Из опыта работы.

Халикова Ирина Витальевна

Я, Халикова Ирина Витальевна, работаю в МБОУ «Гимназия №50» Кировского района с 1988 года. Статус гимназии  с этнокультурным компонентом является для меня благодатной почвой для организации образовательного процесса, в котором немалую роль играет процесс формирования культурологической компетентности как составляющей личностного развития и саморазвития ученика.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Я, Халикова Ирина Витальевна, работаю в МБОУ «Гимназия №50» Кировского района с 1988 года. Статус гимназии с русским этнокультурным компонентом является для меня благодатной почвой, творческим стимулом в организации всего образовательного процесса, в котором важная роль отводится формированию культурологической компетентности как составляющей личностного развития и саморазвития ученика.

На своих уроках я предоставляю каждому ученику возможность реализовать себя в процессе познания окружающего его мира, опираясь на развитие внутренней мотивации. Использую гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учёт и развитие индивидуальных и личностных особенностей обучающихся, при этом ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности самого ученика. Результатом такого подхода является изменение позиции ребенка – от исполнения заданий к активному творчеству, иным становится и его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. На уроке я выполняю функции организатора учебной деятельности, в которой ученики, опираясь на совместные наработки, ведут самостоятельные поиски. Активно использую методы проблемно-поискового и проектного обучения, направленные на всестороннее развитие учащегося. Задания разрабатываются по тематике, по цели использования, по количеству операций на основе разноуровневого дифференцированного и индивидуального подхода при учёте ведущего типа учебной деятельности школьника (познавательная, коммуникативная, творческая). Такой подход способствует оценке ученика по уровню достижений в овладении им знаниями, умениями, навыками с учетом личностных особенностей каждого ребенка, создавая условия для его развития посредством предоставления выбора форм и способов деятельности.

Проектная деятельность отражает поиск разрешения проблем, тесно связанных с жизнью, что вызывает и поддерживает интерес предстоящей работы.

Внеурочная деятельность качественно дополняет мою работу на уроке. Команда учеников гимназии принимает участие в республиканской открытой полевой олимпиаде по геологии, которая проводится под эгидой президента Республики Татарстан. Уже традицией для обучающихся стали занятия в рамках различных выставок, музеев и т.д.

В своей работе я опираюсь на возрастную периодизацию и основные виды деятельности, разработанные Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым (технология развивающего обучения). В среднем звене использую игровую технологию, созданную Б.П. Никитиным на основе активизации и интенсификации работы учащихся. Для детей подросткового возраста применяю технологии самостоятельного коллективного обучения, КТД (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко). Для учащихся юношеского возраста наиболее эффективны технологии индивидуализации обучения (И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков), которые дают простор творческому самовыражению и самореализации. На уроках я использую различные формы обучения: монологическую, диалогическую, полилогическую; проектирую ситуации успеха, одобрения, поощрения, беседу строю на равных, поддерживая ответы учащихся, при выставлении оценки учитываю не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа ученика. В организации учебно-познавательной деятельности применяю различные формы: фронтальную, парную, групповую, индивидуальную, коллективную. Смена видов деятельности и выполнение заданий различного уровня сложности повышают интерес к предмету, устраняют психологическую нагрузку, позволяет учащимся максимально развивать свои способности и умения. 

При обращении к источникам информации вовлекаю современные средства различного типа: учебники, справочники, карты, научно-популярную литературу, периодические издания, информационно-коммуникативные ресурсы. Особенно интересна и успешна для активизации мыслительной деятельности обучающихся работа с интерактивными картами, на которых мы показываем информационные материалы, далеко уходящие от содержания учебника, раскрывающие и дополняющие его.

Важное место в моей деятельности занимает диагностика развития личностных особенностей обучающихся, потому что для меня как учителя имеет большое значение соответствие личностных познавательных способностей полученным результатам в обучении. Максимально реализовать себя, свои возможности в процессе обучения значит достичь успеха и в дальнейшей жизни!