Жилинская Анна Сергеевна

Ты никогда не будешь знать достаточно,

если не будешь знать больше, чем достаточно»

 

У. Блейк

Жилинская Анна Сергеевна

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА

Погреться на морозе. Дети вдыхают через нос и дуют на «озябшие» руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

НАДУЕМ ИГРУШКУ. Детям предлагается надуть резиновые надувные игрушки, воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через в отверстие игрушки.

БАБОЧКИ. Перед детьми раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе. По сигналу «Красная бабочка полетела» дети дуют на бабочек красного цвета и т. д.

ЗАДУТЬ СВЕЧУ. По очереди подносится детям зажженная свеча. По сигналу «Тихий ветерок» дети медленно выдыхают так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» дети стараются на одном выдохе задуть свечу.

ПОКАТАЙ КАРАНДАШ. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш. КОСТЕР. Перед детьми кладется макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Детям предлагается раздувать «угасающий» костер, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

СНЕЖИНКИ ЛЕТЯТ. На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Детям предлагается длительно подуть на них по сигналу «Снежинки летят».

ВЕРТУШКА. Детям предлагается длительно подуть на вертушку, чтобы она плавно вертелась.

ЭХО. Детей распределяют на две группы. Одна из групп - «эхо». Первая группа громко произносит гласные звуки (А, О, У) или сочетания гласных (АУ, УА, ОА, УИ) . Вторая группа («эхо») тихо повторяет. метаются ролями.

ВЬЮГА. Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.

Жилинская Анна Сергеевна

Как пополнить словарный запас у детей ?

Ребёнок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребёнка 4-5 лет. Самым главным является то, что развивается его личность в целом, ребёнок начинает мыслить на основе общих представлений. Его внимание становится более целостным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность. На этой основе происходят дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5-6 лет запас слов ребёнка увеличивается до 2500-3000.

При недоразвитии речи могут проявляться тревожащие родителей моменты: - ребёнок неактивен в речевом общении; - он не может связно рассказывать о происходящих событиях; - наблюдается низкий уровень осведомленности об окружающем мире. Для успешного решения этих проблем нужно постоянно проводить с ребёнком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. Наоборот. Взрослый называет слова, а ребёнок подбирает слова с противоположным значением.

Например: высоко …(низко); горячий … (холодный); потерял … (нашёл).

Закончи фразу. Взрослый называет ребёнку словосочетание, делая паузу. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон … (кислый); река широкая, а ручей … (узкий).

Скажи по-другому. Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова, близкие по смыслу. Например: отыскать – найти, зябнуть – мёрзнуть, шалить – баловаться.

Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слова. Например: пища – еда … (корм, продукты), жилище – дом … (квартира, здание).

Эти речевые игры хорошо сочетать с заданиями, например: «Кто бежит? Ползёт? Летает? Растёт? Плывёт?»; Кто или что может быть горячим? Тяжёлым? Крепким?» и т.д. Отгадай. Взрослый предлагает ребёнку добавить одно общее слово к двум словам. Например: сидит, стоит – кто? Льётся, журчит – что? Кто больше? Взрослый предлагает ребёнку подобрать как можно больше названий предметов, действий. Например: кто? … (человек, зверь); что? … (река, ручей, молоко, время). Загадывание ребёнку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. Отгадку ребёнок даёт с объяснением того, как догадался.

Предлагайте ребёнку самому составлять загадки – описания по определённому плану. Например: взрослый предлагает составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, в которое её носят. Ребёнка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы, поговорки. Например: взрослый просит ребёнка объяснить, что значат выражения «золотые руки», «тёплая встреча», «мастер на все руки» и т. д. Уважаемы родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны.

Если вы будете проявлять интерес, ребёнок будет стремиться возвращаться к подобным заданиям. Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев, прогулок, походов и т.д. Интересуйтесь мнением ребёнка и высказывайте своё мнение.

Жилинская Анна Сергеевна

Аденоиды и речевые нарушения у детей
Одной из наиболее частых патологий уха, горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей, являются аденоиды.
Аденоиды – избыточное разрастание носоглоточной миндалины, которое ведёт к затруднённому носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух поступает в полость глотки через рот неочищенный и не согретый. Это влечёт целый ряд физиологических изменений в организме ребёнка и невозможность дыхания через нос.
Надо помнить, что стимулирует работу дыхательного центра только носовое дыхание.
Аденоиды служат источником часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки, что может привести к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка.
В результате затруднения оттока крови и лимфы от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей, ведущих к мозгу и от него, что нарушает питание головного мозга.
Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка, имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности, а это ведёт, в свою очередь, к синдрому повышенной истощаемости центральной нервной системы, что проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них наблюдается повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.
Лицо ребёнка, страдающего от наличия аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо: часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание нижней челюсти), сглаженность носогубных складок, амимичное выражение лица.
Описанная выше патология физиологического развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.
Нарушения физиологического дыхания ведут к изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Фразы, речевое высказывание неожиданно прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ предложения, слова, слога.
У детей с аденоидами наблюдаются нарушения голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок , и голос лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь, приводит:
а) к нечёткому, частому редуцированному произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;
б) к нарушению соотношения длительности произнесения согласных и гласных звуков (от ~ 1: 4 в норме до 1: 2, 1: 1 у детей с аденоидами), что тоже затрудняет фонематический анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является причиной нарушений письма;
в) к нарушению произносительной дифференциации (из-за сильного носового оттенка голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т ("мебель" = "небель", "Мила" = "мина", "мне" = "не", "Дина" = "Нина", "день" = "нень", "ладно" = "лано" и т.д.)
г) к нарушению произносительной дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п, г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться причиной нарушения письменной речи.
Аденоиды у детей являются причиной неразвитости, слабости периферического отдела речевого анализатора:
1) слабости нижней челюсти и, как следствии этого, повышенной саливации;
2) неразвитости, слабости мышц языка, особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности, т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения различных звуков, наиболее частыми из которых являются:
а) межзубное произнесение свистящих и шипящих звуков, нарушение их произносительной дифференциации
б) нарушение произношения твёрдых и мягких согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.
в) нарушение произношения йотированных и нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации
г) трудности, часто невозможность артикулирования звуков л, р.
3) неразвитость, вялость верхней губы у детей с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в], к замене его другими звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию (в том числе предлога "в").
Описанная выше речевая патология, являющаяся следствием воздействием аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у дошкольников в том числе и общего недоразвития речи.

Жилинская Анна Сергеевна

Для Вас, родители smiley

Добавить запись

Защита от спам-роботов