ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ УРОКОВ ИЗО

Елена Николаевна Бердник

Предварительный просмотр:

Урок №    1                      Класс: 1                       ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО               Дата:  «___» «___________» 20     год.

Тема: Изображения всюду вокруг нас. Урок – игра, наблюдение.

Цели урока:

1. Познакомить с видами художественной деятельности; учить видеть и изображать; познакомить с правил ми и работы на уроке и материалами для уроков изобразительного искусства.

2. Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение, художественный вкус.

3. Воспитывать любовь и интерес к искусству в целом через уроки изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);
  • развитие способности к творческому самовыражению;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте.

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская. УУД (умение учиться).

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: создавая рисунок, использовать выразительные свойства художественного материала; уметь самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы, обдумать замысел, выбрать необходимый художественный материал; уметь оценивать результат своего труда.

Познавательные: освоение первичных знаний о мире пластических искусств; понимание значения и роли Мастера Изображения, Мастера Украшения, Мастера Постройки в изобразительном искусстве.

Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению; осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе признания своего «А» как гражданина России.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты  художественно-творческой деятельности.

Ход урока.

Содержание. Методические рекомендации.

Универсальные учебные действия

I. Орг. момент. Приветствие, посадка, настрой на работу на уроке. План урока:

1. Беседа «В жизни нас окружают всевозможные изображения. Они встречаются нам везде: дома, на улице, в школе».

2. Знакомство с братьями-мастерами, которые помогают нам рисовать, лепить, конструировать.

3. Мастер Изображения - это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг.

II. Проверка д/з.  Актуализация знаний. Проверка готовности к уроку.

- Прежде чем начать занятие, проверим, все  ли у вас готово к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности.

Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулировка учебной задачи.

- Ребята, сегодня на уроке вы узнаете о трех волшебниках-мастерах, помогающих всем желающим освоить и понять изобразительное искусство, познакомитесь с материалами, необходимыми для уроков изобразительного искусства, и основными правилами работы на уроке.

III. Введение в тему урока.

1. Эвристическая беседа (создание игрового контекста).

  • В жизни нас окружают всевозможные изображения. Они встречаются нам везде: дома, на улице, в школе. Что представлено на нашей выставке? (Картинки, фотографии, иллюстрации к книгам, керамические изделия, шкатулки.)
  • Красивым все вокруг постарались сделать три мастера: Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки. Без них все было бы унылым и некрасивым. А как вы думаете, почему у них такие имена?

2.Работа по учебнику.

Первичное восприятие изображений: слушать учителя, следить по тексту, выражать свое отношение к произведениям искусства.

  • Откройте учебники на с. 10. Что вы видите? (Рекламные плакаты, скульптуры, витражи, мозаичные панно, расписную посуду, красочно иллюстрированные книги.)
  • Вас приветствует добрый волшебник - Мастер Изображения. Он научит вас рисовать и лепить. С остальными мастерами вы познакомитесь позже.

Перед вами детские книги (показывает). Какие они?

- Посмотрите внимательно на иллюстрации. Что вы увидели?

  • Это постарались художники, чтобы книги были красивыми. Представьте, как выглядели бы книги, если бы в них совсем не было иллюстраций. Интересно было бы их читать? Могли бы ребятишки наглядно увидеть то, о чем поведал автор, книги? Мастер Изображения - это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг. Сравните фотографию животного и рисунок этого животного. Что вы заметили?
  • Перед вами скульптуры, керамические изделия, игрушки, изделия из дерева. Они красиво оформлены? Это постарались мастера изобразительного искусства.

Послушайте стихотворение-загадку (расширение познавательной сферы, развитие логического мышления):

Мы рисуем, украшаем, строим.

Нам ничего это не стоит:

Взмахнуть волшебной кистью,

Украсить ткань, игрушку, мебель,

Построить уникальные дома,

И радовать людей

Своим присутствием всегда.

Живем мы вместе, дружно.

Волшебниками все считают нас.

И мы придем, когда кому-то нужно,

И сделаем прекрасным мир наш в тот же час.

  • Вы догадались, о ком идет речь?
  • В загадке-стихотворении говорилось о мастерах-волшебниках, которые могут сделать наш мир еще прекрасней. Кто из вас запомнил, как зовут мастеров?

- Вы сегодня тоже побываете в роли волшебников и нарисуете свои рисунки, но для этого нужно познакомиться с правилами работы на уроках изобразительного искусства и с материалами, которые вы будете использовать.

Физкультминутка

Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.

Рисовали, рисовали, Наши пальчики устали. Наши пальчики встряхнем, Рисовать опять начнем. Ноги вместе, ноги врозь, Заколачиваем гвоздь.

Знакомство с материалом.

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

- Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие материалы вам будут нужны для уроков изобразительного искусства (расширение познавательной сферы, развитие логического мышления):

1. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, .(карандаш).

2. Палочки волшебные Есть у меня, друзья, Палочками этими Рисует детвора: Башню, дом и самолет И большущий пароход! (Цветные карандаши.)

3. Утром в школу я иду, Принадлежности беру. На плечах несу свой дом, А в нем - для рисования.(альбом).

4. Два кольца, два конца,  посередине гвоздик.(Ножницы)

5. Над бумажным листом Она машет нам хвостом. И не просто машет, А бумагу мажет. Красит в разные цвета. Ух, какая красота! (Кисточка.)

- Молодцы, вы правильно отгадали загадки, эти предметы нам понадобятся для уроков, но это еще не все. Откройте с. 12 и 13 учебника. Рассмотрите материалы для уроков изобразительного
искусства. Какие предметы вы видите? Назовите их.

Гуашь - это непрозрачная густая краска. На слайдах вы видите многообразие гуаши, работы художников, выполненные этим материалом. (Мультимедийная презентация.)

Акварель - прозрачная краска. Для работы с акварелью используют воду.

Для смешивания красок необходима палитра, но можно применять для этого крышку от коробочки с красками. (Мультимедийная презентация.)

-Нам необходимы различные кисточки: плоские и круглые. Посмотрите, как ими пользоваться. (Показывает.)

-Рисовать можно и цветными карандашами, и мелками, и фломастерами. (Мультимедийная презентация.)

-В своих учебниках вы уже видели работы детей, выполненные этими материалами. Назовите, что еще будем использовать на уроках. (Ответы детей.)

-Для работы нам понадобятся не только гуашь и акварель, но и белая и цветная бумага, клей, ножницы, пластилин, Ведь изобразительное творчество тесно связано с аппликацией, лепкой, прекрасно совмещает рисование и декоративно-прикладные виды деятельности.

Правила организации рабочего места:

1)Размещать все материалы на рабочем столе нужно так, чтобы было удобно выполнять работу.

2) Если работаешь гуашью или акварелью, то необходимо иметь баночку для воды и палитру. Акварельные краски нужно заранее смачивать водой.

  1. Чтобы не испачкать работу, нужно иметь тряпочку, которой можно промокнуть кисточку от лишней воды и краски.
  2. При работе с пластилином нужны дощечка, стеки и сухая тряпочка.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

- Я предлагаю вам нарисовать то, что вы лучше всего умеете и любите рисовать. Сегодня на уроке можно использовать те художественные материалы, которыми вам больше всего нравится рисовать.

Целеполагание: самостоятельно ставит цель предстоящей работы, обдумывает замысел, выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл произведения, оценивает результат своего труда.

V. Закрепление материала. Рефлексия.

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение. На доске демонстрируются лучшие работы.

- Вы очень старались, молодцы. Очень хорошо, что на нашей выставке представлены рисунки с разными сюжетами и выполненные различными художественными материалами.

2.Обобщение материала, изученного на уроке.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Чему учит нас Мастер Изображения?

3.Уборка рабочего места.

VI. Итог урока. Вопросы учеников. Выставление оценок.

VII. Д/з. Стр.2 - 13 , читать. Дорисовать рисунок.

Личностные УУД: развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. 

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение рассуждать о многообразии изображений в жизни человека и общества.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД: умение рационально организовывать свое рабочее место.

Личностные результаты также проявляются в умении правильно организовать свое рабочее место.

Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название своему рисунку, планирует способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивает результат своего труда; спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности.

Предметные УУД: демонстрирует умение работать художественными материалами.

Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценка усвоения содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающая личностный моральный выбор.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы.

Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Образовательные ресурсы:

•        информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

  • Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Йеменского. - М.: Просвещение, 2011;
  • Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010;
  • зрительный ряд: керамические изделия с различными изображениями, иллюстрированные книги, шкатулки, открытки и др.; мультимедийная презентация;
  • художественные материалы: гуашь, кисти;
  • литературный ряд: стихи, загадки.



Предварительный просмотр:

Урок  №    2                  Класс:    1            ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО                         

Дата:  «___» «___________» 20     год.

Тема: Мастер Изображения учит видеть. Урок – путешествие.

Цели урока:

1. Развивать наблюдательность и аналитические возможности глаза; помочь овладеть умениями, навыками, способами художественной деятельности; познакомить с понятием «форма».

2. Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение, художественный вкус.

3. Воспитывать любовь и интерес к искусству в целом через уроки изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);
  • развитие способности к творческому самовыражению;
  • развитие наблюдательности и творческого воображения;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная, творческая мастерская.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: создавая рисунок, использовать выразительные свойства художественного материала; уметь самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, выбирать необходимый художественный материал; уметь оценивать результат своего труда.

Познавательные: развитие наблюдательности и аналитических способностей, знакомство с понятием «форма» в изобразительном искусстве; самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи, поставленной на уроке (изображение сказочного леса). 

Личностные: формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Ход урока.

Содержание. Методические рекомендации.

Универсальные учебные действия

План урока.

  1. Беседа «Мастер Изображения учит видеть».
  2. Осенний пейзаж. Мастер Изображения - это художник, который передает в своих произведениях то, что видит вокруг.
  3. Творческая практическая деятельность учащихся: изобразить сказочный лес.

I. Орг. момент. Приветствие, посадка, настрой на работу на уроке. Проверка готовности к уроку.

1.Приветствие.Пришли ребята в светлый класс, И вы поздравьте нас сейчас: Учились мы читать, писать, Учиться будем рисовать.

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи. 

- Тема нашего урока - «Мастер Изображения учит видеть». Сегодня вы попытаетесь увидеть в самом обыкновенном предмете что-то необычное, особенное. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на предмет, но ничего не замечают. А вокруг столько, интересного! Вы будете развивать свою наблюдательность и узнаете, что такое «форма».

III. Введение в тему урока.

  1. БЕСЕДА
  2. Вы готовы к путешествию в осенний лес?
  3. Мы с вами были на экскурсии. Что вы можете сказать о природе осенью? (Ответы детей.)
  4. Да, природа осенью очень красива. Все ли ребята это заметили? Послушайте отрывок из стихотворения.

ЛИСТОПАД Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной... И. Бунин

  1. Как вы понимаете выражение «терем расписной»? Кто расписал терем? О каком тереме идет речь?
  2. Что за цвета: лиловый, золотой, багряный? (Лиловый - цвет сирени, фиалки; золотой - блестяще-желтый; багряный - темно-красный.)
  3. Вы видели в природе листья такого цвета?
  4. Посмотрите на доску. Это осенний пейзаж. Вам знакомо слово «пейзаж»?
  5. Вот как о нем говорит поэт А. Кушнер:

Если видишь, на картине Нарисована река, Или ель и белый иней, Или сад и облака, Или снежная равнина, Или поле и шалаш, Обязательно картина Называется «пейзаж».

- Сравните рисунок и эти строки. Вы согласны с автором стихотворения? Так что же такое пейзаж?

  1. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ

Откройте учебник на с. 14. На что похожи опавшие листья? Посмотрите, как прекрасен ковер из осенних листьев в лесу.

Почему люди сравнивают опавшие на землю листья с ковром?

Какие краски выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени?

Послушайте еще одно стихотворение, которое называется «Осень», и подумайте, какие краски «разводила осень». Можно ли осень назвать художником?

ОСЕНЬ Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила: Пожелтел орешник, и зарделись клены Пурпуром осенним, только дуб зеленый. Утешает осень: «Не жалейте лето! Посмотрите - роща золотом одета!» 3. Федоровская Учитель повторяет вопросы, заданные перед прочтением.

Так какие же краски разводила осень?

Какие цвета вам не известны?

Как вы понимаете слова «зарделись», «пурпур»? (Покраснели; пурпур - ярко-красный цвет.)

Можно ли осень назвать художником? (Ответы детей.)

Обратите внимание на иллюстрации на с. 15. На что похожи капли дождя на листьях растений? (На сверкающие драгоценные камни.) (Сравнительный анализ.)

Что вы разглядели на коре дерева? (Изображение лица человека.)

Как вы думаете, чтобы это заметить, нужно ли уметь видеть и учиться видеть в обыкновенных предметах что-то особенное?

Каждый из вас увидел свой образ при разглядывании коры дерева. Рассматривая осенние листья, что вы можете о них сказать: одинаковой ли они формы, цвета?

Какой формы листья? (Треугольной, овальной, круглой.) (Знакомство с геометрическими формами.)

На что похожи листья? (На маленькое деревце.) (Сравнительный анализ.)

Сравните с аппликацией. Какой формы деревья? Похожи они на листочки, которые вы только что рассматривали?

Листья каких деревьев вы собрали на экскурсии?

Какой формы деревья? (Ответы детей.)

Оказывается, деревья тоже бывают разные по форме. А какого цвета листья на осенних деревьях?

Что вы увидели, путешествуя в сказочный лес, который нарисовали дети на с. 17 учебника?

  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Дети выполняют те движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.        Поднимают руки вверх.

Дунул ветер - полетели.        Движения руками

Мы летели, мы летели        из стороны в сторону.

И на землю тихо сели.        Приседают.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.        Кружатся на месте.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.        Садятся по местам.

  1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИСУНОК

Чтобы изобразить сказочный лес из деревьев, похожих на листья, мы сначала научимся рисовать листья.

Разместим листья на плоскости бумаги. Отметим высоту и ширину. Определим форму. На что похож лист ивы?

Расширение познавательной сферы: осуществляется анализ, сравнение; делаются умозаключения, выводы в словесной форме.

Лист ивы можно вписать в прямоугольник. А на какую геометрическую форму похож лист сирени? (Ответы детей.)

Правильно, лист сирени похож на треугольник.

На какой листик похож лист осины? (На лист сирени.)

Лист осины похож на сиреневый лист, но он имеет волнистые края.

Нарисуем геометрические формы и впишем туда похожие по форме листья. Чтобы лист получился красивым, необходимо посередине геометрической формы провести линию. У листика осины нарисуем волнистые края.

Перед вами образцы листьев. Окрасьте их в нужные цвета.

Некоторые листья не однотонные, а сочетают несколько разных цветов. Какие мы видим оттенки? В каждый листочек добавим эти дополнительные оттенки. (Показ.)

Когда вы будете рисовать свой «сказочный лес», пофантазируйте, окрасьте свои листья в нарядные цвета.

IV. Творческая практическая деятельность учащихся.

Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья. Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему?

Вспомните стихи об осени, репродукции осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы.

V. Итог урока. Рефлексия. Вопросы учеников. Выставление оценок.

1. Выставка работ учащихся. Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.

2. Обсуждение цветовой гаммы, формы листьев.

Чему учились сегодня на уроке? (Рисовать листья различной формы, изображать сказочный лес.)

Что нового узнали? (Узнали о форме листьев, познакомились с Мастером Изображения.)

3. Уборка рабочего места.

VII. Д/з. Стр. 14 – 20  , читать. Дорисовать рисунок.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД складываются ш процессе рассуждений и диалога «учитель - ученик»,

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (умение сравнивать, анализировать); умение работать с учебной книгой - осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Знакомство с новыми определениями цвета красок.

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на движения учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Познавательные УУД: в процессе анализа, сравнения, наблюдения за действиями учителя происходит понимание строения, формы и цвета осенних листьев.

Регулятивные УУД: самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, придумывает название рисунку, оценивает результат своего труда.

Предметные УУД: демонстрирует умение в использовании образного языка изобразительного искусства: цвет, форма, композиция.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы.

Регулятивные УУД: сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Образовательные ресурсы:

информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

  • Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Йеменского. - М. : Просвещение, 2011;
  • Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам но изобразительному искусству.   1-4 классы  :  пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Йеменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010;

зрительный ряд: мультимедийная презентация (авторская);детские работы, выполненные в технике аппликации; осенние листья;

  • художественные материалы: гуашь, кисти;
  • литературный ряд: стихи, загадки;
  • музыкальный ряд: сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных».



Предварительный просмотр:

Урок  №      3                  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО                         Класс:    1            Дата:  «___» «___________» 20     год.

Тема: Изображать можно пятном. Урок – сказка.

Цели урока:

1. Помочь овладеть первичными навыками изображения на плоскости; учить использовать пятно как одно из главных средств изображения; развивать воображение и аналитические возможности глаза.

2. Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение, художественный вкус.

3. Воспитывать любовь и интерес к искусству в целом через уроки изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • формирование навыков работы краской одного цвета;
  • развитие воображения и аналитических возможностей глаза;
  • развитие способности к творческому самовыражению.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: создает рисунок на основе пятна неопределенной формы, использует свою фантазию и творческое воображение, оценивает результат своего труда.

Познавательные: развитие воображения и аналитических возможностей глаза; знакомство с пятном - одним из главных средств изображения.

Личностные: овладение первичными навыками изображения на плоскости, формирование навыков работы красками, умение использовать пятно для достижения своего замысла; проявление авторского стиля; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Ход урока.

Содержание. Методические рекомендации. Универсальные учебные действия.

План урока

  1. Рассказ учителя «Тень - пример пятна в реальной жизни».
  2. «Сказка про кляксу». Творческая практическая деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

ШКОЛЬНИКУ НА ПАМЯТЬ Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд, Управлять машиной в поле Иль вести машину ввысь -Хорошо работай в школе, Добросовестно учись. С. Маршак

 Проверка готовности учащихся к уроку.

П. Повторение изученного материала.

Познавательные и коммуникативные УУД.

С каким мастером мы познакомились? (С Мастером Изображения.)

Чему учил нас Мастер Изображения на прошлом уроке? (Он учил нас видеть, подмечать в обычных предметах что-то интересное, особенное.)

Еще мы с вами учились сравнивать форму листьев и деревьев. Давайте рассмотрим изображения животных на с. 18 и 19. Сравните форму разных животных. Чем они отличаются друг от друга? Что общего?

III. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Сегодня на уроке вы научитесь изображать предметы не обычным способом. Каким, вы узнаете позже, а поможет нам Мастер. .. (Дети отвечают: «Изображения».)

IV.«Сказка про Кляксу». Введение в тему урока.

1. Эвристическая беседа.

Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Вы любите сказки? Послушайте внимательно одну интересную сказку, написанную автором учебника. (Читает.)

О чем эта сказка? Почему Клякса считала себя несчастной? (Ее огорчила бумага.) Кто согласился помочь Кляксе? (Мастер Изображения.)Как вы думаете, в кого превратилась Клякса-пятно?

Дети высказывают свои предположения.

V. Педагогический рисунок.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Учитель демонстрирует изображение Винни-Пуха с шариком, полученное из пятна.

Давайте попробуем пофантазировать! Я сейчас тоже сделаю пятно на бумаге темной краской и попробую кого-нибудь дорисовать. Беру фломастер и дорисовываю. (Показывает на доске.)

Кто получился у меня? А кого еще можно было бы дорисовать? При помощи чего можно изображать различные предметы, животных, птиц? (При помощи пятна.) Вот вы и узнали еще один секрет Мастера Изображения -изображение пятном.

VI. Работа по учебнику.

Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой -осуществлять поиск и сравнивать рисунки разных художников, выполненные приемом изображения пятном.

Рассмотрите рисунки на с. 21. Какие зверушки получились из обычного пятна? (Собачка, зайчик.)

На нашей выставке книг есть книги Е. Чарушина «Тюпа, Томка и сорока», «Про Томку» и другие. Иллюстрации к книге нарисовал сам автор. Он воспользовался приемом изображения пятном. Посмотрите, какие забавные зверушки получились!

Сравните работы художников на с. 22-23.

Обратите внимание, что тень на стене от руки - это тоже пятно.

Каких зверушек изображают люди?

Вывод: изображение пятном - это интересный и своеобразный прием изображения, позволяющий вообразить, где в природе можно увидеть что-либо подобное, пофантазировать, дорисовать.

Физкультминутка

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действии на уровне адекватной оценки.

Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.

Каждый день по утрам Делаем зарядку, Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, Руки поднимать,        .

Приседать и вставать, Прыгать и скакать!        

VII. Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные УУД: демонстрирует умение изображения пятном при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала.

Личностные УУД: демонстрирует способность моделировать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию; ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Хотите ли вы научиться изображать пятном?

Вспомним правила работы кистью, краской и водой. Сделайте пятно на листе бумаге и превратите его в изображение зверушки, дорисовав ему лапы, хвост, уши, то есть все что необходимо, чтобы разглядеть в вашем рисунке этого зверя. Дорисовывать можно черным фломастером.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок.

Молодцы, все постарались. Получилось много разных зверушек. Вам понравилось рисовать пятном?

2.Обобщение.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились? (Учились изображать пятном.)

3.Уборка рабочего места.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Образовательные ресурсы:

  • информационно-методическое обеспечение педагогическойсистемы урочной деятельности:
  • Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Йеменского. - М.: Просвещение, 2011;
  • Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010;

  • художественные материалы: гуашь, альбом;
  • зрительный ряд: фотографии животных; выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина, мультимедийная презентация.


Предварительный просмотр:

Урок  №   4                     ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО                         Класс:    1            Дата:  «___» «___________» 20     год.

Тема: Изображать можно в объеме. Урок – игра.

Цели урока:

1. Помочь овладеть навыками работы с пластилином (изображение в объеме пластическим способом); дать представление об использовании объемности как средства изображения; развивать воображение и аналитические способности глаза, поэтическое видение.

2. Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение, художественный вкус.

3. Воспитывать любовь и интерес к искусству в целом через уроки изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • формирование навыков работы пластическими материалами;
  • развитие способности к творческому самовыражению;
  • развитие наблюдательности и творческого воображения.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: создает скульптуру, используя выразительные свойства художественного материала (пластилина), оценивает результат своего труда.

Познавательные: понимает значение и роль Мастера Изображения в создании объемных произведений искусства. Сравнивает объемные и плоскостные изображения.

Личностные: умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности объем, для достижения своего замысла; приобретает навыки работы пластилином; повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя, рассуждать о художественных особенностях произведений; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.    

Ход урока.

Содержание. Методические рекомендации. Универсальные учебные действия.

План урока

  1. Беседа «Изображение в объеме. Художники-скульпторы».
  2. Обучение приемам работы с пластилином.

3. «Изображать можно в объеме». Творческая практическая деятельность учащихся.

1. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

1.Приветствие. Вот опять звенит звонок, Начинается урок!

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

П. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

При помощи чего вы учились изображать на прошлом уроке?

Сегодня я помогу вам узнать об изображении в объеме, научу вас изображать различных животных из пластилина. Вы сможете побыть в роли настоящих художников-скульпторов.

III. «Плоскость и обьём». Введение в тему урока.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

1. Эвристическая беседа.

До сегодняшнего урока вы рисовали на альбомных листах, или на плоскости. Оказывается, изображать что-либо можно не только на плоскости, но и в объеме. Кто знает, что такое объем?

Объем - это такая форма предмета, которую можно рассматривать с разных сторон, обходить, даже обнимать. Такую подсказку нам предлагает Мастер Изображения.

Мультимедийная презентация.

Посмотрите на экран. Что вы видите на картинке? (Геометрические фигуры.) Чем они отличаются? (Плоскостные и объемные.) Какие фигуры можно рассмотреть с разных сторон, подержать в руках? (Объемные.) Сейчас у вас есть такая возможность.

Дети рассматривают объемные фигуры. Рассмотрим иллюстрации в учебнике на с. 24 и 25.

2.Работа по учебнику. (стр. 24 – 26)

Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой -осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

На что похожи корни и ветви растений? (На сказочных животных.) Как вы думаете, это объемное изображение? (Да.) Художники-скульпторы создают уникальные произведения искусства. Вы убедились в этом, рассматривая их произведения.Какие изображения они создают? (Объемные изображения.)

-Отгадайте з а г а д к у:Что за диво, посмотри: Плывут по небу корабли, Легкие, пушистые, Могут измениться, В зверей превратиться. Что это?(Облака.)

Кто из вас наблюдал за облаками? Чей облик вам виделся в облаках? Рассмотрите фотографию на с. 25 учебника. Кого вам напоминают эти скалы? Встречали ли вы в природе скалы, камни или другие предметы, напоминающие живые существа? Послушайте сказку о камешках Мастера Изображения. (Читает.)

Какая мечта была у камешков? Как вы думаете, превратились ли они в кого-нибудь? Можно ли комок пластилина превратить в зверушку? Какое это будет изображение? (Объемное.)

Физкультминутка

Упражнение для рук.

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.

Вот помощники мои, Их как хочешь поверни.        .По дороге белой, гладкой Скачут пальцы, как лошадки.        

Чок-чок-чок, чок-чок-чок, Скачет резвый табунок.        

IV. Показ учителем приемов работы с пластилином.

Познавательные УУД.

Сегодня вы будете работать с пластилином. Хотите хоть на миг превратиться в волшебников? Предлагаю вам сотворить чудо: сделать из комочка пластилина зверушку.

Разомните пластилин. В ваших руках комок пластилина легко изменит форму путем вытягивания. Например, когда вам нужно будет вылепить шею, туловище, лапы зверушки, нужно воспользоваться приемом вытягивания, а путем вдавливания можно изобразить глаза, рот, нос и др. Вытянутую форму можно заломить и сделать защипы. Такой способ лепки называется пластическим.

Учитель напоминает детям этапы и правила работы с пластилином.

V. Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные УУД. демонстрирует умение изображения пятном при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала.

 Личностные УУД. демонстрирует способность моделировать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию; ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке.

Прежде чем вы начнете лепить своих зверушек, давайте посмотрим на скульптуры животных, выполненные нашим известным скульптором Е. Ватагиным. Мультимедийная презентация.

Посмотрите рисунки на с. 26 учебника. Как справились с заданием другие ребята.? Каких зверушек они лепили?

Кого хотите вылепить вы?

VI. Итог урока. Рефлексия.

1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.
Личностные УУД. оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок. У всех получились замечательные зверушки. Это потому, что вы воспользовались советами по работе с пластилином, правильно выполняли приемы пластилиновой техники.

2.Обобщение.
Коммуникативные УУД. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились?

Что нового вы узнали на уроке? (Изображение может быть объемным.) Чему учились на уроке? (Изображать фигуры животных из пластилина. Лепить пластическим способом.)

3.Уборка рабочего места. Личностные УУД. ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Образовательные ресурсы:

        информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

  • Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Йеменского. - М.: Просвещение, 2011;
  • Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1—4 классы : пособие для учителя / Б. М. Йеменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010;

  • художественные материалы: пластилин, стеки, дощечка, сухая тряпочка;
  • зрительный ряд: рисунки и фотографии с изображением природных объемов выразительных форм; настоящие камешки, форма которых напоминает изображение каких-либо предметов; мультимедийная презентация (авторская);

литературный ряд: загадки.



Предварительный просмотр:

Урок  №     5                   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО                         Класс:    1            .                                          Дата:  «___» «___________» 20     год.

Тема: Изображать можно линией. Урок – игра

Цели урока:

1. Развивать умение видеть линии в природе; учить изображать линией на плоскости; развивать воображение.

2. Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение, художественный вкус.

3. Воспитывать любовь и интерес к искусству в целом через уроки изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • формирование умений и навыков работы графическими материалами;
  • развитие способности к творческому самовыражению.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: создает рисунок, используя выразительные возможности линии, находит необходимый художественный материал; оценивает результат своего труда.

Познавательные: понимание многообразия выразительных возможностей линии в изобразительном искусстве.

Личностные: развивает умение видеть линии в природе, умение использовать образный язык изобразительного искусства, в частности линию, для достижения своего замысла; повышает культуру речевого общения; развивает способности к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Ход урока.

Содержание. Методические рекомендации. Универсальные учебные действия.

План урока

1. Беседа «Линией можно рассказывать; повествовательные возможности линии».

  1. Наблюдение линий в природе. Линейные изображения.
  2. Творческая практическая деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

Личностные УУД. : развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

Проверка готовности учащихся к уроку.

П. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Сегодня на уроке мастер-волшебник познакомит нас с тем, как можно изображать линией на плоскости. Вы узнаете, что такое линия.

III. «Какие бывают линии». Введение в тему урока.

1. Эвристическая беседа. Познавательные УУД. стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Какому способу изображения предметов вы учились на прошлом уроке? (Изображать предметы в объеме.)

Что такое объем? Приведите примеры объемного изображения. Посмотрите и скажите, что я сейчас сделала. (Проводит мелом линию на доске.) Да, я провела линию. Линию можно провести не только мелом на доске; карандаш, ручка, фломастер тоже оставляют на бумаге след - это и есть линия.

Какие бывают линии? (Прямые, кривые, наклонные и т. д.) Да, линии бывают разными. Что напоминают линии в природе?
Мультимедийная презентация.

2.Работа по учебнику.

Рассмотрите фотографии на с. 29 учебника. Что напоминают линии? (Ветви деревьев.) Что вы видите на слайдах? (Пейзажи.) Что в пейзаже напоминают линии? (Стволы деревьев, травы, ветви, цветы и др.) Это графическая работа художника. Рисунок тушью, карандашом или углем называется графикой. В графических рисунках мы видим изображение линией. Линии бывают длинные и короткие, толстые и тонкие, прямые и кривые. Когда вы были маленькими и не умели рисовать так, как сейчас, вы рисовали путаницу из линий.

IV. Показ учителем на листе бумаги линейных изображений.

 Познавательные УУД.

Посмотрите, какую путаницу я сделала. ПУТАНИЦА Рады, рады, рады Светлые березы, И на них от радости

Вырастают розы. Рады, рады, рады Темные осины, И на них от радости Растут апельсины. То не дождь пошел из облака И не град, То посыпался из облака Виноград. И вороны над полями Вдруг запели соловьями. К. Чуковский

Какая путаница произошла? Посмотрите внимательно на эту путаницу и скажите, что можно дорисовать, чтобы получилось какое-то изображение? (Предположения детей.)

Я дорисовала хвост, лапы - у меня получился кот.

Физкультминутка

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Дети имитируют дуновения ветра, наклоняя туловище то в одну сторону, то в другую. На слова «тише» дети приседают, на слова «выше» выпрямляются и поднимают руки верх.

ВЕТЕР Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше.

V. Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные УУД. демонстрирует умение изображения линией при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала.

Попробуйте и вы нарисовать путаницу из линий или попросите своего соседа нарисовать вам в альбоме такую путаницу.

Дети рисуют.

Рассмотрите внимательно путаницу и постарайтесь обнаружить в ней какое-нибудь изображение. Дорисуйте так, чтобы получилось изображение какого-либо предмета. Используйте для этого черный фломастер или карандаш.

VI. Итог урока. Рефлексия.

1.Выставка работ учащихся и их обсуждение. Личностные УУД. оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок.

Изображение каких предметов у вас получилось?

Расскажите о своих рисунках.

2. Обобщение.
Коммуникативные УУД. умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что нового вы узнали на уроке?

3. Уборка рабочего места. Личностные УУД. ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Образовательные ресурсы:

•        информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

  • Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Йеменского. - М.: Просвещение, 2011;        
  • Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. \-А классы : пособие для учителя / Б. М. Йеменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010;

•        художественные материалы: карандаш, фломастер;

•        зрительный ряд: пейзажи (фотографии, образцы графики);
мультимедийная презентация (авторская);

  •  музыкальный ряд: песенки про детей;
  •  литературный ряд: веселые стихи с развитием действия (К. Чуковский, С. Михалков, А. Барто-и др.).


Предварительный просмотр:

Урок  №      6                  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО                         Класс:    1            Дата:  «___» «___________» 20     год.

Тема: Разноцветные краски. Урок – путешествие.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с гуашевыми красками; развивать умение пользоваться красками и получать новые цвета при их смешивании; формировать навыки самостоятельной организации рабочего места.

2. Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение, художественный вкус.

3. Воспитывать любовь и интерес к искусству в целом через уроки изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);
  • развитие способности к творческому самовыражению.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: создает рисунок, используя выразительные свойства художественного материала (акварели), оценивает результат своего труда.

Познавательные: эмоциональное и ассоциативное звучание каждого цвета для ребенка: что ему напоминает каждая краска?

Личностные: радость общения с красками; формирование навыков работы красками, умение использовать цвет для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения, развитие способностей к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников и учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности.

Ход урока.

Содержание. Методические рекомендации. Универсальные учебные действия.

План урока

  1. Рассказ об основных цветах.
  2. Беседа о составных цветах. Смешивание красок на палитре.
  3. Творческая практическая деятельность учащихся. Проба красок - создание «красочного коврика».

I. Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

Проверка готовности учащихся к уроку.

П. Повторение изученного материала.

Познавательные и коммуникативные УУД.

III. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 Основные и составные цвета. Введение в тему урока.

1. Эвристическая беседа.

Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Дети высказывают свои предположения.

Давайте представим, что исчезли все краски. Как скучно и грустно стало бы жить на нашей планете! А теперь рассмотрите свои краски. Назовите их цвета. Какие еще вы знаете цвета? Что напоминает вам цвет каждой краски? (Голубой - цвет неба; желтый - цвет солнца, цыпленка, подсолнуха; зеленый - цвет травы и листьев на деревьях; красным бывают закат, цветок и др.) Красивы все цвета красок! Какое настроение вы испытываете, когда начинаете рисовать или когда смотрите на краски? (Радостное, восторженное.) Почему? (Приятно смотреть на красивые разноцветные краски, они вызывают хорошее настроение.)

2. Правила работы.
Познавательные УУД.

Вы знаете, что есть три главных цвета? Кто может их назвать? Правильно! Это красный, желтый и синий. А вы знаете, что другие цвета красок можно получить путем смешивания главных цветов?

Для этого используют палитру. Это тоненькая дощечка, на которой смешивают краски. Она может быть прямоугольной или овальной формы, иногда с выемкой для большого пальца. Часто вместо палитры художники используют листок плотной бумаги. Вы тоже можете подбирать и смешивать краски на листе бумаги.

Для кисточек различного вида нужна баночка. В ней и будут находиться ваши кисточки, которые нужно ставить ворсом вверх. Воду в баночке необходимо менять, чтобы краски не загрязнялись.

Кисти для рисования бывают разными, они имеют свои номера. Чем кисточка толще, тем больше номер. Для работы хорошо иметь не одну кисточку, а несколько - тонкие и толстые. Чтобы не пачкать краски в баночках, кисть моют и вытирают чистой тряпочкой. Лишнюю воду тоже снимают тряпочкой.

3. Смешивание красок. (Познавательные УУД.)

А сейчас давайте экспериментировать. Положите перед собой лист бумаги, палитру. Мы знаем три основных цвета: красный, желтый, синий. А если нам нужно нарисовать оранжевый апельсин? Какие основные цвета нам нужно смешать? (Красный и желтый.) Нанесите на палитру красную краску, рядом желтую и аккуратно их перемешайте. Какой цвет получился? (Оранжевый.) Нанесите его на лист бумаги. Сравните с красным и желтым, что вы заметили? (Высказывания детей.) А как получить зеленый цвет, чтобы нарисовать листочек к нашему апельсину? Кто знает? (Ответы детей.) Смешаем синюю и желтую краску на палитре и можно рисовать листочек. (Рисуют.) Какой цвет получится, если смешать красную и синюю краски? Смешаем на палитре синюю и красную краски. У нас получился фиолетовый цвет. И рядом с апельсином можно нарисовать сочную сливу.

Работа по учебнику.

Познавательные УУД: умение работать с учебной книгой -осуществлять поиск и сравнивать рисунки разных художников.

Посмотрите детские работы на с. 32 и 33. Что вы можете сказать об этих работах? (Яркие, красивые, выполнены гуашью.) Какое настроение вызывают эти работы? (Высказывания детей.) Как можно назвать первую работу? (Пейзаж.) Что изображено на второй? Что вы можете сказать о красках, выбранных ребятами? Это смешанные краски? Как их получали? Вы заметили, какой еще цвет добавлен в работы? (Белый.) Если немного добавить белого цвета в краски и смешать, что получится? (Более светлые цвета.) Не забудьте, что кисточку сначала нужно опускать в воду, а затем брать немного краски. Чтобы изменить цвет, кисточку нужно мыть, а лишнюю воду промокнуть тряпочкой. (Выполняют) Посмотрите, что держит в руках Мастер Изображения? (Палитру.) Для чего нужна палитра? (На ней смешивают краски.) Зачем смешивают краски? (Чтобы получать новые цвета.)

Физкультминутка

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Дети стоят, вытянув руки вперед ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз. Приплыли тучи дождевые: Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые: Пей, рожь, пей!

И рожь, склонись к земле зеленой, Пьет, пьет, пьет. А теплый дождь неугомонный Льет, льет, льет.

IV. Педагогический рисунок.

Познавательные УУД.

  1. Расположите лист по горизонтали. Подумайте, какие узоры вы хотели бы нарисовать на своем коврике: цветы, листья, или геометрические фигуры, или какие-то другие предметы.
  2. Все элементы располагайте на одинаковом расстоянии друг от друга.

Например: мне захотелось нарисовать коврик с узорами растительного происхождения: это цветы, листочки, ягоды. Рисую волнистую линию, а на ней располагаю все элементы на одинаковом расстоянии.

  1. Края коврика разрисую волнистой линией.
  2. Беру гуашь. Её не надо заранее смачивать водой, как акварель. Гуашь - краска, которую используют при украшении каких-либо поверхностей, при выполнении декоративной работы.
  1. Раскрашиваю свой коврик.
  2. Можно на коврике нарисовать чередующиеся геометрические фигуры, например квадратики, и раскрасить различными цветами. Получится яркий, нарядный, разноцветный коврик.

Как вы уже знаете, для получения нужного цвета краски можно смешивать.

VII. Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные УУД: демонстрирует умение изображения пятном при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала.

Личностные УУД: демонстрирует способность моделировать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию; ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Послушайте стихотворение В. Берестова: И в десять лет, и в семь, и в пять Все люди любят рисовать. И каждый сразу нарисует Все, что его интересует: Далекий космос, ближний лес, Цветы, машины, пляски, сказки... Все нарисуем! Были б краски, Да лист бумаги на столе, Да мир в семье и на Земле! О чем это стихотворение? (О том, что все любят рисовать.) Что нужно для того, чтобы рисовать? (Краски, бумага.) Да, нужны разноцветные краски, бумага, кисточки, нужны мир в семье, на Земле и хорошее настроение - тогда все получится.

Используя все краски, нарисуйте красивый коврик.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок.

У вас получились замечательные коврики. Что помогло вам при рисовании? (Разноцветные краски.) Вы уже рисовали акварелью и гуашью. Сравните их. (Акварель - прозрачная, гуашь — непрозрачная, более плотная.)

2.Обобщение.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Чему мы учились на уроке? (Смешивать краски и получать новые; рисовать коврик.) Что нового узнали? (Как получать новые цвета, как работать с красками.)

3.Уборка рабочего места.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Образовательные ресурсы:

•        информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

  • Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Йеменского. - М. : Просвещение, 2011;
  • Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1—4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010;

  • художественные материалы: гуашь, кисти, альбом;
  • зрительный ряд: мультимедийная презентация (авторская);
  • литературный ряд: стихотворение В. Берестова.



Предварительный просмотр:

Урок  №       7                 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО                         Класс:    1            Дата:  «___» «___________» 20     год.

Тема: Изображать можно и то, что невидимо. Урок – наблюдение.

Цели урока:

1. Развивать умение изображать не только предметный мир, но и мир невидимый, мир наших чувств, настроений.

2. Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение, художественный вкус.

3. Воспитывать любовь и интерес к искусству в целом через уроки изобразительного искусства.

Задачи урока:

  • развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;
  • формирование навыков работы красками (гуашь, акварель);
  • развитие способности к творческому самовыражению.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; фронтальная и индивидуальная.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, использует выразительные свойства акварели, оценивает результат своего труда.        

Познавательные: понимает, что настроения и чувства человека можно выразить с помощью красок; цвет может быть грустным и веселым, радостным и тревожным.

Личностные: умеет использовать образный язык изобразительного искусства, в частности цвет и ритм, для достижения своего замысла; формирует навыки работы красками; придумывает название своему рисунку; развивает способности творческого самовыражения.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать одноклассников И учителя; обсуждает индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, рассуждает о художественных особенностях произведений, изображающих музыку.

Ход урока.

Содержание. Методические рекомендации. Универсальные учебные действия.

План урока

  1. Беседа «Мир наших чувств и настроений в изобразительном искусстве».
  2. Слушание музыкальных произведений. Беседа «Живописна ли музыка? Цвет в музыке».
  3. Творческая практическая деятельность учащихся.

Организационный момент.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о школе. Приветствие. Есть волшебные слова: Скажешь - сразу тишина. Будь внимательней, дружок, Начинается урок.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Сегодня на уроке мы будем учиться передавать при помощи красок свое настроение. Как вы думаете, можно ли это сделать? Еще попытаемся угадывать по рисунку настроение своих товарищей.

 Введение в тему урока.

1. Эвристическая беседа.

Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Дети высказывают свои предположения.

Звучите записи «Радостная песня». Солнце в небе светит, Радуются дети: Радуге и небу, Миру на Земле.

Ведь с друзьями вместе Жить нам интересней, Весело щебечут Птицы в вышине!

Припев. Хлопайте в ладоши, День такой хороший! Вдвое веселее, если рядом друг. Протяните руку, Улыбнитесь другу, И добрее станет сразу все вокруг

Каков характер этой песни? (Веселый.) Какие чувства возникали у вас во время слушания? Какое название можно придумать к этой песне? (Можно назвать ее «Радостная».) Давайте инсценируем припев песни.

Дети поют, хлопают в ладоши, протягивают друг другу руки, улыбаются.

Какое настроение вам передалось от этой песни? Какие картины вы бы нарисовали к ней? Послушайте отрывок из другой песни.

Звучит в записи песня «Скворушка».

Какая по характеру эта песня? (Грустная.) Какие чувства возникали у вас при прослушивании? (Печаль, огорчение, жалость.) Какие картины вы бы нарисовали к этой песне? Сравните два музыкальных произведения. Какое настроение навеяла песенка «Скворушка»? Можно ли это настроение изобразить на бумаге? Какие краски вы бы выбрали для рисования, если у вас хорошее настроение? Теперь просмотрите репродукции и рисунки, представленные на нашей выставке. Опишите те из них, которые вызывают у вас веселое настроение. Объясните свой выбор. А какие произведения побуждают к грусти, унынию? (Обсуждение работ.) На доске вы видите работы детей. Как вы думаете, какое настроение у них было, когда они рисовали? Почему вы так решили?

Какие краски использовали дети? (Яркие, светлые.)

Физкультминутка

Регулятивные УУД: осуществляет пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Дети выполняют движения, о которых говорится в стихотворении, повторяя за учителем слова.

КУЗНЕЧИКИ Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики! Прыг-скок, прыг-скок! Сядем, травушку покушаем, Тишину послушаем. Тише, тише, высоко, Прыгай на носках легко.

Творческая практическая деятельность учащихся.

Регулятивные УУД: демонстрирует умение изображения пятном при создании своего авторского рисунка, используя выразительные свойства художественного материала.

Личностные УУД: демонстрирует способность моделировать новые образы, проявляя творческое воображение и фантазию; ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно воспринимает оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненном рисунке.

Чтобы изобразить грусть или радость, не обязательно рисовать какой-либо предмет или явление. Вы можете изобразить все, что вам хочется цветом - своими красками.

Вы можете изобразить музыку, которую сегодня услышали, подобрав нужные цвета.

Пофантазируйте, и у вас обязательно получится нарисовать свое настроение.

 Итог урока. Рефлексия.

1.Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Регулятивные УУД: оценивает и анализирует результат своего труда, определяет то, что у него лучше всего получилось, а при необходимости вносит некоторые изменения в рисунок.

  • Кто из вас изображал хорошее, веселое настроение?
  • Кому из вас было грустно?
  • Определите по рисунку настроение вашего соседа.
  • Как вы догадались?
  • Какие краски вы использовали для хорошего настроения?
  • Какими красками изобразили грусть, печаль?
  • Почему выбрали именно это музыкальное произведение?
  • Кто из вас нарисовал картины к двум музыкальным произведениям?
  • Легко или сложно изобразить свое настроение, свое отношение к происходящему?

2.Обобщение.

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

  • Чему мы учились сегодня на уроке? (Изображать настроение.)
  • Что нового узнали? (Оказывается, можно изображать то, что не видно, но что чувствуешь.)

3.Уборка рабочего места.

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация в отношении к школе, учению и поведению в процессе учебной деятельности; соблюдает организованность, дисциплину на уроке, действует согласно памятке обращения с художественными материалами и в соответствии с правилами работы; сформировано умение организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Образовательные ресурсы:

•        информационно-методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности:

  • Неменская, Л. А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Неменская ; под ред. Б. М. Йеменского. - М. : Просвещение, 2011;
  • Неменский, Б. М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1—4 классы : пособие для учителя / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева. - М. : Просвещение, 2010;

  • художественные материалы: гуашь, кисти, альбом;
  • зрительный ряд: мультимедийная презентация (авторская);
  • музыкальный  ряд: мелодии радостные и грустные ( Запись песен « Радостная», « Скворушка»)