Логопедия

Эренчин Аянмаа Юрьевна

Предварительный просмотр:

Весёлые истории

для артикуляционной гимнастики.

Храбрый комар.

Жил – был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так.

«Хоботок».

А потом он весело улыбался себе.

Губы фиксируются двумя пальцами.

И всем насекомым, которые жили рядом с ним.

Губы фиксируются четырьмя пальцами.

Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых.

Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на неё. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.

Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна, положение фиксируется двумя пальцами.

Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, она даже испугалась и открыла от удивления рот.

Нижняя губа опускается так, что обнажаются дёсны, положение фиксируется двумя пальцами.

Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.

«Весёлая змейка».

А комар в ответ помахивал своим чистым хоботком.

Язык выпячивается вперёд.

С тех пор все насекомые по утрам стали чистить свои хоботки и вытягивать вперёд язычки.

Прекрасная Обжорка.

Гусеничка Обжорка всё время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в её поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она  проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.

«Хоботок».

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

«Улыбочка».

И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

  • Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, - сказала гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид!

И гусеничка решила позаниматься, чтобы у неё стал вид более здоровый, когда вернётся слон.

«Лопатка» и «Иголочка».

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела… Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.

«Почистим зубки» и «Посчитаем нижние зубки».

Затем Обжорка немножко посердилась,

«Киска сердится».

свернулась катушечкой и сладко уснула.

«Катушка».

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно её убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.

«Качели».

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

Трудолюбивая божья коровка.

Жила – была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало её тёплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у неё нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

  • Какая  же ты божья коровка, если у тебя нет чёрных пятнышек, - говорили они.
  • Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

«Улыбочка».

  • Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка её долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У неё сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлёпала его.

«Непослушный язычок».

И он стал ровным, как лопаточка.

«Лопатка».

Вскоре набежала лёгкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

«Чашечка».

и набрала дождевой водички для чая. Попила чайку с бубликом

«Бублик».

и снова за работу. На картинках она увидела лошадку,

«Лошадка».

весёлого маляра,

«Маляр».

грибок

«Грибок».

и даже гармошку.

«Гармошка».

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у неё на спине появились чёрненькие пятнышки.

  • Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.
  • Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

«Вкусное варенье».

и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

«Грибок».

А утром произошло чудо! Божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. Там одуванчик Большие Щёки открыл новый аттракцион. Можно было каждому прокатиться на парашютике.

Божья коровка первая попросила одуванчика прокатить её, и тут все увидели, что у неё появились…пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

Загадочная бабочка.

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.

«Птенчик».

А бабочка ему говорит:

Явился в жёлтой шубке:

  • Прощайте, две скорлупки!

Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»

А бабочка всё своё:

Летом в болоте

Вы её найдёте.

Зелёная квакушка

Улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.

«Улыбочка».

  • А ещё знаешь, про что-нибудь большое? – спросил он.

И тут бабочка не растерялась:

У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя – хвост большой.

Ну, конечно, это он!

Ну, конечно, это….

  • Слон! – закричал весело птенчик.

«Хоботок».

  • Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? – спросила бабочка.
  • Я остался один, потому и плакал.

Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:

Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

  • Это про мою лопатку.

«Лопатка».

Я отгадал. А ещё знаешь? – спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился ещё летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы

От радости танцуют

Воздушные…. (шары)

И бабочка с птенчиком стали надувать шарик. Друзья его надували, но он всё равно сдувался.

«Надуй игрушку».

Они даже пошлёпали свои язычки,

«Непослушный язычок».

но шарик всё равно сдувался. А когда шарик сдувался, из него дул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все пёрышки в разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:

Хожу – брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.

«Расчёска».

Затем друзья покачались на качелях.

«Качели».

И не заметили, как время прошло.

  • А что всегда идёт, а с места не сходит? – спросила бабочка.

И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела. Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

Невоспитанный мышонок.

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу – не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошёл он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,

«Почистим зубки».

причесался.

«Расчёска».

Видит, зайчик на качелях качается.

«Качели».

Пошёл он и громко пропищал: «Доброе утро!»

Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошёл. Навстречу ему змейка ползёт, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.

«Язык – силач».

И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы ещё с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.

«Бублик».

Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!». Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.

А мышонок всё бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки.

«Горка».

Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.

«Заборчик».

Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.

Но мышонку некогда играть – ещё не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик.

«Паровозик свистит».

И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.

Кто поможет воробью.

Не слушался маленький воробышек маму, подошёл к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.

«Птенчик».

Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.

«Горка».

Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог – маленький ещё был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

«Весёлая змейка».

  • Помогите мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал.
  • Я бы рада тебе помочь, - отвечала змейка, - но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнёздышко? Иди по тропинке, найдёшь там помощь. – И уползла.

Ещё пуще заплакал воробышек, но пошёл. Катит катушку ему навстречу лягушонок.

«Катушка».

Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама – воробьиха – летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка, подставила копыто,

«Лошадка».

чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат – стучит дятел.

«Барабанщик».

Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:

  • Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.

Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,

«Загнать мяч в ворота».

попросил у них помощи. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них – благодарил.

Заяц – огородник.

История эта случилась в самом обыкновенном лесу. И героем её стал самый обыкновенный заяц. А случилось всё так. Скакал однажды заяц по лесу. А на кустах только первые листочки показались. Голодно зверям лесным. Что делать? И вспомнил тут заяц, что люди сами на огородах еду выращивают. Решил он огород завести. Взял лопату и пошёл на полянку.

«Лопатка».

Копает зайчик землю да песни напевает. Слышит он – шипит рядом кто – то:

  • Эй, заяц, ты чего тут делаешь?
  • Огород копаю, чтобы еду на весь год вырастить, - отвечает заяц.

Змея сначала удивилась, а потом головку подняла, осмотрела всё и похвалила зайца.

«Весёлая змейка».

Копает заяц дальше, а мимо белка скачет, где-то грибок засушенный нашла.

«Грибок».

«Вот молодец», - удивилась белка и тут же совет дала:

  • Только не забудь грядки сделать, чтобы красиво было. – А сама хвост распушила и дальше по деревьям ускакала.

Только белка ушла – медведь идёт да банку с вареньем несёт.

«Вкусное варенье».

Он сразу понял, чем заяц занимается, частенько к людям в огород заглядывает. Подошёл к нему и дал разумный совет:

  • Смотри, рассаду не съешь. А я после приду посмотреть, что у тебя вырастет. – И ушёл косолапый.

Заяц дольше копает. Песенки всё поёт, хоть очень устал.

Исполняются песенки: «а», «о», «у», «и», «ы», «э».

А перед самим вечером смотрит – волк идёт, чашечку несёт.

  • Ой, заяц, какой ты молодец! – заохал волк. – До чего додумался! Только полить свою капусту не забудь, вот тебе чашка.

«Чашечка».

Засмеялся заяц, но чашку взял. До самой ночи копался заяц, а наутро ещё и мостик сделал, чтобы удобнее было воду для поливки ковшиком черпать.

«Ковшик».

Всё лето заяц работал: поливал, полол, от вредных гусениц оберегал огород. А когда осень наступила, все увидели, что капуста уродилась на славу. Срезал заяц капусту, сложил её, и получилась целая горка. Пришлось лошадку приглашать, чтобы всех зверей угостить и развести по норкам.

«Лошадка».

Следующей весной решили ещё больше огород сделать, а все звери помогать будут. Только одна змея шипела, потому что не любила капусту.

Исполняется песенка змеи: «ш – ш – ш».

Сказка о Кляксе.

Жила – была Клякса в тёмном дупле, она очень не любила показываться людям.

«Язычок на балкончике».

Почему? Да потому, что при её появлении каждый считал своим долгом воскликнуть: «Какой ужас! Какая жирная и некрасивая чёрная Клякса!». Кому такое понравится? Вот почему она предпочитала отсиживаться в дупле. Но разве хорошо сидеть в одиночестве? Скучно!

Решила она принарядиться. Тогда она зашла в магазин, купила краски и покрасила свою шляпку.

«Маляр».

Но все, кто её видел, снова махали руками и кричали: «Какая ужасная Клякса в оранжевой шляпке!».

«Язычок на балкончике».

Тогда Клякса купила синей краски и выкрасила свою юбку.

«Маляр».

Но и это никто не оценил. Она снова услышала: «Какая огромная Клякса в синей юбке!» Очень она обиделась, взяла и оставшейся краской выкрасила своё дупло. Она очень старалась, и дупло стало уютным и красивым.

«Спрячь конфетку» и «Почистим зубки».

И нашей Кляксе захотелось сходить погулять на праздник или в гости. Взяла жёлтой краски и покрасилась в яркий солнечный цвет.

«Маляр».

Представляете! Конечно, себе в таком наряде она понравилась. Но только она появилась на улице, как каждый, кто ей встречался, в ужасе кричал: «Какая жёлтая Клякса! Как блин!»

«Лопатка».

В это время пролетала Сова – мудрая голова.

«Часики».

Сова не узнала Кляксу в новом наряде и новом жилище. Сове показалось, что это совсем и не Клякса. «Здравствуйте, дорогая и красивая Незнакомка! – сказала вежливо Сова. – Вы случайно не родственница Луны?» Клякса впервые в жизни услышала добрые слова и улыбнулась. Ей было очень приятно, что её приняли за Луну. И они вместе отправились качаться на качелях.

«Качели».



Предварительный просмотр:

Гимнастика губ и языка.

1. «Рыба».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5.

2. «Лягушка».

Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.

3. «Хоботок».

Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.

4. «Заборчик».

Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.

5. «Бублик».

Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5.

6. «Лопата».

Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5.

7. «Иголочка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.

Удержать под счет от 1 до 5.

8. «Чистим зубы».

Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

9. «Качели».

Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

10. «Вкусное варенье».

Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

11. «Ступеньки».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

12. «Чашечка».

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5.

13. «Индюшата».

Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна.

14. «Маляр».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

15. «Дятел».

Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна.

16. «Лошадка».

Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна.

17. «Грибок».

Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка.

18. «Гармошка».

Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке.

Развитие речевого дыхания.

Для всех упражнений:

Вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваются.Плечи не поднимаются. Темп выполнения – медленный. Количество повторений – не более 5.

  1. «Мыльные пузыри».
  2. «Сдуй листочек».

Вырезать из тонкой бумаги листочек (бабочку, лягушку, снежинку и т.д.), положить на ладонь ребенка. Прямая ладонь поднята на уровень рта (расстояние от губ 10-15 см.). Плавно выдыхая через «хоботок», сдуть листок с ладони.

  1. «Забей гол в ворота».

На столе построить «ворота» из кубиков.

Скатать ватный шарик. Длительной, плавной струей выдыхаемого воздуха загнать шарик в ворота.

Открывает рыба рот,

Да не слышно, что поет.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам;

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

Язык лопатой положи

И под счет его держи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

Язык иголочкой потом.

И потянем острием.

Чищу зубы, посмотри,

Не болели чтоб они.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

И все выше поднимаюсь –

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И варенье оближу.

Язычок пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

Язык широкий положи

И под счет его держи.

Получилась пиала –

Округленная она.

В рот ее мы занесем

И края к зубам прижмем.

Индюшата-малышата

Ножками топочут,

Весело болбочут:

БЛ – БЛ – БЛ.

Красить потолок пора.

Пригласили маляра.

Кисть ведем вперед-назад,

Наш маляр работе рад.

Целый день я стучу,

Червячка поймать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

Д-Д-Д-Д-Д.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

На лесной опушке

Вырос гриб-волнушка.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Методические рекомендации.

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.

  1. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.

  1. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.

  1. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.

  1. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.

  1. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.

  1. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

  1. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Комплексы артикуляционной гимнастики.

  1. Общеукрепляющие упражнения: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
  2. Для звуков С, З, Ц: № 1, 2, 6, 7, 8.
  3. Для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: № 1, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12.
  4. Для звука Л: № 2, 7, 9, 11, 13, 14, 15.
  5. Для звука Р: № 1, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

Следует учесть, что в каждом конкретном случае комплекс упражнений может изменяться  в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Упражнения для развития подвижности губ.

Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз. Необходимое положение губ удерживается под счет от 1 до 5. В один день следует выполнять 5-7 упражнений.

  1. Вытянуть сомкнутые губы вперед, вернуть в исходное положение.

  1. Растянуть губы в улыбку (зубы сомкнуты), и. п.

  1. Растянуть губы в улыбку (зубы приоткрыты), и. п.

  1. Подтянуть верхнюю губу вверх (зубы сомкнуты), и. п.

  1. Языком вытягивать верхнюю губу.

  1. Удерживать губами трубочки разного диаметра, обхват их губами.

  1. Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.

  1. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.

  1. Вращательные движения губами, вытянутыми хоботком.

  1. Плотно сомкнуть губы, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую.



Предварительный просмотр:

Дыхательные упражнения

Играя, лечим!

ПЕЧИНИНА С.И.,

учитель-логопед МДОУ№ 125, г. Казань, Республика Татарстан

Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. И мы, логопеды дошкольных учреждений, уделяем пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Изучая журнал «Логопед» № 5 за 2004 г., меня очень заинтересовала статья учителя-логопеда МДОУ № 36 г. Саянска О.В. Кучергиной «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста», а именно подраздел «Организация работы по развитию речевого дыхания». Автор предлагает применять дыхательную гимнастику, которая влияет не только на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике и лечению заболеваний лор-органов. О.В. Кучергина дает описание семи упражнений, но, начав их делать со своими детьми, я увидела, что это им не очень интересно, хотя эффект от упражнений я заметила довольно быстро. Тогда я решила дать каждому упражнению название и придумать четверостишие. Теперь ребятишки с огромным удовольствием выполняют эту полезную дыхательную гимнастику.

Хочу поделиться своей «изюминкой» с коллегами, читателями журнала «Логопед».

Дыхательные упражнения «Играя, лечим!»

Дятел

Пестрый дятел тук да тук,

Слышим мы знакомый звук.

Это с той зеленой ели

Раздается громкий стук.

Погладить нос (боковые части носа) от кончика к переносице — сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцем (5—6 раз).

Василек

Распустился наш цветок —

Ярко-синий василек.

Ну пойдем скорей гулять,

Аромат его вдыхать!

Сделать по 8—10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем — через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

Бычок

Вышел на лужок бычок

С черным пятнышком бочок.

Ты уж не бодайся,

С нами занимайся!

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук [м], одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

Замочек

Дверь с тобой мы закрываем,

На замочек запираем.

Не успели мы закрыться,

Кто-то в дверь уже стучится.

При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

Гномик

Наш веселый добрый гном

Часто размышляет.

Звуки «ба-бо-бу» и «гм-м-м»

Вслух он повторяет.

Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести «ба-бо-бу» и «гм-м-м» .

Шарик

Будто шариком играем:

Наш животик мы сдуваем.

Дружно все вдохнули:

Шарик наш надули.

Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3—4 раза).

Доктор

Горлышко свое мы

Доктору покажем.

Чтобы все увидел —

«А-а-а» ему мы скажем.

Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь кончиком его достать до подбородка, произнести «а-а-а» (5—6 раз).



Предварительный просмотр:

Т. Г. Визель

ЛОГОПЕДАМ


ПЕДАГОГАМ


РОДИТЕЛЯ


ЛОГОПЕДАМ • ПЕДАГОГАМ • РОДИТЕЛЯМ

 

Визель Татьяна Григорьевна - ведущий научный сотрудник Института психиатрии, консультант Московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, старший методист по организации специализированной логопедической службы по оказанию помощи больным с патологией речи, преподаватель МГОПУ им. М. Шолохова, МГУ, циклов повышения квалификации, доктор психологических наук.

Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющих нарушения произносительной стороны речи.


Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи

Визель Т.Г.

Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В. Секачев, 2005. - 16 с.

ISBN 5-88923-113-8

Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемое методическое пособие предназначено не только и не столько для специалистов, сколько для педагогов общего профиля и родителей детей, у которых имеются нарушения речевого развития в виде неразборчивости речи, недостатков звукопроизношения и пр. Оно может быть также использовано специалистами, работающими в области восстановительного обучения больных, перенесших инсульт или черепно-мозговую травму и имеющими в виде последствий нарушения произносительной стороны речи.

Пособие написано в связи с тем, что, работая практически, автор постоянно сталкивается с необходимостью давать подробные рекомендации каждому педагогу, родителю или логопеду. Конечно, пособие не может заменить живое общение специалиста с пациентами или их окружением, однако рекомендации, сопровождаемые таким «готовым» материалом, намного облегчают дело и оптимизируют прием.

Текст пособия рассчитан на пациентов разного возраста. Предполагается, что пользующийся пособием сам будет отбирать те слова и фразы, которые считает доступными.

То, как следует пользоваться пособием, дано в комментариях к каждому разделу или упражнениям, которые следует от начала до конца читать и говорить каждый день.

Автор надеется, что оно будет полезно специалистам и близким родственникам, желающим помочь взрослым пациентам и детям с нарушениями речи обрести способность разборчиво и красиво говорить.

< Визель Т.Г., 2005.

В. Секачев, 2005

Логопедический массаж

  1. Воротниковой зоны
  2. Лицевых мышц
  3. Губ
  4. Языка
  5. Мягкого неба

Массаж воротниковой зоны, лицевых мышц, включая губы, выполняется по тем же правилам, что и обычный косметический массаж.

Массаж языка проводится от его корня к кончику специальным зондом или другим предметом, например, закругленной пластмассовой ручкой зубной щетки. Используются практически все виды массажных движений: поглаживающие, разминающие, похлопывающие, вибрационные и др. Массаж мягкого неба и дужек проводится сверху вниз.

Необходимо соблюдать при этом важное правило: если массируемые мышцы вялые, расслабленные, то массаж должен быть активный, интенсивный; если же мышцы напряжены, то следует начинать с расслабляющего массажа, выполняемого легкими поглаживающими движениями, и только по мере расслабления мышц пытаться проникнуть вглубь.

Логопедическая гимнастика

(Выполняется перед зеркалом; обучающий и обучаемый сидят так, чтобы оба были видны каждому. Дозировка и темп движений увеличиваются постепенно, по мере того, как оно осваивается.)

Губы:

1.        Вытянуть — растянуть.

Инструкция: Растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны все зубы, и вытянуть в трубочку, чтобы получился хоботок.

2.        Сжать — отпустить.

Инструкция: Крепко сжать губы («рот на замок»), а затем плавно их распустить.

3.        Сложить рупором.

Инструкция: Нужно, сделать так, как я, чтобы получился «рупор».

  1. Покусать верхними зубами нижнюю губу.
    Инструкция: Нужно сделать так, как я.
  2. Покусать нижними зубами верхнюю губу.
    Инструкция: та же.

2. Язык:

1.        Распластать по нижней губе и удерживать, постепенно про
длевая время удержания.

Инструкция: «Нужно чтобы язык лежал так, как у меня». Если мышцы языка остаются напряженными, надо слегка похлопать по языку шпателем.

Способ выполнения: Распластать язык' по верхней губе и удерживать, не поддерживая нижней губой, постепенно продлевая время удержания.

Если пациент неспособен поднять язык сам, можно поддерживать его специальным зондом. Для облегчения задачи держать рот открытым, можно что-нибудь закусить с боков, например, кусочки сахара.

Постепенно пациент должен научиться удерживать рот открытым без посторонней помощи.

Совершать языком круговые движения (облизать губы).

2.        Двигать языком от одного угла губ к другому (по воздуху, а
не по нижней губе), постепенно продлевая время удержания.

Инструкция: «Нужно двигать язык от одного уголка рта до другого так, чтобы язык скользил не по губе, а по воздуху».

Способ выполнения: Если пациент не может выполнять упражнение самостоятельно, следует зажать кончик языка специальным шпателем или своими пальцами и передвигать его (пассивный вариант выполнения задания).

  1. Цоканье (присасывание языка).
    Выполняется по подражанию.
  2. Щелканье (подражание цоканью копыт лошади).
    Выполняется по подражанию.

5.        Поднять   язык   к   альвеолам   и   энергично   произносить
«Д, Д, Д...», удерживая рот в открытом состоянии (на ширину
2 см).

5

Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки и ударяй(те) в них кончиком языка». Для детей это упражнение можно обозначить как «Молоток» или «Забиваем гвозди».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка произносит альвеолярное (зазубное) «Д» или «ДА, ДА/ДА...». Чтобы рот не закрывался можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).

6.        Удерживая язык у альвеол верхних зубов, дуть на него,
подключая голос, чтобы получился звук средний между «3»
и «Ж».

Инструкция: «Нащупай(те) языком за верхними зубами бугорки, поднимите язык и дуйте на язык, как я. Для детей это упражнение можно обозначить как «Пчелка».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен вибрировать от попадающей на него струи воздуха. Чтобы рот не закрывался, можно зафиксировать щель (см. упражнение 1).

7.        Вести язык по верхнему небу — упереть в зубы и сопротив
ляться попытке протолкнуть его назад специальным шпателем или
каким-либо другим предметом, например, чайной ложкой.

Инструкция: «Упри(те) язык в верхние зубы и дави(те) на них. Я буду толкать его обратно, а ты (Вы) не давайте, сопротивляйтесь мне».

Способ выполнения: При открытом рте кончик языка должен упереться в верхние зубы. Обучающий шариковым зондом, чайной ложечкой или пальцем пытается отодвинуть его назад, в глубь рта.


Коррекция звукопроизношения

/. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с гласными звуками:

Вой ветра — УУУ...

Плач младенца — УА, УА, У А....

Перекличка, заблудившихся в лесу: АУ, АУ, АУ...

Писк поросенка или мышонка: И, И, И...

2. Имитация неречевых шумов, сопоставимых с согласными

звуками (четкое, утрированное произнесение):

Мычание коровы — МУ, МУ, МУ...

Мяуканье кошки: МЯУ, МЯУ, МЯУ...

Лай собаки: АВ, АВ, АВ...

Кваканье лягушки: КВА, КВА, КВА...

Кудахтанье курицы — КО, КО, КО...

Гоготанье гусей — ГА, ГА, ГА...

Пение песенки — ЛЯ, ЛЯ, ЛЯ...; ПА, ПА, ПА...ДУ, ДУ, ДУ...

Звук воздушного шарика, который проткнули: ССС...

Звук подлетающего комара: ЗьЗьЗь...

Шуршание листьев: Ш Ш Ш...

Звук подъезжающего поезда — ЧУК, ЧУК, ЧУК...

Уханье филина — УФ, УФ, УФ...

Рычание дикого зверя: РРР...

Крик петуха — КУКАРЕКУ...

Если звуки вызваны путем имитации, то можно приступать к автоматизации их в слогах. Для этого ниже приведены слоговые таблицы, в которых звуки систематизированы по способу и месту образования. Если же таким путем получить правильно произносимые звуки не удалось, то следует обратиться к специалисту-логопеду, который поставит их, а затем уже автоматизировать.

3. Слоговые таблицы:

Таблицы составлены таким образом, чтобы автоматизируемый звук находился в разных фонетических контекстах: прямые слоги — твердые и мягкие; обратные слоги; слоги с разделительным мягким знаком.

ГУБНЫЕ

Прямые

МА

МЯ

МЬЯ

ПА

ПЯ

ПЬЯ

БА

БЯ

БЬЯ

МО

МЁ

МЬЁ

ПО

ПЁ

ПЬЁ

БО

БЁ

БЬЁ

МУ

МЮ

МЬЮ

ПУ

ПЮ

ПЬЮ

БУ

БЮ

БЬЮ

МЫ

МИ

МЬИ

ПЫ

ПИ

ПЬИ

БЫ

БИ

БЬИ

Обратные 

АМ

ЯМ

ЯМЬ

АП

ЯП

ЯПЬ

АБ

ЯБ

ЯБЬ

ОМ

ЕМ

ЁМЬ

ОП

-

ЁПЬ

АБ

-

-

УМ

ЮМ

ЮМЬ

УП

ЮП

ЮПЬ

УБ

ЮБ

ЮБЬ

ЫМ

ИМ

ИМЬ

ЫП

ИП

ИПЬ

ЫБ

ИБ

ИБЬ

Примечание: Обратные слоги со звонким согласным «Б» произносятся без оглушения. Неблагозвучные слоги пропущены.

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Прямые

КА

КЯ

КЬЯ

ГА

ГЯ

ГЬЯ

ХА

ХЯ

ХЬЯ

КО

КЁ

КЬЁ

ГО

ГЁ

ГЬЁ

ХО

ХЁ

ХЬЁ

КУ

КЮ

КЬЮ

ГУ

ГЮ

ГЬЮ

ХУ

ХЮ

ХЬЮ

КЫ

КИ

КЬИ

ГЫ

ГИ

ГЬИ

ХЫ

ХИ

ХЬИ

Обратные 

АК

ЯК

-

АГ

ЯГ

-

АХ

ЯХ

-

ОК

ЁК

-

ОГ

ЁГ

-

ОХ

ЁХ

-

УК

ЮК

-

УГ

ЮГ

-

УХ

ЮХ

-

ЫК

ИК

-

ЫГ

ИГ

-

ЫХ

ИХ

-

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

Прямые

ТА

ТЯ

ТЬЯ

ДА

ДЯ

ДЬЯ

НА

НЯ

НЬЯ

ТО

ТЕ

ТЬЁ

ДО

ДЁ

ДЬЁ

НО

НЕ

НЬЁ

ТУ

ТЮ

ТЬЮ

ДЮ

ДЮ

ДЬЮ

ЛУ

НЮ

НЬЮ

ТЫ

ТИ

ТЬИ

ДИ

ДИ

ДЬИ

НЫ

НИ

НЬИ

Обратные

АТ

ЯТ

-

АД

ЯД

-

АН

ЯН

-

ОТ

ЁТ

-

ОД

ЁД

-

ОН

ЁН

-

УТ

ЮТ

-

УД

ЮД

-

УН

ЮН

-

ЫТ

ИТ

-

ЫД

ИД

-

ЫН

ИН

-


ГУБНО-ЗУБНЫЕ

ШИПЯЩИЕ

ДИФТОНГИ С «Й»

«и»

Прямые

ВА-ВЯ-ВЬЯ

ФА-ФЯ-ФЬЯ

ША

ЖА

ЧА

Е (Й+Э)

ЙЭ

ВО-ВЁ-ВЬЁ

ФО-ФЁ-ФЬЁ

ШО

ЖО

ЧО

Ё (Й+О)

ЙО

ВУ-ВЮ-ВЬЮ

ФУ-ФЮ-ФЬЮ

ШУ

ЖУ

ЧУ

Ю (Й+У)

ЙУ

ВЫ-ВИ-ВЬИ

ФЫ-ФИ-ФЬИ

ШИ

ЖИ

ЧИ

Я (Й+А)

ЙА

Обратные

АВ-ЯВ

АФ-ЯФ

АШ

АЖ

АЧ

ЭЙ

-

ОВ-ЁВ

ОФ-ЁФ

ОШ

ОЖ

ОЧ

ОЙ

-

УВ-ЮВ

УФ-ЮФ

УШ

УЖ

УЧ

УЙ

-

ЫВ-ИВ

ЫФ-ИФ

ЫШ

ЫЖ

ЫЧ

АИ

-

СВИСТЯЩИЕ 

Прямые 

СА

СЯ

СЬЯ

ЗА

ЗЯ

ЗЬЯ

ЦА

СО

СЁ

СЬЁ

30

ЗЁ

ЗЬЁ

ЦА

СУ

СЮ

СЬЮ

ЗУ

ЗЮ

ЗЬЮ

ЦУ

СЫ

СИ

СЬИ

ЗЫ

ЗИ

ЗЬИ

ЦЫ

Обратные

АС

ЯС

-

АЗ

ЯЗ

-

АЦ

ОС

ЕС

-

ОЗ

ЁЗ

-

УС

ЮС

-

УЗ

ЮЗ

-

УЦ

ЫС

ИС

-

ЫЗ

ИЗ

-

ЫЦ

СОНОРЫ 

Прямые 

РА

РЯ

РЬЯ

ЛА

ЛЯ

ЛЬЯ

РО

РЁ

РЬЁ

ЛО

ЛЁ

ЛЬЕ

РУ

РЮ

РЬЮ

ЛУ

ЛЮ

ЛЬЮ

РЫ

РИ

РЬИ

ЛЫ

ЛИ

ЛЬИ

Обратные

АР

ЯР

-

АЛ

ЯЛ

-

ОР

ЁР

-

ОЛ

ЕЛ

-

УР

ЮР

-

УЛ

ЮЛ

-

ЫР

ИР

-

ЫЛ

ИЛ

-


4. СЛОВА (по предметным и предикативным картинкам).

ГУБНЫЕ 

МАМА-МАША-РОМА-КОМАР

ПАПА-ПАЛЕЦ

БАБА-БАНЯ-РЫБА

МЯСО-СЕМЯ-ВРЕМЯ

ПЯТКА

БЯКА

СКАМЬЯ

ПЬЯНИЦА

МОРЕ-МОЛОТ-МОЛОКО

ПОЛЕ-ПОРКА-ПОМОЩЬ

БОРЯ-БОЧКА-БОЛЬНО

МЁД

ПЁС

КОПЬЁ

БЬЁТ

МУКА-МУЗЫКА-МУРКА

ПУХ-ПУЛЯ-ПУДРА

БУЛКА-БАБУШКА-БУМАГА-БУСЫ

МЮСЛИ

БЮСТ-БЮРО

МЫ

ПЫЖИК-ЛАПЫ

БЫЛЬ-БЫЛИНА-ЕСЛИБЫ...

МИЛА-МИР

ПИЩА-ПИРАТ-ПИСЬМО

БИРКА-БИНОКЛЬ-РЯБИНА

ВОРОБЬИ РЫБЬИ КОСТИ

 

10


11

ПЕРЕДНЕЯЗЫЧНЫЕ

ТАТА

ТАНЯ- ТАПКИ-ТАНЕЦ

ДАНЯ-ДАША-ДАТА-ПОДАРОК-ДАЙ

НАДЯ-НАШИ-НАСТЯ-НИНА-

КАРТИНА-МАШИНА

ТЯПКА-ТЁТЯ-МОТЯ-ТЯНЕТ

ДЯДЯ-ДЯТЕЛ

НЯНЯ-ТАНЯ-ВАНЯ

СТАТЬЯ-СВАТЬЯ

СУДЬЯ-БАДЬЯ

ТОЛЯ- ТОМА-БАТОН

ДОМ-ДОСКИ

НОГИ-НОША-НОМЕР-НОРКА

ТЕНЬ-ТЕЛО

ДЁГОТЬ

НЁС-ПРИНЁС

ПЛАТЬЕ

ВРАНЬЁ-ВОРОНЬЁ

ТУФЛИ-ТУМБА-ТУРОК

НУЖНО-НУГА

ТЮЛЬ-ТЮЛЬКА

ДЮШЕС

НЮНЯ

ТЫЛ-ТЫКВА-

РОБОТЫ-ЗАБОТЫ

НЫТИК

ТИХО-

БОТИНОК

ДИНА-ДИВО-ДИСКИ

НИНА


ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ

КАТЯ-КАТЕР-КАМЕНЬ

ГАЛЯ-ГАММА-ГАЛЬКА-ГАЗ

ХА-ХАХА

ХАЛА-ХАМ

КОЛЯ-КОШКА-КОСМОС

ГОДЫ-ГОРОД-

ГОЛОД

ХОЛОД-ПОХОД-ДОХОД

КУРЫ-КУДРИ

ГУСИ-ГУБЫ

ГУБНО-ЗУБНЫЕ

ШИПЯЩИЕ

ДИФТОНГИ С «И»

ВАНЯ-ВАСЯ-ВАРИТ-ВАФЛЯ

ВЯЖЕТ-СВЯЗКА

ФАНЯ-ФАКЕЛ-СОФА-ГРАФА-

ЛАФА

ШАР-ШАЛЬ-

ДУША

ЖАР-

ЖАБА-ЖАЛО-КОЖА

ЧАС-ЧАД-

ЧАДО

ЕВА-ЕЛИ-ЕЗДИТ

ВОДЫ-

ВОЛЯ-ВОБЛА

ШОК

ЖО

ЧО

ЁЛКА-ЁЖИК

ШУ

ЖУ

ЧУ

ЮЛЯ-

ЮРИК-

ЛЮЛЬКА

ВЫ ВИ

ВЬИ

ФИЛИН-ФИЗИК

ШИ

ЖИ

ЧИ

Я (Й+А)

СВИСТЯЩИЕ

САЛО-САХАР-САМ-САД-КИСА-РОСА-КРАСА

ВАСЯ

ЗАМОК-ЗАЛЫ

ЦАПЛЯ-ЦАРЬ-ЦАРИЦА

ДЕВИЦА-СПИЦА

СО

СЁ

ЗОЯ-ЗОРИ

ЛИЦО-

КРЫЛЬЦО-КОЛЬЦО-ЦОКОТ

СУ

СЮ

ЗУБЫ-ЗУБРЫ

ЦУКАТ

СЫ

СИ

КОНЦЫ-ДЕВИЦЫ


Примечание: Можно' самостоятельно составить таблицы с более сложными слогами, имеющими такую же систематизацию (губные, переднеязычные, заднеязычные и т. д.), например:

АТА

СТА

ПЛА

АГА

ГАРТ

ХАЛТА

АСТРА

АТО

СТО

ПЛО

АГО

ГОРТ

ХАЛТО

АСТРО

АТУ

СТУ

ПЛУ

АГУ

ГУРТ

ХАЛТУ

АСТРУ

АТЫ

СТЫ

ПЛЫ

АГЫ

-

ХАЛТЫ

АСТРЫ

5. ПРЕДЛОЖЕНИЯ (по сюжетным картинкам).

Подбирается ряд картинок на слова из.слоговых таблиц.

С О Н О Р Ы — «р», «л»

РАМА-РАДОСТЬ-РАКИ-ССОРА

РЯБА-РЯСКА-РЯД

ЛАПЫ-

ЛАДНО-ЛАСКА

ЛЯЛЯ

ЛЯМКА

РОМА-РОЗЫ-

РОСТ-ДОРОГА

РЕКИ-ГРЕКИ

ЛОРА-ЛОДКА-

ЛОВИТ-ЛОМ

ЛЕС-НАЛ ЕВО-

ПОЛЕ

РУПОР-РУКИ-РУБЛЬ

РЮМКА

ЛУЖА-БАЛУ

ЛЮЛЬКА-ЛЮБИТ-ЛЮСЯ-

СЛЮНИ

РЫБА-РЫЖИК-РЫНОК

РИММА

ЛЫЖИ-

ЛЫКО

ЛИЦА-БОЛИ-

СТОЛИК

14


15



Предварительный просмотр:

Методика проведения артикуляционной гимнастики

Целью артикуляционной гимнастики является выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков (Фомичева М.Ф.) и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем. (Чевелева Н.А. в кн. «Основы логопедии»).

Подробно вопрос «Методики проведения артикуляционной гимнастики» освещен Фомичевой М.Ф. в кн. «Воспитание у детей правильного произношения».

Она рекомендует проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей движения становились прочными. Лучше выполнять ее перед утренней зарядкой или перед завтраком.

Длительность гимнастики 3 – 5 минут (Фомичева М.Ф.) в старших группах начинать с 5 – 6 минут увеличивать до 10 – 12 минут.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в этом положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят полукругом или по-другому, но так, чтобы они видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено. Воспитатель тоже должен видеть каждого ребенка. Новоторцева Н.В. в «Рабочей тетради», раздел «Артикуляционная гимнастика» предлагает проводить ее не только сидя, но и стоя.

Структура артикуляционной гимнастики

  1. мимические упражнения
  2. упражнения для губ
  3. упражнения для языка
  4. упражнение на дыхание
  5. речевой материал (чистоговорки, скороговорки)
  6. пальчиковая гимнастика

Мимические упражнения

Цель: научить детей с помощью мимики лица передавать чувство удивления, радости, огорчения, страха, гнева, восхищения, удовлетворения, испуга, волнения и т.д.

Для этих упражнений можно использовать разнообразные методы, например наглядные. Дети рассматривают иллюстрации с изображением клоуна (петрушки), который то грустит, то удивляется, то сердится, то радуется. Задание детям: показать с помощью мимики лица то или иное чувство.

Хорошо использовать игровые приёмы, например воспитатель рассказывает историю про лесника, сопровождая показом действий с игрушками: Вышел лесник из избушки и увидел следы зверя. Удивился лесник, какой это зверь так близко подошел к домику? (покажите, как удивился лесник) Подошёл поближе, видит: медвежьи следы, а на них капельки крови. Рассердился он на браконьеров, которые стреляли в медведя, (покажите, как рассердился). Пошёл он по следу, вскоре обнаружил медведя под ёлкой. Обрадовался лесник, что жив мишка (покажите, как обрадовался).

Дальше сюжет переходит к упражнениям для губ.

Очень нравится детям такой приём, когда задействовано их воображение, представьте, что к нам в группу зашёл живой настоящий лев. Покажите, кто какое чувство испытывает. Некоторые дети показывают, что испугались, другие удивились, третьи – обрадовались.

Или такое задание: «Представьте, что в комнату залетел инопланетянин, волшебник. Волшебник дотронулся до каждого из вас палочкой, у вас во рту появился сладкий банан. Покажите, как приятно его жевать. А теперь во рту кислый лимон. Теперь покажите какое у вас чувство.

Творчество воспитателя в использовании методов для развития мимики лица неограниченно.

Упражнения для губ и языка.

Чевелева Н.А. все упражнения для губ и языка делит на статические и динамические.

Статические упражнения направлены на удержание. артикуляционной позы в течении 6-10 секунд.

Динамические требуют ритмического повторения упражнения (6-8 р.) координации, переключаемости.

Каждое упражнение имеет своё название, которое условно. Важно, чтобы дети их запомнили. Это вызывает интерес к упражнению, экономит время, т.к. не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно сказать: «Поиграем в лошадки».

Упражнения для губ, языка нельзя подбирать произвольно. Фомичева М.Ф. в книге «Воспитание у детей правильного звукопроизношения» предлагает 5 комплексов артикуляционной гимнастики.

Комплекс 1 предполагает отработку основных движений и положений губ, языка, необходимых для чёткого, правильного произношения звуков.

1. Удерживать губы в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперёд трубочкой.

3. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

5. Язык широкий.

6. Язык узкий.

7. Чередование положений языка: широкий - узкий.

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка: вверх - вниз.

10. Чередование: отодвигать язык в глубь рта - приближать к передним резцам.

После отработки упражнений 1 комплекса используются упражнения 2 комплекса, потом 3, 4, 5.

Комплекс 2. Упражнения способствуют выработке движение и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков:

1. «Загнать мяч в ворота»

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю, учить не надувать щёки, загонять шарик на 1 выдохе.

2. «Наказать непослушный язык»

Цель: Учить расслаблять мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. («пя-пя-пя»).

3. Сделать язык широким

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении на нижней губе в улыбке.

4. Кто дальше загонит мяч?

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посредине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительно звук «Ф» сдуть ватку на противоположный край стола.

5. «Почистим зубы»

Цель: Научить удерживать кончик языка за нижними зубами.

Комплекс 3 (для шипящих звуков ш, ж, ч, щ)

1. Наказать непослушный язык.

2. Сделать язык широким.

3. Приклей конфетку.

Цель: Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.

4. «Грибок»

5. «Кто дальше загонит мяч».

6. «Вкусное варенье»

7. «Гармошка»

8. «Фокус»

Комплекс 4 (для звука «Л»).

1. «Наказать непослушный язык»

2. «Вкусное варенье»

3. «Пароход гудит»

Цель: выработать подъём спинки языка вверх.

Описание: Приоткрыть рот, длительно произносить звук «Ы». Кончик языка опущен, находится в глубине рта, спинка поднята к нёбу)

4. «Индюк»

Цель: Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

5. «Качели»

Цель: Учить быстро менять положение широкого языка: из положения широкий язык за нижними зубами в положение - за верхние зубы.

6. «Пощелкать кончиком языка»

7. Беззвучно пощелкать кончиком языка.

Комплекс 5 (для звука «Р»).

1. Чьи зубы чище?

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх (почистить верхние зубы с внутренней стороны).

2. «Маляр».

Цель: Отрабатывать движения языка вверх, его подвижность. (Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое небо; вперёд — назад).

3. «Кто дальше загонит мяч?»

4. Пощёлкать кончиком языка

5. «Вкусное варенье»

6. «Индюк»

7. «Барабанщики» (д-д-д-д).

II младшая группа

Детей этого возраста учим чётко произносить все звуки, кроме свистящих, шипящих и сонорных.

Упражнения для губ.

1. «Улыбка».

2. «Заборчик»

3. «Трубочка», «Дудочка» (для звука «У»)

4. «Сделай губы круглые, как бублик» (для звука «О»)

5. «Птенцы» (рот широко открыть, потом закрыть для звука «А»).

6. «Волк и заяц» (чередование «улыбка» - «трубочка»).

7. «Поиграем на балалайке» (сжать губы и провести пальцем по губам, (для звука «Б»).

8. «Кто умеет тише сидеть» (плотно сжать губы и разжать (для звука «Д»).

9. «Мишка рычит» (принимаем положение губ для звука «Э»).

Упражнения для языка

1. «Язычок вышел на прогулку».

(Улыбнуться, приоткрыть рот положить широкий передний край языка на нижнюю губу, подержать и быстро убрать).

2. «Язычок ищет друзей».

(Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язычок, выполнять им непроизвольные движения: влево – вправо, вверх – вниз).

3. «Вкусное варенье».

(Улыбнуться, приоткрыть рот, выполнять круговые движения языком по губам).

4. «Часики». (Двигать язычок из одного уголка рта в другой).

5. «Качели».

(Поднять широкий язычок за верхние зубы, опустить за нижние, для звука «Т»).

6. «Барабанщики», (т-т-т).

7. «Почистим зубки»

(Улыбнуться, почистить языком верхние зубы с внутренней стороны. Для звука «Н»).

8. «Прятки».

(Открыть рот, спрятать язычок далеко, кончик языка за нижними зубами. Для звука «К»).

9. «Погреем руки».

(Дышать на руки, произнося звук «Х» длительно).

10. "Наказать непослушный язык»

11. «Лошадки». (Приоткрыть рот, пощелкать кончиком языка)

Средняя группа

Учим произносить все звуки, в том числе шипящие. В конце года начинаем использовать упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.

Для языка:

1. «Лопаточка», «Блинчик».

«Киска сердится», «Горка»

2. «Иголочка», «Стрелочка», «Жало»

3. «Вкусное варенье». (широким краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз).

4. «Индюк»

5. «Качели» (Язык тянется к носу, к подбородку).

6. «Пощелкать кончиком языка».

7. «Катушка».

8. «Барабанщики», «Дятел».

Старшая, подготовительная группа

Учим произносить шипящие звуки и сонорные, для этого подбираем соответствующие упражнения.

Для губ:

1. То же что в младших группах, но с усложнением.

2. «Гармошка»

3. «Хоботок».

4. «Рупор».

5. Чередование: «Рупор» - «Заборчик» - «Улыбка» - «Хоботок» - «Рупор»

6. «Остановим лошадку» "тру".

7. «Морж обливается водой» «фр».

8. «Лягушки» (уголки губ тянуть к ушам).

Для языка:

1. «Чашечка»

2. «Приклей конфетку»

3. «Грибок»

4. «Маляры»

5. «Трубочка»

6. «Болтушка».

7. «Гармошка» (приклей язык к нёбу, открывать и закрывать рот).

8. «Дразнилка» (улыбнуться, с силой дуть на кончик языка, который между губ, чтобы он задрожал).

9. «Змейка»

10. «Катушка».

Нравится детям, когда упражнения сопровождаются художественным словом.

Комплекс составляется на неделю, на следующую неделю 2 - 1 новых упражнения. Если какое-то плохо усваивается детьми, берём до тех пор, пока не освоят.

При отборе материала надо соблюдать определённую последовательность, идти от простых упражнений, к сложным. Проводить эмоционально, в игровой форме, в форме сюжета, продумывать наглядность: демонстрационный материал, раздаточный.

Работу над каждым упражнением Фомичева, позднее Новоторцева рекомендуют вести в определенной последовательности.

1. Рассказать о предстоящем упражнении с использованием игровых приёмов.

2. Показать упражнение.

3. Дети выполняют упражнение перед зеркалом.

4. Воспитатель проверяет правильность выполнения, отмечает достижения, подбадривает. Нельзя говорить, что ребёнок выполняет неправильно. Это может привести к отказу выполнять движение.

5. В старших группах в конце года дети могут выполнять отработанные упражнения без зеркал.

Упражнения на дыхание

Обязательно проводить в игровой форме, желательно с раздаточным материалом.

Воспитатель обязан следить, чтобы во время выполнения упражнения на дыхание:

1. Дети не напрягались

2. Не принимали различных поз.

3. Не поднимали плечи.

4. Работа длилась не более 25 минут

5. Воздух должен быть свежим.

6. Если отрабатывается направленная воздушная струя, следить, чтобы дети не надували щёк.

Упражнения для отработки направленной воздушной струи

1. «Загнать мяч в ворота»

2. «Кто дальше загонит мяч?»

3. «Фокус» (в ст. гр.)

4. «Задуй упрямую свечу»

5. «Подуй на ушибленное место» (палец, ладонь).

6. Чья птичка дальше улетит.

7. «Одуванчик»

8. «Сдуй бабочку с цветка».

9. «Ветерок дует на деревья».

10. «Ветерок дует на пропеллер» (на снежинку, листок с дерева).

11. «Буря на море» (дутьё через соломинку в банку с водой)

12. «Надуй шарик»

Тренировка продолжительного вдоха

1. «В цветочном магазине»

2. «Понюхать надушенный платочек»

Отработка ротового дыхания

1. «Собачке жарко» (быстрый вдох и выдох через рот)

2. «Рыбки» (Быстрый вдох через рот и медленный выдох через нос).

Упражнения на дыхание с произношением звуков

1. «Насос» (выдох со звуком «С»)

2. «Лес шумит»(«Ш»)

3. «Назойливый комар» («З»).

4. «Шар лопнул» («Ш»).

5. «Самолёт летит» («Л»).

IV. Речевой материал

Для младших групп подбираются четверостишия, в которых нет шипящих и сонорных звуков.

В старших группах чистоговорки, в подготовительной группе – скороговорки.

V. Пальчиковая гимнастика

Цель: развивать мелкую моторику пальцев, улучшать произношение, обогатить лексику.

Подготовить руку к письму.

Развивать внимание, терпение. Научить управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат», что предотвратит возможность возникновения нервозов.

Интересный практический материал собран авторами М.С.Кузиной, С.О. Афонькиным в книге «Страна пальчиковых игр» В журналах: «Дошкольное воспитание» Интересно для работы пособие «Расскажи стихи руками»

Проводя артикуляционную гимнастику с детьми следует помнить о требованиях:

1. Вырабатывать у детей умение принимать требуемую позу, удерживать её, переключаться с одной на другую

2. Следить за плавностью, четкостью выполнения.

3. Упражнения должны быть как статические, так и динамические

4. Занятия проводить кратковременно и многократно.

5. Следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне

6. Обязательна индивидуальная работа с детьми и родителями.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: