Мои выступления

Сафонова Мария Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему «Адаптация ребёнка в 1 классе.»

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности.

  А также возникают и трудности.

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развёрнутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково.

 Речевые нарушения можно разделить на три большие группы.

Первая группа. Это дефекты произношения звуков. У ребёнка под влиянием определённых причин складывается и закрепляется искажённое произношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию. Например, горловое произношение звука «р» или межзубное произношение свистящих звуков.

Вторая группа.Это фонетико-фонематические нарушения речи, при которых ребёнок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает. У некоторых детей встречаются и нарушения слоговой структуры слова, т.е. пропуск отдельных звуков или частей слова, перестановки звуков и слогов местами.

Третья группа. Когда затронуты все компоненты речевой системы, касающиеся как звуковой, так и смысловой стороны речи.

Направления работы логопедической службы:

  1. Развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания.
  2. Формирование звукового анализа и синтеза.
  3. Постановка и автоматизация дефектных звуков.
  4. Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
  5. Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания.
  6. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
  7. Коррекция элементов учебной деятельности.
  8. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
  9. Развитие пространственных, временных и социально-бытовых представлений.
  10. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Методы и продолжительность коррекционной работы зависят от причин, лежащих в основе нарушения письма.  Логопед не дублер учителя и не репетитор.     При этом коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.  



Предварительный просмотр:

Нарушения речи у младших школьников

              Среди неуспевающих школьников начальных классов большую часть составляют дети с различными отклонениями в развитии речи.

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций, она имеет огромное влияние на развитие ребёнка в целом. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всем процессом обучения.

Исследователь детских речевых нарушений профессор Р.Е. Левина выделяет пять этапов, которые проходит ребёнок в процессе овладения речью:

- на первом этапе у ребёнка полностью отсутствует различение звуков, а также понимание речи и собственная активная речь;

- на втором этапе возникает различение наиболее контрастных, далёких по звучанию фонем (речевых звуков). Произношение ребёнка неправильное, искажённое;

- на третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребёнок узнаёт неправильно произносимые слова и способен замечать различие между правильным и неправильным произношением;

- на четвёртом этапе активная речь ребёнка достигает почти полной правильности;

- на пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребёнок слышит и говорит правильно.

Однако неверно было бы думать, что к тому моменту, когда у ребёнка достаточно развился фонематический (речевой) слух и произношение, то процесс формирования речи закончен. Этот процесс интенсивно продолжается на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста.

Установлено, что восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух) отличается от восприятия неречевых звуков. И если у ребёнка недостаточно развит фонематический слух, то он будет нечётко воспринимать смысл слов и испытывать затруднения в звукобуквенном анализе слова, а, следовательно, в овладении грамотой. Готовность к усвоению грамоты связана не только с тем, что малыш должен уметь правильно слышать и произносить звуки и слова. Прежде всего, он должен чётко представлять звуковой состав слова, т.е. знать, из каких звуков состоит слово, слышать каждый отдельный звук в слове и уметь его отличать (дифференцировать) от другого рядом стоящего звука.

Если же у ребенка отмечаются хотя бы лёгкие отклонения в развитии фонематического восприятия, то обязательно будут затруднения в овладении чтением и письмом.

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развёрнутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может задержаться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи.

Речевые нарушения можно разделить на три большие группы.

Первая группа.Это фонематические нарушения речи, которые выражаются в дефектах произношения звуков. У ребёнка под влиянием определённых причин складывается и закрепляется искажённое произношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию. Например, горловое произношение звука «р» или межзубное произношение свистящих звуков.

Вторая группа.Это фонетико-фонематические нарушения речи, при которых ребёнок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает. У некоторых детей встречаются и нарушения слоговой структуры слова, т.е. пропуск отдельных звуков или частей слова, перестановки звуков и слогов местами. Нарушение произношения даже одного звука может являться симптомом фонематического недоразвития и отрицательно влиять на формирование звукового анализа. Нарушается анализ не только тех слов, в состав которых входит неправильно произносимый звук, но также и слов, включающих звуки, сходные по звучанию с неправильно произносимым звуком. например, отсутствующий или неправильно произносимый звук «с» может смешиваться с целым рядом звуков:

- как глухой со звонким «с»-«з»

- как простой со сложным «с»-«ш»

- как твёрдый с мягким «с»-«сь»

Это отражается и на письме, приводя к смешению соответствующих букв.

В более тяжёлых случаях нарушения письма отмечаются и такие ошибки, как пропуски букв, добавления, перестановки букв, слияние нескольких слов в одно, замены букв по графическому сходству.

У части детей недостатки произношения к моменту обучения в школе уже могут быть сглажены и незаметны, но формирование фонематических представлений (представлений о звуках речи), лежащих в основе звукового анализа и обучения грамоте может ещё значительно отставать от нормы. Это отставание приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения.

Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь. Дети с недостатками речи вместо плавного слогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением, при этом делая много самых разнообразных ошибок. К числу наиболее частых можно отнести замену одних букв другими. Наряду с буквами заменяются целые слоги. Характерны также «застревания» на какой-то букве, слоге, неоднократное их повторение. В связи с этим темп чтения детей с фонематическим недоразвитием речи замедлен. Недостатки в овладении техникой чтения влияет и на

Для правильного зрительного восприятия и узнавания слова или слога при чтении необходимо, чтобы ребёнок умел правильно произносить звук. Преодоление трудностей слияния букв в слоги и слова в значительной мере зависит от развития устной речи.

Третья группа. Среди учащихся массовых школ встречаются также дети с тяжёлыми формами нарушений речи, когда затронуты все компоненты речевой системы, касающиеся как звуковой, так и смысловой стороны речи. В этих случаях у детей отмечается общее недоразвитие речи. Этот вид нарушения речи имеет разное выражение – от полного отсутствия речи до лёгких форм с элементами фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Чаще среди учащихся массовых школ можно наблюдать детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Этот уровень характеризуется тем, что обиходная речь детей оказывается более или менее развитой. Ребёнок может ответить на вопросы, составить рассказ по картинке. пересказать прочитанное, т.е. построить своё высказывание в рамках близкой ему темы. Однако при необходимости дать развёрнутые ответы с элементами рассуждения, доказательства у таких детей возникают значительные трудности.

Словарь детей оказывается небольшим по объёму. В нём наблюдаются в основном слова, обозначающие конкретные предметы и действия. Значительные отклонения наблюдаются и в развитии понимания значения слов. Ограниченность речевых средств наглядно проявляется при выполнении заданий на словоизменение и словообразование. В их речи мы находим «медведиха» вместо «медведица», «морковяный» вместо «морковный».

В ходе изложения учащиеся пользуются самыми простыми предложениями. В предложениях часто отсутствует правильная связь слов, наблюдается повторение слов.

В звуковом отношении речь детей также является недостаточно сформированной. Несмотря на то, что могут наблюдаться лишь отдельные недочёты в произношении звуков, дети испытывают трудности при различении звуков и в произнесении трудных слов: «калабакушение» вместо «кораблекрушение», «фотофигурует» вместо «фотографирует».

Указанные отклонения в речевом развитии детей создают серьёзные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. При письме наряду с заменой и пропуском букв такие ученики пропускают или заменяют предлоги, а также сливают их с существительными. Например: «Коска играет клубок» (Кошка играет с клубком) или «Укрыльса лужи» (У крыльца лужи). Довольно часто встречаются ошибки на замену падежных окончаний («зайком» вместо «зайкой», «курицам» вместо «курицей»).

Чтение у детей данного уровня речевого недоразвития в основном является неверным, побуквенным, угадывающим. наблюдается также и недостаточно полное понимание прочитанного. Большие затруднения в понимании читаемого у таких детей вызывает наличие в тексте местоимений, предлогов, союзов. Метафоры и сравнения чаще всего остаются недоступными для их понимания.

У некоторых учащихся имеют место и менее выраженные отклонения в речевом развитии. У них наблюдаются лишь отдельные элементы общего недоразвития речи, которые кажутся незначительными, но и они мешают успешному обучению в школе.

Таковы наиболее распространенные виды нарушений устной и письменной речи у младших школьников, требующие коррекции на занятиях с логопедом.

Школьная неуспеваемость обусловлена целым рядом внутренних и внешних факторов, в частности, недостаточной сформированностью отдельных систем психики. Это не означает, что ребёнок обладает более низким интеллектом или что он менее способный, чем его сверстники. Причина данного явления кроется в индивидуальных особенностях развития головного мозга. Специфика созревания головного мозга, а значит, и формирования психики, заключается в гетерохронности развития, т.е. в различии темпов созревания отдельных структур. Эта особенность развития мозга приводит к тому, что дети, поступающие в школу, могут обладать разной степенью зрелости психических процессов. Поэтому необходимо учитывать соответствие педагогических требований, предъявляемых ребёнку, с его возможностями.

Большинство неуспевающих школьников имеют неврологические симптомы, свидетельствующие о неблагополучии в нервной системе. К таким симптомам могут быть отнесены: расторможенность, гиперактивность, неумение контролировать своё поведение, непослушание, недостаточность внимания, несобранность, утомляемость, отвлекаемость, недостатки речевого развития, а также моторная неловкость неуклюжесть, особенно в тонких движениях кисти руки. Такие симптомы  проявляются лишь при увеличении нагрузок на нервную систему, когда ребёнок начинает учиться в школе.

 Нарушения речи у младших школьников многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонематического развития и выражаются в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Дети испытывают трудности при продуцировании связных самостоятельных высказываний.  Словарный запас ограничен, отмечается недоразвитие лексико-грамматического строя речи, функции словообразования и словоизменения сформированы недостаточно. Недостатки речевого развития у школьников мешают усвоению смыслового содержания учебного материала, ведут к появлению не только дисграфических ошибок, но и к трудностям овладения орфографией. Дисграфические ошибки выражаются   в пропусках и перестановках букв и слогов в словах, в заменах одних букв другими, в «зеркальном» написании букв.

Ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок, эти ошибки носят стойкий характер и плохо поддаются коррекции. Устной речью ребёнок овладевает самостоятельно, по подражанию. Письменная речь формируется на базе устной речи в процессе обучения. Собственно письмо включает в себя ряд специальных операций: •        записываемое слово должно быть правильно услышано (необходимо хорошее состояние фонематического слуха). А, если у ребенка, например при родах было даже небольшое кровоизлияние в височном отделе мозга, то ему будет сложно дифференцировать звуки речи (различать согласные звонкие — глухие, мягкие — твёрдые, свистящие — шипящие). •        буква  (или   слог,   или  слово),   которая   записывается,  должна  быть проговорена ребёнком. Для этого устная речь ребёнка не должна иметь дефектов (нарушений звукопроизношения).

Особенно  важно проговаривание речевого материала в 1 классе, когда идёт процесс освоения письменной речи. •        таким образом: «услышал слово», «проговорил» — теперь идёт процесс перевода   фонемы   в   графические   знаки   -   «буквы»,    с   учётом пространственного расположения их элементов. Ребёнок должен вспомнить и узнать букву, соответствующую данному звуку. А все буквы состоят из небольшого количества одинаковых элементов. У детей с нарушениями оптико-пространственного гнозиса, зрительно-пространственной памяти, оптико-пространственных представлений будут ошибки в написании сходных букв (например, «П» — «Н», «и» — «у»). •        теперь букву надо записать, т.е. включается «моторика» — движение руки и пальцев. Этот процесс очень сложный, т.к. включает в себя ещё две функции: — кинестетические     ощущения  (ощущения в пространстве); — кинетические ощущения (ощущения во времени). При нарушении деятельности теменных отделов мозга возникают самые разнообразные нарушения почерка и расположение букв вне строки. •        для нормального протекания процесса письма необходим центральный языковой анализ и синтез, т.е. необходимо определить порядок звуков или слогов в слове, место звука (буквы) в слове (позиционный анализ), количество звуков в слове. Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться следующие виды ошибок: - пропуск гласных и согласных; - перестановка слогов в слове; - добавление букв или слогов; - недописывание окончаний слов; - слитное написание слов, предлогов со словами;

 Мозг ребёнка очень восприимчив, пластичен поэтому, если где-то произошло нарушение, то надо развивать компенсаторные возможности. То есть, целенаправленно развивать у ребёнка те психические функции, которые необходимы для нормального  овладения процессом письма: дифференцированное слуховое восприятие, пространственные представления, зрительный анализ и синтез, исправлять дефекты устной речи, обогащать словарный запас, заботиться о правильном формировании грамматического строя речи. Любой педагогический процесс – всегда процесс двусторонний. Его успех одинаково зависит как от учителя, так и от ученика.

Направления работы логопедической службы

  1. Развитие фонематических процессов, артикуляционной моторики, речевого дыхания.
  2. Формирование звукового анализа и синтеза.
  3. Постановка и автоматизация дефектных звуков.
  4. Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
  5. Формирование связной речи и навыков построения связного высказывания.
  6. Совершенствование движений и сенсомоторного развития.
  7. Коррекция элементов учебной деятельности.
  8. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
  9. Развитие пространственных, временных и социально-бытовых представлений.
  10. Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Методы и продолжительность коррекционной работы зависят от причин, лежащих в основе нарушения письма. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.Логопед не дублер учителя и не репетитор, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он должен создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т. е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой — закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом. Например, логопед ведет работу по дифференциации звонких и глухих согласных, параллельно включает в занятие задания на оглушение звонких согласных в конце и середине слова. Работая над слоговой структурой слова, дает понятие о слогообразующей роли гласных. Обучая детей умению слушать ударную гласную, логопед не может игнорировать тему «Ударные и безударные гласные», а для того чтобы ученики услышали безударную гласную в корне слова, необходимо вспомнить, а иногда и заново отработать темы «Состав слова» и «Родственные слова».



Предварительный просмотр:

                                         Логопедическая служба

В школе осуществляется логопедическое сопровождение учащихся, которое включает в себя:

Обследование учащихся

*      Подготовка материалов обследования

*      Проведение экспресс – диагностики раннего выявления нарушений письма и чтения, обследование устной речи среди учащихся 1-х классов.

*      Проведение фронтального обследования среди учащихся 2-х – 5-х классов.

*      Проведение углубленного индивидуального обследования детей, принятых и посещающих логопедический пункт.

*      Заполнение речевых карт, оформления документации.

*      Повторное логопедическое обследование по результатам обучения за год

 

Комплектование групп

Комплектование групп учащихся для фронтальных  занятий:

1. ОНР ( III, IV уровень) – 1 класс;

2. Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР  – 2 класс;

3. Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР – 3 класс;

4. Элементы нарушения чтения и письма, дисорфоргафия – 4 класс;

Индивидуальные занятия и занятия по подгруппам с детьми, имеющими  нарушение произношения отдельных фонем, отдельные случаи нарушения чтения и письма.

Содержание логопедической работы

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия

Основные направления работы с детьми:

*      Профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма.

*      Работа над развитием основных психических процессов (внимания, памяти, мышления), развитие графо - моторных навыков, зрительно – моторного слежения, пространственных, временных представлений.

*      Отработка артикуляционно – фонетической стороны речи.

*      Развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза.

*      Постановка звуков, введение последовательно звуков в речь.

*      Дифференциация звуков и букв в письменной речи.

*      Закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы;

*      Расширение и уточнение словарного запаса, работа над морфемным анализом, словообразованием и словоизменением.

*      Работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания.

*      Работа над связной устной и письменной речью.

*      Автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

 

Коррекционная логопедическая работа с учащимися 1-х классов.

*      Развитие фонетико – фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования. Пропедевтика и коррекция дислексии. Развитие звукового анализа.

*      Упражнение в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении

*   Знакомство со всеми гласными буквами и правилами их написания. Дифференциация гласных 1 –го и 2 –го ряда. Обозначение мягкости согласного посредством гласного 2-го ряда.

*   Формирование действий изменения слов. Свободное оперирование  звуковыми и графическими моделями слов.

*      Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.

*      Обогащение, закрепление и активизация словаря именами существительными, глаголами, прилагательными, наречиями.

*      Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных слов в разных частях речи.

*      Развитие обобщающих понятий, классификация предметов.

*      Работа над формированием связной речи.

*      Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования.

 Коррекционная логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письма и чтения у учащихся 2-4 классов.

*      Коррекция на фонетическом уровне.

*      Предупреждение и исправление акустических дисграфия.

*      Фонематический анализ слов.

*      Формирование фонематического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико – артикуляционное сходство.

Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.

*      Коррекционная работа на лексическом уровне.

*      Выявление активного словарного запаса учащихся.

*      Слоговой анализ и синтез слов. Типы слогов. Ударение в слове.

*      Безударные гласные.

*      Состав слова ( морфемный  анализ и синтез слов)

 Пропедевтика аграмматической дислексии и дисграфии.

*      Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

*      Словосочетание и предложение.

*      Согласование различных частей речи в числе, в роде.

*      Управление

*      Закрепление падежных форм.

*      Связь слов в предложении и словосочетании.

*      Предлоги.

*      Приставки.

Пропедевтика нарушения письменной речи.

Работа над связной речью

*      Предупреждение и коррекция оптической дисграфии.

*      Формирование пространственных представлений

*      Формирование временных представлений

*      Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.



Предварительный просмотр:

                        Фонетико-фонематическое недоразвитие

                         речи у учащихся начальных классов.

         Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развёрнутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково.

У части детей недостатки произношения к моменту обучения в школе уже могут быть сглажены и незаметны, но формирование фонематических представлений (представлений о звуках речи), лежащих в основе звукового анализа и обучения грамоте может ещё значительно отставать от нормы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие  речи –  нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

 Эту категорию составляют дети,у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны речи — произношение, фонематическое восприятие. Типичным для произношения учащихся этой категории являются замены и смешения звуков,сходных по акустическим и артикуляционным характеристикам ( шипящих-свистящих,звонких-глухих, сонорных,твёрдых-мягких).

           Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения. Если эта функция у ребёнка не сформирована, то будут наблюдаться следующие виды ошибок:

-смешение близких по артикуляции звуков при чтении и на письме

- пропуск гласных и согласных;

- перестановка слогов в слове;

- добавление букв или слогов;

- недописывание окончаний слов;

- слитное написание слов, предлогов со словами;

                 Основными задачами коррекционной работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи,являются:

1.  формирование полноценных фонематических процессов

2. формирование представлений о звуко-буквенном составе слов

3.формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова

4. коррекция дефектов произношения звуков(если таковые имеются)

 

         

                                                                               

 



Предварительный просмотр:

Особенности овладения письмом и чтением учащихся

с нарушениями речи.

              Нарушения речи у младших школьников многообразны по своим проявлениям.

               Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонематического развития и выражаются в затруднениях звукового анализа.

           Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Дети испытывают трудности при продуцировании связных самостоятельных высказываний. Словарный запас ограничен, отмечается недоразвитие лексико-грамматического строя речи, функции словообразования и словоизменения сформированы недостаточно.              

          Недостатки речевого развития у школьников мешают усвоению смыслового содержания учебного материала, ведут к появлению не только дисграфических ошибок, но и к трудностям овладения орфографией.

          Дисграфические ошибки выражаются в пропусках и перестановках букв и слогов в словах, в заменах одних букв другими, перестановках слогов в слове, в добавление букв или слогов, недописывании окончаний слов, в «зеркальном» написании букв,слитно написании слов, предлогов со словами;

 Ошибки делают все люди, но дети с дисграфией допускают много ошибок, эти ошибки носят стойкий характер и плохо поддаются коррекции.

          Основными задачами коррекционной работы с детьми являются:

1.  формирование полноценных фонематических процессов

2. формирование представлений о звуко-буквенном составе слов

3.формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова

4. коррекция дефектов произношения звуков(если таковые имеются)

Методы и продолжительность коррекционной работы зависят от причин, лежащих в основе нарушения письма.