Методический семинар

Коледа Ольга Сергеевна

анализ и осмысление собственной педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ni_i_proektnaya_deyatelnost.ppt1.55 МБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический семинар Научно-исследовательская и проектная деятельность на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

КОЛЕДА ОЛЬГА СЕРГЕВНА Дата рождения 03.12.1974 год Образование: высшее, ИГУ, факультет «Филология и журналистика», 2002 год Специализация: филолог, преподаватель русского языка и литературы; Стаж работы: 18 лет Педагогическое кредо: «Имеющие терпение способны создавать шелк из листьев и мед из розовых лепестков» . Навои Алишер

Слайд 3

Современному обществу нужны: анализировать свои действия 1 самостоятельно принимать решения 2 отличаться мобильностью 3 быть способным к сотрудничеству 4

Слайд 4

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет. Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками

Слайд 5

Новой школе – новые стандарты Особенности организации деятельности учителя и учащихся Традиционная дидактика Деятельность учителя Деятельность ученика Новая дидактика Совместная деятельность учителя и ученика

Слайд 6

Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения Технология критического мышления Базовые технологии стандартов второго поколения

Слайд 7

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров

Слайд 8

При построении учебно-исследовательского процесса важно учитывать следующие моменты: тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя; необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы; организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимопомощи учителя и ученика; раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уж потом науке

Слайд 9

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Слайд 10

Общие черты учебно-исследовательской и проектной деятельности: практически значимые цели и задачи; структура проектной и учебно-исследовательской деятельности; творческая активность обучающихся; целеустремлённость; средства и результат организации; формирование умения сотрудничать в коллективе;

Слайд 11

Различия: Проектная деятельность проект направлен на получение конкретного запланированного результата; результат должен быть соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в замысле Учебно-исследовательская деятельность организуется поиск в какой-то области; формулируются характеристики итогов работ; отрицательный результат есть тоже результат; более сложная организация работы

Слайд 12

Стадии проектной и учебно-исследовательской деятельности в школе Научно-исследовательская деятельность Проектная деятельность Система проектных задач Проектные задачи 10-11 классы 7-9 классы 5-6 классы 5 класс

Слайд 13

Проблемы исследовательской работы в школе: Практическое использование полученных результатов. Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело. Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.

Слайд 14

Требования к личности педагога, занимающегося НИР Педагог должен сам быть творческой личностью Педагог должен постоянно заниматься самообразованием Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Слайд 15

Адресная направленность опыта Данный опыт может использоваться учителями русского языка и литературы при обучении школьников в любой общеобразовательной школе с детьми разного уровня обучаемости и обученности

Слайд 16

Новизна данного опыта модернизация и адаптация научно-исследовательских и проектных форм в организации учебного процесса. При этом ученики занимают активную позицию в образовательном процессе, учатся слушать и уважать других, проявлять самостоятельность, а это способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся

Слайд 17

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования

Слайд 18

Если учитель хочет быть нужным в 21 веке, он должен перестроиться на новые требования



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

               Научно-исследовательская и проектная деятельность

А. Волков как-то сказал: «Обучение в современной школе часто напоминает поездку по скоростной автостраде, где усердный ученик мчится мимо фактов к выводам и дальше без остановки – вперёд, в следующий параграф, к новым выводам, которые порой даже не остаются в его памяти в виде обобщений, законов. … Сделать бы остановку, пройтись неспешно от одного факта к другому! А у некоторых – и постоять бы…Ведь факты приводят ученика к цели – к выводу, который он сделает»

Слайд 2

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способным к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое развитие.

Слайд 3

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?

  • 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?»
  • 2.Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений.
  • 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания)
  • 4.Получив результат,  мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Структура традиционного урока

1. Учитель проверяет д/з учеников

2. Учитель объявляет новую тему

3. Учитель объясняет новую тему

4. Учитель организует закрепление знаний учениками.

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где не смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».

Новой школе – новые стандарты, при которых бы изменилась сама организация деятельности учителя и учащихся

Слайд 4

Особенности организации  деятельности учителя и учащихся
                                         

ФГОС на вопрос: каким образом можно получить новый результат, отвечает: - Нужно организовать деятельность учеников так, чтобы развивать у них способность решать учебные задачи, развивать способность к самоорганизации в решении учебных задач и, как следствие, наблюдается прогресс в личностном развитии. Всё это могут обеспечить современные образовательные технологии

        

Слайд 5

 Основными базовыми технологиями стандартов второго поколения становятся:

  • Информационные  и коммуникативные технологии (коммуникация – общение)
  •  Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)
  • Технология, основанная на реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности
  •  Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения  

Повторюсь, это основные технологии, это, конечно же, не полный их перечень.

Как вы можете видеть, одной из основных технологий является технология проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Слайд 6

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Слайд 7

Организация исследовательской и проектной деятельности школьников для современного учителя – относительно новый вид деятельности, поэтому при построении учебно-исследовательской работы учителю важно учесть следующие моменты:

  • тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя;
  • необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы;
  • организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимопомощи учителя и ученика;
  • раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уж потом науке

Слайд 8

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере

Как сказал Константин Дмитриевич Ушинский:

Дети, по возможности, должны трудиться самостоятельно, а учитель должен руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал

В этом и заключается основная суть учебно-исследовательской и проектной деятельности. Оба эти вида организации работы имеют как общие, так и специфические черты.

Давайте рассмотрим их

Слайд 9

  • практически значимые цели и задачи;
  • структура проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты;
  • творческая активность обучающихся;
  • целеустремлённость, высокая мотивация;
  • средства и результат организации;
  • формирование умения сотрудничать в коллективе;

Слайд 10

Различия

Проектная деятельность

  • проект направлен на получение конкретного запланированного результата;
  • результат должен быть соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в замысле

Учебно-исследовательская деятельность

  • организуется поиск в какой-то области;
  • формулируются характеристика итогов работ;
  • отрицательный результат есть тоже результат;
  • более сложная организация работы

Процесс проектной и учебно-исследовательской деятельности на протяжении всей основной школы проходит несколько стадий

        

Слайд 11

По слайду

Как вы видите, организация научно-исследовательской учебной деятельности - это трудоёмкий и длительный процесс. Естественно, здесь есть и свои проблемы и трудности.

Слайд 12

  • Практическое использование полученных результатов.
  • Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело.
  • Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.

Так же этот вид работы требует и большей отдачи от учителя и предъявляет  особые требования.

Слайд 13

  • Педагог должен сам быть творческой личностью
  • Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
  • Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
  • Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
  • Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Но, как бы не было тяжело и трудно, мы должны включать этот вид деятельности в свою работу с детьми. Ведь творческая научная деятельность учащихся способствует достижению одной их главных целей современной школы – воспитанию творческой, способной к саморазвитию личности ученика. Мы думаем, что такая работа должна стать обязательным элементом учебного процесса в нашей школе.

Ведь именно..

 Слайд 14

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования

Слайд 15