, их содержимое перемешалось, и в воздух поднялись клубы фиолетового дыма. А потом дым осел на окружающие предметы в виде черных кристалликов с металлическим блеском.

Какие еще Методические приемы я использую:

  • применение алгоритмов (словарик),
  • поиск дополнительных материалов по темам,
  • проектная деятельность,
  •  игровые моменты (викторина, химический маршрут, игры-тренажеры «Крестики-нолики», химическое лото, химические головоломки, загадки, кроссворды, игра-минутка «Найди ошибку», химическое домино, лото, химические ребусы),
  • работа в группах и в парах,
  •  индивидуальный и дифференцированный подход,
  •  создание творческой атмосферы в коллективе, прослушивание на уроке литературных произведений
  • творческие работы (в том числе домашние).

Например:

Отрывки из литературных произведений.

"...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, - сказал я".

Творческие домашние работы.  "Физические и химические явления на кухне".

После изучения этой темы на уроке я объясняю, что такие явления мы постоянно видим и проделываем дома. Предлагаю провести физическое и химическое явление у себя на кухне и оформить результаты в виде таблицы.

При проверке такого домашнего задания оказалось, что кое-кто формально подошел в выполнению, например, предложил известные опыты (кипение и замораживание воды, натирание овощей на терке, чистка картофеля, растворение сахара в чае и т.д.) , а некоторые предложили такие опыты, как диффузия, когда мама готовит на кухне, а девочка чувствует запах в другой комнате, остывание горячего чая, получение ожога от горячей кастрюли или чайника, свечение электрической лампочки, упала и сломалась тарелка. Многие называли такие химические явления, как гашение соды уксусом, осветление окраски чая при добавлении лимона, подгорание яичницы на сковороде. Но были и нестандартные опыты, такие как прокисание молока, ржавление ножа, порча продуктов питания, изготовление конфет-петушков из сахара.

Изготовление индикатора из ягод.

Зимой индикатор можно изготовить из замороженных ягод или варенья. Я предложила взять черную смородину или чернику.  Сок из оттаявших ягод и есть индикатор. Кислую среду хорошо в домашних условиях показывает уксусная или лимонная кислота, а щелочную - раствор соды или мыла, но лучше подходит раствор средства для мытья газовых и духовых плит. Ребята делают вывод о том, что индикаторы можно изготовить самостоятельно и исследовать с помощью них разнообразные продукты и товары дома. Оказалось, что можно индикатор приготовить и из других ягод: кто-то взял черноплодную рябину, кто-то жимолость, и даже сок из черного винограда. Очень хорошо получился индикатор из гранатового сока.

Приготовление раствора сахара.

Я думаю, что эта работа, выполненная дома при помощи простых кухонных приборов имеет гораздо больший эффект для учеников, чем работа, выполненная на уроке. Ученики видят, что объем воды вполне можно измерить при помощи кухонной мензурки или обыкновенного стакана, а не мерного цилиндра в лаборатории, а массу сахара или соли можно отмерить чайной ложкой, а не взвесить на весах, к тому же оказалось, что у многих на кухне имеются электронные весы для взвешивания малых порций. Ученики видят, что умение готовить растворы определенной концентрации пригодится им во взрослой жизни при приготовлении, например, маринованных или соленых огурцов и помидоров.

Составление опорных схем. 

На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности, чего так не хватает в современном, изобилующем большим объёмом информации образовании. 

Поэтому в 10-11 классах обучающиеся самостоятельно составляют обобщающие таблицы и схемы, в которых закодирован большой объем информации. Органическая химия - трудный раздел и совершенно не похожий на ранее изучавшуюся неорганическую химию, а в 11 классе огромный объем материала надо успеть повторить и обобщить. Поэтому закономерно и логически оправдано применение метода составления таких схем именно в старших классах. 

Визуализация учебной информации позволяет решить целый ряд педагогических задач: обеспечение интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирование и развитие критического и визуального мышления, зрительного восприятия, образного представления знаний и учебных действий, передачи знаний и распознавания образов, повышения визуальной грамотности и визуальной культуры. 

Такие конспекты составляются обучающимися по основным темам курса обшей химии. Одним из положительных результатов работы по этому направлению я вижу в том, что мои выпускники, изучая химию в Вышей школе, пользуются составленными еще в школе ими схемами -конспектами и говорят, что все помнят или при прочтении конспекта все быстро вспоминают.

Подведу итог:

Доброжелательный и хороший эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Больше улыбайтесь на уроках – так вы сохраните здоровье и себе и вашим ученикам.