"Инновационная деятельность на базе КФУ"

Качалова Янина Александровна

Тема : «Развитие личностного и творческого потенциала дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества в условиях реализации ФГОС в ДО»   в рамках республиканской инновационной площадки (РИП)    «Региональная образовательная программа дошкольного образования. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ в контексте ФГОС ДО в рамках повышения  квалификации» по направлению инновационной деятельности в сфере образования «Разработка и апробация новых элементов содержания дошкольного образования на основе использования национальных, этнокультурных, исторических и других особенностей и традиций региона»

 Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:  

 Целью современного образования является воспитание и развитие личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое  и патриотическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.                                               

 Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить проектная деятельность. В процессе обучения  по данному направлению ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, различных художественных материалов, открыть для себя неповторимость работы с соленым тестом в различных техниках аппликации. Постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.

  Возрастными психологическими особенностями воспитанников является основной вид деятельности детей – игровой, который в свою очередь нацелен на дальнейшую учебную деятельность. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия творчеством помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти.

 Основная идея авторской развивающей программы "Сделай сам": Проект значим тем, что является эффективно содействующим духовному и интеллектуальному развитию, направленный на приобщение  детей к лучшим традициям своего народа, к истории, культурному наследию,  способствует возрождению, сохранению и развитию народных и   художественных традиций.

Цели и задачи инновационной разработки: Воспитание и формирование у дошкольников бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям своего народа, любви к природе родного края, развитие чувства сопереживания, воспитание бережного отношения ко всему  живому, развитие коммуникативности. Развитие  личностного и творческого  потенциала  дошкольников средствами декоративного - прикладного творчества и художественной деятельности, основанной на использовании различных технологий и материалов. В результате  участники получат навыки и умения, которые пригодятся в практической и повседневной жизни. 

Краткое содержание инновации.  Данный проект является специализированной частью эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующий  духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей. Проект способствует возрождению, сохранению и развитию народных художественных традиций. Так же идея проекта состоит в организации досуга детей, совмещающего образовательные, познавательные и развивающие цели.

 Характер инновации. Проект разработан на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, навыков.  Содержание подобрано в соответствии с возрастом детей, коллективно-творческие дела имеют разный уровень сложности, разнообразны, интересны, полезны.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Проектная деятельность

 по прикладному творчествуи  развитию речи

«Родные просторы»

 Направления:

1.Познавательные. Знакомство с народным творчеством, художниками, ознакомление       с  природой родного края, обычаями и традициями своего народа, явлениями общественной жизни, праздниками.

2.Обучающие. Развивать готовность детей к обучению в школе: технические навыки, сенсорные способности, умение пользоваться художественно –  выразительными средствами живописи, владеть разнообразными техниками  ДПИ.

3.Развивающие. Психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, воображение, глазомер.

4.Воспитательные. Создание атмосферы для коллективного творчества в самореализации.                                                                                               5.Мотивационные. Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

6.Социально-педагогические. Формирование общественной активности. Реализация в социуме.

Особенностью данного направления  является то, что оно дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного искусства, выбрать приоритетное направление и максимально реализоваться в нем.

Задачи

1.Развивать готовность детей к обучению в школе;

-развивать крупную и мелкую моторику кистей рук;

-развивать технические навыки: умение работать карандашом, концом кисти, всей кистью, легкостью нажима, ножницами, клеем;

-развивать сенсорные способности;

-различать оттенки теплых и холодных цветов, светлых и темных тонов;

-учиться работать линией, пятном, мазком;

- вливать один цвет в другой, смешивать цвета, работать с палитрой;

-рисовать с натуры, уметь планировать работу, продумывать тему, сюжет, доводить начатое до конца, уметь анализировать свою работу и работу своих товарищей;

-уметь передавать в рисунке пространство, владеть понятием «перспектива», «пространство», «ближний и дальний план», с легкостью ориентироваться на листе бумаги;

-работать  в различной технике живописи; уметь пользоваться художественно выразительными средствами живописи,

2.-развивать психические процессы: память, восприятие, мышление, воображение, внимание, речь;

3.-знакомиться с основными терминами изо деятельности: эскиз, композиция, колорит, пропорция, силуэт, свет, тень, рефлекс, фон;

-знакомиться с жанрами живописи: пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой и анималистический жанры, декоративно – прикладное искусство;

-обогащать словарь.                                                                                                                   4. - формировать у дошкольников бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям своего народа, уважения к людям труда;                                               - самопознание ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей;                                                                                                                                             - обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации воспитанников;                                                                                                                                         -создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия ( аппликация, работа с цветочной бумагой, торцевание).

Предполагаемые результаты.

1.Уметь рисовать отдельные предметы, геометрические фигуры и создавать несложные сюжетные композиции, работать с фоном;

 2. Уметь располагать предметы на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами, соотносить предметы по величине;

3.Уметь различать и составлять цвета и оттенки окружающих объектов и предметов, использовать эти цвета  для получения  наибольшей выразительности образа;

4. Уметь правильно пользоваться кистью, карандашом и другими художественно – выразительными средствами;

5. Владеть разными методами рисования;

6.Уметь правильно передавать расположение частей при рисовании;

7. Уметь украшать силуэты игрушек элементами декоративной росписи;

8. Знать орнамент своего народа, уметь его изображать в разной технике;

9. Владеть основами тестопластики;                                                                             10. Знать виды декоративно-прикладного творчества;                                                11. Знать народные художественные промыслы России и Татарстана;

12.Знать правила организации рабочего места;

14. Знать технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами;

15.Знать технологию выполнения изделий в технике аппликации, технологию изготовления коллажа, аппликации.                  

                                 

                                       Пояснительная записка

                                 «Детское сердце чутко к

призыву творить  красоту…
                                   Важно только, чтобы за
                                   призывами следовал труд».
                                                 Б.Н. Сухомлинский

   Проект «Родные просторы»  ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала ребенка по средствам декоративно-прикладной и художественной деятельности, основанной на использовании различных технологий и материалов.

Природа родного края!  Что может быть прекрасней. Она знакома нам с самого рождения. Первый подснежник, одуванчик, мак, подсолнух.                                  Разнообразие природы  – это праздник, это радость и ожидание чуда! Что ещё может быть плодотворней, чем тема посвящённая красоте природы родного края для развития творческого потенциала детей их фантазии и воображения, способности видеть прекрасное и ценить каждый миг общения с природой.     Становление ребенка как личности происходит не только в семье, детском саду, но в большей степени там, где он может проявить свои способности и дарования, там где ребенок находит выход своим чувствам и эмоциям, т.е. на занятиях  по изо деятельности и декоративно – прикладному творчеству. Мы, педагоги, призваны помочь ребенку глубже осознать свои мысли и  чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать. Именно занятия искусством помогают воспитывать общечеловеческие качества, которые формируются с «родного порога». Национальное искусство – это тот бесценный духовно-нравственный багаж, с которым ребенок отправляется в длительный путь познания мира. Именно через чувственный мир своего народа дети приходят к пониманию богатейшего мирового наследия.

         На  занятиях творчеством  воспитывается личностное отношение и понимание прежде всего родной природы, окружающей нас с рождения. Дети на занятиях знакомятся с работами Зарипова, Максимова, Якупова, Урманче, Тукая в которых отражается любовь не только к родным просторам, но и трогательное отношение к самым казалось бы незначительным уголкам природы. Интересная работа усиливает желание совершенствовать свое умение, достигать новых успехов.

Проект разработан с учетом изучения природы родного края  знакомство с художниками и их работами.

Актуальность проектной деятельности  обусловлена следующими факторами:                                                                                                                Целью современного образования является воспитание и развитие личности ребёнка. Важное направление в развитии личности - нравственно-эстетическое  и патриотическое воспитание. Оно включает в себя формирование ценностных эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.                                                

 Особенностью современной ситуации, когда очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребенку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребенка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить проектная деятельность. В процессе обучения  по данному направлению ребенку дается возможность реально, самостоятельно открывать для себя волшебный мир листа бумаги, различных художественных материалов, открыть для себя неповторимость работы с соленым тестом в различных техниках аппликации. Постичь структуру, свойства, насладиться палитрой цветовых гамм, сочетанием комбинаций различных форм, величин.                                                      Возрастными психологическими особенностями воспитанников является основной вид деятельности детей – игровой, который в свою очередь нацелен на дальнейшую учебную деятельность. Для его успешного освоения необходимо интенсивное развитие психических процессов и зрительно-моторной координации. Занятия творчеством помогают развить мелкие мышцы кистей рук, что ведёт к развитию речи, способствуют развитию внимания, воображения, памяти.

                                    Этапы проектной деятельности

  • Беседа - рассказ о растении подсолнечник, рассматривание иллюстраций и картин, заучивание стихов, загадок, рисование, лепка подсолнухов
  • Выполнение декоративной композиции - коллаж «Подсолнухи»

в техниках исполнения: торцевание, аппликация, живопись.

Конспект НОД

«Родные просторы»

(коллективная работа в техники торцевания, рисования  и аппликации)

2 части

Программное содержание:

- Активизация мыслительных способностей детей через различные виды деятельности. Уточнять представления детей о природе  родного края.

- Обогащение  речи, пополнение лексики  разнообразием слов – определений.

- Закрепление знаний о растениях родного края.

- Формирование  слухового и зрительного внимания,  творческое воображение.

- Воспитывать любовь к природе родного края, развивать чувство сопереживания, воспитывать бережное отношение ко всему  живому, развивать коммуникативность.

- Воспитывать интерес к природным явлениям, умение внимательно вслушиваться в стихотворный текст, слышать красоту художественного слова, отвечать на вопросы.

Предварительная работа: наблюдение, чтение художественной литературы, заучивание стихотворения «Подсолнух»,  рассматривание фотографий, рисование цветными карандашами, лепка, нарезание черных квадратов из

 лент черного полиэтилена 1х1см, аппликация, рисование акварелью фона.

Демонстрационный материал: изображения подсолнухов на поле, картина Ван Гога «Подсолнухи»,  живой подсолнух.

Методические приемы: загадки, художественное слово, игровой, сюрпризный момент, рассматривание, поощрение.

Задачи.

Развивающие:

Формировать у дошкольников бережное отношение к культурному наследию, к истории и традициям своего народа, уважения к людям труда.                        

Расширять лексический  запас  по теме растений.

Развивать умения работать в технике торцевание.

Развивать мелкую  и общую  моторику.

Стимулировать  мыслительную  и речевую  активности детей.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения, и любви к природе.

Формирование умения работать в коллективе.

Ход занятия, часть 1.

1.Организационный момент.

2. Теоретическая часть.

Загадка воспитателя о подсолнухе.

Беседа – вопросы о строении растения, его особенности, отличия и сходства с другими растениями,  описание подсолнуха, польза для человека, образование слова «подсолнух».

3.Сюрпризный момент. Воспитатель приносит живой цветущий подсолнух.

Стихотворение: «Подсолнух»

Золотой подсолнушек, Лепесточки – лучики.

Он – сыночек солнышка и весёлой тучки.

Утром просыпается, солнышком лучится,

Ночью закрываются жёлтые ресницы.

Летом наш подсолнушек –как цветной фонарик.

Осенью нам чёрненьких семечек подарит.

(Татьяна Лаврова)

4. Физминутка: Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами превратимся в солнечные цветочки. Дети. - Да

1. Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх, делают фонарики, будто лучики)

2. Желтый подсолнух за солнцем следит. (С поворотом с лева на право нарисовать поднятыми руками дугу)

3. Только желтые лучи у него не горячи. (Наклоны головы к левому-правому плечу)

4. Он растет на длинной ножке (Руки вдоль туловища, встать на носки)

5. С лепесточками, как рожки, (Развести руки в стороны и немного вверх)

6. Голова его крупна, черных семечек полна. (Соединить над головой округленные руки)

7. Подул ветерок, зашевелились листочки. (Дети качают руками влево, вправо).

8. Но наступил вечер, и подсолнушки закрыли свои желтые реснички (дети скрещивают руки возле лица).

но утром, снова взошло солнышко и подсолнушки раскрыли свои серые глазнички, желтые реснички и протянули вверх свои листья, (дети изображают пробуждение, тянут руки вверх, качают головой).

Так они растут и радуются новому дню, теплому солнышку.

5. Практическая часть.

Объяснение выполнения последовательности элементов цветка.

Выполнение: распределение пластилина на  картоне, в технике торцевание дети выполняют элемент серединку подсолнуха, тупым концом спички вдавливают квадратики черной бумаги  в пластилин в сердцевину, заполняя весь пластилин.

6. Итог. Дети рассматривают готовые сердцевины, обмениваются мнениями.

7. Рефлексия. Поощрение.

2 часть

1.Организационный момент.

2. Теоретическая часть.

Воспитатель читает сказку «Волшебный подсолнух». Беседа про прочитанному произведению. Вопросы о правилах поведения на природе.

Беседа о техники безопасности ножницы и клеем.

3. Физминутка:

Воспитатель и дети: организационный хоровод

«Во широком полюшке»:

Во широком полюшке.

Выросли подсолнушки.

- Мы посланцы на земле

От большого солнышка.

На небе солнышко взошло.

За собой нас повело.

Целый день за ним спешим.

Повторяем все за ним.

4. Практическая часть.

Разъяснение работы: вырезание лепестков и листьев подсолнуха, приклеивание лепестков к сердцевинам. Приклеивание цветов к фону, деталировка композиции бабочками.

5. Итог. Дети рассматривают готовую композицию, обмениваются мнениями.

6. Рефлексия. Поощрение.