Педагог дополнительного образования

Соснова Юлия Алексеевна
Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях     Д.Л.Арманд

Природа Ребрихинского района очень красива. На его территории протекает 22 реки и 5 озёр. Самая большая река - Касмала. Говорят, что вода реки прозрачна, а когда светит солнце, то вода похожа на цвет смолы, отсюда и назвние реки Касмала - как смола. 

Уникальное достояние природы - ленточный бор. Всего их на планет 5, 4 из них находятся в Алтайском крае, а 3 проходят через наш Ребрихинский район. По северной границы района проходит Кулундинский ленточный бор, по южной - Барнаульский, а Касмалинский ленточный бор разделяет район на две почти равные половины.

В 1964 году основан Касмалинский заказник с целью сохранения природного комплекса леточного бора и сохранения естественных мест обитания животных и птиц. А в 1999 году создана Красная книга Ребрихинского района, куда входит 27 видов исчезающих и редко встречающихся растений и 42 вида животных.

Окружающая нас природа удвительная, но в тоже время очень хрупкая. У подростающего поколения необходимо формировать экологическую культуру. Но это может делать только тот человек, который сам искренне любит природу. Я считаю себя именно таким человеком, поэтому разработала и реализую авторскую программу естественно-научной направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия-экскурсии на водоем (пруд) весной

Цель: познакомить детей с прудом – природным водоемом, с явлениями, происходящими весной у воды.

Задачи:

1. Закрепить представление детей о том, что весной солнце греет сильнее, снег и лед тают;

2. Объяснить понятие «ледоход»;

3. Показать значимость и красоту водоёмов нашего села;

4. Обогащать словарный запас, связанный с наблюдениями;

5. Расширить представления растений живущих около пруда;

6. Расширить представления об обитателях водоёмов;

7. Развивать наблюдательность;

8. Закрепить правила поведения около водоемов.

Ход занятия:

 По дороге отмечаем весенние изменения в природе

Картины далекого детства

Порой предо мною встают…

И вижу опять я знакомый,

Весь в белых кувшинчиках пруд.

Вокруг него темная чаща,

Где сотни звучат голосов;

И узкая вьется тропинка

К нему между цепких кустов…

Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду? Я вам загадаю загадки, вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду.

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль плывет,

За собою всех ведет.

Вёсел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Влево, вправо повернет

Всю ватагу поведет. (утка с утятами)

В воде купался

Сухим остался. (гусь)

Стоит над водой

Трясет бородой.

(камыш)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

(рыбка)

Летом в пруду и в болоте

Вы её найдете.

Зеленая квакушка-

Это, конечно, … .

(лягушка)

Воспитатель останавливает детей за 20-30 м от пруда.

- Давайте остановимся здесь и издали полюбуемся прудом. Возле пруда всегда хорошо отдыхать, там всегда свежий воздух и легко дышится. Глазам приятно смотреть на зелень и воду. Все это полезно человеку для здоровья.

- Давайте подойдем чуть ближе. Пруд – это естественный водоем, это такая большая, глубокая яма, заполненная водой.

- Давайте посмотрим на поверхность пруда? Какая она? Сейчас у нас весна и кое-где еще остался лед. Вспомните пожалуйста, как пруд выглядит зимой. Что изменилось и почему?

- Прислушайтесь. Что вы слышите? (дети слушают как поют птицы).Назовите птиц, которые вернулись к нам после зимы? (дети перечисляют)

Смотрите, какие кустарники растут по берегам пруда. А у нас на площадке растут такие же деревья? (нет) Здесь растут деревья и кустарники, которые очень любят влагу, у многих из них длинные корни, которые питаются водой пруда. Вот это дерево называется ива. Смотрите, какие у нее длинные корни. От других деревьев иву отличают свисающие к воде ветви.

- Обратите внимание, что на деревьях уже набухли почки, а это значит что скоро из них появятся первые листочки.

- Давайте посмотрим на берег пруда. Уже пробивается первая травка, видите?

Как вы думаете, если деревья около пруда отличаются от тех, что растут около нашего детского сада, отличается ли трава, которая здесь растет?

- Давайте вспомним тех, кто живет в пруду?

Дидактическая игра«Кто живет в пруду».

– Ребята, расскажите, как жители пруда связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)

Индивидуальная работа:

- Ребята, а что вы видите на берегу пруда(Камешки, песок). Давайте рассмотрим песок, который лежит на берегу пруда.

Педагог набирает песок в ведерко и раздает по чуть-чуть детям.

- Скажите, похож ли этот песок на тот, с каким вы играете в песочнице? Чем

- Потрогайте песок. Какой он на ощупь? Почему? Ответы детей: песок мокрый и холодный, потому что рядом вода).

- Но на берегу кроме песка еще и камешки. Давайте поиграем с ними.

Подвижная игра«Круги на воде»

Воспитатель чертит на песке линию, за которую не могут заходить дети. Дети от линии должны кидать камешки в воду.

Цель: учить метать камешки вдаль

- Ребята, давайте еще раз полюбуемся замечательной природой. Посмотрите, чисто ли вокруг? Нет ли мусора? Хорошо ли это? (ответы детей)

– Возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями, животными, рыбаки ловят рыбу. Что будет, если в этот пруд люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать? (пруд не следует засорять : в грязной воде и растениям, и животным плохо – они начнут умирать)

- Наша экскурсия подошла к концу, и нам пора возвращаться в детский сад. Но перед уходом посмотрим, не оставили ли мы после себя мусор.

Трудовая деятельность: прибрать за собой и за другими мусор в пакет.

После экскурсионная работа: Нарисовать свои впечатления от экскурсии. Провести выставку рисунков «Пруд».