Материалы участника муниципального конкурса педагогического мастерства -2021 в номинации "Воспитатель года"

Ибрагимова Елена Юрьевна

Материалы участника муниципального конкурса педагогического мастерства -2021 в номинации "Воспитатель года"

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПЕДАГОГА:   https://youtu.be/_pUTGjUf74s

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД38.35 КБ
Файл педагогическое эссе17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект комплексной организованной образовательной деятельности

по ФЭМП для подготовительной группы по теме:

«Путешествие по Ямалу»

Автор конспекта:  воспитатель МБДОУ «ДС «Дельфин» Ибрагимова Е. Ю.

Инновационная общеобразовательная программа ДОО: «От рождения до школы»

Задачи приоритетной образовательной области: развивать математические представления, логическое и творческое мышление.

Задачи ОО в интеграции:

Познавательное развитие:

-закреплять умение детей понимать отношения между числами в числовом ряду, выстраивать числовой ряд, пользоваться прямым и порядковым счётом в пределах 10,   называть предыдущее и последующее число;

-формировать навыки ориентирования и определения местоположения фигур на плоскости листа, развитие зрительного восприятия;

-развивать внимание, различные виды мышления (логическое, пространственное, образное, конструктивное), сообразительность, воображение;

-закреплять знание детей о геометрических фигурах;

- способствовать закреплению знаний о природе, эпосе и промышленности Ямала;

- совершенствовать умение преобразовывать схематичное изображение в рисунок.

Речевое развитие:

-расширять словарный запас;

-способствовать развитию умения свободно высказывать свои мысли;

Социально-коммуникативное развитие:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания, доброжелательное отношение друг к другу;

- умение договариваться работать в паре и в группе

Художественно-творческое развитие: развивать художественно-образное мышление, композиционное видение, мелкую моторику;

Предпосылки учебной деятельности: формировать умение слушать и слышать, выполнять инструкции взрослого, следовать правилам.

Оборудование для педагога: слайдовая презентация, интерактивная доска «Колибри», магнитная доска.

Оборудование для детей: «волшебная коробочка», схема нефтяной качалки, геометрические фигуры, простые и цветные карандаши, листы белой бумаги.

Предварительная работа: математические игры, игры  на развитие пространственного и логического мышления, беседы о природе, жителях  и промышленности  Ямала, чтение литературных произведений о севере, дидактические игры.

Время проведения

Содержание ОД

Образовательная область

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Организаци онный момент

Здравствуйте, рада снова вас видеть! Мария Ивановна, можно мне сегодня поиграть с вашими ребятами?

1 слайд

Я слышала, что вы очень хорошо знаете  математику.

С математикой, друзья,

Все знакомы: ты и я!

Математика вокруг.

Встанем все в широкий круг.

Два шажка пройдём налево,

А теперь один направо.

В центре круга соберёмся,

Один разик улыбнёмся,

Правым глазом подмигнём

И играть скорей начнём!

РР

ПР

беседа

художествен ное слово

слово

Создание условий для возникновения внутренней потребности, включения в учебно-игровую деятельность

Проявление любознательности

Постановка учебной задачи

2 слайд. Слышен звук сообщения.

В: Вы слышите? Что это за звук? Кажется, нам пришло сообщение.

Воспитатель читает  письмо.

3 слайд.

Здравствуйте, мои друзья!

долгожданная на севере Весна  я.

Случилась в тундре большая беда –

Лютой Зимы это дела:

Всё перепутала, всех напугала,

Снежную бурю на нас вновь наслала!

Если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь трудностей,

К нам на помощь поспешите

Тундру от беды спасите!

А вашим помощником будет

Радуги дар – волшебная коробочка.

В: Ну, что, ребята, поможем навести порядок в тундре? Ведь уже пришло время Весны. (Да, поможем!)

- Интересно, где  коробочку искать? Вы ничего необычного в группе не заметили?

(Дети находят коробочку, вынимают из неё три цвета радуги, раскладывают их на столе (красный, зелёный и фиолетовый).

В: Что это, ребята? (цвета радуги)

Сколько их? (три). А сколько должно быть? (семь). Остальные, наверное, зимними холодными ветрами унесло. Может быть, коробочка  нам поможет их вернуть? Только как?

(Предположения детей).

Верно, можно  совместить два диска по цветам!  Красный цвет уже есть. Какой же цвет у радуги следующий? Вспомните считалочку последовательности цветов. На первый звук начинается название нужного нам цвета.  

РР

ПР

СКР

ПР

РР

СКР

активизация речи

игра

художествен ное слово

сюрпризный момент

презентация

слово

«волшебная коробочка»

воспитывать эмоциональную отзывчивость, чувство сопереживания

Развивать сообразительность

умение принимать решение

обладает начальными знаниями о природном мире

Реализация учебной задачи

Дети совмещают оранжевые сектора, получается изображение оленя.

На  интерактивной доске изображение тундры, оленей, оленевода.

- Вот мы и оказались в тундре.

У оленевода после сильной метели разбежались все олени, а их было ровно 10. Как ему помочь?  (Нужно их найти).

Олени очень пугливые, подходить к интерактивной доске нужно по - одному и выстроить их по порядку от 1 до 10 в ряд.

(дети выстраивают оленей по порядку  на числовой линейке).

В.: Какой по счету стоит  олень с красной ленточкой на шее (пятый), с синий ленточкой (восьмой и т.д.)

В.: Соседи оленя 6 по счету? (слева 5, а справа 7 и т.д.)

После выполненного задания  появляется оранжевый  цвет радуги.

Совмещают жёлтые сектора, 

получается изображение стойбища.

5 слайд

-Волшебная коробочка привела нас в тундру, на стойбище.  Что это, ребята? (это чумы).  Маленький Эдейко в метель заблудился. Поможем ему найти его родной чум? У него в руке верёвка - тынзян, это значит, он из рода оленеводов.

В: Орнамент на каждом чуме, что - то означает, он вам и даст подсказку. Какой из них может принадлежать оленеводам? (предположения детей, находят чум, называют какой он по счёту и поясняют, почему выбрали именно его).

В.: На что похож орнамент первого чума? (это глухари), знатные охотники там живут. Знак солнца – четвертого чума, подсказывает, что там живёт шаман. Какой чум по счету с орнаментом  похожим на зубы щуки? Там живут хорошие рыбаки. А вот оленьи рога это чум оленевода, какой он по счету?

Вы справились с заданием! 

После выполненного задания  появляется жёлтый  цвет радуги.

Дети совмещают голубые сектора, 

получается изображение нефтяной качалки.

6 слайд. «Месторождение нефти»

В: Где  мы с вами очутились? Как называется эта установка, ребята?  (нефтяная качалка). Для чего она предназначена? (она предназначена для добычи нефти).

Но что-то здесь не так, нефтяная установка не работает! (Нужно её починить!) Чтобы быстрее починить установку, нужно поработать в парах.

Цвет, бейджиков подскажет, кто ваша пара.

Задание: выложите, «почините» установку с помощью геометрических фигур.  

В: Какие геометрические фигуры вы использовали для ремонта нефтяной качалки?

- Сколько вам понадобилось треугольников, квадратов, кругов и т.д.?

7 слайд. 

- Мы починили! Всё работает! Появляется голубой  цвет радуги.

СКР

ПР

РР

СКР

СКР

РР

ПР

РР

СКР

ПР

РР

ПР

РР

работа на интерактивной  доске «Колибри»

фиксирование результата

логическая игра « найди чум»

фиксирование результата

самостоятельная работа в парах

фиксирование результата

«волшебная коробочка»

интерактивная доска «Колибри»

«волшебная коробочка»

«волшебная коробочка»

презентация

закреплять умение детей пользоваться порядковым счетом в предел 10,   называть соседей числа  

развивать внимание, логическое мышление;

способствовать закреплению знаний об эпосе Ямала

Закреплять навыки ориентирования и определения местоположения фигур на плоскости листа.

Развивать внимание, различные виды мышления (пространственное, конструктивное), сообразительность, закрепить знание детей о геометрических фигурах

умение  рассуждать и делать вывод

умение выслушивать ответы товарищей, отвечать на заданные вопросы

умение выслушивать ответы товарищей, делать умозаключения, вывод

умение  работать со схемой,

ориентироваться на листе

Физминутка

Дети совмещают синие сектора,

получается изображение льдины.

8-12 слайды. Мы с вами оказались на берегу холодного Карского моря. Что вам о нём известно? (Оно всегда холодное). Здесь в любое время года не тает снег. Настоящее зимнее царство! Чтобы не замёрзнуть, нужно больше двигаться.

Физминутка-пальчиковая гимнастика 

«Льдинки-фигуры скорей сосчитай

Руками  движения ты выполняй!»

Сколько кругов,  столько раз наклони,

Сколько квадратов, их  поверни,

Сколько овалов,  шагаем на месте,

Пальцы сжимаем, дружно, все вместе.

Треугольников сколько,  столько раз хлопни в ладоши,

Помаши тюленю, он ведь хороший!

Появляется синий  цвет радуги.

СКР

ПР

РР

ФР

физическая активность

интерактивная физминутка

Развивать физическую активность, внимание.

Физическая разрядка

Практичес

кая часть

Ребята! Мы собрали все цвета радуги?  Сосчитайте их.

13 слайд

Весна улыбается, звучит мелодия.

В: Наше путешествие по Ямалу заканчивается, но  приключения продолжаются! Давайте присядем за столы попробуем вспомнить моменты нашего путешествия, и в элементах зарисовок оживить  картинки как художники,  отразив свои впечатления.

Воспитатель обращает внимание детей на один из элементов зарисовки, лист расположен на магнитной доске.

В.: Какое воспоминание о путешествии у вас вызывает этот элемент зарисовки?

- А дальше предлагаю вам самостоятельно оживить картинки, используя свою память, фантазию, воображение и конечно старание.

Детям предлагаются  графические и цветные карандаши, фломастеры, маркеры.

СКР

ПР

ХР

самостоятельная творческая деятельность

«волшебная коробочка»

графический карандаш,

лист бумаги

активизировать память,  творческое воображение  детей для  создания художественного образа

способность преобразовывать изображение

Рефлексия

Какие моменты ты изобразил? Какая  встреча тебе запомнилась? Тебе  удалось помочь Весне? Благодаря чему у нас всё получилось? Позже вы можете закончить свои рисунки и даже сделать из них книгу о путешествии по Ямалу.

Рефлексия проходит в момент зарисовки.

РР

активизация речи

слово

активизировать речь детей в самостоятельных высказываниях

способность к использованию диалога в общении со взрослым и сверстниками



Предварительный просмотр:

 Радужный мир детства

         эссе

В каждом из нас спит радуга. И нам непременно нужен кто-то, кто смог бы её разбудить. 

                              Ирина Залетаева

       В детстве все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. Замечали ли вы, как часто дети рисуют радугу, такую необыкновенную, очень яркую, большую, на пол-листа! Уверена, они, как и я, чувствуют ее особую притягательную, чарующую силу. Когда-то в детстве, во время прогулок, я всегда  восхищалась разноцветием окружающих меня красок. Потом, вернувшись домой, напитанная этими красками садилась рисовать, чтобы снова пережить прекрасные эмоции прошедшего дня.

С тех пор Радуга, символ счастья и надежды, стала неизменным спутником моей жизни. Не верите? Но едва ли может быть совпадением, когда  много лет назад я, молодой специалист, переступила порог изобразительной студии со значимым для меня названием «Радуга». Так началась моя педагогическая деятельность в детском саду «Дельфин».

Долгая работа в студии обогатила меня бесценным опытом общения с детьми, познанием их особенного внутреннего мира. Помогла мне понять, каким сильным волшебным действием обладает творчество в развитии личности ребенка и  его мировосприятия.

Время идет, и мир меняется. Теперь я воспитатель с багажом знаний! За эти годы я многое осознала и  переосмыслила. И поняла самое важное: выбор  пути  педагога для меня не был случайным! «Почему?» – спросите вы.

Потому что в  этой профессии всегда есть к чему стремиться! По моему мнению, современный воспитатель – это профессионал, всесторонне развитая личность, это человек, способный  и желающий постоянно учиться, совершенствоваться. Адольф  Дистервег, немецкий педагог, говорил: «…не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием». Кроме того профессия педагога требует  душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Воспитатель - это универсал. Он должен быть всегда готов ответить на любой вопрос ребенка, показать, объяснить, помочь,  успокоить, дать необходимые знания. Но еще важнее для него – процесс сотворения личности. Воспитатель обязан помочь каждому ребенку «разбудить радугу, которая в нем спит». На мой взгляд,  это значит помочь открыть ребенку  самого себя, помочь поверить ему в свои силы, в свои   творческие возможности. Необходимо научить малыша быть добрым и  открытым. Научить его быть счастливым. Есть такое выражение:  «тот, кто счастлив, сделает счастливыми и других».

Уже много лет мы, педагоги  России, работаем  по новым образовательным стандартам. Введение  ФГОС было связано не только с принятием Стратегии развития государства до 2020 года, но и с требованием времени. Поэтому и перед образованием были поставлены новые цели: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Таким образом, целью  дошкольного  образования стало развитие личности ребенка, а на первый план вышла идея приоритетности воспитания перед обучением.

Я  не совсем согласна с такой формулировкой приоритетности.

Разве изменился объем знаний и навыков, которыми должны владеть  выпускники детских садов? Нет.  Потому что он, этот объем, важен для успешного обучения в школе. Ребенок, владеющий знаниями, более уверен в себе, легче адаптируется  в новых условиях. Конечно, никто не оспаривает огромного значения воспитательного процесса личности. Но и отводить роль обучения на второй план не совсем правильно.  Николай Чернышевский писал: «Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны».

Современные образовательные  технологии позволяют успешно объединить воспитательный и образовательный процессы. Это хорошо известные сейчас технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии.

Я всегда нахожусь в поиске новых интересных форм работы. В моем «багаже» воспитателя есть и подборки слайдовых тематических презентаций, и методические разработки к занятиям, такие как «Лаборатория природы», «Родина – большая и малая», «Путешествие по Ямалу» и другие. Адольф Дистервег полагал, что человек рождается с задатками и развивает их в процессе своего познания. Эти задатки могут перерасти в способности, а потом уже и в талант. Он считал, что задача педагога – это пробудить тягу к самостоятельному познанию, чтобы «расшевелить» мозг. Этой же позиции придерживался и К.Д. Ушинский: «Ребёнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. В нём заложен инстинкт познания и исследования мира. Ребёнку нужно помочь развить и реализовать свои возможности».  Я полностью согласна с мнениями великих педагогов, так как простая передача истины в «исторической» форме, как было в прежнее время, является худшим процессом для познания. Я стараюсь давать детям не просто знания и истины, а мотивацию, цель, желание прийти к этим истинам.

Педагогической практикой и психологическими исследованиями доказано, что несформированный в дошкольные годы познавательный интерес может стать причиной "интеллектуальной пассивности" детей в школе.

Для того чтобы обучение детей было эффективным и приносило положительные результаты, я соблюдаю ряд принципов обучения:

Принцип обучения в игровой деятельности - известно, что ребенок гораздо охотнее занимается, если преподнести нужные знания в игровой ситуации.

Принцип заинтересованности -  вовлечение детей в процесс получения новых впечатлений с применением современных технологий, методов и приёмов.

Принцип наглядности особенно важен, потому что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление. Использование интерактивной доски, компьютерных игровых программ и других ИКТ-технологий помогает мне открыть перед детьми множество новых форм деятельности, новых представлений и возможностей проявить свою инициативу.

Основной формой организации процесса обучения в детском саду является непосредственно образовательная деятельность. Именно в учебном процессе создаются условия для усвоения достаточно сложных знаний, умений и навыков, способствующих формированию разных способностей детей. И моя задача, следуя утверждению К.Д.Ушинского, «сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным». Я всегда ответственно подхожу к подготовке каждого занятия, всегда продумываю мотивацию, ищу  интересный дополнительный материал, создаю презентации, делаю пособия своими руками, если есть в этом необходимость. У каждого педагога имеются свои находки, хитрости, которые рождаются в процессе приобретения опыта. И я в этом не исключение. У меня тоже есть своя педагогическая находка, которую мне помогло найти мое «радужное детство». Помните, в самом начале эссе я рассказывала о своей любви к ежедневным зарисовкам своих впечатлений? Сейчас я понимаю, что это были не столько рисунки, сколько  записи не умеющего ещё писать ребёнка.

Эту идею с зарисовками я начала использовать не так давно в разных видах непосредственно образовательной деятельности с детьми. Смысл моего педагогического приема заключается в том, чтобы ребята имели возможность самостоятельно еще раз переосмыслить то, что они узнали в процессе учебной деятельности и воплотить это в небольшой зарисовке в самом конце занятия. По моему мнению, это способствует активизации психологических процессов личности, приносит детям глубокое интеллектуальное удовлетворение. Во-первых, во время рисования у них идет активная «переработка» информации, ее уточнение. Во-вторых, ребенок выражает свое отношение к теме, к ее пониманию.  И в-третьих, передавая полученную информацию в зарисовке, она мощно укрепляется в его памяти. Такие зарисовки хранятся в индивидуальных папках каждого ребенка под названием «Дневник впечатлений». Этот прием способствует и самодисциплине ребят, является стимулом, чтобы быть внимательными в течение всего учебного процесса.

А завершить свое эссе я хочу высказыванием американского писателя и журналиста Джоэля Харриса: «Общая цель образования состоит в том, чтобы превратить зеркала в окна». Оно построено на сравнении зеркала и окна. В чём разница? Стекло и стекло! Но разница есть: глядя в зеркало, человек видит, прежде всего, себя. А глядя в окно, человек видит мир.  Мир во всем его богатстве! И чем больше знаний – тем шире и многообразнее  границы мира. Тем ярче светит радуга!