Информация для воспитателей

Консультации для воспитателей ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley1.doc44 КБ
Файл konsultatsiya_2.docx19.58 КБ
Файл konsultatsiya_3.docx14.89 КБ
Файл konsultatsiya_4.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами игры на детских музыкальных инструментах

        О широких возможностях элементарного музицирования для развития творческих способностей дошкольников сказано немало. Метод действительно универсальный, его с успехом используют в работе с детьми разного возраста и в различных видах деятельности: на музыкальных занятиях, на занятиях по развитию речи, изодеятельности, театрализации и т.д. Элементарное музицирование предполагает комплексный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.

        В каких же творческих заданиях можно использовать элементарное музицирование? Перечислим наиболее известные и доступные:

- озвучивание стихотворений, сказок;

- озвучивание рассказов о явлениях природы, животных, птицах;

- сочинение собственных рассказов и озвучивание их;

- сочинение рассказов по репродукциям картин с последующим озвучиванием рассказа (картины);

- придумывание и озвучивание загадок о явлениях природы, окружающего предметного мира и т.д.

        Безусловно, те или иные способы озвучивания должны соответствовать возможностям детей, их интересам, времени года и т.д. Важно также активизировать творческий поиск ребенка в подборе тембра звука, громкости звучания в зависимости от текста, его содержания и т.д. Другими словами, научить ребенка тонко чувствовать и понимать смысл текста стихотворения или сказки, содержания картины и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, осмысленно подбирая темп, динамику, регистр и тембр звучания. При этом огромную роль играет стиль взаимодействия взрослого и детей, предполагающий творческое сотрудничество, совместный поиск, партнерские взаимоотношения без авторитарного научения и показа способа выполнения того или иного задания. Главный критерий правильности методики работы с детьми—то удовольствие, которое получают дети, и то спонтанное эмоциональное выражение радости, которое сопровождает их деятельность на занятиях.

Вот  несколько примеров:

Озвучивание стихотворений.

С. Маршак.

АПРЕЛЬ.

Апрель! Апрель!                        колокольчик, треугольник.

На дворе звенит капель.—        глиссандо по металлофонам

По полям бегут ручьи,—                глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи.—                        музыкальный молоточек

Скоро выйдут муравьи                тихое шуршание

После зимней стужи.—                любой звук

Пробирается медведь –                 трещотки, маракасы

Сквозь лесной валежник.                

Стали птицы песни петь –         свистульки, дудочки

И расцвел подснежник.                Колокольчик

Варианты озвучивания данного стихотворения могут быть разными. Важно предоставить детям возможность самим искать и подбирать тембр, находить ритм и темп исполнения. Необходимо лишь учитывать, что темп чтения стихотворения замедляется, появляются небольшие паузы, во время которых звучит импровизация.

        Творческое озвучивание следующего примера может включать также и пластическую импровизацию.

Шла зима, снежком играя, -                 музыкальный молоточек

В пышной шубе меховой,

Тучи снежные сгребая -                         шуршащие звуки

У меня над головой.

Мне попал снежок в ладошки -                     металлофон

Пусть погреется немножко…

Не послушался снежок

И водичкою утек!                                глиссандо на металлофоне

Движения и жесты побираются по смыслу стихотворения.

        В результате таких творческих упражнений дети открывают в себе и других новые возможности, наполняются общей радостью от совместного творчества, перенимая находки друг друга.

        Вполне допустимо, что взрослый мягко направляет детей, не подавляя инициативу, поддерживая их поиски. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли или партии могут исполняться несколькими детьми одновременно.

         В детской литературе есть множество произведений (например, рассказы В. Бианки), к которым легко подобрать инструментальное сопровождение. Каждый воспитатель может использовать при желании чтение таких рассказов и одновременно их творческое озвучивание при помощи доступных музыкальных игрушек и предметов. Такой способ знакомства с литературой будет вызывать у детей более яркий эмоциональный отклик и, естественно, будет способствовать лучшему запоминанию содержания произведения, не говоря уже о развитии креативности.

Озвучивание собственных рассказов о явлениях природы.

Например:

Подул свежий весенний ветер. –                          маракас, погремушка.

Пригнал большие облака.

И из них вдруг закапали

Сверкающие капельки. –                                  металлофон.

Сначала они капали робко, медленно.

Потом быстрее и быстрее. –                          темп ускоряется.

Их становилось все больше!

Они шумели в ветках деревьев –                          хлопки по коленям, столу, в ладоши и т.д.

По крыше, подоконнику.  

И все вокруг наполнилось

Звуками весеннего ливня!                                 общий звук.

Озвучивание сказок.

Русские народные сказки с их яркими образами предоставляют огромные возможности для их озвучивания музыкальными инструментами или игрушками. Как и при чтении стихов, сказки могут быть исполнены самым различным способом: на фланелеграфе, при помощи настольного, теневого, кукольного театра, а также непосредственно по ролям.

        Самая незатейливая сказка, например, «Курочка Ряба», преображается и вызывает просто жгучий интерес любой (даже взрослой) аудитории.

Жили-были Дед да Баба -                             шарманка

Да была у них Курочка Ряба:

«Кудах-тах, тах, кудах-тах, тах!» -         деревянные ложки.        

Снесла Курочка яичко,

Да не простое, а золотое. –                             металлофон.

Дед бил, бил, не разбил. -                             деревянные ложки.

Баба били, била, не разбила. -                 удары чаще.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула, -                         колокольчик.

Яичко упало и разбилось… -                     удары по металлофону в сторону высоких звуков, глиссандо и в конце один удар.

И так далее.

Любой вариант обыгрывания сказки интересен всем—и большим и маленьким. Малыши просто слушают сказку в исполнении взрослого, старшие сами уже могут самостоятельно ее озвучивать.

Озвучивание рассказов по репродукциям картин.

Это одно из самых сложных заданий, используется он в основном на занятиях по развитию речи.

Например, картина В. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

«Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.

Пошли они через поле в лесок. -                 музыкальный молоточек. 

Стали собирать грибы, ягоды, аукаться, – дудочки, свирельки.

Птичек слушать. -                                         свистульки.

Не заметила Машенька,

как набежали тучи – погремушки.

Потемнело кругом, прогремел гром. -         барабан.

Тут посмотрела девочка на небо и ахнула. Взяла своего братца Ванечку за ручку и побежала. -                 музыкальный молоточек.

Маленький Ванечка скоро устал, заплакал. -         румба.

А тучи все сильнее, гром все громче. -         усиление звучания барабана.

Тогда схватила сестричка братика, -         музыкальный молоточек.

Посадила себе за плечи и

припустилась со всех ног по полю. -         ускорение темпа.

Сверкали молнии, шумел ветер,

Гремел гром. -         маракас, барабан.

Упали первые капли дождя,

Было страшно! -         румба.

Но Машенька не бросила малыша,

Добежала с ним до деревни.

И когда начался ливень, -         треугольник.

Брат и сестричка были уже дома. -         глиссандо на металлофоне.

        Соединение живописи, живого слова и элементарного музицирования вносит элемент сюрприза, игры, позволяет многогранно проявиться детской фантазии.


Придумывание загадок на основе тембра звучащих инструментов.

        Каждый ребенок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолет, машина, поезд…Он передает его звучание в определенном ритме на выбранном им самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут разгаданы.

Приведенные примеры озвучивания стихов, сказок и картин позволяют объединить работу различных специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, педагога дополнительного образования и др.

Включать подобные игры-упражнения можно и в занятия, и в программу праздников и развлечений. Особенно хороши подобные игровые задания на совместных праздниках с родителями, когда некоторые роли исполняют взрослые.



Предварительный просмотр:

Консультация музыкального руководителя для воспитателей

Тема: «Фоновая музыка в режимные моменты жизни детского сада».

По мнению известного психолога Б. М. Теплова, музыка – зеркало души человеческой, эмоциональное познание, модель человеческих эмоций. Можно сказать, что в дошкольном возрасте ребёнок – сама эмоция, и поэтому его встречи с музыкой трудно переоценить.

К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжение всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребёнка новыми впечатлениями.

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение жизни ребенка музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка является ценностной основой воспитательной системы в условиях ДОУ, а музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др., может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.).при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Звучание музыки фоном в режимные моменты (утренний приём детей, утренняя гимнастика, вовлечение детей в НОД, подготовка ко сну, пробуждение, музицирование в свободной деятельности, релаксация, повторение песен и хороводов) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководительвоспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры : классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.

(для детей старшего дошкольного возраста)

Релаксирующая (расслабляющая) : К. Дебюсси. «Облака» ,А. П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета, К. В. Глюк. «Мелодия».

Тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение) : Э. Григ. «Утро», И. С. Бах. «Шутка», И. Штраус. Вальс «Весенние голоса», П. И. Чайковский. «Времена года» («Подснежник»)

Активизирующая (возбуждающая) : В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (финал, М. И. Глинка. «Камаринская», В. А. Моцарт. «Турецкое рондо», П. И. Чайковский. «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик»)

Успокаивающая (умиротворяющая) : М. И. Глинка. «Жаворонок», А. К. Лядов. «Музыкальная табакерка», К. Сен-Санс. «Лебедь», Ф. Шуберт. «Серенада».

Организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности) И. С. Бах. «Ария», А. Вивальди. «Времена года» («Весна»«Лето», С. С. Прокофьев. «Марш», Ф. Шуберт. «Музыкальный момент».

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П. И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П. И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В. А. Моцарта и др.

Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых упражнений, способствует организации коллектива, подготавливает к различным видам деятельности. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений, совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус –всё это создаёт у ребёнка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состоянии всего организма. При подборе музыкальных произведений для сопровождения учитывается физиологическая нагрузка, возрастные особенности дошкольников, соответствие характеру движений.

Музыка на прогулке

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность.

Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, крик дельфинов, журчание ручейка).

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально –рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна, помочь устранить сонливость. Воспитатель может провести небольшой комплекс упражнений, не поднимая детей с кроватей.

Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребёнку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.



Предварительный просмотр:

АКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ ЗАВИСИТ ОТ  ТРЕХ  ФАКТОРОВ

 

1.От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2.От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3.От программного  материала: в зависимости новый или старый материал.

 

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать  в процессе обучения детей:

1. Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения).

 При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.

2.При обучении детей музыкально-ритмическим движениям  (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей.

В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре.

3.Направляет  самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музруководителем материал.

4.Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

5.Повторяет с детьми слова песен, причем не заучивает, как стихи, а поет с детьми.

6.Повторяет движения танцев, записав предварительно музыку на аудиокассету.

7.Знает  приемы кукловождения.

 

Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

 

Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним.

Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

 



Предварительный просмотр:

«РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ»

 

(консультация для педагогов)

 

 Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

 Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии.

В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала.

Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия: если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами.

При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В  старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений, однако это  ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

Когда ребёнок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с ещё большим вдохновением. Ведь воспитатель для него абсолютный авторитет, и что бы не происходило на занятии, ребёнок будет постоянно ориентироваться на воспитателя.

Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям.

Чего хотелось бы избежать на занятиях:

1. Воспитатель сидит с безучастным видом

2. Воспитатель перебивает исполнение

3. Дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания быть не может)

4. Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала)

Активность воспитателя зависит от  трех  факторов

 1. От возраста детей:  чем меньше дети, тем больше воспитатель поет, пляшет и слушает наравне с детьми.

2. От раздела музыкального воспитания:  самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании

3. От программного  материала: в зависимости новый или старый материал

Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.

Слушание музыки:

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

2. Следит за дисциплиной;

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Распевание, пение:

1. Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

2. В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

5. При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

6 Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном

пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);

Музыкально-ритмические движения и игры:

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —

 упражнения на развитие творческой активности детей);

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца

 или пляски;

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.