Эссе "Я - ПЕДАГОГ"

Чухломина Ирина Сергеевна
ЭССЕ «Я - ПЕДАГОГ»
Дети и учителя -
Два слагаемых на свете,
Потому что там, где дети,
Начинается земля,
Начинаются проблемы,
И приходят непременно
К детям, их Учителя!
И. Львова.

Я, Бурачкова Ирина Сергеевна, работаю в МБОУ «Клюквинская СОШИ» учителем математики. Учитель, нам мой взгляд, это самая благороднейшая профессия, требующая от человека неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, душевной щедрости, безграничной любви к детям и верности своему делу.

Быть учителем в наше время трудно! Но о своем выборе я не жалею, потому что он сделан неслучайно! Любовь к этой профессии во мне зажгла мой классный руководитель — учитель математики. Она учила меня познавать мир, искать своё место в нём. Она помогла выбрать главное — профессию. Теперь я сама учитель математики.

У каждого человека в этом мире есть своё предназначение. Моё — служить её величеству Математике, учить детей этой сложной и увлекательной науке. Уже три года я работаю в школе, три удивительных года по насыщенности, интенсивности, по обилию радостных эмоций, сомнений, тревог и волнений. За это время много найдено мною приемов, методов обучения, но каждый день нахожусь в поисках сверхзадачи урока, стремление к достижению которой добавило бы уроку значительности, возвышенности, праздничности. Ведь урок, как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след, рождает тропинку, по которой еще предстоит прийти к пониманию, к истине, а значит, и к радости.

Моя задача — помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Я понимаю, что это требует от меня знаний, навыков, педагогического мастерства. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь научиться воспринимать свои ошибки как опыт.

Для меня радость - заниматься математикой, но еще большая радость, если удастся воспитать ученика, любящего математику или хотя бы такого, который с интересом учит математику.

Мои ученики… Какие же они разные!.. И какие разные у них глаза: думающие, веселые, сияющие… А еще напряженные, равнодушные… Как помочь таким ребятам? Как пробудить у них желание учиться? Как поддержать интерес к предмету? Использую различные формы проведения уроков (лекционные, групповые, игровые), различные виды деятельности учащихся на уроке, применяю различные формы и новые технологии, что делает урок интересным.

Поддерживаю положительный эмоциональный настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к предмету. Выделяю из потока неудач крошечный островок успеха, показываю тропинку к пониманию —  и у ребенка возникает вера в свои возможности и желание учиться.

На уроках математики необходимо не только формировать математические компетентности, но и воспитывать Человека. И научить его быть стойким и мужественным, умеющим преодолевать трудности взрослой жизни – моя задача.

Моя цель как учителя математики – раскрыть привлекательные стороны предмета, показать красоту и стройность математики, научить решать основные задачи. А самым способным я должна уделить особое внимание. В моем представлении учитель —это прежде всего друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник. Учитель — это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек.

Почему же я работаю в школе? Я люблю входить в класс, полный ребят, смотреть на лица своих учеников, чувствовать, как с каждым уроком мои ребята все увереннее и увереннее общаются с «царицей наук». Математика для меня – это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный. Знаю лишь одно, что мое призвание – школа, ученики, которым я отдаю свою любовь к математике и радость общения! Я не считаю себя только учителем-предметником. Сегодня для меня более остро встают проблемы нравственности подрастающего поколения, психологические основы успешности учебно-воспитательного процесса, вопросы сохранения здоровья детей.

В.А. Сухомлинский когда-то утверждал, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью.

Выбрать профессию учителя, по моему мнению, – это поступок. Ведь именно благодаря моей профессии, я каждое первое сентября встречаю десятки учеников. Я вижу детские настороженные и любопытные глаза. И теперь я веду своих воспитанников в мир удивительных открытий, а они учат меня детской мудрости, общительности, учат смотреть на мир их глазами. Ведь именно благодаря моей работе, вокруг меня всегда много людей, которым нужна я и которые нужны мне. Рядом коллеги-единомышленники, для которых каждый ученик это личность, а не объект учения, каждый урок — это творчество, а не работа и каждая двойка не итог, а причина для серьёзного размышления. 

«Урок окончен», — говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь.

Таким образом, моя педагогическая философия стоит на трех китах:

1. Любовь к детям.

2. Содружество и сотрудничество с учащимися.

3. Совместное творчество.

Мои педагогические аксиомы просты:

  • Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю.
  • Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве.
  • Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь.
  • Жить не только ради детей, но и вместе с детьми, разделяя все их радости и невзгоды.