«Патриотическое воспитание дошкольников через подвижные игры в ДОО»

Полякова Наталия Ивановна

Патриотическое воспитание дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

 «Патриотическое воспитание дошкольников через подвижные игры в ДОО»

Актуальность:

Проблема воспитания патриотических чувств у  дошкольников в современных условиях развития общества приобретает особую актуальность.

В настоящее время в жизни нашего общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции, уважение к обычаям своего народанародному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Цель: Создавать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств через народные подвижные игры.

Задачи:

• приобщать детей к культурному богатству народов через традиции и обычаи, народные подвижные игры;

• воспитывать у детей чувства патриотизма, толерантности, гуманности по отношению к другим культурам;

• развивать выносливость, быстроту реакции, ловкость, координацию движений;

• совершенствовать спортивные умения и навыки;

• приучать соблюдать правила народной игры;

• создавать радостное, бодрое настроение;

• укреплять здоровье детей;

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО является: «Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОУ.

Основные задачи патриотического воспитания в детском саду:

– формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, станице, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;

– воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

– воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

          Особенностью системы работы по  патриотическому   воспитанию  старших  дошкольников  является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, изобразительной, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек.

И вот тут надо отметить, что в подвижных играх ребенок приобретает знакомство с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, известной среды, его окружающей. Подвижные игры являются ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития у него важных качеств: честности, правдивости, выдержки, дисциплины, товарищества.

Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Формирование патриотических чувств воспитанников дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов.

Неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников являются народные игры. В них отражается: 

  • образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, выдержке, находчивости.

Радость движения сочетается с духовным обогащением воспитанников. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей  обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку.

Главным моментом являются праздники, посвящённые Дню Защитника Отечества и Дню Победы, оказывающие наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей.

            Таким образом, благодаря совместной работе инструктора по физической культуре, музыкального руководителя и воспитателей, формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными, нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни.

Я, считаю, что физическая культура может внести свой вклад в решение этих задач, т. к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности.

Суть патриотического воспитания дошкольников сострит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена люблю к родной природе. Дому и семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей.

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что детство есть каждодневное открытие мира, поэтому оно должно стать для ребенка временем познания Человека и Отечества, их красоты и величия.

Патриотическое воспитание на занятиях физкультуры проходит через физические упражнения, русские народные игры.

 Сказки, пословицы, поговорки, народные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

            Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В ней ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт, в игре каждому приходиться добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замысли, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей. Игра –это также своеобразная школа для ребенка. В подвижных народных играх удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи. В играх - залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.

Народная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, которая является еще и средством обучения и воспитания.

Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Игры  вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Это позволяет использовать их при организации различных видов двигательной деятельности детей

Народные игры можно классифицировать следующим образом:

• по видовому отражению национальной культуры ;

• по интенсивности использования движений (Малой, средней, высокой интенсивности. Например, «Совушка»«У дедушки Трифона»«У медведя во бору»);

• по типу двигательного действия (Бег, прыжки, броски и ловля мяча и другие):

• по содержанию сложности и построению игры (простые, переходящие, командные);

• с учетом возрастных особенностей;

• по способу проведения (с водящим, без водящего);

• с предметами, сюжетные;

• по физическим качествам ;

• по отношению к структуре образовательной деятельности (для подготовительной, основной, заключительной части занятия);

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождающиеся неожиданными моментами, заманчивыми считалками, жеребьевками. Считалки, зачины дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор ведущего и точное выполнение правил, чему способствуют ритмичность, напевность, характерное скандирование считалок.

Народные игры в комплексе с другими  воспитательными средствами  представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только, как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков - их быте, труде и мировоззрении. Эти игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы календарные народные игры сделать достоянием наших дней.

Русские народные игры, в которые принято было играть во время проведения обрядовых праздников:

1. Рождественский сочельник – игры «Два мороза», «Масло», «Орешек»;

2. Зимние святки - игры «Бабка», «Гуськи», «Слепой козел», «Прялица»;

3. Масленица – игры «Каравай», «Горелки», «Горшки», «Лапти», «Пирог»,

«Салки», «Водить козла»;

4. Благовещение - игры «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Коршун»,

«Ласточки», «Огородник и воробей»;

5. Вербная неделя – игры «Верба-вербочка», «Захарка», «Мосток»;

6. Троица – игры «Венок», Водяной», «Горячее место»;

7. Пасха – игры «Солнышко-ведрышко», «Береза», Медом или сахаром»;

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярны такие игры, как «Русская лапта»«Жмурки»«Городки» «Горелки»«Уголки»«Гуси- лебеди»«Краски».

Народные игры  укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей. 

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость  движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них  устойчивое отношение к культуре родной страны,   создает  эмоционально-положительную основу для  развития патриотических чувств.

Литература:

  1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных  учреждений / авт.составитель Л.С.Куприна,  Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.:   «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  7. Корепанова, М.В. Методические рекомендации к программе социально_личностного развития детей дошкольного возраста / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. – М. : Баласс, 2007.
  8.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  9. Кенеман А.В. , Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» — М.: 1995, — 224 с.