2.Продуктивность деятельности педагога по развитию обучающихся

Алексеева Наталья Викторовна

1.Результаты внеурочной деятельности обучающихся по предмету/дисциплине: конкурсы, фестивали, выставки, соревнования и др.

2.Результаты научно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся по предмету: научно-практические конференции, семинары и др.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Администрация городского округа Чехов Московской области

Управление образования Администрации городского округа Чехов Московской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Столбовская средняя общеобразовательная школа

142350, Московская область, городской округ Чехов, р.п. Столбовая, ул. Школьная, д. 1

Контакты   +7(496)726-94-94      chekhov_stolbsch@mosreg.ru

Проектная работа

на тему: « Как приготовить краски?»

                                                                 Выполнил ученик 3 «А» класса

                                                                       Гайбура Кирилл    

                                                                       Кл. руководитель

                                                                  Алексеева Наталья Викторовна

г.Чехов, 2020 г

Содержание

 

1. Введение                                                                                                   3 стр.

2. История появления красок                                                                  4 стр.

3 Виды красок                                                                                             7 стр.

4. Практическая часть                                                                               9 стр.

5. Результаты экспериментов                                                                 11 стр.

6. Заключение                                                                                            13 стр.

6. Литература                                                                                             15 стр.

Введение

     Я очень люблю рисовать. Однажды хотел порисовать красками, но дома их не оказалось. Конечно, краски  можно купить в любом магазине. Но в этот момент я задумался: где же брали краски  в старые времена, когда  еще не было магазинов, и краски не изготавливали на заводах?

          Мне захотелось узнать, из чего раньше изготавливали краски? Смогу ли я сам изготовить краски в домашних условиях? В настоящее время краски делают  из химических веществ. А химические элементы очень вредны. В древние времена не было химических элементов и материалы для красок брали из природы. Эти краски были экологически чистыми. Можно ли изготовить экологически чистые краски самим?

      Цель исследования - узнать из каких веществ состоят природные краски, определить преимущества и недостатки "самодельных" красок.

     Задачи исследования:

- ознакомиться с научно–популярной, учебной литературой по теме исследования.;

-изучить из каких веществ состоят природные краски, рецептуры их приготовления.

-провести эксперименты: изготовить краски самостоятельно в домашних условиях;

-сравнить краски, сделанные в домашних условиях и купленные в магазине;

-нарисовать рисунки из полученных красок.

    Приступая к исследовательской работе, я выдвинул гипотезу: используя природные красители и связующее вещество в домашних условиях, можно изготовить экологически чистые краски.

    Объектом исследования являются – природные краски, а предметом исследования – процесс изготовления красок.

В своей работе использовал следующие методы: сбор информации, наблюдение, эксперимент.

История появления красок

Из научной литературы я узнал, что история красок началась вместе с появлением человека и относится к доисторическим временам. Краски были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Красочные изображения на стенах пещерных жилищ сохранились до настоящего времени. Пещерные жители рисовали на камнях и скалах то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Некоторые даже рисовали на собственной коже.

Самой первой краской была глина: красная, белая, жёлтая и голубая. С древнейших времен и вплоть до 19 века краской могло стать все, что дарит мир природы - земли и минералы, травы и плоды растений, насекомые и животные

 Первобытные художники замешивали свои краски (древесный уголь, глину) на животном жире, чтобы они лучше держались на камне.

Наиболее ранние образцы хорошо сохранившихся доисторических красок, датированные XVI тысячелетием до н. э., обнаружены в пещерах Южной Франции (Ласко, Нио), Испании (Альтамира) и Южной Африки.

Древние художники с помощью рисунков ещё и колдовали. Охотники-художники считали, что надо обязательно нарисовать косматых бизонов, огромных мамонтов, пугливых оленей, быстрых лошадей — и тогда уж все эти звери непременно станут добычей охотников.

Лучше всего краски сохранялись в пещерах. Поэтому из вечной тьмы пещер, из глубины тысячелетий и пришли к нам творения художников каменного века.

Проходили тысячелетия, понадобились другие краски, более стойкие, яркие. Такие, которыми можно было бы разрисовывать щиты, выделанные кожи, раскрашивать головные уборы и оружие, а затем и первые ткани. Эти краски дали растения: кора барбариса и ольхи, молочай, шелковица — жёлтую краску; отвары луковой шелухи, оболочки грецких орехов, коры дуба, листьев хны — коричневую. Для получения красного цвета пригодились некоторые ягоды.

Уже в Древнем Египте люди научились изготавливать очень яркие и чистые краски. Цветные рисунки древних египтян дошли до нашего времени, и многие краски до сих пор не потеряли своей сочности и яркости. Краски древних египтян приготовляли из минералов. Белая краска добывалась из известняка, чёрная - из сажи, зелёная - из тертого малахита, красная - из красной охры, синяя - из кобальта, жёлтая - из жёлтой охры.

Средневековые художники готовили краски сами для себя, но такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они портились и затвердевали.  Некоторые были даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути.

Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. До нашего времени сохранилась псковская икона Дмитрия Солунского. Этой иконе более 600 лет, она и сейчас в хорошем состоянии. Псковский мастер сам изготавливал эти краски. До сих пор известны: Различные способы приготовления красок передавались из поколения в поколение, от художника к художнику. Практически у каждого мастера были свои "секреты". В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок - казеин. Живописцы отмачивали мелко измельчённый лазурит в кислых щах на протяжении 2-4 дней. Краска, приготовленная таким образом становилась ещё более стойкой и насыщенной. Иногда для получения золотого цвета смешивали шафран и желчь щуки. Примерно до середины восемнадцатого века, художникам было достаточно сложно найти нужную краску и подготовить её к использованию, чтобы получить жёлтый цвет краски, смешивали порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить больше суток, при воздействии с воздухом они окислялись и быстро твердели. Работать с такими красками было достаточно сложно ещё и потому, что некоторые (чаще всего тёмные) оттенки высыхали дольше, чем оттенки с большим содержанием охры(более светлые и жёлтые).  Псковская зелень, красная киноварь и желтая псковская.

                                                   

Виды красок

Я прочитал и узнал, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество.

Первое – пигмент это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и другие.

Второе – связующее, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на холст, бумагу или любую другую поверхность.

Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Так, добавили в пигмент слабый растительный клей или мёд – и получилась акварель – нежная, прозрачная краска. Краску эту разводят водой - отсюда и название, ведь «аква» – по латыни «вода». А если в пигмент добавить непрозрачные белила (белую краску) и клей – получится гуашь, краска, которая образует плотную поверхность. Очень прочная краска получится, если пигмент смешать с яйцом – её называют темперой. На основе растительных масел готовят масляные краски (табл. 1). 

Табл. 1. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

Название

красок

Масло

Яйцо

Вода

Клей/ Мёд

Акварель

+

+

Гуашь

+

+

Масляная

+

+

Темпера

+

В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических веществ.

Процесс приготовления красок

Исходя из того, что я узнал о пигменте и  связующем веществе, а так же проанализировав литературу и статьи в Интернете,  я сделал вывод о том  как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть мел, уголь, глина, лазурит и малахит. Потом сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: клей, мёд, яйцо, масло, воду и воск. Краску нужно хорошо перемешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, я пришел к выводу, что мы сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз.

Практическая часть

Описание экспериментов

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природное сырьё и связующие вещества. В моем распоряжении оказались такие связующие вещества , как масло, яйцо и вода.  В качестве пигментов я использовал хну, уголь, куркуму и глину. Я составил общий план для всех экспериментов.

План эксперимента

1.Очистить сырьё от посторонних примесей, либо измельчить его.

2.Измельчить сырьё  в порошок, если это необходимо.

3.Просеять порошок.

4.Смешать сырьё со связующим веществом.                                                    

                                                                                                          Фото №1

                                                                   

План эксперимента № 1:

1. Взял куркуму, разделила на три части.C:\Users\Nataly\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20200119-WA0056.jpg

2. Одну часть смешал с водой (образец №1), другую - с маслом (образец №2), а третью – с яйцом (образец №3).

Фото №2

C:\Users\Nataly\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20200119-WA0047.jpg

План эксперимента № 2:

1. Взял хну, разделила на три части.

2. Одну часть смешал с водой (образец №1), другую - с маслом (образец №2), а третью – с яйцом (образец №3).

                                                                  Фото №3

План эксперимента № 3:

1. Взял глину, разделила на три части.

2. Одну часть смешал с водой (образец №1), другую - с маслом (образец №2), а третью – с яйцом (образец №3).

Фото №4

C:\Users\Nataly\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG-20200119-WA0058.jpg

План эксперимента № 4:

1. Взял таблетки активированного угля, измельчил в порошок и разделила на три части.

2. Одну часть смешал с водой (образец №1) , другую - с маслом (образец №2), а третью – с яйцом (образец №3).

                                                                            Фото №5

                                  Результаты экспериментов

Теперь я знаю, из чего состоят краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Каждый вид сырья я смешивал с водой, маслом и яйцом, в результате получились разные по цвету и по консистенции краски. Результаты экспериментов приведены в табл. 2.

Таблица № 2. Результаты экспериментов.

Сырье

Связующее вещество

Цвет

Консистенция

краски

Результат

1.

Куркума

Вода

Желтый

Жидкая

Быстро высыхает, осыпается

2.

Куркума

Масло

Светло-коричневый

Жидкая

Слегка осыпается, растекается, оставляет жирные пятна

3.

Куркума

Яйцо

Желтый

Густая

Быстро высыхает, не осыпается

4.

Хна

Вода

Бежевый

Жидкая

Слегка осыпается.

5.

Хна

Масло

Болотный

Густая

Слегка осыпается, растекается, оставляет жирные пятна

6.

Хна

Яйцо

Коричневый

Вязкая

Быстро высыхает, не осыпается

 7.

Глина

Вода

Светло-серый

Жидкая

Ровный цвет

8.

Глина

Масло

Темно-серый

Жидкая

Слегка осыпается, растекается, оставляет жирные пятна

9.

Глина

Яйцо

Серый

Густая

Быстро высыхает, не осыпается

10.

Уголь

Вода

Черный

Жидкая

Быстро высыхает, слегка осыпается

11.

Уголь

Масло

Черный

Густая

Быстро высыхает, слегка осыпается

12.

Уголь

Яйцо

Черный

Вязкая

Не осыпается

После эксперимента мы решили посмотреть, можно ли нарисовать нашими природными красками рисунки, и вот, что у нас получилось. Краска из яйца и воды сохла дольше при рисовании на бумаге. После высыхания некоторые краски меняли цвет .

                     

Заключение

     В ходе своего исследования,  я узнал много нового, интересного и полезного. Данная тема меня интересовала давно, я часто задавал себе вопросы, на которые получил ответы в результате работы над этой темой. Мне было трудно, но я старался находить и выделять главное в огромном мире информации. Я думаю, если у меня не все получилось, это не страшно, ведь я только учусь.

   Мне удалось выяснить, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Пигмент – это сухой краситель, в качестве которого я использовал уголь, хну, куркуму и глину. В качестве связующего вещества – воду, масло и яйцо.  Провел эксперименты и получил краски. Заметил, что после высыхания образцов с маслом, краска слегка осыпалась. Лишь яичный желток давал прочный цвет.

 Сравнил самодельные краски и магазинные. Полученные мною краски имеют преимущества и недостатки.

 Преимущество - экологически чистые, почти бесплатные, имеют естественные цвета.

 Недостатки - трудоемкие, нет ярких цветов и их неудобно хранить.

В будущем мне бы хотелось научиться окрашивать ткани красками растительного происхождения.

  Таким образом, в результате проведенной мной работы были достигнуты цели исследования. Проведенное исследование в целом подтвердило выдвинутую мной гипотезу. Были решены поставленные мной цели и сделаны выводы.

     Думаю, что результаты моего эксперимента могут использоваться на уроках изобразительного искусства.         

Литература

Алексеева В.В., Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973.

Гитова И.М. Вещества и материалы в руках художника. М., 2001.

 Дубровина Э. «Краски рождаются…», М., 1973 г.

Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас: Дрофа, 2003.

Петров В. Мир искусства: Художественное объединение XX. – М.: Аврора, 2009.

Титова И. «Вещества и материалы в руках художника», М., МИРОС, 1994 г.

Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

                                                 


Предварительный просмотр: