«Использование изотерапии на занятиях по изодеятельности».

Карташева Ирина Владимировна

Статья «Использование изотерапии на занятиях по изодеятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья

«Использование изотерапии на занятиях по изодеятельности».

Изотерапия – это одно из направлений арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Данное направление получило широкое распространение как в работе с взрослыми, так и с детьми. Термин арт-терапия был введен в употребление Адрианом Хиллом в 1938 году. Это словосочетание было применено относительно всех видов занятий искусством, которые осуществлялись в центрах и больницах психического здоровья. Основная цель арт-терапии заключается в развитии гармонизации личности через способность самопознания и самовыражения.

Изотерапию относят к наиболее популярному и доступному методу познания себя. На холсте или бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри человека. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение. У дошкольников изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику.

Изотерапия успешно применяется в работе с детьми у которых отмечается нарушение слуха и речи, задержка умственного развития. Дошкольники имеющие патологию нервной системы благодаря изотерапии достаточно быстро выходят на контакт с психологами и педагогами.

Преимущества изотерапии перед другими формами психотерапевтической работы:

  • практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
  • изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
  • изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
  • продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
  • изотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
  • изотерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

Занятия с использованием приемов  изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:

  • Воспитательные: Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
  • Коррекционные: Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
  • Психотерапевтические /лечебные/: “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
  • Диагностические:  Арттерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции.  В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
  • Развивающие:  Благодаря использованию различных арт-терапевтических приёмов складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
  • Хочется отметить, что мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей НОДА, поэтому одно из направлений интеграции деятельности специалистов ДОУ – коррекционная и развивающая работа по снятию мышечного напряжения, укреплению мышц, и совершенствованию функций кистей рук.
  • У детей-дошкольников с нарушением речи на занятиях изодеятельности эта работа проходит через специальные приемы изотерапии, игры, упражнения:

Специальные игры и упражнения, направленные на уменьшение мышечного напряжения, которые проводятся в начале занятия или как динамические паузы.

  • Игровой самомассаж:  игры на поглаживание, растирание, разминание, постукивание, покалывание.
  • Игры и упражнения на тактильные ощущения: с комочком из бумаги, теста, пластилина, глины, с колючими мячами, щетками, палочками и т. п. с теплыми речными камнями, рисование на спине ребенка, на ладошке пальцем.
  • Приемы и игры на релаксацию: рисование под тихую музыку, пение птиц, шум моря, потрескивание горящего камина. Игры-перевоплощения, физминутки с активным отдыхом.

Приемы изотерапии для уменьшения мышечного напряжения рук.

  • Рисованием пальцами, ладошками с использованием специальных красок.
  • Рисование комочком смятой бумаги, полиэтилена, штампом из различных материалов, ватными палочками, поролоновыми тычками.
  • Выполнение поделок из папье-маше, соленого теста.
  • Украшение рисунков наклейками, липкими блестками, паетками.

Выполнение коллажей с использованием песка, крупы, природного материала.

Приемы и упражнения изотерапии распределяют нагрузку на мозг во время занятий от переутомлений, повышают общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации. Такие упражнения и приемы являются эффективным средством совершенствования психических функций: внимания, памяти (словесно-логической, моторной, тактильной, эмоциональной, рефлекторной), зрительно-моторной координации, а также развитие речевой и творческой сфер.

В детском саду такие игры и упражнения можно проводить в начале занятия или как динамическую паузу.

Результаты использования приемов изотерапии:

  • У детей сформировалось положительное отношение к занятиям, бережное отношение к результатам своего труда и труда других детей;
  • Некоторые дети с осторожностью относились к пальчиковым краскам, соленому тесту, глине, но глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность и действовали свободнее;
  • Движения пальцев рук становились более точными, плавными и скоординированными;
  • Взаимодействие детей становилось активнее в процессе создания коллективных работ;

Высказывания детей стали более развернутыми и осознанными, сформировалось умение отвечать на вопросы.

Используемая литература:

  1. http://psihomed.com/izoterapiya/
  2. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2008. 160 с.