Педагогическая симфония 2019. Эссе "Учить и учиться"

Околичный Александр Сергеевич

Педагогическая симфония 2019. Эссе "Я Учитель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_okolichnyy_2019.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я – учитель».

Околичный А.С.

учитель истории и обществознания

Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать зла,

а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло,

 но не хотел его делать сам.

Федор Достоевский («Записные тетради» 1875–1876 гг.)

     Учитель   и общество.  Сложная позиция. Он и часть гражданского лектората, и субъект, формирующий основные нравственные ценности общества, по которым вышеупомянутый лекторат жизнедействует.   У каждого времени своя «гражданская формула»:  правила, нравственные устои, традиции, обычаи и законы. И только функционал учителя остается неизменным: получить на входе асоциальную единицу, превратив на выходе в личность высокой гражданской ответственности.  Такое чувство, что учитель уже рождается идеальным, и у него нет права на ошибки, и нет даже права подумать об этом.  А когда ему думать? Он как десять тысяч белок вращает гигантское колесо образовательной политики государства.  Ключевые слова: политика и государство.

    Учитель и государство - позиция не менее сложная.  Учитель нанят государством для подготовки законопослушных и политически грамотных граждан, для реализации государственных задач. За это государство обязуется беречь и кормить. Получается с обществом взаимоотношения духовные,  а с государством - деловые.  Нравственность и право…  Продолжаем выводить «гражданскую формулу».  

        Ф.М. Достоевский - один из немногих, кто обладал талантом видеть отечественное общество насквозь и понимать механизм взаимодействия государства и общества.  Так  он исходит из предположения генетического родства и внутреннего единства основополагающих правовых и нравственных ценностей. Подлинная «гражданская формула» должна, по его мнению, «отразить дух любви и заповедь христианского совершенствования». Писатель убежден в том, что «общественных гражданских идеалов, таких, как не связанных органически с идеалами нравственными, а существующих самих по себе, которые могут быть взяты извне и пересажены на какое угодно новое место с успехом, в виде отдельного ‘учреждения’  нет вовсе, не существовало никогда, да и не может существовать!».  Следовательно, у учителя миссия титаническая -  навести мосты между обществом и государством.   Зайдите в школу на урок, и вы поймете, что вас ждет в будущем. Авторитарный учитель, закрытые   от всего дети, выполняющие алгоритм действий – дружно идем в тоталитарное государство. Учитель-либерал, говорящий обо всём и обо всех, разрешающий всё и вся, дети, готовые к демагогии и оправданию любой бездеятельности и глупости – идти не нужно, развал государства найдет нас сам. Учитель-соратник, идущий от проблем ребенка, общества, мира  к   пониманию этих проблем и желанию их решить, дети понимающие смыслы и желающие все узнать и все исследовать  - готовим себя к демократическому обществу  активных граждан, готовых к сотрудничеству.

       Высшая степень гражданского общества – готовность к сотрудничеству в решении проблем общества. Люди такой формации дорожат институтами самоуправления. И государство счастливо – граждане взрослеют и не нуждаются в гиперопеке. Не нужно кормить из ложечки, да что там,  и готовить не нужно: сам все приготовит, поест и посуду вымоет.   Откуда же берутся такие сознательные граждане?  Вот тут, без ложной скромности, выйдем из тени и громко, чтобы само государство услышало – скажем: «Так в школе, любезные!». Добавляем к формуле понятие – сотрудничество и учитель. Что там у нас получилось?   «Государство призвано учить граждан сотрудничеству для построения нравственного и правового общества» - такая вот «гражданская формула».  Призвать государство может только учителя, но воплощать эту формулу будут простые российские общеобразовательные учреждения.

      Итак, я, вчерашний студент Курганского государственного университета, исторического факультета, а ныне учитель истории и обществознания, ежечасно спрашиваю себя – почему я, взрослый и сильный мужчина, работаю с детьми, а не добываю уголь, не вожу корабли и самолеты, не поднимаю роту в ружье на армейских учениях?   Взрослые и сильные мужчины не ищут легких путей, а берутся  за самую сложную работу. Быть учителем сегодня – быть на передовой общественного фронта, отвечать за будущее страны…. И самое главное при этом оставаться готовым слышать и слушать каждого ребенка. Ключ к понимаю – сотрудничество.  Эволюция общественных институтов тоже зависит от того, насколько мы все научимся  сотрудничеству и взаимопомощи. Мне, как учителю истории и обществознания, просто необходимо создавать эту атмосферу доверия на занятиях, чтобы каждый на практике мог усвоить все плюсы от такого общения.  

     В  самом начале педагогической деятельности я считал себя обязанным  знать все и дать как можно больше своим ученикам. Думал ли я о том, чего хотят они? Боюсь, что больше размышлял об их успеваемости. Свой первый урок помню так, как будто он был вчера. Волнение, чувство восторга и немного страха переполняли меня, когда я первый раз вел урок. Мне тогда настолько понравилось учить детей, что я ощутил себя счастливым от того, что дал ребятам частичку знаний. Ведь знания, заложенные мною, должны были принести пользу моим ученикам, пригодиться им в жизни. И от того как я это сделаю, какие методы, формы и приемы использую, зависел и результат. А для этого необходимо было прекрасно знать преподаваемый предмет, владеть разнообразными способами обучения и воспитания, обладать огромным терпением, а главное – постоянно учиться и развиваться самому. К урокам готовился очень тщательно, выискивал занимательный материал, старался подходить к работе творчески.   Чем больше погружался в предмет обществознания, тем больше понимал, что получить знания важно, но  стать гражданином демократического общества куда важнее.   Я перестал идти впереди детей. Теперь я стараюсь двигаться вместе с ними в одном ряду. Мне всегда интересно было наблюдать и направлять, когда мои ученики выискивают из множества теорий и проблем, ту единственную, правильную. Стараются творчески подойти к изучению материала, учатся писать эссе и сложный план, решают тесты. И когда это у них получается, пускай не сразу, пускай с ошибками, и вот тут я понимаю, для чего и для кого я работаю. Чтобы видеть, как ребята с моей помощью, либо самостоятельно узнают, изучают, творят, чтобы в результате получить нечто новое – знание. Для каждого из моих учащихся я пытаюсь создать ситуацию, при которой обучение станет осмысленным и целенаправленным, потому что только тогда оно будет максимально эффективным. У каждого свои особенности, темперамент, уровень учебной мотивации, стремления и идеалы. Кто-то схватывает все на лету, а кому-то нужно разъяснять материал дополнительно. Мы разные, но мы вместе – в этом залог успеха нашего общества.  А еще я заметил, что не только я учу детей, но и они учат меня многому:  искренности, справедливости, любознательности, открытости, отзывчивости, умению удивляться, радоваться, а  может даже где-то чувству соперничества. Ведь учитель - это профессия, в которой не только ты обучаешь, воспитываешь, но и сам обучаешься, самосовершенствуешься, развиваешься и как личность, и как профессионал.

     Учитель и общество, общество и государство, государство и право, право и политика, политика и нравственность, нравственность и сотрудничество, сотрудничество и учитель.  Бесконечный процесс познавания и созидания. Ключевое слово – УЧИТЕЛЬ.