Дистанционное общение с коллегами

Бирюкова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких специфических ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка.

Логопедические ошибки

Ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия – ребенок не различает акустически близкие звуки в сильной позиции:

1.1 Замены в группе парных согласных (т-д, п-б, к-г, с-з, ш-з, ф-в)

Данк, паран, колубь, солотой, коша, портвель = танк, баран, голубь, золотой, кожа, портфель

1.2 Замены в группе «свистящие - шипящие» (с-ш, з-ж, ц-ч)

Гнёздыско, шиски, скажал, кольчо = гнёздышко, шишки, сказал, кольцо

1.3 Неправильное употребление аффрикат и их компонентов

             Ц = Т + С                                                      Ч = Т + Щ

      Ц-Т: твет = цвет                                        Ч-Т: тяйник = чайник

      Ц-Т: тяпля = цапля                                   Ч-Щ: щайник = чайник

      Ц-С: сапля = цапля                                   Ч-С: сяйник = чайник

1.4 Замены и смешения в группе соноров (Р-Л, Л-Н, Л-Д и др.)

       Голка, моноко, стоды = горка, молоко, столы

     1.5 Ошибки, связанные с неумением обозначать мягкость согласных на письме:

А) Посредством буквы Ь:

     - игнорирование Ь

       Тен, малчик, вюга = тень, мальчик, вьюга

     - избыточное употребление Ь

        Столь, сьнеговик = стол, снеговик

Б) Посредством гласных 2-го ряда (Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е)

     Сыный, мач, лустра, сянки = синий, мяч, люстра, санки

1.6  Взаимозамены самих йотированных (Ё-Ю)

Клюн, лёк = клён, люк  

Ошибки оптико-графического характера – ребенок недостаточно различает оптически сходные буквы, не умеет выбирать нужное движение руки для написания таких букв:

2.1 Замены букв, похожих по написанию, уменьшение или увеличение количества сходных элементов (о-а, и-у, п-т, б-д, ж-х, и-ш, и-ц, ц-щ, л-м, ш-щ, у-д и др.)

Кошко, бонт, прурода, лина, стасли, атрель, убача, ядлоки = кошка, бант, природа, луна, спасли, апрель, удача, яблоки

2.2 Ошибки, связанные с расположением элементов букв в пространстве:

т-ш (рубатка = рубашка)

п-и (иушка = пушка)

в-д (кодрик = коврик)

      2.3 Зеркальное письмо

2.4 Слитное написание элементов двух букв

Ошибки, связанные с нарушением языкового анализа и синтеза:

3.1 Пропуски букв

Бошка = брошка, соить = строить

 3.2 Добавление букв

Сутук = стук

3.3 Искажение слоговой структуры слов:

А) Пропуски, добавления, перестановки слогов

     Тарспот, молококо, петерь = транспорт, молоко, теперь

Б) Персеверации – застревание:

     Магазим, колхозниз, у деда Модоза = магазин, колхозник, у деда    Мороза

В) Антиципации – упреждение, предвосхищение:

     На девевьях, дод крышей = на деревьях, под крышей

3.4 Необъяснимые разрывы слов на части, отрыв приставки от слова

Гуля ли, по бежали, в сю, я сный = гуляли, побежали, всю, ясный

3.5 Необъяснимое слияние слов, слитное написание предлога со словом

Воти зима настала, стоит настоле = Вот и зима настала, стоит на столе

3.6 Нарушение маркировки предложений ( отсутствие точек и заглавных букв).

Аграмматизмы на письме – ребенок не усваивает особенности грамматического строя речи, характерные для русского языка, неправильно использует суффиксы, приставки, окончания, не согласует слова между собой, неверно изменяя их по грамматическим категориям, неправильно использует предлоги

Платьюшко, овчачьи, мальчик подхватился за льдину, голубая неба, девочка играют, пять окней, заболели ухи = платьице, овечьи, мальчик ухватился за льдину, голубое небо, девочка играет, пять окон, заболели уши.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зрительная гимнастика Тренажер Базарного В.Ф.

Слайд 8

Будьте здоровы!



Предварительный просмотр:

Непроверяемые безударные гласные

1. Игры «10 ос»
Ос— - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос— - а
А эта растёт на лугу у болота,
— ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
— ос — - — а-
На этой опасно устраивать игры,
— ос — - — а — -
Эта оса на луну улетает,
— ос — - — - а
Эта на солнце худеет и тает,
— - ос — - — - а — -
Эта оса продаётся в бутылке,
— ос — - — а
Эта боится горчицы и вилки,
— ос — а
С этой спит в колыбели малыш,
— о — с — - — - а
Эта по классу крадётся , как мышь.

Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.

2. «Поле чудес»
Некоторые буквы уже открыты. Остальное — за вами. Разгадайте и запишите пословицу о зиме.
Д — ка— - — - о — - — - — - — - , а з — му н — - — на— - .

Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

3. «Три сороки».

Три болтливые сороки
У различных птиц гостили,
Буквами заполнив строки,
Догадайтесь, с кем сороки
Ели джем и кофе пили.
Не забудьте, что таится
В каждом строчке только птица
1.Со— - — - -
— - — - ро — - -

Ка — - — -

2.Со — -
— - ро — а
— - — - — - — ка

3.Со— - -
— - ро — - -
Ка — - — - — - -

Ответ:
Соловей, жаворонок, какаду.
Сова, ворона, перепёлка.
Сокол, воробей, канарейка.

4. Шарады.

Первое — нота, второе — тоже,
А целое на боб похожа. ( Фа — соль)

Первое — предлог, второе— летний дом,
А целое порой решается с трудом. ( За — дача).

Начало — голос птицы, конец — на дне пруда.
А целое в музее найдёте без труда. ( Картина)

5. «Словарное домино».

Игру можно составить из словарных слов для любого класса. Для этого надо вырезать 28 карточек с размером 5Ч8 см. В верхней части карточек пишется слова с пропущенной буквой, а в нижней части — только буквы, которых пропускали в других словах. Задача детей — подставить к слову с пропущенной буквой карточку с изображением той буквы, которая нужна в данном слове. Первым ходит ученик, у которого карточка со словом «Родина». Домино можно составить на любую тему.

6. Графические ассоциации.

Суть метода — видеть сходство формы букв и предметов. Дети сами делают рисунки, можно прямо в тетради на уроках.

Попробуйте эти приёмы! Вы не представляете, как это интересно и увлекательно!

Непроизносимые согласные

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.

Грустный
Грустный — грусть,
Грустить не буду.
Грустный — «Т» не позабуду.

Поздно
Поздно — проверим опоздали,
В слове поздно «Д» написали.

Солнце
В слове солнце «Л» не слышим.
В слове солнышко напишем.

Звёздный
Звёздный — проверяй звезда.
Звёздный — «Д» пиши всегда.

Здравствуй
В слове здравствуй «В» не слышна,
Проверим словом здравие.
Здоровья всем вам пожелаем
И в слове здравствуй «В» не забываем.
Загадки.
День и ночь стучит оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)

Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прослони меня к стене -
Найдётся сразу дело мне. (Лестница).

Правописание шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу

1. Загадки

У неё во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щука)

Они живут на крыше,
Их очень любят кошки. (Мыши)

Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник).

Стучит, стучит весь день,
Никого не боится.
Считает он весь век,
Но не человек. (Часы)

Посуда с длинным носом и с круглым хвостом. (Чайник).

2. Замените одним словом.

Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).
Что у человека дороже всего? (Жизнь).
60 минут (Час).
Густой частый лес. (Чаща).
Хищная рыба с острыми зубами. (Щука).
Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун).
Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).

Парные звонкие и глухие согласные

1. Шарады.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос).

С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза).

С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд — лёд).

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким — как огонь горячий. ( Шар — жар).

2. Игра « Цепочка».

Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий называет проверочное слово. Например: друг — друга, зуб — зубы ит.д.

3.Загадки.

Шел, шел без дорог.
Где шел, там и лег.
До весны пролежал,
А потом убежал.
(снег)


Я, не хвастаясь, скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые,
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический… (утюг).

Вот так чудо! Он со вкусом
Может кушать пыль и мусор!
И жужжит, как сотня ос,
Работяга… (пылесос).

Говорю я брату: — Ох!
С неба сыплется горох!
Вот чудак, — смеется брат, -
Твой горох — ведь это… (град).

Этот зверь тебе знаком -
Ест мышей, пьет молоко.
Но на кошку не похож,
Весь в колючках длинных… (еж).

Он ходит голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он… (жираф).

То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

Потяну за верёвку — встанет гора. (Верблюд).

Старик-шутник, на улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз).

За тобою он плетётся
Хоть на месте остаётся. (След).

Правописание звонких и глухих согласных перед согласными

В лесу родилась, в лесу живёт. (Лодка).

Набитая пухом, лежит под ухом.(Подушка).

С одной стороны лес, а с другой — поле. (Шубка).

4. Кроссворд.
Замените одним словом.
Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).
Что у человека дороже всего? (Жизнь).
60 минут (Час).
Густой частый лес. (Чаща).
Хищная рыба с острыми зубами. (Щука).
Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун).
Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).

Упражнения для обогащения словарного запаса детей

1. Замени одним словом из 4 букв:
Приятель — +. , противник — + ,
Солдат — + , работа — + , шагать — + . (Ответы : друг, враг, воин, дело, идти)

2. Найдите спрятавшееся слово.
Хлев (лев), удочка (дочка), коса (оса), столб (стол), щель (ель).
3. Угадай слово.
К — р — н д — ш (карандаш), д — ж — р н — й (дежурный), л — с т — п — д (листопад), з — м — ш к — (зимушка).