Химия 9 клас

На этой страницы можно найти  календарно-тематическое планирование  к УМК Кузнецовой Н.Е. Химия, 9 класс. Разработки некоторых уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon algoritm_resheniya_zadach_na_izbytok.doc31.5 КБ
Microsoft Office document icon kontrolnaya_po_ted.doc53.5 КБ
Microsoft Office document icon urok_po_teme_gidroliz_soley.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 «А», «Б»

Урок 1

Тема урока: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете строения атома.

Цель урока: подготовить учащихся к восприятию теории электролитической диссоциации, повторив основные закономерности в изменении свойств в группах и периодах. Характеристики элементов по положению в периодической системе и строению их атомов.

Ход урока

I.Организационный момент(тетради, отсутствующие, знакомство с учебником, требования)

II.Изучение нового материала.

“Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится, мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай”.

1.Разминка. (Работаем с таблицей элементов)

(4 минуты) 

  1. Какой элемент не имеет “постоянной прописки” в таблице? (Н)
  2. Какой элемент назван в честь России? (Рутений)
  3. Какой элемент “говорит”, что он, это не он. (неон)
  4. С названием какого химического элемента совпадает название земной коры? (литий)
  5. Какой элемент был впервые открыт на Солнце? (гелий)
  6. Какой элемент был недавно открыт?

- Какую формулировку Периодического закона дал Д.И. Менделеев?

- Как звучит современная формулировка закона?

  1. До сих пор используется модель атома, предложенная в 1911г. Какой ученый её предложил? (Эрнест Резерфорд, шотландец по происхождению, один из 12 детей)
  2. Расскажите в чем суть строения атома по Резерфорду?

1. Ядерная модель атома.

1911г. Резерфорд,1913г Мозли,1932г Иваненко и Гейзенберг

Основные положения ядерной модели атома

1.Атом имеет форму шара, в центре которого находится ядро.

2.Ядро имеет положительный заряд.

3.Вся масса атома сосредоточена в ядре.

4.Вокруг ядра движутся отрицательно заряженные частицы –электроны, как планеты вокруг солнца.

5.Ядро состоит из положительно заряженных частиц-протонов и нейтральных частиц-нейтронов. Протоны и нейтроны называются нуклонами.

Порядковый номер, заряд ядра атома обозначается Z,число нейтроновN, число протонов численно совпадает с зарядом ядра. Сумма нейтронов и протонов называется массовым числом и совпадает с атомной массой элемента. Al A=27, Z=13, p=13,N=14,e=13

Вопрос классу. Что является графическим изображением периодического Закона? (Периодическая таблица Д.И. Менделеева)

Период-это горизонтальный ряд химических элементов, расположенных в порядке возрастания заряда ядра атома, имеющих одинаковое число энергетических уровней, который начинается щелочным металлом и заканчивается инертным газом. Периоды разделяются на малые и большие. Малые периоды состоят из одного горизонтального ряда(1,2,3),большие-из двух(4,5,6,7).Номер периода указывает на число энергетических уровней.

Группа-это вертикальный ряд химических элементов, расположенных в порядке возрастания заряда ядра атома, которые имеют одинаковое число электронов на внешнем уровне. Каждая группа делится на главную и побочную. Главная- содержит элементы больших и малых периодов. Побочная содержит элементы только больших периодов.

2.Экспересс -экзамен

1. Какую информацию о строении атома даёт…:

Порядковый номер элемента

Номер группы

Номер периода

2. Как определить, пользуясь таблицей Менделеева…

Число протонов в атоме

Число нейтронов

Число электронов

Заряд ядра атома

Кол – во энергетических уровней

Кол –во электронов на внешнем уровне

3. Работа с таблицей  Д. И. Менделеева и у доски.

. 1.Чему равны р,n,e,A в следующих химических элементах: натрий, кальций, цинк, фтор, йод

2.Какой элемент в каждом случае обозначен буквой Э. Определите число протонов, нейтронов в ядре атома. Работа по карточкам.

3. Дать полную характеристику элементов по положению  в периодической системе Д.И.Менделеева- сера, кислород.

4. Игра “Путаница”

1. Атома, положительно, ядро, заряжено. (Ядро атома заряжено положительно.)

2. Нейтронов, ядро, и, состоит, атома, протонов, из.  (Ядро атома состоит из протонов и нейтронов.)

3. Ядра, определяется, масс, и, масса, протонов, атома, нейтронов, суммой.(Масса ядра атома определяется суммой масс протонов и нейтронов.)

4. Равно, в, число, числу, электронов, протонов, атоме.  (Число электронов в атоме равно числу протонов.)

5.Изменение свойств по периоду и группе

Составить формулы высших оксидов и гидроксидов элементов 3 периода и сделать выводы

В периоде слева направо:

  1. заряды ядер атомов и число электронов во внешнем уровне увеличивается от 1 до 8 электронов;
  2. число электронных слоев у атомов элементов одного периода одинаково;
  1. радиусы атомов уменьшаются;
  2. металлические и восстановительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, убывают;
  3. неметаллические и окислительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, усиливаются;
  4. основные свойства оксидов и гидроксидов ослабевают;
  5. кислотные свойства оксидов и гидроксидов усиливаются;
  6. устойчивость летучих водородных соединений усиливается;

Сверху вниз в группе:

  1. число электронов на внешнем уровне постоянно и равно номеру группы;
  2. радиусы атомов возрастают;
  3. металлические и восстановительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, возрастают;
  4. неметаллические и окислительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, уменьшаются;
  5. основные свойства оксидов и гидроксидов возрастают;
  6. кислотные свойства оксидов и гидроксидов убывают;
  7. устойчивость летучих водородных соединений уменьшается;
  8. кислотные свойства растворов летучих водородных соединений усиливаются.

Закрепление:

1.Определите, у какой из пары веществ, формулы которых приведены ниже, сильнее выражены свойства:

А)восстановительные-калий или кальций, магний или кальций?

Б)окислительные-кремний или сера, фосфор или мышьяк?

В)основные- гидроксид магния или алюминия, стронция или бария?

Г)кислотные- фосфорная или мышьяковая, серная или хлорная?

Д/з: дать хар-ку по положению в периодической системе , определить массовое число, число e,p,n следующих элементов: C,Cu,Ba,Cl,    N,F,   Ag, Mg, Br,K

Чему равно число нейтронов: 15N,235U, 119Sn

Повторить распределение электронов по энергетическим уровням.

.


В периоде слева направо:

  1. заряды ядер атомов и число электронов во внешнем уровне увеличивается от 1 до 8 электронов;
  2. число электронных слоев у атомов элементов одного периода одинаково;
  1. радиусы атомов уменьшаются;
  2. металлические и восстановительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, убывают;
  3. неметаллические и окислительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, усиливаются;
  4. основные свойства оксидов и гидроксидов ослабевают;
  5. кислотные свойства оксидов и гидроксидов усиливаются;
  6. устойчивость летучих водородных соединений усиливается;

В группе сверху вниз:

  1. число электронов на внешнем уровне постоянно и равно номеру группы;
  2. радиусы атомов возрастают;
  3. металлические и восстановительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, возрастают;
  4. неметаллические и окислительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, уменьшаются;
  5. основные свойства оксидов и гидроксидов возрастают;
  6. кислотные свойства оксидов и гидроксидов убывают;
  7. устойчивость летучих водородных соединений уменьшается;
  8. кислотные свойства растворов летучих водородных соединений усиливаются.

.

В периоде слева направо:

  1. заряды ядер атомов и число электронов во внешнем уровне увеличивается от 1 до 8 электронов;
  2. число электронных слоев у атомов элементов одного периода одинаково;
  1. радиусы атомов уменьшаются;
  2. металлические и восстановительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, убывают;
  3. неметаллические и окислительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, усиливаются;
  4. основные свойства оксидов и гидроксидов ослабевают;
  5. кислотные свойства оксидов и гидроксидов усиливаются;
  6. устойчивость летучих водородных соединений усиливается.

В группе сверху вниз:

  1. число электронов на внешнем уровне постоянно и равно номеру группы;
  2. радиусы атомов возрастают;
  3. металлические и восстановительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, возрастают;
  4. неметаллические и окислительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, уменьшаются;
  5. основные свойства оксидов и гидроксидов возрастают;
  6. кислотные свойства оксидов и гидроксидов убывают;
  7. устойчивость летучих водородных соединений уменьшается;
  8. кислотные свойства растворов летучих водородных соединений усиливаются.

.В периоде слева направо:

  1. заряды ядер атомов и число электронов во внешнем уровне увеличивается от 1 до 8 электронов;
  2. число электронных слоев у атомов элементов одного периода одинаково;
  1. радиусы атомов уменьшаются;
  2. металлические и восстановительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, убывают;
  3. неметаллические и окислительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, усиливаются;
  4. основные свойства оксидов и гидроксидов ослабевают;
  5. кислотные свойства оксидов и гидроксидов усиливаются;
  6. устойчивость летучих водородных соединений усиливается;

В группе сверху вниз:

  1. число электронов на внешнем уровне постоянно и равно номеру группы;
  2. радиусы атомов возрастают;
  3. металлические и восстановительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, возрастают;
  4. неметаллические и окислительные свойства простых веществ, образуемых атомами этих элементов, уменьшаются;
  5. основные свойства оксидов и гидроксидов возрастают;
  6. кислотные свойства оксидов и гидроксидов убывают;
  7. устойчивость летучих водородных соединений уменьшается;
  8. кислотные свойства растворов летучих водородных соединений усиливаются.

ПОРЯДКОВЫЙ НОМЕР

НОМЕР ГРУППЫ

НОМЕР ПЕРИОДА

.


1.Атома, положительно, ядро, заряжено.

2.Нейтронов, ядро,и, состоит, атома,

протонов, из.


3.Ядра, определяется, масс, и , масса, протонов, атома,

нейтронов, суммой.

4.Равно, в, число, числу, электронов, протонов, атоме.


3919Э

5927Э

8838Э

3115Э

12753Э




Предварительный просмотр:

Алгоритм решения задач на избыток

                                                       Условие

задачи

Вычислить массу осадка, полученного при взаимодействии 20г гидроксида натрия с 32г сульфата меди (II)

Дано:   m(NaOH) = 20г

             m(CuSO4) = 32г

Найти: m(Cu(OH)2)

                                    Последовательность

действий

1. Вычисляем молярные массы веществ, о которых идет речь в условии задачи

2.Найдем количество веществ, масса которых дана в условии задачи

3.Составляяем уравнение реакции. Одной линией подчеркиваем вещество, которое дано, двумя линиями- то, что требуется найти. Пишем над формулами   заданных и искомых веществ значения количеств веществ.  

2. Находим какое вещество находится в избытке, рассчитывая K

3. Составляем пропорцию и решаем ее

4. Находим массу вещества, которое требуется найти.

5. Формулируем ответ                                                                  

 M NaOH =40г/моль

M CuSO4=160г/моль        

M Cu(OH)2=98г/моль

 

 (NaOH) =20\40 =0,5моль

  (CuSO4) = 32\160 =0,2 моль

0,5 моль     0,2 моль                        х

2NaOH + CuSO4 = Na2SO4 + Cu(OH)2

=2моль     =1моль                  =1моль

                   

                    0,5

К( NaOH)= 2  =0,25моль

                     0,2

K(CuSO4)=     1  =0,2 моль

К( NaOH)      K(CuSO4), 0,25  0,2

В избытке NaOH расчет ведем по CuSO4

0,2  -х моль

1 моль – 1 моль

Х=0,2 моль

m (Cu(OH)2) = 98 0,2 моль = 19,6г

Ответ: при взаимодействии 20г гидроксида натрия с 32г сульфата меди (II) выпало 19,6 г гидроксида меди(II)



Предварительный просмотр:

Вариант 1

1.Напишите молекулярные, полные, сокращенные и ионные уравнения возможных реакций между следующими веществами: ртуть, соляная кислота, гидроксид калия, оксид калия, оксид фосфора(V) .

2.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным:

1)6OH- + P2O5 = 2PO43- + 3H2O

2)Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

3)3Ba2+ + 2PO43- = Ba3(PO4)2

3.Напишите уравнения гидролиза следующих солей, указать тип среды, окраску  индикатора: сульфат натрия, сульфит лития, сульфат желез (II)

4.Расставить коэффициенты методом электронного баланса:

HI + Al = AlI3 + Н2

5.Определить массу соли, образовавшейся при взаимодействии 20г 25% раствора сульфата меди (II) с 20г гидроксида натрия.

 6.Осуществить превращение. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

калий гидроксид калиягидроксид меди оксид меди медь

Вариант4

1.Напишите молекулярные, полные, сокращенные и ионные уравнения возможных реакций между следующими веществами: фосфорная кислота, хлорид алюминия, гидроксид бария, натрий , вода.

2.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным:

1)Са2+ + CO32- = СaCO3

2)Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

3)Na2O + 2H+ = 2Na+ +H2O

3.Напишите уравнения гидролиза следующих солей, указать тип среды, окраску  индикатора: нитрат лития, сульфид калия, нитрат магния .

4.Расставить коэффициенты методом электронного баланса:

ZnCl2 + Al = AlCl3 + Zn

5.К 16г оксида  железа (III) прилили 29,2г 20% раствора соляной кислоты. Определить массу образовавшейся соли.

6.Осуществить превращение. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

оксид  калия гидроксид калия хлорид калия хлорид серебра

Вариант 3

1.Напишите молекулярные, полные, сокращенные и ионные уравнения возможных реакций между следующими веществами: цинк, соляная кислота, гидроксид кальция, оксид натрия, оксид серы (VI)

2.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным:

1)2OH- + SO2 = SO32- + H2O

2)Pb2+ + 2OH- = Pb(OH)2

3)Mg + 2H+ = Mg2+ +H2

3.Напишите уравнения гидролиза следующих солей, указать тип среды, окраску  индикатора: силикат калия, иодид алюминия, сульфат калия.

4.Расставить коэффициенты методом электронного баланса:

SO2 +HNO3 + H2O = H2SO4 + NO

5.К карбонату калия массой 27,6г прибавили 400г 12% соляной кислоты. Определить объем выделившегося газа.

 6.Осуществить превращение. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

оксид алюминия нитрат алюминия гидроксид алюминия сульфат алюминия

Вариант 2

1.Напишите молекулярные, полные, сокращенные и ионные уравнения возможных реакций между следующими веществами: цинк, соляная кислота, гидроксид цинка, оксид калия.

2.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным:

1)2OH- + SO3 = SO42- + H2O

2)Zn2+ + 2OH- = Zn(OH)2

3)MgO + 2H+ = Mg2+ +H2O

3.Напишите уравнения гидролиза следующих солей, указать тип среды, окраску  индикатора: силикат калия, иодид алюминия, сульфат калия.

4.Расставить коэффициенты методом электронного баланса:

SO2 +HNO3 + H2O = H2SO4 + NO

5.К карбонату натрия массой 5,3г прибавили 400г 12% соляной кислоты. Определить объем выделившегося газа(н.у.)

 6.Осуществить превращение. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

оксид магния нитрат магния гидроксид магния сульфат магния

Вариант 3

1.Напишите молекулярные, полные, сокращенные и ионные уравнения возможных реакций между следующими веществами: цинк, соляная кислота, гидроксид кальция, оксид натрия, оксид серы (VI)

2.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным:

1)2OH- + SO2 = SO32- + H2O

2)Pb2+ + 2OH- = Pb(OH)2

3)Mg + 2H+ = Mg2+ +H2

3.Напишите уравнения гидролиза следующих солей, указать тип среды, окраску  индикатора: силикат калия, иодид алюминия, сульфат калия.

4.Расставить коэффициенты методом электронного баланса:

SO2 +HNO3 + H2O = H2SO4 + NO

5.К карбонату калия массой 27,6г прибавили 400г 12% соляной кислоты. Определить объем выделившегося газа.

 6.Осуществить превращение. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

оксид алюминия нитрат алюминия гидроксид алюминия сульфат алюминия

Вариант 1

1.Осуществить превращение. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

калий гидроксид калиягидроксид меди (II) оксид меди(II) медь

2.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным:

1)Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

2)3Ba2+ + 2PO43- = Ba3(PO4)2

3.Напишите уравнения гидролиза следующих солей, указать тип среды, окраску  индикатора:  сульфит лития

4.Определить массу соли, образовавшейся при взаимодействии 20г 25% раствора сульфата меди (II) с 20г гидроксида натрия.

5.Напишите молекулярные, полные, сокращенные и ионные уравнения возможных реакций между следующими веществами: магний, соляная кислота, гидроксид калия, оксид калия, оксид фосфора(V).


Вариант 3

1.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным:

1)Pb2+ + 2OH- = Pb(OH)2

2)Mg + 2H+ = Mg2+ +H2

2.Напишите уравнения гидролиза следующих солей, указать тип среды, окраску  индикатора:   сульфид натрия

3.К карбонату кальция массой 20г прибавили 400г 12% соляной кислоты. Определить объем выделившегося газа.

 4.Осуществить превращение. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

оксид алюминия нитрат алюминия гидроксид алюминия сульфат алюминия

5.Напишите молекулярные, полные, сокращенные и ионные уравнения возможных реакций между следующими веществами: цинк, соляная кислота, гидроксид кальция, оксид натрия, оксид серы (VI)

Вариант 2

1.Напишите молекулярные, полные, сокращенные и ионные уравнения возможных реакций между следующими веществами: цинк, соляная кислота, гидроксид цинка, оксид калия.

2.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным:

1)2OH- + SO3 = SO42- + H2O

2)Zn2+ + 2OH- = Zn(OH)2

3)MgO + 2H+ = Mg2+ +H2O

3.Напишите уравнения гидролиза следующих солей, указать тип среды, окраску  индикатора: иодид цинка

4.К карбонату натрия массой 5,3г прибавили 400г 12% соляной кислоты. Определить объем выделившегося газа(н.у.)

5. Осуществить превращение. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

оксид цинка нитрат цинка гидроксид цинка сульфат цинка

 Вариант 1

1.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным:

1)Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

2)3Ba2+ + 2PO43- = Ba3(PO4)2

1)Ba2+ + CO32- = BaCO3

2)Al3+ + 3OH- = Al(OH)3

1)Pb2+ + 2OH- = Pb(OH)2

2)Mg + 2H+ = Mg2+ +H2

2. Напишите уравнения гидролиза следующих солей, указать тип среды, окраску  индикатора: сульфат натрия, сульфит лития

3.Осуществить превращение. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

калий гидроксид калиягидроксид меди(II) оксид меди(II) медь

4.Определить массу соли, образовавшейся при взаимодействии 20г 25% раствора сульфата меди (II) с 20г гидроксида натрия.

5. Напишите молекулярные, полные, сокращенные и ионные уравнения возможных реакций между следующими веществами: фосфорная кислота, хлорид алюминия, гидроксид бария, натрий , вода.


1.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным:

1)Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

2)3Ba2+ + 2PO43- = Ba3(PO4)2

1)Ba2+ + CO32- = BaCO3

2)Al3+ + 3OH- = Al(OH)3

1)Pb2+ + 2OH- = Pb(OH)2

2)Mg + 2H+ = Mg2+ +H2

2. Напишите уравнения гидролиза следующих солей, указать тип среды, окраску  индикатора: сульфат натрия, сульфит лития

3.Осуществить превращение. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

калий гидроксид калиягидроксид меди(II) оксид меди(II) медь

4.Определить массу соли, образовавшейся при взаимодействии 20г 25% раствора сульфата меди (II) с 20г гидроксида натрия.

1.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным:

1)Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

2)3Ba2+ + 2PO43- = Ba3(PO4)2

1)Ba2+ + CO32- = BaCO3

2)Al3+ + 3OH- = Al(OH)3

1)Pb2+ + 2OH- = Pb(OH)2

2)Mg + 2H+ = Mg2+ +H2

2. Напишите уравнения гидролиза следующих солей, указать тип среды, окраску  индикатора: сульфат натрия, сульфит лития

3.Осуществить превращение. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

калий гидроксид калиягидроксид меди(II) оксид меди(II) медь

4.Определить массу соли, образовавшейся при взаимодействии 20г 25% раствора сульфата меди (II) с 20г гидроксида натрия.

1.Напишите молекулярные и полные ионные уравнения реакций, соответствующие сокращенным:

1)Fe3+ + 3OH- = Fe(OH)3

2)3Ba2+ + 2PO43- = Ba3(PO4)2

1)Ba2+ + CO32- = BaCO3

2)Al3+ + 3OH- = Al(OH)3

1)Pb2+ + 2OH- = Pb(OH)2

2)Mg + 2H+ = Mg2+ +H2

2. Напишите уравнения гидролиза следующих солей, указать тип среды, окраску  индикатора: сульфат натрия, сульфит лития

3.Осуществить превращение. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций:

калий гидроксид калиягидроксид меди(II) оксид меди(II) медь

4.Определить массу соли, образовавшейся при взаимодействии 20г 25% раствора сульфата меди (II) с 20г гидроксида натрия.



Предварительный просмотр:

Урок по теме:

"Гидролиз солей".

9-й класс.

Учитель химии

МОУ Гимназия №1

Щербатых Н.В.


Разработка урока   по теме «Гидролиз солей»

Учитель: Щербатых Н.В.

МОУ Гимназия №1

 9 класс

Тип урока:  урок усвоения знаний на основе имеющихся.

Цели урока:

Образовательная: сформировать понятие о гидролизе солей, углубить знания учащихся об обратимых химических реакциях, научить учащихся составлять ионные уравнения гидролиза, закрепить практические навыки определения среды раствора.

Развивающая: учить анализировать, выделять главное в процессе демонстрации опыта, уметь самостоятельно делать выводы, учить строить аналогию.

Воспитывающая: формировать научное мировоззрение, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью и «здоровью» окружающей природы.

Оборудование:

  1. Таблицы:
  1. «Окраска индикаторов в различных средах»

      2. Плакат

  1. «Гидролиз солей»

      3. Карточки с формулами солей.

4. Раздаточный материал

4.1. Таблица  «Определение среды растворов солей с помощью индикаторов»

4.2. Таблица «Окраска индикаторов в различных средах»

5. Лабораторное оборудование: пробирки, штатив для пробирок.

     6. Реактивы: лакмус, фенолфталеин, метилоранж, хлорид цинка, карбонат калия, сульфат натрия.


Ход урока:

1. Организационный момент. Актуализация темы (2 мин.)

Тема, изучению которой посвящен  урок,  логически продолжает изучение закономерностей протекания химических реакций, смещения равновесия обратимых процессов и является одним из существенных вопросов теории растворов. Понимание процессов, происходящих при гидролизе солей, необходимо для объяснения явлений, происходящих в живых организмах, природных комплексах и системах. Многие вопросы биологии, медицины, гидрологии связаны с явлением гидролиза солей, поскольку он является основой их устойчивости и равновесия.

2. Подготовка к восприятию нового материала  ( 8 мин.)

Как и любой вопрос, имеющий большое практическое значение и применение, гидролиз основан на теории, а именно теории протекания химических явлений, теории растворов. Поэтому мы должны повторить основные идеи и понятия, имеющие непосредственное отношение к теме урока.

2.1. Индивидуальный опрос учащихся по вопросам домашнего задания:

  1. Химические свойства солей
  2. Получение солей

2.2.Фронтальный опрос в виде беседы:

  1. Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
  2. Что такое кислоты, основания, соли с позиции теории электролитической диссоциации?
  3. Какие соли вы знаете?
  4.  На доске вывешиваются карточки с химическими формулами различных солей. Учащиеся разбиваются на три группы. Каждая группа отвечает на  свой вопрос ( КАКАЯ соль? ПОЧЕМУ именно такая соль? КАК называется соль?) .
  1. Какие кислоты и основания считаются сильными и слабыми?
  2. Окраска индикаторов в различных средах,  работа с таблицей (приложение 2)

3. Этап усвоения новых знаний( 20мин.)

3.1.Эксперимент( 5 мин.)

Изучение новой темы начнем с эксперимента. Необходимо определить с помощью индикаторов (лакмуса, фенолфталеина, метилового оранжевого) среду следующих растворов: хлорида цинка, карбоната калия, сульфата натрия. Данные занести в таблицу, закрасив в определенный цвет содержимое пробирок ( учащимся раздаются таблицы ( приложение 2)).

ТАБЛ. 1

РАСТВОР СОЛИ

лакмус

метилоранж

фенолфталеин

Хлорид цинка

ZnCl2

СРЕДА КИСЛАЯ

Карбонат калия

K2CO3

СРЕДА ЩЕЛОЧНАЯ

Сульфат натрия

Na2SO4

СРЕДА НЕЙТРАЛЬНАЯ

Учащиеся

Учащиеся проводят эксперимент и констатируют факты:

- в растворе хлорида цинка лакмус становится красным, метиловый оранжевый – красным, фенолфталеин цвет не меняет.

- в растворе карбоната калия лакмус синеет, фенолфталеин приобретает малиновый цвет, метиловый оранжевый желтеет.

- в растворе сульфата натрия лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый цвет не меняют.

         Сопоставляя полученные результаты с данными  из таблицы индикаторов (приложение 2) учащиеся делают вывод о среде раствора каждой соли.

- водный раствор хлорида цинка имеет кислую среду;

- раствор карбоната калия- щелочную среду;

- раствор сульфата натрия – нейтральную среду.

Как объяснить, почему в растворе соли появляется избыток ионов  Н+ и ОН-?

Вам известно, что вода, хотя и очень слабо диссоциирует по уравнению:

Н2О↔ Н+ + ОН-

При растворении многих солей в воде происходит связывание одного из ионов воды ( Н+ или ОН-) в слабый электролит. Это приводит к смещению равновесия диссоциации молекул воды и накоплению другого иона, поэтому раствор приобретает кислую или щелочную реакцию.

Взаимодействие ионов соли с ионами водорода Н+ или гидроксид ионами ОН- молекул воды, в результате которого образуется слабый электролит, называют гидролизом ( «гидро»- вода, «лизис»- разложение).

Соль можно рассматривать как продукт нейтрализации основания кислотой. В зависимости от силы исходного основания и исходной кислоты соли можно разделить на четыре типа – соли, образованные:

  1. сильным основание и сильной кислотой;
  2. слабым основанием и сильной кислотой;
  3. слабым основанием и слабой кислотой;
  4. сильным основанием и сильной кислотой.

Следовательно, гидролиз солей представляет собой реакцию, обратную реакции нейтрализации. В связи с этим процесс гидролиза моли продолжается до тех пор, пока не наступит  химическое равновесие между ионами соли, водой и продуктами гидролиза.

3. 2. Составление уравнений реакций гидролиза ( 13 мин.)

Взаимодействовать с составными частями воды может только катион слабого основания или анион слабой кислоты.

Для написания уравнения реакции гидролиза соли необходимо:

1. Определить состав соли, т.е. указать, каким по силе основанием и какой по силе кислотой образована данная соль.

2.Взять ион слабого электролита и написать уравнение взаимодействия его с составными частями одной молекулы воды; в результате получить краткое ионно-молекулярное уравнение гидролиза.

3.Написать на основании краткого ионно-молекулярного уравнения молекулярное уравнение.

 Рассмотрим поведение солей различных типов в растворе (приложение 1).

1. Соль образованная катионом сильного основания и   анионом сильной кислоты.

- определяем состав соли

Na2SO4  NaOH     и     H2SO4 

  сильное основание сильная кислота

СРЕДА НЕЙТРАЛЬНАЯ, ГИДРОЛИЗ НЕ ИДЕТ

2. Соль, образованная  катионом сильного основания и  анионом слабой кислоты. Гидролиз по аниону.

1) определяем состав соли

K2CO3   KOH   и  H2CO3

             сильное      слабая

              основание   кислота

СРЕДА ЩЕЛОЧНАЯ

2) записываем уравнение диссоциации соли

K2CO3 → 2K+ + CO32-

 анион CO32-  , как анион слабой кислоты, взаимодействует с составными частями одной молекулы воды

CO32-  + H+OH- ↔ HCO3- + OH-

Из краткого ионного уравнения гидролиза следует, что анионы CO32- связывают  ионы Н+ из воды, образуя анионы НСО3-. В растворе накапливаются гидроксид-ионы, и он становится щелочным.

3) составляем молекулярное уравнение:

K2CO3 + H2O  ↔KHCO3 + KOH

3. Соль, образованная  катионом слабого основания и  анионом сильной кислоты, гидролиз по катиону.

1) определяем состав соли

ZnСl2   Zn(OH)2  и  HCl

                  слабое        сильная

                 основание   кислота

СРЕДА КИСЛОТНАЯ

2) записываем уравнение диссоциации соли

ZnСl2 → Zn2+ + 2 Cl-

Записываем краткое ионно-молекулярное уравнение:

Zn2+ + H+OH-  ↔ ZnOH+ + H+

Ионы цинка связывают гидроксид-ионы из воды, образуя гидроксокатионы цинка. В растворе н6аблюдается избыток ионов водорода.

3) составляем молекулярное уравнение:

ZnСl2 + H2O ↔ ZnOHCl + HCl

4. Соль, образованная  катионом слабого основания и  анионом слабой кислотой, гидролиз по катиону и аниону.

Al2S3   Al(OH)3  и  H2S

                  слабое        слабая

                 основание   кислота

Al2S3 + 6Н2О  2Al(OH)3  + 3H2S

3.3.Значение гидролиза( 2 мин.)

 Учитель рассказывает о большом практическом значении гидролиза для человека, касаясь органических веществ: жиров, спиртов, мыла, крахмала, которые подробно изучаются в 10 классе.

5

.4. Закрепление (8 мин.)

Цель закрепления проверка понимания и осмысления новых знаний.

Закрепление проводится в виде выполнения упражнений № 107 и №108 (задачник по химии, 9 класс,  Н.Е.Кузнецова)

.

6. Подведение итогов ( 2 мин.)

Выводы:

1. Гидролиз - это взаимодействие ионов соли с ионами водорода Н+ или гидроксид- ионами ОН- молекул воды, в результате которого образуется слабый электролит.

2. Растворы солей, образованные сильным основанием и сильной кислотой, не гидролизуются и имеют нейтральную среду.

3. Растворы солей, образованные сильным основанием и слабой кислотой , гидролизуются по аниону и имеют щелочную реакцию.

4. Растворы солей, образованные сильной кислотой и слабым основанием , гидролизуются по катиону и имеют кислую реакцию.

7. Дом. работа

$  упр. 2-102, 2-103, 2-109 (Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин.  Задачник по химии.  9 класс).

Для углубления темы и для подготовки к уроку закрепления и углубления по теме “Гидролиз солей» рекомендуется следующая литература:

1. Новошинский И.И. Химия-10, учебник, §33

2. Энциклопедия для детей. Химия. Том 17. –М.: Аванта,2000

3.Химия. Пособие-репетитор под ред.Чернышевского-М. Феникс1997


ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (ПЛАКАТ «ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»)

1. Соль образованная катионом сильного основания и анионом сильной кислоты.

Na2SO4  NaOH     и     H2SO4 

             Сильное      Сильная

            основание    кислота

СРЕДА НЕЙТРАЛЬНАЯ

ГИДРОЛИЗ НЕ ИДЕТ

2. Соль, образованная катионом сильного основания и  анионом слабой кислоты. Гидролиз по аниону.

K2CO3   KOH   и  H2CO3

             Сильное      Слабая

              основание   кислота

СРЕДА ЩЕЛОЧНАЯ

K2CO3 → 2K+ + CO32-

CO32-  + H+OH- ↔ HCO32- + OH-

K2CO3 + H2O  ↔KHCO3 + KOH

3. Соль, образованная катионом слабого основания и  анионом сильной кислоты, гидролиз по катиону.

ZnСl2   Zn(OH)2  и  HCl

                  Слабое        Сильная

                 основание   кислота

СРЕДА КИСЛОТНАЯ

ZnСl2  Zn2+ + 2 Cl-

Zn2+ + H+OH-  ↔ ZnOH+ + H+

ZnСl2 + H2O ↔ ZnOHCl+ HCl

3. Соль, образованная катионом слабого основания и  анионом слабой кислоты, гидролиз по катиону и аниону.

Al2S3   Al(OH)3  и  H2S

                  Слабое        Слабая

                 основание   кислота

Al2S3 + 6Н2О ↔ 2Al(OH)3↓  + 3H2S↑


ПРИЛОЖЕНИЕ 2  (РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ)

ТАБЛ. 1. Окраска индикаторов в различных средах

Индикатор

Среда

Кислотная

Нейтральная

Щелочная

Лакмус

Красный

Фиолетовый

Синий

Фенолфталеин

Бесцветный

Бесцветный

Малиновый

Метилоранж

Красный

Оранжевый

Желтый

ТАБЛ.2

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДЫ РАСТВОРОВ СОЛЕЙ С ПОМОЩЬЮ ИНДИКАТОРОВ

РАСТВОР СОЛИ

лакмус

метилоранж

фенолфталеин

Хлорид цинка

ZnCl2

Карбонат калия

K2CO3

Сульфат натрия

Na2SO4

КАРТОЧКИ С ФОРМУЛАМИ СОЛЕЙ

Mg(NO3)2,

K2HPO4

Al(OH)2Cl

NaHCO3

CaOHBr

Na2SO4

CuOHNO3

KCl

KHSO4


Mg(NO3)2,

K2HPO4

Al(OH)2Cl

NaHCO3

CaOHBr

Na2SO4

CuOHNO3

KCl

KHSO4

РАСТВОР СОЛИ

лакмус

метилоранж

фенолфталеин

Хлорид цинка

ZnCl2

Карбонат калия

Na2CO3

Сульфат натрия

Na2SO4

РАСТВОР СОЛИ

лакмус

метилоранж

фенолфталеин

Хлорид цинка

ZnCl2

Карбонат калия

Na2CO3

Сульфат натрия

Na2SO4

РАСТВОР СОЛИ

лакмус

метилоранж

фенолфталеин

Хлорид цинка

ZnCl2

Карбонат калия

Na2CO3

Сульфат натрия

Na2SO4