РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Акимова Наталья Николаевна

 

Консультации

Адаптация   ребенка  к детскому  саду

Кризис  3-х  лет

Школьная готовность

Рекомендации

 "Как   уберечь  малыша  от  плохих    слов?"

 

Документация 

Соглашение   на  психолого-педагогическое  обследование детей 

 

ПРОЕКТ  " СЕМЕЙНЫЙ   ОЧАГ"

СОВМЕСТНЫЙ   ПРОЕКТ  ( РОДИТЕЛИ  и  ДОШКОЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ)

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

       Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения:  чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

       Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.     

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и   отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.   

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот "ужас"? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичными для всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок "несадовский", а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так.  Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах.  В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у ребенка в период адаптации к детскому саду.детский сад

              I. Портрет ребёнка, поступившего в детский сад.

1.Эмоции ребенка.

В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции:  от хныканья, "плача за компанию" до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми,   боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу. Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой).  На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть, или даже  бьёт взрослого, собирающегося оставить его). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать  депрессивные реакции и "заторможенность" детей, как будто эмоций нет вообще.

В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, "одушевленная" взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

2.Контакты со сверстниками и воспитателем.

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.

О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

3. Познавательная активность.

Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его "вылазки" к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

4. Навыки.

Под влиянием новых внешних воздействий в первые дли адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время "растерять" навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).

Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только "вспоминает" забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

5. Особенности речи.

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются "облегченные" слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

6. Двигательная активность.

Некоторые дети становятся "заторможенными", а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

7. Сон.

Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

8.Аппетит.

В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

9. Здоровье

Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется - бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительную ослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.

         II. Почему он так себя ведёт? Или что провоцирует стресс?

1.В огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама - это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела.

2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало - отрыв от матери. 

3. Обычно, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

4. Кризис трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка, иногда осложняет её прохождение.  

                                        III. Кому легко, а кому трудно.

Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

                                Кому адаптироваться легче?

·    Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли "в садик" с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту "тетю" несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

·    Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший "старт".

·    Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), "горшечный" этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

·    Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам.  И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

                                 IV.Чем могут помочь родители?

Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

 В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.адаптация в детском саду

·     В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять "отсыпаться" слишком долго, что существенно  сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется "отсыпаться", значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

·     Не перегружайте малыша  в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

·      Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

·     Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

·     Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку. Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

·     Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. "Проиграйте" эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

                                            V. Спокойное утро.

         Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он "считывает" вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

·    И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик "так хочет в сад", малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

·    Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.

·    Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

·    Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать "пока"). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

                                 

                      VI. Типичные ошибки родителей

           К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:

 ·       Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что "он обещал не плакать", — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют "держать слово". Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно  придете за ним.

·        Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

·        Нельзя пугать детским садом ("Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!"). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

·        Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

·       Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

                          VII. Помощь нужна еще и родителям!

          Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но "за кадром" почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.

Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы  тоже "рвется" сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

                             Чтобы помочь себе, нужно:

·        быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.

·       поверить, что малыш на самом деле вовсе не "слабое" создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за "нытье". Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

·        воспользоваться помощью. В детском саду есть психолог. Этот специалист предлагает помощь не только (и не столько!) ребенку, сколько его родителям, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда родителям очень нужно знать, что ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию даёт психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.

·        заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие "ноу-хау" есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Подготовила  педагог-психолог  МБДОУ № 148

Акимова Наталья

сентябрь 2013год



Предварительный просмотр:

Возраст      строптивости.

                                         О кризисе трех лет

Кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (так называемый кризис новорожденности) или годика (кризис одного года). Если предыдущие два «переломных» момента могли пройти относительно гладко, первые акты протеста носили еще не столь активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно. Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и пр. в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости.

К тому моменту, как ваш малыш соберется отмечать свой третий день рождения (а еще лучше, на полгодика пораньше), полезным для вас будет знать весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса - так называемое «семизвездие». Представляя, что значит каждая составляющая этого семизвездия, можно успешнее помочь ребенку перерасти трудный возраст, а также сохранить здоровой нервную систему - и его, и свою.

Негативизм

В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что вы, или какой-то другой взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается вас не потому, что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

Упрямство

Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если вы поступите по-своему?

Строптивость

Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

Своеволие

Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.

Обесценивание

Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.

Протест-бунт

Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Деспотизм

Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.

                                Обратная сторона кризиса

Перечисленные выше особенности кризиса трех лет могут повергнуть в замешательство многих счастливых родителей младенцев или двухлеток. Однако все, разумеется, не так страшно. Сталкиваясь с подобными проявлениями, вы должны твердо помнить о том, что внешние негативные признаки - это лишь обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого критического возраста. В каждый период развития ребенок имеет совершенно особые, приемлемые только для данного возраста потребности, средства, способы взаимодействия с миром и осознания себя. Отслужив свой срок, они должны уступить место новым - совершенно иным, однако единственно возможным в изменившейся ситуации. Возникновение нового обязательно означает отмирание старого, отказ от уже освоенных моделей поведения, взаимодействия с окружающим миром. И в периоды кризисов, как никогда больше, идет огромная конструктивная работа развития, резкие, значительные сдвиги и изменения в личности ребенка.

К сожалению, для многих родителей «хорошесть» ребенка зачастую напрямую зависит от степени его послушности. В период кризиса на это надеяться не стоит. Ведь происходящие внутри ребенка изменения, переломный момент его психического развития не могут пройти незаметно, не проявив себя в поведении и отношениях с окружающими.

                                                   «Зри в корень»

Главное содержание каждого возрастного кризиса - это формирование новообразований, т.е. возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим. Например, при рождении малыша происходит приспособление к новой для него среде, формирование ответных реакций. Новообразования кризиса одного года - становление ходьбы и речи, возникновение первых актов протеста на «неугодные» действия взрослых. Для кризиса трех лет, согласно исследованиям ученых и психологов, важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я». «Я сам».

За первые три года своей жизни маленький человек осваивается с окружающим миром, привыкает к нему и обнаруживает себя как самостоятельное психическое существо. В этом возрасте наступает момент, когда ребенок как бы обобщает весь опыт своего раннего детства, и на основе его реальных достижений у него складывается отношение к себе, появляются новые характерные черты личности. К этому возрасту все чаще мы можем слышать от ребенка местоимение «я» вместо его собственного имени, когда он говорит о себе. Казалось, еще недавно ваш малыш, смотрящий в зеркало, на вопрос «Кто это?» гордо отвечал: «Это Рома». Сейчас он говорит: «Это я», понимает, что это он изображен на собственных фотографиях, что это его, а не какого-то другого малыша, чумазая рожица улыбается из зеркала. Ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями, появляется новая форма самосознания. Правда, осознание «Я» трехлетнего карапуза еще отличается от нашего. Оно совершается пока не во внутреннем, идеальном плане, а имеет характер, развернутый вовне: оценка своего достижения и сопоставление ее с оценкой окружающих.

Осознавать свое «Я» малыш начинает под влиянием возрастающей практической самостоятельности. Именно поэтому «Я» ребенка так тесно связано с понятием «Я сам». Меняется отношение ребенка к окружающему миру: теперь малышом движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Окружающая действительность становится сферой самореализации маленького исследователя. Ребенок уже пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия - важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Каждый родитель наверняка не раз сталкивался с ситуацией, когда быстрее и удобнее было сделать что-то за ребенка: одеть его, накормить, отвести в нужное место. До какого-то возраста это проходило «безнаказанно», но к трем годам возросшая самостоятельность может достигнуть того предела, когда малышу уже жизненно важно будет пробовать делать все это самому. При этом ребенку важно, чтобы окружающие люди всерьез относились к его самостоятельности. И если ребенок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания - он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Это именно тот возраст, когда, по мнению известного американского психолога Э. Эриксона, начинает формироваться воля, и связанные с ней качества - независимость, самостоятельность.

Конечно, давать трехлетке право на полную самостоятельность совершенно неправильно: ведь уже многое освоив к своему юному возрасту, малыш еще не полностью осознает свои возможности, не умеет выражать мысли, планировать. Однако важно почувствовать происходящие в ребенке перемены, изменения в его мотивационной сфере и отношении к себе. Тогда критические проявления, характерные для растущего человека в этом возрасте, могут быть облегчены. Детско-родительские отношения должны войти в качественно новое русло и быть основаны на уважении и терпении родителей. Меняется и отношение ребенка к взрослому. Это уже не просто источник тепла и заботы, но и образец для подражания, воплощение правильности и совершенства.

Пытаясь одним словом описать то важнейшее, что приобретается в результате кризиса трех лет, можно назвать его вслед за исследователем детской психологии М. И. Лисиной, гордостью за достижения. Это совершенно новый комплекс поведения, в основе которого лежат сложившееся у детей на протяжении раннего детства отношение к действительности, к взрослому как к образцу. А также отношение к себе, опосредованное собственными достижениями. Суть нового поведенческого комплекса состоит в следующем: во-первых, ребенок начинает стремиться к достижению результата своей деятельности - настойчиво, целенаправленно, невзирая на встречающиеся сложности и неудачи. Во-вторых, появляется желание продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной мере теряют свою ценность. В-третьих, в этом возрасте появляется обостренное чувство собственного достоинства - повышенная обидчивость, эмоциональные вспышки по пустякам, чувствительность в отношении признания достижений родителями, бабушками и другими значимыми и важными в жизни малыша людьми.

                                              Осторожно: трехлетка

Знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно. Ведь это поможет сформировать вам правильное отношение к происходящему: малыш ведет себя так отвратительно не потому, что он сам «плохой», а просто потому, что пока не может по-другому. Понимание внутренних механизмов поможет вам быть терпимее к своему ребенку.

Однако в сложных ситуациях даже понимание может оказаться недостаточным, чтобы справиться с «капризами» и «скандалами». Поэтому лучше заранее подготовиться к возможным ссорам: как говорится, «тяжело в ученье, легко в бою».

1) Спокойствие, только спокойствие

Основные проявления кризиса, тревожащие родителей, обычно состоят в так называемых «аффективных вспышках» - истериках, слезах, капризах. Конечно, они могут происходить и в другие, «стабильные» периоды развития, но тогда это случается гораздо реже и с меньшей интенсивностью. Рекомендации же к поведению в таких ситуациях будут те же: ничего не предпринимать и не решать до тех пор, пока малыш полностью не успокоится. К трем годам вы уже достаточно хорошо знаете своего ребенка и наверняка имеете в запасе парочку способов того, как можно успокоить малыша. Кто-то привык просто игнорировать такие всплески негативных эмоций или реагировать на них по возможности спокойно. Данный способ очень хорош, если ... он срабатывает. Однако найдется немало малышей, которые способны «биться в истерике» подолгу, и мало какое материнское сердце выдержит эту картину. Поэтому полезным может оказаться «пожалеть» ребенка: обнять, посадить на колени, погладить по головке. Работает данный способ обычно безотказно, но злоупотреблять им не стоит. Ведь ребенок привыкает, что за его слезами и капризами следует «положительное подкрепление». А привыкнув, он будет использовать эту возможность получить дополнительную «порцию» ласки и внимания. Лучше всего начинающуюся истерику останавливать простым переключением внимания. В возрасте трех лет малыши очень восприимчивы ко всему новому, и новая игрушка, мультик или предложение заняться чем-то интересным может остановить конфликт и сберечь ваши нервы.

Источник:  Энциклопедия  практической психологии

Автор: Наталия Абросимова, психолог



Предварительный просмотр:

           Консультация педагога-психолога для родителей и педагогов

          «Психологическая готовность к школе»

Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все

о ней слышали, все знают, что это какая-то важная штука, которую

проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело

говорят в крутых школах и гимназиях, но что это такое, толком никто не

представляет.

Вот с арифметикой или чтением все куда проще – читать и писать

теперь принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до

пяти-шести лет ребенок этому не научился, то за год перед школой его с

легкостью обучат этим премудростям на любых курсах по подготовке к

школе или в детском саду.

Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой

загадочная психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально

заниматься? Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и

не знаем?

Психологи обнаружили целых четыре вида психологической готовности к

школе.

Личностно-социальная готовность

Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к

моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со

взрослыми, так и со сверстниками.

На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют

это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют

совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом

выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих

ребятишек минимальный опыт по разрешению конфликтных ситуаций,

принятию совместных решений.

Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми?

Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда

психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с

готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!».

У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно

разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому

установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в

магазине и пр.

«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По

правде сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что

малышу предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда

выбираться на какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или

в аэропорт – это опыт «выживания в толпе».

Эмоционально-волевая готовность

«А не буду, потому что не интересно (слишком легко, или, наоборот,

слишком трудно)!». Почему ребенок, который блестяще занимался до школы

с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от

школы?

Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования,

которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на

среднестатистического ученика. Но дело не только в этом.

Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные

вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни

один дошкольник, если он, конечно, не супер-вундеркинд, не предпочтет

урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это

обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный

признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что

надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра

особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат,

«Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно

дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою

стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и

т.д.

Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности –

например, спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными

играми (особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им

будет легче сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь

они будут знать, что для этого есть специальное «шумное время».

Интеллектуальная готовность

Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто

большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это

умение думать, анализировать, делать выводы.

Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать)

начинает развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого

времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками,

прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки

отлично катится, а кубик почему-то отказывается это делать.

Если вы не подавляли исследовательский интерес юного

естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему

многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку

самому искать ответы на свои бесконечные «почему» и ««а что будет,

если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно

интересоваться окружающим миром.

Мотивационная готовность

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано

положительное отношение:

 к школе;

 учителю;

 к учебной деятельности;

 к самому себе.

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику

мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие

учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех.

В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только

розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не

будет.

Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома,

постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за

каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не

переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

Получается, что психологическая готовность к школе – это вся

дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при

необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику

спокойно и радостно войти в новый мир.

                  Подготовил педагог-психолог  Акимова Н.Н

                                       

                                   



Предварительный просмотр:

                                   

                   Как уберечь  малыша  от  плохих  слов

       Бывает, к сожалению, что встреча с жизнью даёт не только добрые примеры, но и такие, от которых хотелось бы уберечь наших детей. Но  изолиорвать ребёнка от жизни невозможно. И, всё-таки, к одним детям пристаёт "дурное", а к другим нет. Почему? Конечно, не потому, что их держат под стеклянным колпаком. Причина другая: срабатывает иммунитет против плохого. Это иммунитет не врождённый, а приобретённый.         Начинается со знакомства со словом "нельзя" Это первое нравственное понятие, которое усваивается малышом. Родительское "нельзя" должно быть для ребёнка всегда авторитетно. Начиная с трёхлетнего возраста дети особенно чувствительны ко всему, что видят и слышат впервые, у них высоко развита стремление к подражанию, интенсивно развивается речь, накапливается словарь. Новое, непонятное слово малыш стремится не сколько осмыслить, сколько запомнить. Так что если малыш "принёс" плохое слово, не надо стыдить, наказывать, ругать ребёнка, который в известной мере "без вины виноват".

         К тому же такие меры воздействия могут привести к обратному результату. Неприятные переживания, связанные с наказанием, могут заострить, привлечь внимание ребёнка к слову, из-за которого произошёл скандал.

        Как же помочь ребёнку избавиться от "плохих" слов? Прежде всего - попробовать использовать авторитет слова "нельзя". Но многим детям свойственно стремление к активности, самоутверждению, отстаиванию своего "Я", поэтому родительское "нельзя" на них не всегда действует. Пытаясь отстоять своё право на самоутверждение, ребёнок становится принципиальным неслухом. Особенно остро этот конфликт проявляется у детей, чью самостоятельность постоянно ограничивают взрослые. Если малыш постоянно слышит "не лезь, не ходи, не мешай, не приставай" и т.д., он становится невосприимчив к отрицательному руководству и очередное родительское "нельзя" попросту пропускает мимо ушей. Запреты надо дозировать и пользоваться ими осторожно, тогда они будут звучать и действовать сильнее.

       Необходимо создать ситуацию, которая отвлечёт ребёнка, захватит, перевесит интерес к новому слову, поможет стереть его из памяти.     Например, в нужный момент, можно обратиться к ребёнку с несложной просьбой. Можно, так же, использовать стремление ребёнка подражать взрослым, которых он любит, говоря о том, что, например, бабушка не говорит таких слов, и ты не должен. Необходимо развивать и поддерживать интерес ребёнка к новым словам. В этом помогут хорошие детские книги. Пусть ребёнок вслушивается в напевность, музыкальность стихов, постигает разнообразность русского языка в сказках. И, наконец, товарищи взрослые, помните, что самым главным примером и образцом для подражания являетесь вы сами. От того, какова ваша речь, какие слова и выражения употребляете вы в быту, общаясь между собой и с ребёнком, зависит, в какой речевой среде находится ваш малыш, который, как губка, впитывает в себя всё. Если вы хотите вырастить послушного сына или дочь, работайте не только над его воспитанием, но и над своим.

    Успехов вам!

                                       

                       

                   Педагог-психолог  МБДОУ  № 148   Акимова  Н.Н.



Предварительный просмотр:

СОГЛАШЕНИЕ

на    проведение   психолого-педагогической  диагностики и

сопровождения

                                                                                    «      »__сентября____________2016г

Родитель  (законный  представитель)____________________________________________

                                                                                     ( Ф.И.О)

С одной  стороны   и МБДОУ  №148 «Детский  сад  общеразвивающего  вида  с приоритетным  осуществлением  деятельности   по  физическому  развитию детей « 148»,  в   лице   заведующего   Малышевой  Светланы  Мигальовны_____________________,

с  другой стороны,  далее  именуемые стороны,  заключили  настоящее  соглашение  о   нижеследующем:

Родитель (законный представитель)_____________________________________________

                                                                                       (Ф.И.О)

Дает   свое  согласие   на   психолого-педагогическое   обследование  и  сопровождение_____________________________________________________________

                                      (фамилия,  имя   ребенка, дата  рождения)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                 Адрес   и  реквизиты  сторон:

Муниципальное бюджетное                                Родитель:( законный представитель)

дошкольное  образовательное                             _____________________________                

учреждение                                                            _____________________________

« Детский   сад   общеразвива-                             Паспортные   данные:___________

ющего вида  с приоритетным                             _______________________________

осуществлением  деятельности                            (подпись)________________________

по  физическому  развитию № 148»

Заведующий  МБДОУ  №148

Малышева  С.М                    



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №148»

Картинки по запросу детско-родительские отношения

ПРОЕКТ

педагога-психолога

                «СЕМЕЙНЫЙ   ОЧАГ»

                                          Разработала: Наталья Акимова

                                                                         Педагог-психолог МБДОУ №148

                                                   Оренбург  2016

Проект: «Семейный  очаг»

Характеристика проекта:

По доминирующему методу: практико-ориентированный.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

По характеру контактов: в контакте с коррекционной  группой детей и их  родителями, в контакте с семьями  детей дошкольного  учреждения  и специалистами МБДОУ №148.

По количеству участников: подрупповой

По продолжительности:  годовой  (2016-2017)

Участники проекта: педагог-психолог, дети и их родители, воспитатели группы, музыкальный руководитель, педагоги групп.

Этапы  проекта:

-информационно-аналитический (срок: сентябрь-октябрь  2016);

-основной или практический (занятия, тренинги, мастерские, дни открытых  дверей),(срок: октябрь-апрель 2016-2017);

-заключительный (подведение  итогов, выстраивание перспектив),(срок:май 2017).

Цель проекта: гармонизация  детско-родительских  отношений  через  взаимодействия детского  сада   и семьи.

Задачи: 

 1.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада;

2.Поддерживать родителей (законных представителей) в процессе развитии детей, охране и укреплении их психологического  здоровья;

3.Отслеживать   семьи групп  риска для  оказания  необходимой психологической помощи и  профилактики проблем возникших   в процессе развития   и воспитания детей;

4.Проводить  мероприятия направленные  на  формирование навыков при построении  детско-родительских отношений   для создания  безопасной атмосферы  при   реализации эмоциональной функции семьи (удовлетворение потребности членов семьи в симпатии, поддержке, эмоциональное уважение и т.д.);

5. Практиковать  совместные  мероприятия  «родитель-ребенок» для   развития  отношений и чувств принадлежности к своей семье, формировать умение проявлять заботу   друг  о друге   при выстраивании   семейных отношений.

                                             

                                             

                                             Актуальность

                                                               Семья- это  уникальный  сад.

И очень важна его духовная почва.

                                                                       Что же вырастет: буйные сорняки

бездушия и глупости

или добрые соцветия мудрости и милосердия?

Задумайтесь!

Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

         Вся наша жизнь похожа  на один огромный упрек неповзрослевшего ребенка, смотрящего на мир заплаканными глазами, ожидающего, что когда-нибудь случится чудо, и он получит все то, чем был обделен в детстве.

         Ждем, что когда-нибудь нам вернут то, что когда-то недодала нам мама: любовь, заботу, ласку, чувство защищенности, признание того, что ты самый лучший, что ты хороший мальчик или девочка.

         Будучи лишены всего этого, мы порой не способны адекватно выстраивать отношения внутри себя и с окружающими, снаружи. Страдаем от низкой самооценки, доходящей порой до ненависти к себе, не можем принять себя,  не способны любить ни себя, ни других, идем по жизни тяжелой поступью, сгибаясь под тяжестью прошлого, которое приходит к нам в воспоминаниях и снах. Мы гоним его от себя, но оно все равно приходит.

        Обида на родителей засядет в голове и будет удерживаться там всю жизнь. Психологические травмы, нанесенные в детстве могут десятилетиями кровоточить. Взрослые люди имеющие неврозы, психические проблемы, эмоциональные расстройства и серьезные неудачи в личной жизни и в карьере, были детьми, которые получили мало любви, но много неодобрения.

 Проблема гармонизации детскородительских отношений через взаимодействия детского сада и семьи.

         В свете современных изменений в системе образования взаимодействие с семьей приобретает все более значимый аспект. И именно, тесное сотрудничество семьи и детского сада играет положительную роль в полноценном развитии ребенка.

      Родители заняты повседневными житейскими заботами и не имеют свободного времени для занятий с детьми дома. Многие родители перекладывают воспитание своего ребенка на дошкольное образовательное учреждение, воспринимая дошкольный период, как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, а передоверяют ребенка телевизору или компьютеру. Многие родители зачастую испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, так как не имеют специальных знаний и навыков  при выстраивании взаимоотношений  с ребенком. Таким образом, достаточно часто дети испытывают дефицит общения с родителями.

      Также  исследования   направленные    на выявления  особенностей детско-родительских отношений, часто  говорят  об  развитии агрессивности  и тревожности  детей. Для  эффективной  коррекционной  работы  взаимодействие  нужно  не  только  с «психолог-ребенок», но и  с  семьей  ребенка  имеющего склонности    к агрессивному   и тревожному проявлению в  своем поведении.

       Сложившуюся ситуацию можно разрешить за счет вовлечения семьи в  коррекционное   и  образовательное  пространство МБДОУ №148.     Методом проектов  я пытаюсь  решить трудности во взаимодействии детского сада и семьи, а также гармонизировать детско-родительские отношения.

                            Понятие «детско-родительские» отношения.

         Работая над вопросом изучения отношений в семье, я исходила из следующего определения детско-родительских отношений.

          Гармоничные детско-родительские отношения – это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку и ребенка по отношению к родителям, особенности их поведения, восприятия, понимания и оценок друг друга, приведенные в равновесие.

                                                 

В отечественной  психологии определены следующие наиболее существенные характеристики гармоничных детско-родительских отношений:

1. удовлетворение базовых потребностей ребёнка в системе детско-родительских отношений: потребность в безопасности и эмоциональной близости с другими людьми; принятие и признание индивидуальности ребёнка, сохранение ребёнком своего «Я» как автономной реальности.

2. достаточный уровень осознания родителями индивидуальных особенностей ребёнка, понимание их психофизиологической, психологической и социально-психологической природы.

3. сознательная и ответственная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям  развития ребёнка.

       Все эти качественные характеристики и условия детско-родительских отношений определяют содержание взаимодействия родителя и ребёнка. Базовой характеристикой эффективных отношений выступает эмоциональная поддержка. Основная задача психолого-педагогической службы нашего дошкольного  учреждения - помочь семье добиться гармонии в детско-родительских отношениях. Я полагаю, что это можно сделать путем включения родителей в совместную  деятельность с детьми.

      «Детско-родительская терапия» (совместные групповые занятия) — выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы. В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребенок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

                                          Реализация   проекта

Информационно-аналитический

  1. Изучение  литературы  по  данной  тематике

1.Т. Гордон. «Тренинг  эффективного   родителя»

2.Корнеева Т. В. «Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье»

3.Конвенция о правах ребенка Харитончик Т.А. Правовое образование в ДОУ.//Управление ДОУ.

Справочник  психолога

 2.Проведение  диагностического  среза

Диагностические   методы и методики  направленные  на  определение склонностей к    тревожным   и агрессивным  проявлениям   в поведении дошкольника  6-7  лет, проективная   методика  «Рисунок  семьи»  направленная   на оценку внутрисемейных отношений.

1.Оценка  проявлений  тревожный  состояний  по  методике «Паровоз»

Цель  методики: определить  степень  позитивного (ППС)  и негативного (НПС) психического  состояния.

2. Оценка  проявлений  тревожных  состояний  по  методике  Амена

Цель  методики: выявление  степени  тревожности и уровне  эмоциональной приспособленности  ребенка  к социальным  ситуациям.

3.Оценка   проявлений   страхов  и тревог   по  методике  « Страхи  в домиках»

Цель: выявление  страхов   и   тревожных  состояний.

4. Оценка   проявлений     по  методике  « Кактус»

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

5. Качественная  оценка   проявлений     по  методике  «Моя  семья»

Цель: тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений. Он поможет прояснить отношения ребенка к членам своей семьи, то, как он воспринимает их и свою роль в семье, а также те характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и конфликтные чувств.

                                   Основной или практический этап

1.Основные   формы  и методы в работе по данному  направлению:

- индивидуальное консультирование;

- групповое консультирование: родительские собрания, мастерские, дискуссии;

- проведение открытых занятий;

 - работа на сайте детского сада;

- организация тематических выставок.

2.Планирование совместных  мероприятий  на  формирование навыков при построении  детско-родительских отношений   для создания  безопасной атмосферы  при   реализации эмоциональной функции семьи.

      Мероприятие

    Родители

      Дети  

    Педагоги      

Сентябрь-октябрь

анкетирование

диагностика

беседы

 Ноябрь

посещение      собраний с темой

«Эффективный  родитель»

коррекционная работа

беседы   и консультации

«Эффективный родитель»

 Декабрь

Мастерская

«Кукла  травница»

(залог здоровья семьи)

Мастерская

«Кукла  травница»

(залог здоровья  семьи)

Мастерская

«Кукла  травница»

(залог здоровья  семьи)

 Январь

«Сказкотерапия   для детей  и родителей»

(использование метафорических  карт)

Игра-тренинг

«Сочиняем  сказку»

(использование метафорических  карт)

Тренинговое   занятие «Элементы  сказкотерапии  в работе  со взрослыми»

 Февраль

Мастерская

«Кукла колокольчик»

(оберег  дома)

Мастерская

«Кукла колокольчик»

(оберег  дома)

Мастерская

«Кукла колокольчик»

(оберег  дома)

  Март

Тренинг «Семейный  очаг»

Организация и проведение семинара-практикума

 «Игра и игрушка в жизни ребенка».

Игра-тренинг

«Семейный очаг»

Беседа «Роль  семьи   в развитии ребенка»

  Апрель

Конвенция о правах ребенка

Харитончик Т.А. Правовое образование в ДОУ.//Управление ДОУ.

Мастерская   с элементами арт-терапии

«Герб  моей  семьи»

Мастерская   с элементами арт-терапии

«Герб  моей  семьи»

Конвенция о правах ребенка

Харитончик Т.А. Правовое образование в ДОУ.//Управление ДОУ.

   Май

Анкетирование «Эффективность работы «родитель-ребенок» (обратная   связь)

Повторная  диагностика

«Конструктивные  формы общения с детьми»

                                                   

                                   

                                 

                                Заключительный  этап

-Повторная диагностика.

-Обратная    связь в   форме   анкетирования (родители).

-Выстраивание   перспектив   деятельности в данном  направлении.

                                         

                                               

                                             Литература

1.        Вартанова И. И. Мотивация учебной деятельности и особенности детско-родительских отношений : дайджест // Психология обучения. – 2005. - N 9. - С. 5-7.

2.        Гарибашвили Т. И. Исследования детско-родительских отношений в отечественной психологии // Известия Таганрогского гос. радиотех. ун-та. - 2006. - Т. 68. - № 13. - С. 119-120.

3.        Голубева Е. В. Диагностика типов детско-родительских отношений // Российский психологический журнал. - 2009. - Т. 6. - С. 25-34.

4.        Коновалова А. М. Отношение подростков к родителям : уважение, любовь, признание авторитета // Семейная психология и семейная терапия. - 2009. - N 4. - С. 100-114.

5.        Корнеева Т. В. Психологические проблемы детско-родительских отношений в неполной семье // Ребенок в детском саду. – 2007. - N 3. - С. 3-8.

6.        Максимова Н. Л. Особенности родительского отношения, в семьях с единственным ребенком // В мире научных открытий. - 2009. - № 3-1. - С. 130-132.

 

       

     

     


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: